Научная статья на тему 'Региональный центр провинции Сычуань по изготовлению народной картины: к проблеме охраны культурного наследия КНР'

Региональный центр провинции Сычуань по изготовлению народной картины: к проблеме охраны культурного наследия КНР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ КСИЛОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ-НЯНЬХУА / НОВОГОДНИЕ КАРТИНКИ НЯНЬХУА / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ / ПРОВИНЦИЯ СЫЧУАНЬ / TRADITIONAL WOODBLOCK PICTURES NIANHUA / NEW YEAR PAINTINGS NIANHUA / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / FOLK ART OF CHINA / MIANZHU COUNTY / SICHUAN PROVINCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лемешко Юлия Геннадьевна

Традиционные ксилографические картины-няньхуа – это часть нематериального культурного наследия Китая. Статья знакомит с результатами исследования современного состояния регионального центра провинции Сычуань по производству традиционной ксилографической народной картины-няньхуа. Народные картины города Мяньчжу представляют один из четырех главных региональных центров по их производству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional woodblock pictures-nianhua are part of the country’s intangible cultural heritage. The paper deals with the results of study of Sichuan regional center for production of traditional woodblock pictures-nianhua. Mianzhu is one of four main regional centers of producing traditional woodblock pictures.

Текст научной работы на тему «Региональный центр провинции Сычуань по изготовлению народной картины: к проблеме охраны культурного наследия КНР»

Культурология

УДК 745

Ю.Г. Лемешко РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОВИНЦИИ СЫЧУАНЬ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ НАРОДНОЙ КАРТИНЫ: К ПРОБЛЕМЕ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КНР

Традиционные ксилографические картины-няньхуа - это часть нематериального культурного наследия Китая. Статья знакомит с результатами исследования современного состояния регионального центра провинции Сычуань по производству традиционной ксилографической народной картины-няньхуа. Народные картины города Мяньчжу представляют один из четырех главных региональных центров по их производству.

Ключевые слова: традиционные ксилографические картины-няньхуа, новогодние картинки няньхуа, нематериальное культурное наследие, народное искусство Китая, город Мяньчжу, провинция Сычуань.

SICHUAN REGIONAL CENTER FOR PRODUCTION OF TRADITIONAL WOODBLOCK PICTURES-NIANHUA: THE PROBLEM OF CULTURAL HERITAGE IN CHINA

Traditional woodblock pictures-nianhua are part of the country’s intangible cultural heritage. The paper deals with the results of study of Sichuan regional center for production of traditional woodblock pictures-nianhua. Mianzhu is one of four main regional centers of producing traditional woodblock pictures.

Key words: traditional woodblock pictures nianhua, New Year paintings nian-hua, Intangible Cultural Heritage, folk art of China, Mianzhu County, Sichuan Province.

Согласно ст. 19 «Закона КНР о нематериальном культурном наследии»: «Народное правительство провинции, автономного региона или муниципального образования, находящегося в непосредственном подчинении Центрального правительства, может выбрать предмет из своего каталога предметов нематериального культурного наследия и рекомендовать отделу культуры при Госсовете включение данного предмета в каталог предметов нематериального культурного наследия национального значения»1.

Начиная с 2004 г., когда Китай присоединился к «Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия» ЮНЕСКО, китайское правительство, установив курс «Защита, спасение, рациональное использование, продолжение и развитие нематериального культурного наследия», постепенно совершенствовало систему его охраны.

По количеству объектов нематериального культурного наследия человечества (традиционные устные литературные произведения и язык, на котором они передаются; традиционные искусства, каллиграфия, музыка, танцы, драма, народные искусства и акробатика; традиционные ритуалы,

праздники, народные обычаи; традиционные технологии, искусство иглоукалывания; традиционные народные виды спорта и развлечений; традиционный календарь и т.д.) Китай занимает первое место в мире. Для внесения объекта в «Реестр нематериального культурного наследия человечества» и оформления соответствующей заявки китайское руководство предписывает всем инстанциям и учреждениям строго соблюдать прохождение трех уровней: уездный, провинциальный и национальный.

