Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
116
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренняя миграция / межрегиональная миграция / экономическая безопасность / селекция / миграционный поток / Калининградская область
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Волошенко К.Ю., Лялина А.В., Новикова А.А., Фарафонова Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

Волошенко К.Ю.

к.э.н., директор Центра социально-экономических исследований региона, Балтийский федеральный университет, г. Калининград Лялина А.В.

к.геогр.н., н.с. Центра социально-экономических исследований региона, Балтийский федеральный университет, г. Калининград Новикова А.А.

аналитик Центра социально-экономических исследований региона, Балтийский федеральный университет, г.

Калининград

Фарафонова Ю.Ю.

старший преподаватель Института экономики, управления и туризма, Балтийский федеральный университет, г. Калининград

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА1

Ключевые слова: внутренняя миграция, межрегиональная миграция, экономическая безопасность, селекция, миграционный поток, Калининградская область.

Введение. Для России характерна невысокая внутристрановая мобильность2 (например, в сравнении с США или Великобританией, а также рядом других государств), но она носит гораздо более массовый характер, чем внешняя миграция. Это обусловлено значительным сокращением за последние 20 лет барьеров внутристрановой мобильности (упрощение регистрации по месту пребывания, возможности получения социальных услуг без регистрации, перемещение молодежи в центры получения образования и др.). Кроме этого, в России по-прежнему сохраняется тенденция «западного дрейфа»3, когда население из северных и восточных регионов страны концентрируется в Москве, Санкт-Петербурге и других немногочисленных территориях, расположенных в западной части страны.

Очевидно, что для регионов, принимающих внутренних мигрантов, актуальность приобретают вопросы получения большей выгоды от миграционного прироста против возможных негативных последствий с ним связанных. Это обусловлено тем, что с позиций экономической безопасности региона миграция продуцирует как положительные, так и отрицательные эффекты. С одной стороны, она является источником угроз экономической безопасности территории, а с другой, наоборот, создает новые возможности ее обеспечения, особенно в условиях недостаточного развития ресурсозамещающих (рабочей силы) технологий. Кроме этого, миграция может иметь различное влияние на развитие региона в зависимости не только от ее масштабов, но и от возрастной, а также профессионально-квалификационной структуры мигрантов и коренного населения. В этой ситуации для миграционно привлекательных регионов актуален вопрос о том, в какой степени сложившаяся миграционная ситуация соответствует обеспечению их экономической безопасности и резильентности.

Цель данного исследования состоит в выявлении границ регулирования межрегиональной миграции в интересах экономической безопасности региона. Какие традиционные и новые вызовы и угрозы для миграционно привлекательного региона создает приток мигрантов из регионов России? Что представляет собой миграционная безопасность в интересах развития региона? Каковы преимущественные направления селекции миграционного потока в целях обеспечения его соответствия потребностях развития региона? На данные вопросы мы попытаемся ответить в ходе исследования особенностей регулирования межрегиональной миграции. Результаты ориентированы прежде всего на Калининградскую область, отличающуюся высоким миграционным приростом, но могут быть использованы и в отношении других российских регионов, которые сталкиваются с необходимостью селекции миграционных потоков.

Теория вопроса и методология исследования. Единого подхода к понятию экономической безопасности региона в настоящее время не сложилось4. Для указанной категории характерна сложность и многозначность при достаточно определенной взаимозависимости и взаимосвязи с национальной безопасностью. В российских исследованиях экономическая безопасность региона традиционно рассматривается через стабильность и устойчивость, поступатель-

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-27-20064. - https://rscf.ru/project/22-27-20064/

Деминцева Е.Б., Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения. - М.: Центр стратегических разработок, 2018. - https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/218427665

3 Мкртчян Н.В. Миграция в России: западный дрейф // Демоскоп Weekly. 2005. - № 185-186, 10-23 января. http://demos cope.ru/weekly/2005/0185/tema01.php

4 Проблемы экономической безопасности регионов Западного порубежья России: монография / Под ред. проф. Г.М. Федорова. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019.

