Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ КИТАЯ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ / ЭКОЛОГИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / КИТАЙ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ню Мэнди

Регулирование экологии киберпространства - это вопрос, которому Китай в настоящее время придает большое значение. Изучив результаты исследований китайских ученых и объединив их с китайской практикой, автор приходит к выводу, что в регулировании экологии киберпространства в Китае неизменно основным принципом остается толерантность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF INFORMATION ECOLOGY IN CHINA'S CYBERSPACE

Regulation of the ecology of cyberspace is an issue that China currently pays great importance. After studying the results of research by Chinese scientists and combining them with Chinese practice, we come to the conclusion that tolerance remains the main principle in regulating the ecology of cyberspace in China.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ КИТАЯ»

УДК 004.77

НЮ МЭНДИ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

КИТАЯ

Регулирование экологии киберпространства - это вопрос, которому Китай в настоящее время придает большое значение. Изучив результаты исследований китайских ученых и объединив их с китайской практикой, автор приходит к выводу, что в регулировании экологии киберпространства в Китае неизменно основным принципом остается толерантность.

Ключевые слова: киберпространство, интернет, экология, регулирование, Китай, толерантность.

Regulation of the ecology of cyberspace is an issue that China currently pays great importance. After studying the results of research by Chinese scientists and combining them with Chinese practice, we come to the conclusion that tolerance remains the main principle in regulating the ecology of cyberspace in China.

Keywords: cyberspace, Internet, ecology, regulation, China, tolerance.

С наступлением XXI века количество пользователей интернета в Китае резко выросло, и на данном этапе по этому показателю он занимает первое место во всем мире. После 18-го Всекитайского собрания народных представителей (2017 год) центральное правительство КНР уделяет пристальное внимание проблемам, возникающим при развитии экосистемы интернета, а строительство экологии интернета в Китае постепенно продвигается к уровню практики общественного управления.

Понятие «экология интернета» было впервые введено американскими учеными, и на данном этапе зарубежные исследователи в основном изучают этот вопрос в контексте кибербезопас-ности. В Китае понятие было впервые предложено в 2000 году. Так, Чжан Цинфэн в статье «Теория об экологии интернета» пишет, что «экология ин-

© Ню Мэнди, 2022

тернета формируется, когда интернет и его экологическая среда взаимодействуют и влияют друг на друга» [5, с. 3].

Некоторые китайские ученые объясняют данное понятие на основе экологии, утверждая, что «экология интернета - новая дисциплина, базирующаяся на экологии, относится к взаимосвязи и механизму функционирования между элементами системы интернета, включая субъекты, технологии, оборудование, информацию, культуру и т.д., с компьютерными технологиями в качестве ядра» [7, с. 50]. Доцент Чжец-зянского института массовых коммуникаций Сун Хунянь делит структуру экологии интернета на три части: экологический климат, экологическая среда и экологические субъекты. Экологический климат относится к внешней макросреде (включает государственные и международные политические, экономические, культурные, социаль-

ные и природные условия функционирования интернета); экологической средой являются составные элементы самого интернета (в том числе так называемые жесткие условия: аппаратные средства социальной сети и т.п., форма развития информационных технологий, установление повестки дня и правил и др.; мягкие условия предполагают гуманитарность в интернете, уровень прозрачности демократии и т.д.); а производители, регулятор, передатчики и потребители представляют собой экологические субъекты [3, с. 7].

Исследователи У Синьсюнь и Гао Хунбо отмечают, что построение экологии интернета состоит как из технического, так и из гуманитарного компонента. Это содействие рациональному и упорядоченному развитию кибер-пространства в высокотехнологичном измерении, основанное на достижениях развитой культуры и духа мейнстри-ма [4, с. 11-15]. Чжан Чжаошу в статье «Сосредоточенность на событиях: основная модель управления интернетом в Китае» акцентирует внимание на разработке модели управления интернетом в Китае, основанной на событиях. Новые условия реформирования в системе управления Сетью предполагают переход от регулирования, сосредоточенного на вмешательстве государства и предупреждении с помощью высокотехнологичных средств, к управлению, которое оказывает предпочтение легализации информационных ресурсов [6, с. 73].

Выделим два подхода к регулированию экологии интернета в Китае - внешний и внутренний. Внешнее регулирование в основном сосредоточено на национальной безопасности и цензуре иностранных платформ, проникающих в страну. А внутреннее

регулирование включает в себя борьбу с киберпреступностью, очистку среды интернета и модернизацию информационной индустрии интернета [10, с. 35].

