Научная статья на тему 'Регулирование социально-трудовых отношений в зарубежных странах'

Регулирование социально-трудовых отношений в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1984
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL PARTNERSHIP / REGULATION OF SOCIAL-LABOR RELATIONS / THE SWEDISH MODEL OF SOCIAL PARTNERSHIP / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянская Светлана Геннадьевна

Социальное партнерство важнейший инструмент современной социальной политики, способствующий решению проблем в сфере обеспечения общественной стабильности и повышения благосостояния населения. Для России данная тема сравнительно новая, поэтому опыт стран, которые используют механизм социального партнерства в регулировании взаимоотношений между трудом и капиталом многие десятилетия, особенно полезен. Какая модель социального партнерства позволит обеспечить высокий уровень благосостояния граждан, улучшить жизнь населения страны? К какой модели прибегнуть? Или, может быть, идти по-своему, уникальному пути? В рамках данной статьи рассмотрены европейские модели социального партнерства, изучен опыт регулирования социально-трудовых отношений в Швеции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The regulation of social-labor relations in foreign countries

Social partnership is the most important instrument of modern social policy, contributing to the solution of problems in the sphere of social stability and welfare of the population. For Russia, this topic is relatively new, so the experience of countries that use the mechanism of social partnership in the regulation of relations between labor and capital for many decades is particularly useful. What is the model of social partnership will ensure a high level of welfare of citizens, to improve the lives of the population? What model to use? Or maybe to go on their own unique way, isn't it? In this article there is considered the European model of social partnership, studied the experience of regulation of social-labor relations in Sweden.

Текст научной работы на тему «Регулирование социально-трудовых отношений в зарубежных странах»

УДК 331.1

с. Г. ПОЛЯНСКАЯ

Омский государственный технический университет, г. Омск

РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Социальное партнерство — важнейший инструмент современной социальной политики, способствующий решению проблем в сфере обеспечения общественной стабильности и повышения благосостояния населения. Для России данная тема сравнительно новая, поэтому опыт стран, которые используют механизм социального партнерства в регулировании взаимоотношений между трудом и капиталом многие десятилетия, особенно полезен. Какая модель социального партнерства позволит обеспечить высокий уровень благосостояния граждан, улучшить жизнь населения страны? К какой модели прибегнуть? Или, может быть, идти по-своему, уникальному пути? В рамках данной статьи рассмотрены европейские модели социального партнерства, изучен опыт регулирования социально-трудовых отношений в Швеции.

Ключевые слова: социальное партнерство, регулирование социально-трудовых отношений, шведская модель социального партнерства.

В современной России регулирование социально-трудовых отношений реализуется на принципах социального партнерства. Для нашей страны эта тема относительно новая. Поэтому весьма актуально изучение накопленного обширного мирового опыта взаимоотношений наемных работников и работодателей. Зарубежные модели социального партнерства, формировавшиеся более чем столетие, отражают особенности правовых и политических систем, своеобразие культуры стран, менталитета населения, а также традиции, сложившиеся в сфере социально-трудовых отношений.

В европейских странах сегодня действуют многоуровневые модели социального партнерства. Однако значимость уровней неодинакова. В соответствии с данным критерием модели можно разделить на три группы:

— модели с доминирующим межотраслевым уровнем, в которых наиболее значимым является общенациональный уровень переговоров и соглашений (применяются в Бельгии, Ирландии, Финляндии, Словении, то есть в небольших государствах с относительно простой отраслевой структурой);

— модели с доминирующим уровнем компаний, в которых центр партнерства приходится на предприятия, но при наличии определенного регулирующего влияния отраслевых и общенациональных соглашений (применяются в Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше и на Мальте);

— модели с доминирующим отраслевым уровнем. Основную роль играют отраслевые тарифные соглашения, которые в значительной мере распространяются на все или большую часть предприятий отрасли (применяются в Австрии, Германии, Греции, Италии, Португалии, Испании, Словакии, Швеции, то есть в развитых государствах со сложной отраслевой структурой) [1, с. 20].

Европейские модели отличаются значительным уровнем социальной защиты населения [2, с. 191].

Что касается охвата работников коллективными договорами, то в странах Евросоюза он весьма высокий. В среднем этот показатель составляет свыше 70 %. В то время в США и Японии под действие коллективных договоров подпадает лишь 20 % занятых [3, с. 35].

Формирование социального партнерства в европейских странах происходило в результате постепенного изменения социально-трудовых отношений. В Европе социальное партнерство зародилось в конце XIX века. На тот момент оно выступало как инструмент макроэкономического регулирования. Развитие рыночной экономики привело к нарастанию противоречий и конфликтности между работодателями и работниками. Забастовки были одной из распространенных форм социального протеста. Они возникали все чаще. А к концу XIX —началу XX веков во всем мире забастовочное движение было практически постоянным. Тогда стал выбор решать проблему путем революционного переустройства капитализма, или же, наоборот — реформировать его на основе компромиссов. Угроза потери не только социальной и экономической, но и политической стабильности толкала европейские государства к принятию активных мер по сдерживанию забастовочного движения, а именно развитие национального трудового законодательства. Так, в Дании в 1907 году был принят гражданский кодекс, в 1911 году в Швейцарии — кодекс обязанностей, в 1912 г. — было принято специальное трудовое законодательство в Норвегии, в 1918 г. — похожее законодательство появилось в Германии, а в 1919 г. — во Франции. В том же 1919 году была создана Международная организация труда (МОТ) [4, с. 200].

