Научная статья на тему 'Регулирование оборота генно-модифицированных организмов (ГМО) нормами российского права'

Регулирование оборота генно-модифицированных организмов (ГМО) нормами российского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4100
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ГЕННО-ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЕННО-МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗМЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ / СЕЛЕКЦИОННОЕ ДОСТИЖЕНИЕ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УРОВЕНЬ РИСКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузин Артемий Александрович

Статья посвящена проблемам регулирования оборота генно-модифицированных организмов в российском законодательстве. Автор рассматривает данное регулирование в рамках разных отраслей права. В статье поднимаются дискуссионные вопросы о необходимости и границах подобного регулирования. Особое внимание уделено причинам, по которым такое регулирование представляется весьма значимым в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузин Артемий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF TURNOVER OF GENETICALLY-MODIFIED ORGANISMS (GMO) BY NORMS OF RUSSIAN LAW

Article is devoted to regulation of genetically-modified organisms in Russian legislation. Author considers this regulation within different branches of law. Article raises controversial questions about necessity and limits of such regulation. Special attention is paid to reasons, for which this regulation is very important at this time.

Текст научной работы на тему «Регулирование оборота генно-модифицированных организмов (ГМО) нормами российского права»

4.4. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ГЕННО-МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ (ГМО) НОРМАМИ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Кузин Артемий Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса гуманитарного факультета

Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии»

artemii-kuzin@mail.ru

Аннотация: статья посвящена проблемам регулирования оборота генно-модифицированных организмов в российском законодательстве. Автор рассматривает данное регулирование в рамках разных отраслей права. В статье поднимаются дискуссионные вопросы о необходимости и границах подобного регулирования. Особое внимание уделено причинам, по которым такое регулирование представляется весьма значимым в настоящее время.

Ключевые слова: административное право; безопасность граждан и окружающей среды; генно-инженерная деятельность; генно-модифицированные организмы; государственная регистрация; гражданское право; защита прав потребителей; лицензирование; охрана здоровья граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; селекционное достижение; уголовное право; уровень риска; экологическое право.

REGULATION OF TURNOVER OF GENETICALLY-MODIFIED ORGANISMS (GMO) BY NORMS OF RUSSIAN LAW

Kuzin Artemii Aleksandrovich, candidate of juridical sciences, senior lecturer of chair of civil law and process of humanise faculty

Place of employment: FSBEO HPE «Moscow state university of geodesy and cartography»

artemii-kuzin@mail.ru

Summary: article is devoted to regulation of genetically-modified organisms in Russian legislation. Author considers this regulation within different branches of law. Article raises controversial questions about necessity and limits of such regulation. Special attention is paid to reasons, for which this regulation is very important at this time.

Key words: administrative law; civil law; consumer protection; criminal law; environmental law; genetic-engineering activity; genetically-modified organisms; level of risk; licensing; public and environmental safety; public health protection; sanitary-epidemiological welfare of population; selection achievement; state registration.

1973 год принято считать годом возникновения генной инженерии постольку, поскольку именно в это время американский биохимик П.Берг впервые использовал технологию рекомбинантной ДНК. Одновременно с проведением такого рода исследований стал обсуждаться вопрос и о возможных рисках, сопровождающих применение данной технологии. Поэтому потребовалось формирование правовой основы использования этой технологии, прежде всего, на национальном уровне. И уже в 1976 году Конгресс США одобрил разработанные Комитетом по технологии рекомбинированной ДНК Национального института здоровья США Руководящие принципы проведения исследований с рекомбинантными ДНК1.

Что касается западноевропейских стран, то первым государством, в котором был принят закон, регулирующий генно-инженерную деятельность, стала Дания, а уже в 1990 году аналогичный закон был принят на уровне всего Европейского Союза (ЕС) (Директива 90/219^^. В 1992 г. была принята Конвенция о биологическом разнообразии, в 1997 г. - Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медици-

1 Подробнее см.: Шевердин А.В. Создание и использование биотехнологий: история вопроса //Журнал российского права. -2012. - №6.

