Научная статья на тему 'Регламентация деятельности и нормирование труда врача общей практики в Российской Федерации'

Регламентация деятельности и нормирование труда врача общей практики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2065
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИКАЗ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ORDER / LAW REGULATIONS / GENERAL PRACTITIONER / MEDICAL HELP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сон И. М., Иванова М. А., Армашевская О. В., Бантьева М. Н.

Существующая нормативная база во многом не учитывает аспекты деятельности врача общей практики, а также не соответствует современным требованиям по оказанию первичной медицинской помощи. Вследствие чего возможности врача общей практики, способного в силу своей доступности для населения и компетентности в значительной степени взять на себя оказание своевременной как первичной медико-санитарной, так и неотложной медицинской помощи, используются недостаточно эффективно. Одним из главных инструментов в решении этой задачи в процессе модернизации здравоохранения является пересмотр нормативных документов, регламентирующих работу врача общей практики и среднего медицинского персонала с учетом изменившихся социальных условий жизни общества и эпидемиологической ситуации, а также существенным улучшением материально-технической базы медицинских организаций и новых требований к организации лечебно-диагностического процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulations on activity and rate setting of general practitioners labour in Russian Federation

The current regulatory framework in a grate measure ignores aspects of the labor of general practitioner, and does not ccorrespond modern requirements for primary health care. In consequence of that, possibility of a general practitioner, capable because of its approachability to the public and competence, cconsiderably attend both primary medical health care and emergency medical services, is used inefficiently. One of the main tools in solving this problem in the process of modernization of health care is the revision of regulations governing the labour of general practitioners and nurses with taking account of changed social conditions of society and the epidemiological situation, as well as a significant improvement of material and technical base of medical organizations and the new requirements to the organization of the diagnostic and treatment process

Текст научной работы на тему «Регламентация деятельности и нормирование труда врача общей практики в Российской Федерации»



И.М. Сон, М.А. Иванова, О.В. Армашевская, М.Н. Бантьева,

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 614.2

Сон И.М., Иванова М.А, Армашевская О.В., Бантьева М.Н. Регламентация деятельности и нормирование труда врача общей практики в Российской Федерации (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия)

Аннотация. Существующая нормативная база во многом не учитывает аспекты деятельности врача общей практики, а также не соответствует современным требованиям по оказанию первичной медицинской помощи. Вследствие чего возможности врача общей практики, способного в силу своей доступности для населения и компетентности в значительной степени взять на себя оказание своевременной как первичной медико-санитарной, так и неотложной медицинской помощи, используются недостаточно эффективно. Одним из главных инструментов в решении этой задачи в процессе модернизации здравоохранения является пересмотр нормативных документов, регламентирующих работу врача общей практики и среднего медицинского персонала с учетом изменившихся социальных условий жизни общества и эпидемиологической ситуации, а также существенным улучшением материально-технической базы медицинских организаций и новых требований к организации лечебно-диагностического процесса. Ключевые слова: приказ, нормативные документы, врач общей практики, медицинская помощь.

Актуальность

С учетом характера расселения населения России в целях ускорения реформ в здравоохранении, адаптации отрасли к условиям рыночной экономики в 90-х годах 20 века возникла необходимость внедрения новых принципов оказания первичной медико-санитарной помощи населению, реализацией которых явилось внедрение в практику здравоохранения врача общей практики (семейного врача). Врач общей практики (семейный врач) — специалист, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста.

В настоящее время в России отмечены существенные преимущества в работе врача общей практики (семейного врача) (далее — ВОП/СВ) по сравнению с участковым терапевтом, в том числе его большая ответственность за состояние здоровья прикрепленного населения. Врач общей практики принимает участие даже в решении проблем, не связанных с медицинской помощью: организация социальной помощи, решение психологических проблем в семье, решение проблем других членов семьи. Он также содействует улучшению социального контакта, оптими-

И.М. Сон, М.А. Иванова, О.В. Армашевская, М.Н. Бантьева, 2014 г.

