Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ЭТНОПРОДУКЦИИ И ЭТНОУСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ И ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ЭТНОПРОДУКЦИИ И ЭТНОУСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ И ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельские территории / этнопредпринимательство / этнотуризм / этнопродукция и этноуслуги / емкость этнорынка / этнокластер / этномаркетинг и этнобрендинг / регион / Республика Башкортостан

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметов Вилюр Ямилевич

Рынок этнопродукции и этноуслуг является одним из недооцененных в субъектах Российской Федерации, включая Республику Башкортостан, в том числе с позиций перспектив развития этнопредпринимательства и этнотуризма в сельской местности. Многие регионы многонациональной России, в том числе РБ, обладают огромным потенциалом в производстве разнообразной этнопродукции и этноуслуг. В результате исследования выявлены основные проблемы сельских территорий и проанализированы перспективы формирования кластера этнопродукции и этноуслуг в РБ в контексте повышения эффективности социально-экономического развития сельских территорий. Разработаны предложения и даны рекомендации по оценке емкости рынка этнопродукции и этноуслуг, совершенствованию управления сферой этноэкономики и этнопредпринимательства на региональном и муниципальном уровнях. Актуализирована целесообразность разработки как отдельной региональной целевой «Комплексной программы РБ по развитию этнического предпринимательства на 2024–2030 годы», так и корректировки, дополнения существующих федеральных, региональных и муниципальных программ по территориальному развитию, поддержке АПК, малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственной производственной и потребительской кооперации, туризма, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения конкретными предложениями по стимулированию производства и сбыта этнопродукции и этноуслуг, развитию этнотуризма. Автором также разработаны предложения по организации муниципальных и межмуниципальных этнокластеров на принципах кооперации, объединяемых в перспективе в региональный этнокластер «Башкирэтнопродукт», ориентированный на производство и экспорт за рубеж сертифицированной этнической экопродукции (по стандартам «Халяль», «Кашрут» и органик-контроля) с единым продовольственным этнобрендом «Этнопродукция Башкортостана».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL MARKET OF ETHNOPRODUCTS AND ETHNOSERVICES IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: ASSESSMENT OF PROSPECTS AND MAIN MECHANISMS OF DEVELOPMENT

The market of ethnoproducts and ethnoservices is one of the underestimated in the subjects of the Russian Federation, including the Republic of Bashkortostan, particularly in terms of the prospects for the development of ethnic entrepreneurship and ethnotourism in rural areas. Many regions of multinational Russia, including the Republic of Bashkortostan, have huge potential in the production of diverse ethnic products and ethnic services. As a result of the study, the main problems of rural areas were identified and the prospects for the formation of a cluster of ethnoproducts and ethnoservices in the Republic of Bashkortostan in the context of improving the efficiency of socio-economic development of rural areas were analyzed. Proposals have been developed and recommendations have been made to assess the capacity of the market of ethnoproducts and ethnoservices, to improve the management of the sphere of ethnoeconomics and ethno-entrepreneurship at the regional and municipal levels. The expediency of developing both a separate regional target "Comprehensive Program of the Republic of Bashkortostan for the development of ethnic entrepreneurship for 2024–2030" and adjustments, additions to existing federal, regional and municipal programs for territorial development, support for agriculture, small and medium-sized businesses, agricultural production and consumer cooperation, tourism, peasant (farmer) and personal subsidiary farms of the population with specific proposals to stimulate the production and sale of ethnoproducts and ethnoservices, the development of ethnotourism is actualized. The author has also developed proposals for the organization of municipal and inter-municipal ethnoclusters based on the principles of cooperation, combined in the future into a regional ethnocluster Bashkirethnoprodukt, focused on the production and export of certified ethnic eco-products (according to Halal, Kashrut and organic control standards) with a single food ethnobrand "Ethnoproducts of Bashkortostan".

