Нгуен Ван Лок, Нгуен Тхи Нян |
Государственное регулирование ^
лесопромышленного комплекса во Вьетнаме
Нгуен Ван Лок
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет
Аспирант кафедры экономической теории
vanloc@mail.ru
Нгуен Тхи Нян
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет Аспирантка кафедры бухгалтерского учета и аудита nguyennhan@mail .ru
РЕФЕРАТ
В статье рассматривается развитие одной из ключевых отраслей экономики Социалистической Республики Вьетнам, в значительной мере определяющей состояние и перспективы развития вьетнамской экономики в целом — лесопромышленного комплекса (ЛПК). Развитие ЛПК рассматривается в контексте проводимых во Вьетнаме глубоких социально-экономических реформ, решающих, среди прочего, одну из ключевых системообразующих задач, а именно — нахождение оптимального соотношения между государственным регулированием и инициативой экономических субъектов. Авторы затрагивают эндогенные и экзогенные факторы развития лесопромышленного комплекса Вьетнама, в том числе природно-географический фактор, этнокультурные традиции в хозяйственной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. Авторы сосредотачивают внимание как на достижениях в процессе реформирования вьетнамской экономики, так и на нерешенных задачах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
лесопромышленный комплекс, государственное регулирование, рыночные преобразования, хозяйственная инициатива, иностранные инвестиции, управление лесным хозяйством, стратегия развития лесопромышленного комплекса
Nguyen Van Loc, Nguyen Thi Nhan State Regulation of Forest Industrial Complex in Vietnam
Nguyen Van Loc
Saint-Petersburg State Forest Technical university (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Graduate Student of the Department of Economic theory
vanloc@mail.ru
Nguyen Thi Nhan
Saint-Petersburg State forest technical university (Saint-Petersburg, russian federation) Graduate Student of the department of Accounting and Auditing nguyennhan@mail.ru
ABSTRACT
This article discusses the development of the forest industrial complex — one of the key sectors of the economy of the Socialist Republic of Vietnam which, to a great extent, defines the status and outlook of the Vietnamese economy in general. Development of the forest industrial complex is discussed in the context of fundamental socioeconomic reforms being implemented in Vietnam. Among other things they are aimed to attain one of the key backbone goals, i.e. defining the optimum balance between the state regulation and the initiative of economic subjects. The author touches endogenic and endogenic factors of the Vietnamese forest industrial complex development, including the natural-and-geographic factor, ethno-cultural traditions in economic activities, attraction of foreign investments. The author emphasizes both the achievements in the process of reforming the Vietnamese economy and unattained goals.
< KEYWORDS
z forest industrial complex, state regulation, market transformations, economic initiative, foreign
-J investments, forest sector management, strategy of forest industrial sector development
В современном Вьетнаме в процессе перевода экономики на рельсы рыночных отношений государство стремится предотвратить неконтролируемое использование лесных ресурсов, ввести процесс лесопользования в цивилизованные рамки, защитить природу от действия рыночной стихии. В связи с этим, авторами поставлены следующие задачи: дать оценку эффективности современной системы управления ЛПК и наметить пути ее дальнейшего совершенствования; дать развернутый анализ положений принятой в 2007 г. «Стратегии развития лесопромышленного комплекса Вьетнама» на 2006-2020 гг.1
Система государственного управления аграрным и лесохозяйственным комплексом СРВ утверждена Указом № 01/2008/ NO-CP от 03.01.2008 г. Главное место в этой системе занимает Министерство сельского хозяйства и развития сельских районов. В его составе находится Главное управление лесного хозяйства, которое, в свою очередь, состоит из Управления лесного хозяйства и лесопользования, охраны лесов и Департамента переработки продукции лесоводства, рыболовства и производства соли. В их задачи входит не только выполнение возложенных на них функций, вытекающих из их названий, но и анализ эффективности принимаемых решений, корректировка задач и механизма исполнения. В провинциях эти задачи возложены на департаменты лесного хозяйства при управлениях сельского хозяйства. Ответственность за сферу обработки древесины, торговли лесоматериалами возложена в провинциях на департаменты торговли и промышленности, в составе которых есть «лесные бюро».