/ уМенеджер №~7

\ здравоохранения 3014

зации характера взаимоотношении между врачами и пациентами, результатом которого является рост удовлетворенности населения медицинской помощью [2,3,12]. Благодаря внедрению ВОП в систему здравоохранения, заметно снизилась нагрузка на скорую медицинскую помощь, в основном за счет пациентов с терапевтической патологией — практически на одну четверть, с патологиеи нервнои системы — на 42% и хирургической патологией — на одну треть. Уменьшилась также обращаемость населения за специализиро-ваннои помощью в поликлиники, в том числе к хирургу — почти на одну треть, к оториноларингологу — на 13% [1].

Переход к организации первичнои меди-ко-санитарнои помощи по принципу врача общеИ практики (семеИного врача) ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинскоИ помощи, рациональному использованию ресурсов и к изменению ориентации на профилактику заболеваниИ и укрепление здоровья в связи с тем, что общеИ врачебноИ (семеИноИ) практике присущи, по определению ВОЗ, такие характерные черты, как всеобщность, доступность, интегрированность (лечебноИ и реабилитационноИ помощи, укрепления здоровья и профилактики болезнеИ), а также постоянная основа, целостность и скоорди-нированность, персональныИ характер и ориентированность как на обслуживаемыИ контингент, так и на семью [1,5,8].

В настоящее время продолжаются дискуссии по поводу института врача общеИ практики и представляется, что особую значимость он имеет для сельского здравоохранения — может стать решением проблемы доступности медицинскоИ помощи, особенно в отдаленных раИонах России.

В деИствующих нормативных документах закреплены правовые основы деятельности врача общеИ практики (семеИного врача): определены квалификационные требования, достаточно подробно изложены трудовые функции, закреплена возможность работы в

порядке частноИ практики. Однако практическая реализация деИствующих норм законодательства, как всегда, порождает сложности. Следует признать, что в настоящее время деятельность врачеИ общеИ практики, семеИ-ных врачеИ, основанная на свободном выборе врача пациентами, членами одноИ семьи, не распространена в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения. Существующая нормативная база во многом не учитывает аспекты деятельности врача общеИ практики, а также не соответствует современным требованиям по оказанию пер-вичноИ медицинскоИ помощи. Вследствие чего возможности врача общеИ практики, способного в силу своеИ доступности для населения и компетентности в значительноИ степени взять на себя оказание своевременноИ как первичноИ медико-санитарноИ, так и не-отложноИ медицинскоИ помощи, используются недостаточно эффективно.

Целью исследования явился анализ существующих нормативно-правовых документов, регламентирующих труд врача общеИ практики.

Материал и методы: проведен анали-тическиИ обзор нормативно-правовых документов, касающихся нормирования труда врача общеИ практики.

Результаты и их обсуждение

Прошло более двадцати лет после принятия Приказа Министерства здравоохранения РоссиИскоИ Федерации № 237 от 26 августа 1992 г. «О поэтапном переходе к организации первичноИ медицинскоИ помощи по принципу врача общеИ практики (семеИного врача)». ДанныИ приказ ввел новую специальность в номенклатуру должностеИ — общая врачебная практика (семеИная медицина) и должность специалиста — «врач общеИ практики (семеИныИ врач)». Врач общеИ практики, оказывающиИ первичную многопрофильную медико-социальную помощь семье независимо от возраста и пола пациентов, является семеИным врачом (СВ).

Э-

На должность врача общеИ практики (семеИного врача) назначается специалист, освоившиИ программу подготовки в соответствии с требованиями квалификационноИ характеристики и получившиИ сертификат. Подготовка врача общеИ практики (семеИного врача) осуществляется в ВУЗах по специальности «врач общеИ практики», тематическое усовершенствование врачеИ-специалистов по лечебному делу и педиатров осуществляется в институтах и факультетах усовершенствования врачеИ с применением очных, прерывистых, выездных форм обучения.

Врач общеИ практики (семеИныИ врач) оказывает помощь индивидуально или совместно с другими врачами (групповая практика). В зависимости от социально-демографического состава обслуживаемого населения бригада врачеИ может включать и других специалистов, в том числе социальных работников.

