Научная статья на тему 'Региональный минимальный размер оплаты труда как важный фактор прогнозирования размера единицы труда'

Региональный минимальный размер оплаты труда как важный фактор прогнозирования размера единицы труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
547
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единица труда / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / минимальный размер оплаты труда / программа расчета / labor unit / Wage / subsistence minimum / minimal wage / calculation program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дербин В. Г., Аркин П. А., Межевич К. Г.

В статье представлены результаты разработки программы расчета единицы труда, необходимой Федерации профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области для переговоров с работодателями и администрациями и планирования социально-экономических процессов в сфере труда. Установлено, что рыночная цена единицы труда представляет собой ставку заработной платы, определяющую уровень оплаты труда. Показано, что все большее значение на формирование заработной платы будет оказывать региональный минимальный размер оплаты труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the development of the program for calculation of the labor unit, necessary for the Federation of Trade Unions of St.Petersburg and Leningrad Region for negotiating socio-economic process in the labor sphere with employers and administration. The authors show that the minimal regional labor wage will produce an ever stronger influence upon the formation of the labor wage at large.

Текст научной работы на тему «Региональный минимальный размер оплаты труда как важный фактор прогнозирования размера единицы труда»

2. Оценка привлекательности отраслей и предприятий для региона, предусматривающая определение критериев анализа отраслей. Оценка привлекательности базируется на выявлении влияния, которое данное предприятие оказывает или будет оказывать на критериальные показатели социально-экономического развития. Поскольку влияние может быть самым разнообразным и противоречивым, оценка ведется по отдельным составляющим. При этом за основу может быть взят следующий набор критериальных показателей качества экономического комплекса, являющийся целевым ориентиром для экономической политики в целом и свидетельствующий о состоянии и потенциале роста местной экономики:

• уровень занятости населения (наличие рабочих мест относительно численности экономически активного населения, уровень безработицы);

• экономическое обеспечение качества жизни (уровень доходов работающих на предприятиях, ВВП на жителя, доходы бюджета на жителя);

• степень дифференциации доходов (дифференциация доходов, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума);

• рост валового внутреннего продукта;

• диверсифицированность экономики, перспективность структуры (удельный вес прогрессивных отраслей, удельный вес сектора услуг);

• комплексность хозяйства, наличие внутренних дополняющих взаимосвязей;

• устойчивость и экологичность экономики;

• динамичность развития (инвестиции в расчете на жителя, прирост числа рабочих мест, прирост среднедушевого ВВП).

3. Выбор критериального показателя для каждого фактора, рассчитываемого на основе доступных статистических данных. Оценка конкурентоспособности города через оценку степени приживаемости отраслей в городе и выявление критичных параметров делового климата.

Предлагаемые в исследовании подходы, основанные на экономическом позиционировании, позволяющие проводить регулярную оценку степени экономической специализации муниципальных районов и ее соответствие выделенной функциональной зоне дает возможность эффективного территориального планирования и ведения мониторинга конкурентоспособности территорий.

Литература

1. Леш А. Географическое размещение хозяйства. — М.: Изд-во иностр. литературы, 1959. — 455 с.

2. Тюнен И.Г. Изолированное государство. — М., 1926.

3. Штамер Й. Что такое мезоэкономический уровень? Системная конкурентоспособность: аналитический растр, средство сравнительного анализа и сфера действия. — Северный Рейн — Вестфалия, 2001.

региональный минимальный размер оплаты

ТРУДА КАК ВАЖНЫЙ фАКТОР ПРОГНОЭИРОВАНИя

размера единицы труда

В.Г. Дербин,

председатель Межрегиональной организации«Федерация профессиональных союзов

Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

П.А. Аркин,

заведующий кафедрой экономики и логистики Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета),

доктор экономических наук, профессор [email protected]

К.Г. Межевич,

доцент кафедры математического анализа Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, кандидат физико-математических наук

В статье представлены результаты разработки программы расчета единицы труда, необходимой Федерации профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области для переговоров с работодателями и администрациями и планирования социально-экономических процессов в сфере труда. Установлено, что рыночная цена единицы труда представляет собой ставку заработной платы, определяющую уровень оплаты труда. Показано, что все большее значение на формирование заработной платы будет оказывать региональный минимальный размер оплаты труда.

Ключевые слова: единица труда, заработная плата, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, программа расчета

УДК 331.215; ББК У9(2)245,0+У9(2)0-94-18,0

В 2009 г. по поручению Межрегиональной организации «Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области» проводилось научное исследование «Разработка программы расчета единицы труда», результаты которого стали основой для переговоров с работодателями и администрациями Санкт-Петербурга и Ленинградской области,

планирования социально-экономических процессов в сфере труда. Основной проблемой было выявление исходных данных для создания программного продукта, так как существующие исследования являются, в основном, теоретическими и используют большой набор показателей, чаще всего либо не определимых на практике, либо не имеющих однозначного толкования.

