Научная статья на тему 'Основные тенденции в развитии политико-правового регулирования интернет-пространства россии в 2018 г'

Основные тенденции в развитии политико-правового регулирования интернет-пространства россии в 2018 г Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
362
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / RUSSIAN FEDERATION / STATE POWER / INTERNET / INTERNET COMMUNITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пивоваров Владимир Александрович

В статье рассматриваются основные тенденции политико-правового регулирования активности в информационном пространстве в Российской Федерации в 2018 г. Автор проводит анализ ключевых нормативно-правовых актов и документов в данной области, а также иных инициатив органов государственной власти, направленных на обеспечение контроля за распространением информации и делает вывод о причинах, целях и последствиях ужесточения государственного регулирования деятельности интернет-сообществ и интернет-пространства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF POLITICAL AND LEGAL REGULATION OF RUSSIAN INTERNET SPACE IN 2018

The article discusses the main trends of political and legal regulation of public activity in the Russian Internet space in 2018 and defines Internet as the most powerful instrument for shaping public opinion and the political agenda in today's Russia. The author argues that this is the factor of increasing desire of the Russian authorities to regulate Internet activity. In this context, the author analyzes a number of key legislative acts and draft laws in this area, as well as other initiatives of public authorities aimed at ensuring control over the dissemination of information. In particular, the article discusses such resonant legislative initiatives of 2018 as de-criminalization of the article of the criminal code implying criminal punishment for reposts and likes on social networks and establishment of administrative penalties for disrespectful behavior on government bodies and officials on the Internet. The author holds the idea that the Russian government intentionally tightens control over the information environment in order to ensure the protection of state authorities and officials from possible reputational risks and exposures. The author also makes a forecast regarding the further evolution of Russian legislation in the information environment.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции в развитии политико-правового регулирования интернет-пространства россии в 2018 г»

26 января 2019 г., Саратов) (под ред. В.С. Слобожниковой, И.В. Суслова). Саратов: Саратовская государственная юридическая академия.

Ильин А.Н. 2019. Утилитаризация науки в обществе потребления. - Свободная мысль. № 1. Доступ: http://svom.info/entry/899-utilitarizaciya-nauki-v-obshestve-potrebleniya/ (проверено 16.02.2019).

Пелипенко А.А. 2013. Глобальный кризис и проблемы экспертного дискурса. - Власть. № 1. С. 58-62.

Пелипенко А.А. 2015. Интернет как феномен эволюции культуры. - Власть. № 1. С. 163-169.

Чернышов А.Г. 2019. Родители как граждане. - Власть. Т. 27. № 1. С. 47-54.

CHERNYSHOV Aleksei Gennad'evich, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Professor of the Chair of State and Municipal Management, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, GSP-3, Russia, 125993; ag555@mail.ru)

ARTIFICIAL INTELLIGENCE AS THE NEW RELIGION AND IDEOLOGY OF DIGITAL DATA

Abstract. Nowadays one can see a radical change in the social life of people associated with the introduction of new technological solutions into human practice. The digit and artificial intelligence are becoming more and more settled in the cultural space, becoming an integral part of the life landscape. At the same time, for the first time in the history of the human community, the issue of the possibility of preserving the biological and social principles of human activity in the new, most unpredictable scientific and technological revolution is on the agenda.

Keywords: artificial intelligence, natural intelligence, ethics of digit, religion of digital data, semantic content, supranational expert civil forum

ПИВОВАРОВ Владимир Александрович — аспирант Саратовского национального исследователь-скогоуниверситета им. Н.Г. Чернышевского (СГУ) (410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83; vpivovar55@gmail.com)

основные тенденции в развитии политико-правового регулирования интернет-пространства россии в 2018 г.

Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции политико-правового регулирования активности в информационном пространстве в Российской Федерации в 2018 г. Автор проводит анализ ключевых нормативно-правовых актов и документов в данной области, а также иных инициатив органов государственной власти, направленных на обеспечение контроля за распространением информации, и делает вывод о причинах, целях и последствиях ужесточения государственного регулирования деятельности интернет-сообществ и интернет-пространства в целом.

