Научная статья на тему 'РЕГИСТРАЦИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ЖИВОТНЫХ'

РЕГИСТРАЦИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ЖИВОТНЫХ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / RUSSIAN LEGISLATION / ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ СОБАК И КОШЕК В ГОРОДАХ И ДРУГИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ РСФСР / THE RULES FOR KEEPING DOGS AND CATS IN THE CITIES AND OTHER SETTLEMENTS OF THE RSFSR / ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ / PETS / БЕЗНАДЗОРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ / ВЛАДЕЛЬЦЫ (СОБСТВЕННИКИ) ЖИВОТНЫХ / STREET ANIMALS / РЕГИСТРАЦИЯ (ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ) ЖИВОТНЫХ / REGISTRATION (RE-REGISTRATION) OF THE ANIMAL OWNERS / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Темникова А.И.

В статье проведен анализ действующего законодательства в области порядка обращения с категориями домашних и безнадзорных животных. Актуальность изложенного материала обусловлена отсутствием решения проблемы безнадзорности животных на уровне национального законодательства. Одним из методов ее решения является обязательная регистрация и ежегодная перерегистрация домашних животных, положения об организации которой нуждаются в доработке. Кроме того, российское законодательство должно включать механизмы государственного контроля и меры юридической ответственности за невыполнение соответствующих требований. В статье содержатся предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок регистрации (перерегистрации) домашних животных. Однако помимо изменения действующих правил содержания домашних животных предлагается установление мер юридической ответственности посредством дополнения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составами административных правонарушений в области нарушения порядка содержания домашних животных и уклонения от регистрации и ежегодной перерегистрации их владельцами (собственниками), которые в настоящее время отсутствуют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGISTERED PETS AS AN EFFECTIVE METHOD OF LEGAL REGULATION IN ADDRESSING NEGLECTANIMALS

In the article the analysis of existing legislation in the field of treatment of categories of Pets and stray animals. The relevance of the material consists in finding solutions to the problems of animal neglect at the level of national legislation. One of the methods to enhance such liability is mandatory registration and annual re-registration is allowed, provisions for organizations which require improvement. In addition, Russian legislation should include mechanisms of state control and legal liability for failure to comply with the relevant requirements. The article contains proposals for amendments to normative legal acts, regulating the procedure of registration (re-registration) is allowed. However, in addition to changing existing rules for keeping Pets, the article also proposed the establishment of measures of legal responsibility by supplementing the Code of administrative offences of the Russian Federation administrative violations in the field of violation of order of detention and allowed to evade the registration and annual re-registration of their owners that are not currently available.

Текст научной работы на тему «РЕГИСТРАЦИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ЖИВОТНЫХ»

А.И. Темникова, A.I. Temnikova,

аспирант кафедры государственного Post-graduate student,

и муниципального права Сургутского Surgut State University

государственного университета kehliz@yandex.ru

Регистрация домашних животных

как эффективный метод правового регулирования

проблемы безнадзорности животных

Аннотация: в статье проведен анализ действующего законодательства в области порядка обращения с категориями домашних и безнадзорных животных. Актуальность изложенного материала обусловлена отсутствием решения проблемы безнадзорности животных на уровне национального законодательства. Одним из методов ее решения является обязательная регистрация и ежегодная перерегистрация домашних животных, положения об организации которой нуждаются в доработке. Кроме того, российское законодательство должно включать механизмы государственного контроля и меры юридической ответственности за невыполнение соответствующих требований. В статье содержатся предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок регистрации (перерегистрации) домашних животных. Однако помимо изменения действующих правил содержания домашних животных предлагается установление мер юридической ответственности посредством дополнения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составами административных правонарушений в области нарушения порядка содержания домашних животных и уклонения от регистрации и ежегодной перерегистрации их владельцами (собственниками), которые в настоящее время отсутствуют.

Ключевые слова: российское законодательство, Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, домашние животные, безнадзорные животные, регистрация (перерегистрация) животных, владельцы (собственники) животных, ответственность.