33 1

Методология исследования базировалась на понятийном аппарате неоклассической теории. Так А. Маршалл полагал, что издержки производства и предельная полезность являются равноправными факторами определения цены. Издержки производства представляют собой усилия и жертвы, необходимые для изготовления товара. Следовательно, это отрицательные эмоции, которые определяются у рабочих расходованием их сил, а у предпринимателей — воздержанием от потребления и риском капиталовложений. Поэтому денежная цена издержек производства должна компенсировать данные отрицательные ощущения. Как верно подметил А. Смит: «Товары чаще обмениваются, а потому и сравниваются с другими товарами, а не с трудом... К тому же большинство людей лучше понимают, что означает определенное количество какого-нибудь товара, чем определенное количество труда. Первое представляет собой осязательный предмет, тогда как второе — абстрактное понятие, которое хотя и может быть объяснено, но не отличается такой простотою и очевидностью» [1, с. 104].

С нашей точки зрения попытки использовать такие понятия как «рабочее время» (как измеритель стоимости) или «полезность» для практического налаживания рыночного обмена в принципе не осуществимы, ибо эти понятия отражают отношения, сложившиеся в эндогенном слое экономики. Однако, на рынке труда, как и на товарных рынках, действуют законы спроса и предложения, формируется равновесная цена рабочей силы — заработная плата, которая рассматривается в качестве денежного выражения стоимости товара — рабочей силы или цены труда.

Следует различать цену труда и стоимость рабочей силы. Последняя определяется стоимостью средств существования, необходимых для воспроизводства рабочей силы. На стоимость рабочей силы оказывает влияние целый ряд факторов: естественные потребности человека в пище, одежде, жилище; климатические и погодные условия; культурные и профессиональные потребности; уровень социально-экономического и культурного развития страны; стоимость жизненных средств, необходимых для содержания семьи наемного работника; рост производительности общественного труда; вовлечение в процесс производства женщин и детей; рост квалификации наемных работников и расширение их потребностей в новых товарах и услугах; рост интенсивности труда.

Рынок труда имеет ряд особенностей, влияющих на цену этого ресурса. Специфика реализуемого на нем товара — рабочей силы связана с личностью работника, его способностями к труду, психофизиологическими чертами, социальными и культурными запросами. Спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги, воздействующего на цену труда. Цена рабочей силы — это не просто равновесная цена данного ресурса. Она обеспечивает воспроизводство рабочей силы и не может опускаться ниже определенного минимума. Цена труда непосредственно определяет жизненный уровень работника, социальный престиж, благополучие его семьи. Таким образом, на уровень заработной платы — цены ресурса труда влияют соотношение спроса и предложения труда и неценовые факторы, в том числе социально-психологические.

В объеме доходов населения, определяющих вместе с уровнем цен на товары и услуги уровень его жизни, главное место занимает заработная плата. Заработная плата есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Работодатель предъявляет спрос на известное количество ресурса труда, имеющего определенные качественные характеристики. Наемные работники, количество и профессионально-квалификационные характеристики которых формируют предложение на рынке труда, являются собственники ресурса труда.

В итоге можно сделать вывод, что рыночная цена единицы труда — это ставка заработной платы, определяющая уровень оплаты труда. В условиях рыночной экономики на величину заработной платы воздействуют ряд рыночных и нерыночных факторов, в результате которых складывается определенный уровень оплаты труда. На величину заработной платы отдельного работника влияют следующие факторы: отработанное время; квалификация работника; условия труда; индивидуальные способности и качества; участие в коллективной работе; рыночная конъюнктура; членство в профсоюзе и др.

Известны несколько рыночных моделей формирования конкретных ставок заработной платы: модель конкуренции, модель

монопсонии (монополии одного покупателя), модель с учетом действия профсоюзов, модель двусторонней монополии.

Таким образом, можно заключить, что размер заработной платы является единицей цены труда. Соответственно возможно определение и прогнозирование с определенной степенью вероятности средней заработной платы региона, в том числе по кодам экономической классификации.

В исследовании за базу был принят размер средней заработной платы Санкт-Петербурга и Ленинградской области за 1999-2008 гг., как региональной, так и по кодам экономической классификации (до 2003 г. по отраслям). В дальнейшем были выявлены дополнительные переменные, влияющие с нашей точки зрения на величину средней заработной платы.

Так, сегодня к основным социальным нормативам жизни населения относятся: минимальная заработная плата; пособие по временной нетрудоспособности; пособие по безработице для трудоспособных лиц; минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся; регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.). В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры.