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ЭТНОПРОДУКЦИИ И ЭТНОУСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ И ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2024. Т. 34, вып. 4

Экономика

УДК 332Л4(470.57)(045) В.Я. Ахметов

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ЭТНОПРОДУКЦИИ И ЭТНОУСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ И ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ 1

Рынок этнопродукции и этноуслуг является одним из недооцененных в субъектах Российской Федерации, включая Республику Башкортостан, в том числе с позиций перспектив развития этнопредпринимательства и этнотуризма в сельской местности. Многие регионы многонациональной России, в том числе РБ, обладают огромным потенциалом в производстве разнообразной этнопродукции и этноуслуг. В результате исследования выявлены основные проблемы сельских территорий и проанализированы перспективы формирования кластера этнопродукции и этноуслуг в РБ в контексте повышения эффективности социально-экономического развития сельских территорий. Разработаны предложения и даны рекомендации по оценке емкости рынка этнопродук-ции и этноуслуг, совершенствованию управления сферой этноэкономики и этнопредпринимательства на региональном и муниципальном уровнях. Актуализирована целесообразность разработки как отдельной региональной целевой «Комплексной программы РБ по развитию этнического предпринимательства на 2024-2030 годы», так и корректировки, дополнения существующих федеральных, региональных и муниципальных программ по территориальному развитию, поддержке АПК, малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственной производственной и потребительской кооперации, туризма, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения конкретными предложениями по стимулированию производства и сбыта этнопродукции и этноуслуг, развитию этнотуризма. Автором также разработаны предложения по организации муниципальных и межмуниципальных этнокластеров на принципах кооперации, объединяемых в перспективе в региональный этнокластер «Башкирэтнопродукт», ориентированный на производство и экспорт за рубеж сертифицированной этнической экопродукции (по стандартам «Халяль», «Кашрут» и органик-контроля) с единым продовольственным эт-нобрендом «Этнопродукция Башкортостана».

Ключевые слова: сельские территории, этнопредпринимательство, этнотуризм, этнопродукция и этноуслуги, емкость этнорынка, этнокластер, этномаркетинг и этнобрендинг, регион, Республика Башкортостан.

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-587-595

Введение

Республика Башкортостан является в настоящее время одним из ведущих не только промышленных, но и аграрных регионов РФ, однако в разрезе отдельных муниципальных образований региона наблюдается сильная поляризация по уровню социально-экономического развития и качеству жизни населения. Несмотря на огромный природно-ресурсный потенциал, богатые месторождения различных полезных ископаемых, огромные земельные площади (14,3 млн га, из них сельскохозяйственные угодья занимают площадь 7,1 млн га), качество жизни населения в ряде муниципальных районов оставляет желать лучшего. Прежде всего, это относится к депрессивным и дотационным сельским районам Зауралья и Северо-Востока РБ - местам компактного проживания коренного башкирского населения, занимающим в совокупности более 1/3 площади республики. Социально-экономическая ситуация в этих районах остается уже долгие годы очень сложной и противоречивой. Имея огромные сельскохозяйственные и лесные угодья, эти территории характеризуются спадом объемов сельскохозяйственного и промышленного производства ввиду массового банкротства в 1990-2000-е годы ключевых предприятий, безработицей, оттоком молодежи в города и обезлюжива-нием деревень, деградацией населения, снижением качества сельской жизненной среды [1].

Для вывода экономики этих субрегионов из кризиса в 2010-2011 годах сотрудниками Института социально-экономических исследований УФИЦ РАН совместно с учеными Академии наук РБ, специалистами различных министерств и ведомств РБ, администраций городов и районов были раз-

1 Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-00570-24-01 на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

2024. Т. 34, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

работаны «Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы» [2] и «Среднесрочная комплексная программа социально-экономического развития северовосточных районов РБ на 2011-2015 годы» [3]. Данные программы в дальнейшем были дополнены и пролонгированы вначале до 2020, затем до 2024 года. Однако многое из запланированного в программах, в частности, в области повышения эффективности производства и занятости населения, развития перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственной кооперации, малого и среднего бизнеса, из-за недостаточного финансирования проектов, неэффективного муниципального и агроме-неджмента, нецелевого использования бюджетных средств и ряда других объективных и субъективных причин, еще не выполнено. Поэтому в 2023 году была разработана новая «Стратегия социально-экономического развития Зауралья РБ до 2030 года» и сейчас рабочие группы по различным направлениям Центра стратегических разработок РБ и Министерства экономического развития РБ разрабатывают, при участии автора данной статьи, аналогичную стратегию применительно к Северо-Востоку РБ. В вышеупомянутых и других программах, стратегиях в качестве одной из приоритетных «точек роста» экономики сельских территорий с позиций перспектив развития этнотуризма и производства органических продуктов питания может рассматриваться формирование и развитие кластера этно-продукции и этноуслуг для создания новых рабочих мест на селе, роста доходов и качества жизни населения.

