Научная статья на тему 'Регулирование расчетов с физическими лицами в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

Регулирование расчетов с физическими лицами в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ДОЛЖНИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Людмила Юрьевна, Чанилова Алена Игоревна

Эффективное правовое регулирование дебиторской задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одной из самых главных задач на сегодня. Задолженность населения по оплате коммунальных услуг выступает самым распространенным видом долгов населения. В статье рассматриваются основные проблемы дебиторской задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также наиболее эффективные мероприятия по ее погашению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование расчетов с физическими лицами в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТОВ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В

СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

1 2 Соловьева Л.Ю. , Чанилова А.И.

1Соловьева Людмила Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент; 2 Чанилова Алена Игоревна - магистрант,

направление: экономика, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: эффективное правовое регулирование дебиторской задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одной из самых главных задач на сегодня. Задолженность населения по оплате коммунальных услуг выступает самым распространенным видом долгов населения. В статье рассматриваются основные проблемы дебиторской задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также наиболее эффективные мероприятия по ее погашению.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, предприятие, жилищно-коммунальное хозяйство, должники.

На сегодняшний день, компании в процессе хозяйственной деятельности вступают в экономические взаимоотношения, выполняя при этом функции дебиторов и кредиторов.

Исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики занимает жилищно-коммунальное хозяйство. Для предприятий сферы ЖКХ проблема управления дебиторской задолженностью на протяжении многих лет всегда была актуальна [1].

Как известно, под дебиторской задолженностью понимают задолженность организации, физических лиц перед данной организацией за отгруженную продукцию, товары, а также за предоставленные им услуги. В том числе, дебиторскую задолженность рассматривают с точки зрения международных стандартов финансовой отчетности, в которых она является суммой, причитающаяся компании от дебиторов, то есть покупателей.

Наибольшую долю в составе дебиторской задолженности данных предприятий составляют:

1. Задолженность потребителей ЖКХ, собственников жилых помещений физических лиц.

2. Задолженность бюджетов всех уровней по финансированию организаций ЖКХ, а также комплекса, который направлен на возмещение льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

3. Задолженность бюджета по финансированию расходов, обусловленных производственной деятельностью, которая не предусмотрена при формировании экономически обоснованного тарифа.

Задолженность населения по оплате коммунальных услуг и жилья является самым распространенным видом долгов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Доля сомнительной дебиторской задолженности составляет более 50% [2].

Зачастую, причины нарушения сроков оплаты основаны не на экономической составляющей, а на психологии людей. Так практика показывает, что более 45% потребителей активно нарушают платежную дисциплину. К ним относят:

- - от 1 до 2% - граждане, которые не платят и отказываются от любого вида сотрудничества, дожидаясь истечения срока исковой давности;

- - от 2 до 3% - граждане с высоким уровнем дохода. Данная категория потребителей ссылается на отсутствие времени, связи, с чем платит не более одного, двух раз в год;

- - от 3 до 5% - причина отсутствия средств;

- - от 15 до 20% - платят с нарушениями сроков от одного до шести месяцев [9].

В сфере ЖКХ на данный момент, наблюдается довольно непростая ситуация. Вне зависимости от формы собственности, а так же вида деятельности, дебиторская задолженность присуща любым различным организациям [2].

К ней причастны сразу три агента, к которым относят:

- управляющую жилищную организацию;

- поставщика коммунальной услуги;

- собственника жилых и нежилых помещений.

Рассматривая данных агентов, стоит отметить, что управляющая компания является лишь посредником между поставщиком и собственником, так как она не имеет дохода от реализации данных услуг [3].

Главным негативным фактором дебиторской задолженности является изъятие из хозяйственного оборота денежных, а так же иных собственных платежных средств, в связи с чем, данный процесс становится причиной нехватки средств, которые необходимы предприятию для расчета с сотрудниками, поставщиками, а прежде всего с бюджетом.

