Научная статья на тему 'РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН СРЕДНЕАЗИАТСКОГО РЕГИОНА'

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН СРЕДНЕАЗИАТСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / ТЕРРОРИЗМ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СОСТАВ / САНКЦИЯ / ТЯЖКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маршакова Н.Н.

В статье исследуется регламентация противодействия преступлениям террористической направленности в законодательстве стран среднеазиатского региона (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан). Объясняются предпосылки его принятия, дается юридическая характеристика составов преступлений, включенных в кодифицированные нормативные правовые акты, выделяются особенности ответственности за указанные преступления, проводится сравнительное исследование видов наказаний и санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF COMBATING TERRORIST CRIMES IN THE LEGISLATION OF THE COUNTRIES OF THE CENTRAL ASIAN REGION

The article examines the regulation of countering terrorist crimes in the legislation of the countries of the Central Asian region (Kazakhstan, Uzbekistan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan). The prerequisites for its adoption are explained, a legal description of the offenses included in the codified regulatory legal acts is given, the features of responsibility for these crimes are highlighted, and a comparative study of the types of punishments and sanctions is carried out.

Текст научной работы на тему «РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН СРЕДНЕАЗИАТСКОГО РЕГИОНА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_2_197 УДК 343.3

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН СРЕДНЕАЗИАТСКОГО

РЕГИОНА

Маршакова Н. Н.,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры социально-правовых дисциплин, Приволжский институт повышения квалификации ФНС России, г. Нижний Новгород, Россия

В статье исследуется регламентация противодействия преступлениям террористической направленности в законодательстве стран среднеазиатского региона (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан). Объясняются предпосылки его принятия, дается юридическая характеристика составов преступлений, включенных в кодифицированные нормативные правовые акты, выделяются особенности ответственности за указанные преступления, проводится сравнительное исследование видов наказаний и санкций.

Ключевые слова: законодательная регламентация; терроризм; квалифицированный состав; санкция; тяжкое преступление; общественная опасность; объект преступления; объективная сторона.

UDC 343.3

REGULATION OF COMBATING TERRORIST CRIMES IN THE LEGISLATION OF THE COUNTRIES OF THE CENTRAL ASIAN

REGION

Marshakova N. N.,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social and Legal Disciplines, Privolzhsky Institute for Advanced Studies of the Federal Tax Service of Russia, Nizhny Novgorod, Russia

The article examines the regulation of countering terrorist crimes in the legislation of the countries of the Central Asian region (Kazakhstan, Uzbekistan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan). The prerequisites for its adoption are explained, a legal description of the offenses included in the codified regulatory legal acts is given, the features of responsibility for these crimes are highlighted, and a comparative study of the types of punishments and sanctions is carried out.

Keywords: legislative regulation; terrorism; qualified staff; sanction; serious crime; public danger; the object of the crime; objective side.

Уголовное законодательство государств стран ближнего зарубежья в области правовой охраны общественной безопасности характеризуется значительным сходством. Подобное обстоятельство обусловлено тем, что при конструировании уголовно-правовых норм их создатели опирались на наличие Модельного Уголовного кодекса стран -участниц СНГ [1], а также Уголовного кодекса

Российской Федерации 1996 г. [2] В большинстве случаев законодатели стран ближнего зарубежья использовали прошлый опыт правотворческой работы, выработанные уголовно-правовой доктриной научные разработки, концептуальное единство советской системы уголовного законодательства [3, с. 50]. Этому также способствовала международная интеграция уголовного законодательства,

основой которого служили экономические, исторические, культурные связи, утвердившиеся на постсоветском пространстве.

Тем не менее эти нормы обладают рядом отличительных черт, свидетельствующих как о более, так и менее высоком уровне юридической техники при конструировании правовых норм, в том числе в области установления преступлений террористической направленности рассматриваемых правовых актов.

