Научная статья на тему 'Региональный рынок медицинской техники: анализ динамики и структуры (на примере Республики Татарстан)'

Региональный рынок медицинской техники: анализ динамики и структуры (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
764
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ / РЫНОК / МЕДИЦИНСКИЙ / ТЕХНИКА / КОНЦЕПЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вдовина С.Д.

Статья посвящена проблемам развития регионального и отечественного рынков медицинской техники, анализу структуры и динамики за последние годы. Автор анализирует основные объемные и структурные показатели развития в целом, а также основных субъектов в лице отечественных производителей. В статье приведен анализ расходов на приобретение медицинской техники в лечебно-профилактиеских учреждениях Республики Татарстан. В заключение автор обосновывает необходимость разработки концепции развития отечественного рынка медицинской техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный рынок медицинской техники: анализ динамики и структуры (на примере Республики Татарстан)»

УДК 332.122

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ: АНАЛИЗДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ

(на примере Республики Татарстан)

С.Д. ВДОВИНА, аспирант кафедры менеджмента

E-mail: svetlanaees@mail.ru Академия управления «ТИСБИ»

Статья посвящена проблемам развития регионального и отечественного рынков медицинской техники, анализу структуры и динамики за последние годы. Автор анализирует основные объемные и структурные показатели развития в целом, а также основных субъектов в лице отечественных производителей. В статье приведен анализ расходов на приобретение медицинской техники в лечебно-профилактиескихучреждениях (ЛПУ) Республики Татарстан. В заключение автор обосновывает необходимость разработки концепции развития отечественного рынка медицинской техники.

Ключевые слова:региональный, рынок, медицинский, техника, концепция, формирование, развитие.

Сегодня отрасль здравоохранения находится в значительной зависимости от уровня и степени развития передовых технологий и технических разработок с использованием информационных технологий в различных отраслях промышленности, а также от уровня потребительского спроса на медицинскую технику. В этой связи для развития российского и регионального рынков медицинской техники необходимо иметь постоянно обновляемую информацию о емкости рынка, структуре спроса и предложений товаропроизводителей — как отечественных, так и зарубежных.

Рынок медицинской продукции, включающий в себя сегменты рынка медицинской техники, является одним из быстроразвивающихся и, по прогнозам экспертов на предстоящие три года, вырастет почти вдвое. Вместе с тем удовлетворяет растущий спрос в структуре закупок в основном импортная продукция.

По данным Госкомстата России, за последние три года объем производства медицинской продукции в стране в среднем составляет 87 млрд руб. в год, а объем импорта лекарств и медицинской техники за последний год уже превысил 327 млрд руб. (вырос более чем втрое). Следствием проводимой политики является то, что ряд предприятий остался без заказов для национального проекта «Здоровье» и потерял своих прежних заказчиков в регионах [2, 3].

При этом практика бюджетного финансирования системы поставок в регионы импортной медицинской техники по своей сути парализует отечественный рынок медицинской техники, который находится в зачаточном состоянии. Практика таких экономически развитых стран, как США и Великобритания, показывает: там действуют законодательные нормы, обязывающие правительство согласовывать крупные импортные закупки с отечественными компаниями. Кроме того, во всех развитых странах производство медицинской продукции относится к сфере национальной безопасности и жестко регулируется. В России же доля отечественных препаратов и изделий, поставляемых в систему здравоохранения, постоянно снижается.

Из анализа данных табл. 1 видно, что объем рынка медицинской техники в России за два года вырос почти в 1,5 раза и составил в 2009 г. 90 млрд руб. Его ежегодный прирост составляет около 15%.

Однако ситуация с закупкой продукции отечественных производителей как в номенклатурном

Таблица 1

Динамика структурных изменений отечественного рынка медицинской техники в 2007—2009 гг.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Млрд руб. % Млрд руб. % Млрд руб. %

Общий объем рынка 68 100,0 78 100,0 90 100,0

Отечественная продукция 23 33,0 31,2 40,0 21 23,3

Область импорта (возможность замещения 29 42,0 30,1 38,6 53 59,0

на отечественную продукцию)

Импорт, не имеющий конкурентоспособных 16 25,0 16,7 21,4 30 17,7

россииских аналогов

Источник: [2, 3].

