Научная статья на тему 'Регламентация режима оборота оружия -важнейшая предпосылка предупреждения его контрабандного перемещения через границу Российской Федерации в условиях таможенного союза'

Регламентация режима оборота оружия -важнейшая предпосылка предупреждения его контрабандного перемещения через границу Российской Федерации в условиях таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
397
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ / ПРЕДМЕТ КОНТРАБАНДЫ ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ / OBJECT AND SUBJECT OF SMUGGLING OF ARMS AND AMMUNITION / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / STATE BORDER / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / LEGAL REGIME / ВНЕШНИЙ ОБОРОТ / EXTERNAL TURNOVER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скачко Анна Владиленовна

Автор рассматривает законодательные подходы к определению содержания объекта и предмета контрабанды оружия и боеприпасов, а также правовой режим их внешнего оборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of the mode of trafficking in weapons as the most important prerequisite of the prevention of its illicit carrying across the border of the Russian Federation in the conditions of the Customs Union

The author considers legislative approaches to the definition of the content of the object and the subject of smuggling of arms and ammunition, as well as the legal mode of their foreign turnover.

Текст научной работы на тему «Регламентация режима оборота оружия -важнейшая предпосылка предупреждения его контрабандного перемещения через границу Российской Федерации в условиях таможенного союза»

УДК 339.19

Скачко Анна Владиленовна

Skachko Anna Vladilenovna

кандидат юридических наук,

старший преподаватель

Краснодарского университета МВД России

PhD in Law, Senior Lecturer, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ РЕЖИМА ОБОРОТА ОРУЖИЯ -ВАЖНЕЙШАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЕГО КОНТРАБАНДНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

REGULATION OF THE MODE OF TRAFFICKING IN WEAPONS AS THE MOST IMPORTANT PREREQUISITE OF THE PREVENTION OF ITS ILLICIT CARRYING ACROSS THE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF THE CUSTOMS UNION

Аннотация:

Summary:

Автор рассматривает законодательные подходы к определению содержания объекта и предмета контрабанды оружия и боеприпасов, а также правовой режим их внешнего оборота.

The author considers legislative approaches to the definition of the content of the object and the subject of smuggling of arms and ammunition, as well as the legal mode of their foreign turnover.

Ключевые слова:

объект, предмет контрабанды оружия и боеприпасов, Таможенный союз, государственная граница, правовой режим, внешний оборот.

object and subject of smuggling of arms and ammunition, Customs Union, state border, legal regime, external turnover.

Keywords:

Статья 226 УК РФ регламентирует ответственность за контрабанду, то есть незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС следующих групп товаров [1]:

1) огнестрельное оружие, а равно его основные части (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), а также взрывные устройства, боеприпасы;

2) оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки;

3) иное вооружение, иная военная техника;

4) стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ была дополнена часть 1 ст. 226 УК [2].

В перечень предметов контрабанды включены особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, включенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их части и производные.

Особенность содержания видового и непосредственного объекта рассматриваемого вида контрабанды порождает сомнения о целесообразности включения именно в эту статью второго перечня предметов контрабанды с последними дополнениями, то есть стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере. В связи с подобной неопределенностью законодательной формулировки принято постановление, в котором разъясняется, что понимать под стратегически важными товарами и ресурсами или культурными ценностями. Выделены три подгруппы товаров, которые наряду с оружием и боеприпасами составляют предмет контрабанды в соответствии со ст. 226 УК РФ [3].

Первая названа стратегически важными товарами, ее составляют:

1) спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 % или более; этиловый спирт и прочие спиртовые настойки денатурированные;

2) драгоценные металлы;

3) черные и цветные металлы, а также отходы и лом черных и цветных металлов;

4) озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая.

Правительство РФ в целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г. и Монреальскому протоколу

по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 г. приняло специальное постановление. Оно предусматривает количественное ограничение на ввоз озоноразрушающих веществ на территорию России [4]. Ответственными за его реализацию назначены Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Во вторую включены стратегически важные ресурсы, к ним отнесены следующие продукты:

1) мясо крупного рогатого скота, домашней птицы, свинина;

2) рыба, ракообразные, моллюски, прочие водные беспозвоночные;

3) мясо и продукты из мяса осетровых рыб, икра осетровых рыб;

4) янтарь;

5) уголь каменный, включая антрацит, кокс и полукокс;

6) нефть сырая и нефтепродукты, содержащие 70 % или более нефти или нефтепродуктов, а также отработанные нефтепродукты [5];

7) газ природный, газы нефтяные и углеводородные в сжиженном и газообразном состояниях;

8) пушнина;

9) лесоматериалы [6];

10) драгоценные и полудрагоценные камни.