Свою деятельность ВОП осуществляет: в государственном медицинском учреждении (поликлиника, МСЧ, городская и сельская врачебная амбулатория, здравпункт и др.); в негосударственном медицинском учреждении (малое акционерное, коллективное предприятие, кооператив); в порядке частноИ практики.

Врач общеИ практики (группа врачеИ) может работать по контракту (договору) с государственными, муниципальными органами, страховыми медицинскими компаниями, медицинскими учреждениями.

Врач общеИ практики (семеИныИ врач) осуществляет амбулаторныИ прием и посещения на дому, оказание неотложноИ помощи, проведение комплекса профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиИ, содеИствие в решении медико-социальных проблем семьи.

За врачом общеИ практики (семеИным врачом) на договорноИ основе могут быть закреплены коИки в стационаре для ведения больных. При необходимости врач общеИ практики может организовать стационары на дому, дневные стационары.

Назначение и увольнение ВОП/СВ осуществляется в соответствии с деИствующим законодательством и условиями контракта. ОсновноИ обязанностью ВОП/СВ является оказание первичноИ медико-социальноИ помощи населению в соответствии с требованиями квалификационноИ характеристики и полученным сертификатом.

Приказ № 237 от 26 августа 1992 г. «О поэтапном переходе к организации первичноИ медицинскоИ помощи по принципу врача общеИ практики (семеИного врача)» обосновал и детально прописал требования к новоИ специальности, получению образования и последипломному усовершенствованию.

Масштабные задачи не решаются в краткосрочный период. В Программе Евроздоро-вье от 16 октября 1997 г. (приложение к Приказу Минздрава РФ от 10 ноября 1997 г. № 328) указано, что процесс становления новоИ формы первичноИ медико-санитарноИ помощи будет долговечным. В техническом отчете «Создание общих врачебных практик. Учебное пособие» [10], в рамках реализации Программы ЗдравРеформ, при рассмотрении вопросов стратегии создания общих врачебных практик справедливо отмечено, что, учитывая масштабность задачи, для ее реализации потребуется не менее 10-15 лет.

С момента вступления в силу Приказа № 237, вводившего специальность врача общеИ практики, прошло 22 года, и к этому времени реальноИ реформы первичного звена здравоохранения в стране не произошло в связи с автоматическим вовлечением в реформирование не только первичного звена, а практически всех служб здравоохранения. Подавляющее большинство территориальных поликлиник продолжало оказывать помощь силами участкового врача, а новая формация так называемых «врачеИ общеИ практики (семеИных врачеИ)» не соответствовало параметрам, своИственным данному понятию. Врач общеИ практики (семеИ-ныИ врач) — ВОП/СВ не в полноИ мере деИствовал как координатор направлениИ

енеджер №7

здравоохранения 3014

своих пациентов к врачам-специалистам или как лицо, регулирующее доступ к стационарному лечению. Медленно развивались амбулаторные консультативные услуги при стационарном звене, поэтому ВОП/СВ вынуждены были обращаться к услугам менее квалифицированных специалистов амбулаторно-поликлинического звена. Распространение общей врачебной (семейной) практики сдерживалось также отсутствием полностью отработанных технологических моделей ее организации [9].

Внедрение общей врачебной (семейной) практики сдерживалось недостаточностью ресурсов и несовершенством системы профессиональной подготовки кадров, отсутствием правовой, финансовой базы и информационной поддержки, а также механизмов взаимодействия общей врачебной (семейной) практики со службами здравоохранения, страхования и социальной защиты населения. В связи с этим Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 463 от 30 декабря 1999 г. была утверждена отраслевая программа «Общая врачебная (семейная) практика на 2000-2001 гг.», целью которой являлось создание организационно-правовой и научно-методической базы для реформирования первичной медицинской помощи с поэтапным переходом к организации ее по принципу ВОП/СВ.

Программа ставила целью формирование основ и условий для повышения эффективности и усиления первичного звена здравоохранения при ведущей роли в развитии первичной медико-санитарной помощи общей врачебной (семейной) практики.

