Научная статья на тему 'Регламент ЕС № 834/2007: правила производства органических продуктов'

Регламент ЕС № 834/2007: правила производства органических продуктов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
2289
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИРЕКТИВЫ ЕС / ОРГАНИК-ПРОДУКЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Крюкова Елизавета Вячеславовна, Родников Михаил Александрович, Беркетова Лидия Владиславовна

Основным нормативным актом, регулирующим экологиче-ское сельское хозяйство в Европейском союзе, долгое время была Директива ЕС «Общеевропейское соглашение по органическому производству сельскохозяйственной продукции» № 2092/91. Однако с момента принятия директивы сектор органического сельского хозяйства претерпел значительный количественный и качественный рост. С 2009 г. вступили в силу новые документы ЕС, законодательно регламентирующие органическое сельское хозяйство, в частности Директива ЕС по органическому производству и маркировке органических продуктов № 834/2007 и Директива ЕС № 889/2008, устанавливающая детальные правила выполнения Директивы ЕС № 834/2007 в части органического производства, маркировки и организации контроля. Новые документы значительно расширили и конкретизировали положения предыдущего документа, сохранив его структуру. В новых директивах впервые были четко обозначены цели и принципы органического производства, расширена законодательная база, определены правила маркировки органических продуктов. Регламенты ЕС включают в себя действующие требования к производству, переработке, реализации и импорту органиче-ских продуктов питания в пределах Евросоюза. Чтобы быть уверенным, что органические продукты, произведенные в странах, не входящих в Евросоюз, также соответствуют требованиям этих регламентов и проходят контроль, сравнимый с европейскими требованиями, контрольная методика для импортной продукции была более детально отрегулирована этими постановлениями. Сертификация в соответствии с этими постановлениями облегчает реализацию органической продукции, произведенной в странах вне Евросоюза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Крюкова Елизавета Вячеславовна, Родников Михаил Александрович, Беркетова Лидия Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EC Regulation № 834/2007: Rules for the Production of Organic Products

The main standard act regulating sustainable agriculture in the European Union for a long time was EU directive «»All-European agreement of organic agriculture «№2092/91.However,since the directive was adopted there has been a significant quantity and quality growth in organic agriculture sector. The new EU documents legislatively regulating organic agriculture have come into effect since 2009,EU directive of organic production and marking №834/2007 in particular and EU directive №889/2008 establishing detailed rules of fulfilment of EU directive №834/2007 in terms of organic production, marking and control organization. The new documents significantly extended and concretized the regulations of the previous document keeping its structure. Aims and principles of organic production were clearly marked for the first time, legislative base was extended,rules of organic production marking were fixed. EU regulations include current production, processing, realization and import of organic food within EU requirements.To make sure that organic products made in non-EU countries also meet the requirements of these regulations and pass inspection compared to European requirements control procedure for import products was regulated by these inactments in more detail. Certification in concordance with these enactments facilitates organic production realization made in non-EU countries.

Текст научной работы на тему «Регламент ЕС № 834/2007: правила производства органических продуктов»

УДК 614.3.006.73

Регламент ЕС № 834/2007:

правила производства органических продуктов

Е.В. Крюкова, д-р техн. наук, профессор, М.А. Родников Московский государственный университет пищевых производств Л.В. Беркетова, канд. техн. наук, доцент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Директива ЕС «Общеевропейское соглашение по органическому производству сельскохозяйственной продукции» № 2092/91, принятая 24 июня 1991 г. и вступившая в силу в 1993 г., стала основным нормативным актом, регулирующим экологическое сельское хозяйство.

Данный документ определяет требования, необходимые для получения сертификата экологического производства, принципы деятельности национальных независимых организаций, осуществляющих сертификацию и контроль, регламентирует работу предприятий по всей технологической цепочке производства (от закупки сырья и материалов до использования и переработки отходов производства, хранения и транспортировки готовой продукции), определяет требования к маркировке экологической продукции.

С момента принятия директивы сектор органического сельского хозяйства претерпел значительный количественный и качественный рост. Новые тенденции развития и применение современных технологий потребовали изменений и упрощений в законодательстве по органическому производству.

С 1 января 2009 г. вступили в силу новые документы ЕС, законодательно регламентирующие органическое сельское хозяйство: Директива ЕС по органическому производству и маркировке органических продуктов № 834/2007 от 28 июня 2007 г. и Директива ЕС № 889/2008 от 5 сентября 2008 г., устанавливающая детальные правила выполнения Директивы ЕС № 834/2007 в части органического производства, маркировки и организации контроля.

