УДК 711.417.5 (470.55) БОЛЬШАКОВ В. В.
Города-спутники
в составе Челябинской агломерации. Проблемы и потенциал
Статья посвящена исследованию городов-спутников Челябинской агломерации — Копейску, Коркино и Еманжелинску. Выявлены особенности их архитектурно-планировочного развития, общие проблемы и причины различия городов. Предложена идея реиндустриализации территории с использованием ее потенциала.
Ключевые слова: Челябинская агломерация, город-спутник, нарушенная территория, архитектурно-планировочное развитие, реиндустриализация.
BOLSHAKOV V. V.
SATELLITE TOWNS AS PART OF CHALYABINSK AGGLOMERATION. PROBLEMS AND POTENTIAL OF URBAN PLANNING DEVELOPMENT
The article is devoted to research of modern situation of satellite towns of Chelyabinsk agglomeration — Kopeysk, Korkino and Yemanzhelinsk. Features of their architectural and planning development, general problems and reasons of difference between towns are detected. The idea of reindustrialization of territory is offered with using its potential.
Keywords: Chelyabinsk agglomeration, satellite town, disturbed area, architectural and planning development, reindustrialization.
Челябинская агломерация представляет собой моноцентрическое образование, объединяющее муниципальные районы и городские округа, а также десятки населенных пунктов. Среди них выделяются три города-спутника — Копейск, Коркино и Еманжелинск. Из всей площади агломерации, которая равна примерно 4 000 кв. км, города-спутники территориально занимают 10 % (порядка 400 кв. км, со всеми зависимыми от них малыми населенными пунктами). В то же время по численности населения они составляют 15 %% (Копейск — 140 тыс., Коркино — 40 тыс., Еманжелинск — 30 тыс.) от общего числа всех жителей агломерации [7]. В отношении производительных сил ни один из городов-спутников не является моногородом; они имеют на своей территории промышленные объекты разного рода. Однако каждый из трех в определенной степени зависим от города-центра агломерации.
Города-спутники Челябинска имеют ряд характерных черт, позволяющих обобщить данные по их текущему положению. Проблемы градостроительного развития этих населенных пунктов имеют схожие причины, однако их возможные пути решения в каждом конкретном случае различаются. На это влияет разная удаленность от города-центра, интен-
Большаков
Василий
Владимирович
аспирант, преподаватель кафедры «Архитектура» Южно-Уральского государственного университета
e-mail:
Устойчивое развитие городской агломерации как системы тесно связанных исторически, социально-экономически и архитектурно-планировочно населенных пунктов напрямую зависит от здорового функционирования всех ее составных элементов, которыми, в том числе, являются города-спутники. Развитие агломерации как целостности реализуется благодаря потенциалу не только города-центра, но и окружающих его поселений [6, 70]. Преобразование моноцентрических структур в полицентрические, повышающее пространственную взаимосвязаность элементов, может рассматриваться как перспективное градостроительное совершенствование системы [4]. Развитие городов-спутников, которые в большинстве представлены средними и малыми городами, должно основываться не на противопоставлении городу-центру, не в ущерб его развитию, а на использовании его внутреннего потенциала и конкурентных преимуществ. Для этого требуется выработка концепций и конкретных механизмов развития данных населенных пунктов [6, 70]. Изучение истории формирования и современного положения городов-спутников агломерации необходимо для выявления природы существующих проблем и отыскания возможных потенциалов их градостроительного развития.
сивность связи с ним, отличия в изначальных условиях и потенциалах территории.
Своим появлением, а точнее быстрым индустриальным развитием, города обязаны расположением на территории буроугольного бассейна. Месторождение природного топлива обнаружено в начале XX в., а его активная промышленная добыча пришлась на 1930-е гг. Для обеспечения потребности в электроэнергии предприятий Челябинска по плану ГОЭЛРО районные электростанции должны были работать на местном топливе [2]. В районе Копейска добыча топлива начала производиться открытым способом. Затем таким же образом рядом с Коркино, в том месте, где угольный пласт располагался наиболее близко к поверхности земли, что послужило началу образования одного из самых больших разрезов (Коркинский разрез — ширина 2x3 км, глубина — 500-700 м). В остальных частях, а также в дальнейшем и в Копейске добыча велась шахтным способом. Южной точкой шахтной добычи угля стал район Еманжелинска.
