Научная статья на тему 'Регулирование системы государственных закупок'

Регулирование системы государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1264
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЗАКОН / ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / УЧАСТНИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борлакова Мадина Барисбиевна

В статье рассматриваются аспекты регулирования системы государственных закупок и изменения в законодательстве, принятые для совершенствования контрактной системы закупок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борлакова Мадина Барисбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование системы государственных закупок»

Регулирование системы государственных закупок Борлакова М. Б.

Борлакова Мадина Барисбиевна / Borlakova Madina Barisbievna - аспирант, кафедра бухгалтерского учета,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты регулирования системы государственных закупок и изменения в законодательстве, принятые для совершенствования контрактной системы закупок. Ключевые слова: государственный заказ, единая информационная система, закон, закупки, контрактная система, участники.

На современном этапе социально-экономического развития страны одним из стратегических инструментов обеспечения качества нового экономического роста являются государственные закупки, которые выступают одним из ключевых процессов и фактически отражают качество отношений государства, бизнеса и общества.

В мониторинге применения Федерального закона № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по итогам I-II квартала 2015 года, подготовленном Минэкономразвития, отмечается, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, наблюдается положительная динамика роста объёма закупок. Объем закупок, осуществляемых заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ [2], составляет 23 % валового внутреннего продукта Российской Федерации в ценах 2014 года [3].

Эффективное функционирование системы государственных закупок оказывает существенное воздействие практически на все стороны жизнедеятельности как страны в целом, так и любого региона.

Система государственных закупок является обязательным, неотъемлемым элементом управления и призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1], который был призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ 2005года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг». Контрактная система, предлагаемая в качестве альтернативы устаревшему закону, предполагает переход от практически не действовавшего механизма к регулированию полного цикла государственных закупок и должна заменить действующий закон о государственных и муниципальных закупках.

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность участников закупок и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

К участникам контрактной системы относятся: федеральные органы исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, госкорпорация по атомной энергии «Росатом», заказчики, поставщики (подрядчики, исполнители), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок.

Заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, а именно для:

- достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программноцелевого планирования), государственными программами субъектов РФ, муниципальными программами;

- исполнения международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;

- выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Целью создания контрактной системы является обеспечение открытости и прозрачности в сфере закупок, повышение профессионализма заказчиков, стимулирование введения инноваций, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Можно выделить три ключевых направления закупок товаров, работ, услуг:

- государственные и муниципальные закупки регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- оборонный заказ - регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

- закупка субъектов государственного сектора экономики - регулируется Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [2], сюда входят следующие организации: государственные организации и государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, водоснабжения; государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества, в Уставном Капитале которых доля участия РФ, субъекта или муниципального образования в совокупности превышает 50 %; дочерние хозяйствующие общества, в уставном капитале которых более 50,5 долей в совокупности принадлежит всем указанным выше лицам.

Следующее значительное нововведение принятого закона № 44-ФЗ касается изменения перечня способов осуществления закупок. По сравнению с законом № 94-ФЗ указанный перечень существенно вырастет: появляется процедура запроса предложений (симбиоз запроса котировок и открытого конкурса), процедура 2-х этапного конкурса (открытого и закрытого), конкурса с ограниченным участием (открытого и закрытого), электронный аукцион (аналог современного ОАЭФ), закупка у единственного источника. Таким образом, заказчику даётся более широкий выбор способов определения поставщика. Кроме этого, несколько уточняются существующие способы размещения заказов, а также более точно проводится разграничение оснований для использования каждого из возможных способов.

С принятием нового закона было несколько изменено основное направление развития в области способов размещения заказа. В отличие от закона № 94-ФЗ, согласно которому основным способом является открытый аукцион в электронной форме, в контрактной системе содержится предписание к заказчикам осуществлять большинство закупок методом открытого конкурса. В целях соблюдения интересов участника размещения заказа, который вынужден нести расходы на подготовку конкурсной документации, ограничиваются полномочия заказчика по пересмотру условий торгов после размещения извещения о них. Согласно закону № 44-ФЗ, заказчик более не вправе отказаться от проведения конкурса, а возможность внесения изменений в документацию (в течение 5 дней с момента публикации извещения) не распространяется на изменение объекта закупок, формы обеспечения заявок или его размера.