Новые документы значительно расширили и конкретизировали положения предыдущего документа, сохранив его структуру. Кроме того, в новых директивах упростились формулировки, впервые были четко обозначены цели и принципы органического производства, расширена законодательная база, определены пра-

вила маркировки органических продуктов [1].

Регламенты ЕС № 834/2007 и № 889/2008 включают в себя действующие требования к производству, переработке, реализации и импорту органических продуктов питания в пределах Евросоюза. Чтобы быть уверенным, что органические продукты, произведенные в странах, не входящих в Евросоюз, также соответствуют требованиям этих регламентов и проходят контроль, сравнимый с европейскими требованиями, контрольная методика для импортной продукции была более детально отрегулирована этими постановлениями. Сертификация в соответствии с этими постановлениями облегчает реализацию органической продукции, произведенной в странах вне Евросоюза [2].

В директиве ЕС № 834/2007 регламентирована процедура признания системы органического сельского хозяйства и природопользования так называемых третьих стран, т. е. тех стран, которые не входят в ЕС. Существуют разные уровни признания. При этом продукты подразделяются на совместимые и эквивалентные органические продукты.

Статус «совместимые» присваивается в тех случаях, когда Регламент ЕС № 834/2007 применяется в третьей стране на тех же условиях, что и в Евросоюзе. Для достижения этого статуса дипломатическое представительство третьей страны обращается с запросом о признании своей нормативно-правовой основы в Комиссию ЕС.

Если в третьей стране постановление и его применение отличается от условий применения в Европейском союзе, то продукты, ввезенные из этой страны, в ЕС относят при определенных условиях к категории «эквивалентных».

К этим условиям относятся:

1. Имплементация эквивалентных постановлений и системы сертификации в стране.

2. Аккредитация Евросоюзом сертифицирующих органов, действую-

щих в этой стране, для получения статуса «эквивалентный сертифицирующий орган» с правом автономно выдавать сертификаты, действительные для рынка органической продукции ЕС [2].

Сегодня около 47 % сертифицирующих органов во всем мире (практически каждый второй) аккредитованы комиссией ЕС. Это объясняется тем, что в Европе находится самое большое количество сертифицирующих организаций.

Остановимся более подробно на требованиях к производству органических продуктов питания Регламента Совета ЕС № 834/2007.

Структурно правила производства экологических продуктов на ферме в соответствии с Регламентом ЕС № 834/2007 представлены на рисунке.

В статьях 9 и 10 Регламента ЕС установлен запрет на использование ГМО и ионизирующего излучения при производстве органических продуктов питания.

Глава 2 посвящена правилам производства органических продуктов на ферме.

В статье 12 приведены основные требования к производству растениеводческой продукции. Эта статья устанавливает запрет на использование минеральных азотных удобрений, однако допускает использование биодинамических препаратов. Отмечено, что при органическом производстве растений необходимо использовать такие методы обработки почвы и культивации, которые поддерживают содержание органических материалов в почве или увеличивают их количество, усиливают стабильность и биоразнообразие почвы, предупреждают ее уплотнение и эрозию. Разрешается использовать удобрения и почвенные кондиционеры в том случае, если они разрешены для использования в органическом производстве положениями данного Регламента. Предупреждение повреждений, причиняемых вредителями, болезнями и сорняками, должно быть в первую очередь основано на защите с помощью естественных врагов, выбором видов и сортов, севооборотом, методами культивации и термическими процессами.

Также в этой статье приведены требования к сбору диких растений. Согласно этим требованиям сбор не должен влиять на стабильность природной среды обитания или условия жизни видов на территории сбора; кроме того, сбор необходимо осуществлять на территории, которая в течение по меньшей мере 3-х лет до сбора не обрабатывалась продукта-

ми, запрещенными данным Регламентом.

Статья 13 посвящена правилу производства морских водорослей. В ней указано, что сбор продукции не должен влиять на долговременную стабильность естественной среды обитания или условия проживания видов, обитающих в области сбора, на всех стадиях производства, начиная от сбора молодых водорослей и заканчивая уборкой всего урожая должны применяться методы, учитывающие принципы устойчивого развития.

