Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ПАРОВ АЛЬФАМЕТИЛСТИРОЛА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ '

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ПАРОВ АЛЬФАМЕТИЛСТИРОЛА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATIONS ТО SUBSTANTIATE THE HYGIENIC STANDARDS FOR ALPHAMETHYLSTYROL VAPOURS IN THE ATMOSPHERE

The investigations performed showed the threshold value of smell of alphamethylstyrol vapours and that of its reflex action on the light sensitivity of eyes in the most sensitive persons to amount to 0.1 mg/m3 and that for the bioelectric activity of the cerebral cortex to 0.06 mg/m3. A concentration of 0,04 mg/m3 proved to inefficient. A chronic 24-hour poisoning with alphamethylstyrol vapours of albino rats for a period of three months showed concentrations of 0.05 mg/m3 to be ineffective. A modern synthetic rubber production plant is the source of atmospheric pollution with alphamethylstyrol to a distance of 4000 m (the maximum single concentration — 0,04 mg/m3). A concentration of alphamethylstyrol vapours amounting to 0.05 mg/m3 is recommended as the maximum permissible single and average daily concentration for the atmospheric air.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ПАРОВ АЛЬФАМЕТИЛСТИРОЛА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ »



УДК 614.72:678.7

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ПАРОВ АЛЬФАМЕТИЛСТИРОЛА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

А. А. Минаев

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмаиэ

Современный завод по производству дивинилметилстирольного синтетического каучука (каучука общего массового назначения), использующий в качестве сырья попутные газы нефтедобычи и нефтепереработки, служит источником загрязнения атмосферного воздуха предельными и непредельными углеводородами и парами альфаметилстирола. Наибольшей токсичностью из этих ингредиентов обладает альфаме-тилстирол.

Максимально разовая концентрация альфаметилстирола в зоне завода синтетического каучука приведена в таблице. Вместе с тем предельно допустимые концентрации (ПДК) паров этого вещества для атмосферного воздуха не установлены.

Альфаметилстирол СбН5 (СН3) С = СНг — гомолог бензола с одной ненасыщенной связью в боковой цепи — представляет собой бесцветную или слегка желтоватую жидкость с температурой кипения 162—163°, с характерным запахом. Применяется он в производстве синтетического каучука, стириллированных алкидных смол и высыхающих масел. Токсическое действие паров альфаметилстирола изучал ряд авторов (М. Л. Рылова; Э. А. Капкаев и др.)- Отмечается миелотоксический зффект паров альфаметилстирола и их влияние на функциональное состояние печени, почек и центральной нервной системы; в больших концентрациях они оказывают раздражающее и наркотическое действие (по Н. В. Лазареву). До сих пор изучалось их действие в больших концентрациях, практически не встречающихся в атмосфере.

Для обоснования максимально разовой ПДК паров альфаметилстирола мы исследовали влияние малых концентраций этого вещества на организм человека.

Порог ощущения запаха паров альфаметилстирола определяли динамическим методом (В. А. Рязанов с соавторами) у 19 человек в возрасте от 17 до 30 лет. Всего было проведено 493 наблюдения. У большинства обследованных порог ощущения запаха изучаемого продукта колебался в пределах 0,6—0,2 мг/м3, а у наиболее чувствительных лиц он равнялся 0,1 мг1м3. Концентрация паров альфаметилстирола

Загрязнение атмосферного воздуха вокруг завода синтетического каучука

Расстояние от завода (В м) Максимальные разовые концентрации (в мг;м')

пары альфаметилстирола сумма непредельных углеводородов

500 0,80 4,70

1 000 0.13 5,56

2 000 0,16 9,86

3 000 0,11 3,80

4 000 0,04 ' 0,00

5 000 0,00 0,00

0,08 мг/м3 оказалась неощутимой по запаху. По данным М. Л. Рыловой, порог ощущения запаха этого вещества и порог его раздражающего действия равен 0,02 мг/м3. Столь значительное расхождение обоих полученных результатов можно объяснить тем, что заданные концентрации паров альфаметилстирола М. Л. Рылова создавала расчетным методом.

