Научная статья на тему 'Регулирование архитектурно-строительного процесса в России в 1830-х гг. (в соответствии с Положением о городских строительных комитетах)'

Регулирование архитектурно-строительного процесса в России в 1830-х гг. (в соответствии с Положением о городских строительных комитетах) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
237
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ / СТРОИТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ГОРОД / СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / CONSTRUCTION MANAGEMENT PART / THE REGULATION OF CONSTRUCTION / ARCHITECTURE AND URBAN PLANNING / THE CITY CONSTRUCTION PROCESS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Золотарева Милена Владимировна

Цель работы заключается в исследовании действенности регулирования архитектурно-строительного процесса в России в период 1830-1840-х гг. В это время проводятся работы по «приведению в надлежащее состояние» зданий и сооружений гражданского ведомства, а также осуществлению регулирования частной жилой застройки в городах. Рабочим органом на местах становятся городские строительные комитеты, подчиненные структурам военного ведомства. Фактологическую базу исследования составили законодательные документы, давшие направление перестройки строительной части гражданского ведомства в области проектирования, строительства, согласования проектной документации, получения разрешения на строительство, а также контроля и отчетности в строительной отрасли в 1830-х гг. Авторами исследовалось влияние правовых актов на регулирование архитектурно-строительного процесса и на результаты архитектурно-строительной деятельности. Подготовка к эффективной работе государственных органов власти на местах была начата с организации в ряде городов строительных комитетов. Согласно «Положению для устройства городов» была разработана система оперативного решения вопросов строительства общественных зданий, регулирования жилой застройки и благоустройства территорий, а также модель регулирования строительного процесса, порядок согласования проектной и сметной документации, финансирования и отчетности строительных и реконструктивных мероприятий зданий гражданского ведомства и частного строительства. Изучена действенность организационных мероприятий по части формирования государственного строительного управления течение 1830-1840-х гг. Рассмотрены организационные мероприятия для осуществления эффективной связи центральных органов управления с местными органами регулирования застройки и благоустройства городов. Определено влияние строительной деятельности в этот период на изменение стилистических и объемно-пространственных характеристик центральных частей городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of the architectural and construction process in Russia in the 1830s (according to the Regulation on urban building committees)

The paper presents the results of a historical study into the effectiveness of regulation of architectural and construction process in Russia during 1830s and 1840s. At that time, work was carried out to bring civil buildings and structures "into proper condition", as well as to regulate urban private residential construction. Local working bodies comprised urban building committees subordinated to military structures. The factual basis of the study consisted of legislative documents that determined the direction of restructuring the construction part of the civil department in the field of design, construction and approval of project documentation, obtaining permission for construction, as well as monitoring and reporting in the construction industry in the 1830s. The authors studied the impact of legal acts on the regulation of the architectural and construction process, as well as on the results of architectural and construction activities. The preparation for the effective work of local government authorities was started with the organisation of building committees in a number of cities. According to the regulation on urban construction, a system of prompt solution of the issues related to the construction of public buildings, regulation of residential construction and landscaping, as well as a model for regulating the construction process and a procedure for approval of design and cost estimate documentation, financing and report on activities related to construction and reconstruction of civil buildings and private construction, were developed. The effectiveness of organisational measures aimed at developing state construction regulation in the period of the 1830s-1840s was studied. Organisational measures aimed at ensuring effective communication of central government bodies with local urban construction and landscaping authorities are considered. The impact of construction activity taking place during this period is determined to have led to changes in the stylistic and spatial characteristics of the central parts of cities.

Текст научной работы на тему «Регулирование архитектурно-строительного процесса в России в 1830-х гг. (в соответствии с Положением о городских строительных комитетах)»

Оригинальная статья / Original article УДК 72.01

DOI: https://d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2019-3-620-631

Регулирование архитектурно-строительного процесса в России в 1830-х гг. (в соответствии с Положением о городских строительных комитетах)

