РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ БОЛЬШОГО БАКУ - НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА БАКУ?
Ш.Ш. Кахраманова
Азербайджанский Архитектурно-строительный Университет, Баку, Азербайджан Аннотация
В статье рассматривается одна из самых актуальных проблем современного градостроительства Азербайджана - перспективное развитие столичного города Баку. Сегодня Баку в условиях сложившегося благоприятного инвестиционного климата переживает свое новое рождение как крупнейший экономический и культурный центр Закавказья. Однако, бурное нерегулируемое развитие города породило множество проблем. Значительные темпы экономического, нерегулируемого территориального развития, рост населения, определили необходимость разработки регионального плана развития Большого Баку. Автором анализируются основные положения нового регионального плана развития Большого Баку.
Ключевые слова: региональный план развития, Большой Баку, градостроительство, рыночная экономика, нерегулируемое территориальное развитие, мегаполис, перспективное развитие
REGIONAL DEVELOPMENT PLAN OF BIG BAKU - A NEW STAGE IN BAKU URBAN PLANNING DEVELOPMENT?
Sh.Sh. Kahramanova
Azerbaijan Architecture & Construction University, Baku, Azerbaijan Abstract
One of the most actual problems of modern town-planning of Azerbaijan - the perspective devolopment of capital city Baku - is considered in the article. Today Baku in conditions of favorable investment climate goes through new birth as the biggest economical and cultural center in Transcaucasia. However impetuous unregulated development of the city causes many problems. Rapid speeds of economical and unregulated territorial development, population growth determined the necessity of creation of new regional development plan of Big Baku. The general issues of new regional development plan of Big Baku is analyzed by the author.
Keywords: regional development plan, Big Baku, urban planning, market economy, uncontrolled territorial development, megalopolis, perspective development
Распад СССР, последовавшие за ним коренные политические, экономические и социальные преобразования в Азербайджане отразились на темпах урбанизации, характере городского и сельского расселения. Приемлемая для СССР градостроительная политика в условиях новой рыночной экономики стала неэффективной и требует новых путей и методов территориального планирования.
В этом свете перспективное развитие столичного города Баку является одной из самых острых проблем градостроительства Азербайджана. На современном этапе Баку является единственным мегаполисом в стране и ядром Бакинской агломерации. Здесь сосредоточено более половины населения страны, большинство социально-культурных и
образовательных учреждений, промышленных комплексов Азербайджана. Более 70% промышленного потенциала страны расположено в Апшеронском экономическом районе. Такое исключительное положение города и Апшеронского полуострова сложилось исторически. Начиная с XIX века развитие нефтяной индустрии определяет бурный рост города и интенсивную миграцию сюда населения со всех регионов.
Сегодня Баку в условиях сложившегося благоприятного инвестиционного климата переживает свое новое рождение как крупнейший экономический и культурный центр Закавказья. Здесь уже реализованы одни из самых амбициозных проектов мира (Flame Tower, Культурный центр Гейдара Алиева, Crystal Hall и др.), и планируется создание еще более масштабных проектов. Но все ли удачно в градостроительстве Баку?
В настоящее время основная экономическая нагрузка вновь ложится на Баку и Апшеронский полуостров. В поисках работы население регионов мигрирует в столицу. Перенаселение столицы привело к тому, что повсюду в Баку возводятся многоэтажные жилые и общественные здания, практически осваивается каждая пядь земли, под жилищное строительство вырубаются лесополосы, зеленые насаждения. Город развивается, занимая также территории нефтепромыслов. Создаются крупные жилые массивы на площадях Патамдар, Зых, Сулутепе, Сабунчи и др. Неуправляемые поселения почти со всех сторон сжимают Баку в тесное кольцо.
Однако эти масштабные строительные работы не решают жилищную проблему населения Баку [1]. Лишь 10% населения могут позволить себе приобрести недвижимость в столице. Интенсивные строительные работы стали не только причиной изменения планировочной структуры, разрушения отдельных памятников архитектуры и фоновой застройки, но также всей городской инфраструктуры. Наиболее жестокий ущерб был нанесен центральной зоне города.
Резкое увеличение численности городского населения ложится тяжелым бременем на инфраструктуру города, которая не была рассчитана на такое количество людей. Практически все инженерно-технические коммуникации не модернизировались уже много лет.