В развитие решений VI съезда КПВ был принят ряд законов, а также правительственных указов, определяющих цели и задачи экономики в целом и по каждой важной отрасли — отдельно. Большинство актов, касающихся лесного дела и деревообрабатывающей промышленности, было принято в период с 1986 по 1999 гг. В эти годы было принято 8 законов и 16 правительственных указов. В последующие годы было принято 5 законов и 10 правительственных указов. Последние решения касаются совершенствования рыночных механизмов и вхождения в процесс международной экономической интеграции, вхождения в ВТО и пр. [2].
В числе наиболее важных решений в период до 1999 г. можно назвать запрет на экспорт круглого леса и пиломатериалов (1993 г.), закрытие для массовых рубок естественных лесов (1997 г.), что сократило объем заготовок в естественных лесах с 700 тыс. м3 до 200-300 тыс. м3 и вызвало серьезные осложнения у предпринимательских структур данной отрасли [5].
Решением Премьер-министра СРВ от 04.04.2000 г. были существенно упрощены процедуры экспорта готовой продукции (и даже введена система премий за расширение рынка для сбыта товаров за границу) и импорта древесины и пиломатериалов. Введение нулевой ставки таможенного обложения по экспорту готовой продукции и по импорту круглого леса и пиломатериалов явилось главной причиной бурного развития деревообрабатывающей промышленности. Так, рост объемов этой продукции в 2000-2005 гг. составил 68% в год, или в 3,4 раза превысил темпы роста в предыдущие десятилетия2. В то же время экспорт изделий из дре-
1 Стратегия развития деревообрабатывающей промышленности Вьетнама на 20102020 гг. С. 68.
2 Концепция стратегии развития лесного комплекса Вьетнама на период 2006-2020 гг.
Часть первая (пер. с вьетнамского — авт.).
весины за 2001-2007 гг. возрастал на 14,5% в год. Только за 2004-2005 гг. экспорт увеличился на 41,7% за счет резкого роста экспорта мебели в США. В 2006 г. рост экспорта составил (по сравнению с 2005 г.) 31,2% [1]. В результате Вьетнам по экспорту мебели занял 2-е место в ЮВА, сразу после Малайзии.
Бурный рост отрасли и рост экспорта продукции из древесины опирался на активность частного капитала внутри страны, а также на прирост прямых иностранных инвестиций (ПИИ). ПИИ довольно активно проявляют себя в деревообрабатывающей промышленности; допуск иностранного участия в само лесное хозяйство осуществляется лишь по линии международных научных проектов или в форме договоров о сотрудничестве.
Система государственного управления лесохозяйственным комплексом страны состоит из 3 уровней. Как уже указывалось выше, во главе этой системы стоит Главное управление лесного хозяйства, имеющее в своем составе функциональные подразделения, по своей важности имеющие статус управлений, департаментов и отделов. Главное управление является частью Министерства сельского хозяйства и развития сельских районов, хотя до перехода к рыночной экономике имелось самостоятельное министерство лесного хозяйства. Функции Главного управления сводятся к текущему контролю над состоянием лесов, подготовке проектов законодательных и нормативных актов, мониторингу эффективности текущей нормативной базы, расчету сметы лесной отрасли, изысканию дополнительных источников для требующихся инвестиций, ведению международных связей и реализации проектов с зарубежным и международным участием. Отдельное подразделение занимается специальными высшими учебными заведениями и лесотехническими колледжами, а также готовит учебные программы для курсов повышения квалификации и школ профессиональной подготовки работников низших звеньев отрасли1.
На уровне провинций при Народных Комитетах (правительствах) имеются управления лесного хозяйства, которые организуют исполнение указаний центрального Правительства (в лице Главного управления лесного хозяйства при Минсельхозе), контролируют работу лесных бюро (это вьетнамская разновидность лесничеств), осуществляют подбор и расстановку кадров управления на уровне провинции и «лесных бюро», реализуют программы обучения лесозаготовителей, механизаторов, лесников, сборщиков латекса (природного каучука) и НПЛ (недревесных продуктов леса), а также растений, востребованных фармацевтической и парфюмерной промышленностью. И, конечно, здесь реализуется функция охраны леса от случаев браконьерства, незаконных порубок, санитарной очистки лесов от сушняка, больных деревьев, последствий стихийных бедствий и т. п. Многие работы носят сезонный характер (сбор латекса с гевеи, сбор лекарственных трав и растений, ликвидация последствий стихийных бедствий и пр.). Эти работы, как правило, оплачиваются по низким ставкам, поскольку не требуют специальных знаний2.
