требует изменения некоторых приоритетов в экономической политике и внесения соответствующих поправок в местное законодательство, а в случае необходимости - выхода на государственный уровень с предложениями об изменении законодательства. Например, в законе об областном бюджете обязательно должен учитываться фактор безработицы, в т.ч. и с целью организации общественных работ. Областное законодательство должно также гарантировать права инвесторов и защиту их инвестиций, в т.ч. страхование инвестиционных рисков страховыми компаниями. Расширение выдачи льготных кредитов и использование возможностей налогового кредитования для создания новых рабочих мест предприятиями всех форм собственности в конечном счете привело бы к увеличению налоговых поступлений. Но эта помощь должна быть адресной, учитывать еще не потерянные конкурентные возможности и преимущества: высококвалифицированную и относительно дешевую рабочую силу, богатство природных кладовых, географическое положение.
Т.А.Верещагина, Н.А.Берг ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
На территории Челябинской области расположено 30 городов (в 1926 году их было 5), 24 поселка городского типа и более 1257 сельских поселений, которые объединяются в 258 сельских администраций. В России для придания населенному пункту статуса города установлен минимальный порог численности - 12 тысяч жителей и требуется, чтобы не менее 85% его населения было занято несельскохозяйственной деятельностью.
В настоящее время наиболее сложившимися являются системы расселения областного и районного ранга. Последние выступают в качестве базовых звеньев областной системы, а их центры являются важными опорными центрами расселения. В пределах Челябинской области сложилась сеть райцентров с соответствующим экономическим и социальным потенциалом, возглавляющих низовые административные районы. На сегодня в области насчитывается 24 административных района.
Наиболее типичными районными центрами являются села (ранее поселки городского типа): Агаповка, Аргаяш, Бреды, Варна, Еткуль, Кизильское, Миасское (Красноармейский район), Кунашак, Фершампенуаз (Нагайбакский район), Октябрьское, Долгодеревенское (Сосновский район), Увельское, Уйское и Чесма.
В пяти городах областного подчинения территория района находится в муниципальной связи с городом (Аша, Карталы, Катав-Ивановск, Касли, Сатка). Из семи городов районного значения три - Верхнеуральск, Куса и Нязепетровск -являются районными центрами.
Однако административные сельскохозяйственные районы не охватывают всей территории области. Спецификой ее административно-территориального деления, как и некоторых других урбанизированных регионов страны, является наличие территорий, подчиненных городским администрациям. К ним относятся территории 15 городов: Верхнего Уфалея, Златоуста, Карабаша, Кыштыма, Еманжелин-ска, Копейска, Коркино, Миасса, Магнитогорска, Пласта, Троицка, Усть-Катава, Челябинска, Чебаркуля, Южноуральска. Эти территории имеют значительные размеры по площади, нередко превосходящие административные сельские районы.
В теории районирования используются два основных подхода: таксономичес-
кий, опирающийся на принципы классической логики, и функциональный, использующий принципы системного анализа. Соответственно выделяется таксономическое и функциональное районирование. При таксономическом районировании устанавливается сходство и различие изучаемых объектов по одному или нескольким признакам. По ним объекты группируются, т.е. создаются таксономические системы.
В отличие от таксономического при функциональном районировании производится системное членение территории, выделяются районы, обладающие качеством целостности и представляющие сложные территориальные системы. Основное внимание при этом уделяется связям, взаимодействию элементов в районе и районов между собой. Функциональным районам присущи основные системные качества и свойства: целостность, связанность, иерархичность, единство организации.
В практике отечественных региональных исследований превалирует таксономическое районирование - выделение однородных районов. Однако этот подход не всегда оправдан, поскольку проведение прямых территориальных сопоставлений различных административно-территориальных образований (АТО) бывает невозможно (например, сопоставление городских и сельских территорий). Поэтому при выявлении типов АТО Челябинской области нами использованы критерии как «однородности», так и «функциональности».
Для выявления групп городов использованы следующие основные типологические признаки: численность населения (тыс. чел.), функциональный и административный тип.
Численность населения: Административные типы:
1. Малые - до 50.
2. Средние - от 50 до 100.
3. Большие - от 100 до 250.
4. Крупные - от 250 до 500.
5. Крупнейшие - более 500.
1. Районные центры.
2. Города районного значения.
3. Города с подчинен.территорией.
4. АТО
5. Города-спутники г.Челябинска.
Функциональные типы:
1. Многофункциональные.
2. Малофункциональные.
3. Монофункциональные.
4. Местные.
Типологические признаки городов Челябинской области
№ п/п Город Численность Функцион. тип Администр. тип
1 Челябинск(1111) 5 1 3
2 Магнитогорск (426,2) 4 1 3
3 Златоуст (201,7) 3 1 3
4 Миасс (180,9) 3 2 3
5 Копейск (140,5) 3 2 5
6 Озерск (87,8) 2 3 4
7 Троицк (86,1) 2 2 3
8 Коркино (69,0) 2 2 5
9 Еманжелинск (52,7) 2 2 5
10 Кыштым (52,5) 2 3 3
11 Чебаркуль (51,5) 2 2 3
12 Сатка (49,8) 1 3 1
13 Снежинск (47,9) 1 3 4
14 ВУфалей (43,4) 1 3 3
15 Южноуральск (40,3) 1 2 3
16 Аша (37,4) 1 2 1
Окончание табл.
