Успешная деятельность ветеринарного
статуарного органа в стране -
залог глобального общественного блага
К.А. Маматкулов, соискатель, Институт биотехнологии НАН КР
Укрепление ветеринарного образования во всём мире — ключ к устойчивому улучшению компонентов государственного и частного секторов ветеринарных служб (ВС), качество которых является глобальным общественным благом. В эпоху глобализации все страны зависят от эффективности своих ветеринарных служб для успешного осуществления политики в области животноводства, аквакультуры и безопасности пищевых продуктов, а также для эффективной профилактики и борьбы с любыми биологическими катастрофами [1—3].
Ветеринары как профессионалы, которые несут ответственность за эту важную миссию, должны непрерывно повышать свою квалификацию с целью обеспечения здоровья и благополучия животных, развития ветеринарного общественного здравоохранения. В этом заключается вклад ветеринаров в безопасность пищевых продуктов и контроль над зоонозными заболеваниями, важность которого подтверждается проявлениями вспышек болезней животных в разных точках мира, ставящих под угрозу не только здоровье, но порой и жизнь людей [4—6].
Материал и методы исследования. Ветеринарный статуарный орган (ВСО) — независимый орган (регистрирующий/лицензирующий), на который возложены обязанности по регламентации деятельности ветеринарных врачей и параветеринарных специалистов в стране.
На практике ВСО осуществляет: допуск к ветеринарной практике специалистов, отвечающих минимальным квалификационным требованиям; контроль за соблюдением норм Кодекса профессиональной этики.
К задачам и функциям ВСО относятся: разработка минимальных квалификационных требований, необходимых для регистрации ветеринарных врачей и параветеринарных специалистов, норм их профессионального поведения и профессиональной этики; регистрация/перерегистрация и ведение реестра ветеринарных врачей и параветеринар-ных специалистов, допущенных к ветеринарной
практике; контроль за соблюдением Кодекса профессиональной этики и принятие дисциплинарных мер [2, 7, 8].
Результаты исследования. Всемирная организация по охране здоровья животных (до 2003 г. Международное эпизоотическое бюро — МЭБ) признаёт необходимость создания независимого института — ВСО во всех странах-членах, ответственного за контроль качества ветеринарных услуг и профессиональное поведение ветеринаров, работающих в стране.
Во всём мире регулирование ветеринарной профессии развивается по единому сценарию — постепенная передача полномочий от государственных административных ведомств к саморегулируемым профессиональным организациям. Наиболее активно эта тенденция прослеживается в странах, где животноводство и птицеводство являются бюджетообразующими секторами в экономике страны (Новая Зеландия, Бразилия и др.). Например, в Бразилии регуляция ветеринарной профессии осуществлялась Министерством сельского хозяйства страны с 1933 г. до создания ВСО в 1968 г., и с тех пор ветеринарная профессия в стране развивается на принципах саморегулирования. В ряде стран — Великобритании, Австралии, Тайланде, Ирландии) деятельность ВСО находится под протекторатом монархов [9] (табл.).
На постсоветском пространстве только в Прибалтийских странах созданы ВСО, соответствующие требованиям МЭБ. В Казахстане ВСО создан в структуре Ассоциации ветеринарных врачей, а Россия только в 2014 г. заключила договор с МЭБ о создании у себя ВСО.
Систему ветеринарии страны можно изобразить следующим образом:
ветеринарное образование — производитель + ветеринарная служба — потребитель + ветеринарная ассоциация — промоутер + ветеринарный статуарный орган — регулятор.
Эффективность работы ВСО доказана временем. Он позволяет обеспечить качество ветеринарной профессии посредством установления стандартов (минимальные требования к базовому и непрерывному профессиональному образованию/развитию) для регистрации, а также применения дисципли-
Статус ветеринарных статуарных органов в мире [9]
Страны Азии, Дальнего Востока и Океании Страны Американского континента Страны Европы Страны Африканского континента
В регионе 32 страны являются членами МЭБ, из них в 23 созданы ВСО В 20 странах из 35 созданы ВСО, из них критериям МЭБ отвечают 13 ВСО Во всех 47 странах-членах МЭБ имеются ВСО, из них критериям МЭБ отвечают 28 Из 54 стран членами МЭБ являются 52; в 36 странах созданы национальные ВСО
нарных мер в случае несоблюдения требований Кодекса профессиональной ветеринарной этики.