В аспекте внешнего регулирования, помимо решения технических проблем, важной частью также является поддержание национальной идеологической безопасности. Сегодня кибер-пространство стало главной площадкой для политической борьбы и идеологического проникновения в Китай со стороны некоторых капиталистических стран во главе с США, глубоко понимающих важность лидеров мнений на онлайн-платформах: тексты, изображения и видео, размещенные этими людьми, могут иметь чрезвычайно высокую кликабельность и скорость распространения, а также влиять на общественное мнение. Так что эти силы начали культивировать интернет-знаменитостей и лидеров мнений в китайском киберпространстве, чтобы, публикуя ложные высказывания среди китайского народа, создавать негативный образ Китая, транслировать западную идеологию китайским пользователям интернета.

В июне 2021 года научно-популярный аккаунт «Скрепка» с миллионами подписчиков на китайском видеосайте ВШЫН был заблокирован за сговор с зарубежными антикитайскими силами и публикацию недостоверного контента. События подтвердили тот факт, что антикитайские организации уже давно подкупают местных лидеров мнений в интернете, чтобы очернить Китай под видом «общественного блага». «Скрепка» приводила «веские» аргументы: китайцы едят слишком много мяса, яиц и молока, что приводит к вырубке тропи-

ческих лесов Бразилии; проект искусственного дождя в Китае загрязняет окружающую среду; строительные работы КНР по перебросу вод реки с юга на север являются пустой тратой финансовых ресурсов. Другой известный блогер сообщил общественности, что «Скрепка» финансировалась зарубежными антикитайскими организациями и что один из редакторов ресурса в то время работал в Исследовательской лаборатории армии США. Этот факт заставляет китайских пользователей интернета быть бдительными и осознавать, что даже в состоянии запрещения YouTube, Twitter и других зарубежных социальных платформ, китайские социальные сети подвергаются вторжению международных антикитайских сил, а восприятие китайской общественностью своей собственной страны может привести к размыванию национального сознания.

Угрозы идеологической безопасности исходят не только из-за пределов страны. Ярким примером здесь является фигура офтальмолога Ли Вэньлян, которого СМИ называли «разоблачителем» в начале вспышки коронавируса: он получил выговор за обнародование информации о семи случаях заражения. Это вызвало не только панику среди народа, но и сильные сомнения общественности в методах правоприменения, транспарентности административных дел и уровня действий уханьского правительства и даже центрального правительства Китая. На самом деле, обычные граждане не имеют права на прямые предупреждения, и доктор Ли Вэньлян не является «разоблачителем» в истинном смысле. Респираторный врач Чжан Дисянь, сообщивший о вспышке в соответствии с правила-

ми и нормами, был настоящим «разоблачителем», но его имя малоизвестно. Фундаментальной причиной, по которой Ли Вэньлян был объявлен выговор, стало фактическое несовершенство китайской системы, регулирующей проблемы предупреждения об общественных кризисах, что привело к недостаточной информированности общественности и превратило инцидент в неизбежный процесс проб и ошибок в становлении правовой системы. Однако в интернете сформировался лишь стереотип преследуемого «разоблачителя». Таким образом, граждане Китая начали сомневаться в давно исповедуемых ими ценностях и возмущаться поведением власти.

Тем не менее руководству Китая предстояло решить еще множество проблем во внутреннем регулировании сетевой экологии:

• В аспекте надзора и управления. Ши Ин и Ло Лян - исследователи Центра исследования неподкупного аппарата Наньчанского университета, отмечают, что в действительности государственное управление киберпро-странством часто проявляется в усилении средств контроля, а не в улучшении возможности управления, что усугубляет расхождение и конфликт между государственным контролем и автономией в интернете [8, с. 80].

• В аспекте профессионализма. Стремление СМИ в интернете к скорости часто влияет на точность распространенной ими информации, и даже каналы официальных государственных СМИ в социальных сетях допускают такие ошибки, как, например, ошибочное сообщение CGTN от 22 мая 2021 года о том, что Юань Лунпин -«отец» гибридного риса - умер от болезни.

• В аспекте контента распространения. Виртуальность интернета позволяет пользователям забыть о правовых и моральных границах. Пока есть возможность получить клики и популярность, творческие субъекты скорее будут снижать качество производимого контента или выдумывать факты и распускать слухи в их произведениях.