Предполагалось для снижения затрат при переходе на систему первичной медико-санитарной помощи по принципу ВОП/СВ максимальное использование имеющихся мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений и лишь при необходимости и возможности развертывание новых мощностей. В то же время введение общей врачебной (семейной) практики, изменение

медико-технологических процессов, расширение функций и роли существующих амбу-латорно-поликлинических учреждений требуют развития материально-технической базы первичного звена здравоохранения за счет дооборудования, изменения планировочной структуры, реконструкции действующих учреждений и строительства новых, в том числе офисов (кабинетов, амбулаторий) врача общей практики (семейного врача). В связи с этим необходима разработка нормативно-технической базы, проектно-конструк-торской документации на развертывание, размещение кабинетов, амбулаторий врача общей практики (семейного врача) в соответствии с современными требованиями.

На основе проведения научных и научно-проектных работ программой предусматривались создание пособий по проектированию современных, новых и реконструируемых территориальных поликлиник и по проектированию медицинских офисов для работы врача общей практики (семейного врача) с вариантами проектных решений для разных градостроительных ситуаций, а также разработка основных планировочных элементов медицинских офисов и инновационных поликлиник.

Основанием для разработки настоящей Программы являлась Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации».

Как показывает мировая практика и накапливаемый опыт, в регионах Российской Федерации, особенно в таких, как г. Санкт-Петербург, Самарская, Ленинградская, Тульская, Кемеровская области, переход к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективно-

Менеджер

¡Х-

му использованию ресурсов и к изменению ориентации на профилактику заболеваниИ и укрепление здоровья в связи с тем, что общеИ врачебноИ (семеИноИ) практике присущи такие характерные черты, как всеобщность, доступность, интегрированность (лечебноИ и реабилитационноИ помощи, укрепления здоровья и профилактики болезнеИ), а также постоянная основа, целостность и скоордини-рованность, персональныИ характер и ориентированность как на обслуживаемыИ контингент, так и на семью [1, 3, 4, 6, 8, 13].

В решении Коллегии Минздрава РФ от 15 января 2002 г. «О ходе выполнения отрас-левоИ программы «Общая врачебная (семеИ-ная) практика» указано, что структурные преобразования здравоохранения невозможны без развития первичноИ медико-санитарноИ помощи населению. Вместе с тем Коллегия отметила, что реальноИ реформы первичного звена здравоохранения в стране не произошло.

Приказ Минздрава РФ № 350 от 20 ноября 2002 г. «О совершенствовании амбула-торно-поликлиническоИ помощи населению РоссиИскоИ Федерации», в котором были утверждены положения об организации работы общеИ врачебноИ практики, деятельности ВОП/СВ, медицинскоИ сестры общеИ практики, центра общеИ врачебноИ (семеИ-ноИ) практики, отделения общеИ врачебноИ (семеИноИ) практики в составе лечебно-профилактического учреждения.

В 2003 году опубликованы методические рекомендации, подготовленные коллективом авторов во главе с И.Н. Денисовым «Финансирование общих врачебных (семеИных) практик в условиях обязательного медицинского страхования» [7], где представлены результаты анализа ситуации, создавшеИся в россиИ-ском здравоохранении при проведении реформы организации первичноИ медико-са-нитарноИ помощи с введением в ее структуру службы общеИ врачебноИ (семеИноИ) практики, позволяют сделать вывод о наличии остроИ необходимости в разработке полити-

ки и механизмов реализации реформы пер-вичноИ медико-санитарноИ помощи федеральными и региональными органами здравоохранения РоссиИскоИ Федерации.

Основными направлениями деятельности по реформированию первичноИ медико-сани-тарноИ помощи с развитием службы общеИ врачебноИ (семеИноИ) практики являются:

— разработка стратегии и механизмов нормативно-правового обеспечения общеИ врачебноИ (семеИноИ) практики как само-стоятельноИ службы в структуре первичноИ медико-санитарноИ помощи здравоохранения РоссиИскоИ Федерации;

— разработка механизмов технологического обеспечения функционирования службы общеИ врачебноИ (семеИноИ) практики;

— утверждение механизмов многоканального финансового обеспечения службы общеИ врачебноИ (семеИноИ) практики;

— разработка стратегии и механизмов обеспечения качества первичноИ медико-са-нитарноИ помощи, оказываемоИ врачами общеИ практики (семеИными врачами).