Результаты исследования

Дисбаланс, отраслевая и территориальная асимметрия в развитии АПК, слабое развитие перерабатывающей промышленности • практическое отсутствие крупных перерабатывающих цехов и предприятий в сельских районах

физический износ сельхозтехники в ряде районов достигает 80-90%.

Низкая производительность труда, технико-технологическое отставание АПК, высокий ^ физический и моральный износ оборудования

• недостаточное развитие логистических центров, системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Отсутствие эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции

Высокая безработица в сельской местности, массовый отток трудоспособного сельского населения в города

доля сельских жителей среди безработных в РБ достигает 60%,

до 80% сельского трудоспособного населения работают за пределами сельских районов.

г - Низкий уровень доходов сельского населения в сельском хозяйстве среднемесячная заработная плата в 2 раза ниже, чем в промышленности.

г Низкая налогооблагаемая база и высокая дотационность местных бюджетов V • доля собственных доходов бюджетов не превышает 21%.

в сельской местности смертность в 1,3 раза превышает рождаемость.

? Неблагоприятная демографическая ситуация

Рис. 1. Социально-экономические проблемы развития юго- и северо-восточных районов

Республики Башкортостан Источник: составлено автором по результатам исследования

По результатам многолетних исследований по развитию сельских территорий [4], проводимых автором совместно с другими учеными Института социально-экономических исследований УФИЦ РАН и ряда других научно-образовательных учреждений РБ, в частности, Сибайского института (филиала) УУНиТ, Башкирского кооперативного института (филиала) РУК, Академии наук РБ, было выявлено, что, начиная с 1990-х годов, к наиболее острым социально-экономическим проблемам сель-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ских районов Башкортостана, в частности, юго- и северо-восточных районов, относятся: дисбаланс, отраслевая и территориальная асимметрия в развитии АПК, слабое развитие перерабатывающей промышленности; низкая производительность труда, технико-технологическое отставание АПК, высокий физический и моральный износ оборудования; отсутствие эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции; высокая безработица в сельской местности и массовый отток трудоспособного сельского населения в города; низкий уровень доходов сельского населения; высокая дота-ционность местных бюджетов и неблагоприятная демографическая ситуация (см. рис. 1).

Кроме социально-экономических проблем, отдельно можно выделить инфраструктурные проблемы сельских территорий, от благополучного решения которых также зависит повышение привлекательности села как места для проживания, работы и бизнеса (рис. 2).

• возраст жилищного фонда на селе более 50 лет;

•потребление некачественной питьевой воды - 35% сельского населения.

•доля межпоселенческих дорог с твердым покрытием составляет менее 65%.

• требуется ввод 24-28 ФАП, ДОУ в каждом сельском районе, до 30% существующих ФАП, ДОУ требуют ремонта;

• необходимость приобретения спецоборудования для 50% объектов социальной сферы.

• требуется проведение высокоскоростной сети Интернет в 234 сельских поселениях;

• необходимость повышения качества услуг муниципальных ИКЦ и развитие частных агроконсалтинговых фирм.

• требуется газификация 34 крупных и средних сельских населенных пунктов;

• необходимость строительства и ремонта водопроводных сетей в 56 крупных сельских

населенных пунктах.

• необходимость развития улично-дорожной сети (строительство 1700 км дорог);

• необходимость ликвидации несанкционированных и обустройства санкционированных мест свалок ТБО.

ФАП - фельдшерско-акушерский пункт; ДОУ - детское дошкольное учреждение; ИКЦ - информационно-консалтинговые центры; ТБО - твердые бытовые отходы

Рис. 2. Инфраструктурные проблемы развития юго- и северо-восточных районов

Республики Башкортостан Источник: составлено автором по материалам исследования

Депрессивное, кризисное положение экономики сельских территорий, низкие доходы, массовая безработица и большой отток трудоспособного населения в города ведет является угрозой утраты этносами своей идентичности и ведет к постепенному исчезновению во многих районах РБ деревень, народных промыслов и ремесел, национальной кухни, народных традиций и обычаев, навыков производства уникальных видов этнопродукции и услуг [5].