В середине XX века социальное партнерство в европейских странах приобретает качественно иной характер. В этот период центр социального партнерства перемещается на предприятия. Теперь

приоритетными становятся проблемы трудовой мотивации и повышения квалификации работников. Предприниматели заинтересованы в образованных и мотивированных работниках, которые обеспечивают их конкурентоспособность. Государство принимает активное участие в развитии национальных систем образования. Этот этап социального партнерства характеризуется также активным участием профсоюзов и ростом их авторитета.

В конце 80-х — середине 90-х годов картина заметно изменилась. В эти годы в европейских странах началось развитие автоматизированных производств и использование вычислительной техники, переход к высокотехнологичным производствам. В новых условиях трансформируется и модель социального партнерства. Теперь область регулирования социально-трудовых отношений становится шире, от вопросов оплаты труда и создания благоприятных условий до вопросов, связанных с возможностью работников свободно распоряжаться своим временем (стали применяться гибкие графики), творческим и содержательным характером работы, с признанием прав работников на участие в разработке и принятии социально важных решений.

Несмотря на очевидные успехи европейской социальной политики, следует заметить, что противостояние социальных партнеров никуда не делось, а просто приняло другие формы и выражается по-иному. Проблемы решаются не при помощи «революционных» методов и нагнетания конфликтных ситуаций, а, напротив, путем компромиссов и взаимных уступок. Чтобы избежать социальной дестабилизации, представители бизнеса используют целый арсенал различных материальных, политических, юридических, моральных средств при построении отношений с организациями, защищающими интересы трудящихся. Одним из основных и наиболее действенных практических инструментов социального партнерства на западе стал социальный диалог. Еще в 70-е годы прошлого века можно было наблюдать попытки социальных партнеров, прийти за столом переговоров к согласию. Но в то время согласованию действий препятствовали непримиримость позиций и недостаток профессионализма участвующих сторон. Правила ведения социального диалога не были четко определены вплоть до середины 80-х годов.

Стратегия организации переговорного процесса была определена в 90-е годы двумя документами: Зеленой книгой «Европейская социальная политика: размышления для Союза» (1993 г.) и Белой книгой «Европейская социальная политика: путь для Союза» (1994 г.) и применена на практике. Социальный диалог в европейских странах позволяет решать многие социальные вопросы, например, устанавливать высокий уровень заработной платы, достигать оптимальной дифференциации размеров заработной платы между неквалифицированным и квалифицированным трудом (заработная плата большей части наемных работников позволяет им удовлетворять широкий круг основных потребностей, включая приобретение или аренду комфортного жилья, доступ к качественным системам образования и здравоохранения), обеспечивать безопасные условия труда, надежную страховую защиту и т.п.

Существующим законодательством в России закреплена скандинавская многоуровневая система социального партнерства в варианте, приближенном к шведской модели [5, с. 233]. Рассмотрим ее более подробно.

Формирование шведской модели началось с заключения в 1938 году «Сальтшебаденского соглашения» о мирном разрешении трудовых конфликтов и заключении соглашениймежду Шведской федерацией профсоюзов и Шведской федерацией работодателей. До 70-х годов эта система функционировала без вмешательства государства. Сегодня Швеция относится к странам с такой системой социального партнерства, когда в регулировании социально-трудовых отношений принимают участие объединения профсоюзов и работодателей, а также государство. Такая форма социального партнерства носит название трипартизма.

Социальное партнерство в Швеции реализуется на принципах «политики полной занятости» и «солидарной системы оплаты труда».

Трудовая политика в Швеции носит опережающий характер. Политика «полной занятости», реализуемая в Швеции, предполагает формирование такой системы профессиональной подготовки, которая будет не только обучать трудящихся в соответствии с запросами рынка, но и учитывать эти запросы в перспективе. То есть это создание вакансий в системе профессиональной переподготовки в зависимости от тенденций на рынке труда.

Солидарная политика в сфере оплаты труда предполагала запрет на низкооплачиваемые рабочие места. Активные программы на рынке труда позволяют работникам покидать их. Реализация этой системы способствовала перемещению рабочей силы из низкопроизводительных секторов экономики в высокопроизводительные. Что неизбежно привело к ликвидации той части экономики, которая имела наибольшие предпосылки создавать бедность и низкие доходы [6, с. 11].