Характер освоения природных ресурсов в технологически слабо развитый период не предполагал заботы о состоянии окружающей среды и беспокойства о последствиях серьезного антропогенного воздействия [5]. Это привело к образованию широкой (около 10 км) и значительно протяженной с севера на юг (около 65 км) нарушенной территории, состоящей из разрезов и карьеров, отвалов и терриконов, искусственных водоемов и болот, в которую вклиниваются многочисленные населенные пункты — шахтерские рабочие поселки.
Добываемый бурый уголь со временем оказался нерентабельным, проигрывая по физическим свойствам каменному углю и по простоте доставки — газу. Поэтому угольное производство на территории прекращалось, что привело к серьезным социально-экономическим последствиям в городах. Ввиду отсутствия должных рекультивационных работ промышленные объекты представляют угрозу жизнедеятельности. В некоторых случаях эта угроза очевидна и несет серьезный характер — г. Коркино расположен в непосредственной близи от разреза, в зону обвала которого попадает большая часть его центра. Невозможность эффективного использования земель в непосредственной близости от ядра агломерации негативно сказывается на общем положении территории,
создает неблагоприятную и опасную среду для человека, тормозит экономическое развитие населенных пунктов.
Отличиями между рассматриваемыми городами-спутниками являются разная удаленность от города-центра, характер архитектурно-планировочной структуры, состав и размещение производственных мощностей на их территориях. В этом плане наиболее выгодное положение занимает г. Копейск. Удаленность от города-центра составляет порядка 15 км. Напрямую их связывает одна автомобильная магистраль. В городе размещены несколько крупных промышленных предприятий, имеющих важное значение для страны (к примеру, Копей-ский машиностроительный завод (КМЗ), единственный, выпускающий горнопроходческие комбайны по добыче угля и калийной соли). Копейск имеет сложную планировочную структуру, которая включает центральную часть (собственно сам город) и систему поселков (порядка двух десятков), протянувшуюся в меридиональном направлении вдоль угольного бассейна на 35 км. Центральная часть города изначально складывалась вдоль тогда существовавшей железной дороги, соединяющей объекты по добыче угля. Позднее на ней расположился КМЗ, эвакуированный в 1941 г. из г. Горловка (Донецкая область, Украина). Параллельно с этим строился военный завод по выпуску снарядов в западной части населенного пункта. Можно сказать, что тем самым начала закладываться будущая структура города. Жилые массивы строились по принципу квартальной застройки. Создавались городские ансамбли, характерные для этого периода. Основными узлами в композиции города были заводоуправления, административные здания и дома культуры. Центральным узлом стала площадь Красных партизан — классический пример ансамбля времен заката сталинской архитектуры. Социальная политика в области жилищного строительства основывалась на предоставлении жилой площади рабочим завода в многоквартирных домах. В рабочих поселках шахтеров давались земельные наделы (4-6 соток) для самостоятельного строительства домов. Поэтому сегодня система поселков шахтеров, складывающаяся вокруг угольных шахт, в большинстве представляет собой малоэтажную усадебную застройку с вкраплениями объектов социального и культурно-бытового
обслуживания, служащих архитектурными доминантами населенного пункта. Поселки соединены автомобильной дорогой и промышленной железнодорожной веткой, которая обслуживала предприятия, связанные с обеспечением угольного производства. Эта ветка в разном состоянии сохранилась по сей день, являясь неким объединяющим каркасом.
Дальнейшая застройка города касалась в основном его центральной части, где в сложных геологических условиях (территория была частично заболочена) возводились микрорайоны средне- и многоэтажных жилых домов. Довольно рано появилась связь с городом-центром агломерации посредством общественного транспорта — существовал специальный трамвайный маршрут, который был закрыт в 1990-е гг. Однако потребность в обеспечении транспортной связью не уменьшалась, скорее, усиливалась с каждым годом. Данный вопрос актуален и в настоящее время.
На сегодняшний день г. Копейск имеет высокие темпы роста жилищного строительства [7]. Благодаря значительной разнице в стоимости квадратного метра жилья относительно г. Челябинска (25-30 тыс. против 45-50 тыс. за квадратный метр, соответственно), город переживает строительный бум. Вновь возводимое жилье имеет разную типологию — среднеэтажные многоквартирные кирпичные дома, многоэтажное панельное домостроение, высотные монолитно-каркасные жилые дома. С точки зрения архитектуры можно отметить отсутствие монотонной застройки домами одного типа, что благоприятно сказывается на городской среде в целом.