В настоящее время в КНР действуют 12 региональных центров по производству традиционной ксилографической народной картины-няньхуа, в них искусство изготовления народных картин рассматривается как предмет нематериального культурного наследия национального значения 2. Для наглядной презентации политики по охране нематериального культурного наследия рассмотрим региональный центр провинции Сычуань. Региональный центр по изготовлению народной картины-няньхуа представляется нам как локальная художественная система, сформированная под воздействием географических и социально-экономических факторов на основе синтеза многолетних традиций, передаваемых ведущими мастерами.

В современном Китае функционируют четыре крупнейших региональных центра по производству традиционной ксилографической народной картины - няньхуа сы да цзя (^ЩЩ^Щ), один из них - город Мяньчжу (^^), расположенный на северо-западе провинции Сычуань. В настоящее время на территории провинции в уездах Лянпин (^^-&) и Цзяцзян (^^-&) также находятся известные печатни, расцвет деятельности которых пришелся на период династии Цин (1644 - 1911). Следует отметить, что всемирно известная сычуаньская кухня, местная традиционная опера чуань цзюй и искусство создания народных картин-няньхуа воспринимаются сегодня как «три столпа сычуаньской культуры» - Сычуань вэньхуа сань цзюэ (ЩЛІ^^Н^Й)3.

Одним из главных факторов формирования регионального центра Мяньчжу явилось производство знаменитой бумаги мяньчжу (^^), изготовляемой из местного бамбука. Несмотря на относительную удаленность провинции, ее локальные школы были способны принимать разные идеи и сюжеты других региональных центров. Однако среди многообразных сюжетов ведущей темой народных картин, продаваемых круглый год (не территории провинции работало более 300 печатен), стало изображение мэнь-шэней - духов-хранителей дверей и ворот.

Мэнь-шэни (ПФФ, Пмэнь - дверь, ворота, Щшэнь - дух), боги дверей, занимали особое место в китайской народной культуре. Их изображения на няньхуа, отражающие особенности мифологического мышления китайцев, фиксирующие и транслирующие предания об обожествлении полководцев, военачальников и народных героев, могут рассматриваться и как религиозный символ, и как благопожела-тельный образ. «О печатных изображениях мэнь-шэней упоминают уже памятники XII в., впоследствии мэнь-шэни стали едва ли не самыми популярными персонажами новогодних народных лубков (няньхуа). Цинь Шу-бао и Ху Цзин-дэ нарисованы на них в виде грозных полководцев с алебардами, изображение одного наклеивалось на одну створку дверей, другого - на другую. Лубки с мэнь-шэнями вешались на дверях общественных зданий, храмов (кроме буддийских), частных домов»4.

По мнению Ван Шуцуня (1923-2009), главного специалиста в области изучения народной кар-тины-няньхуа, мэнь-шэни всегда были своеобразной «визитной карточкой» регионального центра Мяньчжу5. К сожалению, в наши дни в провинции Сычуань (как и в других провинциях) наблюдается массовое использование дешевых изображений мэнь-шэней, выполненных в типографиях. Искусно раскрашенные от руки традиционные картины-няньхуа постепенно уступают место ярким глянцевым плакатам. При этом существует лишь некоторая вариативность в изображении богов дверей, в последнее время на дверях крестьянских домов приходится наблюдать однотипные рисунки, обновляемые накануне новогодних праздников.

В начале XXI в. для сохранения уникальных традиций искусства изготовления няньхуа, роста престижа индивидуального мастерства отдельных носителей традиций провинциальное правительство целенаправленно стало поддерживать мастеров, сохраняющих наследие локальных художественных школ. Во все времена старые мастера готовили специалистов, передавая молодым художникам технологии, выработанные на протяжении веков. В книге, посвященной региональному центру Мянь-чжу, рассматривая историю его формирования и современное состояние печатен, автор предлагает историю жизни двух выдающихся мастеров - Ли Фанфу (^^Ш) и Чэнь Сицая (Ш^^)6.

Биография Чэнь Сицая (1920-2012) во многом напоминает биографию большинства профессионалов, транслирующих традиции локальных школ. С 10 лет в семейной мастерской Чэнь Сицай раскрашивал заготовки картинок, количество которых исчислялось сотнями. Мальчик с большой любовью постигал азы декоративно-прикладного искусства у своего отца, внимательно перенимая навыки и умения. В подростковом возрасте Чэнь Сицай собирал сюжеты, восстанавливал их истоки, вырезал контур на доске. Чэнь Сицай всю жизнь посвятил созданию народных картин-няньхуа, сохранению традиций региональной художественной школы провинции Сычуань. Сегодня круглый год знаменитая семья Чэнь создает няньхуа, удовлетворяя спрос сельских жителей и горожан7.