Ключевые слова: Российская Федерация, государственная власть, Интернет, интернет-сообщество

На сегодняшний день в нашей стране сформирована достаточно серьезная законодательная база, регулирующая распространение информации в российском сегменте Интернета - Рунете.

Следует отметить, что в силу особой специфики объекта регулирования законодательство в информационной сфере нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании, что обусловливает динамичность и высокую частоту внесения изменений в нормативно-правовые акты.

При этом важно понимать, что данные изменения опираются на базовый в этой области документ - Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (далее - Стратегия). Красной нитью через весь документ проходит идея необходимости совершенствования законодательного регулирования в информационной сфере. Так или иначе все изменения в законодательстве в этой сфере осуществляются с опорой на п. 24 Стратегии: «Целями формирования информационного пространства, основанного на знаниях (далее - информационное пространство знаний), являются обеспечение прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора»1.

Еще в 2012 г. в контексте законодательного регулирования интернет-активности был задан общий вектор, направленный на создание эффективного юридического и политического инструментария, предназначенного для установления контроля над интернет-пространством. Сегодня данный вектор остается актуальным.

В ряде случаев такие инициативы представляются особенно актуальными и востребованными обществом. Так, отличительной чертой любого демократического государства является необходимость защиты подрастающего поколения своих граждан от непроверенной, спорной, а порой и вовсе опасной информации. Наличие этой объективной потребности стало причиной принятия 18 декабря 2018 г. федерального закона, в соответствии с которым были внесены изменения в федеральные законы «Об информации» и «О защите детей от вредной информации»2. Был значительно расширен перечень запрещенных для распространения среди детей видов информации. Более того, теперь блокировке подлежат не только сами информационные ресурсы, распространяющие вредоносную информацию, например нацеленную на привлечение лиц, не достигших 18 лет, к участию в противоправных деяниях, но и любой контент, склоняющий к действиям, опасным для жизни или здоровья самих детей либо других людей. Постоянное увеличение числа блогеров, интернет-медиа-издательств, занимающихся в т.ч. распространением критических воззрений на политические действия представителей российской власти, спровоцировало принятие ряда законов, предусматривающих определенную ответственность за отказ от удаления той или иной информации, способной нанести репутацион-ный и другие виды урона тем или иным лицам.

Так, в апреле 2018 г. был принят закон о внесении изменений в федеральный закон «Об исполнительном производстве» и федеральный закон «Об информации», который наделял судебных приставов правомочием принимать решение

1 Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - Собрание законодательства РФ. 15.05.2017. N 20. Ст. 2901.

2 Федеральный закон от 18.12.2018 N 472-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"». - Собрание законодательства РФ. 24.12.2018. N 52. Ст. 8101.

об ограничении доступа к сайтам за отказ удалять сведения, порочащие честь и достоинство гражданина или деловую репутацию юридического лица1.

В сентябре 2018 г. был принят еще один закон, в соответствии с которым были внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, а также Кодекс об административных правонарушениях РФ. Изменения заключаются в ужесточении наказания за неисполнение требований решений судов, обязывающих прекратить распространение незаконной информации, и, более того, подразумевают наступление и уголовной ответственности для тех лиц, которые уже подвергались ранее административному наказанию за соответствующее правонарушение, с наказанием в форме ареста на срок до 3 месяцев или лишения свободы на срок до 2 лет2. В конце сентября 2018 г. вступил в силу закон о штрафах для поисковиков и хостеров за неисполнение закона о регулировании VPN, прокси, анони-майзеров и поисковиков. Игнорирование закона о запрете обхода блокировок3 теперь грозит операторам административной ответственностью4.

В данном контексте не лишним будет вспомнить о таких принципах информационной политики в России, обозначенных в Стратегии, как обеспечение прав граждан на доступ к информации и обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией5. На наш взгляд, рассмотренные изменения в российском законодательстве не в полной мере соответствуют названным принципам.