Отметим, что деятельность по управлению дебиторской задолженностью в организациях сферы жилищно - коммунального хозяйства организована не очень эффективно. К наиболее острым проблемам относятся:

- управление дебиторской задолженностью осуществляется периодически, либо не осуществляется вовсе;

- отсутствует четкая система управления дебиторской задолженностью [4];

- отсутствует четкая система документооборота, а так же система контроля и обмена информации о состоянии дебиторской задолженности на данный момент;

Важно отметить, что ежегодный рост стоимости на коммунальные услуги, в первую очередь, сказывается на неплатежеспособности населения, а также на экономике страны. Все это приводит к росту дебиторской задолженности в организациях жилищно-коммунального хозяйства, что впоследствии влияет на рост кредиторской задолженности компании. Данный фактор отрицательно сказывается на взаимоотношениях управляющих предприятий, а так же поставщиков услуг и подрядчиков. В результате чего, поставщики коммунальных услуг начинают применять меры по взысканию задолженности с жителей путем приостановки подачи коммунальных услуг, что приводит к росту судебных исков.

Дебиторская задолженность в сфере ЖКХ представляет собой явление естественное в процессе хозяйственной деятельности предприятий. Плата за коммунальные услуги и жилое помещение вносится до десятого числа ежемесячно, что установлено в п. 1. ст. 155 ЖК РФ. При неисполнении обязательств по внесению платы, возникает дебиторская задолженность. В сфере ЖКХ она может возникать в случае неоплаты принятой энергии в установленный срок организациями, исполнителями и гражданами, которые являются потребителями отпущенной энергии данных предприятий [4].

В сфере ЖКХ дебиторская задолженность возникает в результате следующих причин:

- недобросовестность потребителя;

- регулярный рост тарифов;

- неплатежеспособность потребителя по оплате отпущенных коммунальных ресурсов;

- переход на стопроцентную оплату собственниками потребленных ими ресурсов.

К наиболее эффективным мероприятиям по устранению дебиторской задолженности относят:

1. Контроль и анализ состояния дебиторской задолженности.

- процедуры по ежемесячному отслеживанию долгов;

- составление реестров должников с остатками сумм по лицевым счетам;

- подключение юридической службы с целью проведения работы по досудебному урегулированию [5].

2. Анализ энергосбытовой деятельности.

- выявление основных причин дебиторской задолженности;

- разработка наиболее приоритетных направлений по ее оптимизации.

3. Регулярное проведение инвентаризации дебиторской задолженности у потребителей.

4. Оповещение должников. Данную процедуру можно проводить с помощью оповещения по телефону, либо вывешиванием списков должников на досках информации. В том числе, должников можно оповещать в индивидуальном порядке в письменном виде.

5. Личные беседы с должниками. Такой вид воздействия является наиболее эффективным. Однако, оно действует лишь в том случае, если должник сам выказал заинтересованность в погашении долга.

6. Заключение соглашений о реструктуризации долга. Данное заключение выступает двухсторонним документом, по которому должник обязуется закрыть задолженность в течение двух - трех месяцев.

7. Начисление пени. Согласно ст. 155 ЖК РФ предусматривается мера гражданско-правового воздействия на лиц, которые допускают образование дебиторской задолженности. Как правило, данные лица должны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, которое действует на момент оплаты.

8. Создание резерва по сомнительным и безнадежным долгам. Создание резерва является обязательным для каждого предприятия. Грамотное формирование резерва позволяет предприятию существенно снижать налоговую нагрузку по налогу на прибыль, тем самым уменьшая свои потери, которые в свою очередь обусловлены наличием дебиторской задолженности.

9. Разработка штрафных мер и санкций. Зачастую, предприятия не уделяют должного внимания вопросам документарного оформления отношений.

10. Ограничение подачи электроэнергии. Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», организация обязуется ограничить подачу коммунальных услуг должнику, уведомив его при этом за 30 дней до отключения.

11. Иные действия, которые предусматриваются законом или исполнительным документом.

Следует отметить, что уже на протяжении долгого периода времени все из перечисленных выше мероприятий по борьбе с дебиторской задолженностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являются актуальными.

