РЕГИОНАЛЬНЫМ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
О.В. Юрьева, А.В. Шлеенко
Аннотация. В результате исследований выявлены функции региональных органов в управлении сельскохозяйственными земельными ресурсами, направленные на эффективное использование земель и учитывающие федеральные, региональные, муниципальные цели и цели сельскохозяйственных производителей.
Ключевые слова: аграрная реформа, региональное управление, сельскохозяйственные земли, частная собственность, повышение экономического потенциала.
Современное управление сельскохозяйственными землями осуществляется в условиях продолжающейся земельной реформы. В ходе земельной реформы монополия государственной собственности на землю была прекращена, развитие получила частная собственность на землю, возникло многообразие форм земельной собственности, созданы условия для развития рынка земли.
Предпосылки для земельной реформы создала реформа аграрная. На уровне отрасли она включала в себя приватизацию земли как основного средства производства, ликвидацию коллективных форм организации сельскохозяйственного производства. Эти институциональные преобразования должны были реформировать всю систему стимулов для хозяйства и граждан, содей-
ствуя повышению эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора [1].
Рисунок 1 - Земельная реформа в системе аграрных преобразований
Аграрная реформа включала реформирование земельных отношений, организацию хозяйств и структуру производства. Схематично аграрные преобразования можно выразить в виде, представленном на рисунке 1.
Основная цель земельной реформы, начатой в 1990 г. и продолжающейся до сих пор, заключается в повышении эффективности использования земли путем формирования отношений собственности на землю и введения земельных участков в рыночный оборот.
Трансформация земельных отношений преимущественно охватила земли сельскохозяйственного назначения. В ходе реформы была осуществлена массовая приватизация сельхозугодий. Земельные участки колхозов и совхозов перешли бесплатно в общую долевую собственность работников, занятых в сельском хозяйстве. Права собственности на земельные участки закреплялись в виде долей. В результате, значительная площадь приватизированных земель оказалась в собственности лиц, не занимающихся сельским хозяйством (пенсионеров, работников социальной сферы, бывших работников сельскохозяйственных организаций и т.п.). Предоставленные земельные участки были «виртуальны», то есть объект права не был конкретизирован, отсутствовала информация о природных характеристиках участка, его местоположении [2].
Россия добилась огромного прогресса в области земельной приватизации за счет упрощенной системы раздела сельхозугодий, в результате которой сформировалась определенная категория прав на землю в виде земельных долей. За время реформ в частную собственность перешло 73,2% таких земель [3].
Помимо наделения граждан правами собственности, существует еще один важный источник повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель: переток ресурсов к более эффективным производителям благодаря функционированию земельного рынка, то есть осуществлению сделок с землей.
В Российской Федерации по данным Государственного кадастра недвижимости площадь земель, вовлеченная в оборот в 2007 году, составляет 335,6 млн. га -это 19,6 % от всей территории страны. Из них 18,9% -сделки, совершенные с государственными и муниципальными землями. Оборот земель, находящихся в частной собственности, достигает всего лишь 0,7% от всех земель РФ [3]. Таким образом, на рынке земли преобладают сделки, совершаемые с государственными и муниципальными землями, которые формируют первичный рынок земли. Вторичный рынок земли, предполагающий переход к наиболее эффективным собственникам, практически отсутствует.
В результате, в России не созданы основные предпосылки повышения эффективности использования земель: не специфицированы права на землю, не развит рынок земли. Как результат наблюдается снижение показателей использования земель сельскохозяйственного назначения.
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения за последние 6 лет сократилась на 4,4 млн. га. За этот же период посевная площадь уменьшилась на 7275 тыс. га, или на 8,6%; при этом темпы ее вывода в 3,4 раза опережают темпы снижения площади пашни. В то же время наблюдается увеличение площадей залежных земель - на 336 тыс. га, или на 11,6%. Все это не способствует созданию условий для развития агропромышленного комплекса.
Субъектами управления в условиях земельной реформы являются: государственные органы власти (федеральные, региональные), местное самоуправление, землевладельцы и землепользователи. При этом органы власти могут являться одновременно и собственниками земель.