2 Директива 90/219/EEC от 23.04.1990 «Об ограниченном использовании генетически модифицированных микроорганизмов» //Официальный журнал Европейского Союза. Серия L. - №117. -05.08.1990.

ны (Конвенция о правах человека и биомедицине; Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека); в 2000 г. - Картахенский протокол по биобезопасности и др. Основным нормативным документом, регулирующим производство и оборот гМо в странах - членах Европейского Союза, в настоящее время является Регламент (Regulation) EC 1829/20033 Следует особо подчеркнуть, что регулирование оборота продуктов, содержащих ГМО, положениями законодательства ЕС и США изначально строилось на разных принципах: в ЕС оно основывалось на принципе регулирования процесса производства ГМО, в США

- реализовывался так называемый вертикальный принцип регулирования, когда в качестве центрального элемента рассматривается товар и его свойства, независимо от сферы его происхождения4. Так или иначе, но оба этих принципа соответствуют правилам Всемирной торговой организации (ВТО), а также требованиям и стандартам обеспечения здоровья населения мира (хотя периодически вспыхивают конфликты в сфере именно оборота генно-модифицированных

3 Регламент (ЕС) №1829/2003 Европейского парламента и Совета ЕС о генетически модифицированных продуктах питания и кормах (Брюссель, 22.09.2003) (в редакции Регламента Еврокомиссии №1981/2006 от 22.12.2006 и Регламента Европейского парламента и Совета ЕС №298/2008 от 11.03.2008) //Официальный журнал Европейского Союза. Серия L. - №268. -18.10.2003. - С.1.

4 Подробнее см.: Ревенко Л.С. Регулирование производства и

оборота ГМО в Европейском Союзе: современные тенденции

//Российский внешнеэкономический вестник. - 2011. - №4.

продуктов между государствами - участниками ЕС и США).

С самого начала использование генно-модифицированных организмов вызвало бурные дискуссии не только в научной среде, но и в обществе в целом, которые не затухают и поныне. Фактически к настоящему времени четко сформулированы две крайние позиции: одна из них состоит в том, что ГМО безвредны, и поэтому никакого правового регулирования их оборота не нужно; другая - ГМО вредны, и поэтому необходим полный законодательный запрет на их производство и оборот. Между крайними позициями сформулирована третья, которая, по сути, и отражена в законодательстве ряда стран (в том числе Российской Федерации): использовать или не использовать ГМО - это выбор каждого потребителя, но последний должен быть осведомлен о товарах, содержащих ГМО.

При этом по отношению к ряду продуктов для определенных категорий потребителей (например, детей, беременных и кормящих женщин и пр.) использование ГМО запрещено вовсе. Так, согласно Федеральному закону Российской Федерации «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»5, при производстве соковой продукции из фруктов и (или) овощей для детского питания не допускается использование фруктов и (или) овощей, содержащих ГМО, а также добавление компонентов и пищевых добавок, содержащих ГМО. В соответствии со ст.6 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 №34 «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания"», не допускается использование продовольственного пищевого сырья, содержащего ГМО и (или) компоненты, полученные из ГМО, для производства пищевой продукции для беременных и кормящих женщин, пищевой продукции диетического лечебного и диетического профилактического питания, для детского питания6.

Для всех остальных потребителей использование ГМО - это дело личного выбора. Хотя в данном случае возникает множество морально-этических проблем. Например, предполагается, что применение ГМО позволит решить продовольственную проблему для беднейших стран. Не значит ли это, что целые народы будут участвовать в научном эксперименте фактически без их согласия?!

Не секрет, что продукты, содержащие ГМО, дешевле «натуральных» продуктов. В таком случае основными потребителями данных продуктов становятся малообеспеченные слои населения, что тоже создает вопросы морально-этического характера. Их участие в

5 Федеральный закон Российской Федерации от 12.06.2008 №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (действующая редакция) //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). - 20.06.2008; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

6 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от

15.06.2012 №34 «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (вместе с "ТР ТС 027/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания")» //Консультант Плюс. - 10.12.2012.

такого рода экспериментах носит добровольнопринудительный характер.