Влияние малых концентраций паров альфаметилстирола на рефлекторные реакции организма изучено нами методом темновой адаптации с подачей газовой смеси в течение 15—20 мин. на 3 наблюдаемых, у которых порог ощущения запаха вещества составлял 0,1 мг/м3. Эта концентрация вызвала у них статистически достоверное изменение световой чувствительности глаза, тогда как концентрация 0,08 мг/м3 оказалась недействующей. У 4 наблюдаемых мы изучили влияние малых концентраций паров альфаметилстирола на биоэлектрическую активность коры головного мозга; порог ощущения запаха у них был равен 0,1 мг/м3. Было снято 80 электроэнцефалограмм. Выяснилось, что пары альфаметилстирола в концентрации 0,1 и 0,6 мг/м3 вызывают статистически достоверные изменения в величине энергии а-ритма коры головного мозга. Концентрация 0,04 мг/м3 для всех наблюдаемых оказалась недействующей.

Для обоснования среднесуточной ПДК паров альфаметилстирола в атмосферном воздухе проведена 3-месячная хроническая круглосуточная затравка белых крыс-самцов с исходным весом 140--170 г. Все они были разбиты на 4 группы, по 15 животных в каждой: 1-ю группу подвергли затравке парами альфаметилстирола в концентрации 5 мг/м3, 2-ю — в концентрации 0,5 мг/м3 и 3-ю — в концентрации 0,05 мг/м3; 4-я группа была контрольной.

Все животные за время эксперимента получали полноценное питание, еженедельно взвешивались. Один раз в 2 недели у 5 крыс из каждой группы мы делали анализ крови и определяли содержание лейкоцитов эритроцитов и гемоглобина, изменение люминесцирующих свойств лейкоцитов и уровень нуклеиновых кислот. Полученные данные показали, что вдыхание паров альфаметилстирола в изучаемых нами концентрациях не влияло на поведение и вес животных. Количество лейкоцитов, эритроцитов и содержание гемоглобина в крови подопытных крыс не отличались от таковых контрольной группы.

Некоторые авторы указывают, что люминесцентная микроскопия открывает дополнительные возможности для биологических и медицинских исследований (Е. Б. Закржевский и Л. Г. Васильева и др.) Учитывая это, мы изучали изменения окраски люминесцирующих лейкоцитов в витально-флюорохромированных жидких препаратах. Флю-орохромом служил акридин оранжевый на физиологическом растворе в разведении 1:100 000.

Вдыхание животными паров альфаметилстирола в концентрациях 5 и 0,5 мг/м3 вызвало изменение окраски свечения лейкоцитов от зеленой к желтой и желто-оранжевой. Эти изменения у крыс 1-й группы были наиболее выражены. У крыс 3-й группы количество люминесцирующих лейкоцитов с измененным свечением не отличалось от контрольной группы.

Внимание многих исследователей обращено сейчас на нуклеиновые кислоты, биологическая функция которых связана с процессами биосинтеза и белка, механизмами нормального и патологического роста и развития, наследственности и биологической специфичности.

В своих исследованиях мы использовали спектрофотометрический метод суммарного количественного определения нуклеиновых кислот (РНК. и ДНК), предложенный А. С. Спириным.

Вдыхание крысами паров альфаметилстирола в концентрации 5 мг/м3 вызвало у них снижение содержания суммарного количества

нуклеиновых кислот уже на 4-й неделе от начала затравки. У крыс 2-й и 3-й группы количество нуклеиновых кислот не отличалось от контрольной группы (рис. 1).

О влиянии хронического действия паров альфаметилстирола на порфириновый обмен мы судили по изменению содержания копропор-

Рис. 1. Влияние паров альфаметилстирола на содержание в крови нуклеиновых кислот у крыс различных групп.

и — чистым воздух; 2 — концентрация 5 мг/м3; 3 — концентрация 0,5 мг/м3-, 4 — концентрация 0.05 ме/м3.

