Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / ЭКОЛОГИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SOLID MUNICIPAL WASTE / ECOLOGY / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конева П.М.

Статья посвящена вопросам, связанным с переходом к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами в России. Приведен обзор отдельных правовых проблем в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Выдвинуты предложения по устранению проблем правового регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF SOLID COMMUNAL WASTE MANAGEMENT IN RUSSIA: LEGAL ASPECTS, PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

The article is devoted to issues related to the transition to a new system of solid municipal waste management in Russia. The article contains a list of legal problems in the field of municipal solid waste management. The article reviews ways of solution problems in the field of municipal solid waste management.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

России» // Горизонты промышленной политики. URL: http ://prompolit.ru/files/289856/(%D0%B4%D0%B0%D1 %82%D0%B0. (Дата обращения: 09.05.2017).

11.Курбатов А.Я. Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц // СПС «КонсультантПлюс».

12.Концепция развития гражданского законодательства. С. 70 - 71 // СПС «КонсультантПлюс».

13. План-график по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании «Автодор», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2010 года № 6793п-13 // СПС «КонсультантПлюс».

14.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 "Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».

УДК 330.15

Конева П.М. студент магистратуры научный руководитель: Шайбакова Л.Ф., д.э.н.

профессор

кафедра «Конкурентного права и антимонопольного регулирования» Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ

АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Аннотация: статья посвящена вопросам, связанным с переходом к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами в России. Приведен обзор отдельных правовых проблем в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Выдвинуты предложения по устранению проблем правового регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами.

Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, экология, правовое регулирование.

Koneva P., master student Ural State University of Economics Russia, Ekaterinburg Scientific adviser: Shaibakova L. Doctor of Economics, professor of the Department of Competition Law

and Antimonopoly Regulation Ural State University of Economics

Russia, Ekaterinburg

REGULATION OF SOLID COMMUNAL WASTE MANAGEMENT IN RUSSIA: LEGAL ASPECTS, PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

Summary: the article is devoted to issues related to the transition to a new system of solid municipal waste management in Russia. The article contains a list of legal problems in the field of municipal solid waste management. The article reviews ways of solution problems in the field of municipal solid waste management.

Key words: solid municipal waste, ecology, legal regulation.

На современном этапе развития общества все более остро встает вопрос о состоянии среды обитания человека, поскольку постепенная деградация окружающей среды становится серьезной угрозой для существования человечества. Неслучайно признание и обеспечение права человека на благоприятную окружающую среду находит последовательное закрепление и развитие в основополагающих источниках как международного, так и национального права.

Возникновение отрасли международного права охраны окружающей среды относят к первой Конференции ООН по окружающей человека среде, проведенной в Стокгольме в 1972 году. В документе, принятом Конференцией, впервые было сформулировано понятие «права человека на благоприятную окружающую среду», а также отмечено, что от состояния окружающей природной среды зависит жизнь человека [1].

В российском законодательстве право человека на благоприятную окружающую среду также нашло свое закрепление. В соответствии со ст.2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Одними из таких конституционно обеспечиваемых прав выступают права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическим правонарушением. Одновременно с признанием субъективных экологических прав ст. 58 Конституции РФ возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду [2].

Основными нормативными правовыми актами, принятыми в развитие указанных конституционных положений и регламентирующими вопросы охраны окружающей природной среды и использование ее богатств, являются Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ряд Федеральных законов об отдельных видах природных ресурсов.

По мнению ряда ученых-экологов, главным фактором, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, выступают отходы

производства и потребления.

Следует отметить, что в Российской Федерации проблема образования и накопления отходов производства и потребления актуальна для всех субъектов без исключения. Мусор существует в таких объемах, справиться с которым в один день невозможно. Так, только в одном из 85 субъектов Российской Федерации - Свердловской области каждый год образуется около 170 млн. т. Отходов производства и потребления. Динамику образования отходов производства и потребления можно увидеть на рисунке 1. 250

200

150

100

50

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 1 - Динамика образования отходов в Свердловской области за

период 2009-2017 годы, млн.т. [составлено автором по 3, 4, 5] Вместе с тем, большая часть из этих отходов направляется на свалки и полигоны ТКО. Динамика накопления отходов на территории Свердловской области представлена на рисунке 2.

9200

9000

9030.1

8800

8600

8400 —8308.4

8391.4

8443.3

8443.3

8509.5

8353.5

8710.5

8596.1

8200

8000

7800

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

2017

Рисунок 2 - Накоплено отходов в Свердловской области за период 2009-2017 годы, млн.т. [составлено автором по 3, 4, 5]

0

Анализируя данные, представленные на рисунках 1 и 2, делаем вывод, что всего по Свердловской области на 31 декабря 2017 года в объектах размещения отходов и на территориях хозяйствующих субъектов накоплено уже 9,37 млрд. тонн отходов производства и потребления и каждый год образуется еще около 170 млн. т. [3].