Несмотря на реализуемые федеральные и региональные программы, в частности, государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий» [6] на 2020-2025 годы, утвержденную 4 июня 2019 года и пришедшую на смену предыдущих программ: «Социальное развитие села» [7],

У ч

Недостаточное количество ФАП, ДОУ в

ряде районов, слабая материально-техническая база объектов социальной сферы

/ ч

Диспропорции в развитии цифровой экономики, проблемы информационного обеспечения и развития агроконсалтинговых услуг

/■-N

Проблемы газификации, повышения качества электро- и водоснабжения в ряде районов

Проблемы благоустройства и экологии сельских территорий

2024. Т. 34, вып. 4

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [8], за последние 15 лет в РБ исчезло более 100 населенных пунктов [9].

Как нам представляется, сейчас многие федеральные и региональные госпрограммы по развитию экономики села и сельских территорий для более эффективного достижения поставленных задач нуждаются в некоторой корректировке за счет конкретизации дополнительных мероприятий по диверсификации и кластеризации экономики села на кооперативной основе, поддержке широкого спектра не только сельскохозяйственных, но и несельскохозяйственных видов деятельности.

Для нивелирования пространственной поляризации социально-экономического развития городов и районов РБ, решения злободневных проблем сельских территорий актуальны поиск и нахождение специфических для каждой территории «точек роста» экономики - определенных направлений деятельности, развитие которых согласовывалось бы с основными положениями теории устойчивого развития и было целесообразно с экономической, социальной и экологической точек зрения. В качестве таковых сейчас могут рассматриваться перспективные отрасли этноэкономики, этнопредприни-мательства, этнотуризма, которые хорошо дополняют отрасли АПК [10-12; 13-14; 15-17].

Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН обладает ресурсами и опытом для разработки и научно-методического сопровождения стратегий, концепций, бизнес-планов, технико-экономического обоснования проектов развития экономики села.

На рис. 3 нами приведены приоритетные «точки роста» экономики сельских территорий РБ, в том числе юго- и северо-восточных районов, которые уже долгие годы относятся к категории депрессивных и дотационных.

Рис. 3. Приоритетные «точки роста» экономики сельских районов Республики Башкортостан Источник: составлено автором по материалам исследования.

Учитывая устойчивую тенденцию роста спроса в России в последние годы на внутренние туры, в том числе на агро-, этно- и гастрономические туры в сельскую глубинку, в качестве такой «точки роста» - локомотива экономики села, который за счет мультипликативного эффекта способствовал бы комплексному развитию многих сопряженных отраслей и сфер, может рассматриваться агро-, эт-но- и гастрономический туризм, который предполагает параллельное развитие, набирающее сейчас популярность производство экологически чистых, натуральных, органических продуктов питания.

Качественное и стабильное предложение этнотуристических услуг и этнопродуктов [18] -натуральных, экологически чистых продуктов питания национальных кухонь народов России (в том

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

числе сертифицированных по стандартам «Халяль», «Кашрут» и органик-контроля) представляет огромное перспективное поле для научных исследований. При должном уровне управления, продуманная организация муниципальных, межмуниципальных, региональных и межрегиональных агро-пищевых и этнопродуктовых кластеров на кооперативной основе может стать многообещающей сферой (с учетом передового зарубежного и отечественного опытов) для конкурентоспособного, рентабельного и социально ориентированного этнобизнеса на селе, предполагающего сохранение и возрождение народных промыслов и ремесел, традиций и обычаев, технологий производства уникальных национальных продуктов на новой рыночной основе.

Понятие «кластер этнических продуктов и услуг» относится к формированию концентрированных групп предприятий, организаций и предпринимателей, занимающихся производством, обработкой, переработкой (при необходимости) и продажей продуктов и услуг, связанных с культурными и этническими традициями определенной этнической группы или народа. Применительно к Республике Башкортостан это может быть кластер по производству этнических товаров и услуг, характерных, прежде всего, для башкир - титульной нации региона.

Многие башкирские этнопродукты (например, кумыс) производятся все еще локально, с использованием традиционных и экологически устойчивых методов, являясь достаточно дорогими крафтовыми продуктами, занимая премиум-сегмент продуктов питания на региональных рынках. А некоторые этнопродукты РБ неплохо тиражируются и реализуются даже за рубеж, становясь национальными брендами (например, «Башкирский мед»). В некоторых случаях традиционные продукты подвергаются модернизации для соответствия современным вкусам и требованиям (например, кроме традиционного кумыса, бузы производится кумыс и буза с добавлением определенных ингредиентов (меда, ягод, фруктов и др.)). Здесь нужно понимать, что важно сохранение и законодательное закрепление через патентование, брендирование как традиционных рецептур приготовления, так и географических названий национальных блюд и напитков по району производства. Например, как и закрепленный бренд «Башкирский мед», должны быть официально оформлены бренды и на другие популярные качественные этнопродукты, например: «Баймакский кумыс», «Абзелиловский кумыс», «Талкан», «Сибайская буза», «Хайбуллинский корот» и другие, под видом которых часто продают некачественную продукцию [19].