ное развитие, конкурентоспособность, защищенность, независимость1. В более ранних исследованиях нами было установлено, что категория экономической безопасности региона должна рассматриваться с учетом его территориальных особенностей2. Во-первых, развитие территории определяется действием регионообразующих, так называемых первичных, факторов: «природные ресурсы, условия их размещения и дифференциация, географическое и экономико-географическое положение и др.»3. Во-вторых, влияние оказывают особенности «территориальной организации обще-

4 ~

ства и ее основные региональные составляющие» , которые выражаются не только в хозяйственной специализации, но и эффективности использования потенциала региона. В-третьих, видовая структура безопасности и характер ее связи с национальной безопасностью для конкретной территории опосредована социально-экономическим и институциональным, а для отдельных территорий, например приграничных, и геополитическим контекстами. При этом в развитии территории мы придерживается системного подхода5. Процесс усложнения взаимодействий с внешней средой или нарушения внутреннего функционирования, в том числе в результате возникновения опасности и действия угроз, ведет к изменению состояния системы [региона] как результата потери устойчивости. Это обусловливает необходимость преобразований, в том числе структурных, создающих устойчивость нового вида и равновесие более высокого уровня. Вследствие этого ключевая роль в экономической безопасности региона принадлежит удержанию территориальной системы в состоянии динамического равновесия, в результате которого достигается устойчивость. Поэтому в целях дальнейшего исследования экономическую безопасность региона будем рассматривать через устойчивость территориальной системы при «вероятных воздействиях внешних и внутренних угроз, возникающих при изменениях политической, демографической, экономической, социальной среды»6. При достижении экономической безопасности региона обеспечивается развитие экономики и защита интересов общества. Поэтому мы разделяем подход А.И. Татаркина и А.А. Куклина7, которые считают, что устойчивость может быть гарантирована экономической безопасностью. На наш взгляд, развитие территории возможно и вне состояния экономической безопасности, однако достижение экономической безопасности без развития теряет всякий смысл. Поэтому в отношении каждого конкретного региона необходимо рассматривать единство таких категорий, как устойчивость, безопасность и развитие, но с учетом его территориальных особенностей и пространственных различий.

Необходимость обеспечения экономической безопасности регионами России в современных условиях не подвергается сомнению. С середины 2000-х гг. исследователи все чаще стали обращаться к вопросам безопасности по причине сложности и динамизма геоэкономической и геополитической ситуаций, а стремительный рост актуальности проблематики обнаружился уже после 2014 г. в связи с введением санкций в отношении России странами ЕС и США. Обострение экономических и политических отношений стран после начала Россией военной спецоперации на Украине 24 февраля 2022 г. обращает внимание ученых к вопросам обеспечения безопасности территорий России как жизненно необходимому и важному направлению государственной политики в целях защиты национальных интересов, сохранения национальной экономики и создания условий для развития в будущем.

Наиболее часто миграционную ситуацию рассматривают в составе социально-демографической или экономико-демографической безопасности как компонента экономической безопасности региона. Вводится понятие миграционной безопасности. Однако в ее содержании отражается преимущественно правовой контекст, и она изучается в рамках концепции секьюритизации. Так, «миграция рассматривается в качестве только угрозы национальной безопасности, поэтому современные исследования концентрируются на проблемах национальной миграционной политики»8. В последние годы в российских исследованиях получили развитие и альтернативные подходы, когда миграция рассматривается и с точки зрения возможностей развития, в частности по отношению к рынку труда. Ткачевой Н.А. под миграционной безопасностью понимается «способность миграции обеспечивать эффективное удовлетворение потребностей общества в человеческих ресурсах (трудовых, интеллектуальных) и эффективном межрегиональном перераспределении»9. В монографии по проблемам экономической безопасности регионов Западного порубежья России отмечается, что миграционная безопасность представляет «такое состояние миграционной ситуации, при которой де-

1 Каранина Е.В., Кызьюров М.С. Основные понятия и категории экономической безопасности региона // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. - Т. 2, № 7. - С. 3-10.

2 Волошенко К.Ю. Экономическая безопасность приграничного региона: монография. - Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 2021.

3 Бакланов П.Я. Географические и геополитические факторы в региональном развитии // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2014. - № 10 (2). - С. 18.

4 Там же, с. 19.

5 Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука: в 2 кн. - М., 1989. - Кн. 1.

6 Волошенко К.Ю. Экономическая безопасность приграничного региона: монография. - Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 2021. - С. 27-28.