По сути, ВСО является органом, уполномоченным правительством осуществлять регуляцию ветеринарной практики в стране независимым образом. Это дешевле для правительства и государства, которое устанавливает правила игры, а реализацию и контроль передаёт в руки саморегулируемой организации — ветеринарному статуарному органу как профессиональной организации, способной более эффективно решать вопросы регуляции ветеринарной профессии. Передача прав на регуляцию может осуществляться только законом, поэтому такой орган называется статуарным, т.е. учреждённый законом или обладающий полномочиями, определёнными законом.
В разных странах ветеринарные статуарные органы называются по-разному: Veterinary Counsil — ветеринарный совет, Veterinary Chamber — ветеринарная палата, Veterinary Panel — ветеринарная комиссия, Veterinary Body — ветеринарный орган. Но все они являются единственными органами в своих странах, ответственными за регуляцию ветеринарной профессии [2, 3].
Такой орган должен быть независимым от прямого контроля государственных, научных учреждений и объединений частных ветеринаров.
В отличие от ассоциаций/объединений ветеринаров, которые в первую очередь призваны защищать интересы своих членов, ВСО защищает интересы потребителей, т.е. населения, обеспечивает защиту их конституционных прав в получении качественных и безопасных ветеринарных услуг.
Выводы. Как показывает опыт разных стран, жизнь гораздо многограннее, и не все случаи, возникающие в процессе оказания ветеринарных услуг, можно регулировать через законы и правительственные постановления. В таких ситуациях прибегают к помощи кодекса профессионального поведения, который разрабатывается уполномо-
ченным на это органом, а принимается на общем съезде ветеринаров или конференции их делегатов.
Передовой опыт Кыргызстана по созданию ВСО КР был представлен на международных конференциях, организованных МЭБ в Астане (2012 г.), в Ашхабаде (2013 г.), и получил положительные отзывы. В результате МЭБ и Всемирная ассоциация ветеринаров пригласила представителей Кыргызстана сделать доклады на всемирных конференциях в Бразилии (2014 г.), в Российской Федерации (г. Ставрополь, 2016 г.) и в Корее (2017 г.), посвя-щённых роли ветеринарного статуарного органа, деятельность которого в Кыргызской Республике заслуживает внимания, как в наибольшей степени соответствующая рекомендациям МЭБ.
Создание полноценно функционирующего ветеринарного статуарного органа позволит решить одну из ключевых задач — обеспечение качества ветеринарных услуг, что в конечном итоге защитит интересы потребителей и создаст благоприятные условия для развития международной торговли.
Литература
1. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013—2017 гг. (п. 10.1). Указ Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: //http://cbd.minjust.gov.kg/.
2. Стратегический план развития ветеринарной службы Кыргызской Республики на 2008—2012 гг. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 25.02.2008, № 62.
3. О ветеринарии. Закон Кыргызской Республики от 30.12.2014, № 175.
4. Маматкулов К.А., Жунушов А.Т. Место и перспективы ветеринарного статуарного органа в системе ветеринарии Кыргызской Республики // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2016. № 7. С. 128—130.
5. Оценка ветеринарных служб Кыргызской Республики. Финальный отчёт. Бишкек, 2007.
6. Кодекс здоровья наземных животных МЭБ. 24-е изд. 2015.
7. Совершенствование качества ветеринарных услуг. Обращение Генерального директора МЭБ Бернарда Валлат, 25 июня, 2014 г.
8. The experience of establishing the Veterinary Statutory Body in Kyrgyzstan. 4—6 декабря, 2013 г. (Бразилия, Фосду Игуасу).
9. Маматкулов К.А., Жунушов А.Т., Регулирование частной ветеринарной практики в условиях рыночных отношений // Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства. 2016. № 9. С. 113-115.
Видовая адаптивная изменчивость селезёнки млекопитающих в разных эколого-географических условиях
Т.Я. Вишневская, д.б.н., профессор, ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ
Раскрытие закономерностей и видовых особенностей строения органов иммунной системы млекопитающих как результат генетически обусловленной адаптационной пластичности их структур у животных в условиях разнообразных сред обитания является одной из актуальных проблем морфологии и ветеринарной медицины.
Сравнительная характеристика морфометри-ческих параметров селезёнки различных видов домашних и диких млекопитающих даёт представление о функционировании органа в зависимости от строения организма, среды обитания, нарушения технологических норм содержания, изменений, обусловленных в ряде случаев воздействием техногенных факторов. До настоящего времени данный вопрос изучен недостаточно [1, 2]. Форма, цвет, консистенция и величина селезёнки непостоянны,