Кластер этнических продуктов и услуг обычно объединяет различных участников рынка, таких как производители, поставщики сырья, торговые посредники, а также интегрирует предприятия, предоставляющие соответствующие услуги и разрабатывающие, например, этно- и гастротуры (туристические агентства, рекламные агентства, образовательные учреждения и др.). Целью создания такого кластера является совместное использование ресурсов и навыков местного населения для повышения конкурентоспособности и увеличения рыночной доли этнической продукции.

Этнический кластер может включать в себя широкий спектр продукции и услуг, включая традиционные продукты питания, ремесленные изделия, национальную одежду, музыкальные инструменты, национальные песни, танцы, эпосы, легенды и придания, а также туристические маршруты и услуги, связанные с этнической культурой и традициями народов.

Кластер этнопродукции и этноуслуг может подразделяться по мере развития на этнопродукто-вый кластер и кластер этноуслуг, которые, безусловно, всегда будут взаимодействовать и взаимодо-полнять друг друга.

Если этнопродуктовый кластер предполагает производство национальных продуктов, в том числе продуктов питания, то кластер этнических услуг представляет собой объединение предприятий, организаций и предпринимателей, которые предоставляют различные услуги, связанные с культурными и этническими традициями определенной этнической группы или народа. Эти услуги могут включать в себя развлекательные мероприятия, культурно-образовательные программы, туристические маршруты, языковые курсы, культурные мероприятия с демонстрацией обычаев и традиций народов, религиозных обрядов и т. д.

Основная идея организации кластера этнических услуг заключается в том, чтобы объединить усилия различных участников рынка для создания целостной инфраструктуры, способствующей продвижению и развитию этнической культуры и традиций. В рамках кластера этнических услуг могут взаимодействовать:

1. Туристические агентства и гиды: предоставление туристических маршрутов и экскурсий, связанных с этнической культурой и традициями.

2024. Т. 34, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2. Рестораны и кафе: предложение национальных блюд и напитков, организация культурных вечеров с национальными танцами, музыкой и песнями.

3. Языковые центры: проведение курсов и занятий по изучению языков этнических меньшинств.

4. Образовательные учреждения: организация культурных программ, мастер-классов, лекций о культуре, истории и традициях определенной этнической группы.

5. Музеи и выставочные центры: проведение выставок, мероприятий и лекций, посвященных культурному наследию и истории этнических сообществ.

6. Религиозные общины: предоставление услуг по проведению религиозных обрядов, организация мероприятий и молитвенных собраний.

7. Мастерские народных промыслов и ремесел: проведение мастер-классов по изготовлению этносувениров, демонстрация желающим традиционных народных промыслов и ремесел.

8. Музыкальные и театральные группы: Проведение выступлений с традиционными музыкальными и театральными номерами.

Формирование кластера этнических услуг позволяет создать сильную сеть взаимодействия между различными участниками рынка, повысить качество предоставляемых услуг, привлечь больше клиентов и туристов, а также сделать культурное наследие более доступным и понятным для широкой аудитории.

Формирование кластера этнопродукции и этноуслуг в Республике Башкортостан может столкнуться с несколькими основными проблемами:

1. Недостаточная развитость инфраструктуры: недостаточное количество специализированных рынков, магазинов или площадок для продажи этнопродукции и предоставления этноуслуг может затруднить продвижение продукции и услуг определенных народов, в том числе этнических меньшинств.

2. Проблемы в маркетинге и продвижении этнотоваров и этноуслуг: необходимость эффективного продвижения этнопродукции и этноуслуг как на региональном, так и на национальном и международном рынках включает в себя разработку инструментария этномаркетинга и этнобрендинга, патентования и лицензирования, создание качественной рекламы национальных товарных знаков, участие в выставках и ярмарках.

3. Низкая информированность потребителей: многие потребители могут быть недостаточно информированы о существующих этнопродуктах и этноуслугах, их особенностях и преимуществах.

4. Проблемы качества и сертификации: важно обеспечить высокое качество этнопродукции и этноуслуг, а также их соответствие стандартам и сертификации, чтобы обеспечить доверие потребителей и расширить возможности реализации, в том числе экспорта за рубеж.