Постановлением Правительства РФ установлены ставки вывозных таможенных пошлин на кожевенный полуфабрикат. Это целые шкуры не только крупного рогатого скота (включая буйволов) соответствующей площади (не более 2,6 м2), но и других животных (площадь которых превышает 2,6 м2) [7]. Мясо этих животных признано предметом контрабанды в качестве стратегически важных ресурсов, а шкуры как более важный продукт таковыми не признаны. Вряд ли это логично.

Третья группа - стратегически важные ресурсы флоры и фауны: виды, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., или занесенные в Красную книгу Российской Федерации [8].

Как представляется, требуют дополнительного разъяснения перечень и признаки товара, относимого к группе «культурных ценностей». Может быть, целесообразно обратиться к ст. 164 УК РФ «Хищение предметов, имеющих особую ценность».

Это широкий перечень предметов контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов, ответственность за которую регламентирована ст. 226 УК РФ [9]. Однако признать его исчерпывающим, достаточным для обеспечения общественной безопасности нельзя. Прежде всего в список особо значимых предметов контрабанды не попали, например, специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации. Это при условии, что приказом ФСБ РФ утвержден специальный «Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решений о возможности ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» [10].

Заслуживает внимания и постановление Правительства РФ относительно организации экспортного контроля над внешнеэкономическими сделками с товарами, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности. Правительство внесло ряд изменений в существовавший ранее перечень [11]. Законодатель, конструируя рассматриваемый состав контрабанды (ст. 226 УК РФ), включил в него чрезвычайно широкий набор товаров, то есть предметов преступления.

В связи с этим возникает проблема соотнесения предмета преступления с видовым и непосредственным объектами данного типа контрабанды. Видовой объект преступлений, сконцентрированных в главе 24 Особенной части УК, - это общественная безопасность. Федеральный закон от 28.12.2010 г. «О безопасности» [12] устанавливает, что под нею следует понимать совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере обеспечения базовых условий безопасного существования общества [13]. С учетом такого подхода непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 226 УК РФ [14], является порядок обращения с опасными предметами. Прежде всего в данную группу необходимо включить все виды оружия (огнестрельное, химическое, биологическое), боеприпасов, а равно материалы, оборудование, технологии, используемые при изготовлении оружия массового уничтожения.

Основополагающим законодательным актом, регламентирующим внутренний и внешний оборот оружия и боеприпасов, является Федеральный закон об оружии [15]. В законе определен порядок ввоза и вывоза оружия и патронов к нему физическими и юридическими лицами. Согласно ст. 14 закона, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий иностранными гражданами осуществляются в

соответствии с законодательством Таможенного союза. Специальные нормы посвящены формулированию правил ввоза в Россию и вывоза из нее оружия, имеющего культурную ценность, копий и реплик старинного (антикварного) оружия иностранными гражданами. Перевозки осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей. Оружие, имеющее культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия, временно ввезенные в Российскую Федерацию иностранцами для проведения историко-культурных мероприятий или выставок с возможностью экспонирования, ношения и демонстрации, подлежат специальной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.

Основанием для регистрации оружия является приглашение принять участие в соответствующих мероприятиях или выставке. Это может быть договор, заключенный с юридическим лицом, проводящим мероприятие и имеющим разрешение на хранение оружия. К разрешительным документам должны быть приложены:

- перечень (список) ввозимого оружия, заверенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны культурного наследия;

- разрешение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

- сертификат подтверждения соответствия требованиям к гражданскому оружию и заключения государственной экспертизы, подтверждающего подлинность оружия, имеющего культурную ценность, либо соответствие копии или реплики старинного (антикварного) оружия конкретному образцу оружия, имеющего культурную ценность.

Порядок выдачи разрешения на временный ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее копий и реплик старинного (антикварного) оружия иностранными гражданами для участия в историко-культурных мероприятиях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В ст. 17 Федерального закона регламентирован порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием юридическими лицами:

- ввоз и вывоз указанных предметов осуществляются в соответствии с законодательством Таможенного союза;

- ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее оружия, имеющего культурную ценность, копий и реплик старинного (антикварного) оружия иностранными юридическими лицами осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.

