Научная статья на тему 'Регулирование экономики в условиях рыночных реформ во Вьетнаме'

Регулирование экономики в условиях рыночных реформ во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
629
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМЫ / REFORMS / РЫНОЧНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / MARKET TRANSFORMATIONS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / MACROECONOMIC GROWTH / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / ЭКСПОРТ / EXPORT / ИМПОРТ / IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лабудин Александр Васильевич, Нгуен Ван Лок, Нгуен Тхи Нян

В статье раскрываются процессы социально-экономических реформ, осуществляемых в Социалистической Республике Вьетнам. Дается характеристика основных этапов реформ, институциональных рамок проводимых преобразований. Особое внимание уделяется результатам реформ, воплощающимся в основных макроэкономических показателях. Рассматриваются итоги курса реформ, в том числе в основных сферах и в отраслях вьетнамской экономики. Уделяется внимание и нерешенным проблемам, стоящим перед Вьетнамом на современном этапе его исторического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of economy in the environment of market reforms in Vietnam

The process of socioeconomic reforms being implemented in the Socialist Republic of Vietnam since 1986 is described in this article. The characteristics of the main stages of reforms and the institutional framework of ongoing transformations are provided. The emphasis is given to the results of reforms which are reflected in the main macroeconomic indicators. The results of the course of reforms, including those in the main spheres and sectors of Vietnamese economy, are demonstrated. Attention is also paid to the unresolved problems which Vietnam is facing at the current stage of its historical development.

Текст научной работы на тему «Регулирование экономики в условиях рыночных реформ во Вьетнаме»

| Лабудин А. В., Нгуен Ван Лок, Нгуен Тхи Нян

о Регулирование экономики в условиях рыночных § реформ во Вьетнаме

CD

^ Лабудин Александр Васильевич

о Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) ^ Заведующий кафедрой финансового менеджмента m Доктор экономических наук, профессор, академик МАН ВШ РФ labudin59@mail.ru

Нгуен Ван Лок

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет

Аспирант кафедры экономической теории

vanloc@mail.ru

Нгуен Тхи Нян

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет Аспирантка кафедры бухгалтерского учета и аудита nguyennhan@mail.ru

РЕФЕРАТ

В статье раскрываются процессы социально-экономических реформ, осуществляемых в Социалистической Республике Вьетнам. Дается характеристика основных этапов реформ, институциональных рамок проводимых преобразований. Особое внимание уделяется результатам реформ, воплощающимся в основных макроэкономических показателях. Рассматриваются итоги курса реформ, в том числе в основных сферах и в отраслях вьетнамской экономики. Уделяется внимание и нерешенным проблемам, стоящим перед Вьетнамом на современном этапе его исторического развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

реформы, рыночные преобразования, государственное регулирование, макроэкономический рост, промышленность, сельское хозяйство, экспорт, импорт

Labudin A. V., Nguyen Van Loc, Nguyen Thi Nhan Regulation of economy in the environment of market reforms in Vietnam

Labudin Alexander Vasilyevich

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Head of the Chair of the Financial Management

Doctor of Science (Economy), Professor

labudin59@mail.ru

Nguyen Van Loc

Saint-Petersburg State Forest Technical University (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Graduate Student of the Department of Economic Theory

vanloc@mail.ru

Nguyen Thi Nhan

Saint-Petersburg State Forest Technical University (Saint-Petersburg, Russian Federation) Graduate Student of the Department of Accounting and Auditing nguyennhan@mail.ru

ABSTRACT

The process of socioeconomic reforms being implemented in the Socialist Republic of Vietnam since 1986 is described in this article. The characteristics of the main stages of reforms and the institutional framework of ongoing transformations are provided. The emphasis is given to the results of reforms which are reflected in the main macroeconomic indicators. The results of the course of

reforms, including those in the main spheres and sectors of Vietnamese economy, are demonstrated. Attention is also paid to the unresolved problems which Vietnam is facing at the current stage of its historical development.

