Научная статья на тему 'Региональный вклад в обеспечение продовольственной безопасности России'

Региональный вклад в обеспечение продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
52
15
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПОТЕНЦИАЛ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОКТРИНА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ИНДЕКС РЕГИОНАЛЬНОГО ВКЛАДА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Аничин В.Л., Середин А.С.

Реализация положений Доктрины продовольственной безопасности России предполагает усиление роли государства в регулировании экономики. В связи с этим актуальной является объективная оценка достигнутых результатов и потенциала регионов. В статье рекомендуется определять региональный вклад в обеспечение продовольственной безопасности России как отношение долей региона в производстве продовольствия и в располагаемых ресурсах, использовать индекс регионального вклада в продовольственную безопасность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Региональный вклад в обеспечение продовольственной безопасности России»

11 (68) - 2010

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

региональный вклад в обеспечение продовольственной безопасности россии

В. Л. аничин,

доктор экономических наук,

профессор кафедры организации и управления

E-mail: vladislavanichin@rambler. ru

а. с. середин,

аспирант кафедры экономики АПК E-mail: tachan@mail. ru Белгородская государственная сельскохозяйственная академия

Реализация положений Доктрины продовольственной безопасности России предполагает усиление роли государства в регулировании экономики. В связи с этим актуальной является объективная оценка достигнутых результатов и потенциала регионов. В статье рекомендуется определять региональный вклад в обеспечение продовольственной безопасности России как отношение долей региона в производстве продовольствия и в располагаемых ресурсах, использовать индекс регионального вклада в продовольственную безопасность.

Ключевые слова: экономика, потенциал, продовольственная безопасность, доктрина, государственное регулирование экономики, индекс регионального вклада.

Обеспечение продовольственной безопасности было и остается важнейшей функцией государства. Значение этой функции неизбежно возрастает в условиях рыночной экономики. При сложившемся в экономике разделении труда и рыночной власти сельскохозяйственный товаропроизводитель оказывается в наихудшем экономическом положении, что создает серьезные угрозы для продовольственной безопасности государства.

Поскольку в эпоху господства промышленных, энергетических и транспортных монополий сельское хозяйство не способно работать на самофинансировании, необходим особый режим государственного регулирования рынка, обеспечивающий пропорциональное развитие отраслей, в особенности тех, которые производят и снабжают

население продовольствием. Поэтому вполне закономерно, что продовольственная безопасность определена как одно из главных направлений при реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [2].

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности (далее — Доктрина), принятой Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120, продовольственная безопасность является составной частью национальной безопасности страны, сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, системы жизнеобеспечения, необходимым условием обеспечения здоровья, физической активности, долголетия и высокого качества жизни населения страны [3].

Продовольственная безопасность государства представляет собой состояние его экономики, удовлетворяющее комплексу критериев в сферах потребления, производства и организации управления. Основной перечень критериев дается в Доктрине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема укрепления продовольственной безопасности последовательно разрабатывается учеными-экономистами. Многие их рекомендации уже нашли практическое применение. Пять лет тому назад академик И. Г. Ушачев отмечал, что для достижения продовольственной безопасности, повышения эффективности экономики агропромышленного комплекса Россия будет вынуждена применять широкий спектр защитных мер. В част-

ности, для преодоления структурных диспропорции и низкой рентабельности производства в условиях поставки значительного объема импортного продовольствия, дотируемого правительствами зарубежных стран, возникает необходимость применения заградительных тарифов, квот и государственных субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей [5]. Последовавшие в этом направлении действия центра и органов власти ряда регионов способствовали тому, что отечественный агропромышленный комплекс продемонстрировал, по данным официальной статистики, неплохие результаты, несмотря на отрицательное влияние мирового экономического кризиса.

Продовольственная безопасность является результатом государственного регулирования экономики. Поэтому представляется логичным оценивать деятельность органов власти, сопоставляя фактические уровни критериальных показателей с нормативными, установленными в Доктрине. Однако механическое применение федеральных критериев на уровне регионов некорректно, хотя бы в силу различия между последними по климатическим условиям и отраслевой специализации. Таким образом, имеется объективная потребность в разработке методических подходов к оценке вклада регионов в продовольственную безопасность, учитывающих местные особенности и федеральные стратегические ориентиры.

А. А. Лысоченко предлагает для определения уровня продовольственной безопасности региона использовать комплекс разработанных им критериев. Но уже сама по себе постановка задачи по определению продовольственной безопасности региона содержит методическую ошибку, которую косвенно признает сам автор, когда рассматривает критерий «уровень продовольственной независимости». Очевидно, этот критерий приводится для общей оценки продовольственной безопасности региона, но не имеет такого первостепенного и важного значения, как при оценке ее на уровне страны [1].

Более обоснованно, на взгляд автора, измерять вклад региона в продовольственную безопасность страны. В сфере потребления вклад региона достаточно точно можно оценить с помощью показателей, предлагаемых в Доктрине:

• располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения;

• обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1 000 человек;

• потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения;

58 -

• объемы адресной помощи населению;

• суточная калорийность питания человека;

• количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки;

• индекс потребительских цен на пищевые продукты.

В сфере производства объективная оценка вклада строится на соотношении полученных результатов и располагаемых ресурсов. Для этого предлагается рассчитывать индекс регионального вклада в продовольственную безопасность страны: Рг

I.. =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л

П'

1=1

где р1 — доля региона в общем объеме производства /-го продукта (например, белков, жиров, углеводов); г. — доля региона в общем объеме располагаемого у-го ресурса (площадь сельскохозяйственных угодий, трудовые ресурсы), необходимого для производства /-го продукта.

