Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №3(10) 2015 93
УДК 35
«БОЛЬШОЙ ЧЕЛЯБИНСК»:
КОНЦЕПЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ АГЛОМЕРАЦИОННОГО ПРОЕКТА
М.С. НАГОРНАЯ, ОУВО "ЮУИУиЭ", г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected],
О.А.РОГОЗИНА, ОУ ВО "ЮУИУиЭ", г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected].
Аннотация
Создание Челябинской агломерации - приоритет для областных и муниципальных властей в краткосрочной перспективе. Проект «Большой Челябинск» - пилотный и во многом, как он себя покажет, будет зависеть судьба этой формации в России.
Ключевые слова: Агломерация, Челябинская агломерация, «Большой Челябинск», муниципальный район, городской округ.
В 2014 году Министерство регионального развития РФ включило концепцию агломерации «Большой Челябинск» в десятку программ, участвующих в пилотном проекте ведомства[5].
По результатам региональных
социологических исследований жители пригородных населенных пунктов ежедневно ездят из одного населенного пункта в другой: это работники предприятий, студенты, пациенты больниц малых городов, которые получают направления на лечение в клинику мегаполиса. Торговые сети и предприятия сферы услуг в современных условиях также вышли за рамки одного
муниципального образования.Челябинская область занимает огромную территорию, население проживает достаточно некомпактно. Многие населенные пункты удалены от центра.
Главным преимуществом агломерации «Большой Челябинск», прежде всего, должна стать возможность всех ее жителей пользоваться услугами, которые доступны жителям крупных городов и наиболее широкий, нежели в отдельном поселении, выбор места работы. В любом случае интерес к агломерациям - это интерес к поиску дополнительных возможностей развития вне рамок административнотерриториальных границ. А это мощный фактор роста привлекательности и конкурентоспособности определенной
территориальной системы.
Одним из известнейших исследователей агломераций был советский ученый Г.М.Лаппо. Он дал этому понятию следующее
определение: «Агломерация (от лат. agglomero -присоединяю) - компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся,
объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями»[7].
Старт масштабному проекту Челябинской агломерации был дан 25 апреля 2014 года -7 муниципальных образований области (города Челябинск и Копейск, Красноармейский, Сосновский, Коркинский, Еманжелинский и Еткульский районы)подписали Соглашение о приоритетных направлениях
взаимодействия[8].
Для включения муниципальных образований в состав агломерации учитывались следующие факторы:
1. географическое положение,
2. транспортная доступность,
3. существующая трудовая миграция.
При этом основным критерием включения муниципального образования в
агломерацию, стало географическое
расположение его административного центра. Если поездка от административного центра до Челябинска укладывалась в 1 час на автомобиле, то вся территория муниципального
93
94 Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №3(10) 2015
образования могла быть включена в состав агломерации.
20 июня 2014 года Министерство регионального развитияофициально утвердило проект Челябинской агломерации.
4 сентября 2014 года был подписан учредительный договор ассоциации Координационного совета муниципальных образований Челябинской агломерации, который положил начало созданию органов управления агломерации.
Площадь агломерации «Большой Челябинск» составляет 9,5 тысяч км2. В общей сложности территория агломерации
распространяется на два городских округа и пять муниципальных районов, в которые входят 213 городских и сельских поселений.
Численность населения данных территорий составляет около 1564 тысяч человек (8-е место в России) по состоянию на 2014 г., из которых более 1300 тысяч человек проживают вгородах.(табл.1).
Таблица 1
Население территорий агломерации «Большой Челябинск»
Челябинск Копейск Сосновский р-н Коркинск ий р-н Еманжелинск ийр-н Красноармей скийр-н Еткульский р-н
Насе ление 1183387 144552 65867 60910 51948 42094 30667
Цель создания Челябинской агломерации состоит в решении вопросов стратегического развития территорий, в число которых входят:
1. совместная деятельность по созданию и эксплуатации единой транспортной и инженерной инфраструктуры;
2. совместное решение проблемы
утилизации промышленных и бытовых отходов;
3. выработка модели совместного
экономического и планировочного развития территории;
4. стимулирование единых продуктовых и
технологических цепочек
предприятий, располагающихся в различных муниципалитетах агломерации, посредством административных и финансовых механизмов поощрения;
5. минимизация социальной
напряженности на рынке труда, например, через формирование единого
межмуниципального банка данных вакансий;
6. формирование сбалансированной социальной политики, направленной на общее повышение качества жизни населения на территории агломерации.
Для всестороннего исследования феномена агломерации, вычленения положительных моментов и преодоления негативных последствий, мы считаем необходимым обратиться к опыту США и Канады.