KEYWORDS

reforms, market transformations, state regulation, macroeconomic growth, industry, agriculture, export, import

Особенностью современного состояния экономики Вьетнама является ее трансформационное состояние: переход от экономики мобилизационного характера с жесткой командно-административной системой управления к рыночным отношениям и новым методам организации и управления народным хозяйством. В результате этого постепенно формируется модель рыночной экономики с социалистической ориентацией, демократизация общественных и экономических отношений, последовательное формирование правовой системы, присущей «всенародному государству, государству народа и для него», проведение политики «открытых дверей», укрепление международного сотрудничества и партнерства под девизом «Вьетнам всегда готов сотрудничать со всеми странами, которые поддерживают путь мира, независимости и развития».

Специфика современного положения Вьетнама состоит в том, что страна переживает состояние кардинальной трансформации социально-экономических и общественно-психологических отношений, ломку национальной ментальности, морально-нравственных ценностей и установок, формирование новых жизненных ориентиров. Эти процессы активно влияют на состояние всех сторон и отраслей экономики Вьетнама, определяют политику государства, формируют новые условия хозяйственной деятельности. Наряду с масштабными реформами национального уровня, отрабатываются изменения на уровне предприятий, отраслей и народнохозяйственных комплексов.

Вьетнамские реформы стали объектом пристального внимания со стороны вьетнамских ученых, политиков и хозяйственных руководителей различного уровня. Интерес к упомянутым реформам проявляют и зарубежные ученые: из России, США, Франции и Китая. Этот интерес вполне понятен, так как в новейшей истории именно эти страны с самых разных позиций, кардинально противоположных по своим идейным и экономическим основаниям, на протяжении значительной части ХХ в. играли существенную роль в историческом развитии Вьетнама.

На VI съезде Коммунистической партии Вьетнама, состоявшемся в декабре 1986 г., была провозглашена программа экономических преобразований. Она предусматривает развитие в долгосрочной перспективе различных форм собственности (укладов). Это значит, что власть признает важность частного сектора в народном хозяйстве страны и, тем самым, ставит государственный и частный сектора в равную зависимость от рыночной конкуренции, рассчитывая на повышение его эффективности. При этом признается решающая роль рыночных отношений в производстве, товарообмене, сфере услуг и в экономике в целом. Вьетнамские реформы подразумевают опору на три основные направления развития — сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и услуги. На этой основе продолжается курс на усиление экспорта и расширение экономических международных связей, стабилизацию социального и экономического положения, главным условием которого является снижение темпов инфляции, регулирование государственного бюджета путем сокращения его расходов и существенное повышение жизненного уровня народа [2].

Все социалистические экономики, в том числе и экономика Вьетнама до реформы, характеризовались следующими основными принципами:

о <

2 • экономика основана на общественной собственности на средства производства ^ и все виды ресурсов;

о • государство, а не рынок определяет все материально-производственные просо цессы (что, как и для кого выпускать);

го • доход распределяется по централизованно установленной системе оценки труда; х • результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий не связаны с их финансовым благополучием. < Сегодня эти принципы перестали играть ведущую роль во Вьетнаме. т Нельзя игнорировать большое воздействие в течение длительного времени централизованного планового хозяйства Советского Союза, соцстран Восточной Европы, КНР на экономику Вьетнама. Во Вьетнаме быстрый рост экономики наблюдался только в короткое время: в первую половину 1960-х гг. на Севере (когда страна временно была разделена на две части). Тридцатилетняя война оставила тяжелое наследие; к тому же, война на юго-западных и северных границах значительно затруднила строительство экономики на юге страны. Вторая пятилетка (1976-1980) позволила достичь важных социально-экономических результатов: окончательно отменить феодальную собственность на землю и феодальную эксплуатацию, создать государственное хозяйство со своим приоритетом в производстве и распределении, преобразовать частный капитализм путем смешанной государственно-частной формы собственности, ликвидировать капиталистическую торговлю.

