Научная статья на тему 'РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕДЕЛЬНЫХ АЛИФАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ (С6—С7) В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ'

РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕДЕЛЬНЫХ АЛИФАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ (С6—С7) В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — В.E. Присяжшок, Г.А. Дмитренко, Д.С. Слободской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Data on the substantiation of differentiated in time MACs for unsaturated aliphatic hydrocarbons of ethylene series С6—C7, in the atmosphere are presented.

Текст научной работы на тему «РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕДЕЛЬНЫХ АЛИФАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ (С6—С7) В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ»

каналы, что позволило дать рекомендации по проектированию приточно-вытяжной вентиляции.

Для выявления вероятных источников микробного загрязнения воздушной среды лечебных учреждений изучено носительство золотистых стафилококков у 823 больных детей и 518 человек медицинского персонала и в объектах внутриболь-ничной среды — воздухе (2874 пробы) и смывах с предметов обихода (1827 проб). Оказалось, что носительство золотистых стафилококков зависит от периода года, профиля отделений (наибольшее носительство отмечено у персонала и больных в отделениях с хронической неспецифической пневмонией и аллергологическом) и характера выполняемой персоналом работы (у санитарок 69,1%, у сестер 53,5%, у врачей 41,8%). Носительство золотистых стафилококков возрастает вдвое при увеличении сроков госпитализации детей до 3 нед и более.

Для выявления путей циркуляции патогенной флоры во внутрибольничной среде изучено 1714 штаммов золотистых стафилококков, выделенных от носителей (больных и персонала) и объектов внутрибольничной среды (воздуха и смывов). Полученные данные свидетельствуют о том, что в изученных лечебных учреждениях в основном циркулировали золотистые стафилококки I и III фагогрупп, обладающие высокой резистентностью к наиболее часто применяемым в данных стационарах антибиотикам. Как правило, в одном и том же стационаре от персонала и больных, воздуха и смывов выделялись одни и те же фаготипы золотистых стафилококков, что указывало на взаимосвязь этих объектов. Выявленные закономерности подтверждены и при изучении вирусоносительства.

Согласно результатам наших исследований и анализа данных литературы, внедрение в практику здравоохранения мер неспецифической профилактики способствует резкому снижению частоты внут-рибольничных заб жеваний и послеоперационных гнойно-воспалительных осложнений. Так, по нашим данным, рациональные архитектурно-плани-ровочные решения операционных и увеличение в них воздухообмена до 30 объемов в 1 ч приводят к

снижению частоты гнойно-воспалительных осложнений до 2,3% (коэффициент корреляции 0,91). Дифференцированное нормирование и повышение гигиенических требований к организации территорий многопрофильных и специализированных больниц в условиях крупных промышленных городов позволят получить значительную экономию отводимых территорий.

Совместно с Институтом педиатрии АМН СССР Д изучено влияние|разработанных нами параметров микроклимата на^эффективность лечения 135 больных, длительно имеющих субфебрильную температуру, и 17 больных бронхиальной астмой. Результаты исследований показали, что температурные условия палаты оказывают определенное влияние на нормализацию температуры тела у больных с субфебрильной температурой. Так, из 82 больных, находившихся более 50% времени госпитализации в комфортных условиях, у 63,4% отмечена нормализация температуры к^концу лечения и лишь у 36,6% она сохранилась на субфебрильном уровне. Из 53 больных, которые более 50 % времени находились в условиях холодового и теплового дискомфорта, температура тела нормализовалась лишь у 38%. У больных бронхиальной астмой через 5— 6 ч пребывания в микроклиматической камере- ^ палате купировался приступ, улучшались общее состояние, функции внешнего дыхания, снижался бронхоспазм и исчезали хрипы в легких.

Таким образом, исследования показали, что внедрение в практику проектирования научно обоснованных гигиенических регламентов способствует повышению эффективности лечебного процесса, сокращению сроков пребывания больных в стационарах и дает значительный экономический эффект.

Поступила 20.07.81

Summary. Field and laboratory studies conducted for ^ many years, as well as the analysis of literature data formed a basis for the scientific substantiation of main hygienic principles for regulating the intrahospital environment quality, for developing graphs, nomograms and for setting standards aimed at the improvement of intrahospital environment quality.

УДК 614.1:543.272.7

В. Е. Присяжшок, Г. А. Дмитренко, Д. С. Слободской

РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕДЕЛЬНЫХ АЛИФАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ (Св—С7) В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева

В настоящее время установлены допустимые уровни содержания в атмосферном воздухе насыщенных парафиновых углеводородов группы С3— С о, непредельных алифатических углеводородов этиленового ряда С2—С5, а также некоторых циклических и полициклических углеводородов.

Вместе с тем в районе нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в атмосферном воздухе присутствуют непредельные алифатические углеводороды этиленового ряда группы Св (гек-сены) и С7 (гептены), содержание которых увеличивается при углублении процессов переработки

нефтн. Это обусловливает необходимость разработки ПДК этих веществ в атмосферном воздухе.