Основу правового регулирования оборота ГМО в Российской Федерации составляет целый ряд нормативно-правовых актов и документов. В Конституции Российской Федерации7, в частности, ст.42 закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а в ч.2 ст.21 указано, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Как известно, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Поэтому перечислим те международные акты, которые касаются регулирования оборота ГМО и которые ратифицированы Российской Федерацией. Среди них: Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 05.06.1992; ратифицирована соответствующим Федеральным законом Российской Федерации8); Всемирная хартия природы9, которая была принята Резолюцией 37/7 Генеральной Ассамблеи ООН от 28.10.1982, и основные положения которой учтены в ряде федеральных законов России, а также законов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в рамках двустороннего Соглашения между Россией и США о вступлении России в ВТО10 было подписано обменное письмо по вопросам регулирования современных сельскохозяйственных биотехнологий, в котором, в частности, говорится о необходимости зарегистрировать все линии ГМО-культур. При этом, как отмечают некоторые авторы, Российской Федерации фактически был навязан механизм прямого лоббирования интересов США в области регулирования оборота ГМО11.

В рамках Таможенного союза также принимаются меры по регулированию оборота пищевых продуктов, содержащих ГМО. Так, в Перечне товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), названы пищевые продукты (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу), в том числе полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных

(трансгенных) организмов12.

7 Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12.12.1993. Официальный текст. -М., 2012.

8 Федеральный закон Российской Федерации от 17.02.1995 №16-ФЗ «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 1995. - №8. - Ст.601; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

9 http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/charter_for_nature .shtml

10 Двустороннее Соглашение между Россией и США о вступлении России в ВТО от 19.11.2006, Ханой //URL: www.law.edu.ru

11 Подробнее см.: Иванченко С.А. Загадка ГМО

//«Экологическая безопасность: природа и общество». Тезисы докладов на Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 02-03.04.2004). - СПб., 2004 //http:

//www.cei.ru/rus/our_public/pu300304.shtml

12 Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299 (ред. от 06.11.2012) «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» //Консультант Плюс. - 10.12.2012.

Одним из базисных отечественных законов, регулирующих отношения, связанные с использованием ГМО, является Федеральный закон Российской Федерации «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»1 . Данный Закон, согласно ст.1, регулирует отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, возникающие при осуществлении генно-инженерной деятельности, а также отношения в области генодиагностики и геноте-рапии. Из сферы действия Закона исключены отношения по поводу осуществления генно-инженерной деятельности и применения ее методов к человеку, тканям и клеткам в составе его организма. Фактически указанным Законом установлен механизм правового регулирования генно-инженерной деятельности, основными элементами которого являются лицензирование, сертификация, регистрация ГМО и контроль.

В Законе содержатся определения как генноинженерной деятельности («деятельность, осуществляемая с использованием методов генной инженерии в целях создания генно-инженерно-

модифицированных организмов»), так и генно-инженерно-модифицированного организма («организм или несколько организмов, любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способные к воспроизводству или передаче наследственного генетического материала, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и содержащие генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты или комбинации генов»). Таким образом, генно-инженерная деятельность направлена на получение генно-инженерно-модифицированных организмов путем: выделения генов из организма; осуществления манипуляций с генами; введения их в другие организмы. Кроме создания генно-инженерно-модифицированных организмов, к генно-инженерной деятельности относится их использование, а также утилизация.

Что касается самих ГМО, то они отличаются от природных организмов, являясь результатом искусственных манипуляций с генами (причем под определение ГМО попадают не только организмы, но и генетические конструкции /векторы, плазмиды, космиды, бактериофаги, ретро-вирусы/).

Законом установлены принципы, на которых должна основываться генно-инженерная деятельность:

- безопасности граждан (физических лиц) и окружающей среды;

- безопасности клинических испытаний методов генодиагностики и генной терапии (генотерапии) на уровне соматических клеток;

- общедоступности сведений о безопасности генноинженерной деятельности;

- обязательного подтверждения соответствия продукции, содержащей результаты генно-инженерной деятельности, с указанием полной информации о методах получения и свойствах данного продукта;

- государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, по-

13 Федеральный закон Российской Федерации от 05.07.1996

№86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-

инженерной деятельности» (действующая редакция) //РГ (феде-

ральный выпуск). - 12.07.1996; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

лученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы.

