УДК 332
РЕГУЛИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Анастасия Юрьевна Иванова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-04-71, e-mail: pm-ssga@mail.ru
Мария Васильевна Беляева
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-04-71, e-mail: pm-ssga@mail.ru
Валерия Александровна Павленко
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-04-71, e-mail: pm-ssga@mail. ru, e-mail: lera-pavlenko1@yandex.ru
В статье рассмотрена проблема регулирования процессов землепользования муниципальных образований в России и Новосибирской области, приведены основные документы территориального и стратегического планирования, принятые в крупных городах России, предложены этапы формирования и развития института землепользования, для эффективного регулирования земельных отношений.
Ключевые слова: землепользование, муниципальные образования, территориальное планирование, регулирование процессов землепользования, институт землепользования.
REGULATION AND IMPROVEMENT OF LAND-USE PROCESSES IN MUNICIPALITIES BY THE EXAMPLE OF NOVOSIBIRSK REGION
Anastasia A. Ivanova
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, graduate student, Department of Management ssga@mail.ru
Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Postand Business, tel. (383)361-04-71, e-mail: pm-
Maria V. Belyayeva
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Postgraduate student, Department of Management and Business, tel. (383)361-04-71, e-mail: pm-ssga@mail.ru
Valeria A. Pavlenko
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., Assoc Prof., tel. (383)361-04-71, e-mail: pm-ssga@mail.ru, e-mail: lera-pavlenko1@yandex.ru
Regulation of land-use processes in municipalities of Novosibirsk region and Russia is considered. The documents of territorial and strategic planning adopted in major cities of Russia
are presented. The stages for establishing and development of land-use institution for efficient regulation of land relation are offered.
Key words: land-use, municipalities, territorial planning, regulation of land-use processes, land-use institution.
Совершенствование системы землепользования на территории муниципальных образований становится все более актуальной задачей в связи с реализацией федерального закона об организации местного самоуправления, где муниципальным образованиям передана значительная часть государственных полномочий и ответственности в решении важнейших управленческих задач местного значения.
Вступление России в ВТО и связанные с этим новые требования международного рынка, также заставляют переосмыслить современные подходы к процессам землепользования муниципальных образований. В полный рост перед государством стоит задача формировать инновационно-инвестиционную экономику территориальных образований всех уровней.
У каждого города имеются собственные ресурсы, требующие эффективного использования для обеспечения дальнейшего развития и создания сильной муниципальной экономики. Важнейшую роль в формировании вектора развития территорий играют органы местного самоуправления, по инициативе которых разрабатываются и реализуются стратегические документы.
К числу сравнительно новых форм планирования городского развития относится стратегическое планирование. В западноевропейских странах интерес к стратегическому планированию со стороны государственных и местных органов власти проявился с середины 80-х годов ХХ века, а в США методы стратегического планирования стали использоваться уже примерно с начала 1970-х годов.
В России стратегическое планирование стало активно формироваться как институт с конца 1990-х годов. В 1997 г. был разработан первый в нашей стране городской стратегический план - Стратегический план Санкт-Петербурга. Стратегический план Санкт-Петербурга получил широкую известность и стимулировал многие города и субъекты РФ к началу подобных разработок.
На сегодняшний день в Российской Федерации формируется единая система стратегического планирования. Согласно проекту Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», государственное стратегическое планирование - это регламентируемая законодательством деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и иных участников процесса государственного стратегического планирования по прогнозированию социально-экономического развития, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на повышение уровня социально-экономического развития РФ, рост благосостояния граждан и обеспечение национальной безопасности [1-3,6].
В настоящее время уже прослеживаются определенные результаты создания такой системы. В частности, уже можно выстроить определенную
иерархию стратегических документов (утвержденных и находящихся в стадии разработки, доработки, рассмотрения или утверждения), согласно уровням государственного и муниципального управления [4].
Согласно Градостроительному кодексу РФ, генеральный план является главным документом территориального планирования. В нем устанавливаются функциональные зоны, для которых определяются границы и функциональное назначение, устанавливаются градостроительные регламенты, правила землепользования и застройки, утвержденные нормативными правовыми актами местного самоуправления. В целом можно утверждать, что генеральный план развития города должен быть ориентирован на приоритетное решение задач территориального (пространственного) развития с учетом сбалансированного, взаимосвязанного использования социального, демографического, хозяйственного, ресурсного, экологического, инфраструктурного потенциалов города. Генеральный план города, в основе которого лежит пространственный компонент, по своей сути соответствует известному на Западе «физическому» или «пространственному» планированию.