© М.В. Золотарева

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Резюме: Цель работы заключается в исследовании действенности регулирования архитектурно-строительного процесса в России в период 1830-1840-х гг. В это время проводятся работы по «приведению в надлежащее состояние» зданий и сооружений гражданского ведомства, а также осуществлению регулирования частной жилой застройки в городах. Рабочим органом на местах становятся городские строительные комитеты, подчиненные структурам военного ведомства. Фактологическую базу исследования составили законодательные документы, давшие направление перестройки строительной части гражданского ведомства в области проектирования, строительства, согласования проектной документации, получения разрешения на строительство, а также контроля и отчетности в строительной отрасли в 1830-х гг. Авторами исследовалось влияние правовых актов на регулирование архитектурно-строительного процесса и на результаты архитектурно-строительной деятельности. Подготовка к эффективной работе государственных органов власти на местах была начата с организации в ряде городов строительных комитетов. Согласно «Положению для устройства городов» была разработана система оперативного решения вопросов строительства общественных зданий, регулирования жилой застройки и благоустройства территорий, а также модель регулирования строительного процесса, порядок согласования проектной и сметной документации, финансирования и отчетности строительных и реконструктивных мероприятий зданий гражданского ведомства и частного строительства. Изучена действенность организационных мероприятий по части формирования государственного строительного управления течение 1830-1840-х гг. Рассмотрены организационные мероприятия для осуществления эффективной связи центральных органов управления с местными органами регулирования застройки и благоустройства городов. Определено влияние строительной деятельности в этот период на изменение стилистических и объемно-пространственных характеристик центральных частей городов.

Ключевые слова: управление строительной частью, строительное регулирование, архитектура и градостроительство, город, строительный процесс

Информация о статье: Дата поступления 15 мая 2019 г.; дата принятия к печати 28 июня 2019 г.; дата онлайн-размещения 30 сентября 2019 г.

Для цитирования: Золотарева М.В. Регулирование архитектурно-строительного процесса в России в 1830-х гг. (в соответствии с Положением о городских строительных комитетах). Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2019;9(3):620-631. DOI: 10.21285/2227-2917-2019-3620-631.

Regulation of the architectural and construction process in Russia in the 1830s (according to the Regulation on urban building committees)

Milena V. Zolotareva

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russia

Abstract: The paper presents the results of a historical study into the effectiveness of regulation of architectural and construction process in Russia during 1830s and 1840s. At that time, work was carried out to bring civil buildings and structures "into proper condition", as well as to regulate urban private residential construction. Local working bodies comprised urban building committees subordinated to military structures. The factual basis of the study consisted of legislative documents that determined the direction of restructuring the construction part of the civil department in the field of design, construction and approval of project documentation, obtaining permission for construction, as well as monitoring and reporting in the construction industry in the 1830s. The authors studied the impact of legal acts on the regulation of the architectural and construc-

Том 9 № 3 2019

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 620-631 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _pp. 620-631

ISSN 2227-2917

tion process, as well as on the results of architectural and construction activities. The preparation for the effective work of local government authorities was started with the organisation of building committees in a number of cities. According to the regulation on urban construction, a system of prompt solution of the issues related to the construction of public buildings, regulation of residential construction and landscaping, as well as a model for regulating the construction process and a procedure for approval of design and cost estimate documentation, financing and report on activities related to construction and reconstruction of civil buildings and private construction, were developed. The effectiveness of organisational measures aimed at developing state construction regulation in the period of the 1830s-1840s was studied. Organisational measures aimed at ensuring effective communication of central government bodies with local urban construction and landscaping authorities are considered. The impact of construction activity taking place during this period is determined to have led to changes in the stylistic and spatial characteristics of the central parts of cities.

Keywords: construction management part, the regulation of construction, architecture and urban planning, the city construction process

Information about the article: Received May 15, 2019; accepted for publication June 28, 2019; available online September 30, 2019.

For citation: Zolotareva M.V. Regulation of the architectural and construction process in Russia in the 1830s (according to the Regulation on urban building committees). Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2019;9(3):620-631. (In Russ.) DOI: 10.21285/2227-2917-2019-3-620-631.

Введение

Статья является частью исследования, посвященного этапам формирования регулирования архитектурно-строительного процесса в России. Период времени - 1830-е - первая половина 1840-х гг. - является значительной вехой в истории архитектуры и градостроительного искусства. Новая система общественных ценностей формируется под воздействием перемен в политической, духовной и культурной жизни. Мировоззренческие теории, основанные на историзме мышления, меняют понимание природы архитектуры. Осознание преемственности развития, самоценности прошлого выражается в новых исканиях пути архитектуры, основанном на эклектизме в широком смысле. Вместе с тем идут поиски совершенствования государственного управления и контроля строительной деятельности.

Наличие проблем в осуществлении строительства зданий, относящихся к казенной и общественной собственности, проведения благоустройства городов, было выявлено еще в начале XIX в. Усилия правительства, направленные на решение этого вопроса, не поспевали за требованиями проведения необходимых строительных и ремонтных работ зданий государственного и общественного назначения. Ситуация усугублялась неспособностью городского общества осуществлять необходимые платежи в бюджет, что затрудняло осуществление этих работ. Все это соответственно создавало своего рода замкнутый круг.