Управления лесного хозяйства провинций реализуют также плановые задания из центра: по закладке лесопитомников и уходу за ними, подготовке площадей для «лесных плантаций», подготовке делянок для хозяйственных рубок, подготовке выработанных лесорубочных делянок для рекультивации. В провинциях решается также вопрос отнесения конкретных массивов леса к категориям лесного фонда, согласуются на местном уровне условия лесопользования этнических меньшинств и населения гористых местностей. Готовятся мероприятия по хозяйственному использованию «бесполезных» территорий.
1 Вебсайт Генерального управления лесного комплекса Вьетнама [Электронный ресурс]. URL: www.mard.gov.vn (дата обращения: 20.08.2016).
2 Вебсайт журнала «Vneconomy» [Электронный ресурс]. URL: www.economy.com.vn (дата обращения: 20.08.2016).
На муниципальном уровне практически выполняются все нормативные предписания, действующие на уровне страны и провинции, осуществляется подбор кадров низшего персонала для лесохозяйственного комплекса, заключаются договора на аренду конкретных участков земли и лесных площадей в соответствии с действующими законодательными нормами и предписаниями [6].
Главным инструментом государственного регулирования лесного хозяйства в современных условиях является «Закон о защите лесов и развитии лесохозяйственного комплекса» от 2004 г. и последующие нормативные документы. Многие из этих актов нацелены на решение проблем других отраслей народного хозяйства и других аспектов жизни государства и общества, но в них содержатся пункты, касающиеся лесохозяйственного комплекса [4].
В общем объеме ВВП СРВ доля лесного хозяйства крайне незначительна, она составляет менее 1%. Конечно, место лесного сектора значительно шире, чем доля в ВВП. От состояния лесов зависит чистота воздушного и водного бассейнов, успешность борьбы с эрозией почв; лес служит местом отдыха и релаксации жителей страны и иностранных туристов, ознакомления с миром живой природы. Природные леса и плантационные лесонасаждения занимали к 1990-м годам около 27% территории страны (9180 тыс. га). С 1990 г. лесные угодья начали увеличиваться за счет введения строгих ограничений на хозяйственное использование природных лесов и расширения плантационных лесонасаждений из быстрорастущих продуктивных пород: акации, эвкалипта, липы и, конечно, бамбука. Такие породы достигают в целом продуктивной спелости за 6-10 лет (при условии, что их возраст к моменту посадок на плантациях составляет не менее 2 лет (в лесопитомниках они растут в течение 2-3 лет)1.
Общие запасы древесины на корню оцениваются в 813,3 млн плотных кубометров (94% находится в природных лесах и 6% — на плантациях). В среднем на гектар лесных площадей естественных лесов приходится 76,5 м3; на гектар плантационных лесов — 40,6 м3. Общая площадь недревесных продуктов леса составляет 379,0 тыс. га. Особой статьей выделяется бамбук, заросли которого оцениваются в 8500 млн стволов2. По запасам леса на душу населения Вьетнам относится к малообеспеченным странам. Если во Вьетнаме на единицу населения приходилось в 2005 г. 0,15 га леса и 9,16 м3 древесины, то соответствующие среднемировые показатели составляют 0,97 га и 75 м3.
Все лесные ресурсы распределены на 3 категории: леса специального назначения со строгим режимом пользования — 15,2% лесной площади; леса природоохранного типа (против эрозии, оползней, наводнений и других природных бедствий) — 49% лесной площади; леса интенсивного хозяйственного пользования — 35,8%. В стране 18,6% общей территории занято так называемыми бесплодными землями (оголенные склоны, скалистые горы). Поставлена задача, используя известные и собственные научные наработки, вовлечь их в хозяйственный оборот, в том числе и под лесопосадки3.