В связи с этим происходит значительный рост населения, уровня автомобилизации и ежедневных маятников миграционных потоков. Существующая транспортная связь между Копейском и Челябинском начала испытывать трудности относительно пропускной способности. Ежедневные заторы в часы пик стали обыденным делом. За ростом населения не успевает и развитие социальной инфраструктуры, что естественным образом сказывается на нехватке мест, особенно в детских дошкольных учреждениях.
Однако на данном этапе, который кажется позитивным для городского развития, не решены серьезные проблемы. Существующие предприятия теряют конкурентоспособность, а новые площадки под крупные про-
изводства не создаются. До сих пор отсутствует программа по рекультивации нарушенных территорий, которые сдерживают территориальное и инфраструктурное развитие города — свободных и пригодных для освоения площадей в городе становится все меньше. Социально-экономическое положение рабочих поселков ухудшается, что может привести к их постепенному вымиранию.
Город Коркино удален от Челябинска на расстояние 35 км. Дорога, связывающая два населенных пункта, имеет хорошее качество, что позволяет совершать ежедневные поездки на работу и учебу без затруднений. Налажена сеть общественного транспорта. В отличие от Копейска, г. Коркино является более компактным без протяженной сети небольших населенных пунктов. Однако в состав Коркин-ского муниципального района входит поселок Первомайский, который расположен к юго-западу от г. Коркино на расстоянии порядка 10 км. Компактность города объясняется спецификой промышленного производства — добыча бурого угля открытым способом. Как уже сказано, Коркинский разрез является одним из самых больших в мире. Помимо самого разреза с северо-запада от него расположен отвал отработанной породы, который по площади его превосходит (5x2,5 км). Наличие данной нарушенной территории в городе является его основной проблемой. Кроме вопросов безопасности жизни — угроза обвалов, периодический выход метана, встают вопросы социально-экономического характера, в первую очередь, безработица [3, 112,127]. Предприятие по добыче угля было основным в Коркино. Вся жизнь города, социально-экономические отношения, инфраструктура были тесно связаны с его работой. На такую централизацию указывает даже планировочная структура населенного пункта, главные композиционные оси которой направлены на угольный разрез. Структура города закладывалась согласно генеральному плану 1935 г. в виде четырехугольника 2x2 км [1, 199]. Архитектура центральной части города выполнена в характерной для того времени стилистике: сформированы ансамбли квартальной периметральной застройки из домов малой и средней этажности, включая объекты обслуживания. Вокруг центральной части города постепенно формировалось кольцо индивидуальных жилых домов
с приусадебными участками. Южная часть этой территории отреагировала на планировочную структуру центра и органично вписалась в уже существующую до этого структуру старой деревни Коркино. На планировку западной части повлияли транспортные пути — железная дорога, вдоль которой сформировались застройки, и несколько предприятий города.К востоку и северу от разреза расположены рабочие поселки, входящие в общую структуру города. Они в наибольшей степени оказались под угрозой схождения оползней, поэтому в последние годы работает программа по переселению жителей из опасной территории. В частности, жителей поселка Роза переселили в новые дома г. Копейска.
На данный момент г. Коркино испытывает социально-экономические трудности. Несмотря на то, что в городе работает несколько предприятий, не связанных с добычей, наблюдаются безработица и миграция населения в Челябинск и Копейск. Основной производственной силой города являются промышленные предприятия строительной отрасли в уже упомянутом поселке Первомайском.
К западу от г. Коркино расположен поселок Томино, в котором принято решение создать крупный горно-обогатительный комбинат по добыче и переработке медной руды. С экономической точки зрения, это верный шаг, связанный с появлением большого числа рабочих мест для стагнирующей южной части Челябинской агломерации. Однако работа данного предприятия приведет к ухудшению экологической обстановки и образованию новых нарушенных территорий.
Город Еманжелинск наиболее удален от города-центра из всех городов-спутников — около 50 км. Несмотря на значительную удаленность от центра агломерации, город использует преимущество своего территориального положения относительно федеральной автомагистрали М-36 (Челябинск — Троицк). По сути, это южные ворота агломерации, через которые проходит транзитный транспорт из ближнего (Казахстан) и дальнего (Китай) зарубежья.