Изложенные положения предопределяют проведение сравнительного исследования уголовного законодательства России и стран ближнего зарубежья, позволяют установить сферы противодействия преступлениям террористической направленности, выявить допущенные ошибки в конструировании уголовно-правовых запретов и на этой основе предложить наиболее оптимальные, научно обоснованные, эффективно действующие правовые решения по их устранению [4, с. 322-325].

Казахстан.

Уголовный кодекс республики Казахстан был принят 3 июля 2014 г. В нем предусмотрены уголовно-правовые запреты, включая регламентацию ответственности за террористические преступления. Его характерной особенностью является то, что в ст. 3 Общей части законодатель определил базовые уголовно-правовые положения, в том числе характеризующие преступления террористической направленности:

1) установил перечень преступлений террористической направленности, а именно: дан перечень террористических преступлений (наемничество - ст. 170; создание баз (лагерей) подготовки наемников - ст. 171; нападение на лиц или организации, пользующиеся международной защитой, - ст. 173, посягательство на жизнь Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы - ст. 177; посягательство на жизнь Президента Республики Казахстан - ст. 178; диверсия - ст. 184; акт терроризма - ст. 255; пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма - ст. 256; создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности - ст. 257; финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму или экстремизму - ст. 258; вербовка или под -

готовка либо вооружение лица в целях организации террористической либо экстремистской деятельности - ст. 259; прохождение террористической или экстремистской подготовки - ст. 260; захват заложника - ст. 261; нападение на здания, сооружения, средства сообщения и связи или их захват - ст. 269; угон, а равно захват воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава - ст. 270;

2) сформулировал дефиницию террористическая группа - организованная группа, преследующая цель совершения одного или нескольких террористических преступлений;

3) определил условия действия уголовного закона в отношении лиц, совершивших террористические преступления (действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших уголовное правонарушение за пределами Республики Казахстан, применяется независимо от места совершения преступления в отношении граждан Республики Казахстан, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан в случаях совершения террористического преступления (статья 8) и другие юридически значимые положения);

4) регламентировал уголовную ответственность за приготовление к террористическому преступлению и покушению на него, за приготовление и покушение к тяжкому и особо тяжкому террористическому преступлению;

5) закрепил уголовную ответственность лиц, совершивших преступления террористической направленности с четырнадцатилетнего возраста (акт терроризма - ст. 255; пропаганда терроризма или публичные призы к совершению акта терроризма - ст. 256; создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности - ч. 1, 2 ст. 257; финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму - ст. 258; захват заложника - ст. 261; нападение на здания, сооружения, средства сообщения и связи или их захват - ст. 269; заведомо ложное сообщение об акте терроризма - ст. 273);

6) ввел уголовную ответственность в виде смертной казни как исключительной меры наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей;

7) предусмотрел конфискацию имущества как обязательный вид наказания за преступления террористической направленности, определил порядок применения конфискации денежных средств, имущества, используемые или предназначенные для финансирования или иного обеспечения террористической деятельности.

Следует также отметить, что в институты освобождения от уголовной ответственности и наказания законодатель включил запреты, не позволяющие освобождать лиц, совершивших террористические преступления, в связи:

а) с деятельным раскаяньем (ч. 2 ст. 65);

б) с примирением (ч. 4 ст. 68);

в) с установлением поручительства (ч. 6 ст. 69);

г) с истечением срока давности (ч. 6 ст. 71);

д) с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо сокращением срока назначенного наказания (ч. 2 ст. 73);

е) вследствие стечения тяжелых обстоятельств (ч. 2 ст. 76);

ж) с истечением срока давности обвинительного приговора (ч. 5 ст. 77).

В главе 10 «Уголовные правонарушении против общественной безопасности и общественного порядка» (ст. 3) УК Республики Казахстана законодатель установил перечень террористических преступлений. В их число он включил ст. 255 «Акт терроризма». Таким образом, родовым объектом акта терроризма следует признавать совокупность общественных отношений, регламентирующих общественную безопасность и общественный порядок. Видовым объектом выступает общественная безопасность.