Лес имеет высокую важность для населения лесистых местностей, в которых проживает около 25 млн чел. Лес обеспечивает рабочими местами значительную часть трудоспособного населения сельского пространства. Это имеет особую важность для этнических меньшинств, проживающих в горной местности. Так, в провинции Бак Кан, для домохозяйств, вышедших из состояния бедности, доходы от лесного
1 Генеральное управление статистики Вьетнама [Электронный ресурс]. Ш_: www.gso.gov. vn/ (дата обращения: 20.08.2016).
2 Концепция стратегии развития лесного комплекса Вьетнама на период 2006-2020 гг. Ч. 1 (пер. с вьетнамского — авт.).
3 Вебсайт журнала «Упесопоту».
хозяйства составляют 32,8% их общих доходов; в более зажиточных хозяйствах эта доля составляет 16,8%. В некоторых высокогорных местностях у зажиточных домохозяев доля доходов от лесного хозяйства доходит до 40%. У хозяйств в местностях с достаточными лесными ресурсами удовлетворяются их потребности в древесине для возведения жилищ и дровах (для приготовления пищи, подогрева горячей воды для стирки белья, гигиенических процедур и т. п.)1.
Государство утвердило программу лесонасаждений объемом 200 тыс. га ежегодно, а также рекультивации лесорубочных делянок. Наряду с этим, предпринимаются следующие меры по охране лесов: повышается спрос с провинций за невыполнение планов лесонасаждений; настойчиво проводится в СМИ идея бережного отношения к «зеленому другу»; поощряется отказ горных этнических меньшинств от подсечно-огневого земледелия и переход к современным методам ведения сельского хозяйства; повышаются штрафы и вводятся более строгие наказания за самовольные порубки и другие несанкционированные действия по отношению к лесу; вводятся более современные средства обнаружения «лесного браконьерства». Меры государства по охране лесов и новым лесопосадкам находят поддержку различных международных экономических обществ и движений, а также региональных организаций. Особым вниманием со стороны организаций ООН пользовались местности, населенные этническими меньшинствами, широко использующими древесину и лесные растения для занятий оригинальными промыслами, в частности, изготовления резных статуэток, редких музыкальных инструментов, плетеных изделий.
В стратегии развития лесного хозяйства названы острые проблемы, которые вызывают беспокойство у государства и общественных организаций, в частности:
• хотя общая площадь лесов непрерывно увеличивается, средняя продуктивность лесных территорий снижается из-за увеличения доли молодых растений в лесном фонде. Систематически срывается выполнение плановых заданий по новым лесным насаждениям (за 2001-2005 гг. плановые задания выполнялись на 70%), по плантационным лесопосадкам (плановые задания выполнялись на 50%);
• наблюдаются частые случаи несанкционированного вывода лесных территорий под нужды промышленного и гражданского строительства, применение подсеч-но-огневых методов сельскохозяйственного производства. Так, в 2001-2005 гг. таких случаев фиксировалось по 9,3 тыс. в год, происходило уничтожение лесопосадок на площади 2160 га в год. Это повлекло такие последствия, как оползни, необычные наводнения и засуха в местах вырубок;
• имеет место несоответствие между растущими потребностями в обработанной древесине и узостью сырьевой базы в стране, что приводит к удорожающемуся импорту. Так, только за 2001-2005 гг. экспорт деревянных изделий (преимущественно, мебели) вырос в 5 раз, что привело к увеличению доли импортной продукции круглого леса и пиломатериалов до 80% общей потребности;
• развитие лесного хозяйства неспособно обеспечить работой всех нуждающихся в сельской местности. К тому же средний размер заработной платы у лесников не обеспечивает желаемый жизненный уровень. Лесное хозяйство является низкорентабельным и не мотивирует жителей лесных деревень к постоянному занятию в этой отрасли;
• у высших органов государственного управления нет адекватного понимания важности лесного хозяйства. Степень его важности, как правило, оценивается, исходя из его доли в составе ВВП (менее 1%). Другие важные функции леса не воспринимаются как цель вложения инвестиций в развитие этой отрасли, как направление использования человеческого капитала.
1 Там же.