Стало очевидно, что для облегчения сложившейся ситуации и регулирования быстрого роста города необходим новый градостроительный документ, регулирующий застройку и определяющий развитие города на дальнейшую перспективу. Начиная с 1896 года (инж. Фон дер Ноне) для г. Баку было разработано несколько Генеральных планов. Последний Генеральный план г. Баку (1986-2005 гг.) был утвержден в 1987 году (Рис. 1). В отличие от предыдущих проектов этот генплан охватил развитие Баку и пригородных территорий. Градостроительная концепция генплана предусматривала развитие города на свободных от застройки территориях вокруг города (районы Ахмедлы, Гюнашлы, Ганлы-гель, Патамдар, Говсаны, Дюбенди, Аляты и др.), при незначительной доле реконструкции и сноса малоэтажной непригодной для жилья застройки в административных границах города. Кроме того, была выработана концепция реконструкции центральной зоны города, разработанная проектным институтом «Бакгипрогор».
Особое внимание авторы генплана 1987 года уделяли пространственной организации территории. В результате была разработана четкая композиция городского плана с явно выделяющимся центральным ядром, жилыми районами, промышленными зонами, обширной зеленой ландшафтной зоной и взаимосвязанной транспортной сетью.
Генеральный план Баку 1987 года не был реализован полностью к расчетному сроку (2005 г.), а точнее он был воплощен в жизнь лишь на 25-30%. Среди объективных преград, ставших на пути к реализации этого проекта, можно назвать распад СССР, конфликт в Нагорном Карабахе и последовавшие за ним масштабные изменения в демографической ситуации и миграционных процессах в Баку и во всем Азербайджане,
экономический спад в стране во второй половине 1990-х годов, либерализацию экономики и т.д.
ЕАКЫ. БАШ ГТЛ.ла! БАКУ
ГСПОеныЁ ОБОЗНАЧЕНИЯ <ЧМ|
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ
ЭКСПЛИКАЦИЯ:
ПЛАН
КОГЧ-£:НТУ1'Л
ЕЖУ
Рис. 1. Генеральный план Баку (1986-2005 гг.)
Однако, несмотря на неполную реализацию последнего Генерального плана, сегодня ощущается потребность в разработке нового градостроительного документа, который будет определять развитие Большого Баку в ближайшие 20 лет. К основным причинам относится, прежде всего, то, что последний Генеральный план города Баку был разработан с учетом требований плановой экономики стран социалистического строя, которым присущи долгосрочные и промежуточные планы по социально-экономическому развитию. В соответствии с этим изначально планировались направление и мощность развития промышленности, миграция населения, его обеспеченность жильем и т.д.
Другим доводом в пользу разработки нового Генерального плана Баку является то, что после развала СССР и перехода экономики на рыночные отношения многие положения этого плана были нарушены. Процесс роста Баку приобрел безудержный и хаотичный характер, что полностью отклонило развитие города от утвержденного генплана. Этот процесс так затянулся, что сегодня приходится говорить не об изменении отдельных кварталов и районов города, а практически обо всей планировочной, объемно-пространственной и композиционной составляющих структуры города. Жилые и
&%;%)%)&% 0! &
общественные многоэтажные здания заполнили город, не оставляя малейшего пространства для проведения досуга, занятия спортом, прогулки детей. Большие зеленые пространства города, с большим трудом и бережно созданные за вековой период в полупустынном ландшафте Баку, без какого-либо сожаления в течение десятилетия были уничтожены в угоду армии новостроек, превратив город в «каменный лес». Повсеместно игнорируются градостроительные нормы и правила.
Интересно, что в свое время хаотичная застройка Баку оправдывалась со стороны городских органов как следствие отсутствия нового генплана и законами рыночной экономики. Однако отсутствие генплана не оправдывает те нарушения, с которыми велась застройка центральных районов, а также окраин Баку. Достаточно сказать, что плотности застройки в городе превышены в несколько раз, отсутствуют дворы, места для парковок и проезда автомобилей. Расстояния между зданиями порой так малы, что балконы зданий почти соприкасаются. Говорить о нормальной аэрации и инсоляции жилых помещений в таких зданиях не приходится.
Одним из важных пунктов Генерального плана является разработка комплексной транспортной системы. Предусмотренные в последнем Генеральном плане Баку объекты транспортной инфраструктуры не были осуществлены. С другой стороны, количество транспортных средств в Баку только за последние 11 лет выросло на 1 миллион. 62,4% машин Азербайджана сосредоточено в Баку. Все это вывело автотранспорт на лидирующие позиции среди источников загрязнения атмосферы Баку. Это также влияет на загруженность столичных дорог. Сегодня на каждые 100 семей в Баку приходится 108 автомобилей против 25 автомобилей в 2000 году. Несмотря на множество объектов транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, автовокзал и др.), год от года количество и протяженность пробок на дорогах города растет.