соотношении, так и в абсолютных величинах, имеет тенденцию к снижению. Так, доля отечественной продукции в общем объеме рынка медицинской техники в 2009 г. составила 23,3 %, тогда как в 2007 и 2008 гг. она составляла 33 и 40 % соответственно [2, 3].

Основными производителями отечественной медицинской техники являются следующие предприятия: «Электрон» (Санкт-Петербург), «АМИ-КО», «Гелпик», «Вымпел» (Москва — рентгеновская техника; «Тритон ЭлектроникС» (Екатеринбург) — мониторы состояния пациента; «Альтоника» (Москва) — оборудование для функциональной диагностики; «Фотек» (Екатеринбург) — электрохирургическая аппаратура; Уральский приборостроительный завод (Свердловская область) и ВНИ-ИМП-ВИТА (Москва) — наркозно-дыхательная аппаратура; Уральский оптико-механический завод — оборудование для новорожденных и др.

Общая положительная тенденция в динамике отечественного рынка медицинской техники выражается в том, что в 2009г. возможности им-портозамещения в нашей стране достигли уровня 59 % от общего объема этого рынка, что составляет 53 млрд руб. и в 1,8 раза выше уровня 2007—2008 гг. (см. табл. 1.) [2, 3].

Вместе с тем структурное строение отечественного рынка медицинской техники отличается выраженной диспропорцией, когда доля импортной продукции, которая не имеет конкурентоспособных российских аналогов (магнитно-резонансные томографы, сложная лабораторная техника, диализаторы, техника для ангиографии и эндоскопии, искусственная почка, ультразвуковая диагностическая аппаратура и пр.) постепенно сокращается. Так, если в 2007 и 2008 гг. этот показатель был равен 25 и 21,4 % соответственно, то к 2009 г. его величина сократилась до уровня 17,7% от общего объема рынка [2, 3].

Все это свидетельствует о выраженных дефектах структурного строения отечественного рынка

медицинских услуг, который характеризуется пока производством относительно простого медицинского оборудования и вспомогательных материалов, что подтверждается, в частности, анализом строения и динамики рынка медицинской техники в Республике Татарстан.

Современный рынок медицинских услуг этого региона представлен сетью 196 лечебно-профилактических учреждений (в том числе 48 республиканских) и 61 амбулаторно-поликлиническим. Помимо этого в республике функционируют частные медицинские кабинеты и центры, учебные заведения медицинского профиля, санаторно-профилактические учреждения.

Со стороны производителей медицинской техники Республика Татарстан представлена несколькими крупными предприятиями: ОАО «Казанский медико-инструментальный завод» (производство стоматологического оборудования и комплектующих), ЗАО «Микрохирургические инструменты», ООО «Полимерные инструменты», ЗАО «Микрон-Холдинг» (производство турбинных наконечников), ОАО «Казанский завод медицинской аппаратуры» (лабораторная медицинская техника), ОАО «Татхимфармпрепараты» (шовные хирургические материалы).

Кроме того, имеется целый ряд мелких фирм-производителей: ПТО «Медтехника» (шовные хирургические материалы, изделия для травматологии), НПФ «Медикон» (медицинский инструмент для стерилизации), ООО «НПП «Технология» (стоматологические инструменты и оборудование) идр.

Анализ структурного строения отечественного рынка производства медицинского инструмента показывает, что доля последнего на российском рынке медтехники составляет всего около 12%. В России основными производителями медицинских инструментов и изделий врачебного назначения являются следующие заводы: ОАО «КМИЗ» (г. Казань), ОАО «Медико-инструментальный завод

им. Ленина» (г. Ворсма), ОАО «Можайский медико-инструментальный завод» (г. Можайск), ОАО «Медико-инструментальный завод им. Горького» (п. Тумботино), ОАО «Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов» (г. Тюмень), ОАО «Нижнетагильский медико-инструментальный завод» (г. Нижний Тагил).

