Научная статья на тему 'ЭТНОПРОДУКТЫ И ЭТНОБРЕНДЫ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)'

ЭТНОПРОДУКТЫ И ЭТНОБРЕНДЫ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕМКОСТЬ РЫНКА / МАРКЕТИНГ / ЭТНИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭТНОПРОДУКЦИЯ / ЭТНОУСЛУГИ / ХАЛЯЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / КОШЕРНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЭТНОБРЕНДЫ / ЭТНОРЫНКИ / ЭТНИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / РЕГИОН / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметов Вилюр Ямилевич

В статье на материалах Республики Башкортостан сделана попытка систематизировать основные виды этнической продукции и услуг, потенциально возможные к производству в сельских районах, для диверсификации экономики села, повышения доходов и занятости населения. Обосновывается необходимость брендирования этнопродукции для повышения инвестиционной и туристической привлекательности сельских территорий. Организация аутентичных этнодеревень, многонациональных этнопарков также может рассматриваться как фактор сохранения историко-культурного материального и нематериального наследия, традиций и обычаев народов России за счет развития этнокультурного туризма, активизации предпринимательской деятельности и открытия новых предприятий, повышения спроса на этнопродукцию, возрождения на рыночной основе исчезающих народных промыслов и ремесел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахметов Вилюр Ямилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPRODUCTS AND ETHNO-BRANDS AND THEIR ROLE IN THE ECONOMY OF THE REGIONS (BASED ON THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

In the article, based on the materials of the Ministry of Agriculture of the Republic of Bashkortostan, an attempt is made to systematize the main types of ethnic products and services, potential production opportunities in rural areas, to diversify the rural economy, increase incomes and employment of the population. The necessity of branding ethnoproducts to increase the investment and tourist attractiveness of rural areas is substantiated. The organization of authentic ethnic villages, multinational ethnoparks can also be considered as a factor in preserving the historical and cultural material and intangible heritage, traditions and customs of the peoples of Russia through the development of ethno-cultural tourism, the activation of entrepreneurial activity and the opening of new enterprises, increasing demand on the basis of ethnoproducts, the revival of disappearing folk crafts and crafts on a market basis.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПРОДУКТЫ И ЭТНОБРЕНДЫ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)»

ШтаИИШШЕМВШЕШШНШ

DOI 10.47576/2949-1878_2023_9_6 УДК 332.12

ЭТНОПРОДУКТЫ И ЭТНОБРЕНДЫ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Ахметов Вилюр Ямилевич,

кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора экономики и управления развитием территорий, Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра РАН, г. Уфа, Россия, е-mail: wШi76@mail.ш

В статье на материалах Республики Башкортостан сделана попытка систематизировать основные виды этнической продукции и услуг, потенциально возможные к производству в сельских районах, для диверсификации экономики села, повышения доходов и занятости населения. Обосновывается необходимость брендирования этнопродукции для повышения инвестиционной и туристической привлекательности сельских территорий. Организация аутентичных этнодеревень, многонациональных этнопарков также может рассматриваться как фактор сохранения историко-культурного материального и нематериального наследия, традиций и обычаев народов России за счет развития этнокультурного туризма, активизации предпринимательской деятельности и открытия новых предприятий, повышения спроса на этнопродукцию, возрождения на рыночной основе исчезающих народных промыслов и ремесел.

Ключевые слова: емкость рынка; маркетинг; этническая экономика; этническое предпринимательство; этнопродукция; этноуслуги; халяльная продукция; кошерная продукция; этнобренды; этнорынки; этническая кооперация; регион; сельские территории; Республика Башкортостан.