В начале 1830 г. были приняты меры направленные на централизацию управления и контроля всех областях хозяйственной деятельности, в том числе и в строительной от-

расли. Органом, возглавившим этот процесс становится Главное управление путей сообщений и публичных зданий (ГУПСиПЗ). В течении 1830-х гг. в структуре ведомства формировались проектные, контрольные, экспертные и согласовывающие структуры, позволяющие осуществлять необходимые функции регулирования архитектурно-строительного процесса на местах, шла отработка согласованности работы центральных ведомств с губернскими органами.

Одновременно были введены в действие строительные комитеты по устройству городов. Комитеты должны были решать неотложные вопросы по строительству общественных зданий, регулирования жилой застройки и благоустройства территорий. В соответствии с этим была разработана программа создание взаимодействия центрального ведомства и местной администрации, где головными организациями выступали структуры военного ведомства.

Методы

Основными документами, определившими перестройку управления государственным строительным комплексом, явилось Высочайше утвержденное Положение о новом образовании строительной части Гражданского Губернского ведомства, вступившее в действие 17 апреля 1833 г. [1, с. 626-636]. Этот документ упразднял строительные экспедиции, существовавшие ранее и находящиеся под контролем Министерства внутренних дел, и передавал их дела строительным комиссиям. Следующим документом явился «Общий наказ губернаторам» 1837 г. [2, с. 361-439], определившим основные права и обязанности губер-

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

наторов в связи с организацией новой строительной части. Также в 1830-х гг. были выпущены такие документы, как Устав строительный и Урочное положение, являющейся основой стандартизации в строительстве. Данная система законодательного регулирования должна была создать базу для эффективной системной работы губернских органов власти. Однако в некоторых случаях необходима была реализация единовременных крупномасштабных проектов, для которые создавались строительные комитеты.

Причинами создания строительных комитетов в некоторых городах являлась необходимость устранения последствий пожаров или иных стихийных бедствий. К таким городам можно отнести Кронштадт, Киев, Ярославль, Тулу, Архангельск, Казань и некоторые другие.

Результаты исследования и их обсуждение

В период 1830-х - первой половине 1840-х гг. происходит процесс отработки системы связей центральных ведомств и губернской администрации, осуществляющей строительные мероприятия на местах.

Этот процесс шел одновременно с реформированием самого центрального ведомства - Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Согласно вступившему в действие 1 мая 1833 г. документу о новом образовании Строительной части Гражданского губернского ведомства начинается формирование органов регулирования строительства в губерниях.

Одновременно с образованием строительных комиссий в некоторых городах, в основном губернских, были организованы строительные комитеты. С самого начала стало понятно, что эффективная работа ГУПСиПЗ, которое в это же время проходила реформирование, была затруднена. Вместе с тем стало ясно, что без четкой военной дисциплины сдвинуть с места процесс строительства казенных и общественных зданий, благоустройства городов в губерниях было невозможно. Одной из военных структур, возглавивших организацию этого процесса стал Департамент военных поселений. Начальником штаба военных поселений был граф П.А. Кленмихель, ставший с 1842 г. главноуправляющим путей сообщения и публичных зданий.

Состав и основные предписания Положений о городских строительных комитетах для всех городов был одинаков. Различия зависели от местоположения и общих потребностей городов. В таблице указано время учреждения строительных комитетов в различных городах империи. Следует отметить, что здесь не получили отражение города особого управления: столицы и города Новороссийского

ISSN 2227-2917 622 (print) 622 ISSN 2500-154X _(online)

края, управление строительной частью в которых осуществлялось особым образом.

С 1833 по 1841 гг. были сформированы строительные комитеты в шестнадцати городах (таблица).

Рассмотрим общую структуру Положения. Строительные комитеты в основном организовывались под председательством военного или гражданского губернатора. В Комитет входили гражданский губернатор, губернский предводитель дворянства, директор работ, штаб-офицер инженерного ведомства, старший полицеймейстер, городовой архитектор, городской глава и представители от купечества. Председатель комиссии мог назначать для присутствия на заседаниях в Комитете и других чиновников, имеющих необходимые знания в строительного дела.

Архитектор строительного комитета занимался составлением чертежей и смет для сооружений, производимых комитетом, контролировал строительный процесс, состояние казенных и общественных зданий, осуществлял заготовление материалов.

К обязанностям штаб-офицера инженерного ведомства, входящего в Комитет, относились все вопросы, касающиеся благоустройства города. В его компетенцию входило составление проектов и смет на все гидравлические работы, а также наблюдение за планированием и нивелированием местности, производством мощения площадей, улиц, переулков, устройством тротуаров, надзор за устройством и починкой водопроводов и канав.