7 Татаркин А.И., Куклин А.А. Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона // Экономика региона. 2012. - № 2. - С. 25-39.

8 Handbook on Migration and Security / Ed. by Ph. Bourbeau. 2017; Bourbeau Ph. The Securitization of Migration: A Study of Movement and Order (Security and Governance). - Abingdon, 2011; Назаров М.В. Миграционная безопасность: понятие, сущность и принципы // Вестник Московского университета МВД России. 2016. - № 8. - С. 32-35; Лялякин Ю.А. К вопросу о сущности и содержании миграционной безопасности Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2015. - № 4 (36). -С. 76-80.

9 Ткачева Н.А. Миграционная безопасность российского общества в условиях обострения этносоциальных противоречий // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2011. - № 1. - С. 57.

структивное воздействие миграции на развитие региона, вовлеченного в миграционные процессы, нивелируется кон-структивным»1.

Межрегиональное перемещение населения считается менее зарегулированным в России и остается во многом недооцененным, слабоизученным2, равно как и эффективность региональных программ. Немногочисленные исследования, посвященные инструментам повышения интенсивности межрегиональной трудовой миграции в России, подчеркивают их крайне низкую эффективность, в том числе в силу отсутствия научного обоснования факторов внутри-российских трудовых миграционных потоков3. Однако вопрос о необходимости регулирования миграции и селекции миграционного потока на уровне региона остается дискуссионным и не рассматривается учеными с позиций экономической безопасности. На наш взгляд, это объясняется, с одной стороны, большим вниманием исследователей к протекающим макроэкономическим процессам - национальным рынкам и экономике в целом, с другой - число регионов, которые испытывают потребность в селекции миграционных потоков, не так велико, поэтому актуальность решения научной проблемы территориально ограничена. Кроме этого, сложилось общее представление о селективной миграционной политике, которая, как правило, используется на уровне стран и представляет собой инструмент конкуренции за таланты4. Обычно принимаются меры по привлечению в страну высококвалифицированных мигрантов и ограничению притока когорты мигрантов с низкой квалификацией. По мнению ряда ученых, регулирование внутристра-новой миграции относится к сфере региональной политики5. Такой взгляд лежит в основе критики селективной миграционной политики, которая обращается к мерам, ограничивающим свободу перемещения граждан и выбора ими места жительства по причине применения административно-экономических механизмов. Здесь необходимо отметить, что селекция миграционного потока, на наш взгляд, прямо не ограничивает перемещение мигрантов. В первую очередь она имеет отношение к включению в миграционный поток востребованных в регионе специалистов определенного профессионально-квалификационного состава и созданию условий для повышения эффективности интеграции на рынке труда лиц, которые потенциально могут испытывать трудности или разочарования по причине низкой осведомленности о регионе, возможностях трудоустройства или проживания. Это относится к позиционированию региона и росту информированности мигрантов и не предполагает какого-либо внешнего или административного управления их поведением, тем более нарушения конституционных прав граждан на свободу перемещения. Для целевых групп мигрантов (врачи, педагоги, ИКТ-специалисты и др.) селективные меры позволяют более эффективно реализовывать программы релокации и привлечения кадров в регион.

Исходя из теоретических представлений об экономической безопасности региона, а также роли межрегиональной миграции в его развитии, выявление возможности и направлений ее регулирования проводилось в следующей последовательности. Во-первых, оценивалось влияние миграционной ситуации на экономическую безопасность, которая способствует или, наоборот, препятствует ее обеспечению. Во-вторых, выявлены вызовы и угрозы, которые продуцирует миграционная ситуация в развитии региона. В-третьих, рассмотрены традиционные модели селекции миграционного потока с точки зрения применения их отдельных механизмов в селекции межрегиональной миграции в целях обеспечения экономической безопасности региона.

Результаты и обсуждение. В оценке миграционной ситуации нами использован подход российских авторов6 к делению всех факторов, влияющих на экономическую безопасность региона, на потенциал-формирующие и потенци-ал-разрушающие. Это объясняется двойственным характером миграции, которая может оказывать разнонаправленное влияние на развитие и безопасность региона. Поэтому миграционная ситуация региона рассмотрена с позиции потен-циал-формирующего и потенциал-разрушающего влияния на его экономическую безопасность (рис. 1).