В настоящее время значительную часть образующихся отходов составляют твердые коммунальные отходы (далее - ТКО), образующиеся у населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование обращения твердых коммунальных отходов имеет непосредственную связь с реализацией права человека на благоприятную окружающую среду.

Отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами прежде всего регулируются нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее -Закон № 89-ФЗ).

Однако несмотря на объемное регулирование данной сферы правоотношений, реальная ситуация еще далека от желаемой, например, только в Свердловской области ежегодно выявляется около 1500 мест несанкционированного размещения отходов, в том числе около 300 мест захламления лесных участков [6].

С учетом имеющихся тенденций российское законодательство в этой сфере в последние годы подверглось существенным изменениям: только в вышеназванный закон за последние годы вносились изменения уже 36 раз.

Так, Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ впервые было закреплено понятие ТКО и определены особые правила по обращению с ними. Поправки, внесенные в 2016 году, предусмотрели переход на новую систему обращения с ТКО [7].

Новелла заключается в том, что в систему правоотношений введены новые субъекты, определяемые на основе конкурсных процедур -региональные операторы, осуществляющие профессиональную деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов на определенной территории субъекта Российской Федерации.

Согласно нормам Закона № 89-ФЗ деятельность регионального оператора базируется на двух основополагающих правовых актах, определяющих направление осуществления деятельности по обращению с отходами на данной территории, - региональной программе в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, утверждаемыми органами государственной власти субъектов РФ.

Порядок взаимодействия региональных операторов по обращению с ТКО с собственниками отходов строится на основе договорных отношений. Необходимость заключения договора с региональным оператором для собственников отходов закреплена Законом

№ 89-ФЗ и носит обязательный характер.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными

отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Форма типового договора утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 [8].

Анализируя положения типового договора, становится ясно, что он имеет классическую конструкцию договора возмездного оказания услуг, в соответствии с таким договором исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Следует отметить, что в гражданско-правовом понимании ТКО представляют собой вещи, а с позиции Закона № 89-ФЗ вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом.

Таким образом, специфика правового режима ТКО одновременно определяется нормами как экологического, так и гражданского права.

Для оценки эффективности функционирования отрасли и перспектив ее развития важно учитывать проблемы правового регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами. Рассмотрим некоторые из них.

Согласно измененным в 2015 году положениям Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы возникает и прекращается в соответствии с гражданским законодательством (статья 4). В силу статьи 210 Гражданского Кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества [9].

Следует обратить внимание на то, что согласно п. 8 типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления ТКО.

В данном случае представляет определенный интерес ответ на вопрос о том, переходит ли право собственности на ТКО к региональному оператору при приемке отходов от потребителя? Согласно отмеченному выше, типовой договор по своей конструкции является договором возмездного оказания услуг и переход права собственности на отходы не предусматривает.

Правоприменительная судебная практика позволяет сделать вывод, что при передаче отходов на полигон автоматический переход права собственности на отходы не происходит, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен такой переход к специализированной организации [10].

При подобных условиях типового договора видится следующее: потребитель услуги после передачи ТКО региональному оператору, оставаясь собственником отходов, утрачивает возможность контролировать

соблюдение требований законодательства в области обращения с ТКО, но в то же время несет ответственность за их нарушение и, в том числе, в случае нанесения вреда окружающей природной среде при обращении с его отходами.

На наш взгляд, для решения этой проблемы, следует предусмотреть в договоре на оказание услуг передачу поставщику услуги (региональному оператору) от собственника ТКО права собственности на передаваемые ему ТКО.

Однако условие о переходе права собственности на отходы сделает договор оказания услуг по их размещению смешанным, и в зависимости от конструкции договор будет включать элементы купли-продажи или дарения. Соответственно, указанный в Законе № 89-ФЗ договор и сами взаимоотношения регионального оператора и собственника отходов в данной части требуют дальнейшей проработки и детализации.

Рассматривая указанные правоотношения с учетом их специфики - на стыке правового регулирования гражданского, жилищного и экологического законодательства, аналогичную проблематику можно обозначить и относительно проблемы мест накопления ТКО, их принадлежности, ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, а также и организации раздельного накопления и сбора ТКО.

Отдельно стоит отметить ситуацию в части организации раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов. До начала осуществления коммунальной реформы организация раздельного накопления отходов осуществлялась, можно сказать, по инициативе органов местного самоуправления и частных организаций. Однако отсортированные отходы собирались и собираются одним и тем же транспортом, что лишает население какой-либо мотивации к их первоначальной сортировке.