На сегодняшний день основу экономики составляет малый и средний бизнес (в основном отрасль строительных материалов). От прежних угледобывающих предприятий остались только нарушенные территории, которые ограничивают развитие населенного пункта в вос-
точном направлении и отрезают его от водоема. Несмотря на старинное происхождение (Еманжелинская крепость заложена в 1770 г.), основу архитектурно-планировочной структуры составляют постройки советского периода, которые формируют центральную часть города. Здесь созданы кварталы периметральной застройки малоэтажных многоквартирных домов, ориентированных на ось объектов социально-культурного назначения, — Дворец культуры, городской сквер, автовокзал. Дальнейшее развитие города велось путем возведения кварталов среднеэтажных домов в северной части, продолжающих заложенную планировочную структуру. Остальная застройка представляет собой индивидуальные жилые дома с приусадебными участками.
Сложная экономическая ситуация города вынуждает молодое население уезжать в Челябинск или другие города-спутники агломерации, что снижает и без того невысокий потенциал развития. Такая ситуация способствует вымиранию периферийных поселков в структуре города, в первую очередь тех, что были связаны с добывающей промышленностью. Вблизи города расположено несколько крупных поселков городского типа и деревень, для которых Еманжелинск является своего рода центром — социальным, культурным и образовательным.
Главный объединяющий фактор городов-спутников — общее пространство, основанное на специфике бывшего производства, а также идентичность внутренних социальных (ментальных) взаимосвязей и развитая сеть транспортной инфраструктуры. Сегодня их развитие является инерционным — используются только те потенциалы территории, которые способны дать быстрый социально-экономический эффект: близость к городу-центру, низкая стоимость жилья, качественная транспортная инфраструктура. Однако такая политика не рассчитана на долгосрочную перспективу. К примеру, решение проблем, связанных с нарушенными территориями, попросту игнорируется, т. е. откладывается на неопределенный срок. Что понятно ввиду отсутствия общей стратегической концепции и базы для финансирования столь масштабного проекта. В этом случае принятие решения ассоциацией городов и лоббирование данного вопроса на уровне агломерации позволит кардинально изменить ситуацию.
Для изменения сложившейся социально-экономической ситуации в городах-спутниках Челябинской агломерации необходима разработка совместной, основанной на межмуниципальном сотрудничестве, программы стратегического и градостроительного развития с целью достижения устойчивости всей системы в целом. Такая программа может иметь шанс на осуществление при условии, что будут предложены долгосрочные решения основных характерных для территории проблем, каждый населенный пункт получает выгоды от программы, сохраняя свою идентичность и уникальность. Запуск программы реиндустриали-зации региона, основанной на отраслевых инновациях, используя потенциал территории, будет способствовать улучшению экологической и социально-экономической ситуации. К примеру, создание экспериментальной площадки для научного изучения и воплощения инновационных методов в рекультивационных мероприятиях, не только пояса городов-спутников, но всей агломерации, для которой также характерны проблемы нарушенных территорий, с использованием сохранившихся инфраструктурных связей, позволит придать региону новую значимость в составе Челябинской агломерации.
Заключение
В результате рассмотрения архитектурно-планировочной и социально-экономической ситуации городов-спутников Челябинской агломерации сформирована общая картина жизнедеятельности данных населенных пунктов. Благодаря своему историческому развитию они до сих пор составляют единую структуру, вместе являясь некоторым противовесом центру агломерации и могут, используя потенциал в виде агломерационного эффекта и сохранившихся внутренних связей, решить объединяющие их проблемы, что будет способствовать выходу на качественно новый уровень устойчивого функционирования Челябинской агломерации.
Список использованной литературы
1 Баканов С. А. Генеральный проект планировки и строительства шахтерских городов Челябинской области 1935-1936 гг.// Город в зеркале генплана: панорама градостроительных проектов в российской провинции XVIII — начала XXI веков. Челябинск, 2008.
Баканов С. А. Строительство районных электростанций по плану ГОЭЛРО на Урале в 1920-е — начале 1930-х годов//Вестник Че-ляб. гос. ун-та. История. Вып. 35. №32 (170). Челябинск, 2009. Глазычев В. Л. и др. Челябинская агломерация: потенциал развития. Челябинск, 2008. Малоян Г. А. Агломерация — градостроительные проблемы. М., 2010.
Оленьков В. Д. Градостроительное планирование на нарушенных территориях. М., 2007. Смоляр И. М. Национальная доктрина градостроительства России. Концепция градостроительной политики России на начало XXI века. М., 2001. www.chelstat.gks.ru : сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (Челябинскстат).
2
3
4
5
6
7