В соответствии с положениями «Концепции развития здравоохранения и медицин-скоИ науки в РоссиИскоИ Федерации», одоб-ренноИ Постановлением Правительства РоссиИскоИ Федерации от 05.11.97 № 1387, и «Планом мероприятиИ по ее реализации на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г.» к 2006 г. в первичном звене здравоохранения должны работать 10 тыс. врачеИ общеИ практики (семеИных врачеИ), а к 2010 г. — 20-25 тыс.

К 2009 г. число врачеИ общеИ практики, работающих в системе Минздрава РФ, достигло 9301 и по сравнению с 1994 годом выросло в 25 раз, однако в общеИ численности врачебных кадров врачи общеИ практики не превысили 1,5%.

Структурные преобразования в отрасли в первую очередь требуют преодоления прежних воззрениИ на первичное звено медицинскоИ помощи, являющееся основноИ составляющеИ этих преобразованиИ.

енеджер №7

здравоохранения 3014

В целях дальнейшего закрепления правовых основ деятельности врача общей практики был принят Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 января 2005 г. № 84 «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)».

Этим приказом были утверждены:

1. Порядок осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача).

2. Учетная форма № 030/у ВОП «Паспорт врачебного участка общей (семейной) врачебной практики».

3. Инструкция по заполнению учетной формы № 039/у-ВОП «Дневник работы врача общей практики (семейного врача)».

4. Инструкция по заполнению учетной формы № 039-1/у-ВОП «Карта учета работы медицинской сестры врача общей практики (семейной сестры)».

5. Отчетная форма №1-ВОП «Сведения о деятельности врача (отделения, центра) общей (семейной) практики».

Согласно данному Приказу, Порядок осуществления деятельности ВОП/СВ дает следующее определение: врач общей практики, или семейный врач — врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста. Таким образом, Порядок осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача), утвержденный Приказом № 84, в отличие от Положения о враче общей практики (семейном враче), утвержденного Приказом № 237, отождествляет понятия «врач общей практики» и «семейный врач».

Пунктом 1.6 Положения о враче общей практики (семейном враче), утвержденного Приказом № 237, предусмотрено, что ВОП/СВ (группа врачей) может работать по контракту (договору) с государственными, муниципальными органами и медицинскими учреждениями. Принимая во внимание то обстоятельство, что Положением предусмотрена возможность врача общей практики

работать в порядке частной практики, из указанного следует, что Федеральный орган управления здравоохранением разрешил руководителям органов управления здравоохранением и медицинских организаций заключать соответствующие договоры с частнопрактикующими врачами.

Отличительной нормой, регламентирующей деятельность врачей общей практики, является пункт 8 Порядка, согласно которому врач общей практики (семейный врач) оказывает первичную медико-санитарную помощь контингенту, сформированному на основе свободного выбора врача пациентами. Указанная норма отражает основную цель внедрения общей практики, семейной медицины — свободный выбор врача пациентами, в том числе членами одной семьи.

Основные функции врача общей практики (семейного врача):

1. Формирует врачебный участок из прикрепившегося контингента.

2. Осуществляет санитарно-гигиеническое образование; консультирует членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни.

3. Осуществляет профилактическую работу, направленную на выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска путем диспансеризации прикрепившегося контингента в установленном порядке, в том числе детей, инвалидов, лиц старших возрастных групп.

4. Направляет больных на консультации к специалистам для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям.

5. Организует и проводит лечение пациентов в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому.

6. Осуществляет патронаж беременных женщин и детей раннего возраста, в том числе новорожденных, в установленном порядке.

7. Организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке.

8. Выдает заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение.

9. ВзаимодеИствует с медицинскими организациями государственной муниципальноИ и частноИ систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями.

10. Имеет право осуществлять наблюдение за пациентом на всех этапах оказания медицинскоИ помощи.

11. Организует совместно с органами социальноИ защиты медико-социальную помощь семье для социально незащищенных групп населения: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе.

12. Руководит деятельностью медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь по принципу общеИ врачебноИ практики (семеИноИ медицины).