К концу 1970-х гг. экономика вступила в начало кризиса и начала приходить в упадок; производство находилось в состоянии застоя, цены на товары быстро поднялись. Причиной этого явления стали разработка централизованно-бюрократического плана, никоим образом не учитывающего рынок; неправильное использование исторически сложившихся частных и национально-буржуазных экономических укладов на Юге; проявление упрощенческого подхода к проблеме преобразования экономики Юга. Все это привело к серьезной ошибке в структуризации экономики, распределении инвестиций, что вызвало настоящее расточительство и оставило тяжелые последствия в экономике. Уравнительный подход в распределении свел на нет мотивацию для развития экономики, загнал ее в застой и кризис.

Дотационно-распределительная система, которая является основой централизованного планового механизма, привела хозяйство Вьетнама к пассивности, формализму и к администрированию в сфере производственной деятельности. В период с 1976 по 1980 г. макроэкономические показатели отражают серьезный кризис экономики. Из табл. 1 видно, что средний рост ВВП и национального дохода составлял 1/2 и ниже 1/5 роста населения. В сельском хозяйстве, прежде всего в растениеводстве, рост составлял только 0,6%. Почти все плановые показатели второй пятилетки, поставленные IV Съездом КПВ, не были выполнены; некоторые отрасли достигли только 1/3 от запланированных объемов. Например, электричество — 80%, уголь — 52%, круглое дерево — 45%, морская рыба — 40%, шелковая ткань — 39%, бумага — 37%, цемент — 32%, химические удобрения — 28%1.

В общем плане производство в стране не способно было удовлетворить потребности населения. Одновременно продолжал повышаться темп инфляции (рис. 1).

В 1981 г. исходя из анализа уроков экономического кризиса, Центральный Секретариат КПВ издал Указ о коллективном и семейном подряде в сельском хозяйстве («Подряд 100»), который ликвидировал ограничения в форме подряда по работе. Эта новая форма подряда привязывает интересы трудящихся к конечному продукту их труда. Крестьяне стали заинтересованы в произво-

1 Сайт журнала <^песопоту» [Электронный ресурс]. Ш_: http://www.economy.com.vn (дата обращения; 8.06.2014).

Таблица 1

Среднегодовой рост некоторых показателей в экономике Вьетнама,%

Показатель 1976-1980 1981-1985

Численность населения 2,24 2,19

ВВП 1,4 7,3

Национальный доход 0,4 6,4

Общая стоимость промышленной продукции 0,6 9,5

Общая стоимость сельскохозяйственной продукции 1,9 5,0

Госинвестиция капитального строительства 5,6 9,2

Общая стоимость экспорта 11,0 15,5

Общая стоимость импорта 6,4 7,2

Источник: Генеральное управление статистики Вьетнама (официальный сайт — http:// www. gov.vn).

дительности труда и выпуске продукции, имеющей устойчивый сбыт. Они приложили свои усилия к развитию производства, вложили в него материалы. В результате этого производство продовольствия возросло со 14,4 млн т (1980) до 18,2 млн т (1985). Самое важное — это то, что «Подряд 100» позволил преодолеть кризис в организационной модели управления сельским хозяйством и стал первым прорывом в обновлении механизма управления им.

Структурные изменения, институциональные преобразования, во взаимодействии с позитивными изменениями в экономике СРВ и социальной сфере, были призваны обеспечивать достижение конечных целей реформы: обеспечение нового уровня жизни населения на основе роста и повышения эффективности сфер сельского хозяйства, промышленности, строительства и услуг связи. Цели реформы, в целом, были достигнуты, в стране начался экономический рост (рис. 2). Однако, как показывают данные табл. 2, первичный сектор, начиная с 1990 г., имеет тенденцию к снижению в структуре ВВП. Требовалось ускоренное развитие этого сектора.

С момента начала экономических реформ в СРВ привлечение в страну прямых иностранных инвестиций (ПИИ) является важнейшей составной частью стратегии экономического роста. Как показывает проведенный анализ, после начала экономических реформ в стране ПИИ активно влияли на социально-экономическое развитие Вьетнама. ПИИ являются важной формой иностранного инвестирования и катализатором высоких темпов экономического роста. В период 1992-2000 гг. темпы прироста ВВП СРВ постоянно увеличивались. За указанный период среднегодовой прирост составил 7,7%. В 2007 г. темп прироста ВВП СРВ достиг рекордного показателя и равнялся 8,5%.