Цни исследобаний

Рис. 2. Влияние паров альфаметилстирола на содержание копропорфирина в моче крыс (из расчета на 100 г веса животных).

Обозначения те же, что на рис. 1.

фирина в суточном диурезе 5 крыс один раз в 2 недели. Пары альфаметилстирола в концентрации 5 мг/м3 привели к снижению содержания копропорфирина в моче крыс уже на 2-й неделе затравки. Снижение оставалось стойким на протяжении всего периода затравки и не нормализовалось до конца восстановительного периода. У крыс 2-й и 3-й группы не отмечено изменений в порфириновом обмене по сравнению с контрольной группой (рис. 2).

Исследования безусловнорефлекторной оборонительной реакции показали, что пары альфаметилстирола в концентрации 5 мг/м3 на 5-й неделе от начала затравки вызвали угнетение функционального

состояния центральной нервной системы белых крыс, выразившееся в увеличении скрытого времени. Концентрации 0,5 и 0,05 мг/м3 не вызвали изменений скрытого времени этой реакции.

Все полученные нами результаты токсикологических, биохимических и физиологических методов исследований были подвергнуты статистической обработке. Достоверными считались данные, где ¿>0,95.

Патоморфологические исследования части животных, забитых сразу после окончания затравки, убеждают, что хроническое вдыхание паров альфаметилстирола в концентрации 5 мг/'м3 вызывает у белых крыс в легких явления межуточной пневмонии, десквамативного бронхита, гиперплазии перпбронхиальных лимфатических фолликулов и нарушение строения стенок кровеносных сосудов, дегенеративные изменения в почках и сердечной мышце, нарушение гликогенной функции печени и дистрофические явления в нейронах коры головного мозга, мозжечка и спинного мозга. Концентрация тех же паров 0,5 мг/м3 приводит к незначительным изменениям в легких и печени у отдельных животных, а концентрация 0,05 мг/м3 оказывается недействующей.

Выводы

1. Пары альфаметилстирола не вызывают на уровне 0,04 мг/м3 субъективных ощущений и рефлекторных реакций со стороны органов чувств человека.

2. Те же пары в концентрации 5 мг/м3 за время 3-месячной круглосуточной динамической затравки белых крыс приводят к угнетению центральной нервной системы, нарушению биохимических реакций, увеличению количества люминесцирующнх лейкоцитов с измененным свечением и патоморфологическим изменениям в легких, центральной нервной системе и паренхиматозных органах. В тех же условиях затравки концентрация альфаметилстирола 0,5 мг/м3 вызывает лишь увеличение числа люминесцирующнх лейкоцитов с нормальным свечением и незначительные патоморфологические отклонения в легких и печени у отдельных животных.

Среднесуточная ПДК паров альфаметилстирола в атмосферном воздухе может быть рекомендована на уровне максимально разовой, составляющей 0,05 мг/м3 и не оказывающей токсического действия в условиях хронического эксперимента.

3. Обследованный завод синтетического каучука служит источником загрязнения атмосферного воздуха парами альфаметилстирола в зоне до 4000 м, где их максимально разовые концентрации достигают 0,04 мг/м3.

ЛИТЕРАТУРА

Закржевский Е. Б., Васильева Л. Г. Люминесцентная микроскопия в клинико-гематологических исследованиях. Л., 1963.— Капка ев Э. А. Гиг. и сан., 1963, № 12, стр. 14.— Лазарев Н. В. (ред.) Вредные вещества в промышленности. Л., 1963, стр. 120,— Р ы л о в а М. Л. Гиг и сан., 1955, № 5, стр. 21,— Рязанов В. А,. Буштуева К. А., Новиков Ю. В. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1957, т. 3, стр. 117.— Спирин А. С. Биохимия, 1958, в. 5, стр. 656.

Поступила 22/V 1965 г.