13. Ведет учет и представляет отчетность в установленном порядке.

Приказом Минсоцразвития РФ № 633 от 15 октября 2005 г. «Об организации меди-цинскоИ помощи» было определено, что общая врачебная практика в рамках первич-ноИ медико-санитарноИ помощи организуется: в муниципальном раИоне: в амбулатории, центре общеИ врачебноИ (семеИноИ) практики, участковоИ больнице, поликлинике, раИонноИ больнице, ЦРБ; в городском округе: в городскоИ поликлинике, центре ОВП, медсанчасти, городскоИ больнице.

Постановлением Правительства РоссиИ-скоИ Федерации №851 от 30 декабря 2005 г. регламентированы выплаты надбавок стимулирующего характера врачам общеИ практики (семеИным врачам) и медицинским сестрам общеИ практики.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О медицинском страховании граждан РоссиИскоИ Федерации», субъектами медицинского страхования являются (среди других медицинских организациИ) лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллектив-

но. Таким образом, ВОП/СВ имеет законное основание для самостоятельной работы в системах обязательного и добровольного медицинского страхования граждан.

В своем докладе «Правовые проблемы института врача общей практики» на Первом съезде врачей общей практики в 2005 г. [11] В.В.Сергеев отметил, что, спустя 12 лет от начала реформы, особую актуальность имеют правовые и этические аспекты института врача общей практики. На первое полугодие 2004 года правовая система «Гарант» содержала список нормативно-правовых актов из 112 документов, затрагивающих в той или иной степени правовые аспекты института врача общей практики. Если к этому списку добавить примерно такое же количество международных документов, содержащих правовые и этические нормы, то можно представить, какая глобальная работа должна быть выполнена по соблюдению правовой и этической регламентации деятельности ВОП/СВ.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» рекомендует в Положении об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению прикрепление: на участке врача общей практики — 1200 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше; на участке семейного врача — 1500 человек взрослого и детского населения. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, с длительной сезонной изоляцией, а также в местностях с низкой плотностью населения участки могут быть сформированы с меньшей численностью прикрепленного населения, с сохранением штат-

1енеджер №~7

здравоохранения 3014

ных должностей, врачей общей практики (семейных врачей).

С Приказом № 543н от 15 мая 2012 г. утратили силу следующие приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: «Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи» от 2 сентября 2005 г. № 487; «О Порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу» от 4 августа 2006 г. № 584.

В настоящее время представляется, что особую значимость ВОП/СВ имеет для сельского здравоохранения — может стать решением проблемы доступности медицинской помощи, особенно в отдаленных районах России. Во многих субъектах Российской Федерации органами управления здравоохранением были разработаны территориальные программы развития общей врачебной (семейной) практики. По условиям федеральной Программы «Земский доктор», запущенной в ноябре 2011 г., вновь обученный врач общей практики, устроившийся на работу в сельской местности, получал 100 000 рублей. Данная программа позволила привлечь ВОП/СВ на работу даже в отдаленные сельские районы, что предоставило населению возможность получать доступную первичную медико-санитарную помощь.

Выводы

Таким образом, в действующих нормативных документах закреплены правовые основы деятельности врача общей практики (семейного врача): определены квалифика-

ционные требования, достаточно подробно изложены трудовые функции, закреплена возможность работы в порядке частной практики. Однако практическая реализация действующих норм законодательства, как всегда, порождает сложности, и приведенные нормы не стали исключением. Следует признать, что в настоящее время деятельность врачей общей практики, семейных врачей, основанная на свободном выборе врача пациентами, членами одной семьи, не распространена в муниципальных и государственных медицинских организациях. Существующая нормативная база во многом не учитывает аспекты деятельности врача общей практики, а также не соответствует современным требованиям по оказанию первичной медико-санитарной помощи, что зачастую вынуждает широко ориентированного в основных врачебных специальностях и способного оказать многопрофильную амбулаторную помощь при наиболее распространенных заболеваниях и неотложных состояниях врача выполнять диспетчерские функции.