В статье 14 описаны основные правила производства животноводческой продукции. В ней отмечено:

органический домашний скот должен рождаться и выращиваться в органических хозяйствах;

в целях племенного разведения животные, выращенные неорганическими методами, могут быть включены в хозяйство при определенных условиях. Такие животные и продукция, полученная от них, могут считаться органическими после выполнения условий периода конверсии;

животные, имеющиеся в хозяйстве, на момент начала периода конверсии, а также продукция, получаемая от них, могут считаться органическими после выполнения условий периода конверсии;

методы и условия содержания животных, включая плотность размещения, должны обеспечивать все необходимое для удовлетворения физиологических и этологических потребностей животных, а также их развития;

домашний скот должен иметь постоянный доступ к свежему воздуху вне помещений, предпочтительно пастбищам, если это позволяют погодные условия и состояние земли, а также если нет запретов и обязательств, наложенных на основании законов ЕС, относящихся к защите здоровья людей и животных;

количество домашнего скота должно быть ограничено с учетом минимизации перевыпаса, порчи почвы, эрозии, загрязнений, вызванных животными или распространением их навоза;

органический домашний скот должен содержаться отдельно от другого домашнего скота. Однако выпас органических животных на общих пастбищах и неорганических животных на органических пастбищах разрешен при определенных условиях;

привязывание и изоляция животных запрещены, за исключением случаев с отдельными животными в ограниченный период времени, и только если это оправдано соображе-

ниями безопасности, здоровья или ветеринарного ухода;

любые мучения, включая увечья, должны сводиться к минимуму в течение всей жизни животного, включая момент забоя;

воспроизводство должно использовать естественные методы. Тем не менее допустимо искусственное осеменение;

воспроизводство не должно быть вызвано применением гормонального или подобного ему лечения, за исключением случаев, когда оно является формой ветеринарной терапии отдельного животного;

должны выбираться надлежащие породы;

домашний скот должен питаться органическим кормом, соответствующим потребностям животных в питательных веществах на разных стадиях

их развития. Часть рациона может содержать корма из хозяйств, находящихся в периоде перехода к органическому фермерству;

домашний скот должен иметь постоянный доступ к пастбищам или грубым кормам;

стимуляторы роста и синтетические аминокислоты не должны использоваться;

млекопитающие в возрасте кормления молоком должны получать натуральное, предпочтительно материнское молоко;

предупреждение заболеваний должно быть основано на выборе пород, методах содержания, высоком качестве кормов, возможности достаточной двигательной активности, приемлемой плотности содержания в помещении, адекватности помещений, поддержки их гигиенического состояния;

заболевания должны лечиться немедленно во избежание мучений животного, химически синтезированные аллопатические ветеринарные лекарственные средства, включая антибиотики, могут использоваться, если это необходимо, и строго в тех условиях, когда использование фито-терапевтических, гомеопатических и прочих средств неприемлемо;

допустимо использование иммунных ветеринарных лекарственных средств.

В статье 15 описаны правила производства для водных животных. Они требуют выполнения следующих критериев:

органическая аквакультура должна быть основана на выращивании молодняка, полученного из органического маточного стада и органических хозяйств;

методы содержания, включая кормление, планировка сооружений, плотность содержания и качество воды должны соответствовать поведенческим и физиологическим потребностям животных, а также условиям, необходимым для их развития;

органические животные должны держаться отдельно от других разводимых водных животных;

любые мучения животных, включая момент забоя, должны сводиться к минимуму;

искусственная индукции полиплоидии, искусственная гибридизация, клонирование, производство однополых видов, за исключением ручной сортировки, не должны использоваться;

растительная часть кормов должна поступать из органического производства, а часть кормов, полученная из водных организмов, должна поступать из устойчиво используемых рыбных хозяйств;

стимуляторы роста и синтетические аминокислоты не должны использоваться;

кормовые материалы растительного происхождения, произведенные неорганическим способом, кормовые материалы животного и минерального происхождения, пищевые добавки, определенные продукты, используемые в качестве корма, и технологические добавки могут использоваться только в том случае, если их применение в органическом производстве разрешается положениями данного Регламента;

профилактика заболеваний должна основываться на создании оптимальных условий путем выбора подходящего местоположения, оптимальной организации хозяйства, применения наиболее подходящей практики содержания и ведения хозяйства, вклю-

чая регулярную очистку и дезинфекцию сооружений, а также за счет применения высококачественных кормов, поддержания подобающей плотности поголовья и выбора подходящих пород и линий;

болезни необходимо незамедлительно лечить, чтобы избежать страданий животных; при необходимости и с учетом выполнения жёстких условий разрешается применять химико-синтетические аллопатические ветеринарные препараты для животных, включая антибиотики, если лечение фитотерапевтическими, гомеопатическими и другими средствами не подходит;

применение иммунологических ветеринарных препаратов разрешено.