Закон предусматривает четыре уровня риска (ст.7) потенциально вредного воздействия генноинженерной деятельности на здоровье человека:

I уровень риска - соответствует работам, которые не представляют опасности для здоровья человека, и сопоставим с риском при работе с непатогенными микроорганизмами;

II уровень риска - соответствует работам, которые представляют незначительную опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с условно-патогенными микроорганизмами;

III уровень риска - соответствует работам, которые представляют умеренную опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с микроорганизмами, потенциально способными к передаче инфекции;

IV уровень риска - соответствует работам, которые представляют опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с возбудителями особо опасных инфекций.

Кроме того, рассматриваемый Закон устанавливает жесткие требования к осуществлению генноинженерной деятельности. Так, некоторые ее виды должны подлежать обязательному лицензированию (они соответствуют III или IV уровням риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на здоровье человека в замкнутых системах, в которых генетические модификации вносятся в организм или генно-инженерно-модифицированные организмы, обрабатываются, культивируются, хранятся, используются, подвергаются транспортировке, уничтожению или захоронению в условиях существования физических, химических и биологических барьеров или их комбинаций, предотвращающих контакт генно-инженерно-модифицированных организмов с населением и окружающей средой), а лица, осуществляющие генно-инженерную деятельность, обязаны обеспечить биологическую и физическую защиту работников организаций, осуществляющих такую деятельность, а также населения, окружающей среды в соответствии с уровнями риска. Кроме того, данные лица должны иметь профессиональную подготовку, работать в соответствующе оборудованных помещениях. Каждый продукт, содержащий ГМО, должен пройти ряд обязательных экспертиз.

Отметим, что отношения, связанные с использованием ГМО, относятся к сфере регулирования нормами разных отраслей права: экологического, гражданского, уголовного, административного и пр.

Так, при осуществлении генно-инженерной деятельности затрагиваются отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды постольку, поскольку могут быть нарушены естественные свойства природной среды (свойства продуктов генной инженерии до сих пор еще до конца не изучены). В связи с этим в литературе обращено внимание на то, что основные экологические риски, которые возникают при использовании методов генной инженерии, связаны с нарушением природного баланса, биоразнообразия при внедрении в окружающую среду модифицированных организмов, которые благодаря своим повышенным характеристикам устойчивости к вредителям, условиям обитания подавляют другие виды, занимающие сходную экологическую нишу, что, в свою оче-

редь, может повлечь их исчезновение, а также изменение всей экосистемы14.

В связи с этим в ст.3 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды»15 среди принципов охраны окружающей среды названы принципы: сохранения биологического разнообразия; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. В ст.4 рассматриваемого Закона леса и иная растительность, животные и другие организмы и генетический фонд отнесены к объектам охраны окружающей среды. Ст.21 установлены нормативы качества окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Ст.50 запрещено производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством Российской Федерации.

Таким образом, генно-инженерная деятельность входит в сферу регулирования норм экологического права.

Кроме того, определенные аспекты генноинженерной деятельности регулируются и нормами гражданского права. Так, глава 73 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации16 регулирует право на селекционное достижение (интеллектуальные права на селекционные достижения, распоряжение исключительным правом на селекционное достижение, получение патента на селекционное достижение, защиту прав авторов селекционных достижений и иных патентообладателей).

Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»17 регулирует отношения по

14 Подробнее см.: Кальманович Д. В чем настоящая опасность

генной инженерии? //http:

//www.medicinform.net/human/biology/biology10.htm; Угрозы здоровью и окружающей среде //http:

//www.seu.ru/cci/campaign/gen/agro/ugokrsr.htm

15 Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 12.01.2002; Консультант Плюс -10.12.2012.

16 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ. Часть вторая от 26.01. 199б №14-ФЗ. Часть третья от 26.11.2001 №146-Фз. Часть четвертая от 18.12.2006 №230-Ф3 (действующая редакция) //СЗ РФ. - 1994. -№32. - Ст.3301; 1996. - №5. - Ст.410; 2001. - №49. - Ст.4552; РГ (федеральный выпуск). - 30.12.2006; Консультант Плюс. -

10.12.2012.