Доля указанных предприятий составляет около 70 % от общего объема выпуска медицинских инструментов в России. Основная часть производимой продукции на этих заводах — инструменты и изделия для общей хирургии. Так, ОАО «КМИЗ» производит инструменты для стоматологии и микрохирургии, хирургические иглы, полимерные изделия. Медико-инструментальный завод им. Горького является основным производителем ножниц, иглодержателей и прочих инструментов для общей, сердечно-сосудистой хирургии и других сфер медицины. Медико-инструментальный заводим. Ленина выпускает шприцы и инъекционные иглы многоразового пользования, скальпели, ножи, пинцеты и другие инструменты. ОАО «Можайский медико-инструментальный завод» также производит оборудование практически для всех разделов медицины. ОАО «Нижнетагильский медико-инструментальный завод» выпускает зонды, катетеры, петли, бужи, проводники, шпатели для оториноларингологии, ножи, наборы для урологии, акушерства и гинекологии, сердечно-сосудистой хирургии. ОАО «Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов» — крупнейший производитель шприцев однократного применения в России.

Однако, по свидетельствам экспертов, совокупные производственные мощности отечественных производителей медицинской техники загружены лишь на 30 %, что указывает на тенденции стагнации. Согласно собственным оценкам крупнейших производителей медицинских инструментов, основные производственные мощности используются менее чем на 50 %. Например, мощности ОАО «Казанский медико-инструментальный завод» загружены на 65 %, а ОАО «Медико-инструментальный завод им. Ленина» — лишь на46 % [1,с. 42—44; 2].

Аналогичная ситуация складывается в сегментах изделий медицинского назначения, а также производства шприцев однократного применения. Отсутствие заказов на производство продукции ведет к ее удорожанию и, как следствие, — к неконкурентоспособности на региональном и мировом рынках.

В то же время, говоря о рынке медицинской техники Татарстана, отметим, что, по данным

статистической и бухгалтерской отчетности 15 основных предприятий России, производящих медицинские инструменты, ОАО «Казанский медико-инструментальный завод» занимает лидирующее положение по объему производства мединструментов. Второе место отводится ОАО «Медико-инструментальный завод им. Ленина». Тройку лидеров замыкает ОАО «Медико-инструментальный завод им. Горького», а ООО «Полимерные изделия» занимает четвертое место по объему производства медицинских инструментов.

Таким образом, ОАО «Казанский медико-инструментальный завод» занимает наибольшую долю среди 10 крупнейших производителей медицинских инструментов — 36,33%. Доля другого местного предприятия, ООО «Полимерные изделия», составляет 8,83%. В то же время предпочтения лечебных учреждений, особенно частных кабинетов, которые могут самостоятельно выбирать продукцию, зачастую оказываются на стороне импорта [7, с. 57—58].

Определенные положительные тенденции наблюдаются на рынке государственных закупок медицинской техники. По данным министерства здравоохранения Республики Татарстан, за последние пять лет доля расходов на закупку медицинской техники в консолидированном бюджете выросла с 1,1 до 5,0%. Если в 2008г. бюджетом республики на приобретение медицинской техники было затрачено 960 494,0тыс. руб., что составило 5 %от всех расходов на здравоохранение в Татарстане, то в 2009 г. с учетом секвестрования бюджета эта сумма снизилась до 225 258,5 тыс. руб., или 1,1 % от совокупных расходов на здравоохранение. В 2010 г. доля этих затрат составила 2,2%, или 442 149,1 тыс. руб. [5, с. 40; 6] (табл. 2).

Таким образом, структурные дефекты отечественного рынка медицинской техники незамедлительно сказались и на структуре имеющегося в распоряжении ЛПУ медицинского оборудования: учреждения вынуждены проводить диагностику и лечение на изношенном оборудовании. На первый план выступает цена, а не качество медицинской техники. Отсутствие денежных средств в медучреждениях на покупку новой техники приводит к снижению качества диагностики и лечения заболеваний. Вместе с тем старое оборудование может быть опасно для пациентов и врачей.

Анализ данных динамики расходов на медицинскую технику, приобретаемую учреждениями в городах Республики Татарстан, показывает, что наибольшая доля расходов приходится на обору-

Таблица 2

Динамика расходов на приобретение медицинской техники в консолидированном бюджете Республики Татарстан

Год Консолидированный бюджет (выделено, тыс. руб. /исполнено по плану, %) Доля расходов на оборудование, % Оборудование (выделено, тыс. руб. / исполнено по плану, %)

2006 12 089 858,8/97,1 2,7 331 861,8/99,8

2007 14 958 791,5/98,0 3,1 460 058,2/94,9

2008 19 063 110,5/97,6 5,0 960 494,0/99,2

2009 19 853 621,7/98,6 1,1 225 258,5/97,9

2010 19 749 046,1/ 100,0 2,2 442 149,1/ 100,0

Источник: [5,6].