Статья 16 посвящена продукции и веществам, применяемым в агропро-изводстве, и критериям, необходимым для их допуска к использованию.

В статье 17 описаны требования, которые необходимо соблюдать в период конверсии, в частности:

переходный период начинается не ранее, чем предприниматель известит компетентные ведомства о своей деятельности и его предприятие пройдет соответствующий контроль;

во время переходного периода должны применяться все предписания настоящего Регламента;

согласно виду растениеводческого или животноводческого производства устанавливаются специфические сроки для переходного периода;

в том случае, если предприятие или производственная единица ведёт экологическое производство не на всём предприятии или производственной единице, а также если предприятие или производственная единица не полностью переходит на экологическое производство, предприниматель обязан отделять экологическую продукцию или продукцию переходного периода от неэкологической, а соответствующие животные должны содержаться отдельно или быть легко различимы;

с целью определения срока вышеназванного переходного периода при соблюдении определенных условий может быть учтен период времени, непосредственно предшествующий дате начала переходного периода;

не разрешается продажа произведенных в данный период животных и животноводческой продукции с использованием данных для маркировки и рекламы.

В главе 3 приведены общие требования к производству переработанных кормов, а именно:

производство переработанных экологических кормов должно осуществ-

ляться в пространственном и временном отношении отдельно от производства переработанных неэкологических кормов;

экологическая кормовая исходная продукция или кормовая исходная продукция переходного периода не может применяться для выработки экологических кормов вместе с аналогичной кормовой исходной продукцией из неэкологического производства;

кормовая исходная продукция, применяемая или перерабатываемая при изготовлении экологических кормов, не может быть изготовлена с использованием химико-синтетических растворителей;

вещества и методы, которые восстанавливают качества, потерянные при переработке и хранении экологических кормов, или исправляют результат небрежной переработки, или иным способом могут ввести в заблуждение в отношении действительного качества этой продукции, применять запрещено.

В статье 19 приведены основные правила производства обработанных продуктов питания. Согласно требованиям этой статьи производство переработанных экологических продуктов питания должно осуществляться в пространственном и временном отношении отдельно от производства переработанных неэкологических продуктов питания.

В отношении состава переработанных экологических продуктов питания действительно следующее:

1. Продукт изготовляется преимущественно из ингредиентов сельскохозяйственного происхождения; при определении, изготовлен ли продукт преимущественно из ингредиентов сельскохозяйственного происхождения, не учитываются добавленная вода и поваренная соль.

2. Разрешается использование в продуктах, которые предназначены для особого питания, только таких пищевых добавок, вспомогательных веществ для переработки, ароматизаторов, воды, составов из микроорганизмов и энзимов, минеральных веществ, микроэлементов, витаминов, а также аминокислот и других микроэлементов, которые допущены согласно статье 21 настоящего Регламента к применению в экологическом производстве.

3. Неэкологические сельскохозяйственные ингредиенты разрешается использовать, если они допущены к применению в экологическом производстве согласно статье 21 или временно разрешены одним из государств - членов ЕС.

4. Экологический ингредиент не должен находиться вместе с анало-

гичным неэкологическим ингредиентом или ингредиентом, изготовленным во время переходного периода.

5. Продукты питания, произведённые из растений, выращиваемых во время переходного периода, могут содержать только один растительный ингредиент сельскохозяйственного происхождения.

Также запрещается применять вещества и методы, которые восстанавливают качества, потерянные при переработке и хранении экологических продуктов питания или исправляют результат небрежной переработки, или иным способом могут ввести в заблуждение в отношении действительного качества этой продукции.

В статье 20 описаны общие требования, касающиеся производства экологических дрожжей. Согласно статье для изготовления экологических дрожжей разрешено применение только экологических субстратов, экологические дрожжи не должны содержаться в экологических продуктах питания или кормах совместно с неэкологическими дрожжами.

Статья 21 содержит критерии для определенных продуктов и веществ, используемых в обработке органических продуктов питания.

В главе 5 приведены исключения из правил производства. Эти исключения могут применяться только в следующих случаях:

1. Когда они необходимы в целях обеспечения начала или поддержки органического производства в хозяйствах, сталкивающихся с климатическими, географическими или структурными ограничениями.

2. Когда они необходимы для обеспечения доступа к кормам, семенам и вегетативному рассадному материалу, живым животным и другим входящим материалам для фермы, если такие материалы недоступны на рынке в органической форме.