С нашей точки зрения многие блюда башкирской национальной кухни экономически недооценены по достоинству (талкан, корот, казы, тултырма, кызыл эремсек, кумыс, башкирский мед и др.), хотя имеют хороший потенциал для тиражирования и экспорта при научном подходе к вопросам хранения и транспортировки продукции, соответствующей сертификации и брендировании в качестве экологически чистых, органических продуктов питания. Однако проблемой является то, что многие продукты национальной кухни, будучи реально натуральными, халяльными, не являются формально «органическими», «халяльными» из-за отсутствия соответствующей сертификации и брендирования.

5. Финансовые и организационные проблемы: недостаток финансирования, нехватка квалифицированных кадров, сложности в организации производства и поставок могут затруднить формирование этнокластера.

Перспективы формирования этнокластера товаров и услуг как в Республике Башкортостан, так и в других регионах РФ, заключаются в следующем:

1. Сохранение и продвижение культурного наследия: формирование этнокластера позволит сохранить и продвигать традиционные промыслы и ремесла, культурные практики и обычаи, что важно для сохранения этнической идентичности регионов.

2. Развитие различных видов туризма: кластер этнопродукции и этноуслуг может стать привлекательным местом для туристов, интересующихся культурным наследием и традициями.

3. Экономический рост: развитие этнокластера может способствовать созданию новых рабочих мест, увеличению доходов местных производителей и предпринимателей, а также росту экономики муниципальных образований и регионов в целом.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

4. Повышение инвестиционной привлекательности регионов: продукция и услуги, созданные в рамках этнокластеров, могут стать уникальным конкурентным преимуществом регионов и повысить их привлекательность для инвесторов и жителей.

5. Развитие сельских территорий: формирование кластера этнопродукции и этноуслуг способствует развитию сельских районов, где часто проживают этнические меньшинства, представители титульных наций. Развитие этнопредпринимательства может способствовать увеличению благосостояния местного населения и снижению его миграционного оттока в города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Укрепление социокультурных связей: создание этнокластеров способствует укреплению связей между представителями различных этнических групп, поощряя диалог и взаимопонимание.

7. Развитие инноваций и современных технологий: внедрение инноваций и современных технологий в производственные процессы этнопродукции и предоставления этноуслуг может повысить объемы их производства, их конкурентоспособность и привлекательность для потребителей.

8. Производство этнопродукции и предоставление этноуслуг на основе традиционных технологий, методов и материалов может способствовать сохранению окружающей среды и экологичному, устойчивому развитию регионов.

9. Рост экспортного потенциала: высококачественная этнопродукция может иметь потенциал для экспорта на мировые рынки, что способствует увеличению экспортных доходов и привлечению внешних инвестиций.

При этом мы должны понимать, что для успешного формирования этнокластеров и их дальнейшему развитию должна быть организационная и финансовая поддержка государства в виде субсидий, льготных кредитов, обучения кадров и информационно-консультационных услуг для местного населения и потенциальных этнопредпринимателей.

Заключение

Таким образом, одной из глобальных тенденций развития современной экономики является рост спроса в мире на уникальные, характерные для определенных этносов, виды продукции и услуг - этнопродукцию: одежду в стиле «этно», этносувениры, национальные продукты питания, этноту-ризм, этномузыку и др.

Среди основных ее видов наибольший удельный вес занимает популярная сейчас органическая продукция, в том числе экологически чистая сельскохозяйственная этнопродукция, производимая по уникальным национальным рецептам и технологиям.

Развитие этнопредпринимательства в Республике Башкортостан при должном уровне государственной поддержки и самоорганизации населения, предпринимательского сообщества на местах, за счет мультипликативного эффекта на основе роста спроса населения на этнопродукцию (в том числе произведенную и брендированную по стандартам органической, экологически чистой, халяльной продукции) дало бы «второе дыхание» сельскому хозяйству и перерабатывающей промышленности региона, стимулировало бы развитие самозанятости среди безработных, открытие новых крестьянских (фермерских) хозяйств, потребительских сбытовых кооперативов, других форм малого и среднего предпринимательства, реализующих продукцию селян под единым брендом «Этнопродукты Башкортостана».

