Научная статья на тему 'Регламентация международного сотрудничества как форма противодействия коррупции'

Регламентация международного сотрудничества как форма противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
735
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION / THE INTERNATIONAL COOPERATION / MEASURES OF COUNTERACTION OF CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паршин Илья Сергеевич

В статье рассматриваются международно-правовые аспекты противодействия коррупции в рамках сотрудничества Российской Федерации с зарубежными государствами. Автор приходит к выводу, что изучение опыта зарубежных государств позволяет разрабатывать новые, более совершенные меры противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Паршин Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of the international cooperation as forms of counteraction of corruption

In article international legal aspects of counteraction of corruption within the limits of cooperation of the Russian Federation with the foreign states are considered. The author comes to conclusion, that studying of experience of the foreign states allows to develop new, more perfect measures of counteraction of corruption.

Текст научной работы на тему «Регламентация международного сотрудничества как форма противодействия коррупции»

TPMsvHa молодого vviHoro

Паршин Илья Сергеевич Parshin Il’ya Sergeevich

старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса (603062, Нижний Новгород, ул. Горная, 13) the senior teacher of chair of criminally-legal disciplines

Nizhniy Novgorod institute of management and business (13 Gornaya str., Nizhny Novgorod, 603062)

E-mail: romirka@list.ru

Регламентация международного сотрудничества как форма противодействия коррупции

Regulation of the international cooperation as forms of counteraction of corruption

В статье рассматриваются международно-правовые аспекты противодействия коррупции в рамках сотрудничества Российской Федерации с зарубежными государствами. Автор приходит к выводу, что изучение опыта зарубежных государств позволяет разрабатывать новые, более совершенные меры противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, международное сотрудничество, меры противодействия коррупции.

In article international legal aspects of counteraction of corruption within the limits of cooperation of the Russian Federation with the foreign states are considered. The author comes to conclusion, that studying of experience of the foreign states allows to develop new, more perfect measures of counteraction of corruption.

Keywords: corruption, the international cooperation, measures of counteraction of corruption.

Современный этап развития социально-экономических отношений способствовал появлению в России ранее неизвестных общественно опасных форм противоправного поведения. Реальной действительностью становится возрастание количества совершаемых преступлений коррупционной направленности, множество новых видов проявления коррупции. Следствием негативных тенденций явилась интенсивная разработка законодательства о противодействии коррупции в России. В настоящее время назрела необходимость внесения изменений в существующие уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за коррупционные преступления, максимально сблизить их с учетом особенностей национального законодательства с соответствующими нормативными положениями международного уголовного права.

Российскими учеными-правоведами опубликованы фундаментальные научные работы, посвященные вопросам коррупции, и на их основе разработаны рекомендации, позволяющие успешно противодействовать указанному негативному социальному явлению. Примером этому может служить принятый Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» [1], вобравший в себя ряд положений ранее подготовленных проектов аналогичных законов, включая определение коррупции. Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» противодействие коррупции толкуется как деятельность государственных органов и ор-

ганов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по профилактике коррупции, борьбе с ней, включая выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений, минимизации и (или) ликвидации их последствий. Однако это не исключает критического осмысления, формулирования новых либо уточнения прежних предложений относительно понятия и сущности коррупции.

По справедливому замечанию А.П. Кузнецова, противодействие коррупции невозможно без научного обеспечения, разработки концептуальных основ, поскольку без теории не может быть эффективной и практика противодействия [2, с. 16].

В целях уяснения понятия «формы противодействия коррупции» в самых общих чертах остановимся на категории «форма» — одной из центральных и сложнейших в философии. Парной категорией для нее выступает другая философская категория — «содержание», понимаемое как определенная сторона целого, представленного в единстве всех составных элементов объекта, его свойств, связей, состояний, тенденций развития. Что же касается формы, то она есть способ существования, выражения и преобразования содержания. Возникающее порой в ходе развития несоответствие содержания и формы, в конечном счете, разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию [3, с. 621]. При относительном единстве содержа-

Паршин И.С. Регламентация международного сотрудничества как форма противодействия коррупции

Паршин И.С. Регламентация международного сотрудничества как форма противодействия коррупции

ния и формы первое представляет собой подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета [4, с. 47—265].

Основными формами противодействия коррупции в России являются: экономическая, законодательная, организационно-политическая, социальная, воспитательная и международное сотрудничество. Международное сотрудничество выступает одной из основных форм противодействия коррупции на уровне высших органов государственной власти. Сотрудничество с компетентными органами зарубежных стран, а также с международными организациями является одним из приоритетных направлений органов государственной власти Российской Федерации. В соответствии с международными договорами и российским законодательством правоохранительные органы в пределах своей компетенции осуществляют сотрудничество по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.

В частности, указами Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 года № 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи» [5] и № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества» [6] установлены центральные органы, ответственные за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (2003 г.), касающихся взаимной правовой помощи, и положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (1998 г.), касающихся международного сотрудничества.

Согласно статье 4 Федерального закона «О противодействии коррупции» Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Российской Федерацией заключены специальные двусторонние и многосторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам с иностранными государствами. Так, Россия участвует в Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года и Дополнительном протоколе к ней 1978 года, а также заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года с Протоколом к ней 1997 года.