UDC 332.12

ETHNOPRODUCTS AND ETHNO-BRANDS AND THEIR ROLE IN THE ECONOMY OF THE REGIONS (BASED ON THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

Akhmetov Vilyu Yamilevich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher in the Sector of Economics and Territorial Development Management, Institute of SocioEconomic Research of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia, e-mail: willi76@mail.ru

In the article, based on the materials of the Ministry of Agriculture of the Republic of Bashkortostan, an attempt is made to systematize the main types of ethnic products and services, potential production opportunities in rural areas, to diversify the rural economy, increase incomes and employment of the population. The necessity of branding ethnoproducts to increase the investment and tourist attractiveness of rural areas is substantiated. The organization of authentic ethnic villages, multinational ethnoparks can also be considered as a factor in preserving the historical and cultural material and intangible heritage, traditions and customs of the peoples of Russia through the development of ethno-cultural tourism, the activation of entrepreneurial activity and the opening of new enterprises, increasing demand on the basis of ethnoproducts, the revival of disappearing folk crafts and crafts on a market basis.

Keywords: market capacity; marketing; ethnic economy; ethnic entrepreneurship; ethnic products; ethnic services; halal products; kosher products; ethnic brands; ethnic markets; ethnic cooperation; region; rural territories; Republic of Bashkortostan.

В настоящее время как на федеральном, так и региональном и местном уровнях управления пришло понимание того, что развитие экономики села возможно только при комплексном подходе. Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» [1] на 2020-2025 гг., утвержденная 4 июня 2019 г. и пришедшая на смену предыдущих программ «Социальное развитие села» [2], «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [3], ставит главной целью повышение качества жизни селян, в частности за счет роста доходов, активизации малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственной кооперации, снижения безработицы, улучшения благоустройства сел и решения демографических проблем (роста рождаемости, снижения смертности, сдерживания оттока населения и привлечения молодежи в сельскую местность).

Как нам представляется, данная государственная программа для более эффективного достижения поставленных задач нуждается в некоторой корректировке за счет дополнения ее конкретными проектами, мероприятиями по диверсификации экономики села и поддержке широкого спектра не-

сельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, в том числе в области этноэкономики и этнопредпринимательства (хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, торговля, агро- и этнотуризм, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственных растений и другого недревесного сырья, заготовка и обработка древесины, производство строительных материалов и др.). Это можно обосновать тем, что сейчас на социально-экономическое развитие сельских территорий уже нельзя смотреть только через призму перспектив сельскохозяйственного производства.

При доминирующем изначальном положении сельского хозяйства все большую роль в обеспечении занятости и доходов селян начи -нают играть альтернативные виды деятельности. Если до 1990-х гг. практически 90-100 % доходов селян приносила работа в колхозах и совхозах, то сейчас основные доходы приносят личное подсобное хозяйство и несельскохозяйственные виды деятельности [4].

Отсутствие до настоящего времени должного внимания к поддержке и финансирова-

нию несельскохозяйственных видов деятельности во многом обусловлено традиционно ошибочным подходом в аграрной политике к развитию экономики села. Практически во всех федеральных, региональных и муниципальных программах по развитию сельских территорий приоритетно выделялись только развитие сельского хозяйства, агропромышленного комплекса без учета альтернативных видов деятельности на селе. Во многом это обусловлено некорректным отождествлением категорий «сельское хозяйство» и «экономика села», также частой несогласованностью в финансировании межотраслевых проектов федеральными и региональными министерствами и ведомствами. Лишь в последние годы стали в некоторых программах обозначаться иные формы занятости на-

селения в сельской местности, в частности агро- и этнотуризм, народные промыслы и ремесла, сфера услуг, однако многие вопросы их нормативно-правового регулирования, субсидирования и льготного кредитования до сих пор остаются открытыми.

Для предметного анализа современного состояния, проблем и перспектив диверсификации и кластеризации сельской экономики через развитие несельскохозяйственных видов деятельности и кооперативов необходимо разграничивать понятия «экономика села» и «аграрная экономика», «сельское хозяйство», «агропромышленный комплекс», которые во многих программах часто некорректно отождествляются. На рис. 1 выделены основные отрасли экономики современного села.