17 Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (действующая редакция) //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - №15. - Ст.766; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

розничной купле-продаже, выполнению работ, оказанию услуг. Он применяется и к купле-продаже товаров, содержащих ГМО. Ч.2 ст.10 этого Закона установлено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать в отношении продуктов питания сведения о составе, включая информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента.

Следует отметить, что рассматриваемые отношения, так или иначе, затрагиваются в федеральных законах России: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»18 (например, в ст.23 «Информация о факторах, влияющих на здоровье»); «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»19 (например, в ст.26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими

организмами и их токсинами»); «О качестве и безо-

20

пасности пищевых продуктов» , который непосредственно регулирует генно-инженерную деятельность в том случае, если полученные в ее результате генно-инженерно-модифицированные организмы используются как продукты питания человека; «О семеноводстве»21; «О племенном животноводстве»22.

Базисным документом, регулирующим вопросы продовольственной безопасности в современной России, является Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная соответствующим Указом Главы нашего государства23. Среди возможных рисков продовольственной безопасности в Доктрине названы технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы, различиями в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения; агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Устойчивость развития экономики страны, отмечается в Доктрине, требует реализации мер государственного регулирования для преодоления: недостаточного уровня инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохо-

18 Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск).

- 23.11.2011; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

19 Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). -06.04.1999; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

20 Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 10.01.2000; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

21 Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.1997 №149-ФЗ «О семеноводстве» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 24.12.1997; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

2 Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.1995 №123-ФЗ «О племенном животноводстве» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 10.08.1995; Консультант Плюс.

- 10.12.2012.

23 Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 №120

«Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности

Российской Федерации» (действующая редакция) //РГ (феде-

ральный выпуск). - 03.02.2010; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

зяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; сокращения национальных генетических ресурсов животных и растений. Таким образом, Доктрина предполагает, с одной стороны, необходимость развития новых биотехнологий (в том числе и по производству ГМО), а с другой, - предотвращение рисков, связанных с производством и применением продуктов, содержащих ГМО.

Процедурные моменты, связанные с регулированием генно-инженерной деятельности и использования ГМО, представлены в иных подзаконных нормативных правовых актах.

Так, правила государственной регистрации, ведения сводного государственного реестра и выдачи свидетельств о государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов»24. В этой связи отметим, что только по состоянию на 2008 год в России было зарегистрировано около ста ферментных препаратов и пищевых добавок, приготовленных с использованием разрешенных ГМО и ГММ (генетически модифицированных микроорганизмов).

Процедура государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов, отражена в Постановлении Правительства Российской Федерации «О государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов»25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации26 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах. В Перечне выполняемых работ, составляющих деятельность, регулируемую этим нормативным правовым актом, указаны генетические манипуляции на молекулярном, клеточном уровнях для создания генно-инженерно-

модифицированных организмов (вирусов, микроорганизмов), генетические манипуляции на молекулярном, клеточном уровнях для генодиагностики и генной терапии (генотерапии) применительно к человеку, работы по лабораторным, клиническим, опытно-

промышленным испытаниям генно-инженерно-

24 Постановление Правительства Российской Федерации от

16.02.2001 №120 «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 24.02.2001; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

25 Постановление Правительства Российской Федерации от

18.01.2002 №26 «О государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов» (действующая редакция) //Рг (федеральный выпуск). - 30.01.2002; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

26 Постановление Правительства Российской Федерации от

16.04.2012 №317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» (действующая редакция) //Сз РФ. - 2012. - №17. - Ст.1991; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

модифицированных организмов, утилизация отходов генно-инженерной деятельности.

Вопросам развития биотехнологий посвящена и соответствующая Комплексная программа, утвержденная Правительством Российской Федерации в апреле 2012 года27. В ней намечены направления развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года.