В целях поддержания международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции необходимо национальное законодательство привести в соответствие с нормами международных правовых актов. В этой связи можно говорить о необходимости антикоррупционной направленности правотворчества как целенаправленной деятельности по созданию целостной системы (международных, национальных, региональных, муниципальных, ведомственных или локальных) правовых актов, направленных на сдерживание (противодействие) коррупции и устранение (локализацию, нейтрализацию) коррупциогенных факторов [7, с. 9].

До настоящего времени не завершена деятельность законодательных органов по имплементации норм международного права об уголовной ответственности за коррупцию в российское законодательство. С учетом включенности общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в состав правовой системы страны, а также закрепленных в Конституции РФ положений о приоритетности норм международного права над российскими нормативными актами [8, с. 237] важным направлением представляется приведение российского законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами. В данном контексте особенно интересны положения Конвенции ООН против коррупции (Резолюция № А/РЕБ/58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г.), Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (Резолюция 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г.) и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г., ЕТС № 173).

Конвенцию ООН против коррупции 2003 года Россия ратифицировала 8 марта 2006 года, за исключением некоторых положений, в числе кото-

рых статья 20 Конвенции. Согласно данной норме государствам-участникам рекомендуется принять такие законодательные и другие меры, «какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать» [9].

В сфере противодействия коррупции действуют и другие положения Конвенции ООН против коррупции, регламентирующие вопросы международного обмена информацией. Так, в статье 46 «Взаимная правовая помощь» закреплено правило по возможности государств-участников без предварительной просьбы передавать информацию, касающуюся уголовных дел, компетентному органу другого государства-участника в тех случаях, когда они считают, что такая информация может оказать помощь этому органу в осуществлении или успешном завершении расследования и уголовного преследования или может привести к просьбе, составленной этим государством-участником в соответствии с настоящей Конвенцией. В статье 48 закреплены правила сотрудничества между правоохранительными органами: по укреплению и установлению при необходимости каналов связи между их компетентными органами, учреждениями и службами для обеспечения безопасного и быстрого обмена информацией обо всех аспектах преступлений, о конкретных средствах и методах, применяемых для совершения преступлений, охватываемых данной Конвенцией, координации административных и других мер, предпринимаемых в соответствующих случаях для заблаговременного выявления преступлений.

Статья 61 этой же Конвенции ООН против коррупции 2003 года устанавливает правила по сбору и анализу информации о коррупции и обмену такой информацией: по возможности государств-участ-ников проводить анализ тенденций в области коррупции на своей территории, условий, в которых совершаются коррупционные преступления, а также статистических, аналитических знаний относительно коррупции и информации об оптимальных видах практики в деле предупреждения коррупции и борьбы с ней и обмена ими посредством международных и региональных организаций.

В Конвенции ООН против коррупции содержится комплекс профилактических и силовых мер противодействия коррупции. Профилактические меры представляют собой синтез положений, содержащихся в других международных правовых актах:

— учреждение независимого органа или органов, ответственных за проведение антикоррупционной политики;

— создание в публичном секторе таких систем приема на работу, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку, которые учитывают безупречность работы, справедливость и способности; особые процедуры отбора и подго-

товки кадров для занятия публичных должностей, особенно уязвимых с точки зрения коррупции;

— осуществление образовательных и учебных антикоррупционных программ;

— применение эффективных систем внутреннего контроля и систем обжалования и другие меры.

Большую часть международных правовых норм о противодействии коррупции Российская Федерация включила в национальное законодательство. Вместе с тем, требуется заключение соглашений со странами (экономическими партнерами) по отказу от коррупции как средства конкуренции и последующее законодательное закрепление соответствующих принципов, а также взаимная помощь, связанная с выдачей уголовно преследуемых лиц, опросом свидетелей, доступом к банковским счетам и наложением на них ареста. А.И. Мизерий предлагает также установить международные стандарты бухгалтерского учета и ввести дискриминационные меры для бизнесменов из тех стран, законодательство которых не препятствует использованию взяток [10, с. 232].

Взаимодействие международных организаций с зарубежными государствами осуществляется также в форме информационного сотрудничества. Важно постоянно поддерживать международный обмен информацией о современных мерах противодействия коррупции, совершенствовании антикоррупционного законодательства и разработке новых правовых норм. Кроме того, существенным аспектом выступает оказание взаимной помощи по обмену опытом и повышению квалификации сотрудников, занимающихся противодействием коррупции. В этом плане вызывают интерес механизм совершения коррупционных правонарушений, схемы легализации преступных доходов. Эффективной мерой может стать разработка с международными организациями совместных антикоррупционных программ.

В статье 13 Конвенции ООН против коррупции отмечается необходимость: участия общества в предупреждении коррупции и борьбе с ней; содействия активному участию в процессе противодействия ей отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин; принятия мер для углубленного понимания обществом факта существования причин и опасного характера коррупции; вовлечения населения в процессы принятия решений органами противодействия и т. п.