Рисунок 1 - Основные отрасли экономики современного села

Среди них в Республике Башкортостан сельское и лесное хозяйство, безусловно, являются доминирующими отраслями. В качестве новых и перспективных отраслей растениеводства, которые появились только в 1990-2000-е гг., можно выделить грибоводство, производство клубники, лекарственно-

го растительного сырья из дикорастущих и культивируемых растений. Из отраслей животноводства по сравнению с другими субъектами России в регионе хорошо развиты молочное и мясное скотоводство, коневодство, птицеводство и свиноводство, пчеловодство. Недостаточно развиты, но весьма

перспективны - овцеводство и козоводство, кролиководство, звероводство, рыбоводство и рыболовство.

Также во многих сельских районах Башкортостана не получили должного развития перерабатывающая промышленность, глубокая переработка сельскохозяйственного сырья, поэтому в торговых сетях представ-

лена в основном продукция других регионов России(Республики Татарстан, Челябинской, Оренбургской областей и др.) и зарубежных стран.

На рис. 2 представлены наиболее перспективные точки роста экономики села Республики Башкортостан.

Рисунок 2 - Перспективные точки роста экономики сельских районов Республики Башкортостан

Учитывая уникальные природные ландшафты и благоприятные природно-климатические условия, сохранившиеся традиции и обычаи коренного башкирского населения, Республика Башкортостан имеет огромный потенциал в развитии различных видов туризма (прежде всего, агро- и этнотуризма), производстве уникальных, произведенных по традиционным народным технологиям экологически чистых этнопродуктов, организации сетей этнокафе, этноресторанов башкирской национальной кухни. Разнообразные направления этнического предпринимательства наиболее перспективны применительно

к юго- и северо-восточным районам республики, так как именно здесь проживает больше всего коренного башкирского населения и лучше сохранились его традиции и обычаи, в том числе в производстве уникальных национальных продуктов, соответствующим стандартам «Халяль» (бишбармак, тултыр-ма, казылык, кумыс, курут, кызыл эремсек, буза, билдэме, талкан и др.), рынок которых имеет устойчивую тенденцию к росту [5].

Все отрасли этноэкономики современного села Республики Башкортостан, имеющие потенциал вырасти в широкомасштабный эт-нобизнес (в том числе за счет развития этни-

ческой кооперации между производителями сии и за рубеж), можно выделить в четыре и продавцами этнопродукции, организации основных группы (рис. 3). ее экспортных потоков в другие регионы Рос-

Рисунок 3 - Перспективные направления этнического предпринимательства и этнической кооперации в Республике Башкортостан

Как правильно отмечает А. А. Барлыбаев: «...используя аграрные технологии, небольшие семейные фермы способны оптимально использовать агроресурсы местности, развивать народные промыслы и ремесла, формировать высокопродуктивные и экологически устойчивые агросистемы и агроландшафты. Развитие этих направлений этноэкономики должно рассматриваться во взаимосвязи с «большой» экономикой регионов, обеспечения и расширения сырьевой базы предприятий переработки, дополнительной занятости населения, роста налогооблагаемой базы и средств местных бюджетов, развития социальной инфраструктуры» [6].

В настоящее же время, несмотря на рост популярности в мире и в России этнотуриз-ма, этномоды, этнодизайна, национальной кухни, этнографических и гастрономических туров, наличие многих федеральных, региональных и муниципальных программ, фондов по поддержке и развитию сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, народных промыслов, развитие

этнического бизнеса в сельской местности оставляет желать лучшего. Многие народные промыслы и ремесла, технологии производства уникальных национальных продуктов, которые раньше передавались из уст в уста, сохраняются лишь единичными мастерами и находятся на грани исчезновения. При этом в Республике Башкортостан, так же как и в других регионах России, традиционно функционировало еще с давних времен большое число предприятий сферы этнического предпринимательства, производящих товары народного потребления самых различных видов. Так, в 1928-1929 гг. в районах и городах Башкортостана имелось около 54 212 предприятий мелкой и кустарно-ремесленной промышленности, на которых было занято 74,2 тыс. человек трудоспособного населения республики. Были развиты гончарно-бондарное, кузнечное и кузнечно-слесарное, лесопильное, столярно-мебельное производства, также мыловарение, производство корзин, плетеной мебели, обуви, телег, саней и др. Однако если раньше ремесленничество

и промыслы давали значительный заработок населению, то сейчас лишь отдельные предприниматели, селяне и горожане знакомы с ними. Например, в Башкортостане и за его пределами известно не более десятка предприятий этнобизнеса, среди которых ГУП Башкирские художественные промыслы «Агидель», ООО Ателье «Салават», ЧПКФ «Вахитов и Сыновья», ООО «Девятов и Ко», ООО «Каро» [7].