Комплекс законов и подзаконных актов, известный как пакет Яровой, также получил свое развитие в 2018 г. Так, пакет антитеррористических законов, принятый в июле 2016 г., обязал операторов связи и интернет-компании хранить информацию о содержании разговоров и переписки пользователей, включая фото-, видео- и звуковые файлы, с последующим предоставлением их при необходимости по запросу спецслужб. 1 июля 2018 г. эти нормы вступили в силу: операторы связи и интернет-компании теперь обязаны хранить весь трафик в течение полугода6.

Процесс реализации пакета Яровой уже привел к росту тарифов на все виды связи. Если принять во внимание непростую экономическую обстановку в стране, а также негативную реакцию бизнес-сообщества, простых граждан и частоту внесения изменений в данный комплекс законов и подзаконных актов, становится очевидной слабость качественной составляющей прогноза последствий, привнесенных процессом реализации пакета Яровой.

Еще одна проблема связана с уголовным преследованием интернет-пользователей за репосты и лайки в социальных сетях, что вызвало в 2018 г. широкий общественный резонанс.

Данная проблема освещалась всеми российскими СМИ и была предметом дискуссии в социальных сетях в течение более полугода. Российские власти не

1 Федеральный закон от 23.04.2018 N 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"». - Собрание законодательства РФ. 30.04.2018. N 18. Ст. 2572.

2 Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации». - Собрание законодательства РФ. 08.10.2018. N 41. Ст. 6188.

3 Федеральный закон от 29.07.2017 N 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"». - Собрание законодательства РФ. 31.07.2017. N 31, ч. I. Ст. 4825.

4 Федеральный закон от 27.06.2018 N 155-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». - Собрание законодательства РФ. 02.07.2018. N 27. Ст. 3938.

5 Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - Собрание законодательства РФ. 15.05.2017. N 20. Ст. 2901.

6 Слежка «по Яровой» вступила в силу: забастовка, обучение, защита. - Роскомсвобода. 01.07.2018. Доступ: https://roskomsvoboda.org/40042/ (проверено 02.11.2018).

могли не отреагировать, и уже в октябре 2018 г. президент РФ внес в Госдуму два законопроекта, подразумевавших частичную декриминализацию ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»1. Так, в соответствии с внесенными по инициативе главы государства поправками, экстремистские высказывания в Интернете теперь влекут за собой административную, а не уголовную ответственность, а в КоАП была включена соответствующая статья 20.31 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»2. Уголовная же ответственность наступит только в случае, если лицо уже привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года3.

Важно отметить, что названные законы о декриминализации ст. 282 УК РФ наделены обратной силой. Следовательно, все текущие уголовные дела за лайки и репосты будут рассматриваться с учетом внесенных поправок, а все вступившие в силу приговоры по ст. 282 УК РФ будут пересмотрены.

Говоря о законодательном регулировании интернет-пространства, сказать следует и о не менее нашумевшем в конце 2018 г. законопроекте, нацеленном на обеспечение безопасного и устойчивого функционирования сети Интернет на территории РФ (спонсорами законопроекта выступили члены Совета Федерации Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Госдумы Андрей Луговой)4. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что акт «подготовлен с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США». 12 февраля 2019 г. законопроект был принят Государственной думой в первом чтении: за принятие проекта закона проголосовали 334 депутата, против - 47. Среди проголосовавших против есть представители всех фракций, кроме «Единой России»5.

Важнейшая роль Интернета сегодня не столько информационная, сколько коммуникативная. Безусловно, в условиях глобальных информационных войн любому государству необходимы инструменты для эффективной защиты населения от негативного информационного влияния. Вместе с тем не стоит забывать, что, возможно, лучший метод защиты - не возведение «цифровых» защитных сооружений, но просвещение, повышение информационной грамотности населения страны.