Во Вьетнаме еще не сложилась стройная система управления лесным хозяйством, в котором были бы объединены все основные задачи этой отрасли, а именно:
• охрана лесов и функция санитарных рубок должны быть объединены в одном ведомстве под эгидой провинциальных органов управления;
• лесонасаждения, содержание лесопитомников, противопожарные мероприятия должны быть специальной службой в провинции. На общегосударственном уровне должно осуществлять лишь общие надзорные функции;
• должно быть в ведении провинций привлечение частного сектора и отдельных домохозяйств к уходу за лесом на началах аренды лесных участков. При этом должно быть достигнуто совмещение интересов государства и частных интересов. Эту работу должны выполнять провинции через лесничества («лесные бюро») и местные органы власти (коммуны);
• планирование развития лесного хозяйства, руководство работой высших учебных заведений, колледжей, научных учреждений, осуществление международных связей, участие в реализации проектов с иностранным участием и участием международных организаций, конечно, должно быть сосредоточено в Главном управлении лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства и развития сельских районов;
• следует много и настойчиво работать над преодолением «статистического подхода» к лесному хозяйству страны. Нужно, может быть и на примере других стран и истории других эпох и других народов, показать, к каким последствиям может привести безответственное отношение к живой природе и, особенно, к лесным ресурсам.
Проблемой является также лесохозяйственная политика, которая, с одной стороны, способствовала сохранению лесных ресурсов, и, с другой стороны, удовлетворяла общественные запросы различных уровней:
• людей, причастных к повседневной жизни в лесу или поблизости от него и обращающихся к лесным ресурсам из-за повседневных нужд;
• людей, работающих над сохранностью лесов, их защитой от незаконных посягательств: занимающихся лесонасаждениями, лесопитомниками, учетом древостоя, поголовья диких животных и птиц;
• людей, выполняющих необходимые обслуживающие операции (сезонные сборы полезных дикорастущих растений, плодов, натурального каучука и т. п., санитарная рубка, очистка леса от последствий стихийных бедствий и т. п.);
• предпринимательских структур, осуществляющих лесозаготовительную деятельность, транспортировку продукции на склады и далее к потребителям в лице предпринимательских структур деревообрабатывающей промышленности или иным потребителям (горнодобывающая, фармацевтическая, строительная и др. отрасли);
• государственных структур всех уровней (центральная власть, уровень провинций, округов и коммун), в чьи функции входит контрольно-надзорная деятельность по исполнению законодательных и нормативных актов в области лесохозяйствен-ной практики, а также предприятий и организаций, перерабатывающих лесопро-дукцию и реализующих произведенные изделия по цепочке потребителей. Для того чтобы правильно представить себе, каким образом можно осуществить
эффективное взаимодействие всех перечисленных хозяйствующих субъектов, нужно определить их цели и их интересы и точки их взаимно устраивающего переплетения. Решением этой задачи и предстоит заняться, чтобы обеспечить эффективное выполнение поставленных в «Стратегии развития лесопромышленного комплекса Вьетнама» задач.
Заметим, что перечисленные выше первые три категории хозяйствующих субъектов имеют достаточно понятные цели, совпадающие с их интересами. Они заключа-
ются в желании, в условиях рыночной экономики, иметь доходы в виде заработной платы и различных видов социальной поддержки, чтобы обеспечить достаточный, с их точки зрения и с учетом их трудовой квалификации и сложившихся привычек, уровень жизненного благосостояния. Кто будет выступать их работодателем, этим группам населения, в принципе, совсем не важно. Они готовы добросовестно охранять лес, следить за его (леса) здоровьем, выполнять функцию закладки лесопитомников, ухода за плантационными лесонасаждениями. Главное их организовать, инструктировать о содержании их трудовых операций и контролировать выполнение. Это задача среднего звена управления лесохозяйственными функциями. И эта задача вполне согласуется с интересами лиц наемного труда, но более высокой квалификации, с более высокой оплатой труда и более высоким социальным статусом.
Так что реформы в сфере лесного хозяйства, на первый взгляд, очень несложные, но их нужно проводить с учетом всех непростых нюансов сочетания очень различных социальных позиций и интересов. В этой ситуации решающей выглядит позиция государства, олицетворяющего интересы всего общества во всей его «социальной пестроте». На одной стороне подавляющее большинство граждан, на другой — интересы класса предпринимателей-организаторов всех сторон, сфер и направлений хозяйственной жизни, оживляющих своими инвестиционными возможностями практическое решение задач социально-экономического развития страны. И это весомый аргумент в пользу учета интересов класса предпринимателей. К тому же этот «учет интересов» может неплохо «оплачиваться».