• В аспекте позиции. Некоторые ученые разъясняют, что за общественным мнением в интернете стоят фигуры международного и внутреннего капитала и связанных с ними групп интересов, отражающих свои установки и ориентации через общественное мнение, формируемое ими. При определенных обстоятельствах капитал может даже влиять на ценностную ориентацию и определять политические установки [9, с. 97]. Для китайских пользователей интернета уже не секрет, что капитал активно работает на главных социальных онлайн-платформах, формирующих общественное мнение: почти все знают, что место рейтинга самых популярных поисковых запросов на Sina Weibo (Щ-ЖШЩ - главная площадка микроблогов в Китае) можно купить за денежные средства.

• В аспекте атмосферы диалога. Благодаря применению технологий, таких как «большие данные», пользователи получают больше информации о той части мира, которая соответствует их позициям и предпочтениям, что приводит к группировке общественного мнения и с большей вероятностью вызывает групповой антагонизм.

Для решения этих проблем Китай принял ряд эффективных мер, некоторые из которых могут послужить примером для других стран.

Во-первых, для того чтобы государство играло ведущую роль в управле-

нии киберэкологией и взяло под контроль дискурс в киберпространстве, в 2014 году была создана Центральная руководящая группа по кибербезопас-ности и информатизации, а в каждой провинции также были созданы руководящие группы по кибербезопасности и информатизации, сформирована вертикальная система центрально-местного управления. По предложению Ши Ин и Ло Лян, «регулирование кибер-пространства должно быть основано на полицентричном демократическом порядке управления..., что, безусловно, заменит государственное управление, в котором доминирует принудительное управление, и станет главными субъектами управления в публичном киберпространстве» [8, с. 81]. То есть необходимо толерантно относиться к составу субъектов управления, отойти от модели, предполагающей опору только на правительство, а полностью мобилизовать инициативу субъектов интернета, использовать автономную роль пользователя и «сторожевую роль» сетевых платформ.

Возьмем в качестве примера платформу коротких видеороликов Douyin - версия ^кюк в пределах Китая), которая создала официальный аккаунт «Центр безопасности Douyin» а публикуемый контент включает правила наказания на платформе, советы по предотвращению мошенничества, права пользователей, функции платформы и другие аспекты. В то же время часть процесса аудита демонстрируется на экране, негативные примеры с нарушением редактируются в режиме видео, чтобы напомнить пользователям о необходимости быть бдительными.

Во-вторых, построение правовой системы сочетается с механизмом воз-

награждения, чтобы побудить пользователей интернета разоблачать и сообщать платформам и государственным органам о подозрительных пользователях и словах. Здесь особый опыт Китая заключается в том, что в 2017 году были приняты «Методы поощрения граждан, сообщивших о фактах шпионажа»

folk), которые предусматривают, что граждане, сообщившие о шпионаже и сыгравшие важную роль в раскрытии случаев шпионажа, могут получить вознаграждение в размере до 500 тыс. юаней. Но те, кто ложно обвиняет других, также будут наказаны по закону. В 2021 году студент из провинции Фуцзянь был вознагражден за успешное изобличение онлайн-шпиона. Новость сильно подтолкнула энтузиазм пользователей интернета в изобличении.

С 2016 года Администрация кибер-пространства Китая развернула «Специальную операцию Цинлан», целями которой являются борьба с онлайн-ха-осом и поддержание нормального порядка онлайн-коммуникаций. В рамках «Цинлан» определяются ключевые задачи года по вопросам, получившим широкое отражение в общественном мнении. В 2021 году поставлены восемь ключевых задач: исправление исторического нигилизма в интернете, исправление ситуации в интернете во время китайского Нового года, регулирование злоупотребления алгоритмами, борьба с фальсификацией трафика «онлайн-наемников» (люди, оставляющие удобные кому-либо комментарии за деньги) и черным PR, улучшение ситуации онлайн-среды для несовершеннолетних, исправление хаоса онлайн-развлечений и рейтинга тем горячего обсуждения [1].