За последнее десятилетие в крупнейших городах РФ были приняты документы стратегического и территориального планирования: в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону, Перми, Самаре, Челябинске [4].
В настоящее время в Новосибирской области, приказом от 09.04.2013 года министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, утверждена ведомственная целевая программа «Государственная поддержка муниципальных образований по благоустройству территорий населенных пунктов и подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области к работе в осенне-зимний период на 2013-2015 годы». Данная программа разработана с целью повышения уровня благоустройства территорий населенных пунктов Новосибирской
области, совершенствования внешнего облика территорий муниципальных образований Новосибирской области, в части улучшения состояния покрытия тротуаров, внутриквартальных проездов, благоустройства и озеленения зон отдыха, увеличения протяженности уличной сети, освещения населенных пунктов Новосибирской области.
Формирование направлений регулирования процессов землепользования должно инициироваться на местном уровне. Новые отношения, привлекающие значительное число заинтересованных лиц, создают непростые проблемы. В большинстве случаев сохраняется стереотип отношений, когда власть стремится держать под контролем все процессы, вместо того, чтобы создавать условия для эффективного решения городских проблем. Бороться с этим стереотипом возможно с помощью возникновения и развития института землепользования.
Для более эффективного развития, этот процесс должен пройти четыре условных этапа:
1) создание информационно-правовой надстройки для развития института землепользования;
2) формирование механизмов построения и осуществления процессов землепользования: привлечение ресурсов органов местного самоуправления, а также государственного управления, коммерческих организаций и общества, выработка основных принципов построения и осуществления процессов землепользования;
3) включение принципов построения и осуществления процессов землепользования в городское управление;
4) мониторинг, оценка и контроль эффективности института землепользования.
Вместе с тем, любая методика должна не только устанавливать принципы и методологические подходы, регламентировать набор оцениваемых эффектов, но и оставлять возможности для выбора и синтеза инструментов, созданных экономической наукой. Проведенный анализ зарубежных методик оценки эффективности государственных управленческих решений свидетельствует о значительных перспективах их внедрения в российскую практику управления. Все рассмотренные методики могут использоваться на определенных стадиях разработки и принятия решений по управлению объектами собственности (в частности, земельными объектами), а их содержание и направленность дают основания применять их к конкретному типу решений.
Выделим основные группы механизмов совершенствования процессов землепользования и локального рынка земли:
1. Административно-правовое и организационное регулирование - порядок предоставления земель; порядок изъятия (выкупа); порядок купли-продажи, ипотека; наследование, дарение, мена; установление целевого назначения; установление сервитутов; порядок возмещения потерь и убытков; установление предельных размеров земельного участка; порядок регистрации; государственный контроль за использованием земель; установление порядка оценки земель; землеустройство; порядок ведения кадастра и мониторинга земель; разрешение земельных споров.
2. Экономическое регулирование - земельный налог, арендная плата; нормативная цена земли; плата за изменение целевого назначения; компенсационные выплаты; сборы при оформлении сделок; экономическое стимулирование рационального использования земель; прогрессивный земельный налог; регистрационные сборы; штрафные санкции.
3. Рыночное регулирование - рыночная цена земли; льготное налогообложение; компенсация затрат на улучшение земель и их охрану.
4. Информационное регулирование - документы стратегического и территориального планирования и система механизмов и мер, предусмотренная ими; показатели и методики оценки эффективности земельных отношений.
Особо следует обратить внимание на информационное регулирование. В целях эффективной реализации земельной реформы, успешного привлечения инвесторов на рынок земельных участков необходимо ликвидировать дефицит информации о земельных участках, расположенных на территории муниципального образования НСО путем создания открытой и общедоступной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности позволяет иметь обобщенную в электронном виде базу данных о земельных участках и их возможном использовании на основе градостроительного планирования и территориального зонирования территории [5].