В заключение следует указать, что формирование, успешное функционирование и долгосрочное устойчивое развитие кластеров этнопродукции и этноуслуг на практике, а не только в форме проекта, требует определенных условий. Вот некоторые из них:

1. Наличие критической массы участников: этнокластеры должны объединять достаточное количество предприятий, организаций и предпринимателей на определенной территории, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие и совместное использование ресурсов.

2. Наличие специализированных ресурсов: регион должен обладать необходимыми ресурсами для производства этнопродукции и предоставления этноуслуг, такими как квалифицированные кадры, сырьё, оборудование и инфраструктура.

3. Планомерная поддержка государства: важна поддержка со стороны государства в виде финансовых инструментов, льгот, программ развития и обучения, которые способствуют созданию и развитию этнокластеров.

4. Развитая логистическая инфраструктура: наличие развитой транспортной и логистической инфраструктуры позволяет эффективно перемещать сырьё, готовую продукцию и оказывать услуги, что важно для успешного функционирования этнокластеров.

594_В.Я. Ахметов_

2024. Т. 34, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

5. Маркетинговая стратегия: этнокластеры должны иметь четкую маркетинговую стратегию для продвижения своей продукции и услуг на рынке, включая уникальный этнобрендинг, рекламу и участие в различных мероприятиях, в том числе на национальном и международном уровнях.

6. Сотрудничество и взаимодействие: важно создать благоприятную среду для сотрудничества и взаимодействия между участниками этнокластеров, а также с другими организациями и предприятиями в регионе.

7. Квалифицированные кадры: наличие квалифицированных специалистов и предпринимателей, обладающих знаниями и опытом в области производства этнопродукции и предоставления этноуслуг, является ключевым фактором успеха этнокластеров.

Таким образом, формирование кластеров этнической продукции и услуг может способствовать развитию социоэкономической сферы регионов России, сохранению культурного наследия и традиций народов России, развитию туризма и созданию новых рабочих мест, повышению конкурентоспособности, доходов местных производителей и предпринимателей, способствовать укреплению межэтнического взаимопонимания и сотрудничества на региональном, национальном и международном уровнях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Исянбаев М.Н., Гатауллин Р.Ф., Ахметов В.Я. Этнопредпринимательство в юго-восточных и северовосточных районах Башкортостана: проблемы и перспективы развития [Текст] // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: материалы X международной научно-практической internet-конференции (14 октября - 14 ноября 2016, г. Уфа, Россия). Уфа, ИСЭИ УФИЦ РАН, 2016. С. 77-81.

2. Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы [Текст] / Правительство Республики Башкортостан, Рос. акад. наук, Ин-т соц. экон. исследований. М.: Экономика, 2011. 384 с.

3. Среднесрочная комплексная программа социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011-2015 годы [Текст] / Правительство Республики Башкортостан, Рос. акад. наук, Ин-т соц. экон. исследований; ред. кол.: Ф.А. Сайфуллин и др. М.: Экономика, 2012. 392 с.

4. Нивелирование пространственной поляризации социально-экономического развития разноуровневых территориальных систем / Р. Ф. Гатауллин, Д. А. Гайнанов, Р. Г. Сафиуллин [и др.]. Уфа: Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН, 2019. 205 с.

5. Ахметов В.Я. Перспективы регионального рынка этнопродукции и этноуслуг в Республике Башкортостан // Уфимский гуманитарный научный форум. 2023. № 3(15). С. 27-36.

6. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/ aNtAARsD8scrvdizD7rZAw0FaFjnA79v.pdf (дата обращения: 20.01.2023).

7. Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 (ред. от 15.07.2013) «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года»». URL: http://www.consultant.m/document/ cons_doc_LAW_64705/ (дата обращения: 20.01.2023).

8. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями)». URL: http://base.garant.ru/70419016/#ixzz5z5mgstWr (дата обращения: 20.01.2023).

9. Гатауллин Р.Ф. Исчезновение сельских населенных пунктов: причины и последствия. Под редакцией А.А. Бурханова // Человек и природа в Восточном Татарстане. Исчезнувшие и исторические села: изучение, сохранение и возрождение. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). // Серия «Восток-Запад: диалог культур и цивилизаций Евразии». Выпуск 16. Казань: Отечество, 2017. С. 153-156.

10. Барлукова А.В. Классификационный статус этнического туризма // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010; № 4 (72): 106-108. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/klassifikatsionnyy-status-etnicheskogo-turizma (дата обращения 120.07.2022).

