УДК619:614.2 UDC619:614.2
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОЙ THE REGULATION OF THE
ВЕТЕРИНАРНОЙ ПРАКТИКИ PRIVATE VETERINARY PRACTICE
В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ IN THE CONDITIONS OF MARKET
ОТНОШЕНИЙ RELATIONS
К.А. Маматкулов, соискатель Mamatkulov K.A, competitor
А.Т. Жунушов, д-р вет. наук, профес- Zhunushov A.T, Dr. Vet. Sci., Professor, сор, член-корр. нАн КР Corresponding Member of the National
Институт биотехнологии НАН КР Academy of the Sciences of Kyrgyz Re-
public, Biotechnology Institute of the NAS of Kyrgyz Republic [email protected] Данная статья содержит описание: не- This article contains a description of the обходимость учреждения Ветеринар- need for the establishment of a Veterinary ного статуарного органа (далее ВСО) в Statutory Body (herein after VSB) in Кыргызстане и что из себя представля- Kyrgyzstan and what is this body, what is ет этот орган, каков статус ВСО в мире. the status of the VSB in the world. A brief Приведен краткий обзор истории во- review of the history of the issue is given проса и что сделано до сегодняшнего and what has been done to date to create дня для создания ВСО в Кыргызстане. VSB in Kyrgyzstan. Ключевые слова: Key words: continuing professional
непрерывное профессиональное раз- development, and registration/re-витие, регистрация/перерегистрация, registration, the Veterinary Statutory Ветеринарный статуарный орган, ре- Body, regulation of the veterinary practice, гулирования ветеринарной практикой, control over observance of norms of контроль за соблюдением норм про- professional ethics фессиональной этики
В 2007 году правительство Кыргызской Республики пригласило миссию МЭБ для оценки Ветеринарной службы КР для получения рекомендаций по ее улучшению. Эксперты МЭБ оценили состояние ветеринарной службы страны, соответствующее уровню "1"(по "5"- балльной шкале), а ее организационную структуру - соответствующей 50-м годам прошлого столетия. Эксперты пояснили, что в подобной ситуации ветеринарная служба Кыргызстана не может выполнять возложенные на нее задачи по обеспечению эпизоотического благополучия и развития торгово-экономических отношений с зарубежными странами. Среди выявленных пробелов особо были отмечены следующие:
• несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей ветеринарную сферу;
• недостаточное финансирование ветеринарно-санитарных мероприятий, осуществляемых за счет республиканского бюджета;
• отсутствие в стране независимого органа, регулирующего профессиональную деятельность ветеринарных врачей и параветеринарных специалистов [1].
Рекомендации экспертов МЭБ были учтены при разработке «Стратегического плана развития ветеринарной службы Кыргызской Республики на 2008-2012 годы» [2].
В данном стратегическом плане создание Ветеринарного статуарного ор-
гана было определено как одна из приоритетных задач в реформировании системы ветеринарии страны. Такое решение соответствует рекомендациям и стандартам МЭБ, в которых наличие полноценно функционирующего ВСО признается как гарант качества ветеринарных услуг и один из критериев эффективности ветеринарной службы страны.
Вопросы развития ветеринарии, в том числе вопросы регулирования частной ветеринарной практики [9], также определены как приоритетные задачи в «Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годов» [3].
Членство Кыргызстана в ЕАЭС стало дополнительным стимулом и мотивацией для учреждения и развития Ветеринарного статуарного органа страны, отвечающего требованиям МЭБ.
Ветеринарный статуарный орган - независимая организация, на которую правительством возлагается обязанность по регуляции профессиональной деятельности ветеринарных врачей и параветеринарных специалистов в стране.
Регуляция осуществляется посредством допуска к ветеринарной практике лиц, отвечающих минимальным квалификационным требованиям, через процедуру регистрации в Реестре ВСО [4].
По сути, ВСО является уполномоченным органом от правительства по регулированию ветеринарной профессии в стране, используя принципы саморегулирования. Такой подход является ярким примером государственно - частного партнерства, где правительство устанавливает "правила игры" (эффективное госрегулирование с минимальными затратами), а реализацию передает в руки профессионального сообщества (саморегулирование), способного более эффективно решать вопросы внутри профессионального сообщества. Встречаются случаи, когда государственное регулирование бессильно в конкретных ситуациях. Например, нельзя обязать ветеринаров передавать свой опыт молодым коллегам, поскольку это противоречит базовым принципам ведения бизнеса (конкуренция). В то же время преемственность необходима для развития профессии. Это удается регулировать путем введения соответствующих норм в Кодекс профессионального поведения и этики, который разрабатывается и принимается самими участниками этих отношений [5].