Ввиду того что непредельные углеводороды нормального изостроення близки по токсичности изомерам с разветвленной цепью или превосходят их (М. Л. Красовицкая; В. А. Антонюженко и соавт.), исследования проводили с 1-гексеном и 1-гепте-ном, т. е. с представителями олефинов нормальной цепи и нзостроения.

При кратковременном воздействии малых концентраций 1-гексена и 1-гептена на организм человека путем изучения влияния на обонятельный анализатор (В. А. Рязанов) пороги ощущения запаха были определены на уровне соответственно 1,4 и 1,2 мг/м3. Обработка результатов исследования методом пробит-анализа (Н. Г. Андреещева и М. А. Пинигин) позволила получить кривые зависимости концецтрация — эффект, которые на пробитной сетке апроксимируются прямыми и характеризуют вероятность ощущения запаха от логарифма концентраций изучаемых веществ. Углы наклона полученных прямых составили 57° для 1-гексена и 56° для 1-гептена, что дает основание указанные вещества отнести к III классу в отношении развития ольфактивных реакций. При этом вероятностный порог ощущения запаха (ЕС1в) составил 1,25 мг/м3 для 1-гексена и 1,1 мг/м3 для 1-гептена. С учетом угла прямых зависимости концентрация — эффект был определен коэффициент запаса (3,3) для установления величин максимальных разовых ПДК изучаемых веществ. Таким образом, вероятностная обработка результатов определения порога обонятельного ощущения позволила рекомендовать максимальную разовую ПДК 1-гек-сена 0,38 мг/м3 (1,25 мг:3,3), 1-гептена — 0,33 мг/м3 (1,10 мг/м3:3,3).

Известно, что порог ощущения запаха не является пределом физиологической активности действующих раздражителей. С целью определения субсенсорных рефлекторных реакций и надежности максимальных разовых ПДК, установленных на основе вероятностной оценки запаха, проведено изучение биопотенциалов головного мозга 4 испытуемых методом выработки условного электрокортикального рефлекса (К. А. Буштуева). Эти исследования показали, что концентрации гексена и гептена, не ощутимые по запаху, могут изменять электрическую активность головного мозга. При этом пороговые концентрации оказались равны 0,8 мг/м3 (для 1-гексена) и 0,7 мг/м3 (для 1-гептена), а максимальные недействующие концентрации — соответственно 0,5 и 0,4 мг/м3, что свидетельствует о надежности установления ПДК химических веществ в атмосферном воздухе на основе вероятностного определения порога ощущения их запаха.

Следующим этапом исследований явилось изучение резорбтнвного действия 1-гексена и 1-гептена при 4-месячном непрерывном ингаляционном поступлении в организм белых крыс. При выборе показателей функционального состояния организ-

ма подопытных животных в процессе затравки учитывали данные литературы о характере действия изучаемых веществ и их гомологов (М. Л. Красовицкая; В. А. Антонюженко и соавт.).

Результаты исследований показали, что 1-гексен и 1-гептен в концентрациях соответственно 2,06 и 1,47 мг/м3 в начале воздействия вызывали гиперреактивность нервной системы, проявлявшуюся в тенденции к повышению работоспособности и достоверном снижении суммационно-порогового показателя (Р<0,01). Наступившая затем нормализация функций сменилась гипореактивностью, характеризовавшейся снижением способности суммировать подпороговые импульсы (Р<0,02), работоспособности (f-<0,01), увеличением латентного периода (Р<0,01) и ослаблением ориентировочных реакций (Я-<0,02), а также двигательной активности (Р<0,02). Наблюдалось угнетение активности холинэстеразы (Р<0,05). Кроме того, изменился общий уровень неспецифической иммунобиологической реактивности организма: сократилось количество фагоцитирующих нейтрофиллов (Ж0,01) при одновременном усилении их фагоцитарной активности (Я<С0,02).

Следует отметить также, что концентрация 1-гексена 2,06 мг/м3 приводила к усилению аутоиммунных процессов (Ж0,01). Вместе с тем изученные концентрации 1-гексена и 1-гептена не влияли на изменение активности пероксидазы, каталазы, лактатдегидрогеназы и, следовательно, не оказывали воздействия на окислительно-восстановитель-ные процессы, происходящие в организме подопытных животных. Не отмечено изменений функций дыхания и гемопоэза.

При патоморфологическом исследовании внутренних органов обнаружены дистрофические изменения клеток печени и резкое расширение сосудистой сети паренхиматозных органов и сердца.

Изученные концентрации 1-гексена 2,06 мг/м3 и 1-гептена 1,47 мг/м3 можно принять в качестве пороговых при их хроническом ингаляционном воздействии, поскольку более низкие концентрации 1-гексена (0,50 мг/м3) и 1-гептена (0,25 мг/м3) не приводили к изменению показателей жизнедеятельности организма подопытных животных на протяжении всего хронического эксперимента.

Последние концентрации как максимальные недействующие могли быть рекомендованы для установления среднесуточных ПДК изучаемых веществ. Однако, по мнению М. А. Пинигина (1976), прогнозирование порога хронического действия на основе зависимости концентрация — время и на их основе ПДК с количественной точки зрения надежнее, чем установление порога хронического действия и недействующих концентраций. Кроме того, на основе указанной зависимости можно определять дифференцированные по времени ПДК атмосферных загрязнений и по результатам краткосрочных (1 мес) экспериментов прогнозировать уровни порогов хронического действия веществ (Г. И. Сидоренко и М. А. Пинигин).