Основными причинами слабого развития этнического предпринимательства в сельских районах являются массовый отток моло -дежи в города, утрата института наставничества в этой сфере, слабая государственная поддержка, низкая предпринимательская активность населения и практическое отсутствие кооперации между субъектами этно-бизнеса. Это объясняется также относительно небольшим по сравнению с развитыми странами историческим опытом предпринимательской деятельности и работы в услови -ях рыночной экономики, сменой поколений и потерей многих навыков производства национальных продуктов и услуг, особенностями менталитета селян, их низкой экономической и правовой грамотностью, элементарной ленью, отсутствием современных навыков бизнес-планирования, нехваткой финансов для начала бизнеса и недостаточным доверием к кооперативным отношениям.

В целом в регионе по развитию сельскохозяйственной кооперации при общем кураторстве Центра сельскохозяйственного консультирования при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан ведется в настоящее время большая кропотливая работа, которая уже дает определенные положительные результаты в росте числа кооперативов в отраслях растениеводства и животноводства. Так, Башкортостан по итогам 2018-2022 гг. занимает стабильно первые места в стране по количеству вновь создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Однако кооперация получает развитие в основном в молочном и мясном животноводстве, зерноводстве. Хозяйства и кооперативы в сфере глубокой переработки сельхозпродукции, по развитию несельскохозяйственных видов деятельности, в том числе в сфере этнического предпринимательства (туризма, народных промыслов и ремесел, бытового и социально-культурного

обслуживания населения, заготовке и переработке дикорастущих плодов и ягод, лекарственного и другого недревесного сырья, заготовке и обработке древесины, производству строительных материалов и другим) пока еще не получили должного развития. Поэтому сейчас важна популяризация коопе -ративных принципов работы применительно не только к сельскохозяйственным, но и к не -сельскохозяйственным видам деятельности, целесообразна четкая адресная поддержка субъектов этнопредпринимательства в сферах хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, сельской торговли, туризма, народных промыслов и ремесел, бытового и социально-культурного обслуживания сельского населения, заготовки и переработки дикоросов и др. в каждом сельском районе Башкортостана. Кроме того, многие уникальные этнические продукты и услуги нуждаются в законодательной защите через патентование, лицензирование, официальное закрепление за определенными территориями и производителями товарных знаков - этнобрендов. Очень важна правовая охрана как существующих этно-брендов Башкортостана («Салават Юлаев», «Курай», «Яктыкуль», «Абзаково», «Капова пещера (Шульган-Таш)»), так и разработка, продвижение новых региональных и муниципальных брендов («Абзелиловский кумыс», «Зианчуринские шали», «Зерновая фабрика», «Буранбай», «Талкас», «Ирандык», «Га-дельша», «Темяс» и др.). Некоторые отрасли этнобизнеса весьма перспективны для образования этнокооперативов-этнокластеров по производству этнических товаров и услуг, в том числе этносувенирной продукции [8].

Начиная с I национального конкурса региональных брендов продуктов питания «Вкусы России» в 2021 г. республику ежегодно представляют более 15 башкирских брендов, в том числе «Башкирский учпоч-мак», «Башкирский талкан», «Ремесленный шоколад из Башкирии», «Башкирский соус», «Башкирский кумыс», «Башкирская безалкогольная медовуха», «Бурзянский бортевой мёд», «Федоровский гусь», «Башкирский выдержанный сыр», «Башкирский сыровяленый казы», «Башкирский корот», «Башкирский медовый сыр», Минеральная вода «Кургазак» и другие, которые по потенциалу не уступают «Тульскому прянику», «Оренбургскому пухо-

вому платку», «Адыгейскому сыру», «Астраханскому арбузу», «Вологодскому маслу» [9].