Объективная сторона терроризма в УК Республики Казахстан выражается в совершении активных действий, признаки которых закреплены в двух альтернативных формах: а) в совершении взрыва, поджога или иных дей -ствий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или

международной организацией, провокации войны либо осложнения международных отношений, а также б) угроза совершения указанных действий в тех же целях.

В уголовном законе Казахстана не дается исчерпывающего перечня способов совершения данного преступления. Законодатель альтернативно называет такие наиболее типичные способы, как взрыв и поджог, а затем дает обобщенную характеристику - совершение иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Юридико-техническая конструкция статьи включает в себя четыре части: объективная сторона состава акта терроризма (ч. 1) предполагает, что в результате совершения общественно опасных действий либо угрозы таковыми происходит порождение общей опасности, создается социально-психологическая атмосфера страха в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, выгодных для преступников. Законодатель переносит момент окончания преступления с фактически совершенных действий на более раннюю стадию - высказывание соответствующей угрозы.

Угроза совершения указанных действий является новой формой акта терроризма и означает, что наряду с реальными действиями, названными в диспозиции, объективная сторона охватывает в качестве оконченного преступления сам факт угрозы их совершения. Угроза в уголовно-правовом смысле заключается не только в высказывании совершения указанных в диспозиции комментируемой статьи действий, но и в реальности такого намерения. Именно реальность намерения, выраженного в конкретных действиях, отличает угрозу от высказывания в форме обнаружения умысла и придает ей уголовно-правовой характер. Исходя из того, что целью акта терроризма является реальное совершение действий, указанных в диспозиции ст. 255, преступление считается оконченным с момента его объективизации, то есть когда угроза достигла соответствующих адресатов и по своему характеру и содержанию послед -нее восприняли ее как реальную и вызвала у них опасения ее осуществления. Угроза может быть открытой или анонимной, устной или письменной, непосредственной или

переданной через различные средства связи, сделанной путем заявлений в средствах массовой информации и т.п. Она может быть обращена как к общественности, так и к государственным учреждениям. Угроза должна включать в себя два элемента: общественно опасные действия, совершением которых угрожают; мотив и цель их совершения.

Квалифицирующим признаком состава терроризма (ч. 2) является деяние, совершенное:

а) неоднократно (неоднократностью признается совершение лицом двух и более террористических актов). При этом требуется, чтобы лицо за совершение предыдущего террористического акта не было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности, не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за него либо судимость за ранее совершенные террористические действия не была погашена или снята в установленном законом порядке (ст. 12 УК Казахстана);

б) с применением оружия либо предметов, используемых в качестве оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, которые могут создавать реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.

Законодатель к особо квалифицирующим признакам акта терроризма (ч. 3) отнес деяния, которые:

а) соединены с применением или угрозой применения оружия массового поражения, радиоактивных материалов и совершением или угрозой совершения массовых отравлений, распространения эпидемий или эпизоо-тий, а равно иных действий, способных повлечь массовую гибель людей;

б) повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Повышенная общественная опасность данного вида акта терроризма вызвана особыми свойствами предмета посягательства либо используемых средств совершения преступления, так как речь идет о разрушительных свойствах физических источников, способных мгновенно причинить тяжкий вред.

В ч. 4 ст. 255 определено особо отягчающее обстоятельство: посягательство на жизнь человека, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на

принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией, провокации войны либо осложнения международных отношений, а равно посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в тех же целях, а также в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, либо посягательство на жизнь человека, сопряженное с нападением на лиц или организации, пользующихся международной защитой, здания, сооружения, захватом заложника, зданий, сооружений, средств сообщения и связи, угоном, а равно с захватом воздушного или водного судна, железнодорожного подвижного состава либо иного общественного транспорта.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновное лицо осознает, что совершает указанные в законе действия, создает опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий и желает действовать таким образом. Целью совершения террористических действий виновного являются: нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией.