Совершенствование процессов землепользования является длительным, комплексным, циклическим процессом, требующим модернизации и его «инкорпорирования» в систему стратегического и территориального планирования и управления развитием города. В условиях усиливающейся
конкуренции одним из инструментов борьбы является совершенствование процессов землепользования локального рынка земли, повышение их эффективности как фактора экономического развития города. Немаловажной положительной особенностью является и внедрение инновационных, информационных механизмов совершенствования локального земельного рынка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Программа социально-экономического развития Новосибирской области на 20112015 годы: // Приложение к Закону Новосибирской области «Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы».
2. Управление муниципальным экономическим развитием / под ред. Г.Ю. Ветрова. М.: «Фонд Институт экономики города», 2009.
3. Рисин И.Е., Шаталова Е.А. Инновации в системе стратегического планирования социально-экономического развития городов: зарубежный опыт // Инновационное развитие регионов. - 2008. - №1.
4. Электронный ресурс: http://www.minstroy.nso.ru/zkh/programm.
5. Соловьева О.Ю., Соловьева Ю.Ю. Проблемы и перспективы создания информационной системы обеспечения градостроительной деятельности / О.Ю. Соловьева, Ю.Ю. Соловьева // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). -Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. -С. 181-183.
6. Павленко В. А., Юхименко Ю. М. Геопространство в институциональном дискурсе // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. - С. 149-154.
7. Айрапетян В. С., Губин С. Г. Устройства для измерения скорости боеприпасов // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 1 (21). - С. 73-79.
8. Лисицкий Д. В. Перспективы развития картографии: от системы «Цифровая земля» к системе виртуальной геореальности // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 8-17.
9. Ван А. В. Гипотеза образования нефти и нефтяных залежей // Вестник СГГА. -2013. - Вып. 2 (22). - С. 53-61.
10. Карпик А. П., Ащеулов В. А. Государственная аккредитация академии -платформа для подготовки специалистов новой формации // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 126-135.
11. Карпик А. П., Каленицкий А. И., Соловицкий А. Н. Новый этап развития геодезии - переход к изучению деформаций блоков земной коры в районах освоения угольных месторождений // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 3-10.
12. Дубровский А. В., Подрядчикова Е. Д. О подходе к расчету показателя социальной комфортности населения для совершенствования системы оценки недвижимого имущества // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 94-101.
13. Шлишевский В. Б. Научно-исследовательская лаборатория перспективных оптико-электронных систем и технологий СГГА: основные итоги первого десятилетия // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 143-158.
14. Кошелев А. В., Карпик А. П., Середович С. В. Фемтосекундный лазерный дальномер с распространением излучения в вакуумной трубе // Вестник СГГА. - 2012. -Вып. 1 (17). - С. 3-9.
15. Колмогоров В. Г. К вопросу о возможности изучения деформационного состояния земной поверхности по результатам повторного высокоточного нивелирования // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 1 (17). - С. 9-15.
16. Середович В. А., Дубровский А. В., Малыгина О. И. Научно-производственная лаборатория «Дигитайзер» как основная инновационная площадка СГГА // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 2 (18). - С. 133-139.
17. Петров П. В., Рязанцева И. В. Итоги международного молодежного инновационного форума «Интерра-2011» на площадке СГГА // Вестник СГГА. - 2012. -Вып. 2 (18). - С. 149-153.
18. Павленко В. А., Шрайнер Н. В., Иванова А. Ю. Анализ инновационной деятельности на территории Новосибирской области // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 205-209.
19. Минин И.В., Минин О.В., Москвин В.Н., Кузнецов М.В. Комплексные оптические СВЧ и ИК экспериментальные измерения параметров плазменной антенны реактивного типа для безопасных WIFI сетей // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 4 (20). - С. 126-134.
20. Новоселов Ю. А., Калюжин В. А., Каравайцев Ф. В. Опыт уточнения границ города Новосибирска // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - №4/С. - С. 181183.
21. Новосёлов Ю. А., Иткулов С. Г. Методология формирования и использования адаптивно-детерминированных систем в управлении // Вестник сельскохозяйственной науки. - 2009. - № 8 (200). - С. 91-96.
© А. Ю. Иванова, М. В. Беляева, В. А. Павленко, 2014