Как можно заметить, миграция оказывает влияние практически на все сферы социально-экономической системы (социальная, финансовая, производственная, инженерная и др.). Однако, каким окажется это влияние, зависит не только от масштабов, профессионально-квалификационной и возрастно-половой структуры мигрантов, но и от уже сформированного уровня экономической безопасности. Если регион по уровню безопасности находится в зоне стабильности или близкой к ней, то негативное влияние миграции может определенным образом преодолеваться за счет внутренних ресурсов и потенциала региона. По сути, активный миграционный рост будет создавать опасности, которые не станут перерастать в угрозы потери устойчивости регионом и наносить ущерб. В обратном случае - когда исходный уровень экономической безопасности невысокий, давление со стороны миграционной ситуации будет только усиливаться. Вследствие этого региональная система при переходе в состояние неустойчивости будет испытывать сложности поиска нового состояния структурной устойчивости, а возможно, оно и не будет найдено. В этом случае

1 Проблемы экономической безопасности регионов Западного порубежья России: монография / Под ред. проф. Г.М. Федорова. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019. - С. 175.

2 Якшибаева Г.В. Планово-рыночные механизмы регулирования внутренней трудовой миграции в России // Проблемы современной экономики. 2018. - № 2 (66). - С. 79-81.

3

Логинова Л.В., Понукалина О.В. Межрегиональные миграционные процессы в современной России: тенденции и проблемы управления // Вестник СГЮА. 2015. - № 6 (107). - С. 222-229.

4 Титова Т.П. Селективная иммиграционная политика: стратегии и практики привлечения высококвалифицированных специалистов // Россия: тенденции и перспективы развития. - М., 2015. - Вып 10, ч. 3. - С. 103-106.

5 Деминцева Е.Б., Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения. - М.: Центр стратегических разработок, 2018. - https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/218427665

6 Цветков В.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Аналитические подходы и методы оценки экономической безопасности региона // Экономика региона. 2019. - Т. 15, вып. 1. - С. 1-12. ^ 10.17059/2019-1-1.

сформируется сильная зависимость от трудовых ресурсов, поступающих извне, что подрывает экономическую безопасность, переводя ее в зоны критического или катастрофического риска1.

Потенциал-формирующее влияние на экономическую безопасность

— сбалансированность рынка труда за счет притока специалистов востребованного профессионально-квалификационного состава;

— рост предпринимательской активности за счет проектов мигрантов (новые проекты или релокация действующих проектов);

— приток молодежи и их закрепление в регионе (развитие образовательных центров, закрепление молодых специалистов и др.);

— социально-демографические эффекты (поддержка естественного прироста населения за счет притока лиц трудоспособного возраста);

— развитие социальной (в т.ч. образовательной) и инженерной инфраструктуры;

— рост в строительстве (жилого и нежилого назначения);

— стимулирование внутреннего спроса, в т.ч. рост обрабатывающих производств, развитие сектора услуг, торговли;

— поддержка за счет мигрантов связанности региона с "большой Россией" и укрепление межрегиональных связей;

— трансфер технологий и знаний;

Потенциал-разрушающее влияние на экономическую безопасность

— рост напряженности на региональном рынке труда за счет притока дополнительной рабочей силы, мало востребованной в регионе;

— социальная напряженность в связи со снижением качества и доступности социальных услуг (медицина, образование и др.);

— сдерживание роста реальных доходов населения (предложение рабочей силы значительно превышает спрос);

— рост цен на рынке недвижимости (покупка и аренда жилья);

— возрастная структура мигрантов -значительная доля лиц старше трудоспособного возраста;

— транзитный характер перемещения (дальнейшее перераспределение трудовых ресурсов за пределами региона);

— невысокая эффективность использования трудового потенциала мигрантов (занятость не по специальности, нисходящая трудовая мобильность и др.);

— формирование устойчивой зависимости региона от внешних трудовых ресурсов.

Источник: составлено авторами.

Рисунок 1.

Межрегиональная миграция в обеспечении экономической безопасности (на примере Калининградской области)

На основе представлений о влиянии миграционной ситуации на экономическую безопасность региона выделены вызовы и угрозы, с которыми она связана. Использованы более ранние разработки авторов, в которых проводится систематизация угроз экономической безопасности с учетом опыта российских исследований2.