дование, поставляемое в республиканские учреждения (см. рисунок). Так, в 2010 г. доля расходов на медицинскую технику для них составила 92,6%, или 409 459,3тыс. руб., в 2008 и 2009гг. - 78,9 и 72,9 % соответственно, или 757 718,8 и 164104,3тыс. руб. [5,6].

Анализ распределения бюджетных средств, выделяемых на приобретение медицинской техники в городах Татарстана, выявил следующую картину. Наименьшую долю в закупке изделий медицинской техники занимают ЛПУ г. Набережные Челны. Так, в 2010 г. на приобретение медицинской техники здесь денежных средств выделено не было.

Вместе с тем оценка совокупных бюджетных расходов на медицинскую технику показала резкое сокращение выделения денежных средств в 2009 г. по сравнению с 2008 г. — в 4,3 раза. Это объясняется секвестированием бюджета в 2009 г. в связи с финансовым кризисом. Однако уже в 2010 г. объем финансов на покупку медицинской техники составил 442 149,1 тыс. руб., что превышает показатель 2009 г. почти вдвое.

1 ООО ООО

800 ООО

600 ООО

400 ООО

200 000

В целом же исследуемая динамика показывает неравномерное распределение денежных средств на покупку медицинской техники в медучреждения Республики Татарстан, что свидетельствует о крайней нестабильности регионального и национального рынков медицинской техники.

По состоянию на начало 2010 г. парк медицинской техники в учреждениях здравоохранения республики составляет более 60 тыс. ед., из них томографов — 35, ангиографов — 8, рентгеновского оборудования — 709 ед., аппаратов ультразвуковой диагностики — 537, эндохирургических стоек — 165, наркозно-дыхательных аппаратов — 1 305, биохимических анализаторов — 344, гематологических анализаторов — 254.

При этом более 30% медицинской техники эксплуатируется сверх установленного срока. Так, свыше 10 лет эксплуатируется в Татарстане 30% стационарных рентгенодиагностических аппаратов, 35% флюорографов, 34% всей аппараты ультразвуковой диагностики, 25 % эндохирургических комплексов, почти 40% всей наркозно-дыхатель-

ш

I Медицинская гехника по республике в целом

I Республика нскиеЛПУ

ЛПУ г. Казани

:11: ЛПУ [. I (аборожиыо Челны

ЛПУдрушх юродов

Я

2006 2007 2008 2009 2010

Расходы на приобретение медицинской техники в ЛПУ городов Татарстана в 2006—2010гг., тыс. руб.

ной аппаратуры и 24 % лабораторных анализаторов. Нельзя не учитывать и того, что техническим обслуживанием охвачено лишь около 50 % имеющейся медицинскойтехники [6, с. 130].

Крайне неравномерно проходит обеспечение бюджетными средствами федеральных и региональных программ здравоохранения в части приобретения медицинской техники. Так, эти расходы в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи 2009 г. составили 229,9 млн руб., что в четыре раза ниже показателя 2008 г. (960,6 млн руб.) и в два раза ниже показателя 2007г. (460,1 млн руб.). По всей видимости, это результат финансово-экономического кризиса.

Анализ затрат на приобретение медицинской техники и оборудования учреждениями здравоохранения Татарстана по федеральным и республиканским программам с 2004 по 2009г. показал, что из федерального и республиканского бюджетов было выделено свыше 3 млрд руб. Основными направлениями денежных вливаний в 2009 г. являлись следующие программы федерального значения:

— формирование здорового образа жизни — 12,9 млн руб.;

— совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» — 245,9 млн руб.;

— развитие службы крови — 239,8 млн руб.;

— модернизация амбулаторно-поликлиничес-кой службы в республике в 2007—2009 гг. — 2,1 млн руб. [4-6].