Превышение допустимой плотности застройки и невыполнение за последние годы реконструктивных работ и работ по совершенствованию инженерных коммуникаций, в том числе канализационной системы, водопроводных линий, и т.д. привело к антисанитарному состоянию в городе. Инженерные коммуникации находятся в плачевном состоянии. Ситуация усугубится после полного заселения новостроек, подключенных к старым коммуникациям.
Демографические вопросы должны занимать значительную часть в новом Генеральном плане. С изменением политического строя изменилась и структура населения города, среда обитания. Произошел частичный отток интеллектуальной части населения за рубеж. С другой стороны, беженцы и переселенцы из Нагорного Карабаха и Армении, а также население из других регионов Республики, составили большую часть населения Баку. Если в начале 1990-х население города составляло около 2 млн. человек, то сегодня оно составляет 4,5 млн. В последние годы рост миграции населения в Большом Баку сравнялся с естественным приростом населения в регионе. Нужно также отметить, что кроме постоянного населения и трудовых мигрантов из соседних стран, в Баку и его поселки «на зимовку» съезжается и население регионов Азербайджана. Не имея элементарных условий проживания, эти люди в перерывах между посевом и уборкой урожая находят приют в поселках Апшерона.
Большие проблемы сегодня сложились и в пригородном строительстве Баку, которое ведется хаотично 1-2 этажными индивидуальными зданиями и создает проблемы для развития города. Такая застройка, как правило, не сопровождается прокладкой коммуникаций и необходимой инфраструктурой, обустройством территории, и постепенно формирует будущие трущобы. Ситуация усугубляется тем, что в результате бешеных темпов строительства на Апшероне не осталось свободных участков для развития города.
Таким образом, Генеральный план Баку как законодательный документ изжил свой срок и стал практически неосуществим.
В поисках альтернативы перегруженному Баку за последние годы все чаще звучали призывы к созданию новой столицы. Предлагалось все госструктуры, их работников и их семьи переселить в новую столицу. По приблизительным подсчетам это составляет около 700 тыс. человек, что частично разгрузило бы Баку, находящийся на последнем дыхании. Наиболее удобным и подходящим по ряду причин (удобство расположения, наличие природных ресурсов (воды, лесов и гор) и экологических коридоров) считался город Исмаилы.
Сегодня, из-за несоблюдения Генерального плана Баку и интенсивной хаотической застройки, в градостроительстве Баку наметились определенные проблемы, которые нужно решать безотлагательно. Среди них:
- разработка новой методики составления технико-экономического обоснования застройки и проектирования города Баку, приемлемой для современной экономической политики;
- разработка гибких инфраструктур, учитывающих современную демографическую структуру города и отвечающих градостроительным нормам, в качестве базиса нового генплана;
- необходимость рассмотрения развития города в северном и северо-западном направлениях в связи с перенаселенностью, переуплотненностью и компактностью территории Баку;
- необходимость уделения особого внимания вопросам экологии, модернизации инженерных коммуникаций, озеленению и т.д.;
- сокращение жилого строительства в пределах Баку, с обращением особого внимания на стандарты проектирования;
- разработка проектов детальной планировки для вновь осваиваемых районов города и проектов реконструкции для старых районов, нуждающихся в преобразовании с учетом сохранения наследия и исторического ландшафта города;
- расширение улиц, разработка новой транспортной схемы города, инфраструктурных объектов; сеть озеленения и парковок должна иметь в новом Генеральном плане исключительное место.
Значительные темпы экономического нерегулируемого территориального развития, рост населения, определили необходимость разработки регионального плана развития Большого Баку. В настоящее время ведутся работы по разработке данного документа. Проект должен включать в себя перспективное развитие городов Баку, Сумгаит и Хырдалан, а также всего Апшеронского полуострова до 2030 года (Рис. 2). В настоящее время территория Баку составляет 213 тыс. га, по новому плану территория будет составлять 250 тыс. га. Предполагается, что этот градостроительный документ станет новым этапом в городском планировании Азербайджана. Проект разрабатывается с применением ГИС-технологий. Разработка проекта была начата в 2009 году при финансовой поддержке Всемирного Банка, и оценена в 6 млн. долларов. Проект находится на стадии завершения [3].