Строительный комитет должен был заботиться:

а) об украшении города правильными и прочными зданиями

б) об устроении и содержании в исправности домов, заборов, мостов, мостовых на улицах и площадях, каналов, бассейнов, колодцев, водопроводов, бульваров и садов» [3, с. 18-31]. Таким образом, под контролем Комитета, состояли не только общественные, казенные и жилые здания; дворцовые и общественные сады, но и весь комплекс инженерных систем городских территорий.

Строительство новых деревянных жилых зданий в городе, а также изменения фасадов в старых требовалось вести только по высочайше одобренным образцовым проектам. «Привязку» типовых фасадов жилых зданий осуществляли городские архитекторы. Все строительные работы производились после утверждения их председателем строительного комитета. Каменные обывательские здания должны были проходить высочайшее утверждение, они представлялись Императору председателем строительного комитета через Департамент военных поселений.

Том 9 № 3 2019

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 620-631 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _pp. 620-631

Строительные комитеты по устройству городов _Building Committees on the device of cities_

Год образования Город Ведомственная принадлежность Глава строительного комитета Источник

1833 Кронштадт Главный Морского штаба Кронштадский военный губернатор [3, C. 73-83]

1834 Киев Департамент военных поселений Военный губернатор [4, C. 18-31]

1836 Елисаветград Департамент военных поселений Командир 2-го Резервного Кавалерийского корпуса [5, C. 29-34]

1836 Нижний Новгород Департамент военных поселений Военный губернатор [5, С. 484-495]

1836 Ярославль Департамент военных поселений Военный губернатор [5, С. 97-111]

1836 Калуга Департамент военных поселений Гражданский губернатор [5, С. 276-286]

1837 Харьков Департамент военных поселений Гражданский губернатор [2, С. 4-18]

1837 Саратов Департамент военных поселений Гражданский губернатор [2, С. 956-971]

1838 Тула Департамент военных поселений Начальник губернии [6, С. 654-665]

1838 Владимир Департамент военных поселений Гражданский губернатор [6, С. 264-274]

1839 Архангельск Департамент военных поселений Гражданский губернатор [7, С. 204-219]

1840 Тверь Департамент военных поселений Гражданский губернатор [8, С. 712-723]

1841 Тифлис Департамент военных поселений Гражданский губернатор [9, С. 103-118]

1841 Новгород Департамент военных поселений Гражданский губернатор [10, С. 204-219]

1841 Орел Департамент военных поселений Гражданский губернатор [10, C. 670-172]

1841 Казань Департамент военных поселений Военный губернатор [10, C. 44-55]

В документе подробно рассматривались вопросы строительской части, заключения подрядов заготовления материалов, составления отчетности, правил ведения строительных работ, освидетельствования готовых строений, их эксплуатация и другие. По строительной части Комитет должен был наблюдать за исполнением Высочайше утвержденных планов города и предместий, контролировать вновь возводимые здания и состояние существующих сооружений, иметь сведения о незастроенных и пустопорожних местах, определять формы заборов для обывательских участков, садов и огородов (в соответствии с высочайше утвержденными образцами). Большая часть ответственности возлагалась на Комитет в части благоустройства территории города. Он должен был инициировать и контролировать производство работ по содержанию в

надлежащим состоянии улиц, площадей, мостов, каналов и водопроводов, общественных зданий, садов и бульваров.

Каждый обыватель, планирующий новое строительство, обращался в Комитет после определения применяемого образцового проекта, на место направлялся архитектор для отвода участка «дабы ни в коем случае не нарушался план города». В последствии осуществлялся и надзор за строительством.

В случае наружного ремонта жилого дома Комитет также должен был направлять двух своих членов для оценки, в каком состоянии находится здание. При этом в зависимости от характера обывательского строения хозяину моги предложить различные варианты ремонта. При разрешении наружного ремонта обывателю предлагалось одновременно произвести с починкой строения «исправить и фасад

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

оному, дабы дать лучший вид». Исправление ветхих построек не допускалось. В этом случае Комитет требовал сломать строение и возвести новое здание при частичном использовании годных материалов от старого строения.

В случае самовольного строительства на пустопорожних местах, хозяевам предлагалось в течение пяти лет произвести постройку на участках в соответствии с планом города. Если предписание Комитета о сломе незаконно построенного здания не было выполнено, полиция давала распоряжение об его разборке.