Соединенные Штаты Америки (В США насчитываются 52 городские агломерации, население которых превышает 1 миллион
человек.) - типичная страна городских агломераций. В 1950 г. в США насчитывалось 170 городских агломераций, а в конце 80-х гг. -около 300. Городов-«миллионеров» в США всего 8, а агломераций-«миллионеров» - 35. В них проживает половина городского населения США. Одновременно изменилось и
соотношение между центрами и
периферийными частями агломераций. Все время растущая стоимость на землю, ухудшение экологической и транспортной ситуации в ядрах агломераций при высоком развитии личного автотранспорта, да еще и стремление среднестатистического американца обязательно жить хоть и в небольшом, но собственном доме,в итоге привели к огромному стихийному расширению пригородных зон. Теперь в такой «одноэтажной Америке» живет больше половины всех американских семей, в то время как в центральных частях городов, до недавнего времени, население уменьшалось. Этот процесс получил наименование -субурбанизации.
Одним из наглядных примеровявляются агломерации Канады - Торонтои Ванкувер, которые первоначальноподавалибольшие
надежды, но затемвыявились многочисленные проблемы объединения,связанные прежде всего, из-за давления властей сверху и жёсткости административной структуры.
В России, так же есть примеры построения агломераций как «сверху», так и «снизу». Сочи - это административная
агломерация,сложившаяся еще в советские
94
Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №3(10) 2015 95
времена. Но, к сожалению, на сегодняшний день в ней нет эффективного взаимодействия муниципалитетов, из-за ведущей роли единой администрации.
Перспектива, по мнению специалистов, есть у Красноярской агломерации, где два небольших города и четыре сельских района с небольшой численностью жителей реализуют совместную программу.
Челябинская агломерация складывалась и продолжает развиваться стихийно
с опережающими темпами развития центра агломерации — города Челябинска. При решении вопросов развития города возникает множество проблем по причине отсутствия единых, увязанных с пригородной зоной и агломерацией схем развития транспорта, строительства жилья, водоснабжения, водоотведения, энергообеспеченияи объектов социального назначения.
Руководителям объединённых
муниципалитетов в течение последующихЗ-х лет предстоит выработать единую политику и создать концепцию развития Челябинской агломерации, схему ее территориального планирования, обобщенный инвестиционный план развития, а также проекты нормативных правовых актов Челябинской области, на основании которых в будущем будет осуществляться контроль за развитием «Большого Челябинска».
Учитывая пример зарубежных государств в отношении подобных образований, на наш взгляд, гораздо эффективнее было бы создать на одной территории несколько агломераций, и в процессе их развития отрабатывать способы их взаимодействия и специализации.
Именно по этой причине, для Челябинской области,директор агентства «Иероглиф» -Дмитрий Довбня[4], предложил следующую схему агломераций (Рисунок1): «По моей
нарезке их предполагается 7, удобно то, что их границы совпадают с границами районов. Итак, дадим им условные названия:
1. Северная агломерация, включает в себя: Нязепетровский, В. Уфалейский, Каслинский, Кунашакский р-ны, а также города: Кыштым, Озёрск и Снеженск;
2. Восточная агломерация - это нынешний проект «Большой Челябинск»;
3. Западная агломерация, включает в себя: Ашинский, Катав-Ивановский, Саткинский р-ны, а также города: Усть-Катав и Трёхгорный;
4. Озёрная агломерация, включает в себя: Кусинский, Аргояшский, Чебаркульский р-ны, а также: Карабаш, Миасс, Златоуст;
5. Центральная агломерация, включает в
себя: Уйский, Пластовский, Троицкий,
Увельский и Октябрьский р-ны;
6. Юго-Западная агломерация, включает в
себя: Верхнеуральский, Нагайбакский,
Агаповский и Чесминский р-ны, а так же город Магнитогорск;
7. Южная агломерация, включает в себя: Кизильский, Бреденский,Карталинский и Бреденский р-ны.»
Рисунок 1. Проект «Схема агломераций в Челябинской области»
В случае увеличения количества агломераций на территории Челябинской области, при их создании, на наш взгляд,необходимоучитывать следующие
факторы:
1. уровень развития современного рынка труда;
2. возможность оказания финансовой поддержки проектам, направленным на укрепление транспортной связи в рамках будущих агломераций;
3. возможность оказанияподдержки,
защиты и помощи в реализации проектов,
95
96 Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №3(10) 2015
направленных на комплексное освоение территорий, а также проектов модернизации и доступности городской среды;
4. возможность размещения в
территориальных границах агломераций
крупных инвестиционных проектов, которые будут насыщать региональный рынок труда рабочими местами;
5. возможность создания более
современных и крупных образовательных учреждений регионального и федерального значения, на базе которых возможно будетразвивать региональные модули национальной инновационной системы;
6. возможность осуществления
территориального планирования путем постройки и размещения различных доступных всем жителям инфраструктур;
7. возможность внедрения согласованного порядкапланирования развития поселений, на которые распространяется агломерация, включая упорядочение финансового процесса;
8. возможность стимулирования притока инвестиций в отдельные сектора местной экономики;
9. возможность активизации маркетинга территорий, который будет направлен на продвижение региональных проектов как на местном, так и на национальном и международном уровнях.