По мнению авторов проекта, реализация нового генплана позволит создать условия управляемости процессов развития мегаполиса. В новом Генеральном плане подразумеваются значительные перемены, ведущие к превращению Баку в современный мегаполис.
За последние 10-15 лет в Баку и Апшероне объем строительных работ достиг такого уровня, что на Апшероне не осталось свободных участков для развития города. По этой
причине развитие города предполагается осуществить, в основном, за счет реконструктивных работ.
Рис. 2. Концепция регионального развития Большого Баку до 2030 г.
За последние 15-20 лет традиционную промышленность Баку все больше заменяет индустрия с наименьшей рабочей силой. Территория и удельный вес торговли и сектора обслуживания растет быстрыми темпами, деловые центры занимают все большую территорию. Для эффективного городского планирования необходимо переходить на более гибкие инфраструктуры с учетом рыночной экономики.
Большие изменения ожидаются в районе бывшей промышленной зоны, находящейся в центральной части города и составляющей почти треть территории города. Все промышленные предприятия, расположенные на территории от «Черного города» до поселка Дарнагюль, будут перенесены в Гарадагский район, где уже сосредоточены большие промышленные объекты. Освободившаяся территория будет резервом для развития спортивно-молодежных комплексов, жилых кварталов и парковой зоны. В частности, строительство парковых зон площадью 2700 га планируется разместить в районе поселка Кешля между проспектами Г. Алиева, Бабека, и ул. М. Алиева. Для этой зоны был разработан также проект под название «Белый город» [4].
Авторы Генерального плана считают, что снос старых и малоценных домов и постройка на их месте современных зданий также помогут решению жилищных проблем. Так, уже ведутся работы по сносу 1-2 этажной застройки в районе ул. Физули (быв. Басина), и намечены реконструктивные работы в районе Советской и Кубинки, где предполагается
возведение новых жилых комплексов, парков и т.д. В общем, до 2030 года планируется строительство 1,5 млн. кв. м. жилья или 10-15 тыс. квартир в год. Но насколько оправдано жилищное строительство в таких масштабах в Баку, где и без того ни пройти, ни проехать из-за многоэтажных жилых зданий, большинство из которых заселены лишь на 20-30%?
Помимо этого, легко сносить изжившее жилье. Гораздо труднее решать вопросы переселения людей, живущих в этих домах. Для решения проблемы нужны большие средства. Переселение населения сложившихся районов всегда сопровождается материальными и моральными потерями, трудностью привыкания к новому месту жительства, новым соседям и т.д. Речь идет также о передвижении рабочей силы, изменении маятникового движения «дом-работа-дом» и т.д. На наш взгляд, разумнее было бы не «облагораживать» старые районы, а заселять в новые дома жителей этого же района. В большинстве случаев жителям выдается «компенсация», и они вынуждены переселяться на окраины города, так как не могут приобрести за эту скромную «компенсацию» квартиру, соответствующую по площади бывшему жилью в своем районе.
Согласно новому генплану все высшие учебные заведения, локализованные, в основном, в центральной зоне Баку, должны быть перенесены за пределы города. Это сразу решит две проблемы: 1) ВУЗы создают проблемы с передвижением множества студентов и преподавателей, а также транспортных средств; 2) ВУЗы Баку ограничены в территориях, которые необходимы для современных учебных заведений (кампусы) [5].
Региональный план развития Большого Баку предполагает развитие поселков Апшерона. На территории поселков Дюбенди, Тюрканы и Зых планируется создать городки, а поселки Мардакян, Маштаги, Пиршаги, Нардаран предусматривается развивать как туристические зоны.
Одним из ключевых пунктов нового Генерального плана Большого Баку должен стать переход от моноцентрической к полицентрической модели города. Как любой исторический город в постсоветском пространстве, Баку имел один центр, вокруг которого сформировался мегаполис. Однако сегодня город Баку является не просто мегаполисом, а центром Бакинской агломерации, занявшей почти весь Апшеронский полуостров. Историческому центру города с радиальной планировкой все сложнее справляться со своими функциями. Транспортные и людские пробки, растущие изо дня в день, еще более усложняют эту проблему. Создание 2-го, 3-го и более центров является злободневной темой дня и может помочь избавиться от присущих современному мегаполису проблем.