В этом варианте есть опасность «размыва» тех идеологических и социальных установок, которые связаны с названием правящей партии во Вьетнаме (в Китае также это очень заметно). И все же, на наш взгляд, в области лесного хозяйства и лесной сферы безусловный приоритет имеют интересы общества. Да, необходимо использовать все позитивные качества предпринимателей, но нужно очертить строгие границы их погоне за «прибылью любой ценой».
В принципе, положения Стратегии развития лесопромышленного комплекса Вьетнама до 2020 г. соответствуют тем задачам, которые поставлены перед лесным хозяйством страны. Итак, главное состоит в увеличении лесных площадей в стране до 47% ее территории, преимущественно за счет облесения неудобий и широкого внедрения древесных насаждений в городских агломерациях и промышленных поселках, а также за счет лесонасаждений в местах, где отмечена разрушительная эрозия почв. Программа увеличения лесных площадей имеет свои изъяны, но она все же реально осуществляется.
В рассматриваемой Стратегии обрисованы не только общие цели и задачи, которые поставлены перед ЛПК в целом, но и вполне конкретные задачи, разбитые по годам, по географическим зонам и по конкретным хозяйственным объектам. Первое место в Стратегии, что вполне логично, отводится лесной сфере. Сделаны конкретные наметки по восстановлению площадей естественных лесов, расширению плантационных лесопосадок в объеме 1 млн га к 2010 г. и еще 1 млн га к 2020 г. Объем лесозаготовок должен составить к 2020 г. 20-24 млн плотных кубометров в год (в том числе особо ценных лесных пород 10 млн м3); объем заготовок дров не будет превышать 25-26 млн м3 в год. Однако, по нашему мнению, эти показатели завышены, так как наращивание добычи природного газа позволит перевести домашнее приготовление еды и нагревание воды на потребление газа, а на протяжении ряда лет осуществить полную газификацию домохозяйств и ряда отраслей промышленности и энергетики.
В числе социальных задач перед ЛПК стоят следующие: создание не менее 2 млн новых рабочих мест, уменьшение доли населения, находящегося ниже уровня бедности, на 70%. Бедность преимущественно распространена среди сельского населения горных и изолированных местностей. Было предусмотрено сдать в долго-
срочную аренду лесные участки предприятиям, общинам (коммунам) и отдельным домохозяйствам, что позволит направить высвобождающиеся средства на реализацию лесовосстановительных и лесопосадочных работ. Сформулирована программа профессионального обучения работников ЛПК с тем, чтобы довести долю квалифицированных работников до 50%, занятых в этой сфере народного хозяйства. При этом приоритет отдается женщинам и этническим меньшинствам.
В Стратегии более четко и определенно обозначена экологическая функция леса, подчеркнута ее жизнеобеспечивающая роль. Особо выделены возможности лесного пространства для организации отдыха и развлечений самых широких масс населения, для целенаправленного экологического и научного туризма иностранных граждан с различным уровнем доходов, а также для представителей зарубежных диаспор с их ностальгией по «исконно-вьетнамскому» образу жизни, но с максимальными удобствами. В этом отношении появляются новые возможности для активности мелкого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей для удовлетворения самых разнообразных запросов и потребностей.
Государство нацеливает государственные структуры и правительства провинций на сооружение защитных сооружений против осыпей, лавин, оползней, а также опасных участков морских побережий, на обеспечение сохранности мангровых лесов в бассейнах крупных и средних рек. Эти задачи вполне корреспондируются с программами международных экологических и национальных благотворительных организаций и поэтому имеют значительные шансы на успешную реализацию.
Особенностью системы государственного управления лесными ресурсами во Вьетнаме (впрочем, это касается не только лесного хозяйства, но и экономики в целом) является неторопливая апробация различных моделей и вариантов дальнейшего развития, и только после успешных результатов вырабатывается общегосударственный курс и разрабатываются соответствующие законодательные и нормативные акты.