Нарушение общественной безопасности выражается в дестабилизации сложившейся в государстве обстановки, изменении микроклимата, психологического равновесия и устойчивости в пользу насильственных методов разрешения социальных конфликтов.

Устрашение населения - создание новой социально-психологической атмосферы общественного беспокойства (возникновение в обществе беспокойства, появления у людей чувства страха за свою жизнь, здоровье, сохранность имущества и т.п.).

Оказание воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией состоит в намерении виновного побудить их к совершению незаконных, невыгодных действий либо

принять выгодное для террористов решение для обеспечения безопасности граждан и общества.

Субъектом терроризма может быть любое вменяемое лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, иностранцем или лицом без гражданства и достигшее четырнадцатилетнего возраста. Данное положение представляется чрезвычайно важным, так как в национальном и религиозном терроризме принимают участие лица, которые в силу своего возраста легко попадают под влияние взрослых.

Необходимо отметить, что субъективная сторона состава акта терроризма, повлекшего по неосторожности наступление смерти человека или иные тяжкие последствия, характеризуется наличием двойной формы вины. Если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которое не охватывается умыслом лица, уголовная ответственность наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно.

Указанная статья снабжена примечанием, согласно которому лицо, участвующее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением государственных органов или иным способом способство -вало предотвращению акта терроризма и если в его действиях не содержится состава иного преступления.

Узбекистан.

Законодатель в УК Республики Узбекистан впервые предусмотрел самостоятельный раздел 2 «Преступления против мира и безопасности», в который включил главу VIII «Преступления против мира и безопасности человечества». В данной главе сконструирована норма об ответственности за терроризм (ст. 155). Указанное преступление относится к международным преступлениям в связи с тем, что они посягают на один из важнейших объектов всех государств и народов - сохра-

нение мира и обеспечение в целом безопасности человечества.

Впоследствии в целях усиления противодействия преступлениям террористической направленности законодатель принял закон «О борьбе с терроризмом» и на основе этого закона от 29 августа 2001 года расширен перечень указанных преступлений, в частности установил ответственность за несообщение сведений и фактов о готовящихся или совершенных террористических актах (ст. 155-1); прохождение обучения, выезд или передвижение в целях осуществления террористической деятельности (ст. 155-2); финансирование терроризма (ст. 155-3); посягательство на Президента Республики Узбекистан (ст. 158): посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан (ст. 159); диверсия (ст. 161); организация преступного сообщества (ст. 242); захват заложника (ст. 245); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 254); разработка, производство, накопление, приобретение, передача, хранение, незаконное завладение и иные действия с бактериологическим, химическим и другими видами оружия массового уничтожения (ст. 255-1); угон или захват железнодорожного, подвижного состава, воздушного, морского или речного судна (ст. 264).

Родовым объектом терроризма выступают мир и безопасность, а видовым - общественные отношения, регламентирующие мир и безопасность человечества. Непосредственным объектом является общественная безопасность.

В УК Республики Узбекистан законодатель пошел по иному пути, а именно: дефиниро-вал понятие терроризма с формализацией конкретных криминообразующих признаков (ч. 1 ст. 155 УК). В частности, терроризм опре -деляется как насилие, использование силы, иные деяния, создающие опасность личности или собственности, либо угроза их осуществления для понуждения государственного органа, международной организации, их должностных лиц, физического или юридического лица совершить или воздержаться от совершения какой-либо деятельности в целях осложнения международных отношений, нарушения суверенитета и территориальной целостности, подрыва безопасности государства, провокации войны, вооружен-

ного конфликта, дестабилизации общественно-политической обстановки, устрашения населения.