Транспортные артерии не могут быть расширены без нанесения ущерба исторической застройке, зеленым островкам и общественным пространствам, определяющим «качество жизни». Транспортная проблема в «расползающихся» мегаполисах решается во многих крупных городах мира по-разному. Наиболее распространенный способ -ограничение движения личных автомобилей в центре, создание перехватывающих парковок, совершенствование системы транспорта и т.д. Однако не всегда эти меры приводят к ожидаемым результатам.
Переход на полицентрическую модель города позволяет «оттащить» транспортные потоки из центра мегаполиса в другие районы. Практика мирового градостроительства может показать множество положительных примеров перехода от моноцентрической к полицентрической модели города. Яркими примерами полицентрической модели могут служить Берлин, Барселона и др. В подобных решениях эти центры могут быть специализированными (финансовый, культурный, административный и т.д.) или равноценными. На наш взгляд, создание нескольких центров в городе - один из положительных пунктов в новом Генеральном плане.
Для разгрузки транспортных артерий в центре предлагается также строительство магистральной дороги, соединяющей порты в городах Сумгаит и Алят, по которой будут
производиться международные и внутренние грузоперевозки. На наш взгляд, эту проблему удобнее было бы решить посредством морского транспорта. На Апшероне имеются три порта - Бакинский, Сумгаитский и Алятский. Использование морского транспорта на Апшероне для пассажиро- и грузоперевозок будет способствовать развитию как экономики и туризма в стране, так и снижению транспортных нагрузок в Апшеронском регионе.
По нашему мнению, разработка нового Генерального плана Большого Баку - безусловно, необходимый и своевременный шаг к решению градостроительных проблем Баку. Она позволит установить вектор дальнейшего развития города, регулировать застройку Баку, наметить решение транспортных, экологических и других проблем города, требующих безотлагательных мер. Однако, нельзя решать проблему развития Баку обособленно, не учитывая проблему расселения и размещения производства в стране.
Проблема разгрузки столицы давно уже вышла за рамки проблемы Баку и Апшерона. Для решения проблемы, в первую очередь, необходимо стимулировать отток населения в регионы путем восстановления в них градообразующей базы - сосредоточения в них промышленных и агропромышленных предприятий и привлечения населения к сельскому хозяйству путем системы льгот и привилегий. Для этого, прежде всего, необходимо создать коммуникационную, информационную и др. инфраструктуру, связывающую все регионы Азербайджана в единую сеть. Большое значение в этом контексте имеет совершенствование системы высокоскоростных железных дорог и автобанов, которые одновременно сыграют ведущую роль в вопросе интеграции Азербайджана в мировое сообщество.
Оттоку части населения Апшерона в регионы поможет создание мест приложения труда в регионах, а также использование природного потенциала страны для развития туристической индустрии. Большое значение имеет оживление Аранского экономического района, так как он является самым большим экономическим районом Азербайджана (24,7% от площади страны), вторым после Апшеронского экономического района по промышленному потенциалу. 20% населения страны сосредоточено здесь. Регион является основным поставщиком сельскохозяйственной продукции в Азербайджан. Для развития этого региона необходимо создать благоприятные условия для развития здесь агропромышленных комплексов. Одним из направлений в борьбе с перенаселением столицы могла стать передислокация части крупных промышленных, агропромышленных и других объектов в регионы (табачные фабрики, рыбохозяйственные комплексы, хлопкоочистительные заводы, шелкомотальные цеха, швейные фабрики, консервные заводы и т.д., часть строительных компаний).
Одной из причин опустения регионов страны является низкий уровень жилищных условий. Не секрет, что в большинстве городов и сел Азербайджана нет элементарных жилищных условий (водопроводной и канализационной сети, перебои с газом и электричеством и т.д.). Большие трудности население регионов испытывает с объектами культурно-бытового обслуживания (кинотеатры, театры, торгово-развлекательные центры, спорткомплексы и т.д.). Школы и детские сады не соответствуют общемировым стандартам. Основные ВУЗы и СУЗы страны сконцентрированы, в основном, в столице [2].