Согласно планировочным правилам, особое значение предавалось застройки главных улиц и площадей. На таких участках требовалось строительство каменных зданий, а при строительстве деревянных жилых домов здания должны были возводиться на каменных фундаментах. На менее значительных улицах разрешалось возводить постройки на «деревянных стульях» (столбчатых деревянных фундаментах). «Малосостоятельным» горожанам дозволялось строить деревянные дома на малых улицах и в переулках. Комитет должен был фиксировать выделенные участки, не застроенные в течение пяти лет. После предписания, выдаваемого на год об исполнении строительства и невыполнения обязательств, участки отбирались. В данном случае давалась ссылка на Именной указ от 1803 г. «О повинностях обывателей города Санкт-Петербурга». В нем говорилось: «Чтобы все те места, кои быв взяты для построения домов, доныне остаются незастроенными, если в продолжении одного года, строение на них начато не будет, отбирать от настоящих их хозяев и продавать с публичного торга» [10, с. 700-704]. Около домов и огородов, особенно находящихся на главных улицах, должны были устраиваться заборы в соответствии с утвержденными рисунками.

При наличии в городах крепостей для застройки участков прилегающих к ним действовали соответствующие правила. Так, деревянные обывательские строения запрещалось возводить на расстоянии менее 130 саженей от эспланады, а каменные и деревянные на каменных фундаментах на расстоянии не ближе 450 саженей.

Для ведения строительных работ обывателям Комитет мог выдавать ссуду из вспомогательного капитала. Следует отметить достаточно жесткую финансовую дисциплину в использовании вспомогательного капитала. Естественно, все строительные мероприятия производились на основании составленной и согласованной сметы. В каждом конкретном случае условия выделения ссуды были различны, и это выражалось не только в отношении величины капитала. Ссуда могла быть возвратной и невозвратной. Невозвратные по-

ISSN 2227-2917

собия давались бедным обывателям, «если окажется, что они по хорошему и честному поведению заслуживают вспомоществования». Ссуды выдавались в трех видах: материалами, в денежном выражении и назначением рабочих. Следует отметить, что с выходом Урочного положения 1832 г. необходимое количество материалов, с также человеко-часов, предполагаемое затратить на строительство исчислялось в соответствии с этим документом [3, с. 25].

Для отпуска материалов Комитетом был организован материальный магазин, в котором шла фиксация выданных и проданных материалов. Естественно дома, которые строились из невозвратной суммы, подвергались особому контролю со стороны Комитета. Если в качестве помощи выделялись рабочие, то хозяин также контролировал строительство и мог высказывать в письменном виде «возражения» по ведению тех или иных работ.

В Положении особо обращалось внимание на строительство и эксплуатацию общественной собственности, принадлежащей городу. Для этих мероприятий городское общество должно было избрать шесть урядников от горожан, которым вменялось в обязанность осмотр общественных строений, городских бульваров, контроль за заготовляемыми материалами для починок и поправок зданий. О ежемесячном осмотре состояния городской общественной собственности урядники должны были информировать строительную комиссию, а та в свою очередь подавать сведения военному губернатору.

Как уже отмечалось, высочайше утвержденные Положения для городов имели практически идентичную структуру, требования Отличия заключались в особенностях каждого города.

Первым городом, в котором был утвержден строительный комитет, стал Кронштадт. Поскольку город относился в морскому ведомству, работа строительного комитета в нем курировалась Морской частью. Возглавил Комитет начальника Главного морского штаба. Поэтому все чертежи на любое строительство и ремонтные мероприятия проходили обязательное согласование с ним.

Строительный комитет Елисаветграда состоял полностью из чинов военного ведомства, поскольку город входил в территорию Земли Войск Казачьих. Должность председателя занимал командир 2-го Резервного кавалерийского корпуса. Членами комитета являлись корпусный инженер, военный полицеймейстер, Председатель Городской Думы, корпусный Архитектор и городской глава. Особенностью работы Комитета являлось, то, что ссуда для строительства или ремонта зданий обывателям выдаваясь только под определенный залог. Это могли быть жилые дома или

Том 9 № 3 2019

с. 620-631 Уо1. 9 N0. 3 2019 рр. 620-631_

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

лавки каменные или деревянные, помещичьи крестьяне и земли, а также драгоценности. Без залогов выдавалась беспроцентная ссуда только жителям, лишившимся домов вследствие пожара 1834 г.

В Положении о строительном комитете Нижнего Новгорода в одном из пунктов значилось, что необходимо изыскать возможность устройства под руководством Комитета известкового и кирпичного заводов. Особое внимание в Положении было обращено на устройство в Нижнем Новгороде канав, колодцев и водопровода.

Модель регулирования строительного процесса, созданная для устройства городов, в некоторых их них просуществовала почти десять лет. Каковы же результаты деятельности строительных комитетов? А результаты были достаточно значительны. Следует отметить, что Комитеты выполнили не только регулирование архитектурно-строительного процесса, не только осуществляли надзорные функции, но как видно из Положения в строительных комитетах были сосредоточены денежные средства, материалы и рабочая сила.