По мнению В. Можаева, при исследовании шведской модели социального партнерства следует учитывать следующие аспекты:

— концепция «общества благосостояния» и социального государства в Швеции реализуется с середины 1950-х годов, с небольшими перерывами, то есть весьма продолжительный срок;

— в отличие от многих других моделей, в том числе от американской, основанных на индивидуалистических принципах, шведская модель базируется на принципах солидарности, а также предполагает сильное социальное законодательство и значительную роль профсоюзного движения в обществе;

— шведская модель социального партнерства характеризуется достаточно полной нормативной базой, где существует около 20 нормативных актов, направленных на его регулирование, в отличие, например, от соседних Дании и Норвегии, где большая часть социальных отношений решается в порядке коллективных договоров [7, с. 31].

Реализация концепции социального государства в Швеции позволила построить уникальную систему социальных взаимоотношений. В ХХ веке председатель социал-демократической рабочей партии Швеции П. А. Хансон изложил свое видение и понимание сути социального государства. Оно состояло в том, что Швеция — общий дом для шведов, и в нем основой для жизни должны быть взаимопомощь, равенство, забота о людях, сотрудничество людей, борьба с бедностью [6, с. 7].

Особенностью социальной политики современной Швеции являются довольно высокие социальные гарантии. В Швеции 66 % ВВП распределяется через государственный бюджет, а примерно 2/3 этой части направляется на обеспечение бесплат-

ных образования и медицины. Кроме этого, работодатели регулярно отчисляют 43 % фонда заработной платы в пенсионные фонды. А социальные пособия по болезни или уходу за ребенком составляют 90 % среднего заработка.

В законодательстве современной Швеции отражен довольно широкий спектр проблем, которые могут решаться только после консультаций с профсоюзами. Права профсоюзных организаций зафиксированы в законодательстве.

Работники принимают участие в распределении прибыли предприятий, как правило, это реализуется в виде выплат бонусов по итогам года. Такой подход, с одной стороны, способствует росту заинтересованности работников в повышении производительности труда, а с другой — не противоречит принципам «солидарно политики зарплат». В то же время в Швеции действует закон, который регламентирует аспекты участия наемных работников в руководстве компаний.

В период с 1991 по 1996 годы в Швеции было принято около трехсот изменений нормативных актов в области социального обеспечения и пятьдесят поправок в системе регулирования трудовых отношений. В результате чего с 1994 года в стране начался экономический рост. В период с 1994 по 1996 годы ежегодный прирост ВВП составлял 2,8 %. Динамика роста производительности труда заметно превысила средние показатели стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В шведской модели отражены идеи рациональной централизованной экономики и социального планирования, сформулированные Г. Мюрдалем. Их суть заключается в формировании таких взаимоотношений работодателей, власти и трудящихся, которые направлены на нахождение компромисса глобального характера.

Шведская модель социального партнерства, базирующаяся на принципах «полной занятости», системе «солидарной политики зарплат», участии работников в управлении производством, выработанных еще в конце 60-х годов, является примером эффективной модели, работающей до сих пор.

Опыт развития социального партнерства в европейских странах доказывает его эффективность. Социальное партнерство выступает в роли эффективного фактора социальной стабилизации и константности. Европейская модель социально-

го партнерства (даже подразумевая различные существующие модели) рассматривает социальный диалог как основной и наиболее действенный практический инструмент социального партнерства. Несомненно, накопленный десятилетиями опыт взаимоотношений между социальными партнерами в странах Европы необходим и полезен для разработки обоснованной и действенной системы регулирования социально-трудовых отношений в России в условиях, когда наше социальное партнерство в его трипартическом варианте еще только делает первые шаги [8, с. 58].

Библиографический список

1. Нещадин А. А. Какая модель социального партнерства нужна россиянам? // Человек и труд. 2007. № 2. С. 17 — 21.

2. Чабан Ю. С. Социальный диалог и трудовые отношения в Европе: приемлемы ли для Украины европейские модели // Социологический альманах. 2014. № 5. С. 190—196.

3. Бонвичини Р. Социальное партнерство и трудовые отношения в Европе. М.: Права человека, 2005. 196 с. ISBN 5-7712-0312-2.

4. Экономика труда и социальные отношения: Курс ключевых лекций / Отв. ред. и сост. Н. А. Волгин, Б. В. Ракитский. М.: Изд-во РАГС, 1998. 210 с.

5. Реброва Т. А. Формирование российской модели регулирования социально-трудовых отношений // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2009. № 2 (22). С. 232-236.

6. Лащенко П. В. Концепция государства всеобщего благоденствия в отечественной и зарубежной науке и его реализация на примере шведской экономической модели // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 93 (09). С. 11. URL: http:// ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/72.pdf (дата обращения: 17.06.2017).

7. Можаев В. Совместима ли «шведская модель» с глобализацией и евроинтеграцией ? // Человек и труд. 2001. № 4. С. 30-33.

8. Баранов Ю. В., Полянская С. Г. Развитие социального партнерства в сфере оплаты труда на современном этапе: моногр. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. 216 с.

ПОЛЯНСКАЯ Светлана Геннадьевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Экономика и организация труда». Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.06.2017 г. © С. Г. Полянская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.