3. Когда это необходимо для обеспечения доступа к ингредиентам сельскохозяйственного происхождения, если такие ингредиенты недоступны на рынке в органической форме.

4. Когда это необходимо для решения особых проблем, относящихся к

управлению органическим домашним скотом.

5. Когда это необходимо при использовании особых продуктов и веществ в обработке в целях обеспечения производства общеизвестных продуктов питания в органической форме.

6. Когда временные меры необходимы для продолжения или восстановления органического производства при катастрофических обстоятельствах.

В России нормативно-правовая база в области органического сельского хозяйства только начинает формироваться. Именно поэтому так важно для нас изучить международный опыт, в частности, регламенты ЕС.

ЛИТЕРАТУРА

1. ABCert (b): Постановление ЕС. URL: http://www.abcert.net/deutsch/ nasha-dejatelnost/ sertifikacionnyeuslugi/cert/es-ehko-predpisanie.html

2. http://www.fleuralpine.ru/organic/ documents/

Регламент ЕС № 834/2007: правила производства органических продуктов

Ключевые слова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

директивы ЕС; органик-продукция; экологическое сельское хозяйство

Реферат

Основным нормативным актом, регулирующим экологическое сельское хозяйство в Европейском союзе, долгое время была Директива ЕС «Общеевропейское соглашение по органическому производству сельскохозяйственной продукции» № 2092/91. Однако с момента принятия директивы сектор органического сельского хозяйства претерпел значительный количественный и качественный рост.

С 2009 г. вступили в силу новые документы ЕС, законодательно регламентирующие органическое сельское хозяйство, в частности Директива ЕС по органическому производству и маркировке органических продуктов № 834/2007 и Директива ЕС № 889/2008, устанавливающая детальные правила выполнения Директивы ЕС № 834/2007 в части органического производства, маркировки и организации контроля.

Новые документы значительно расширили и конкретизировали положения предыдущего документа, сохранив его структуру. В новых директивах впервые были четко обозначены цели и принципы органического производства, расширена законодательная база, определены правила маркировки органических продуктов.

Регламенты ЕС включают в себя действующие требования к производству, переработке, реализации и импорту органических продуктов питания в пределах Евросоюза. Чтобы быть уверенным, что органические продукты, произведенные в странах, не входящих в Евросоюз, также соответствуют требованиям этих регламентов и проходят контроль, сравнимый с европейскими требованиями, контрольная методика для импортной продукции была более детально отрегулирована этими постановлениями. Сертификация в соответствии с этими постановлениями облегчает реализацию органической продукции, произведенной в странах вне Евросоюза.

Авторы

Крюкова Елизавета Вячеславовна, д-р техн. наук, профессор, Родников Михаил Александрович, Московский государственный университет пищевых производств, 125080, Москва, Волоколамское шоссе, д. 11, kryukovaev@gmail.ru

Беркетова Лидия Владиславовна, канд. техн. наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 115998, Москва, Стремянный пер., д. 36, lidia.berketova@yandex.ru

EC Regulation № 834/2007: Rules for the Production of Organic Products

Key words

organic agriculture; organic production; EU regulations

Abstracts

The main standard act regulating sustainable agriculture in the European Union for a long time was EU directive «»All-European agreement of organic agriculture «№2092/91.However,since the directive was adopted there has been a significant quantity and quality growth in organic agriculture sector.

The new EU documents legislatively regulating organic agriculture have come into effect since 2009,EU directive of organic production and marking №834/2007 in particular and EU directive №889/2008 establishing detailed rules of fulfilment of EU directive №834/2007 in terms of organic production, marking and control organization. The new documents significantly extended and concretized the regulations of the previous document keeping its structure. Aims and principles of organic production were clearly marked for the first time, legislative base was extended,rules of organic production marking were fixed.

EU regulations include current production, processing, realization and import of organic food within EU requirements.To make sure that organic products made in non-EU countries also meet the requirements of these regulations and pass inspection compared to European requirements control procedure for import products was regulated by these inactments in more detail. Certification in concordance with these enactments facilitates organic production realization made in non-EU countries.

Authors

Krukova Elisaveta Viacheslavovna, Doctor of Technical Science, Professor, Rodnikov Mihail Aleksandrovich, Moscow State University of Food Production 11 Volokolamskoe shosse, Moscow, 125080, Russia, kryukovaev@gmail.ru

Berketova Lidia Vladislavovna, Candidate of Technical Science, Associate Professor,

Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny per., Moscow, 117997, Russia, lidia.berketova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.