ПИИ традиционно играли важную роль в приросте ВВП СРВ. Если в 1992 г. ПИИ составляли только 2% ВВП Вьетнама, то в 2005, 2006 и 2007 гг. их доля в ВВП страны составила 15,7% 16,3% и 17% соответственно. Таким образом, можно сделать вывод о том, что прирост ВВП Вьетнама напрямую зависит от объемов и структуры привлекаемых ПИИ в страну. В 2010 г. в составе ВВП страны доля предприятий с ПИИ составляла 13%, негосударственного сектора 48%, доля государства 39% . В 2010 г. эта пропорция выглядит следующим образом: 19%, 47%, 34% со-ответственно1.

1 Официальный сайт Генерального управления статистики Вьетнама [Электронный ресурс]. — URL: http: // www.gov.vn (дата обращения; 8.06.2014).

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА

00 о

<

=1

го

о о

гп

О х

О <

го

о

го >

300

200

100

тах — 1986 г.: 453,5 % тт — 2000 г.: 1,8 %

-100

Рис. 1. Темпы инфляции во Вьетнаме в 1980-2010 гг. Секторальная и отраслевая структуры ВВП СРВ в 1988-2011 гг.,%

Таблица 2

Сектора и отрасли Годы

1988 1990 1991-1995 1996-2000 2001-2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Сельское, лесное и рыбное хозяйство (первичный сектор) 46,30 38,70 32,10 23,39 21,45 18,74 17,87 22,2 20,9 20,6 16,1

Промышленность и строительство (вторичный сектор) 24,00 22,70 27,68 33,44 38,39 38,52 41,77 39,8 40,2 41,1 41,8

Услуги (третичный сектор) 29,70 38,60 40,30 43,17 40,16 42,74 40,36 38 38,9 38,3 42,1

ьо о

2 500 ООО

<

Млрд УЫБ

2 ООО ООО

о

1 ООО ООО

1 500 ООО

500 ООО

О

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

Рис. 2. Динамики роста ВВП за 1990-2010 гг.

Для приумножения полученных достижений и их закрепления необходимы не только общесистемные усилия по стимулированию экономики Вьетнама, но и выявление драйверов роста. Одним из таких драйверов, по мнению авторов, может стать деревообрабатывающая промышленность. По мнению специалистов, только экспорт продукции этой отрасли вполне мог бы достигать 4 млрд долл. в год. С 2000 г. по настоящее время деревообрабатывающая промышленность Вьетнама развивается быстрыми темпами, особенно экспорт лесопродукции. Общее число предприятий, функционирующих в сфере лесообработки и переработки древесины, увеличилось в 40 раз за 20 лет, причем среди них преобладают сравнительно небольшие компании. Основные деревообрабатывающие предприятия расположены на юге и в центральной части страны. Только в южной провинции Бинь Зыонг расположены 200 деревообрабатывающих компаний, 64 из которых — с иностранными инвестициями1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деревообрабатывающая промышленность быстрее вышла из состояния спада, чем другие отрасли промышленности. Спад производства в отрасли в 20082009 гг. существенно опережал общевьетнамские темпы сокращения экспорта продукции, причем с течением времени разрыв увеличивался. Уже в 2010 г. рост экспорта в отрасли составил 131% к уровню предыдущего года. Одной из важных статей доходов вьетнамского экспорта становится продукция деревообработки. Вьетнам экспортирует лесопродукцию в 120 стран мира. Самый большой импортер — США (38-41%), страны Евросоюза (28-34%), а также Япония (12-

Успехи в экономическом развитии были достигнуты на основе масштабных инвестиций. Об их размерах и темпах прироста свидетельствуют данные, приводимые в табл. 3.

Как следует из приведенных данных, прирост инвестиций, в целом, сохраняет впечатляющую динамику, несмотря на то, что вклад провинций в инвестиции сокращается. Впрочем, доля провинций и не была высока. В целом, доля государ-

1 Сайт генерального управления лесного комплекса Вьетнама [Электронный ресурс]. Ш_: http://www.mard.gov.