В качестве последней использовались арестантские роты. Наличие финансовой дисциплины, контроля и отчетности способствовало проведению эффективных мероприятий по застройке и ремонту казенных и общественных зданий, благоустройству территорий. С другой стороны, возможность осуществлять строительство и перестройку жилых домов за счет ссуды в виде материалов, денежных средств или назначения рабочих активизировало процесс приращения жилой застройки в городах.

Следует отметить, что система выдачи ссуд застройщикам была отработана в процессе восстановительных мероприятий в Москве 1813-1816 гг. Дом переходил в собственность обывателя после окончательного расчета по уплате долга.

Требования применения в застройке образцовых проектов при строительстве казенных и общественных сооружений и образцовых фасадов при строительстве или перестройки частных домов создали новый вид городских классических объемно-пространственных характеристик и архитектурной композиции [11, 29]. Прежде всего это способствовало значительному изменению облика городов.

В период 1830-х гг. действовали проекты «образцовых жилых домов 1809-1812 гг.», составленные архитекторами А.И. Руска, В.И. Гесте, Д.В. Стасовым [12, с. 138].

Одним из примеров может служить застройка центральной части Кронштадта. Город значительно пострадал от наводнения 1824 г. Поэтому строительный комитет для его устройства был учрежден в 1833 г., первым в ряду других городов. Как отмечалось, строительный комитет Кронштадта, как стратегического военного пункта, состоял под управлением Главного Морского Штаба, несмотря на то что город входил в Санкт-Петербургскую «агломерацию» [13].

За время деятельности Комитета были построены, как сооружения военного ведомства, так и здания общественного назначения. Одновременно в период 1830-1840-х гг. возводились каменные здания по типовым фасадам. Они были «привязаны» в Кронштадте городским архитектором Ф.И.Трапезниковым.

В положении по устройству города Кронштадта были специально обозначены конкретные улицы, формирующие центр города, на которых не допускалось строительство деревянных домов. Это улицы Соборная, Господская, Посадская, Андреевская, Луговая, Павловская, Кронштадтская, Богоявленская, Петербургская и Петровская, Княжеская и Нарвская и часть Ильмяниновой улицы, которая находилась вблизи порохового хранилища. Однако, хотелось бы обратить внимание на другую улицу, не вошедшую в этот список, а именно на Большую Екатерининскую (ныне Советскую) улицу, проходившую по набережной Обводного канала.

Можно сказать, что на этой улице города, сложился своеобразный ансамбль жилой застройки, выполненный на основе типовых проектов (рис. 1 и 2). И это не случайно.

Подход к городу, как ансамблю был предписан еще Петербургским Комитетом строения и гидравлических работ: «взяв, с одной стороны, правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу, а с другой - выгодное расположение, прочность и безопасность, как собственно каждому строению принадлежащую, так и сосед-ственную...» [14, 218].

Так на Большой Екатерининской ул. можно видеть применение образцовых фасадов двухэтажных домов на подвалах в семь осей по фасаду. Все он были построены в период 1830-1840-х гг. До нашего времени в неизменном состоянии сохранилось несколько из этих зданий (рис. 3 и 4).

Подобные примеры можно найти в центрах других городов, застраиваемых в период 1930-1940 гг. (рис. 5 и 6).

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Большая Екатерининская улица. Вид от Бочарной ул. (ул. Комсомола) Fig. 1. Bol'shaya Ekaterininskaya street. The view from Bocharnaya Street. (Komsomol Street)

Рис. 2. Большая Екатерининская улица Fig. 2. Bol'shaya Ekaterininskaya street

В 1842 г. со сменой руководящего состава Главного Управления Путей сообщения и публичных зданий начинается новый этап управления дорожным хозяйством и строительной отраслью. Централизация строительного ведомства в этот рассматриваемый период способствовала объединить в единую сис-

тему управление дорожным и гражданским строительством. Этой объединяющей структурой стало Главное Управление Путей Сообщения и Публичных зданий. Военизированный характер ведомства должен был гарантировать четкую работу управления строительной части в государстве [15, 60].

ISSN 2227-2917 Том 9 № 3 2019 626 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 620-631 626 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _(online)_pp. 620-631

Рис. 3. Дом американского консула Букера Fig. 3. The home of American Consul Booker

Рис. 4. Дом купца О. Мухина Fig. 4. Merchant O. Mukhin's house

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

Основу регулирования строительного процесса и благоустройства на местах составляли губернские Строительные Комиссии ГУПСиПЗ, осуществляющие непосредственную связь с окружными правлениями ГУПСиПЗ и Главным Управлением ведомства. Губернские строительные комитеты во многом дублирования функций комиссий. Поэтому одним из документов, изданных в этот период, является Именной указ о передачи строительных комитетов по устройству губернских городов в ведомство Главного Управления Путей сообще-

ния и публичных зданий. Одновременно вышло постановление об упразднении строительных комитетов в большинстве городов, являющимися на тот момент губернскими городами (Архангельске, Новгороде, Твери, Владимире, Ярославле, Нижнем-Новгороде, Казани, Саратове, Калуги, Туле, Орле, Харькове, Киеве и Тифлисе). Все должностные лица бывших Комитетов (включая штат архитекторов) причислялись к губернским Строительным Комиссиям.

