УДК 331.461
РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
РАБОТНИКОВ
М. Н. Кузнецова
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся проблем при управлении системой охраны труда на предприятии, выявлены индикаторы, определяющие качество трудовых ресурсов. Предложены пути совершенствования деятельности региональной инспекции по труду при условии предупреждения профессиональных заболеваний работников предприятий.
Ключевые слова: здоровье, профессиональные заболевания, трудовые ресурсы
Одно из самых важных направлений программы реформ, проводимых в стране, является перестройка систем управления предприятиями. Особое значение эта проблема имеет на уровне тех предприятий, положение которых в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. По сравнению с той системой управления, до сих пор действующей на многих предприятиях, в новых условиях появляются новые функции, которые прежде были не нужны. В рыночной экономике предприятие само принимает решение, разрабатывает стратегию своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, слияние, ликвидация, разделение, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления.
Предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные в условиях рынка. Это требует значительного расширения сферы управления, увеличения объёма и усложнения характера, выполняемых менеджерами работ. Также возросла и ответственность принятых решений за улучшение условий труда. Научнотехнический прогресс становится в мощное орудие управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. В связи с этим, предприятие, предъявляет высокие требования к профессиональному управлению охраной труда, от которого зависит эффективность управленческой деятельности, а, следовательно, и, эффективность деятельности всего предприятия.
Управление системой охраны труда в общем контексте реализации государственной политики сохранения здоровья трудящихся в настоящее
Кузнецова Марина Николаевна - ВГУ, канд. экон. наук доцент, e-mail: [email protected].
время становится особенно актуальным на фоне ряда остро возникших проблем. В первую очередь эти проблемы связаны с ухудшением медикодемографических показателей. Рост смертности от неестественных причин трудоспособного населения, потеря профессиональной
квалификации, инвалидности, в том числе по причине профессиональных заболеваний, снижение средней продолжительности предстоящей жизни привели к резкому росту уровня трудопотерь. Потери лиц трудоспособного возраста опережают потери населения в целом. Уровень смертности населения трудоспособного возраста в настоящее время соответствует аналогичным показателям в России столетней давности и почти в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах, в 1,5 раза — в развивающихся. Смертность трудоспособного населения превышает
аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза.
Не уменьшается круг проблем, связанных с условиями труда и наличием вредных факторов производственной среды на рабочих местах в организациях.
По данным Росстата в целом по стране в 2011 г. износ основных производственных средств, включая машины и оборудование, составил более 52,8% и на многих предприятиях России достиг 6070% и даже 90%. Неудовлетворительные условия труда являются причиной специфических и неспецифических нарушений здоровья работников. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, к 2011 году ежегодно в России регистрируются около 10 тысяч человек с впервые установленными диагнозами профессиональных заболеваний, что в 2 с лишним раза больше, чем в конце 80х годов. Свыше 80% из них получают выплаты из Фонда социального страхования. По расчетам Минздравсоцразвития России эти потери равны планируемому правительством ежегодному приросту объема производства.
Следующий круг проблем связан с проведением мер по реструктуризации и изменению организационно-правовых форм предприятий и организаций хозяйственного комплекса страны, что привело к спаду производства, безработице, усилению влияния
стрессогенных факторов на здоровье работающих. Особенно неблагоприятная ситуация складывается на предприятиях малого и среднего бизнеса. Предприниматели скрывают имеющиеся риски развития профессиональных заболеваний, не занимаются их профилактикой. Несмотря на это, в стране пока не созданы эффективные законодательные и экономические механизмы заинтересованности работодателя в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, сохранения и укрепления здоровья работников.
Изменилась законодательная и нормативная база в стране. Вступивший в силу Федеральный закон № 125 «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» регламентирует новую систему и порядок возмещения ущерба пострадавшим. В настоящее время уровень социальной защищенности больных и инвалидов с профессиональными заболеваниями гораздо выше, чем остального работающего населения, что привело к изменению мотивации к получению статуса профбольного. Соответственно увеличились затраты не на обновление технологий, а на социальные выплаты пострадавшим. Фондом социального страхования не рассматриваются как страховые случаи профессиональных заболеваний без утраты трудоспособности. Поэтому для больных с ранними формами профзаболеваний не предусмотрено лечение из средств социального страхования.