Законом № 44-ФЗ были введены две новые разновидности конкурсных процедур: конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Конкурс с ограниченным участием предусматривает наличие процедуры предквалификации поставщика, прохождение которой является обязательным условием для участия в конкурсе. Особенностью двухэтапного конкурса является тот факт, что он наделяет заказчика правом изменения объекта закупки и критериев оценки заявок непосредственно при проведении конкурса. На первом этапе участники подают свои первоначальные заявки без указания предлагаемой цены контракта. По результатам рассмотрения указанных заявок заказчик может уточнить документацию. После этого, в соответствии с уточненной конкурсной документацией, участники подают свои окончательные заявки; при этом ко второму этапу допускаются все желающие, а не только те, кто направил заявки на первом этапе. Введение данного способа размещения заказа позволяет в некоторой степени решить довольно острую проблему заказчика, который вынужден самостоятельно составлять подробное техническое задание, нередко не обладая достаточной компетенцией в сфере закупаемой продукции. Рассмотрение предварительных конкурсных заявок, которые, по своей сути, схожи с широко распространенными в сфере корпоративных закупок коммерческими предложениями, позволит заказчику оптимально составить требования к закупаемым товарам, работам или услугам.

Существенная роль в повышении качества управления закупками отведена созданию единой информационной системы государственных закупок (ЕИС). Единая информационная система призвана обеспечить сбор, хранение, получение и анализ данных по всем этапам обеспечения государственных и муниципальных нужд и осуществления закупок товаров, работ, услуг, является общедоступной, за исключением информации ограниченного доступа.

Информация будет предоставляться бесплатно путем размещения на информационных ресурсах в Интернете на официальном сайте ЕИС. Соответственно контролирующие органы и участники процесса будут иметь равный доступ к полной официальной информации и смогут воспользоваться ею по своему усмотрению.

Единая информационная система, которая придёт на смену нынешнему сайту Zakupki.gov, будет более всеохватывающей и продвинутой в плане поиска информации, что будет способствовать прозрачности закупок. Единая информационная система в сфере закупок должна быть введена в эксплуатацию не позднее 1 января 2016 года.

Подводя итог, следует отметить, что принятие закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стало важнейшим шагом на пути становления системы государственных закупок. Впервые был полноценно закреплен комплексный и ориентированный на результат подход к публичным закупкам. Однако принятие закона № 44-ФЗ не может

рассматриваться как завершение процесса реформирования данной сферы. В законе сохранился ряд недостатков действующего законодательства, устранение которых является обязательным условием для создания работоспособной системы управления закупками.

Совершенствование системы закупок для государственных нужд необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях размещения заказа, используя инструменты проектного управления, включающего в себя детальное планирование, сопоставление различных вариантов достижения желаемых результатов, оценку и управление рисками, а также меры по повышению качества и целевого расходования средств в ходе исполнения государственного контракта.

Несмотря на все доработки, предстоит еще работа по дальнейшему совершенствованию законодательства о контрактной системе как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы все звенья контрактной системы заработали своевременно и результативно. В этом смысле контрактная система должна стать действенным инструментом в проведении эффективной социально-экономической политики и управлении развитием территорий.

Таким образом, внедрение системы государственных закупок открывает стратегические перспективы для повышения конкурентоспособности и стабильности предпринимательской среды.

Литература

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон № 44-ФЗ от 5.04.2013 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.garant.ru.

2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.garant.ru.

3. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://goszakaz.ru/news/minekonomrazvitiva-predstavilo-monitoring-primeneniva-223fz-za-1 -polugodie-2015-goda-1976 (дата обращения: 15.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.