Рис. 5. Застройка центральной части Ярославля Fig. 5. Construction of the Central part of Yaroslavl

Рис. 6. Застройка центральной части Твери Fig. 6. Construction of the Central part of Tver

ISSN 2227-2917 Том 9 № 3 2019 628 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 620-631 628 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _(online)_pp. 620-631

Принятая организационная форма в виде строительных комитетов, продолжает существовать в дальнейшем. Они организуются в уездных городах и находятся в подчинении Строительных Комиссий соответствующих губерний. Например, подобный Комитет был образован в городе Режицы Витебской губернии [16, 222-225]. Комитет города Остров находился в подчинении Псковской Губернской Строительной Комиссии [17, 247251], которая должна была осуществлять «постоянное попечение и наблюдение за устройством города Острова». Как и в других подобных документах, Положение определяло сферу его деятельности строительных комитетов, порядок делопроизводства и финансовой и технической отчетности.

Выводы

Период 1830-х гг. явился временем централизации управления архитектурно-строительным комплексом. Можно сказать, что этот период стал подготовительным для реализации программ правительства направленных на проведение интенсивного строительства в городах, способствующего капитализации экономики городских обществ и в конечном счете создания возможности для городов осуществлять самостоятельные мероприятия по строительству общественной собственности, проведения благоустройства территорий, осуществления хозяйственной деятельности.

Первым шагом на этом пути становится создание строительных комитетов. В Программе по устройству городов определялась последовательность регулирования строительного процесса, согласования проектной и сметной документации, порядок финансирования и отчетности строительных и реконструктивных мероприятий зданий гражданского ведомства и частного строительства.

Применяемая финансовая схема выделения средств для частного строительства, а также строгая техническая и финансовая дисциплина при согласовании и строительстве, способствовала застройки центральных частей городов в соответствии с требованиями их генеральных планов. Использования типовых проектов, созданных в период 1809-1812 гг., в строительстве казенных объектов, зданий общественной и частной собственности способствовало изменению облика городов на основе классической традиции.

В заключение хочется отметить, что изучение истории реформ, оказавших влияние на изменение вектора регулирования архитектурно-строительного процесса, имеет большое значение. Без выяснения причин реформ, изучение истории этого вопроса представляется невозможным по-настоящему полное, комплексное исследование и современных аспектов проблемы в этой сфере.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. Т. 7, ч. 1. 1833. СПб. 1011 с.

2. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. Т. 12, ч. 1; ч. 2. 1838. СПб. 822 е., 243 с.

3. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. Т. 8, ч. 1. 1833. СПб. 832 с.

4. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. Т. 9, ч. 1, 1835. СПб. 891 с.

5. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. Т. 11, ч. 1, ч. 2. 1836. СПб. 895 с., 369 с.

6. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. Т. 12, ч. 1, ч. 2. 1838. СПб. 822 с., 243 с.

7. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. Т. 13, ч. 1, ч. 2. 1839. СПб. 1067 с. 468 с.

8. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. Т. 14, ч. 1. 1840. СПб. 1185 с.

9. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. Т. 15, ч. 1. 1841. СПб. 1067 с.

10. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. Т. 16, ч. 1; ч. 2.1842. СПб. 924 с., 156 с.

11. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. Т. 23, ч. 1. 1848. СПб. 664 с.

12. Заварихин С.П. Александровский Петербург: новые образы классицизма (1912-1825) // МастерОК. 2016. № 1. С. 28-33.

13. Белецкая E.A., Крашенинникова Н.Л., Чернозубова Л.Е., Эрн И.В. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII-XIX вв. M.: Госстройиздат, 1961. 206 с.

14. Семенцов С.В. Санкт-Петербургская историческая агломерация - уникальный градостроительный объект мирового масштаба [Электронный ресурс] // Интернет-вестник ВолгГАСУ Сер.: Политематическая. 2012. Вып. 1 (20). Available from: www.vestnik.vgasu.ru [Accessed 15th May 2019]

15. Пилявский В.И., Славина Т.А., Тиц А.А. Ушаков Ю.С., Заушкевич Г.В., Савельев Ю.Р. История русской архитектуры. 2-ое изд., перераб. и доп. С.-Пб.: Стройиздат, 1994. 600 с.