Отметим и иные подзаконные нормативные правовые акты, которые также направлены на регулирование использование ГМО и генно-инженерной деятельности в целом. Так, Приказом Минпромнауки России от 15.03.2002 №612 были утверждены Правила государственной регистрации генно-инженерно-

модифицированных организмов; Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2012 №77129 установлен Административный регламент по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.

По поводу регулирования отношений с пищевыми продуктами, содержащими компоненты, полученные с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, принято большое количество актов Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Среди них необходимо отметить его постановления30 от: 08.11.2000 №14 «О порядке проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников»; 08.12.2006 №32 «О надзоре за пищевыми продуктами, содержащими ГМО»; 15.04.2003 №42 «О введении в действие санитарноэпидемиологических правил СП 1.3.1285-03»; 30.11.2007 №80 «О надзоре за оборотом пищевых продуктов, содержащих ГМО».

В 2008 году приняты Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.2340-08 «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Дополнения и изменения №6 к СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиениче-

27 Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года. ВП-П8-2322. Утверждена Правительством Российской Федерации 24.04.2012 №1853п-П8 //Консультант Плюс. - 10.12.2012.

28 Приказ Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 15.03.2002 №61 «Об утверждении правил государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов в Минпромнауки России» (действующая редакция) //Консультант Плюс. - 10.12.2012.

2 Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2012 №771 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» (действующая редакция) //Консультант Плюс. - 10.12.2012.

30 Их действующие редакции см. по: Консультант Плюс. -

10.12.2012.

ские требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов"», которые вводят в СанПиН 2.3.2.1078-01 главу IV «Организация деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по осуществлению государственной регистрации и оценке безопасности пищевых продуктов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов растительного происхождения» и главу V «Организация деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при надзоре (контроле) за оборотом пищевых продуктов, полученных из/или с использованием генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов». Эти главы регулируют порядок проведения экспертизы продукции, содержащей ГМО, и осуществление контроля и надзора за их оборотом.

Как отмечается в литературе, в действующем УК РФ31 нет состава преступления, где в качестве предмета криминального посягательства указывались бы гены человека, в качестве орудий преступления - генно-инженерно-модифицированные организмы, трансгенные организмы, генно-инженерные материалы и т.п., а в качестве способа совершения преступления -методы генной инженерии. Между тем соответствующие правовые нормы закреплены положениями уголовных законов некоторых западноевропейских государств (например, статьями 159 и 160 УК Испании) 2 Виновные лица могут быть привлечены к ответственности за нарушения общих норм, закрепленных, например, санитарно-эпидемиологическими правилами или требованиями в области безопасности. Причем за нарушения в области генно-инженерной деятельности может наступать как уголовная, так и административная, материальная либо дисциплинарная ответственность.

Таким образом, проведенный анализ показал, что существующая нормативная правовая база направлена на: регулирование отношений, возникающих в области генно-инженерной деятельности, в целях обеспечения безопасности граждан и окружающей среды в процессе осуществления такой деятельности и использования ее результатов; создание условий для развития приоритетных направлений в области генноинженерной деятельности. Однако важно подчеркнуть, что генная инженерия постоянно развивается, что, в свою очередь, требует разработки новых стандартов, правил и требований безопасности осуществления генно-инженерной деятельности. Нередко отсутствие соответствующих нормативных правовых актов и документов сдерживает реализацию научных достижений в области генной инженерии.

До тех пор, пока не будет доказана безвредность применения ГМО, полностью исключены негативные их последствия для человека, а также окружающей среды в отдаленной перспективе, государство должно выстраивать систему охранительных мер. Поэтому базисная задача законодателя и правоприменителя в этой сфере - предотвратить (снизить) риск опасного

31 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (УК РФ) (действующая редакция) //СЗ РФ. - 1996. - №25. -Ст.2954; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

32 Подробнее см.: Беспалько В.Г. Уголовно-правовые аспекты обеспечения безопасности в сфере научно-исследовательской и

научно-технической деятельности //Право и безопасность. - №1-2 (22-23). - 2007. - Июль.

воздействия генно-инженерной деятельности на жизнь и здоровье людей, благополучие окружающей среды.