Чрезвычайно актуальной проблемой становится профессионально обусловленная заболеваемость. Сердечно-сосудистые,
эндокринные заболевания, скелетно-мышечные нарушения (СМН), вызванные стрессом нарушения здоровья и аллергии играют все возрастающую роль.
Проблема, без которой невозможно развить систему медицинского обеспечения работающих, -отсутствие в стране четко сформированной структуры охраны труда.
Нет единой модели построения службы в регионе. Не решен вопрос о структурнофункциональной организации Центров по охране труда, их оснащении, кадровом обеспечении. Не создан механизм финансирования службы. Проведение периодических осмотров работающих во вредных и опасных условиях не вошли в базовые программы в рамках системы обязательного медицинского страхования. Не решены вопросы организации работы специалистов первичного звена по выявлению и предупреждению развития профессиональной и профессионально обусловленных заболеваний.
С 1 июля 2009 г. введен межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования», где определены уровни управления системой охраны труда, но не даны механизмы ее реализации.
Одной из важных проблем остается отсутствие единых стандартов, обеспечивающих
унификацию подходов СУОТ на всех этапах обслуживания работников.
Разрушена система управления охраной туда на предприятиях. Зависимость от работодателя приводит в ряде случаев к допуску работников к работе с имеющимися противопоказаниями. Законодательно не решен вопрос об ответственности работодателей за допуск к работе во вредных условиях этих лиц.
До настоящего времени в стране отсутствует регистр профессиональных заболеваний, что не позволяет иметь достоверную информацию о динамике и тяжести патологии, эффективности реабилитационных мероприятий. [123].
Приоритетная задача - использование компьютерных технологий в системе оказания охраны труда, разработка эффективных методов учета и анализа профессиональных заболеваний. Целесообразно с использованием компьютерных технологий решать задачи по прогнозированию профессиональной заболеваемости для
рационального управления системой охраны труда.
В связи с ухудшением состояния здоровья работающих, одной из неотложных задач по
формированию оздоровительных программ является разработка системы мониторинга за состоянием здоровья работников вредных
профессий.
Для решения означенных проблем необходимо внедрение новых организационных, лечебно-профилактических, диагностических и информационных технологий, обеспечивающих эффективное управление охраной труда, для ее развития и формирования как единой.
Актуальность совершенствования управления региональной службой охраны труда в
Воронежской области обусловлена аналогичными проблемами.
Начало создания в Воронежской области региональной службы по охране труда положено в 50-е годы. Вместе с подъемом отечественной промышленности, которая в г. Воронеже была представлена тяжелым и средним
машиностроением, авиастроением,
радиоэлектронной, химической, строительной, деревообрабатывающей промышленностью,
наметился и рост числа заболеваний, обусловленных воздействием факторов
производственного процесса. На 1.01.11 года на предприятиях Воронежа в контакте с вредными факторами работало 20000 человек. Стало ясно, что существовавшая служба не могут справиться с проблемами ранней диагностики, профилактики, экспертизы трудопригодности без
специализированной службы.
В своей работе региональная Инспекция труда осуществляло теснейшую взаимосвязь с другими службами: центрами Госсанэпиднадзора, врачебнотрудовой экспертной комиссией, областным советом профсоюзов.
Уровень депопуляции остается устойчиво высоким, составляя в среднем за год более 22 тысяч
человек. Общая численность населения сократилась в 1991-2011 годы на 176,5 тысячи человек (7,1%). Численность лиц трудоспособного возраста, занятых в экономике сокращается на 4 тысячи человек в год.
В большинстве отраслей экономики остаются неудовлетворительные условия труда. На предприятиях Воронежской области в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудятся 16% от общего количества работающих на промышленных предприятиях, в том числе женщин 8,2%; численность работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, составляет более 33% от общей численности всех работающих в основных отраслях экономики. На ряде предприятий Воронежской области в 2011г. износ оборудования составил 80%. В 2011г. Воронежской инспекцией труда выявлено 16924 нарушения законодательства об охране труда, из них 81,5% -на предприятиях негосударственных форм собственности.