Дифференцированные по времени ПДК (в мг/м3) гексена и гептена

пдк Гексен (смесь изомеров) Гейтен (смесь изомеров)

Разовая 0,40 0,35

Среднесуточная 0,25 0,25

Среднемесячная 0,127 0.099

Среднеготовая 0,085 0,066

При установлении количественного выражения зависимости концентрация — время в случае непрерывного ингаляционного воздействия использованы высокие концентрации (1-гексена — 191,37, 46,12 и 9,19 мг/м3, 1-гептена — 190,3, 52,7 и 11,53 мг/м3) в непродолжительных опытах, а также низкие (соответственно 2,06, 0,5 и 1,47, 0,25 мг/м3) при длительном (4-месячном) эксперименте.

Поскольку определение времени наступления первого статистически достоверного изменения изучаемых показателей у подопытных животных не всегда является надежным, для количественной оценки биологического действия различных концентраций 1-гексена и 1-гептена, были применены статистические приемы, позволившие рассматривать изучаемые концентрации как эффективные (пороговые) при среднем времени наступления эффекта у 50% животных. С этой целью использован метод индивидуальной оценки показателей состояния организма животных, что дало возможность вычислить процент животных в группе реагирующих на воздействие при определенном времени. Далее на графике с логарифмическим масштабом (где на оси абсцисс фиксировалась частота возникновения эффекта, а на оси ординат — время его появления) определяли среднее время наступления эффекта в соответствии с методикой, разработанной Н. Я. Янышевой и соавт. для количественной оценки канцерогенной опасности химических веществ.

Графическое выражение зависимости концентрация — среднее время 50% эффекта на логарифмической сетке имеет вид прямых с углами наклона к оси абсцисс (логарифм концентраций) по различным тестам от 128 до 131° позволили отнести изу-

чаемые вещества по степени опасности развития хронических эффектов к III классу, т. е. к умеренно опасным соединениям. При этом прогнозируемые по кривым зависимости концентрация — среднее время 50% эффекта пороги хронического действия 4 мес для 1-гексена 0,8 мг/м3, для 1-гептена 0,6 мг/м3 оказались близкими к порогам, установленным в хроническом эксперименте.

Максимально недействующие прогнозируемые концентрации, определенные с учетом коэффициента запаса (М. А. Пинигин и 3. П. Григоревская), составили для 1-гексена 0,085 мг/м3, для 1-гептена 0,066 мг/м3 и могут быть рекомендованы в качестве среднегодовых концентраций. Они же являются и среднегодовыми ПДК. Исходя из средних соотношений среднегодовых, среднемесячных, среднесуточных и разовых концентраций атмосферных загрязнителей (В. А. Рязанов, 1961; М. А. Пинигин и 3. П. Григоревская), а также результатов изучения рефлекторного действия, рекомендуются следующие дифференцированные по времени ПДК (см. таблицу).

Литература. Андреещева Н. Г., Пинигин М. А.— В кн.: Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. М., 1978, вып. 6, с. 75—76. Антонюженко В. А., Голова И. А., Алиева Н. Г.—

Гиг. труда, 1972, № 9, с. 19—23. Буштусва К. А,— Гиг. и сан., 1960, № 1, с. 57—61. Красовицкая М. Л. Вопросы гигиены атмосферного воздуха в районе нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий. М., 1972. Методика количественной оценки канцерогенной опасности канцерогенных веществ. Информационное письмо. Разраб.: Янышева Н. Я-. Черниченко И. А., Бален-ко Н. В. Киев, 1979. Пинигин М. А.— В кн.: Методические и теоретические вопросы гигиены атмосферного воздуха. М.,1976,с. 3—10. Пинигин М. А.. Григоревская 3. П.— В кн.: Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. М., 1978, вып. 6, с. 64—68. Рязанов В. А.— Гиг. и сан., 1961, № 6, с. 6—8. Рязанов В. А.— В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1964, вып. 8, с. 5— 21.

Сидоренко Г. И., Пинигин М. А.— Там же, 1972, № 3,

с 9з_94

Поступила tl.03.il

Summary. Data on the substantiation of differentiated in time MACg for unsaturated aliphatic hydrocarbons of ethylene series Ce—C7 injthe atmosphere are presented.

УДК 614.71:547.293

Ш. Е. Токанова

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОПИОНОВОГО АЛЬДЕГИДА И ПРОПИОНОВОЙ КИСЛОТЫ КАК ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ ВОЗДУХА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Ленинградский институт усовершенствования врачей им. С. М. Кирова

Пропионовый альдегид и пропионовая кислота используются в различных отраслях химической промышленности — в органическом синтезе, производстве гербицидов и жирозаменителей..

Для оценки рефлекторного действия исследуемых веществ определены пороги их обонятельного ощущения на 30 практически здоровых людях в возрасте от 17 лет до 41 года при температуре воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.