Цель, основания и порядок документального оформления временного ввоза в Российскую Федерацию иностранными юридическими лицами оружия, имеющего культурную ценность, копий и реплик старинного (антикварного) оружия для проведения историко-культурных мероприятий или выставок с возможностью экспонирования, ношения и демонстрации аналогичны для физических лиц.

Порядок выдачи разрешения на временный ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее копий и реплик старинного (антикварного) оружия иностранными юридическими лицами для историко-культурных мероприятий устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Специальной регламентации подлежит деятельность по ввозу в РФ и вывозу за ее территорию продукции военного назначения. Она регламентирована Приказом Министра обороны России от 2 мая 2012 г. № 1050, где утвержден порядок рассмотрения и согласования получения лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения, основные положения которого установлены Указом Президента РФ [16].

Ответственными за организацию этой деятельности являются Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ и Управление интеллектуальной собственности Министерства обороны РФ [17]. В них обращаются с заявлением о выдаче лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения. При наличии всего комплекта документов заявление направляется в Департамент Министерства обороны по обеспечению государственного оборонного заказа, Департамент ресурсного обеспечения Министерства обороны, Главное управление кадров Министерства обороны, Управление заказов по совершенствованию технической основы системы управления Вооруженными Силами, Департамент государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны. Как видим, порядок рассмотрения

этих заявлений четко регламентирован от момента получения заявки до выдачи лицензии и при его неукоснительном соблюдении правонарушения должны быть исключены (однако в действительности это далеко не так).

Таможенная служба РФ дополнительно к Приказу Министра обороны России установила правила совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, необходимых для производства вооружения и военной техники, авиационной техники военного и гражданского назначения, судового газотурбостроения, в том числе материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, учебного и вспомогательного имущества. Эти правила действуют в рамках межправительственных соглашений о производственной и научно-технической кооперации оборонных отраслей промышленности [18]. В соответствии с установленным порядком совершения таможенных операций и таможенного контроля названные товары не подлежат квотированию и лицензированию. При их ввозе в Российскую Федерацию не требуется сертификатов соответствия. Они освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

В целях повышения эффективности таможенного контроля и совершения таможенных операций установлены дополнительные требования к описанию товаров, включенных в список ядерных материалов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного и химического оружия, специальные неядерные материалы. Эти требования распространены и на товары, включенные в список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий для их создания [19].

С учетом сложившейся оперативной обстановки и в соответствии с законом и постановлениями Правительства России Министерство внутренних дел приняло ведомственные правовые акты по контролю за оборотом оружия [20]. Основным оперативным документом можно назвать Инструкцию МВД РФ. В ней установлено, что министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ осуществляют выдачу разрешений, указанных в п. 2 настоящей Инструкции, а также лицензий на следующие виды деятельности:

- На ввоз и вывоз оружия и патронов, принадлежащих иностранным гражданам и гражданам Российской Федерации, для участия в спортивных соревнованиях и (или) охоте. Ввоз иностранцами на территорию РФ спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно осуществляется без разрешения органов внутренних дел. Также не требуют разрешения временные ввоз и вывоз указанного спортивного пневматического оружия для участия в спортивных мероприятиях юридическими лицами и гражданами.

- На ввоз и вывоз оружия, принадлежащего юридическим лицам, имеющим лицензию на производство оружия, спортивным организациям, образовательным учреждениям и гражданам Российской Федерации для ремонта.

- На хранение оружия юридическим лицам и гражданам по месту проведения выставок-продаж и аукционов.

- На хранение оружия и патронов юридическим лицам-перевозчикам, имеющим транспортные лицензии на данный вид деятельности.

- На перевозку оружия и патронов юридическим лицам, занимающимся автомобильными и другими видами перевозок, а также таможенным перевозчикам.

Управления на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирское, Забайкальское линейные управления МВД России на транспорте осуществляют выдачу лицензий и разрешений, указанных в абзаце втором подпункта 2.9 настоящей Инструкции, а также разрешений на хранение и использование оружия на стрелковых объектах юридическим лицам с особыми уставными задачами в сфере железнодорожного, воздушного и водного транспорта, разрешений и на перевозку и хранение перевозимого оружия и патронов юридическим лицам-перевозчикам, организациям железнодорожного, авиационного, речного и морского транспорта, уставами которых предусмотрено оказание услуг по перевозке оружия и патронов.