Мы считаем, что, с целью создания условий для развития агломераций в России прежде всего, необходимо внести изменения в законодательство РФ о придании
агломерации правового статуса. Необходимо законодательно определить каков порядок формирования пригородных зон и агломерации, определить нормы взаимодействия между муниципальными образованиями по развитию пригородных зон и агломераций.
Что же касается агломерации «Большой Челябинск», очевидно, что здесь есть сильный участник - город Челябинск, но интересы остальных территорий, такжедолжны бытьучтены.
Для реализации проекта специалистамибыла разработана «дорожная карта», которая рассчитана на трехлетний срок. Данный этап включает разработку и утверждение документов стратегического развития Челябинской агломерации. В их число входят:
1. стратегия развития Челябинской агломерации;
2. документы территориального
планирования;
3. комплексный инвестиционный план развития Челябинской агломерации;
4. проекты нормативных правовых актов
Челябинской области, которые регулируют деятельность развития Челябинской
агломерации;
5. нормативно правовое обеспечение деятельности создаваемых органов управления «Большим Челябинском».
От реализации проекта ожидается следующий социально-экономический эффект:
1. увеличение инвестиционной
привлекательности: объединение больших и малых муниципальных образований даст возможностьсгладить для инвесторов недостатки и укрепить достоинства;
2. экономияместных бюджетов, при формировании межмуниципальных объектов инженерной и социальной инфраструктуры;
3. улучшение качества муниципального
руководства с учетом большой вероятности вовлечения в работу в межмуниципальные структуры управления более
квалифицированных работников.
4. развитие (формирование) уже имеющейсясреди городов транспортной инфраструктуры, что поможет сделать крупные центры для населения малых населенных пунктов наиболее доступными. В итоге жители агломерации перестанутпереезжать житьв крупные города и административные центры так часто, что поспособствуетчастично решить проблемы более равного расселения граждан в городах, муниципальных районах и населенных пунктах.
Таким образом, мы видим, что основная перспектива реализации проекта Челябинской агломерации - это повышение и улучшение качества жизни всех жителей, но это невозможно без развития социальной,
экономической и культурной составляющей. Более того, сама реализация проекта должна повысить инвестиционную и социальную привлекательность всей Челябинской области.Важно также подчеркнуть, что создание агломерации подразумевает программу общего развития муниципалитетов и согласованность их действий.В целом, в
96
Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №3(10) 2015 97
рамках агломерации создается общее правовое, пространство, которое принесет очевидные
транспортное, экономическое и социальное преференции и бизнесу, и населению.
Список литературы
1. Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26.03.2014 г. № 1949«О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.econom-chelreg.ru/files/terehina/svodniki/part_1_3_strategy_2020.pdf / Дата обращения 05.09.2015.
2. Постановление Правительства Челябинской области от 24 ноября 2014 года №634-П «О подготовке проекта «Схема
территориального планирования части территории Челябинской области применительно к главному планировочному узлу города Челябинска (территория Челябинской агломерации)»[Электронный ресурс]. Режим доступа:
URL:http://pravmin74.ru/npa/postanovlenie-pravitelstva-chelyabinskoy-oblasti-ot-24-noyabrya-2014-goda-no634-p-o / Дата обращения 02.09.2015.
3. Глазычев В. Л. и др. Челябинская агломерация: потенциал развития. Челябинск, 2008.
4. Деловой квартал. Блог Дмитрия Довбня [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://www.dk.ru/users/178046/posts/ Дата обращения: 07.09.2015
5. Лаппо, Г. М. Города России. Взгляд географа / Лаппо Г. М. - М. : Новый хронограф, 2012. - 504 с.
6. Межрегиональный Форум - выставка «Современный город - новое качество жизни». Главы семи муниципальных
районов подписали договор создания Челябинской агломерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
URL:http://www.smo74.ru/?action=shownew&id=2826. Дата обращения: 07.09.2015
7. Челябинская агломерация стала примером [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://chel.ru/text/from_74/841680.html/Дата обращения: 07.09.2015
8. Челябинская агломерация — уже реальность!// Южноуральская панорама от 01.09.2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://up74.ш/artides/news/79018/Дата обращения 09.09.2015.
«BIG CHELYABINSK»:
CONCEPTS AND PROSPECTS IMPLEMENTATION OF THE AGGLOMERATIVE PROJECT
M. S. NAGORNAYA, South-Ural Institute of Management and Economics, Chelyabinsk, Russia
e-mail: [email protected]
O. A. ROGOZINA, South-Ural Institute of Management and Economics, Chelyabinsk, Russia
e-mail: [email protected].
Abstract
Creation of the Chelyabinsk agglomeration - a priority for regional and municipal authorities in the short term. The Big Chelyabinsk project - pilot and in many respects as it will prove to be, will depend destiny of this formation in Russia.
Keywords: agglomeration, Chelyabinsk agglomeration, "Big Chelyabinsk", municipal area, city district.
97