15%) [1].

< Таблица 3

Структура инвестиций по источникам поступления за 2009-2012 гг.

о __

Инвесторы Годы

2009 2010 2011 2012

в млрд донгов

1. Государство; в том числе: централизов. бюджета из бюджетов провинций 515 097,5 445 527,7 69 569,8 567 108,0 497 407,4 69 700,6 628 108,2 559 828,3 68 279,9 630 806,8 565 426,7 65 380,1

2. Частные инвестиции 1 050 172,5 1150867,3 1 238 729,7 1319688,2

3. Иностранные инвестиции 1 116 630,2 1 245 524,4 1 366 340,3 1 486 373,4

Всего 2 681 900,2 2 963 499,7 3 233 178,2 3 436 868,4

Индекс роста (в % к предшествующему году)

1. Государство, в том числе: централизов. инвестиции вклад провинций — 110,1 111,6 100,2 110,8 112,5 98,0 100,4 101,0 95,8

2. Частные инвестиции — 109,6 107,6 106,5

3. Иностранные инвестиции — 111,5 109,7 108,8

Всего — 110,5 109,1 106,3

Источник: Генеральное управление статистики Вьетнама (официальный сайт — http:// www. gov.vn).

ственных инвестиций в их общем объеме в последние годы держится на уровне 20%. Государственные инвестиции направляются на выполнение наиболее важных, с государственной точки зрения, проектов. Это оборона, энергетика и тяжелая промышленность.

Постепенно растет доля негосударственных инвестиций. Они чаще всего направляются в сферу бытовых услуг, предприятия общественного питания, ремонт бытовой техники и на развитие розничной торговли. Доля иностранных инвестиций стабильно удерживается на уровне около 40%.

Таким образом, исследования материалов по реформированию экономики СРВ показали два направления ее развития. Прежде всего, это формирование более современной структуры. С другой стороны, надлежит сохранить и упрочить курс на социальную защиту трудящихся, на ликвидацию бедности, повышение благосостояния народа.

Курс на социально-экономические реформы с максимальным использованием рыночных инструментов, но при сохранении социальной направленности реформ, принес очевидные положительные результаты по всем основным макроэкономическим показателям. Вьетнам успешно выходит из состояния крайней бедности населения и оказывается в состоянии ставить задачу перехода в разряд стран сначала с индустриально-аграрным характером экономики, а далее — в разряд индустриально развитых.

Анализ хода и последовательности реформ в СРВ выделяет отличительные особенности «азиатского пути к социализму». Во-первых, это взвешенное объективное рассмотрение острых проблем страны, определение приоритетных сфер, которые наиболее нуждаются в рыночных реформах. Далее следуют законодательные и институциональные изменения. Одновременно не форсировались реформы в тех областях, которые либо могли оставаться, на какое-то время, неизменными, либо

проведение срочных реформ в них потребовало бы значительных расходов — в то 2

время, когда они были нужны на более важных направлениях. |

Литература ^

1. Нгуен Ван Лок, Ле ЧунгХиеу, Нгуен Тхи Нян. Потребность в МДФ во Вьетнаме // Актуальные х проблемы развития лесного комплекса : сб. матер. междунар. науч.-технич. конф. Вологда, н 7-9 декабря 2010 г. ^

2. Нгуен Вьет Выонг. Механизмы обеспечения социальной направленности рыночных реформ ^ во Вьетнаме : дис. ... д-ра экон. наук. М., 2006.

References

1. Nguyen Wang Locke, Le Tchoung Hiyeu, Nguyen Tkhi Niang. Need for MDFin Vietnam [Potrebnost' v MDF vo V'etname] // Actual Problems of Development of a Forest Complex [Aktual'nye prob-lemy razvitiya lesnogo kompleksa] : collection of materials of the international scientific technical conference. Vologda, on December 7-9 2010.

2. Nguyen Viet Vyong. Mechanisms of providing a social orientation of market reforms in Vietnam [Mekhanizmy obespecheniya sotsial'noi napravlennosti rynochnykh reform vo V'etname] : doctoral dissertation. M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.