Условия труда — одна из главных причин, формирующих уровень здоровья работников. В Воронежской области в период с 2000 по 2011г. устанавливалось ежегодно в среднем до 200 диагнозов профессиональных заболеваний, 71% пострадавших обеспечивались выплатами из средств Фонда социального страхования.
Наибольшее число профессиональных заболеваний (78,5%) зарегистрировано в последние годы на предприятиях с частной формой собственности.
Неблагоприятные условия труда индуцируют также рост многих форм общих заболеваний -сердечно-сосудистых, бронхо-легочных, патологий костно-мышечной, нервной системы и др. Результаты проведенного в 2006-2010г.г. массового обследования работников вредных производств в рамках национального проекта «Здоровье» выявили низкий уровень их здоровья — здоровыми признаны только 30% обследованных.
В Воронеже к 2008 г. повсеместно ликвидированы цеховая служба и МСЧ, входившие в систему государственного здравоохранения. В связи с реструктуризацией цеховой службы, резким уменьшением числа медико-санитарных частей и санаториев-профилакториев, остро встала проблема медицинской и санаторно-курортной реабилитации больных и инвалидов с профессиональными заболеваниями, а также диспансеризации лиц, работающих в контакте с вредными производственными факторами.
Начиная с 2005 г., резко сократилось число зарегистрированных профзаболеваний с одновременным утяжелением впервые выявленной патологии, что говорит о недостаточном качестве профилактической помощи. Отмечается низкое качество профилактических осмотров,
обусловленное недостатком подготовленных по профпатологии кадров, недоукмплектованностью персонала.
Не всегда выполняются требования
регламентирующих документов по
лицензированию видов охраны труда, в результате лицензию на проведение профосмотров получают лечебные организации, которые не в состоянии обеспечить должное их качество.
Низкая выявляемость заболеваний работников способствует недостаточная преемственность среди специалистов, обеспечивающих медицинское обслуживание работников на различных этапах.
Т аким образом, совершенствование деятельности региональной инспекции по труду потребовало развития следующих направлений:
• оптимизации организационно-
функциональной структуры первичного и специализированного звеньев охраны труда, формирования единой двухуровневой системы региональной службы;
• развития системы непрерывной поэтапной реабилитации больных с профессиональными заболеваниями;
• создания системы непрерывного
повышения качества охраны труда путем подготовки квалифицированных кадров, разработки и реализации инструментов качества -стандартов (моделей и алгоритмов) лечебнодиагностических процессов, совершенствования экспертизы связи заболевания с профессией и профпригодности, разработки и применения
методов рационального управления службой;
• формирования межведомственных программ сохранения здоровья работников.
Довольно часто возникают проблемы с количественной оценкой эффективности
управления, ведь всегда существует проблема отсутствия одного критерия оценки соответствующих результатов. К тому же трудно отнести соответствующие результаты на счет определенного субъекта, необходимо всегда учитывать фактор времени, ведь большинство
управленческих мероприятий становятся
результативными через определенный промежуток времени.
Определение и оценка эффективности
управления организацией приобретает особенно важное значение, поскольку позволяет оценить уровень эффективности системы управления предприятием, выявить имеющиеся и потенциальные возможности ее развития, обеспечить необходимой информацией для принятия соответствующих управленческих решений как управленцами предприятия, так и внешними пользователями.
Литература
1.Чухломин А.В. Не экономить на безопасности труда людей // Социальный мир, 2010, № 8.
2. Энциклопедия по безопасности и гигиене труда. Москва. Профиздат. 1985 (перевод с англ. Издание международного Бюро Труда. Женева) в 4 томах.
3. Рентабельность безопасности // Охрана труда и социальное страхование, 2010,№2.
Функциональная схема СУОТ предприятия
Воронежский государственный университет
OCCUPATIONAL DISEASES OF WORKERS AS INTEGRAL PART OF REGULATION OF THE ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM
M. N. Kuznetsova
In article the questions concerning problems at management of system of labor protection at the enterprise are considered, the indicators defining quality of a manpower are revealed. Ways of improvement of activity of regional inspectorate for work under condition of the prevention of occupational diseases of employees of the enterprises are offered
Key words: health, occupational diseases, manpower