Так, охрана лесных угодий во Вьетнаме является обязанностью владельцев и арендаторов лесоучастков. При этом добросовестное выполнение этой функции вознаграждается либо прямо (через предоставление налоговых льгот, права бесплатного пользования некоторыми лесными ресурсами), либо косвенно (за счет использования лесных площадей для разведения недревесных полезных растений и продовольственных культур, совместимых с лесными зарослями). За охрану леса несут ответственность государственные лесничие, усилия которых по исполнению этой функции поддерживаются работниками правоохранительных органов, исполнительными органами местных администраций, а по охране лесов вдоль государственной границы — армейскими частями и пограничниками.
Лесоохранные мероприятия всемерно поддерживаются развертыванием пропаганды и информации о необходимости бережного отношения к зеленым насаждениям. В школах проводятся специальные уроки на такую тему. Стратегией предусмотрено дальнейшее развитие таких структур, как национальные парки с максимальной доступностью граждан для культурного досуга и проведения оздоровительных мероприятий. В национальных парках выделяются специальные места для развертывания предприятий общественного питания, торговли изделиями местных ремесел и промыслов. Нередко национальные парки создаются вокруг заведений различных религиозных культов (буддистских пагод, католических монастырей и храмов, особо почитаемых природных достопримечательностей).
Национальные парки во Вьетнаме создаются по образцам заграничных национальных парков, но с учетом вьетнамских особенностей, привычек, что создает привлекательный колорит также для иностранных туристов. Национальные парки имеют региональную разновидность: провинции имеют право учреждать собственные по-
добные заведения: так называемые «ландшафтные парки». Их функции значительно скромнее, но, в принципе, при наличии серьезных инвестиций, они имеют шансы стать источником существенных поступлений в бюджеты провинций, доходов предпринимательских структур и новых рабочих мест. Их социальная функция, при правильном руководстве из центра и заинтересованном отношении провинциальных властей, может быть весьма значимой [3].
Местные администрации (округов, коммун) могут также разрабатывать местные экологические программы (озеленение городских территорий, площадей вблизи детских садов, школ, колледжей, ВУЗов и т. д.) и устанавливать минимальные размеры так называемого «экологического налога», минимального по размеру оплаты, но весьма значительного по воспитательному воздействию.
Особенностью лесохозяйственной стратегии Вьетнама является тщательное изучение зарубежного опыта на предмет того, какие фрагменты того или иного зарубежного опыта целесообразно использовать. Так, во Вьетнаме широко использовали советскую модель охраны и защиты лесных насаждений, опыт административных рычагов и механизмов по лесохозяйственной политике. Во Вьетнаме изучен опыт создания национальных парков в США и Канаде, экологических заповедников в ряде стран Западной Европы, а также у соседей по ЮВА. Ландшафтные лесопарки во Вьетнаме соизмеряют с замечательными лесопарками Подмосковья, Гатчины, Павловска, Пушкина и т. д. Но, конечно, во всем этом ищется место для вьетнамского колорита и учета вьетнамского менталитета. Это соответствует национальным традициям и одновременно служит притягательным стимулом для иностранного туризма [3].
Во Вьетнаме придают огромное значение различным отраслям профессионального образования, в том числе и в области лесного хозяйства. Наряду с основными университетами лесного хозяйства в Ханое и Хошимине, в период с 2001 по 2010 гг. создано еще 6 высших учебных заведений по лесному хозяйству и лесо-переработке. Эти ВУЗы не только ведут подготовку кадров для высшего и среднего звена управления лесной сферой, но и осуществляют растущие объемы научных и проектно-изыскательских работ по всему спектру наук, имеющих отношение к лесной сфере: лесохимия, фармацевтика, парфюмерия, медицина, лесное машиностроение и т. д.
Перед лесными ВУЗами, а также лесными колледжами, «лесными школами» поставлена достаточно претенциозная задача: обеспечить качество учебного процесса и качество научных исследований не ниже, чем в лучших учебных заведениях такого рода в Канаде, США, Швеции, Финляндии. Учитывая значительное число учащихся из Вьетнама, а также вьетнамской диаспоры в этих странах, такого рода заявления нельзя считать фантазийными.