Registered Pets as an effective method of legal regulation in addressing neglectanimals

Abstract: in the article the analysis of existing legislation in the field of treatment of categories of Pets and stray animals. The relevance of the material consists in finding solutions to the problems of animal neglect at the level of national legislation. One of the methods to enhance such liability is mandatory registration and annual re-registration is allowed, provisions for organizations which require improvement. In addition, Russian legislation should include mechanisms of state control and legal liability for failure to comply with the relevant requirements. The article contains proposals for amendments to normative legal acts, regulating the procedure of registration (re-registration) is allowed. However, in addition to changing existing rules for keeping Pets, the article also proposed the establishment of measures of legal responsibility by supplementing the Code of administrative offences of the Russian Federation administrative violations in the field of violation of order of detention and allowed to evade the registration and annual re-registration of their owners that are not currently available. 55

Keywords: the Russian legislation, the Rules for keeping dogs and cats in the cities and other settlements -

of the RSFSR, Pets, street animals, registration (re-registration) of the animal owners, responsibility.

В настоящее время российское законодательство в области взаимодействия человека с категориями домашних и безнадзорных животных ограничено лишь Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР (далее — Правила), установленными в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. № 449 [1], и Инструкцией по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах

о;

РСФСР (далее — Инструкция), утвержденной Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 12 июня 1981 г., Министерством сельского хозяйства РСФСР от 24 июня 1981 г., Министерством здравоохранения РСФСР от 24 июня 1981 г., Министерством юстиции РСФСР от 7 июня 1981 г. и Роспотребсоюзом от 29 июня 1981 г. [2]. В рамках указанных нормативных правовых актов решение проблемы наличия безнадзорных животных предусмотрено путем установления обязательной регистрации и ежегодной перерегистрации домашних животных (собак), порядка выгула собак, а также отлова безнадзорных животных. Тем не менее наличие данных нормативных правовых актов в области взаимодействия человека с отдельными категориями животных не способствует решению такой проблемы, как возрастающая численность безнадзорных животных.

В настоящее время отсутствуют научные работы, посвященные регистрации домашних животных как административному механизму повышения ответственности владельцев (собственников) животных, имеющему большое значение для решения названной проблемы. Однако в работах некоторых авторов указывается на необходимость введения регистрации домашних животных. Так, Д.Е. Захаров определяет животных в качестве источника х повышенной опасности и в связи с этим предлагает ввести обязательную идентификацию (клеймение) крупных и агрессивных собак и регистрацию путем занесения сведений о животном и его владельце (собственнике) в единую базу данных [3]. По мнению С.В. Николюкина и И.О.Уткиной, § обязательная регистрация и идентификация домашнего животного путем клеймения или микрочипирования позволит дисциплинировать владельцев ^ (собственников) животных и повысит их ответственность за принадлежа-<5 щее им животное, выражающуюся в возможности применения к ним мер :: юридической ответственности посредством лишения права собственности ^ на животное в случае его утери более трех раз [4]. В статье Д. Б. Горохова и ° Ю.В. Гороховой в качестве примера ограничения оборотоспособности отек дельных видов животных приводится установление регистрации собак «попа тенциально опасных пород», сопровождающееся выдачей соответствующей ш лицензии собственникам (владельцам) таких животных [5].

Тем не менее, несмотря на наличие обязательной регистрации (перерегистрации) домашних животных, установленной Правилами содержания собак 56 и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР (пп. 1.3—1.5) [6], а

- также упоминание о необходимости в данном виде регистрации в работах

ряда авторов, значение термина «регистрация домашних животных» не определено, в связи с чем представляется целесообразным предусмотреть содержание данного термина Правилами. Что касается основных положений Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, то установлено, что полномочие по осуществлению регистрации (перерегистрации) животных находится в ведении государственных ветеринарных учреждений по месту жительства владельцев (собственников) животных. При этом сроки регистрации домашних животных, установленные Правилами, определены трехмесячным возрастом животного, а также