Принцип «меньше вмешательства и больше самодисциплины» становится консенсусом и тенденцией в международном сообществе для управления общественным киберпространством [8, с. 84]. Усиление этического и морального воспитания пользователей интернета и повышение осведомленности о безопасности - это значительная часть управления киберэкологией в Китае, которая в основном реализуется под руководством общественного мнения онлайн. Сун Хонянь предлагает сместить ценностную ориентацию сетевой экологии в сторону стремления к этической ценности «зеленой экологической концепции» (всестороннее развитие человека, прогресс социальной цивилизации и развитие сообщества человеческой судьбы), чтобы каждая группа и индивид в интернете могли удовлетворить свои потребности и достичь самоуважения, самореализации [3, с. 9], саморазвития на основе ценности толерантности.

Вместе с тем укрепляется культурная уверенность. В 2021 году телевидение провинции Хэнаня запустило серию инновационных программ о праздновании китайских традиционных праздников. В программе, вдохновленной традиционной культурой и жизнью китайского народа, смело используются 3D, VR и другие технические средства, художественная эстетика пробуждает эмоциональный резонанс и интерпретирует уникальные культурные символы Китая, вызывая ажиотаж вокруг китайского стиля. После выхода программы в эфир официальные представители Министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньин, Ван Вэньбинь и Чжао Лицзянь выступили с рекламой в зарубежных социальных сетях. Затем ЮНЕСКО разме-

стила видеозапись программы на Sina Weibo и процитировала китайские стихи в качестве комментария, демонстрируя наследие великой нации.

Культурная уверенность и чувство национальной идентичности позволили китайским пользователям оставаться толерантными к спорам международного общественного мнения, оставаться открытыми для рациональных взглядов.

В дискуссиях в начале 2022 года о различии «китайского Нового года» и «лунного Нового года» китайские пользователи разумно излагали историю о традициях и обычаях празднования «китайского Нового года», указав на заблуждения другой стороны, а затем задавали встречный вопрос: «Английский язык зародился в Великобритании, так разве американский язык не может называться английским?», что возвращало

общественное сознание в нужное русло. Как утверждает российский исследователь, «политкорректность не должна выступать как деструктивный протест, которым движут эмоции, и модифицироваться в радикализм и агрессию» [2, с. 127]. Китайские пользователи интернета заявляют, что это всего лишь праздник, который имеет свои культурные корни в Китае, но мы приветствуем всех тех в мире, кому он нравится, чтобы отпраздновать его вместе.

Таким образом, на пути регулирования экологии интернета повсюду отражается толерантность: к субъектам управления, к связи с народами, к развитию личности пользователя, к плюрализму общественного мнения и т.д. Можно сказать, что толерантность стала важным фундаментальным принципом в регулировании киберэкологии в Китае.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Администрация киберпространства Китая: 8 аспектов для продвижения специальной «Цинлан» в 2021 году // China Daily. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=169935699324880 3447&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 20.02.2022).

2. Лавхаева Д.Н. Искусство не обижать. Политическая корректность как инструмент толерантности // Коммуникативные стратегии информационного общества: труды XII Меж-дунар. науч.-теор. конф, 23-24 октября 2020 г. СПб.: Политехпресс, 2020. С. 122-127.

3. Сун Хунянь. Исследование построения чистой сетевой экологии в Китае // Силиконовая долина. 2018. № 16. С. 6-10.

4. У Синьсюнь, Гао Хунбо. Стремление технологии к первому, человек превыше всего: фундаментальная отправная точка построения сетевой экологии // Журналистика и творчество. 2016. № 7. С. 11-15.

5. Чжан Цинфэн. Теория об экологии Интернета // Работа разведки. 2000. № 4. С. 2-4.

6. Чжан Чжаошу. Сосредоточенность на событиях: основная модель управления интернетом в Китае//Научный журнал. Чжэцзян. 2019. № 3. С. 65-73.

7. Чэнь Юдэн. Построение сетевой экологической цивилизации на основе антитерроризма в университетах//Журнал сетевой и информационной безопасности. 2017. № 6. С. 50-56.

8. Ши Ин, Ло Лян. Эффективное управление публичным киберпространством: цели, субъекты и средства // Журнал партийной школы Центрального муниципального комитета Тянь-цзиня. 2016. № 6. С. 78-84.

9. Шэнь Нань, Ян Линь. Исследование онлайнового руководства общественным мнением и управления сетевой средой в сложном контексте//Вестник Сианьского транспортного университета. 2014. Т. 34. № 4. С. 96-101.

10. Янь Маньюэ. От очищения Интернета в стиле кампании к политическому участию пользователей в условиях нормализованного управления// Социальные науки Хубэй. 2015. № 9. С. 31-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.