Тем не менее, генная инженерия уже сейчас начинает играть большую роль в повышении уровня жизни людей. При ее помощи решаются актуальные проблемы медицины, модернизируются отрасли промышленности и сельского хозяйства, экологии.

Можно утверждать, что разработки в области генной инженерии имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому генно-инженерная деятельность нуждается в постоянном контроле, как со стороны общества, так и со стороны государства. Важно помнить, что законодательство в области регулирования ГМО не должно напоминать ящик Пандоры, открыв который на рынок хлынет волна генно-модифицированных продуктов. Нельзя забывать и о лоббизме интересов компаний, производящих ГМО.

Кстати, на основании опроса, проведенного Левада-Центром в 2011 году33, почти 24% россиян ничего не знают о ГМО (в 2003 году таковых было 70%). Ответы на вопрос: «Как Вы относитесь к распространению в России продуктов с генетически измененными свойствами?» представлены в таблице 1:

Таблица 1

2003 2009 2010 2011

В целом положительно Целиком положи- тельно 12 6 5 1

Скорее положи- тельно 3

В целом отрицательно Скорее отрица- тельно 41 73 81 25

Резко отрица- тельно 56

Затрудняюсь ответить 47 21 14 15

Из приведенной таблицы видно, что 81% россиян (и эта цифра за последние годы не изменилась) отрицательно относятся к ГМО, а количество граждан России, относящихся к ним положительно, сокращается. Полагаем, что данные настроения в Российском обществе необходимо учитывать при разработке и совершенствовании законодательства, регулирующего оборот ГМО. Здесь принципиально значимо нахождение оптимального баланса между взглядами потребителей на возможности использования результатов научно-технического прогресса в производстве продуктов, с одной стороны, а, с другой стороны, - необходимость применения достижений данного прогресса, в том числе и в решении задач продовольственных программ.

Список литературы:

1. Беспалько В.Г. Уголовно-правовые аспекты обеспечения безопасности в сфере научно-исследовательской и научно-технической деятельности //Право и безопасность. -№1-2 (22-23). - 2007. - Июль.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ. Часть вторая от

33 Опрос был проведен 23-27 июня 2011 г. по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 чел. в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны.

26.01.1996 №14-ФЗ. Часть третья от 26.11.2001 №146-ФЗ. Часть четвертая от 18.12.2006 №230-03 (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст.3301; 1996. - №5. - Ст.410; 2001. - №49. - Ст.4552; Российская газета (федеральный выпуск). - 30.12.2006; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

3. Двустороннее Соглашение между Россией и США о вступлении России в ВТО от 19.11.2006, Ханой //URL: www.law.edu.ru

4. Директива 90/219/EEC от 23.04.1990 «Об ограниченном использовании генетически модифицированных микроорганизмов» //Официальный журнал Европейского Союза. Серия L. - №117. - 05.08.1990.

5. Иванченко С.А. Загадка ГМО //«Экологическая безопасность: природа и общество». Тезисы докладов на Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 02-03.04.2004). - СПб.: Русское географическое общество, Гидрометеорологический институт, 2004 //http: //www.cei.ru/rus/our_public/pu300304.shtml

6. Кальманович Д. В чем настоящая опасность генной инженерии? //http:

//www.medicinform.net/human/biology/biology10.htm

7. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года. ВП-П8-2322. Утверждена Правительством Российской Федерации

24.04.2012 №1853п-П8 //Консультант Плюс. - 10.12.2012.

8. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12.12.1993. Официальный текст. - М.: Издание Администрации Президента Российской Федерации, 2012. - 65 с.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от

16.02.2001 №120 «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 24.02.2001; Консультант Плюс. - 10.12.2012.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от

18.01.2002 №26 «О государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 30.01.2002; Консультант Плюс. -

10.12.2012.

Reference list:

1. Bespalko V.G. Penal aspects of security in the field of scientific research and scientific and technical activity //Law and security. - №1-2 (22-23). - 2007. - July.