Список литературы

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/cc40e5148d54f4268615fc6abf58c 3e1b74b2048/ (дата обращения: 08.11.2018).

2. Как справиться с дебиторской задолженностью населения в ЖКХ? 2017. Электронный ресурс. Режим доступа: https://communal-control.ru/blog/92/ (дата обращения: 08.11.2018).

3. Клименков Г.В. Организация системы управления развитием сферы ЖКХ. / Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика, 2014. № 2. С. 156-164. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/orgamzatsiya-sistemy-upravleniya-razvitiem-sfery-zhkh/ (дата обращения: 08.11.2018).

4. Брунгильд С.Г. Управление дебиторской задолженностью. М.: АСТ, 2016. 789 с.

5. Дудин Алексей. Дебиторская задолженность. Методы возврата, которые работают. М.: Питер, 2015. 978 с.

6. Новый порядок расчета пени за жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт //2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkh1.ru/articles/zhilishchnye_uslugi/novyy_poryadok_rascheta_peni_za_zhilishchno_ko mmunalnye_uslugi_i_kapitalnyy_remont/ (дата обращения: 08.11.2018).

7. Почему растут тарифы на коммунальные услуги. Независимое мнение, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkh1.ru/articles/kommunalnye_uslugi/why_are_growing_tariffs_for_communal_services _independent_opinion/ (дата обращения: 08.11.2018).

8. Правовое регулирование дебиторской задолженности. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://studbooks.net/1102384/pravo/pravovoe_regulirovanie_debitorskoy_zadolzhennosti/ (дата обращения: 08.11.2018).

9. Проблемы и пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью в сфере ЖКХ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/1286507/finansy/problemy_puti_povysheniya_effektivnosti_upravleniya_d ebitorskoy_zadolzhennostyu_sfere/ (дата обращения: 08.11.2018).

10. Работа с задолженностью. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://paritet-gkh.ru/rabota-s-zadolzhennostyu/ (дата обращения: 08.11.2018).

11. Пушкин А.В. Стратегии взыскания долгов. Управление задолженностью. М.: Эксмо, 2015. 210 c.

12. Старикова Л.Н. Оценка дебиторской задолженности МУП ЖКХ в процессе комплексного производства, 2011. № 2. С. 96-103. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/otsenka-debitorskoy-zadolzhennosti-mup-zhkh-v-protsesse-konkursnogo-proizvodstva/ (дата обращения: 08.11.2018).

МИРОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Прутовая О.А.

Прутовая Оксана Александровна - магистрант, Институт экономики, управления и права Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск

Аннотация: интернет - это технология будущего, поэтому необходимо знать направления развития электронной коммерции в сфере международной торговли. Ключевые слова: электронная торговля, электронная коммерция, мировой рынок, логистика.

Актуальность выбранной темы исследования определяется важностью своевременного исследования мировых аспектов развития электронной торговли, диагностики ее текущего состояния для прогнозирования будущей ситуации, определения уровня вовлеченности России в международную электронную торговлю с целью поиска оптимальных путей укрепления и дальнейшего развития, так как данный сектор является перспективным направлением интеграции нашей страны в глобальные торговые отношения.

Быстрая изменчивость окружающей среды, динамическое развитие научной сферы, активное внедрение инновационных технологий и развитие информационного общества ведут к появлению качественно новой электронной торговли. Широкая информированность потребителей (за счет общедоступности информации в интернете и наличие отзыва о товаре или услуге), максимальный комфорт клиента (простая покупка онлайн, обслуживание номеров, скорость доставки, возможность покупки напрямую от иностранных компаний, широкий ассортимент продукции, возможность анонимной покупки), электронная торговля во всем мире имеет явную тенденцию к увеличению объема своей стоимости.

На протяжении многих лет на мировом рынке, региональное развитие электронной торговли происходило неравномерно, «тремя столпами» ситуации являются: США, Европейский союз и Азия. США являются первой страной в мире, которая занимается развитием электронной коммерции. В настоящее время это также страна с наиболее зрелой разработкой электронной коммерции, и он является ведущей страной по развитию

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.