Научная статья на тему 'Региональный рынок труда и создание новых рабочих мест'

Региональный рынок труда и создание новых рабочих мест Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный рынок труда и создание новых рабочих мест»

шинстве городов области, отсутствие на большинстве предприятий среднего и малого бизнеса профсоюзных организаций, вследствие чего от имени наемных работников некому заключить коллективный договор.

К недостаткам системы социального партнерства в области можно отнести также и то, что во многих коллективных договорах фиксируются пункты, противоречащие трудовому законодательству: региональное соглашение принимается в отрыве от генерального и отраслевых тарифных соглашений, коллективные же договоры слабо увязаны с соглашениями более высокого уровня. Для преодоления этих несоответствий необходима разработка механизма взаимоувязки содержательной части договоров и соглашений.

В целях повышения эффективности сотрудничества и дальнейшего развития социального партнерства в области приняты следующие законы: «О социальном партнерстве в Челябинской области» (02.03.1999 г.), «О правах профессиональных союзов в сфере социально-трудовых отношений и гарантии их деятельности в Челябинской области» (12.05.1999 г.), «О тарифном регулировании оплаты труда в Челябинской области» (04.04.2000 г.). В Законодательном Собрании Челябинской области прошло обсуждение законов «Об объединениях работодателей», «О трехстороннем соглашении».

Дальнейшее развитие социально-трудовых отношений в области требует целенаправленного использования возможностей социального партнерства, которые связаны с обеспечением социально ориентированной политики экономических преобразований в области, созданием системы гарантий уровня жизни, обеспечением стабильности в регионе на основе объективного учета интересов всех слоев населения, предотвращением коллективных трудовых споров и содействием разрешению конфликтов.

Примечания

1 См.: Коллективные договора // Экономика и жизнь. 2000. № 33. С.30.

2 См.: Программа «Экономическое и социальное развитие Челябинской области в 1999-2005 годах». Челябинск, 1999. С.306.

А.Н. Глазунов, В.М. Сынчин РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА И СОЗДАНИЕ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

Особенности социально-экономического развития Челябинской области в 2000 году предопределили состояние рынка труда. Уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2001 год составил 0,9 % и снизился за год на 20% (на 01.01.00. -1,1 %). Однако сохраняется очаговый характер напряженности на рынке труда. В городах и районах с градообразующими и угольными предприятиями безработица в 3,6 - 4,5 раза выше среднеобластной (Карабаш - 5,0 %, Еманжелинск - 3,1 %, Катав-Ивановск - 5,0 %, Усть-Катав - 3,3%, районы: Нязепетровский - 8,1 %, Ку-синский - 3,8 %). В целом на 24 территориях из 37 уровень безработицы превышает среднеобластной показатель. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет лишь об официально зарегистрированных безработных и не учитывается скрытая безработица, которая в 3-5 раз превышает официально зарегистрированную (в целом по России называется цифра в 7,3 млн незанятых человек трудоспособного возраста). Это люди, предпочитающие небольшим пособиям по безработице нигде не фиксируемые единовременные заработки (т.е. они фактически заняты в теневой экономике и не обязательно криминальной). Есть лица, официально

числящиеся занятыми, но заняты они лишь формально, работают неполную рабочую неделю или находятся в вынужденных отпусках. Положение этих лиц нередко значительно хуже, чем у безработных, т.к. они социально не защищены. Суммы, которые они получают, часто ниже пособия по безработице и выдаются крайне нерегулярно. Наибольшей дискриминации подвергаются женщины и молодежь. Свертывание объемов угледобычи Челябинского угольного бассейна и ликвидация убыточных угледобывающих производств, аналогичные процессы в городах и районах (имеется в виду горнозаводская зона) с высокой долей обрабатывающих машиностроительных отраслей не сопровождаются соответствующим созданием новых рабочих мест. Накладывает свой отпечаток и введение процедур банкротства на более чем шестистах предприятиях области, в т. ч. и имеющих жизненно важное значение, «благодаря» второму изданию Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», имеющего разрушительный для экономики характер.

Продолжительность безработицы в среднем по области на 01.01.2001 год составила 5,1 месяца, тогда как год назад она насчитывала 6,2 месяца, то есть уменьшилась на 17,7 %. В связи с увеличением заявленных в службу занятости населения вакантных должностей с 5498 человек на 01.01.2000 год до 7839 человек на 01.01.2001, соотношение между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда улучшилось. На 01.01. 2001 год на одну вакантную должность в среднем претендовало 2,7 незанятых трудовой деятельностью и ищущих работу граждан, а год назад претендентов было 4,5 человек. Во многом эта тенденция обусловлена позитивным влиянием на рост объема производства последствий дефолта. Однако уже сейчас специалисты (например, бывший министр экономики Е.Г. Ясин) считают, что действие этого фактора может в ближайшее время прекратиться и тогда проблема сокращения персонала встанет в полный рост.