2. Bilateral Agreement between USA and Russia on Russia's accession to WTO from 19.11.2006, Hanoi //URL: www.law.edu.ru

3. Civil code of Russian Federation (CiC RF). Part one from 30.11.1994 №51 -FL. Part two from 26.01.1996 №14-FL. Part three from 26.11.2001 №146-FL. Part fourth from 18.12.2006 №230-FL (current edition) //Collected legislation of Russian Federation. - 1994. - №32. - St.3301; 1996. - №5. - St.410; 2001. - №49. - St.4552, Rossiyskaya gazeta (federal issue). -30.12.2006; Consultant Plus. - 10.12.2012.

4. Comprehensive program of development of biotechnology in Russian Federation for the period up to 2020. VP-P8-2322. Approved by Government of Russian Federation 24.04.2012 №1853p-P8 //Consultant Plus. - 10.12.2012.

5. Constitution of Russian Federation. Adopted by popular vote (referendum) 12.12.1993. Official text. - M.: Publishing of Presidential Administration of Russian Federation, 2012. - 65 p.

6. Criminal code of Russian Federation from 13.06.1996 №63-FL (CrC RF) (current edition) //Collected legislation of Russian Federation. - 1996. - №25. - St.2954; Consultant Plus. -

10.12.2012.

7. Decree of Government of Russian Federation from

16.04.2012 №317 «On licensing of activities in the field of infectious disease pathogens of humans and animals (except when this activity is for medical purposes) and genetically modified organisms III and IV of potential dangers, performed in a closed system» (current edition) //Collected legis-

lation of Russian Federation. - 2012. - №17. - St. 1991; Consultant Plus. - 10.12.2012.

8. Decree of President of Russian Federation from 30.01.2010 №120 «On approval of food security Doctrine of Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 03.02.2010; Consultant Plus. - 10.12.2012.

9. Decision of Commission of Customs Union from 28.05.2010 №299 (amended from 06.11.2012) «On application of sanitary measures in Customs Union» //Consultant Plus. -

10.12.2012.

10. Decision of Council of Eurasian economic commission from

15.06.2012 №34 «On approval of technical regulations of Customs Union "On security of certain types of specialized food products, including dietary treatment and dietary preventive nutrition" (along with "TR TS 027/2012. Technical Regulations of Customs Union. On safety of certain types of specialized food products, including dietary treatment and dietary preventive nutrition")» //Consultant Plus. - 10.12.2012.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью А.А.Кузина «Регулирование оборота генно-модифицированных организмов (ГМО) нормами российского права».

Статья посвящена мало исследованной теме регулирования юридическими нормами различных отраслей права Российской Федерации оборота генно-модифицированных организмов (ГМО) и сочетания указанного процесса с прогрессивным развитием генной инженерии, генно-инженерной деятельности. Следует отметить, что данная тема является смежной, стоящей на стыке как юридических (административного права, гражданского права, медицинского права, уголовного права, экологического права), так и иных научных дисциплин (например, философии науки). Тема достаточно многогранна, вместе с тем автор весьма убедительно раскрыл ее ключевые позиции.

В своей статье А.А.Кузин продемонстрировал не только глубокие знания в области обеспечения нормами российского права безопасности граждан и окружающей среды, защиты прав потребителей, охраны здоровья людей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но и генно-инженерной деятельности, ее лицензирования, государственной регистрации производимых благодаря ей продуктов и их оборота. Автор выбрал именно те аспекты правового регулирования соответствующих общественных отношений, которые являются на сегодняшний день наиболее сложными и дискуссионными.

Можно согласиться с общим выводом автора о том, что генно-инженерная деятельность нуждается в постоянном контроле, как со стороны общества, так и со стороны государства в лице законодателя и правоприменителя. Нельзя забывать и о лоббизме интересов компаний, производящих ГМО. Следовательно, их оборот объективно нуждается в надлежащем правовом регулировании, которое в то же время должно быть предельно конкретным и мотивированным, чтобы случайно не навредить ни научно-техническому прогрессу, ни общественному прогрессу в целом.

Статья заслуживает высокой оценки и может быть рекомендована к опубликованию в ведущих научных журналах.

К.ю.н., профессор кафедры гражданского права и процесса гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии»

В.Н. Васин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.