о

сч

недельным (семидневным) сроком в случае смены владельца (собственника) животного. Кроме того, Правилами предусматривается прохождение процедуры регистрации на возмездной основе, причем предельный размер составляет 15 рублей в год. Однако данное положение следует актуализировать в связи с инфляцией, произошедшей в 1990-х гг., а также отсутствием в федеральном

законодательстве нормативных правовых актов, устанавливающих размер р

платы при регистрации и ежегодной перерегистрации домашних животных. и

Во

качестве документов, предъявляемых при прохождении регистрации р (перерегистрации) домашних животных, в правилах названа лишь квитан- и ция либо иной платежный документ о внесении установленной платы. По д нашему мнению, данный перечень является исчерпывающим, в связи с чем § необходимо дополнить его документами, подтверждающими: 1) проведение Е в отношении регистрируемого животного всех профилактических мероприя- § тий, в том числе и наличие прививки от бешенства путем предъявления в и регистрирующий орган ветеринарного паспорта; 2) дееспособность лица, о являющегося владельцем (собственником) регистрируемого животного путем Ы предъявления документа, удостоверяющего личность данного гражданина, К а также справки из психоневрологического диспансера либо документов, 5 подтверждающих правоспособность юридического лица; 3) законность со- ф держания домашних животных, обусловленную п. 1.2 Правил, посредством О предоставления письменного согласия всех совершеннолетних лиц, прожи- в вающих в жилом помещении, занятом несколькими семьями (коммунальные § ы квартиры, общежития и т. д.); 4) проведение мероприятий по предотвращению Л § потомства у животного посредством его стерилизации (кастрации) путем Ы О предъявления справки из соответствующего ветеринарного учреждения, в б П случае если животное было подвергнуто стерилизации (кастрации) либо Е В наличие соответствующей отметки в ветеринарном паспорте животного. Ц в Следует отметить, что в настоящее время при определении порядка предо- Е § ставления документов, подтверждающих дееспособность лица, содержащего О е домашнее животное, нормативные правовые акты, устанавливающие случаи, 5 Л при которых возникает обязанность по прохождению психиатрического осви- В § детельствования, не учитывают деятельность по содержанию животных, за Е ЕЕ исключением работы на животноводческих фермах и комплексах, указанной § § в Перечне медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, свя- 57

занной с источником повышенной опасности, утвержденном Постановлением -

Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 [7]. Исходя из содержания п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, координация вопросов здравоохранения, к которым относится и установ-

ь

5

ление случаев обязательного психиатрического освидетельствования, нахо- I дится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, | т. е. является полномочием федеральных органов государственной власти и | органов государственной власти субъектов Федерации. Таким образом, для внесения изменений в Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР относительно предоставления справки из психоневрологического диспансера владельцем (собственником) домашнего

животного при его регистрации (перерегистрации) необходимо принять нормативный правовой акт, определяющий порядок медицинского освидетельствования для граждан, являющихся владельцами (собственниками) домашних животных, а также форму соответствующей медицинской справки, предъявляемой при регистрации (перерегистрации) животных.

В качестве одного из недостатков действующих Правил выступает отсутствие описания процедуры регистрации домашних животных в виде регламента регистрирующего органа (ветеринарных учреждений). Мы полагаем, что наиболее эффективным средством идентификации животных при регистрации будет являться их чипирование, поскольку в отличие от клеймения оно позволяет в полной мере сохранить данные о животном в течение всей его жизни, а также обеспечить достоверность получаемых данных, быстрый поиск владельца (собственника) животного в случае его потери либо применить к владельцу (собственнику) животного меры юридической ответственности в случае жестокого обращения с животным, выразившегося в избавлении от него.

Помимо описания средства идентификации домашнего животного Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР должно быть предусмотрено внесение в единый реестр домашних животных следующих сведений: 1) о регистрируемом животном — идентификационный номер, дата регистрации либо ежегодной перерегистрации, вид, пол, возраст, кличка, особые приметы животного (окрас, порода), номер ветеринарного паспорта, информация о профилактических прививках, в § том числе от бешенства, сведения о прохождении процедуры стерилизации □Е (кастрации); 2) о владельце (собственнике) животного — фамилия, имя, отчество (при наличии), вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес фактического проживания, контактная информация либо наименование (полное и сокращенное) юридического лица, основной государственный регистрационный номер, дата регистрации, идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом органе, юридический к и фактический адрес, контактная информация.