INVESTIGATIONS ТО SUBSTANTIATE THE HYGIENIC STANDARDS FOR ALPHAMETHYLSTYROL VAPOURS IN THE ATMOSPHERE

A. A. Minaev

The investigations performed showed the threshold value of smell of alphamethyl-styrol vapours and that of its reflex action on the light sensitivity of eyes in the most sensitive persons to amount to 0.1 mg/m3 and that for the bioelectric activity of the ce-

rebral cortex to 0.06 mg/m3. A concentration of 0,04 mg/m3 proved to inefficient. A chronic 24-hour poisoning with alphamethylstyrol vapours of albino rats for a period of three months showed concentrations of 0.05 mg/m3 to be ineffective. A modern synthetic rubber production plant is the source of atmospheric pollution with alphamethylstyrol to a distance of 4000 m (the maximum single concentration — 0,04 mg/m3).

A concentration of alphamethylstyrol vapours amounting to 0.05 mg/ni is recommended as the maximum permissible single and average daily concentration for the atmospheric air.

УДК 614.777:576.858.5]:628.163

ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ВОДЫ, СОДЕРЖАЩЕЙ АДЕНОВИРУСЫ

А. П. Ильницкий

Кафедра коммунальной гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова и лаборатория этиологии и патогенеза респираторных вирусных инфекций Института вирусологии им. Д. И. Ивановского АМН СССР

Согласно современным представлениям, около 10 видов вирусных заболеваний могут распространяться водным путем. К их числу относятся аденовирусы, первые штаммы которых были выделены Роу с сотрудниками в 1953 г. Сейчас они насчитывают 30 серотипов. Ведущим механизмом передачи аденовирусных инфекций должен быть признан воздушно-капельный. В литературе обсуждалась возможность распространения водным путем лишь 2 заболеваний, вызываемых аденовирусом, а именно адено-фаринго-конъюнктивальной лихорадки (АФКЛ) и эпидемического кератоконъюнктивита (ЭКК). Этиологически оба заболевания чаще всего связаны с 3, 4, 7 и 8-м серотипами аденовирусов.

В работах многих авторов (Bell с сотрудниками; Cockburn с сотрудниками; Ormsby и Aitchison; Forsell с сотрудниками и др.) указывается на связь вспышек АФКЛ с купанием в бассейнах. Наличие такой зависимости устанавливалось эпидемиологически.

Более противоречивы данные, свидетельствующие о возможности водного пути распространения ЭКК. Если С. Chang и Н. Chang прямо указывают на связь ЭКК с пользованием бассейнами, то Thydeson это отвергает. Заслуживают внимания сведения о выделении аденовирусов с фекальными массами (Р. С. Дрейзин и В. М. Жданов; Bell с сотрудниками, и др.), а также об обнаружении аденовирусов в сточных водах (Kjelfen с сотрудниками; Chang, и др.).

В нашей работе были использованы аденовирусы человека 3, 4 и 7а типов, аденовирусы обезьян типов М2 (штамм Гл-138), Мз (штамм Г-132) и М< (штамм JI-1), выделенные М. А. Костюковым, аденовирусы обезьян типов М2 и М4, полученные лабораторией этиологии и патогенеза респираторных вирусных инфекций Института вирусологии от д-ра Хьюбнера (США), а также кишечная палочка (штамм № 675). Наличие активного вируса и его количественное содержание в воде мы определяли по цитопатогенно-му действию, заражая каждым разведением вируса (по 0,2 мл) культуру перевиваемых клеток HeLa в 4 пробирках. При бактериальном заражении воды применяли 24-часовую культуру кишечной палочки. Окончательный учет результатов при культивировании вирусов производили на 21—28-й день, при культивировании бактерий после хлорирования -— через 24 часа, а после озонирования — через 48 часов.

Во всех экспериментах использовали автоклавированную водопроводную воду с pH 7,3—7,4. Температура воды в опытах по хлорированию была в пределах 17—23°, в опытах по озонированию — в пределах 14—16°.

Предварительные опыты с аденовирусами 3, 4 и 7а типов показали, что в зависимости от условий выживаемость их колебалась от 13 до 130 дней и более; это свидетельствует о значительной стойкости аденовирусов к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Опыты по изучению сравнительной хлороустойчивости аденовирусов человека и обезьян указанных выше типов проведены при разведе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.