Властная элита современного Вьетнама отдает себе отчет в том, что только объективное восприятие интересов всех хозяйствующих субъектов может дать ключ к разработке адекватного механизма управления экономикой, а любовь к своей стране — к формированию прагматичного подхода к выявлению наилучших методов управления народнохозяйственными процессами. В целом система государственного управления лесопромышленным комплексом представляет напластование различных подходов: сохранились остатки системы, заимствованной от Советского Союза; внедрены инструменты рыночного регулирования, наблюдаются заимствования из опыта развитых стран (например, система национальных парков, экологических парков, ландшафтных парков, городских скверов и бульваров; все более широко практикуется плантационное лесоразведение, используются арендные отношения и т. д.). В лесной сфере Вьетнам активно сотрудничает с международными организациями, использует средства национальных, региональных и международных фондов.
В целом политика реформ во Вьетнаме выстраивается поэтапно, без торопливости, с проведением предварительных экспериментов в отдельных провинциях
и районах. И в сфере ЛПК она дает свои положительные результаты.
Литература
1. Нгуен Ван Лок, Ле Чунг Хиеу, Нгуен Тхи Нян. Потребность в МДФ во Вьетнаме // Сборник материалов международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы развития лесного комплекса». Вологда, 2010.
2. Нгуен Ван Лок, Лабудин А. В., Мурашкин Н. В. Реформирование национальной экономики республики Вьетнам в современном периоде// Сборник факультета экономики и управления по итогам НИР 2011 года. СПб. : СПбГЛТУ, 30 января 2012. СПб., 2012.
3. Нгуен Ван Лок. Экологический туризм во Вьетнаме // Сборник материалов международной научно-технической конференции «Экологический туризм: тенденции и перспективы развития в условиях глобализации». СПб., 2009.
4. Нгуен Вьет Выонг. Механизмы обеспечения социальной направленности рыночных реформ во Вьетнаме: дис. ... д-ра экон. наук. М., 2006.
5. Салминен Э. О. Экспорт лесоматериалов. СПб., 2005.
6. Чан Чонг Хуэ. Моделирование функционирования аграрного сектора в условиях переходной экономики: дис. ... д-ра экон. наук. М.,1998.
References
1. Nguyen Wang Locke, Le Tchoung Hiyeu, Nguyen Tkhi Niang. Need for MDFin Vietnam [Potrebnost' v MDF vo V'etname] // Collection of materials of the international scientific technical conference "Actual Problems of Development of a Forest Complex"[ Sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno- tekhnicheskoi konferentsii «Aktual'nye problemy razvitiya lesnogo kompleksa»]. Vodogda, 2010. (rus)
2. Nguyen Wang Locke, Labudin A. V., Murashkin N. V. Reforming of national economy of the republic Vietnam in the modern period [Reformirovanie natsional'noi ekonomiki respubliki V'etnam v sovremennom periode] // Collection of Faculty of Economics and Management following the results of R&D of 2011 [Sbornik fakul'teta ekonomiki i upravleniya po itogam NIR 2011 goda]. St. Petersburg, SPbFTU, on January 30, 2012. SPb., 2012. (rus)
3. Nguyen Wang Locke. Ecological tourism in Vietnam [Ekologicheskii turizm vo V'etname] // Collection of materials of the international scientific and technical conference "Ecological tourism: tendencies and the prospects of development in the conditions of globalization" [Sb. materialov mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii «Ekologicheskii turizm: tenden-tsii i perspektivy razvitiya v usloviyakh globalizatsii»]. SPb., 2009. (rus)
4. Nguyen Vyet Vyong. Mechanisms of providing a social orientation of market reforms in Vietnam [Mekhanizmy obespecheniya sotsial'noi napravlennosti rynochnykh reform vo V'etname]: Doctoral Dissertation. M., 2006. (rus)
5. Salminen E. O. Export of forest products [Eksport lesomaterialov]. SPb., 2005. (rus)
6. Chan Chong Hue. Modeling of functioning of agrarian sector in the conditions of a transitional economy [Modelirovanie funktsionirovaniya agrarnogo sektora v usloviyakh perekhodnoi eko-nomiki]: Doctoral Dissertation. M., 1998. (rus)