В частности, мы опираемся на представление об иерархии факторов экономической безопасности, которые определяют общие и специфические угрозы территории3. Общие угрозы характерны для всех регионов России, а специфические - для исследуемой типологической группы. Так как в данной работе рассматривается миграционно привлекательный регион [Калининградская область], то нами были выделены и специфические угрозы, связанные с миграционной ситуацией (табл. 1).

1 Понятие о зонах экономической безопасности использовано из работы: Митяков Е.С., Митяков С.Н. Оценка дифференциации регионов России на основе анализа индикаторов экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. 2015. - № 12. - С. 30-41.

2 Волошенко К.Ю. Экономическая безопасность приграничного региона: монография. - Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 2021; Проблемы экономической безопасности регионов Западного порубежья России: монография / Под ред. проф. Г.М. Федорова. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019.

3 Волошенко К.Ю. Экономическая безопасность приграничного региона: монография. - Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 2021. - С. 73.

Таблица 1

Вызовы и угрозы межрегиональной миграции обеспечения экономической безопасности (на примере Калининградской области)

Тип угроз экономической безопасности региона Обусловленность угроз миграцией Характеристика

I. Общие угрозы

Финансовый + бюджетные расходы (в т.ч. сокращение подушевых показателей)

Научно-технический + потребность развития ресурсо-замещающих (рабочей силы) технологий

Демографический ++ сложности поддержания естественного прироста населения

Продовольственный ++ дефицит продовольствия при сохранении темпов производства

Рынок труда ++ рост безработицы и напряженности на региональном рынке труда

Внешнеэкономический + незаконный оборот и транзит

Уровень и качество жизни ++ снижение уровня заработной платы и качества социальных услуг

Инфраструктурный + рост нагрузки на региональную инфраструктуру, потребность привлечения инвестиций

II. Специфические

Экономико-географические + значительное увеличение миграционного прироста

Институциональные + закрепление возможности региона производить селекцию миграционного потока

Производственные (отраслевые) ++ зависимость производств от внешних трудовых ресурсов, снижение технологической эффективности

Социальные ++ суженное воспроизводство трудовых ресурсов и старение кадров

Примечание: ++ - прямое влияние, + - опосредованное влияние. Источник: составлено авторами.

В процессе выделения угроз нами были исключены их отдельные типы, которые не имеют прямой или опосредованной связи с миграционной ситуацией: макроэкономический (внутрирегиональный), нормативно-правовой и политический, техногенный (производственный), природно-экологический, антропогенный и техногенный экологический, рыночный (конъюнктурный), ресурсно-технический, инвестиционный, энергетический. С точки зрения негативного влияния наибольшее воздействие миграция оказывает на экономическую безопасность региона через усиление угроз следующих типов: демографические, продовольственные, ситуация на рынке труда, снижение уровня и качества жизни. Не менее важно в обеспечении безопасности учитывать и степень влияния миграции на финансовую, научно-техническую и внешнеэкономическую безопасность. По сути, миграция прямо или косвенно затрагивает все компоненты экономической безопасности региона, поэтому селекция миграционного потока должна проводиться с учетом преимущественного формирования ее конструктивного влияния на безопасность, превосходящего ее деструктивные воздействия. На наш взгляд, это достигается не за счет механизмов квотирования или ограничений потока мигрантов, а посредством создания условий для первоочередного перемещения специалистов, в которых заинтересован регион. Здесь особый интерес представляет уже сложившаяся практика в области селективной политики зарубежных стран. Безусловно, часть инструментов не применима на региональном уровне или в отечественной практике, она может противоречить российскому законодательству. Поэтому в исследовании нами анализировались наиболее адаптивные механизмы, часть из которых может быть использована и в сфере региональной политики.

В зарубежной литературе1 традиционно выделяют три типа моделей селективной миграционной политики: 1) канадская модель, основанная на государственном отборе мигрантов с использованием балльной системы; 2) австралийская модель, основанная на государственном отборе с активным участием бизнеса и представителей рынка труда; 3) модель, ориентированная на рынок и определяемая спросом, основанная в первую очередь на отборе мигрантов работодателем. В работе 2022 г.2 предлагается рассматривать три подхода к селекции: 1) обоснованный предложением (на основе использования балльных систем оценки при значительном предложении труда мигрантов), 2) обоснованный спросом (работодатели имеют возможность найма специалистов, отсутствующих на внутреннем рынке труда), 3) гибридный подход (дополнительные баллы присуждаются наиболее востребованным профессиям, используются механизмы закрепления молодых специалистов после получения ими образования).