Например, при доле Белгородской области в общероссийском объеме производства белка 3,24 % (2008 г.) ее доля в располагаемой площади сельскохозяйственных угодий составила 1,23 %, а в численности трудоспособного сельского населения — 0,97 %. В итоге индекс регионального вклада Белгородской области по белку в этом году равен 2,96:

3,24

I.. =-

= 2,96 .

21,23x0,97

Включение в состав индекса других располагаемых ресурсов, например основных и оборотных производственных фондов, нецелесообразно по двум независимым друг от друга причинам. Во-первых, в связи с тем, что невозможно точно оценить наличие производственных фондов в хозяйствах населения. Во-вторых, потому что отношение выпуска сельскохозяйственной продукции к применяемым производственным фондам в условиях интенсификации производства может уменьшаться.

Включение доли региона в производственных фондах в подкоренное выражение индекса будет формально стимулировать экстенсивный способ развития, с помощью которого в современных условиях нельзя решить задачу обеспечения продовольственной безопасности. Результаты расчета таких индексов по Белгородской области представлены в табл. 1. Динамика их уровней свидетельствует о возрастающем вкладе области в продовольственную безопасность страны, что связано, прежде всего, с ускоренным развитием свиноводства и птицеводства.

11 (68) - 2010

Угрозы и безопасность

Таблица 1

Индексы вклада Белгородской области в продовольственную безопасность Российской Федерации в 2004—2008 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Питательные вещества, энергия 2004 2005 2006 2007 2008

Белки 1,90 2,21 2,43 2,64 2,96

В том числе: животные белки 1,77 2,36 2,87 3,36 4,19

жиры 5,25 6,49 6,74 7,00 7,66

углеводы 3,74 4,49 4,38 4,36 4,24

энергия 3,96 4,83 4,91 5,01 5,15

Аналогичные индексы могут быть построены по другим сферам экономики, что позволит комплексно оценивать вклад регионов в экономическую безопасность, например с использованием интегрального индекса

1эб =П 4,

к=1

где 1эб — интегральный индекс вклада региона в экономическую безопасность страны; 1к — индекс регионального вклада по к-му виду деятельности.

Очевидно, что подход, ориентированный на продовольственную безопасность региона, в отношении областей, имеющих развитый агропромышленный комплекс, может существенно ограничить перспективы роста производства продовольствия. И, наоборот, ориентация на продовольственную безопасность страны позволяет хозяйствующим субъектам верно оценить конъюнктуру рынка и возможности расширения деятельности.

Так, дополнительная емкость внутреннего рынка продовольствия может быть измерена путем сопоставления следующих величин:

• нормативные объемы потребления продовольствия, Н;

• минимально допустимый объем отечественного производства с учетом требований Доктрины, Д;

• фактически сложившийся объем отечественного производства продовольствия, Ф. Дополнительная емкость рынка для отечественных товаропроизводителей по сравнению с фактическим объемом собственного производства оценивается на уровне разности (Д — Ф) и (Н — Ф).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По ряду продовольственных товаров она довольно значительна, что расширяет перспективы для успешного отечественного агробизнеса. Это подтверждается многими исследованиями.

Академик И. Г. Ушачев отмечает, что обеспеченность россиян основными продуктами питания по отношению к рекомендуемым в настоящее время Минздравсоцразвития рациональным нормам их потребления составляет: по мясу и молочным продуктам — около 80 %, рыбе и рыбопродуктам — 55 %, овощам и фруктам — 75—77 % при том, что эти новые нормы определенно занижены по сравнению с действовавшими до сих пор. С учетом прежних норм обеспечение по мясу составляет меньше 70 %, молоку — немногим более 60 %. Доля отечественной продукции в общем объеме потребления составляет: по мясу — 60 %, молочным продуктам — менее 80 %, сахару — 58 %, овощам — 84 %, фруктам — 40 % [6].

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г. предполагается значительно увеличить производство мяса птицы, свинины и молока (табл. 2). Судя по достигнутым в последние годы темпам роста животноводческой продукции, намеченное на перспективу более чем двукратное увеличение производства вполне достижимо.

Таким образом, учитывая избранный и практически реализуемый курс на обеспечение продовольственной безопасности государства, различные темпы роста агропромышленного производства в регионах, необходимо оценивать вклад каждого из них, соотнося его с располагаемыми ресурсами. Объективная оценка результатов, достигнутых в

Таблица 2

Прогноз роста объемов производства животноводческой продукции в Белгородской области [4]

Продукция 2007 г., отчет Прогноз

2012 г. 2020 г. 2025 г.

Мясо птицы, тыс. т 334,9 487 590 600

Яйцо, млн шт. 1 146,5 2 100 2 150 2 200

Свинина в живом весе, тыс. т 137,3 347 500 600

Молоко, тыс. т 551,5 700 1 100 1 200

регионах, и поощрение успешной работы региональных органов власти будут способствовать скорейшей реализации положений Доктрины.

Предлагаемая формула индекса применима для измерения регионального вклада по всем приоритетным направлениям экономического развития. На ее основе возможно построение интегрального индекса вклада региона в экономическую безопасность государства.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Лысоченко А. А. Методология определения уровня продовольственной безопасности региона // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 4.

2. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

3. Об утверждении доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120.

4. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г. URL: http://www. belregion. ru/strat_ser.

5. Ушачев И. Г. Перспективы развития АПК России и его роль в удвоении ВВП // Экономика сельскохозяйственных и перераб. предприятий. 2005. № 5.

6. Ушачев И. Г. Основные положения доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перераб. предприятий. 2008. № 12.

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

ФИНАНСЫ КРЕДИТ

Лучшиежурналы для профессионалов-финансистов, экономистов, бухгалтеров, налоговиков

Не пропустите! Льготная подписка на все издания! (495) 721-85-75, podpiska@fin-izdat.ru www.fin-izdat.ru