Эффективность работы ВСО доказана временем, она позволяет обеспечить качество ветеринарной профессии посредством разработки стандартов (минимальные требования к непрерывному профессиональному образованию) для регистрации, а также применения дисциплинарных мер в случаях несоблюдения требований Кодекса ветеринарной этики зарегистрированными ветеринарами, в разработке норм которого они сами участвуют.
Необходимость в учреждении ВСО объясняется особенностями ветеринарной профессии, когда во взаимоотношение вступают две стороны: ветеринарный врач, обладающий техническими знаниями, и потребители его услуг (фермер, население), не обладающие таковыми. В подобных случаях требуется вмешательство правительства для регуляции взаимоотношений для защиты интересов населения и страны в целом.
Многолетняя практика ведущих стран мира, где ветеринарные услуги осуществляются на должном уровне, показывает, что надлежащее управление ветеринарными услугами базируется на двух столпах: эффективном функционировании Ветеринарного статуарного органа и качественном ветеринарном образовании.
Задачами и функциями ВСО являются:
• Оценка соответствия ветеринарных врачей и параветеринарных специалистов минимальным квалификационным требованиям, установленным правительством.
• Регистрация/перерегистрация и ведение реестра ветеринарных специалистов, допущенных к ветеринарной практике.
• Контроль за соблюдением ветеринарами норм Кодекса ветеринарной этики.
На постсоветском пространстве только в Прибалтийских странах созданы ВСО, соответствующие требованиям МЭБ. В Казахстане ВСО создан в структуре Ассоциации ветеринарных врачей, а Россия только в 2014 году заключила договор с МЭБ о создании ВСО в стране.
В целях реализации задачи по учреждению Ветеринарного статуарного органа, определенного в «Стратегическом плане развития ветеринарной службы КР на 2008-2012», в апреле 2011 года создано в Кыргызстане переходное учреждение «Ветеринарная палата», в задачи которой входила подготовка всего необходимого для создания в последующем автономного института - Ветеринарного статуарного органа, ответственного за регуляцию ветеринарной практики в стране и отвечающего требованиям МЭБ.
Опыт Кыргызстана по созданию ветеринарного статуарного органа был представлен на международных конференциях, организованных МЭБ в Астане (2012г.), в Ашхабаде (2013г.) и на всемирной конференции в Бразилии, посвященной роли Статуарных Ветеринарных Органов [7] как заслуживающий внимания опыт, соответствующий рекомендациям МЭБ, а также на третьей Международной конференции ветеринаров Казахстана (Алма - Ата 2015г.) [8].]
Список литературы:
1. Закон Кыргызской Республики «О ветеринарии» (30.12.2014, № 175).
2. Кодекс здоровья наземных животных МЭБ (статья 3.2.12) Двадцать четвёртое издание - 2015 г.
3. Национальная Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 гг. (пункт 10.1).
4. Презентации участников Глобальной конференции МЭБ на тему «Ветеринарное образование и роль ВСО) 4-6 - декабря, 2013г., Бразилия.
5. Стратегический план развития ветеринарной службы Кыргызской Республики на 2008-2012 гг. (25.02.2008, №62).
6. Совершенствование качества ветеринарных услуг (Обращение Генерального директора МЭБ Бернарда Валлат). 25 - июня, 2014г.
7. Трухачев, В.И. Способ микробиологического анализа воздуха / В.И. Трухачев, А.Ф. Дмитриев, В.Ю.Морозов, Л.Н.Скорых, РО. Колесников, Д.А. Сытник // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 108. - С. 500-511.
8. Финальный отчет:Оценка ветеринарных служб Кыргызской Республики. 22 - февраля, 2007г.
9. «The experience of establishing the Veterinary Statutory Body in Kyrgyzstan» 4-6 - декабря, 2013г. (Брази-лияФосдуИгуасу).
Информирование правительства и соответствующих Госструктур по вопросам в области ветеринарии как независимого института [6].
Статус ВСО в мире
Страны Азии, Дальнего Востока и Океании. Страны Американского континента Страны Европы Страны Африканского континента.
В регионе 32 страны являются членами МЭБ, из них 23 уже создали ВСО. Из 35 стран в 20ти созданы ВСО. Из них критериям МЭБ отвечают 13 ВСО. Во всех 47 стра-нах-членахМЭБ, имеются ВСО. Из них критериям МЭБ, отвечают 28. Из 54 стран континента, членами МЭБ являются 52, из которых в 36 странах созда-нынациональные вСо.
УДК 664
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК Ф.М. Мамедов, соискатель Азербайджанский государственный экономический университет
UDC 664
FORMATION OF WASTE PROCESSING SYSTEM OF AGRICULTURAL AND PROCESSING ENTERPRISES IN AIC
Mamedov F.M., submitter for a scientific degree
Azerbaijan State Economic University