В 1994 г. Чэнь Синцаю было присвоено звание «ведущий мастер региональной школы Мяньчжу по изготовлению няньхуа» в 2006 г. его имя включили в список носителей тра-

диций нематериального культурного наследия первой категории (гоцзяцзи шоупи фэйучжи вэньхуа чуаньчэнжэнь минлу В настоящее время его сын Чэнь Юньфу

(Ш^Ш), продолжатель традиции в восьмом поколении, делает все возможное для сохранения народного искусства изготовления народных картин ксилографическим способом. Внук мастера, Чэнь Ган (ШИ), своевременно определив основные тенденции использования традиций в новых экономических условиях, занялся выпуском сувенирной продукции. На кружках, тарелках, веерах, футболках появились всеми любимые классические сюжеты, первоначально изображаемые на няньхуа - мальчики, обнимающие огромного карпа, бог богатства Цай-шэнь, бог долголетия Шоусин8.

По мнению специалистов, подготовка молодых мастеров в наши дни - одна из наиболее эффективных мер по сохранению и трансляции народного искусства. Поддержка носителей традиций и воспитание художников, формирование у молодого поколения интереса к истории своего региона возможны только при финансовой поддержке государства. Согласно «Докладу об исполнении центрального и местных бюджетов за 2012 г.» в 2012 г. в КНР расходы на культуру, физкультуру и спорт, а также СМИ составили 49,468 млрд. юаней. В том числе средства были выделены на усиление динамики охраны важнейших государственных культурных ценностей, крупных памятников, культурных ресурсов революционной и патриотической славы, нематериального культурного наследия. Для охраны культурных памятников и объектов нематериального культурного наследия было инвестировано 7,13 млрд. юаней.

Показательным примером заинтересованности правительства в сохранении объектов нематериального культурного наследия стало восстановление регионального центра Мяньчжу после разрушительного землетрясения в уезде Вэньчуань в 2008 г., унесшего около 70 тыс. жизней. В городском округе Мяньчжу, находящемся недалеко от эпицентра, были практически полностью разрушены ста-

9

рые печатни, пострадали семьи, занимающиеся изготовлением народных картин .

В мае 2013 г. в провинции отмечали 5 лет, прошедших со дня страшного события. За это время население не только вернулось к нормальной жизни, но были созданы отличные условия для сохранения традиционной культуры. Благодаря инвестициям местного правительства была сформирована абсолютно новая инфраструктура, занимающаяся популяризацией традиционного искусства - деревня няньхуа, расположенная на территории деревни Сяодэ (ФШШ). Небольшие белые домики с изо-

бражением популярных рисунков на стенах, прямые аллеи, ведущие к музею, уютные чайные, озеро, выполненное в традиционном стиле - всё это вызывает у туристов позитивные эмоции10. На строительство деревни было направлено 30 млн. юаней, реставрационные работы вели волонтеры из города Сучжоу, где находится знаменитый район Таохуа'у, насчитывающий длительную историю создания картин-няньхуа.

Около 800 мастеров, проживающих в деревне, кроме изготовления народных картин ксилографическим способом, представляют разные формы декоративно-прикладного искусства - вышивку, декорирование костюмов, изготовление фарфора, мебели и др. Все предметы художественных промыслов с традиционными сюжетами народной картины-няньхуа пользуются спросом у покупателей многих стран. Новая форма организации труда помогла мастерам наладить регулярный сбыт продукции. С учетом выставочных и ярмарочных мероприятий прямые доходы мастеров составляют 20 тыс. юаней в год 11.