В настоящее время для целенаправленного продвижения этих и других этно-брендов на российский и международный рынки необходимо целенаправленное исследование российского и зарубежного опыта в сфере этнобрендинга руководством предприятий и Правительством Республики Башкортостан для формирования этнокоо-перативов и этнокластеров [10].

Исходя из проведенного комплексного анализа современных проблем и тенденций развития этнического предпринимательства, производственной и потребительской кооперации, можно сделать следующие общие выводы относительно дальнейшего развития сферы этнобизнеса в регионах России, в том числе в Республике Башкортостан.

1. Для развития этнической кооперации и сети этнокооперативов в сельских районах необходимо использовать богатый мировой и отечественный опыт руководителей центров народных промыслов и ремесел, этно-туристических фирм, специалистов системы Центрсоюза РФ и Башпотребсоюза, консультантов в области бизнес-планирования, руководителей кооперативов, обладающих практическим опытом предпринимательской деятельности; также ЛПХ и КФХ, сохраняющих и возрождающих навыки и технологии производства уникальных этнопродуктов. К исследованиям в области этнического бизнеса и этнокооперации надо широко привлекать научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов вузов и ССУЗов региона.

2. В настоящее время наиболее актуальны разработка типовых бизнес-планов и алгоритмов организации этнофирм, этно-кооперативов и этнодеревень, выпуск электронных учебников, брошюр, методических рекомендаций в области бизнес-планирования, организации сельскохозяйственных и потребительских кооперативов с учетом

зарубежного и отечественного опыта развития этнобизнеса. Целесообразна, разработка отдельного интернет-сайта, групп в социальных сетях, посвященных описанию успешных мировых и отечественных практик, нормативно-правовой базы этнического предпринимательства.

3. Кооперативная система должна становиться многоуровневой. Только тогда она будет устойчивой в долгосрочном плане. Объединяясь, местные (первичные) этнокоо-перативы должны образовывать локальные отраслевые кооперативные союзы второго и последующего уровней, которые, в свою очередь, могут послужить основой зональных и региональных ассоциаций, союзов кооперативов, создаваемых на уровне административных районов или региона в целом. Региональные ассоциации, в свою очередь, могут входить в национальные кооперативные союзы на уровне России.

4. Министерству по предпринимательству и туризму Республики Башкортостан, Фонду развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан целесообразно предусмотреть отдельные меры поддержки этнопредпринимательства и этно-кооперации: необходима разработка отдельной подпрограммы развития этнического предпринимательства и этнической кооперации для сельских районов Башкортостана в рамках «Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства», в которой должны быть предусмотрены меры финансовой поддержки, правовой защиты и продвижения этнобрен-дов, предоставления субсидий из бюджета республики субъектам этнического предпринимательства, их микрофинансирования.

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания Уфимского федерального исследовательского центра РАН № 075-01134-23-00 на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Список литературы _

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/aNtA ARsD8scrvdizD7rZAw0FaFjnA79v.pdf (дата обращения: 20.01.2023).

2. Постановление Правительства Российской Федерацииот 03.12.2002 № 858 (ред. от 15.07.2013) «О феде-

ральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года»». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_64705/ (дата обращения: 20.01.2023).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями)». URL: http://base.garant.rU/70419016/#ixzz5z5mgstWr (дата обращения: 20.01.2023).

4. Ахметов В. Я. Несельскохозяйственные виды деятельности в сельской местности: современное состояние, проблемы и перспективы развития (на примере сельских районов Республики Башкортостан) // Вестник Евразийской науки. 2019. № 5. Т. 11. URL: https://esj.today/PDF/03ECVN519.pdf (дата обращения: 20.01.2023).

5. Ахметов В. Я. Этническое предпринимательство и его роль в развитии экономики современного села (на примере юго- и северо-восточных районов Республики Башкортостан // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 5. С. 77-81.

6. Барлыбаев А. А. Традиционная экономика башкир и современность // Ватандаш (Соотечественник). 2003. № 5. С. 25-30.