11. Барлыбаев А.А., Ситнова И.А., Насыров Г.М., Ишназарова З.М. Зарубежный и отечественный опыт формирования агротуристских дестинаций // Биосферное хозяйство: теория и практика. 2018. № 6(9). С. 43-51.

12. Визер Т.В. Экономика. Этнос. Культура // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / ГОУ ВПО «ВятГУ», МЦНИП [Электронный ресурс]. Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2008. №3 (15). Режим доступа: http: // region.mcnip.ru (дата обращения 19.07.2017).

13. Галикеев Р.Н. Развитие межмуниципального сотрудничества при производстве экологически безопасной продукции // Экономика сельского хозяйства России. 2023. № 12. С. 89-94.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

14. Дегтярев А.Н., Солодилова Н.З. В Башкортостане имеется все необходимое для создания мощной туристической индустрии // Инновации. 2010. № 4 (138). С. 70-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-bashkortostane-imeetsya-vse-neobhodimoe-dlya-sozdaniya-moschnoy-turisticheskoy-industrii (дата обращения: 20.07.2023).

15. Донгак В.А. Особенности этнического хозяйства тувинцев [Текст] / Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 1. С. 87-90.

16. Мадюкова С.А., Персидская О.А. Этноэкономика в действии: опыт Тувы и Алтая. ЭКО. 2018. № 5 (527). С. 4564. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/etnoekonomika-v-deystvii-opyt-tuvy-i-altaya (дата обращения: 20.07.2022).

17. Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Этноэкономика как фактор развития [Текст] // Проблемы прогнозирования. 2006. №1. С. 118-123.

18. Рунова Н.Ю. Этнический продукт в формировании этнического предпринимательства // ЭПП. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/etnicheskiy-produkt-v-formirovanii-etnicheskogo-predprinimatelstva (дата обращения: 16.02.2024).

19. Ахметов В.Я. Этнопродукты и этнобренды и их роль в экономике регионов (на материалах Республики Башкортостан) // Журнал прикладных исследований. 2023. № 9. С. 6-13.

Поступила в редакцию 14.03.2024

Ахметов Вилюр Ямилевич, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора экономики и управления развитием территорий,

Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение ФГБНУ Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук 450054, Россия, г. Уфа, Проспект Октября, 71 E-mail: willi76@mail.ru

V.Ya. Akhmetov

REGIONAL MARKET OF ETHNOPRODUCTS AND ETHNOSERVICES IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: ASSESSMENT OF PROSPECTS AND MAIN MECHANISMS OF DEVELOPMENT

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-587-595

The market of ethnoproducts and ethnoservices is one of the underestimated in the subjects of the Russian Federation, including the Republic of Bashkortostan, particularly in terms of the prospects for the development of ethnic entrepre-neurship and ethnotourism in rural areas. Many regions of multinational Russia, including the Republic of Bashkortostan, have huge potential in the production of diverse ethnic products and ethnic services. As a result of the study, the main problems of rural areas were identified and the prospects for the formation of a cluster of ethnoproducts and ethnoservices in the Republic of Bashkortostan in the context of improving the efficiency of socio-economic development of rural areas were analyzed. Proposals have been developed and recommendations have been made to assess the capacity of the market of ethnoproducts and ethnoservices, to improve the management of the sphere of ethnoeconomics and ethno-entrepreneurship at the regional and municipal levels. The expediency of developing both a separate regional target "Comprehensive Program of the Republic of Bashkortostan for the development of ethnic entrepreneurship for 2024-2030" and adjustments, additions to existing federal, regional and municipal programs for territorial development, support for agriculture, small and medium-sized businesses, agricultural production and consumer cooperation, tourism, peasant (farmer) and personal subsidiary farms of the population with specific proposals to stimulate the production and sale of ethnoproducts and ethnoservices, the development of ethnotourism is actualized. The author has also developed proposals for the organization of municipal and inter-municipal ethnoclusters based on the principles of cooperation, combined in the future into a regional ethnocluster Bashkirethnoprodukt, focused on the production and export of certified ethnic eco-products (according to Halal, Kashrut and organic control standards) with a single food ethnobrand "Ethnoproducts of Bashkortostan".

Received 14.03.2024

Akhmetov V.Ya., Candidate of Economics, Associate Professor, Senior Researcher in the Sector

of Economics and Territorial Development Management

Institute of Socio-Economic Research is a separate structural subdivision

of Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

Prospekt Oktyabrya, 71, Ufa, Republic of Bashkortostan, 450054

E-mail: willi76@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.