Социальная политика государства в настоящее время основывается на прожиточном минимуме и связанном с ним минимальным потребительским бюджетом, с которым должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

В системе показателей уровня жизни населения в качестве критерия его обеспеченности выступает минимальный потребительский бюджет. К этому вопросу вынуждено было обратиться еще руководство СССР. Речь идет об Указе Президента СССР «О Минимальном потребительском бюджете» от 21 мая 1991 г. В этом документе была отмечена необходимость «Государственным органам, занятым разработкой минимальных потребительских бюджетов, учитывать альтернативные расчеты профсоюзов, обществ защиты прав потребителей и других общественных организаций».

В 1992-1999 гг. расчет величины прожиточного минимума производился на основе методических рекомендаций Минтруда России от 10 ноября 1992 г., разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации».

Затем было принято Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации». Это один из базовых правовых актов действующий в настоящее время (с учетом Постановления Правительства РФ от 20 марта 2000 г. № 232 «О внесении изменений и дополнений в методические рекомендации по определению потребительской корзины ля основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и субъектах Российской Федерации»).

Последний раз изменения были внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 342 «О внесении изменений и дополнений в методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах Российской Федерации». Таким образом, Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ приведены в соответствие с ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ.

В Методические рекомендации в 2007 году внесены изменения, касающиеся увеличения объемов предоставления отдельных услуг. Так, при формировании минимального объема транспортных услуг не будут учитываться льготы по оплате транспортных услуг, установленные для пенсионеров. Согласно

внесенным изменениям при включении в минимальный набор транспортных услуг в субъектах РФ, кроме развития в них инфраструктуры общественного транспорта, будут приниматься во внимание меры социальной поддержки при оплате проезда на общественном транспорте, предоставляемые отдельным категориям населения в соответствии с региональным законодательством. Увеличен срок износа предметов первой необходимости, санитарии и лекарств, входящих в минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования на одну среднестатистическую семью в целом по РФ, с 10% до

11,4% от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц.

Изменены отдельные показатели минимального набора услуг в целом по РФ. За счет учета транспортных услуг, предоставляемых пенсионерам, увеличена норма потребления транспортных услуг с 442 до 482 поездок в год. Для формирования объема транспортных услуг будут учитываться 150 поездок, предусмотренных для пенсионеров. Ранее транспортные услуги для пенсионеров в минимальный набор услуг в целом по Рф не включались. Кроме того, минимальный набор услуг дополнен услугами культуры, норма потребления которых будет составлять 5% общей величины расходов на услуги.

Увеличен объем потребления предметов первой необходимости, предусмотренный в потребительской корзине для пенсионеров и детей, с 10% до 15% и 12% общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц соответственно. Также увеличен объем потребления «других видов услуг», входящих в потребительскую корзину, до 15 % общей величины расходов на услуги в месяц для всех категорий населения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум в целом по Российской Федерации представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Она была первоначально установлена Федеральным законом от 20 ноября 1999г. № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Затем был подготовлен Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Он был подписан Президентом РФ 31 марта 2006 года.

Принципиально важен для данной работы и Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 22.08.2004). «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Следует также упомянуть ведомственные правовые акты:

• Постановление государственного комитета по статистике России от 16.07.96 г. № 61 «Об утверждении методик расчета ба-

ланса денежных доходов и расходов населения и основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения».

• Гигиена труда. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство. Р. 2.2.755-99 Минздрав России 1999.

Как известно, минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) — гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда [2].

Минимальный размер оплаты труда периодически пересматривается с учетом роста стоимости жизни, изменения минимального потребительского бюджета и социально-экономического положения России. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Следует также различать номинальную (т.е. начисленную), располагаемую (за вычетом налогов и обязательных отчислений) и реальную заработную плату, денежную и не денежные формы зарплаты.

Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная за час, день или неделю. Реальная заработная плата — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату, т.е. покупательная способность полученных денег. Реальная заработная плата зависит от номинальной и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменения реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Реальная заработная плата уменьшается при наличии инфляции, если инфляция не компенсируется увеличением, индексацией заработной платы. Следовательно, расчетная модель требует учета размер инфляции.

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами, а в других организациях — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.

В нашем исследовании были определены: размер инфляции помесячно за последние 10 лет (19992008 гг.) на основании данных Росстата;

минимальный размер оплаты труда в РФ помесячно за последние 10 лет (1999-2008 гг.) — таблицы 1, 2;

отношение минимального размера оплаты труда в РФ к прожиточному минимуму помесячно за последние 10 лет (1999-2008 гг.) — таблица 3.