7. Исянбаев М. Н., Гатауллин Р. Ф., Ахметов В. Я. Этнопредпринимательство в юго-восточных и северо-восточных районах Башкортостана: проблемы и перспективы развития // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: материалы X международной научно-практической internet-конференции (14 октября - 14 ноября 2016, г. Уфа, Россия). Уфа, ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. С. 77-81.

8. Ахметов В. Я., Якшимбетова Г И. Этнобрендинг и его роль в повышении инвестиционной и туристской привлекательности сельских районов в условиях пандемии коронавируса (на примере Башкирского Зауралья) // Вестник Евразийской науки. 2020. Т 12. № 6. URL: https://esj.today/PDF/22ECVN620.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

9. Башкирские бренды. URL: http://bashpredmsk.bashkortostan.ru/ru/republic/brands/ (дата обращения: 29.01.2023).

10. Тажитдинов И. А., Гайнанов Д. А., Ахметов В. Я. Приоритетные направления кластеризации агробизнеса в юго- и северо-восточных районах Республики Башкортостан // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 9 (103). URL: http://www.uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/4535-2017-09-20-08-24-38 (дата обращения: 29.01.2023).

References _

1. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 696 of 31.05.2019 «On Approval of the State Program of the Russian Federation «Integrated development of Rural Territories» and on Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation». URL: http://static.government.ru/media/files/aNtAARsD8scrvdizD7rZAw0FaFjn A79v.pdf (accessed: 20.01.2023).

2. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 03.12.2002 No. 858 (ed. dated 15.07.2013) «On the federal target program «Social development of rural areas until 2013». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_64705 / (date of application: 20.01.2023).

3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 598 dated 15.08.2013 «On the Federal Target program «Sustainable development of Rural areas for 2014-2017 and for the period up to 2020» (with amendments and additions)». URL: http://base.garant.ru/70419016/#ixzz5z5mgstWr (accessed: 20.01.2023).

4. Akhmetov V. Ya. Non-agricultural activities in rural areas: current state, problems and prospects of development (on the example of rural areas of the Republic of Bashkortostan). Bulletin of Eurasian Science. 2019. No. 5. Vol. 11. URL: https://esj.today/PDF/03ECVN519.pdf (date of address: 20.01.2023).

5. Akhmetov V. Ya. Ethnic entrepreneurship and its role in the development of the economy of a modern village (on the example of the south- and north-eastern regions of the Republic of Bashkortostan. The economics of agriculture in Russia. 2018. No. 5. Рp. 77-81.

6. Barlybaev A. A. Traditional Bashkir economy and modernity. Vatandash (Compatriot). 2003. No. 5. Рp. 25-30.

7. Isyanbayev M. N., Gataullin R. F., Akhmetov V. Ya. Ethnic entrepreneurship in the south-eastern and north-eastern regions of Bashkortostan: problems and prospects of development. Problems of functioning and development of territorial socio-economic systems: materials of the X International Scientific and Practical Internet Conference (October 14 -November 14, 2016, Ufa, Russia). Ufa, ISEI UNC RAS, 2016. Рp. 77-81.

8. Akhmetov V. Ya., Yakshimbetova G. I. Ethnobranding and its role in increasing the investment and tourist attractiveness of rural areas in the conditions of the coronavirus pandemic (on the example of the Bashkir Trans-Urals). Bulletin of Eurasian Science. 2020. T 12. No. 6. URL: https://esj.today/PDF/22ECVN620.pdf (date of application: 25.01.2023).

9. Bashkir brands. URL: http://bashpredmsk.bashkortostan.ru/ru/republic/brands / (accessed: 29.01.2023).

10. Tazhitdinov I. A., Gainanov D. A., Akhmetov V. Ya. Priority directions of agribusiness clustering in the south- and north-eastern regions of the Republic of Bashkortostan. Management of economic systems: electronic scientific journal. 2017. No. 9 (103). URL: http://www.uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/4535-2017-09-20-08-24-38 (accessed: 29.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.