В современном Китае постепенное угасание народных традиций, а иногда их полное исчезновение вызвано объективными процессами урбанизации (в декабре 2011 г. городское население КНР впервые за всю историю китайской нации превысило деревенское) и глобализации; существует и проблема «суверенизации», которая неизбежно возникает под влиянием «массовой культуры», обусловленной развитием городов. Чтобы сохранить народное искусство в XXI в., соответствующие институты КНР проводят экспертизу, регистрацию и каталогизацию объектов нематериального культурного наследия с целью их дальнейшей защиты. Руководство страны выражает четкую позицию относительно необходимости сохранения художественных ценностей регионов для будущих поколений, осуществляя при этом реальные шаги в этом направлении. В разных регионах эта политика осуществляется с разной интенсивностью, но провинцию Сычуань следует рассматривать как наилучший пример государственной политики Китая в отношении охраны нематериального культурного наследия.

1 Закон КНР о нематериальном культурном наследии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://asia-business. ru/l aw/l aw3/ cultural

2 Чжунго вэньхуа ичань цыдянь. Цю Фукэ чжубянь. - Бэйцзин: Вэнь’у чубаньшэ / Словарь культурного наследия Китая. Ред. Цю Фукэ. - Пекин: Изд-во «Вэнь’у чубаньшэ», 2009. £ЖЇ4^^. -ІЬЖ: £ЙЖШ±, 2009. - С. 420

3 Мяньчжу мубань няньхуа / Сычуань фэйучжи вэньхуа ичань цуншу. Фань Сяопин чжубянь. - Чэнду: Сычуань жэньминь чубаньшэ, 2007 (Ксилографические няньхуа города Мяньчжу. Серия «Нематериальное культурное наследие провинции Сычуань». Фань Сяопин.Чэнду, 2007).

-$#: ШПАЙЖШІ, 2007 - С. 78

4 Рифтин, Б. Л. Мэнь-шэнь // Духовная культура Китая: энциклопедия: В 5 т. / гл. ред. М.Л.Титаренко. - М.: Вост. лит., 2006 - Т. 2: Мифология. Религия. 2007. - С. 528

5 Чжунго мэньшэньхуа. Ван Шуцунь чжу. Тяньцзинь: Тяньцзинь жэньминь чубаньшэ, 2004 (Изображения китайских мэнь-шэней / под ред. Ван Шуцуня. - Изд-во «Тяньцзинь жэньминь чубаньшэ», 2004) ФШП^ФШ / ЇІЙІо А^:А^А^ЖШ±, 2004. - С. 40

6 Мяньчжу няньхуа чжи люй / Шэнь Хун бяньчжу. - Бэйцзин: Чжунго хуабао чубаньшэ, 2006 (Няньхуа города Мяньчжу. Шэнь Хун. - Пекин, 2006. Серия «В поисках утраченных няньхуа»). Ш^^Ш^Ш / ШШШШ.

- 4ЬЖ: ФЭШШЖШ±. 2006 (#$Ж£й¥Ш) .

7 Там же. - С. 164-175.

8 Доклад об исполнении центрального и местных бюджетов за 2012 г. и проекте центрального и местных бюджетов на 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-03 /18/content 28281405 3.htm.

9 (Вэньчуань дичжэнь у чжоунянь) Мяньчжу няньхуадэ утай юэ лай юэ да. Чжунго синьвэньван. 18.05.2013 ((5 годовщина землетрясения в уезде Вэньчуань). База по созданию няньхуа становится все больше. 18.05.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.chinanews. com/df/2013/05-18/4831939.shtml) ('ЙЛІЙЖЇЙ^)

ФШ^ЯН. 2013-05-18.

10 Сяодэ няньхуацунь: вэньхуа чуаньчэн чжутуй люйю цзинцзи. Чжунго гуанбо ван. (Культурное наследие помогает экономике, ориентирующейся на туризм) . Чжунго гуанбо он-лайн. 17.05.2013 17.05.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.farmer.com. cn/zt/wcdzzn/zhwnncxy/ 201305/120130517_ 843299.htm).

Фаг»га. 2013-05-17.

11 Цзоуцзинь Мяньчжу няньхуацунь: синь шэнхо сюаньли жухуа. Гуанминван. 11.05.2013 (Приезжайте в деревню няньхуа, город Мяньчжу: новая жизнь играет превосходными красками. Гуанмин он-лайн. 11.05.2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Мр://Ые. gmw.cn/2013-05/10/топ1єп1 7587518.htm №Ш«№.^вт2013-05-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.