Квалифицирующие признаки терроризма в ч. 2 ст. 155 УК Узбекистана законодатель сформулировал как покушение на жизнь, причинение телесного повреждения государственному или общественному деятелю или представителю власти, совершенное в связи с их государственной или общественной деятельностью с целью дестабилизации обстановки или воздействия на принятие решений государственными органами либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности.

Особо квалифицирующие признаки в УК Республики Узбекистан закреплены в ч. 3 ст. 155, а именно действия, повлекшие смерть человека (п. «а») и иные тяжкие последствия (п. «б»).

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновное лицо осознает, что совершает указанные в ч. 1 ст. 155 уголовного закона деяния и желает их совершить.

Обязательным признаком субъективной стороны является цель совершения преступления, а именно: понуждение государства, международной организации, физического либо юридического лица совершить либо воздержаться от совершения какого-либо действия, осложнение международных отношений, нарушение суверенитета и территориальной целостности, подрыва безопасности государства, провокация войны, вооруженного конфликта, дестабилизация общественно-политической обстановки, устрашение населения. Такой подход при конструировании субъективной стороны следует признать оправданным.

Субъектом терроризма может быть любое физическое вменяемое лицо, являющееся гражданином Республики Узбекистан, иностранцем или лицом без гражданства и достигшее четырнадцатилетнего возраста.

Необходимо отметить, что сформулированные в статьях примечания, предусматривающие ответственность за терроризм и в Республике Казахстан, и в Республике Узбекистан имеют одинаковое смысловое содержание. В частности, примечания к рассматриваемым статьям обладают статусом специального вида освобождения от уго-

ловной ответственности, предусмотренного Особенной частью уголовных кодексов. При применении положений примечания к ст. 255 УК Казахстана и к ст. 155 УК Узбекистана имеют принципиальное значение следующие обстоятельства: если лицо участвовало в подготовке или совершении действий террористической направленности, оно будет освобождено от уголовной ответственности только за те из них, совершение которых было предотвращено. Если лицо совершило все необходимые в данной обстановке действия, но по не зависящим от него причинам (ошибка специалистов, проводящих разминирование, влияние неблагоприятных погодных условий и т. д.) предотвратить террористические действия не удалось, оно должно быть освобождено от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к данным статьям.

Санкции за совершение терроризма в указанных республиках имеют существенные различия. В УК Казахстана за совершение деяний, предусмотренных в ч. 4 ст. 255, к лицу, совершившему террористический акт, предусматривается смертная казнь. В то время как в УК Узбекистана данный вид наказания за аналогичное преступление отсутствует. Вместе с тем в УК Казахстана снижен низший предел ответственности за рассматриваемое общественно опасное деяние.

Кыргызстан.

Уголовный кодекс Кыргызской Республики, принятый 22 декабря 2016 г., коренным образом изменил концепцию уголовно-правового противодействия преступлениям террористической направленности, в основу которой был положен Закон «О противодействии терроризму» от 8 ноября 2006 г. № 178.

В данном законе определены основные принципы противодействия терроризму, организационно-правовые основы его профилактики, минимизация последствий, порядок координации деятельности государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, права и обязанности физических и юридических лиц от форм собственности в связи с осуществлением противодействия терроризму, а также порядок международного сотрудничества в области противодействия терроризму.

Одновременно с этим законодатель сформулировал основные термины и понятия:

терроризм, террористический акт, террористическая группа, террористическая организация, террористическая деятельность. В частности, под террористической деятельностью понимается деятельность, направленная на совершение одного из преступлений террористического характера или совершение какого-либо из указанных умышленных деяний в террористических целях, а равно угроза совершении таких деяний.

В главе 35 УК Кыргызской Республики «Преступления против общественной безопасности» определен перечень преступлений террористической направленности: акт терроризма - ст. 239; финансирование террористической деятельности - ст. 240; содействие террористической деятельности - ст. 241; публичные призывы к осуществлению террористической деятельности - ст. 242; участие гражданина Кыргызской Республики в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства или прохождение террористической подготовки - ст. 243; захват заложников - ст. 244; захват зданий и сооружений -ст. 245; заведомо ложное сообщение об акте терроризма - ст. 246.