Как можно заметить, по своему содержанию модели принципиально различаются только направленностью регулирования на спрос и предложение рынка труда или на обеспечение его состояния, близкого к равновесному. Собственно инструменты регулирования очень близки и похожи. Во-первых, выделяются различные балльные и рейтинговые системы на основе характеристик мигрантов и требований к ним (например, уровень образования, опыт работы, знание языка и др.). Во-вторых, административные механизмы, охватывающие выдачу разрешений на работу, вид на жительство или право на проживание только в отдельных районах, городах и др. В-третьих, экономические инструменты, когда предусмотрены схемы лояльности, предлагаются различные налоговые льготы, особые услуги и условия проживания (покупка и аренда жилья, возмещение затрат на переезд и т.д.). Особое значение в селекции миграцион-

1 Koslowski R. Shifts in Selective Migration Policy Models // High-Skilled Migration: Drivers and Policies / Oxford Scholarship Online. 2018. doi: 10.1093/oso/9780198815273.003.0006.

2 Macaluso M. The influence of skill-based policies on the immigrant selection process // Economia Politica. 2022. doi: 10.1007/s40888-022-00264-w. - https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s40888-022-00264-w.pdf

ного потока ученые1 отводят информации, которую получают мигранты из неофициальных (сообщества из числа уже переехавших лиц) и официальных источников (от работодателей и агентств, через кампании, информирующие о приоритетных сферах занятости, проведение ярмарок и др.).

Учитывая, что селекция миграционного потока в регионах России преимущественно относится к сфере региональной политики, наиболее приемлемым, на наш взгляд, является включение отдельных ее механизмов в действующие программы релокации и привлечения специалистов целевой когорты. Внутри регионов могут применяться и балльные системы, и быть предусмотрены наиболее комфортные условия проживания для специалистов и членов их семей и т. д. Однако ни одно из направлений селекции, выбранное регионом, не будет иметь должного эффекта, если не учитывать факторы притяжения в регион целевых когорт, которые могут существенно отличаться. Однако данная научная проблема требует отдельного изучения и будет рассмотрена авторами в дальнейшей работе посредством проведения полуструктурированных интервью мигрантов и работодателей Калининградской области по пяти целевым группам (здравоохранение, образование и наука, ИКТ, рекреация и туризм, малый бизнес).

Выводы. Межрегиональная миграция особенно для миграционно привлекательных регионов России создает дополнительные ограничения в обеспечении экономической безопасности. Это обусловлено ростом негативных воздействий, продуцируемых миграционных потоком, через угрозы и опасности потери устойчивости территориально-хозяйственной системы. Поэтому в интересах регионального развития принципиальное значение приобретает селекция миграционного потока. В качестве первоочередного принципа селекции должно рассматриваться сокращение ее деструктивных воздействий на социально-экономическую систему при наибольшем использовании конструктивных эффектов. На уровне региона этот принцип находит выражение в разработке мер по привлечению востребованных на рынке специалистов определенного профессионально-квалификационного состава. При этом для различных целевых когорт необходимо предусматривать отличный комплекс мер, так как мотивы переезда и факторы притяжения в регион могут существенно для них различаться. Селекция миграционного потока должна предполагать и активную работу региона в части информирования потенциальных мигрантов о возможностях трудоустройства и проживания в регионе. Это позволит повысить эффективность интеграции на рынке труда мигрантов, которые сегодня испытывают разочарования и сложности при смене места жительства.

1 Rogerson P., MacKinnon R.D. Interregional Migration Models with Source and Interaction Information // Environment and Planning A: Economy and Space. 1982. - N 14 (4). - P. 445-454. doi:10.1068/a140445; de Haas H., Czaika M., Flahaux M.-L., Mahendra E., Natter K., Vezzoli S., Villares-Varela M. International Migration: Trends, Determinants, and Policy Effects // Population and Development Review. 2019. - N 45. - P. 885-922. doi: 10.1111/padr.12291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.