Таким образом, государственное управление землями сельскохозяйственного назначения в современных условиях направлено на формирование рынка земли.
Региональное управление предполагает государственное управление в границах территории субъекта РФ, направленное на выполнение федеральных задач, входящих в их компетенцию в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений, а также - самостоятельное решение вопросов по развитию региона, связанных главным образом с повышением социально-экономических условий жизнедеятельности населения. Региональное управление земельными ресурсами представляет собой, с одной стороны, деятельность органов государственной власти, осуществляющих решение федеральных задач по сохранению национального богатства и вовлечению земельных участков в оборот, и, с другой - целенаправленный процесс, связанный с повышением эффективности использования земель, направленный на социально-экономическое развитие региона.
На современном этапе выделяются основные аспекты регионального управления земельными ресурсами
[4]:
- взаимоотношения региона и федерации (центр);
- взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т. п.);
- собственное региональное управление, направленное на развитие региона.
Взаимоотношения центра и региона связаны с разделением предметов ведения и делегирования полномочий. Целью федерального управления является эффективное использование земель на основе формирования земельных отношений. Часть полномочий по регулированию земельных отношений, распоряжению земель, земельному контролю, косвенным методам регулирования (установления ставок земельных платежей) переданы государственным органам власти субъектов РФ.
Один из основных методов управления состоит в дифференцированном подходе регулирования земельных отношений в регионах. Для того чтобы дать оценку осуществления данных задач в Курской области, нами была проведена группировка регионов Центрального федерального округа по показателю эффективности использования земель 1Фс/х. На основе данного показателя каждому субъекту РФ присваивается ранг (место), причем ранг 1 присваивается региону с наивысшим значением показателя. Далее регионы распределялись на три группы с одинаковым ранговым интервалом.
Первая группа характеризуется высокими показателями эффективности использования земель, вторая группа - средними значениями, третья - низкими показателями (таблица 1). Курская область занимает первую позицию в приведенной группировке.
Данная группировка служит основой для проведения дифференцированной государственной политики и обеспечит классификацию подходов к поддержке регионов в становлении земельных отношений (таблица 2).
В целом, поддержка данных мероприятий региональными органами управления должна носить целевой характер. Их реализация будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона, увеличению доходообразующей части бюджета области, повышению эффективности использования земель, позволит улучшить социальные условия населения.
Другой составляющей регионального управления земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения является повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель регионов путем целенаправленного воздействия органов власти субъектов РФ.
Таблица 1 - Группировка регионов Центрального федерального округа по показателю эффективности использования земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения_____________________________________________
Регионы Продукция сельского хозяйства в расчете на единицу площади земель сельскохозяйственного назначения, 1с/х, млн.руб./тыс.га Хар актер истика
Первая группа: Для данных регионов характерны высокие показатели эффективности использования земель. В этих субъектах РФ оказывается поддержка сельхозпроизводителей региональными органами власти, проводятся меры по становлению земельных отношений и развитию рынка земли
Московская область 42,69
Белгородская область 35,54
Владимирская область 26,87
Липецкая область 22,27
Курская область 17,81
Тульская область 17,01
Вторая группа: Для данных регионов характерны средние показатели эффективности использования земель. В субъектах РФ оказывается недостаточная поддержка сельхозпроизводителей региональными органами власти, необходимо применять меры по становлению земельных отношений и развитию рынка земли
Воронежская область 14,93
Орловская область 13,04
Ивановская область 12,39
Ярославская область 12,31
Тамбовская область 12,13
Третья группа: Для данных субъектов РФ характерны низкие показатели эффективности использования земель. В этих регионах необходимы меры по поддержке сельхозпроизводителей, формированию земельных отношений, становлению рынка земли
Калужская область 11,79
Брянская область 11,35
Рязанская область 11,14
Костромская область 9,01
Смоленская область 5,97
Тверская область 4,13
Т аблица 2 - Направления совершенствования регионального управления земельными ресурсами [5]
Методы Предложения по совершенствованию