Одновременно с этим в главе 52 «Преступления против мира и безопасности человека» законодатель включил ст. 387 «Нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой».

В системе преступлений террористической направленности особое место занимает ст. 239 «Акт терроризма». В ч. 1 устанавливается ответственность за угрозу совершения акта терроризма. Данное преступное деяние относится к третьей категории и наказывается лишением свободы от пяти лет до семи лет шести месяцев.

Под актом терроризма в ч. 2 понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей либо наступления иных тяжких последствий с целью устрашения населения, нарушения общественной безопасности или оказания воздействия на принятие решений органами власти либо международными организациями. Законодатель данное преступление отнес к четвертой категории, и оно наказывается от семи лет шести месяцев до десяти лет либо пожизненным лишением свободы.

В ч. 3 сформулированы деяния, предусмо-

тренные ч. 1 или 2 настоящей статьи, совершенные:

1) группой лиц по предварительному сговору;

2) с применением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, ядовитых, отравляющих, радиоактивных веществ или ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения;

3) в отношении стратегических объектов;

4) с причинением по неосторожности тяжкого вреда.

Законодатель данное преступление отнес к шестой категории, оно наказывается лишением свободы от двенадцати лет шести месяцев до пятнадцати лет либо пожизненным лишением свободы.

Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности за деяния, предусмотренные настоящей статьей, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению акта терроризма.

Таджикистан.

Действующий УК Республики Таджикистан, согласно Постановлению Парламента Таджикистана - Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 21 мая 1998 г. № 575, введен в действие с 1 сентября 1998 г. Уголовная ответственность за терроризм в нем предусмотрена в ст. 179. Основной состав терроризма в ст. 179 УК Республики Таджикистан: «терроризм, то есть совершение взрыва, поджога, стрельбы из огнестрельного оружия или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, деятельности органов государственной власти и силовых структур, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угрозы совершения указанных действий в тех же целях». Основной состав терроризма в ст. 179 разделен на две части, которые имеют разную общественную опасность. В ч. 1 и ч. 3 ст. 179 УК Республики Таджикистан закреплен основной состав терроризма. Часть первая отнесена законодателем к тяжким престу-

плениям, а часть третья - к особо тяжким преступлениям. Часть 2 ст. 179 УК Республики Таджикистан закрепляет квалифицированные составы терроризма, но имеющие отношение только к ч. 1 данной статьи. В ч. 3 ст. 179 УК Республики Таджикистан также перечислены отягчающие признаки, имеющие двойное предназначение: во-первых, они закрепляют особо квалифицированные составы терроризма для ч. 1 и 2 ст. 179; во-вторых, одновременно являются особо квалифицирующими признаками для ч. 3 ст. 179.

Родовым объектом терроризма по УК Республики Таджикистан признаются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и здоровье населения. Данный объект отличается от аналогичного по УК РФ, который обеспечивает общественную безопасность и общественный порядок. Видовой объект ст. 179 УК Республики Таджикистан сходен с видовым объектом ст. 205 УК РФ - общественные отношения в сфере обеспечения общественной безопасности. Непосредственный объект ст. 179 УК Республики Таджикистан имеет свою специфику в силу оригинальной структуры нормы. Основной непосредственный объект - совокупность общественных отношений, регламентирующих основы обеспечения безопасных условий существования общества. Факультативными непосредственными объектами могут быть жизнь и здоровье потерпевшего, право собственности. Предмет состава преступления на квалификацию влияния не оказывает.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 179 УК Республики Таджикистан, выражена в форме общественно опасного действия. По законодательной конструкции основной состав преступления (ст. 179) имеют разные моменты окончания. Усеченно-формальный состав терроризма имеет место в ч. 1 ст. 179 УК Республики Таджикистан, то есть считается оконченным либо с момента совершения взрыва, поджога, стрельбы из огнестрельного оружия или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, либо с момента угрозы совершения указанных действий. Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 205 УК РФ, является усеченно-