Вместе с тем разбор данных за шесть лет показывает значительное снижение доли расходов на приобретение медицинской техники по программам федерального и регионального уровней. Так, по сравнению с 2006 г., когда на покупку оборудования по всем программам было выделено свыше 1,8 млрд руб., этот показатель в 2009г. составил 512,3 млн руб., что ниже более чем в 3,5 раза.

Таким образом, анализ динамики и структуры отечественного и регионального рынков медицинской техники свидетельствуют о целом ряде деструктивных тенденций.

Структура отечественного рынка медицинской техники, отражением которой является и региональный рынок медицинской техники в Республике Татарстан, свидетельствует о том, что у руководителей органов власти, ответственных за реализацию политики в этой области, практически нет концепции формирования и развития этого

рынка. Бюджетные средства поступают сюда в зависимости от их наличия, а не в соответствии со стратегией развития.

В изучаемом субъекте РФ сформировалась новая система обеспечения ЛПУ лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, продовольствием, медицинским оборудованием, ориентированная на рыночные отношения, — конкурсный способ закупки перечисленной продукции. Однако эффективность этой системы остается крайне низкой в связи с ее закрытостью, высокими административными барьерами, чиновничьим произволом.

В большинстве стран государство является на рынке важнейшим закупщиком продукции. В США доля государственных закупок составляет около 15 % национального бюджета. Еще выше этот показатель в странах с социально ориентированной экономикой. В странах с переходной экономикой доля госзакупок в национальном бюджете дости-гает50% [8,с. 40-41].

Таким образом, задача обеспечения эффективности системы государственных закупок выступает напервыйплан. Опытразвитых стран показывает, что организация этой работы на основе свободной конкуренции является главным путем решения задачи. Такая системаразвивается вместе с рыночной экономикой и является ее атрибутом. Повышается ответственность государства за создание правовой сферы, и закупки проводятся открыто, экономично, эффективно.

Тем не менее в последние годы система государственных закупок оказывает существенное влияние на развитие регионального рынка медицинской техники. Крупные учреждения федерального и регионального значения оснащаются сложной и дорогой медицинской техникой, в основном зарубежного производства.

Вместе с тем исследуемый региональный рынок медицинской техники социально ориентирован, поскольку поддержание здоровья населения и развитие отечественного здравоохранения в значительной мере определяются степенью технической оснащенности лечебно-профилактических учреждений. Поэтому принятие государством дополнительных мер по поддержанию и развитию регионального рынка медицинской техники (например формирование идеи приоритетного национального проекта «Здоровье») поможет усилить экономику здравоохранения, а значит, и найти новые возможности для выделения денежных ресурсов на финансирование материально-технической базы лечебных учреждений и создание дееспособного рынка медицинской техники.

Список литературы

1. Винокур В. Ш. Мединструмент — дело тонкое. Анализ производства медицинских инструментов //Медицинский бизнес. 2003. № 9.

2. Калинин Ю. Т.Состояние отечественной медицинской промышленности. Стратегия ее развития // Доклад Президента Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности от 27.05.2008. URL: http://www.momt.info/ association/bulletin/22/medical-industry-state.

3. Медицинская промышленность. URL: http:// www. minpromtorg.gov.ru/industry/med/9.

4. О приобретении медицинской техники и оборудования учреждениями здравоохранения Республики Татарстан за период 2004—2007 годы по программам: письмо начальника отдела медицинской техники министерства здравоохранения Республики Татарстан Ю. А. Фомина от 22.08.2008 № 14-42.

5. О состоянии здоровья населения и деятельности системы здравоохранения Республики Татарстан в 2008 году и о задачах на 2009 год: отчет министерства здравоохранения Республики Татарстан. Казань: 2009.

6. Об итогах деятельности органов и учреждений здравоохранения Республики Татарстан в 2009 году и задачах на 2010 год. Министерство здравоохранения Республики Татарстан. Казань: 2010.

7. Романова С. Рейтинг предприятий, выпускающих мединструменты, по показателям выпуска за 2007 год // Ремедиум. 2009. № 5.

8. СафиуллинР. С.,Яркаева Ф. Ф., ТухбатуллинаР. Г. Опыт Республики Татарстан по совершенствованию организации поставок продукции на конкурсной основе для нужд лечебно-профилактических учреждений // Ремедиум. 2004. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.