Администра- тивные Разграничение полномочий между государственными и муниципальными органами управления по трансформации отношений собственности на землю в части наделения региональных и муниципальных органов управления полномочиями по распоряжению земельными участками, не оформленных в собственность, аренду, с передачей соответствующих финансовых средств. Разработка и реализация областных целевых программ по активизации рынка земли. Территориальное планирование использования земель сельскохозяйственного назначения на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Размещение производительных сил в районах, где стоимость земельных участков низкая, что позволит повысить их привлекательность и увеличить конкурентоспособность на рынке земли. В качестве «полюсов роста» могут рассматриваться предприятия, сопряженные с сельскохозяйственным производством; прежде всего, это предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию. Создание в областном центре и в муниципальных районах консультационных бюро, которые смогут вести прием граждан и юридических лиц по вопросам оформления земельных участков; оказание юридические услуг. Проведение анализа собственников земельных долей и перевод невостребованных земель в собственность субъектов РФ, передача данных земельных участков в аренду или их продажа сельхозпроизводителям
Экономические Дифференциация ставок земельных платежей в муниципальных районах региона, учитывающих эффективность использования земель. Льготное налогообложение для сельхозпроизводителей, которые завершили государственную регистрацию прав собственности на землю. Снижение процентных ставок при получении ипотеки под гарантию прав на землю. Распределение субсидий на уплату части затрат, связанных с работами по межеванию и оформлению земельного участка
Информационные Проведение мониторинга сельскохозяйственных земель. Проведение инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения. Создание единой информационной базы для всех органов управления в регионе
Кадровые Подготовка специалистов в регионе в условиях инновационной политики государства по созданию автоматизированных баз данных. Повышение квалификации региональных и муниципальных служащих в вопросах управления земельными ресурсами
Для повышения экономического потенциала территории необходимо проводить диагностику состояния использования земель, выявлять факторы, влияющие на эффективность, разрабатывать стратегическую политику, направленную на экономический рост региона путем повышения эффективности землепользования. Данные исследования необходимы для составления долгосрочных и среднесрочных региональных программ повышения эффективности использования земель в сельском хозяйстве.
В качестве перспективных направлений дальнейших исследований следует отметить следующие: приоритетные направления повышения эффективности использования земель; оценка эффективности регионального управления земельными ресурсами; региональное управление земельными ресурсами в рамках концепции местного самоуправления.
В заключение следует отметить, что эффективное управление земельными ресурсами является необходимой составляющей государственной региональной политики. Основные ее направления должны основываться на дифференцированном подходе к регулированию земельных отношений. В свою очередь повышение эффективности использования земель в регионе будет способствовать снижению дифференциации регионов и повышению эффективности региональной экономики.
Список использованных источников
1 Кресникова Н.И. Формирование системы земельных отношений в аграрном секторе экономики: теория, методоло-
гия и практика: автореферат диссертации ... д-ра экон. наук. -М., 2009.- 58 с.
2 Никонова Г.Н. Организационно-экономический механизм регулирования земельных отношений на региональном и муниципальном уровнях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2007. -№1. -С.40-41.
3 Государственный национальный доклад о состоянии и
использовании земель РФ в 2007 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kadastr. ru/news/report
/public report/654589/ Загл. с экрана.
4 Борисоглебская Л.Н., Юрьева О.В. Активность земельного рынка как фактор формирования благоприятного инвестиционного климата// Сборник научных трудов. Инновационная Россия: опыт регионального развития. Курский государственный технический университет.- Курск, 2009.- С. 2025.
5 Борисоглебская Л.Н., Юрьева О.В. Институциональный подход к исследованию земельной реформы // Российское предпринимательство.- 2009.- №10. -С. l29-135.
Информация об авторах
Юрьева Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экспертизы и управления недвижимостью ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», тел. 8-920-266-84-04.
Шлеенко Алексей Васильевич, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экспертизы и управления недвижимостью ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», тел. 8-904-521-46-46.