В декабре 2018 г. А. Клишас и Л. Бокова внесли в Госдуму еще два законопроекта - № 606594-7 и № 606596-7, - устанавливающих наказание за оскорбление государственных символов и органов власти. Так, согласно данной инициативе, те пользователи, которые выражают в Интернете в неприличной форме явное

1 Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019). - Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954; 31.12.2018. N 53, ч. I. Ст. 8495.

2 Федеральный закон от 27.12.2018 N 521-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». - Собрание законодательства РФ. 31.12.2018. N 53, ч. I. Ст. 8447.

3 Федеральный закон от 27.12.2018 N 519-ФЗ «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации». - Собрание законодательства РФ. 31.12.2018. N 53, ч. I. Ст. 8445.

4 Законопроект № 608767-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети Интернет на территории Российской Федерации). - Государственная Дума. Официальный сайт. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Доступ: http://asozd.duma. gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=608767-7 (проверено 27.01.2019).

5 Справка о результатах голосования по вопросу (первое чтение) о проекте федерального закона № 608767-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети Интернет на территории Российской Федерации). - Государственная Дума. Официальный сайт. Система анализа результатов голосований на заседаниях Государственной Думы. Доступ: http://vote.duma.gov.ru/vote/107004 (проверено 13.02.2019).

2019'02

ВлАсть

87

неуважение к обществу, государству и государственным органам, могут быть привлечены к ответственности в виде штрафов или ареста на срок до 15 суток1. 24 января 2019 г. законопроект был принят Государственной думой в первом чтении и также вызвал неоднозначную реакцию общества, поскольку принятие подобного закона подразумевает ограничение возможностей выражения своей политической позиции, критики действующей власти со стороны, к примеру, политической оппозиции, что не вполне соотносится с одним из основополагающих принципов функционирования демократического государства - принципом плюрализма мнений.

Растущее влияние различных интернет-сообществ, подтверждаемое повышенным вниманием к ним со стороны властных структур, находит отражение в активизации законотворческой деятельности в этой области. Поэтому совершенно логичным было бы предположить, что в 2019 г. заданный курс, направленный на «регулирование Интернета», будет продолжен. Однако известные результаты такой информационной политики российского правительства и последствия - как социально-экономические, так и политические - представляются крайне неоднозначными.

PIVOVAROV Vladimir Aleksandrovich, postgraduate student at the Chernyshevsky National Research Saratov State University (83 Astrakhanskaya St, Saratov, Russia, 410012; vpivovar55@gmail.com)

THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF POLITICAL AND LEGAL REGULATION OF RUSSIAN INTERNET SPACE IN 2018

Abstract. The article discusses the main trends of political and legal regulation of public activity in the Russian Internet space in 2018 and defines Internet as the most powerful instrument for shaping public opinion and the political agenda in today's Russia. The author argues that this is the factor of increasing desire of the Russian authorities to regulate Internet activity. In this context, the author analyzes a number of key legislative acts and draft laws in this area, as well as other initiatives of public authorities aimed at ensuring control over the dissemination of information.

In particular, the article discusses such resonant legislative initiatives of 2018 as de-criminalization of the article of the Criminal Code implying criminal punishment for reposts and likes on social networks and establishment of administrative penalties for disrespectful behavior on government bodies and officials on the Internet. The author holds the idea that the Russian government intentionally tightens control over the information environment in order to ensure the protection of state authorities and officials from possible reputational risks and exposures. The author also makes a forecast regarding the further evolution of Russian legislation in the information environment. Keywords: Russian Federation, state power, Internet, Internet community

1 Законопроект № 606594-7 «О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"». - Государственная Дума. Официальный сайт. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Доступ: http://asozd.duma. gov.ru/main.nsf/(Spravka)?0penAgent&RN=606594-7 (проверено 10.01.2019); законопроект № 606596-

7 «О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». - Государственная Дума. Официальный сайт. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Доступ: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ (Spravka)?0penAgent&RN=606596-7 (проверено 12.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.