Казалось бы, ситуация сейчас позволяет предприятиям освобождаться от излишней рабочей силы, однако этого не происходит. Во-первых, мешает отсутствие КЗОТа, соответствующего требованиям времени. Во-вторых, предприятия сдерживают процесс высвобождения рабочей силы в надежде на лучшие времена, чтобы сохранить наиболее квалифицированные кадры. Эффект же получается прямо противоположный. С производства уходит наиболее мобильная и предприимчивая часть персонала среднего возраста. Возможность же предприятий содержать лишних людей в основном исчерпана. К примеру, наиболее крупные предприятия -такие гиганты, как ОАО «Мечел» или ОАО «ЧТЗ», имеют намерения сократить число работающих - первое примерно до 6000 человек, а второе - до 10000 человек. Следовательно, будет иметь место повышение уровня открытой безработицы и, соответственно, дальнейшее усиление социальной поляризации.

Очевидная экономическая целесообразность в создании новых рабочих мест пока не обеспечивается соответствующей заинтересованностью инвесторов. Практически свернута правительственная программа содействия развитию малого и среднего бизнеса. Частный капитал не участвует в долгосрочных инвестиционных проектах и предпочитает концентрироваться в торгово-финансовой сфере, считая инвестиции в производство рискованными и недостаточно выгодными: менее доходными и менее оборачиваемыми. Исчерпан кредит доверия инвесторов к действующему законодательству.

Вместе с тем следует отметить, что в Челябинской области уже сейчас имеются возможности более широкого использования частных и бюджетных инвестиций для создания новых рабочих мест, и в первую очередь в депрессивных районах. Наметившаяся стратегическая тенденция комплексного подхода к определению места и роли малых городов в разделении труда в областном масштабе

требует изменения некоторых приоритетов в экономической политике и внесения соответствующих поправок в местное законодательство, а в случае необходимости - выхода на государственный уровень с предложениями об изменении законодательства. Например, в законе об областном бюджете обязательно должен учитываться фактор безработицы, в т. ч. и с целью организации общественных работ. Областное законодательство должно также гарантировать права инвесторов и защиту их инвестиций, в т.ч. страхование инвестиционных рисков страховыми компаниями. Расширение выдачи льготных кредитов и использование возможностей налогового кредитования для создания новых рабочих мест предприятиями всех форм собственности в конечном счете привело бы к увеличению налоговых поступлений. Но эта помощь должна быть адресной, учитывать еще не потерянные конкурентные возможности и преимущества: высококвалифицированную и относительно дешевую рабочую силу, богатство природных кладовых, географическое положение.

Т.А.Верещагина, Н.А.Берг ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

На территории Челябинской области расположено 30 городов (в 1926 году их было 5), 24 поселка городского типа и более 1257 сельских поселений, которые объединяются в 258 сельских администраций. В России для придания населенному пункту статуса города установлен минимальный порог численности - 1 2 тысяч жителей и требуется, чтобы не менее 85% его населения было занято несельскохозяйственной деятельностью.

В настоящее время наиболее сложившимися являются системы расселения областного и районного ранга. Последние выступают в качестве базовых звеньев областной системы, а их центры являются важными опорными центрами расселения. В пределах Челябинской области сложилась сеть райцентров с соответствующим экономическим и социальным потенциалом, возглавляющих низовые административные районы. На сегодня в области насчитывается 24 административных района.

Наиболее типичными районными центрами являются села (ранее поселки городского типа): Агаповка, Аргаяш, Бреды, Варна, Еткуль, Кизильское, Миасское (Красноармейский район), Кунашак, Фершампенуаз (Нагайбакский район), Октябрьское, Долгодеревенское (Сосновский район), Увельское, Уйское и Чесма.

В пяти городах областного подчинения территория района находится в муниципальной связи с городом (Аша, Карталы, Катав-Ивановск, Касли, Сатка). Из семи городов районного значения три - Верхнеуральск, Куса и Нязепетровск -являются районными центрами.

Однако административные сельскохозяйственные районы не охватывают всей территории области. Спецификой ее административно-территориального деления, как и некоторых других урбанизированных регионов страны, является наличие территорий, подчиненных городским администрациям. К ним относятся территории 1 5 городов: Верхнего Уфалея, Златоуста, Карабаша, Кыштыма, Еманжелин-ска, Копейска, Коркино, Миасса, Магнитогорска, Пласта, Троицка, Усть-Катава, Челябинска, Чебаркуля, Южноуральска. Эти территории имеют значительные размеры по площади, нередко превосходящие административные сельские районы.

В теории районирования используются два основных подхода: таксономичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.