т Несмотря на возможность осуществления контроля над соблюдением ш правил об обязательной регистрации (перерегистрации) домашнего животного, предусмотренного п. 4.1 Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, не указано способа реализации данного 58 полномочия жилищно-эксплуатационной организацией. На основании вы- шеизложенного, необходимо законодательно определить механизм контроля

за соблюдением порядка регистрации (перерегистрации) животных посредством выездных проверок жилищно-эксплуатационными организациями при содействии органов ветеринарного надзора и представителей общественных организаций по защите животных мест выгула домашних животных (специальных площадок, придомовых территорий, дачных кооперативов и т. д.) с установлением срока — не менее одного раза в квартал. Помимо плановых проверок по соблюдению порядка регистрации (перерегистрации) домашних животных необходимо также предусмотреть возможность внеплановой проверки, в случае обращения граждан в жилищно-эксплуатационную

х

со

к

с

с

о

с

о

сч

"О ®

п г

п

тз ш с

организацию либо орган ветеринарного надзора с жалобой на владельца (собственника) какого-либо домашнего животного.

Таким образом, учитывая необходимость в доработке Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, представляется целесообразным определить значение термина «регистрация» в указанном нормативном правовом акте (п. 1.3) как действия уполномоченного органа (государственного ветеринарного учреждения), направленные на внесение сведений о домашнем животном и его владельце (собственнике) в государственный реестр домашних животных, сопровождающиеся идентификацией животного путем клеймения и (или) микрочипирования и выдачей реги- д страционного удостоверения владельцу (собственнику) животного. Кроме § того, в рамках действующего нормативного правового акта, определяющего Е регистрацию в качестве административно-правового механизма, способ- х ствующего повышению ответственности владельцев (собственников) домаш- и них животных, необходимо также внести изменения в Кодекс Российской о Федерации об административных правонарушениях и установить санкцию в виде административного штрафа за нарушение правил содержания домашних К животных, а также порядка их регистрации и ежегодной перерегистрации. *

ш ф

Список литературы: °

1. Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных и пунктах РСФСР : постановление от 23 сентября 1980 г. № 449 // СП РСФСР. — р | 1980. — № 22, ст. 172. 0 !<

' СЛ

2. Инструкция по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и 0 | кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР от 29 июня 1981 г. // Охотничьи | д законы : сборник нормативных правовых актов и других документов. — Киров: о ^ ВНИИОЗ, 2001.— С. 345-347. е

„ „ тгт. Л77 и //Т^ч тШ

Ч

3. Захаров, Д.Е. Животные как источник повышенной опасности // Российское е в право: образование, практика, наука. — 2009. — № 9. — С. 98-101. р 0

4. Николюкин, С.В. Особенности возникновения и прекращения права собствен- о -о ности на безнадзорных и бесхозяйных животных: коллизии гражданского законо- и у дательства / С.В. Николюкин, И.О. Уткина // Юрист. — 2009. — № 6. — С. 19-27. и р

5. Горохов, Д.Б. Проблемы правового регулирования отношений по содержанию, 0 ° использованию и охране животных, не относящихся к объектам животного мира | и / Д.Б. Горохов, Ю.В. Горохова // Законодательство и экономика. — 2015. — № 3. — х ^ С. 22-41.

6. Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах 59

РСФСР от 12 июня 1981 г. // Охотничьи законы : сборник нормативных правовых -

актов и других документов. — Киров : ВНИИОЗ, 2001. — С. 342-345.

7. О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи

и гарантиях прав граждан при ее оказании» : постановление Совета Министров -

Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 // Собр. постановлений Правительства ?

РСФСР. — 1993. — № 18, ст. 1602. I

к

ь

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.