Министерством внутренних дел РФ для оперативного рассмотрения вопросов выдачи разрешений на ввоз оружия и патронов к нему, а также для осуществления контрольных функций по соблюдению установленных правил разработаны и утверждены регламенты предоставления услуг в этой области физическим [21] и юридическим лицам [22].

Административными регламентами четко определен порядок выдачи разрешения на ввоз и вывоз оружия гражданам Российской Федерации и юридическим лицам. При этом установлен исчерпывающий перечень документов, в том числе медицинского характера (для физических лиц), на основании которых может быть выдано это разрешение. Выполнение правил выдачи разрешений на оборот оружия, предусмотренных регламентами, обеспечивает концентрацию в соответствующих службах Министерства внутренних дел Российской Федерации всей необходимой установочной информации о гражданах и юридических лицах, получивших разрешение на ввоз и вывоз оружия. Также в одном месте концентрируются сведения о видах и количестве оружия, патронов к нему.

Исключение ст. 188 УК РФ из системы Особенной части Уголовного кодекса не снизило для таможенных органов актуальности проблемы противодействия контрабанде. Даже наоборот, возникла необходимость усиления и совершенствования организации таможенного контроля в связи со вступлением России в ВТО, что повлекло расширение перечня предметов контрабанды. Существующая в России правовая регламентация режима оборота оружия и патронов к нему, ядерных материалов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного и химического оружия, является важнейшей предпосылкой предупреждения их контрабандных ввоза и вывоза.

Ссылки и примечания:

1. Все перемещаемые через таможенную границу предметы, вещи, вещества согласно таможенному законодательству именуются товарами. См.: Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]. Принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Федеральный закон РФ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ в ред. от 06.12.2011 г. № 409-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; и др.

2. Там же.

3. Там же.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 г. № 401 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ на территорию Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 4 мая.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2012 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"». Ст. 3 // Там же. 2012. 7 дек.

6. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.10.2012 г. № 669 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2012 г. № 985 "О распределении тарифной льготы в отношении молочной сыворотки в 2012 году и внесении изменения в Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств-участников соглашения о Таможенном союзе в Европейский союз"» // Там же. 2012. 3 дек.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 г. № 1369 «О ставках вывозных таможенных пошлин на кожевенный полуфабрикат» // Российская газета. 2012. 28 дек.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Там же. 2012. 21 сент.

9. Федеральный закон РФ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ в ред. от 06.12.2011 г. № 409-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ...

10. Российская газета. 2012. 28 дек.

11. Постановление Правительства Российской Федерации 10.12.2012 г. № 1277 «О внесении изменений в перечень видов (групп) товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), внешнеэкономические сделки с которыми подлежат учету для целей экспортного контроля» // Российская газета. 2012. 14 дек.

12. Российская газета. 2010. 29 дек.

13. Прохорова М.Л., Нальгиев Р.К. Контрабанда: вопросы уголовной ответственности. Саратов, 2002. С. 13-21.

14. Федеральный закон РФ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ в ред. от 06.12.2011 г. № 409-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» .

15. См.: Федеральный закон от 10.07.2012 г. № 113-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии"» // Российская газета. 2012. 11 июля.

16. Указ Президента Российской Федерации от 10.09.2005 г. № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 38, ст. 3800 (с дополнениями в ред. 2012 г.).

17. Приказ Министра обороны России от 02.05.2012 г. № 1050 «Об утверждении Порядка рассмотрения и согласования в Министерстве обороны Российской Федерации заявлений на получение лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения» // Российская газета. 2012. 13 июня.

18. Приказ Федеральной таможенной службы РФ от 05.03.2012 г. № 407 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений о производственной и научно-технической кооперации оборонных отраслей промышленности» // Там же. 2012. 13 апр.

19. Приказ Федеральной таможенной службы РФ от 29.03.2012 г. № 800 «О дополнительных требованиях к описанию отдельных видов товаров в графе 31 декларации на товары» // Там же. 2012. 21 сент.

20. См.: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21.05.2012 г. № 526 «О внесении изменений в Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288» // Там же. 2012. 11 июля.

21. См.: Приказ Министерства внутренних дел российской Федерации от 28.04.2012 г. № 378 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации гражданского или наградного оружия и патронов к нему» // Там же. 2012. 12 сент.

22. См.: Приказ Министерства внутренних дел российской Федерации от 27.06.2012 г. № 639 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации гражданского или наградного оружия и патронов к нему» // Там же. 2012. 12 сент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.