Несмотря на острую актуальность темы, ее регулярное освещение средствами массовой информации, реализуемая коммунальная реформа не предусматривает ни механизмов внедрения раздельного сбора твердых коммунальных отходов, ни методов стимулирования к его осуществлению. В действующем законодательстве вообще не закреплено понятие «раздельный сбор отходов», как не закреплены и принципы, требования к его организации, не предусмотрены полномочия по контролю за его осуществлением. Таким образом, в связи с отсутствием правового регулирования раздельного сбора ТКО, представляется возможным сделать вывод, что внедрение раздельного сбора ТКО в России на данном этапе реализовано не будет.

Одной из целей перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами является повышение технологического уровня обращения с ними. Для достижения цели региональными программами и территориальными схемами субъектов Российской Федерации предусмотрено строительство новых и реконструкция существующих мусоросортировочных станций, полигонов твердых коммунальных отходов,

заводов, осуществляющих переработку вторичных ресурсов. Однако детальная оценка требуемых капитальных вложений в их строительство и реконструкцию в настоящее время не проведена, поэтому оценить реальность заложенных перспектив также невозможно.

Подводя итог можно сказать, что несмотря на длительную разработку новой системы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, все же она не была проработана в достаточной мере. Кроме того, внедрение в жизнь положений обновленного законодательства происходит медленно: неоднократно сдвигались сроки начала осуществления деятельности региональными операторами, до недавнего времени не был принят ряд необходимых документов, в том числе методика расчета платы за услуги, предоставляемые региональным оператором. В настоящем виде реализуемая коммунальная реформа не позволяет создать условия для внедрения и развития раздельного сбора отходов, не позволяет сделать вывод о возможности дальнейшей переработки ТКО для снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Использованные источники:

1. Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (принята Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды. Стокгольм, 5 - 16.06.1972) [Электронный ресурс] // URL:https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declarathenv.shtm.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

3. О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2017 году: гос. доклад. - Екатеринбург, 2018. - 327 с.

4. О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2013 году: гос. доклад. - Екатеринбург, 2014. - 349 с.

5. О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2010 году: гос. доклад. - Екатеринбург, 2018. - 363 с.

6. Официальный сайт Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области [Электронный ресурс] // URL: http://energy.midural.ru/wp-content

7. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. [Электронный ресурс] // URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19109/

8. Постановление Правительства РФ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» от 12.11.2016 № 1156 [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207118/

9. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/

10. Определения Верховного Суда РФ от 15 июля 2015 г. № 309-ЭС15-2565

по делу N А07-2441/2014, от 9 июня 2015 г. по делу N 307-КГ15-3257, А66-7335/2014, от 4 февраля 2015 г. по делу N 303 -КГ14-2151, А37-1326/2013 [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru

УДК 622.78.8:558

Коноваленко А.А.

Нефедьев А.И.

Волгоградский государственный технический университет ОПТОДАТЧИКИ ПЛАМЕНИ ДЛЯ КОТЛОВ

Аннотация. В статье приведены проблемы контроля наличия пламени в топке печи. Рассмотрены методы контроля пламени при помощи оптических датчиков, показаны их достоинства и недостатки. Приведены конструкции и параметры оптических датчиков пламени, позволяющих контролировать пламя в топке печи с высокой надежностью.

Ключевые слова: пламя, топка, печь, контроль, оптический датчик, фотодатчик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Konovalenko A.A.

Nefed'yev A.I.

Volgograd State Technical University FLAME OPTENSERS FOR BOILERS

Abstract. The article presents the problem of controlling the presence of flame in the furnace of the furnace. The methods of flame control using optical sensors are considered, their advantages and disadvantages are shown. The design and parameters of optical flame sensors, which allow to control the flame in the furnace of the furnace with high reliability, are given.

Keywords: flame, fire chamber, furnace, control, optical sensor, photo sensor.

Необходимым условием работыкотельных установок является стабильноепламя в топках [1]. При запуске котельных установок возможносоздание взрывоопасной концентрации топлива при неудачном поджигегорелки, а также в случае несвоевременного отключения подачи топлива к горелке. В таких случаях в обязательном порядке применяется система защиты, которая отключает все запальные устройства и прекращает подачу топлива к котлу и горелкам в случаеневоспламенения топлива, или в случае погасания факела горелки при растопке котла[2].

Контроль за наличиемпламени осуществляется при помощи датчиков, обеспечивающих безопасное функционированиекотельных или других установок, работающих на твёрдом, жидком или газообразном топливе [3]. Приборы и датчики контроля пламени подключаются к системе управления, и используются в процессе розжига пламени, осуществляют постоянный контроль за процессом сгорания топлива с учётом всех требуемых мероприятий по защите и условий техники безопасности. Следовательно,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.