формальным, то есть считается оконченным либо с момента совершения взрыва, поджога или иных действий, либо с момента угрозы совершения указанных действий.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 179 УК Республики Таджикистан, отличается от объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ, следующими признаками:

1. Перечень общественно опасных действий в ст. 179 УК Республики Таджикистан более широкий, чем в ст. 205 УК РФ: это не только совершение взрыва, поджога или иных действий, но и, например, стрельба из огнестрельного оружия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Характер общественной опасности указанных выше действий также различен: в ст. 179 УК РТ она характеризуется созданием опасности гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; государственной или общественной деятельностью потерпевших. В ст. 205 УК РФ данная опасность характеризуется возможностью гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.

3. Словосочетание «опасность гибели людей» означает, что создается реальная угроза лишения жизни двух или более человек. По УК РФ достаточно, если такая угроза возникает хотя бы в отношении одного человека.

4. Степень вредоносности угрожающих наступлению иных общественно опасных последствий также различна: в ч. 1 ст. 205 УК РФ говорится об угрозе наступления иных тяжких последствий, а в ч. 1 ст. 179 УК РТ речь идет об иных общественно опасных последствиях.

Субъективная сторона рассматриваемых составов преступлений выражается в форме прямого умысла. Отличие необходимо проводить по факультативным признакам субъективной стороны, а именно по цели совершения террористического акта. Согласно ч. 1 ст. 205 УК РФ террористический акт возможен только в случае, если он совершен в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями. В ч 1. Ст. 179 УК РТ терроризм является таковым в случае, если действия совершены

в целях нарушения общественной безопасности, деятельности органов государственных властей и силовых структур, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.

Минимальный возраст уголовной ответственности за совершение террористического акта по ст. 205 УК РФ и по ст. 179 УК РТ составляет четырнадцать лет.

Проведенное сравнительное уголовно-правовое исследование квалифицированных и особо квалифицированных признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 205 УК РФ и ст. 179 УК РТ, показало, что в ч. 2 ст. 205 УК РФ закреплены следующие квалифицирующие признаки: террористический акт, совершенный группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, повлекший по неосторожности смерть человека, повлекший причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий. В свою очередь, квалифицирующие признаки ст. 179 УК РТ по своей юридической сущности разделены на две части. Во-первых, в ч. 2 содержатся отягчающие признаки по отношению к основному составу преступления, предусмотренному только ч. 1 ст. 179 УК РТ. К ним относятся: совершение терроризма группой лиц по предварительному сговору либо повторно; по мотивам национальной, расовой, местнической, религиозной ненависти или вражды; военнослужащим; должностным лицом с использованием служебного положения; при опасном рецидиве. Во-вторых, в ч. 3 имеются признаки, которые являются отягчающими для основного состава ст. 179 УК РТ и одновременно особо квалифицирующими для ч. 1 данной статьи. К соответствующим признакам относятся: организованная группа; угроза применения оружия массового поражения, радиоактивных материалов и совершения иных действий, способных повлечь массовую гибель людей; особо опасный рецидив; причинение по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий.

Содержание примечаний к ст. 205 УК РФ и к ст. 179 УК РТ является тождественным и касается возможности освобождения от уголовной ответственности лица, которое участвовало в подготовке террористического акта.

Туркменистан.

Преступления террористической направленности получили специальную криминализацию в Уголовном кодексе Республики Туркменистан в разделе XII «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения» главы 29 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

В указанную главу законодатель включил следующие статьи: терроризм (ст. 271); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 272); создание незаконных вооруженных и военизированных структур или участие в их деятельности (ст. 273); угон или захват воздушного судна либо железнодорожного подвижного состава (ст. 277).