В настоящее время не существует научно обоснованных норм времени на посещение пациентом врача общей практики (семейного врача), в связи с чем актуальными являются проведение фотохронометражного исследования рабочего процесса ВОП/СВ и разработка нормативов по труду с учетом тенденций уровня и структуры заболеваемости населения, современных требований к организации лечебно-диагностического процесса, существенного улучшения материально-технической базы медицинских организаций.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Баранова H.H., Черниенко ЕИ, Проскурин В.М., Филонова Т.М. О реорганизации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики в Алексинском районе Тульской области//Семейная медицина. — 1998. — № 2. — С. 23-24.

2. Боев В.С.Организация общей врачебной (семейной) практики в сельском районе. Информационно-методические материалы. — Пермь, 2000. — 87 с.

3. Галкин Р.А, Павлов В.В., Кузнецов С.И. Реорганизация первичной медико-социальной помощи в Самарской области. — Самара: Самарский Дом печати, 1997. — 124 с.

4. Губачев Ю.М. Опыт работы врачей общей практики в Великобритании и возможности его использования//В кн. Проблемы общеврачебной практики и семейной медицины в условиях реформы здравоохранения: сборник научных трудов. СПб., 1994. — С. 92-95.

5. Гусарова Г.И., Котельников Г.П., Галкин, Р.А. Павлов В.В., Кузнецов С.И. Опыт работы врачей общей практики в Самарской области//В кн. Первый Всероссийский съезд врачей общей практики. Сборник научных трудов. — Самара: ГП Перспектива, 2000. — С. 18-23.

6. Денисов И.Н. Общая врачебная практика (семейная медицина): перспективы развития//3дравоохранение. — 2003. — № 12. — С. 15-22.

7. Денисов И.Н, Черниенко Е.И. Финансирование общих врачебных практик в условиях обязательного медицинского страхования. Методические рекомендации. — М.: ММА, 2004. — 31 с.

8. Кузнецова О.Ю. Семейная медицина. Перспективы развития в Санкт-Петербурге и Ленинградской области//3дравоохранение. — 2003. — № 1. — С. 43-48.

9. Максяшева В.А. Семилетний опыт работы врача общей практики в г. Самаре// В кн. Первый Всероссийский съезд врачей общей практики. Сборник научных трудов. — Самара: ГП Перспектива, 2000. — С. 124-125.

10. СедачеваЛ.А, Царик Г.Н., Шейман И.М. Технический отчет. Создание общих врачебных практик. — М., 1996 — 176 с.

11. Сергеев В.В. Развитие института врача общей практики в Самарской области: организационная модель, экономическая обоснованность, общественное мнение, защита прав населения и медицинских работников. Доклад. — М.: Совет по вопросам управления и развития Самарской области, 2005. — С. 28-38.

12. Шабров А.В. Роль экономических факторов в деятельности общеврачебной практики в Санкт-Петербурге//В кн. Первый Всероссийский съезд врачей общей практики. Сборник научных трудов. — Самара: ГП Перспектива, 2000. — С. 311-312.

13. Draft charter for general practice. Family medicine in Europe. Report of WHO Meeting Denmark. 6-7 February. 1998 WHO Regional Office for Europe. — Copenhagen, 1998. — 67 p.

UDC 614.2

Son I.M., Ivanovo M.A., Armashevskaya O.V., Bantyeva M.N. Rules and law regulations for the labor of general practitioner in Russian Federation (Federal research institute for health organization and informatics of ministry of health of the Russian Federation, Moscow, Russia)

Abstract. The current regulatory framework in a grate measure ignores aspects of the labor of general practitioner, and does not ccorrespond modern requirements for primary health care. In consequence of that, possibility of a general practitioner, capable because of its approachability to the public and competence, cconsiderably attend both primary medical health care and emergency medical services, is used inefficiently. One of the main tools in solving this problem in the process of modernization of health care is the revision of regulations governing the labour of general practitioners and nurses with taking account of changed social conditions of society and the epidemiological situation, as well as a significant improvement of material and technical base of medical organizations and the new requirements to the organization of the diagnostic and treatment process. Keywords: order, law regulations, general practitioner, medical help.

1енеджер №~7

здравоохранения 3014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.