Таблица 1

Минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности

Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда Сумма минимального размера оплаты труда (руб., в месяц) Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда

с 1 января 2009 г. 4330 ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ

с 1 сентября 2007 г. 2300 ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ

с 1 мая 2006 г. 1100 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ

с 1 сентября 2005 г. 800 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ

с 1 января 2005 г. 720 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ

с 1 октября 2003 г. 600 ст. 1 Федерального закона от 01.10.2003 № 127-ФЗ

с 1 мая 2002 г. 450* ст. 1 Федерального закона от 29.04.2002 № 42-ФЗ

с 1 июля 2001 г. 300* ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

с 1 января 2001 г. 200* ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

с 1 июля 2000 г. 132* ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

* До вступления в силу Федерального закона от 26.11.2002 № 152-ФЗ, вносившего изменения в ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ, применялась также для определения размеров выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.

Таблица 2

Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда

Срок, с которого установлен размер базовой суммы Размер базовой суммы (руб.) Нормативный акт, установивший размер базовой суммы

с 1 января 2001 г. 100 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

с 1 июля 2000 г. 83.49 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

До 1 июля 2000 года

Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда Сумма минимального размера оплаты труда (руб., в месяц) Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда

с 1 января 1998 г. 83.49*

с 1 января 1997 г. 83490 ст. 1 Федерального закона от 09.01.1997 № 6-ФЗ

с 1 апреля 1996 г 75900 ст. 1 Федерального закона от 22.04.1996 № 40-ФЗ

с 1 января 1996 г. 63250 ст. 1 Федерального закона от 01.11.1995 № 159-ФЗ

с 1 декабря 1995 г. 60500 ст. 1 Федерального закона от 01.11.1995 № 159-ФЗ

с 1 ноября 1995 г. 57750 ст. 1 Федерального закона от 01.11.1995 № 159-ФЗ

с 1 августа 1995 г. 55000 ст. 1 Федерального закона от 27.07.1995 № 116-ФЗ

с 1 мая 1995 г. 43700 ст. 1 Федерального закона от 20.04.1995 № 43-ФЗ

с 1 апреля 1995 г. 34400 ст. 1 Федерального закона от 20.04.1995 № 43-ФЗ

с 1 июля 1994 г. 20500 ст. 1 Федерального закона от 30.06.1994 № 8-ФЗ

с 1 декабря 1993 г. 14620 п. 1 Указа Президента РФ от 05.12.1993 № 2115

с 1 июля 1993 г. 7740 ст. 1 Закона РФ от 14.07.1993 № 5432-1

с 1 апреля 1993 г. 4275 ст. 1 Закона РФ от 30.03.1993 № 4693-1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с 1 января 1993 г. 2250 ст. 1 Закона РФ 13.11.1992 № 3891-1

с 1 апреля 1992 г. 900 ст. 1 Закона РФ от 21.04.1992 № 2704-1

с 1 января 1992 г. 342 ст. 1 Закона РСФСР от 06.12.1991 № 1991-1

с 1 декабря 1991 г. 200 п. 1 Постановления Правительства РСФСР от 15.11.1991 № 5

с 1 октября 1991 г. 180 ст. 1 Закона РСФСР от 19.04.1991 № 1028-1

Таблица 3

Соотношение между минимальной заработном платой и прожиточным минимумом

Год Соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, %

1999 65

2000 85

2001 100

2002 100

2003 100

2004 100

2005 100

2006 110

2007 120

2008 130

Минимальный размер оплаты труда в Санкт-Петербурге помесячно за последние 10 лет (1999-2008 гг.) и минимальный размер оплаты труда в Ленинградской области помесячно за последние 10 лет (1999-2008 гг.) приравнены к минимальному

размеру оплаты труда в РФ помесячно за последние 10 лет (1999-2008 гг.) за исключением минимального размера оплаты труда в Ленинградской области помесячно за 2008 г. в связи с подписанием Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2008-2010 годы.

Необходимо отметить, что данный фактор будет, на наш взгляд, приобретать все большее значение. Поэтому 2009 г. подписано Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге. В соответствии с ним региональный размер минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области значительно превышает размер минимальной заработной платы в РФ, что является серьезным достижением Межрегиональной организации «Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Результаты представленного исследования были положены в основу программы расчета единицы труда, которая позволяет прогнозировать размер единицы труда на региональном уровне, в том числе по кодам экономической классификации, при неограниченном числе исходных данных на любом временном интервале в краткосрочном (1 год, вероятность 90%), среднесрочном (3 года, вероятность 80%) и долгосрочном (5 лет, вероятность 70%) периоде.

Литература

1. Антология экономической классики / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, 1996.

2. Трудовой Кодекс РФ. Финансовая газета. — 2002. — №1(264). (17-23 янв.).

3. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. — М.: Наука, 1997.

4. Колосницына М.Г. Экономика труда (учебное пособие). — М, 1998.

5. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики — 2000. — №4. —

С.21-35.

6. Боровков А.А. Теория вероятностей. — М.: Наука, 1976.

7. Крамер Г. Математические методы статистики. — М.: Мир, 1976.

8. Ширяев А.Н. Вероятность. — М.: Наука, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.