Несмотря на наличие указанных статей в уголовном законодательстве, процесс формирования антитеррористического законодательства продолжился, в результате чего глава 29 была дополнена следующими статьями об ответственности за преступления террористической направленности: пропаганда терроризма или открытые призывы к совершению террористических действий (ст. 271.2); создание террористической группы и террористической организации, руководство ими и участие в их деятельности (ст. 271.3); привлечение, подготовка к террористической и экстремистской детальности или обеспечение оружием (ст. 271.4); прохождение подготовки к террористической или экстремистской деятельности (ст. 271.5); захват зданий, сооружений, средств сообщения и связи (ст. 274.1); незаконный захват платформы (ст. 277.1).

Законодатель в уголовном кодексе в статье 271 понятию «терроризм» дает широкую трактовку и включает в него альтернативные криминообразующие признаки при наличии террористической цели и формулирует диспозицию следующим образом: «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в цепях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия, провоцирование войны или осложнения международных отношений на принятие решений органами власти, ино-

странными государствами или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях» (наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой).

В число квалифицирующих признаков включены указанные противоправные деяния, совершенные:

а) повторно;

б) с применением оружия или взрывчатых веществ или взрывчатых устройств в качестве оружия, которые могут создать реальную угрозу для жизни и здоровья человека (наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой).

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены при их совершении с применением или угрозой применения оружия массового поражения, радиоактивных веществ и распространения или угрозой распространения эпидемии или эпизотии, а равно иными действиями, способными привести к массовой гибели людей;

б) привели к гибели человека или иным тяжким последствиям;

в) совершены группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным объединением (наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет с конфискацией имущества или без таковой).

Посягательство на жизнь человека, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие решений государственными органами Туркменистана, иностранным государством или международной организацией, а равно посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в тех же целях, а также в целях прекращения его

государственной или иной политической деятельности или из мести за такую деятельность, или посягательство на жизнь человека, сопряженное с нападением на лиц или организации, зданий, сооружений, пользующихся международной защитой, захватом заложника, зданий, сооружений, средств сообщения и связи, угоном, а равно с захватом воздушного или водного судна или железнодорожного подвижного состава (наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати пяти лет с конфискацией имущества или без таковой).

Подведем итог исследования.

Исследование норм об ответственности за терроризм, включенных в уголовное законодательство указанных стран, показало, что в них имеются значительные различия. В частности, в структурном расположении указанных норм; в техническо-юридических подходах в их конструировании; в описании криминообразующих признаков как основных, так и квалифицирующих составов; в видах наказаний и установлении ответственности за совершенное деяние.

Такой подход применительно к унификации законодательных положений в рамках противодействия террористическим проявлениям не способствует активизации деятельности по практической реализации уголовного законодательства. Сложившееся положение настоятельно требует унификации уголовного законодательства стран СНГ в целом и норм об ответственности за преступления террористической направленности в частности. В этих целях необходимо установить специфические уголовно-правовые признаки преступлений террористической направленности, позволяющие объединить их в единый уголовно-правовой институт на базе общих черт, свойственных объекту посягательства, объективной и субъективной сторонам данных преступлений.

Список литературы_

1. Модельный Уголовный кодекс для государств - участников СНГ // Правоведение. 1996. № 1.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Кузнецов А. П. Обязательные работы в уголовном законодательстве : монография. Нижний Новгород, 2020.

4. Кох Х., Магнус У., Винкрел фон Моренфельд П. Международное частное право и сравнительное правоведение. 2003.

References_

1. Model Criminal Code for the CIS member States. Pravovedenie. 1996. № 1.

2. Collection of legislation of the Russian Federation. 1996. No. 25. St. 2954.

3. Kuznetsov A. P. Compulsory works in criminal legislation : monograph. Nizhny Novgorod, 2020.

4. Koch H., Magnus U., Winkler von Morenfels P. Private International Law and Comparative Jurisprudence. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.