За последние годы правительство Азербайджана, осознавая значимость проблемы перенаселения, сделало определенные шаги для решения данной проблемы. Была утверждена Госпрограмма социально-экономического развития регионов на 2004 -2018 гг., затем 2009-2013 гг. По официальной статистике, в рамках реализации этих программ в регионах возведены десятки новых предприятий, электростанций, сотни километров дорог. Открыты новые школы, спорткомплексы, больницы. По распоряжению правительства Азербайджана выполнены и продолжают выполняться проекты регионального планирования экономических регионов Азербайджана, Генеральные планы и проекты детальной планировки многих городов Азербайджана, и т.д. Есть
определенные сдвиги на пути к развитию социально-экономической ситуации в регионах страны. Однако, в реальности положение все еще серьезное. Если на Апшероне действуют 320 предприятий, то в Ленкоранском, Губа-Хачмазском регионах, а также в Нахчыванской автономной республике их общая численность доходит до 245. Такая картина говорит о том, что в Азербайджане наблюдается процесс неравномерного социально-экономического развития. До 70% всех инвестиций в Азербайджане все еще приходится на долю Баку. Кроме того, реализация данной программы должна проходить в рамках единой системы расселения Азербайджана.
Заключение
Итак, является ли региональный план развития Большого Баку новым этапом развития в градостроительстве Баку? Решает ли он насущные проблемы города? Прежде всего, разработка нового градостроительного документа - необходимый и своевременный шаг к решению многих проблем Баку. На наш взгляд в решении регионального плана Баку нет четкой магистральной идеи, чувствуется отсутствие научного подхода. Однако сделана попытка решить некоторые важные проблемы Баку. К положительным качествам проекта можно отнести предложения по увеличению зеленых пространств в полупустынном Апшероне, вынос промышленных предприятий за пределы города, формирование второго центра, развитие приморского бульвара, вынос образовательных учреждений на окраины города, развитие курортной зоны в Дюбенди, Пираллахи и др.
К недостаткам проекта относится отсутствие единого композиционного решения, четкой структуры города. Плохо разработана транспортная система города, что является одной из главных проблем Баку. Нет никаких рекомендаций по поводу преобразования новой, безликой застройки, уродующей облик города, не отвечающей стандартам и создающей угрозу здоровью населения. Однако проект является попыткой наметить дальнейшее развитие города, упорядочить застройку.
Литература
1. Кахраманова Ш.Ш. Новые подходы к реконструкции жилой среды города Баку/ Международный электронный научно-образовательный журнал "AMIT" [Сетевой ресурс]. - URL: http://marhi.ru/AMIT/2012/3kvart12/kahramanova/abstract.php
2. Кахраманова Ш.Ш. Экологические проблемы, связанные с перенаселенностью города Баку / Архитектура, дизайн и строительство в условиях горных регионов Центральной Азии: труды международной науч.-практ. конф. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011, С.46-52.
3. В планах будущего - Большой Баку. №7, 2009. [Сетевой ресурс]. - URL: www.btime.az
4. Новый генплан Баку должен учитывать демографические параметры /Хроника. Мировых новостей. 13 февраля 2013 г. [Сетевой ресурс]. - URL: www.xronika.az
5. План регионального развития Большого Баку [Сетевой ресурс]. - URL: www.arxkom.gov.az
References
1. Kahramanova Sh. Sh. Novyje podhody k rekonstrukcii zhiloj sredy goroda Baku [New approaches to reconstruction of housing environment of Baku]. Available at: http://www.marhi.ru/AMIT/2012/3kvart12/kahramanova/pdf
2. Kahramanova Sh. Sh. Proceeding of international scientific and practical conference.
Architecture, design and construction in conditions of mountain regions of Central Asia. Bishkek, 2011, pp. 46-52.
3. Vplanah budushego - Bolshoj Baku [In future plans - Big Baku]. Buisness time magazine, no. 7, 2009. Available at: www.btime.az
4. Novyj genplan Baku dolzhen uchityvat demograficheskije parametry [New master plan of Baku should content demographical parameters]. Chronicle World news. 13 Februay, 2013. Available at: www.xronika.az
5. Plan regionalnogo razvitija Bolshogo Baku [Plan of regional development of Big Baku]. Available at: www.arxkom.gov.az
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Ш.Ш. Кахраманова
Докт. фил. по арх., доц. кафедры «Архитектурное проектирование и градостроительство», Азербайджанский Архитектурно-Строительный Университет, Баку, Азербайджан e-mail: [email protected], [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR Sh. Sh. Kahramanova
PhD in Architecture, Ass. prof., chair of Architectural projecting and urban-planning, Azerbaijan
Architecture & Construction University, Baku, Azerbaijan
e-mail: [email protected], [email protected]