Эта международно-правовая норма, носящая название «Участие общества», полностью посвящена различным формам соучастия населения с государственными органами и органами местного самоуправления в их антикоррупционной деятельности. В Федеральном законе № 273-ФЭ аналогичной нормы, к сожалению, не имеется, хотя в статье 7 Закона («Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции») в пунктах 2, 3, 4, 7, 8 и 17 некоторые направления участия общества,

Паршин И.С. Регламентация международного сотрудничества как форма противодействия коррупции

Паршин И. С. Регламентация международного сотрудничества как форма противодействия коррупции

его структур и отдельных лиц в противодействии коррупции все же определяются. Однако при этом в части 2 статьи 1 Закона ошибочно указывается, что наряду с государственными органами и органами местного самоуправления отдельные граждане и группа населения должны действовать «в пределах их полномочий». О каких полномочиях и каких пределах их полномочий у граждан и общественных структур, участвующих в противодействии коррупции и использующих при этом свое субъективное право или исполняющих свой гражданский долг, говорят законодатели, остается лишь догадываться.

В принципе излишняя формализация антикоррупционной деятельности населения, непродуманное ограничение законодателем субъективных прав граждан и их возможностей в этой сфере общественно полезной деятельности способны существенно снизить эффективность противодействия коррупции. Без поддержки народа любые меры в этом направлении в конечном итоге обречены на провал. Не удивительно, что Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка рекомендовали государствам — членам ООН «поощрять и активизировать участие общин на всех этапах предупреждения преступности и уголовного правосудия, уделяя всестороннее внимание защите прав человека» (ст. 28).

В рамках международного сотрудничества по противодействию коррупции действует Организация экономического и социального развития (ОЭСР). В 2003 году представителями правительственных делегаций Азербайджана, Армении, Грузии, Российской Федерации, Таджикистана, Украины был одобрен Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией Антикоррупционной сети для Восточной Европы и Центральной Азии ОЭСР. Разработаны руководящие принципы Стамбульского плана действий, среди которых: развитие эффективной и прозрачной системы государственной службы, усиление борьбы со взяточничеством и обеспечение честности в бизнесе, поддержка активного участия общественности в реформах.

Изучение опыта зарубежных государств в рамках международного сотрудничества позволяет разрабатывать новые, более совершенные меры противодействия коррупции. Определяя стратегию противодействия коррупции, необходимо учитывать весь комплекс задач, стоящих перед государством. Достижение положительного эффекта возможно только путем применения и других возможных форм противодействия коррупции (экономической, законодательной, организационно-политической, социальной, воспитательной). Такой универсальный системный подход позволит в определенной степени нейтрализовать противоправные действия как лиц, занимающих различные служебные положения, так и других участников коррупционных преступлений. Следует максимально использовать разработанные меры и постоянно совершенствовать этот механизм. Четкая правовая регламентация дея-

тельности системы органов власти и управления, гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней поможет эффективно противодействовать коррупции.

Примечания

1. Российская газета. 2008. 30 декабря.

2. Кузнецов А.П. Методологические проблемы противодействия государственной политики налоговой преступности: лекция. Н. Новгород, 2001.

3. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев [и др.]. М., 1983.

4. Баранов В.М. Формы (источники) права // Общая теория права: курс лекций / под общ. ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.

5. Собрание законодательства РФ. 2008. № 51, ст. 6140.

6. Собрание законодательства РФ. 2008. № 51, ст. 6141.

7. Коррупция и антикоррупционная политика: словарь / И.И. Бикеев [и др.]; под общ. ред. РР Газимзянова. 3-е изд., перераб. и доп. Казань, 2009.

8. Орлова Л.А. Право и правила игры: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011.

9. Собрание законодательства РФ. 2006. № 26, ст. 2780 (Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12, ст. 1231).

10. Мизерий А.И. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с коррупцией в органах власти: дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.

Notes

1. Rossiyskaya gazeta. 2008. December 30.

2. Kuznezov A.P. Methodological problems of counteraction of a state policy of tax criminality: lecture. Nizhny Novgorod, 2001.

3. Philosophical encyclopaedic dictionary / L.F. Ilyichev [etc.]. Moscow, 1983.

4. Rams V.M. Formy (sources) of the right // The General theory of the right: a course of lectures / under ed. by V.K. Babayev. Nizhny Novgorod, 1993.

5. Collection of legislative acts of the RF. 2008. № 51, art. 6140.

6. Collection of legislative acts of the RF. 2008. № 51, art. 6141.

7. Corruption and the anticorruption policy: the dictionary / I.I.Bikeev [etc.]; under ed. by R.R. Gazimzjanova. 3 ed., the reslave. Kazan, 2009.

8. Orlova L.A. Right and game rules. Nizhny Novgorod, 2011.

9. Collection of legislative acts of the RF. 2006. № 26, art. 2780. (The convention is ratified by the Russian Federation the Federal law from March 8th, 2006 № 40-FZ «About ratification of the Convention of the United Nations Organization against corruption» // Collection of legislative acts of the RF. 2006. № 12, art. 1231).

10. Mizeriy A.I. Criminally and kriminologi aspects of struggle against corruption in authorities: dissertation... candidate of legal sciences. Nizhny Novgorod, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.