16. Золотарева М.В. Управление архитектурно-строительным комплексом в России 1710-1910 гг. Сборник тезисов МАРХИ: материалы науч.-практ. конф. «Наука,

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

образование и экспериментальное проектирование» Т. 1. МАРХИ 2019. С. 60-61 17. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. т. 21. ч. 2. СПб. 1847. 739 с.

18. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. т. 22. ч. 1. СПб. 1848. 950 с.

REFERENCES

1. Full Collection of Laws of the Russian Empire. Second edition. Saint Petersburg: Type I, Executive Office of His Majesty. 1833;7:1011.

2. Full Collection of Laws of the Russian Empire. Second edition. Saint Petersburg: Type I, II. Executive Office of His Majesty. 1838;12:822.

3. Full Collection of Laws of the Russian Empire. Second edition. Saint Petersburg: Type I, Executive Office of His Majesty. 1833;8:832.

4. Full Collection of Laws of the Russian Empire. Second edition. Saint Petersburg: Type I, II, Executive Office of His Majesty. 1835;9:891.

5. Full Collection of Laws of the Russian Empire. Second edition. Saint Petersburg: Type I, II, Executive Office of His Majesty. 1836;11:369:895.

6. Full Collection of Laws of the Russian Empire. Second edition. Saint Petersburg: Type I, II. Executive Office of His Majesty. 1838;12:822.

7. Full Collection of Laws of the Russian Empire. Second edition. Saint Petersburg: Type I, II, Executive Office of His Majesty. 1839;13:1067:468.

8. Full Collection of Laws of the Russian Empire. Second edition. Saint Petersburg: Type I, Executive Office of His Majesty. 1840;14:1185.

9. Full Collection of Laws of the Russian Empire. Second edition. Saint Petersburg Type I, II: Executive Office of His Majesty. 1841;15:1063.

10. Full Collection of Laws of the Russian Empire. Second edition. Saint Petersburg: Type I, Executive Office of His Majesty. 1842;16. 1842:921:156.

11. Full Collection of Laws of the Russian Empire. Second edition, Saint Petersburg: Type I, Executive Office of His Majesty. 1848;23:664.

12. Zavarthin S.P. Alexander's Petersburg: new images of classicism (1912-1825). MasterOK. 2016;1:28-33

13. "Exemplary" projects in residential development of Russian cities XVIII-XIX / Beletskaya E.A., Krasheninnikova N.L., CHernozubova L.E., Ern I.V. Moscow: Gosstrojizdat, 1964; 206 p.

14. Sementsov SV. Saint-Petersburg historic agglomeration is a unique urban unit of the world scale. Internet-vestnik VolgGASU Ser.: Polite-maticheskaya. 2012;1(20).49. Available from: http://vestnik.vgasu.ru/attachments/Sementsov-2012_1 (20).pdf [Accessed 15th May 2019]

14. Pilyavskij VI, Slavina TA, Tic AA. Ushakov YuS, Zaushkevich GV, Savel'ev YuR. History of Russian architecture. Second ed. Saint Petersburg: Strojizdat, 1994; 600 p.

15. Zolotareva M.V. Management of architectural-construction complex in Russia, 1710-1910. The theses Collection of the Moscow architectural Institute: materials of scientific-practical conference Science, education and experimental design. vol. 1. MARHI, 2019;60-61.

16. Full Collection of Laws of the Russian Empire. Second edition. Saint Petersburg: Type II, Executive Office of His Majesty. 1846;21:739.

17. Full Collection of Laws of the Russian Empire. Second edition. Saint Petersburg: Type II, Executive Office of His Majesty. 1847;22:950.

18. Full Collection of Laws of the Russian Empire. Second edition. Saint Petersburg: Type II, Executive Office of His Majesty. 1847;22:739.

Критерии авторства

Золотарева М.В. провела исследования, подготовила статью к публикации и несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Contribution

Zolotareva M.V. has conducted the studies, prepared the article for publication and bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The author declares that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.

ISSN 2227-2917 Том 9 № 3 2019 630 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 620-631 630 ISSN 2600-164X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _(online)_pp. 620-631

Сведения об авторе

Золотарева Милена Владимировна,

кандидат архитектуры, доцент кафедры истории и теории архитектуры, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 190005, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 2-ая Красноармейская, 4, Ие-таИ: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5549-7769

Information about the author

Milena V. Zolotareva,

Cand. of Architecture,

Associate Professor of the Department

of History and Theory of Architecture,

Saint Petersburg State University of Architecture

and Civil Engineering,

4 Vtoraya Krasnoarmeiskaya, Saint Petersburg

190005, Russia,

He-mail: [email protected]

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5549-7769

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.