№ п/п Город Численность Функцион. тип Администр. тип
17 Усть-Катав (33,5) 1 3 3
18 Трехгорный (30,9) 1 3 4
19 Карталы (30,5) 1 4 1
20 Касли (27,1) 1 3 1
21 Пласт (26,0) 1 3 3
22 Катав-Ивановск (22,6) 1 2 1
23 Бакал (22,1) 1 3 2
24 Куса (21,7) 1 3 2
25 Сим (18,2) 1 3 2
26 Юрюзань (16,0) 1 3 2
27 Нязепетровск (15,1) 1 4 2
28 Карабаш (15,0) 1 3 3
29 Миньяр (12,2) 1 3 2
30 Верхнеуральск (9,9) 1 4 2
Примечания. 1) После названия города в скобках указана его численность в тыс. чел. на 01.01.2001 г.
2) В графах 3-5 цифрами обозначены порядковые номера признаков.
На основании проведенной типологии городов можно отметить следующие особенности:
- В области преобладают (количественно) так называемые малые города с численностью населения до 1 00 тыс. жителей - их 26, однако большая часть населения сосредоточена в городах, относящихся к категории больших (Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Миасс).
- Большинство городов - монофункциональные и сосредоточены в горнозаводской зоне.
Типологию сельских районов не следует понимать и интерпретировать как систему «в жестких рамках», поскольку любая группировка объектов, имеющих территориальную размерность и объединенных, на основе экспертной оценки, в один тип характеризуется как нечеткое множество. То есть в каждом типе территориальных объектов выделяются:
- наиболее типичные, в которых признаки типа представлены наиболее ярко, однозначно;
- переходные, для которых характерны черты смежных с ними территорий;
- «окраинные», которые либо лишены определенного облика, либо обладают индивидуальными чертами, не вписывающимися в общий типологический ряд для рассматриваемого региона.
Например, в группе пригородных сельских районов данное нечеткое множество может выглядеть следующим образом: наиболее типичные - Сосновский, Еткульский, Агаповский; переходные - Нагайбакский, Верхнеуральский, Увель-ский; окраинные - Чебаркульский, Аргаяшский.
Все поселки городского типа (ПГТ) целесообразно разбить на две группы, а именно:
- выполняющие, помимо административных, сельскохозяйственные (связанные с с.-х производством) функции, - их в области меньшинство (например, Ага-повка и др.);
- выполняющие несельскохозяйственные функции; в данной группе преобладают ПГТ, развивающиеся на основе добычи минерального сырья (например, Ме-
жевой, Роза, Вишневогорск, Ленинск, Магнитка, Тайгинка и др.), выполняющие транспортные функции (Кропачево, Бердуяш, Полетаево) и рекреационные функции (Тургояк).
Отсюда следует, что каждый тип АТО должен выполнять свою роль в становлении производственно-социальной системы «город - село». Так, крупный город создает материально-техническую базу этой системы (в т.ч. базу индустриализации сельского хозяйства, транспортного обслуживания, развития информационных и коммунальных связей) и развивает социальную инфраструктуру. Средние города осуществляют территориальные связи, формируют зоны собственного влияния (межрайонный центр). Они обеспечивают разносторонность и организованность всей системы производственных, трудовых, инфраструктурных и других связей.
Малые города и ПГТ выполняют функции районных или внутрирайонных центров. Основная роль малых городов состоит в расширении производства товаров народного потребления из местного сырья для удовлетворения потребностей сельского населения. Такие процессы превращают малый город из простого административного центра в первичный центр интеграционных связей города и села, формирования сельско-городских территориальных систем. Малые города выполняют определенные функции управления сельской территорией, что обусловливает целесообразность создания муниципальных образований сельско-городского типа.
Как известно, рационализация системы расселения - это значительный резерв получения дополнительного экономического и социального эффекта (по оценкам некоторых экономистов, порядка 20-30%). Поэтому в целях дальнейшего совершенствования территориальных пропорций области следует, на наш взгляд, разработать схему территориально-экономического зонирования области, определяющую место и роль каждого АТО в групповых системах расселения, выявить особенности, тенденции и проблемы, определить конкретную стратегию и тактику их развития «от места к месту»; разработать ценовой «рельеф» влияния населенных пунктов на экономическую оценку прилегающих территорий.
Т.В. Чернова
ВЫБОР ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Основная задача государственной социальной политики на переходный период - развитие прежде всего системы социальной защиты наиболее экономически слабых групп населения. Но такой подход может быть оправдан лишь на начальном этапе преобразований, который страна уже преодолела. Теперь нужно говорить о формировании комплексной, взаимосвязанной концепции социальной политики, адекватной новым политическим и социально-экономическим реалиям.
Существенным фактором в формировании социальной политики государства выступает регионализм. Структурная перестройка экономики сопровождается поляризацией социальной ситуации в региональном разрезе. В советской экономике весьма существенные региональные условия нивелировались. Отказ от государственного регулирования заработной платы в условиях либерализации цен, растущей инфляции привел к резкому изменению сложившихся до реформы региональных соотношений в уровнях доходов населения. При отсутствии механизма выравнивания увеличивается дифференциация заработной платы по отраслям, которая, сочетаясь с региональной специализацией, усиливает разрыв в доходах, а в