Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕДИАРЫНОК: НАЧИНАЮЩИЕ ЖУРНАЛИСТЫ В ЛОВУШКЕ МЕЖДУ ИННОВАЦИЯМИ И ТРАДИЦИЯМИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕДИАРЫНОК: НАЧИНАЮЩИЕ ЖУРНАЛИСТЫ В ЛОВУШКЕ МЕЖДУ ИННОВАЦИЯМИ И ТРАДИЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные качества журналистов / компетенции журналистов / мнение лидеров / медиаотраль / квалификация начинающих журналистов / требования рынка труда к журналистам / professional qualities of journalists / competencies of journalists / opinion of leaders / media industry / qualifications of novice journalists / labor market requirements for journalists

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Радионцева Екатерина Сергеевна

Статья посвящена выявлению профессиональных компетенций начинающих журналистов, востребованных на региональном рынке труда. Усиление влияния цифровых технологий в сфере медиакоммуникаций обусловливает трансформацию профессиональных качеств и компетенций специалистов отрасли. Пристальное внимание медиаисследователей к техническим и технологическим знаниям, навыкам и умениям журналистов, как показало наше исследование, не коррелирует с требованиями работодателей, которые нуждаются в специалистах, умеющих коммуницировать и создавать грамотные тексты. К такому выводу нам позволяет прийти анализ актуальных региональных вакансий, размещенных на сервисе HeadHunter, а также анализ мнений лидеров медиаотрасли, полученный в результате опроса. Опрос проводился дистанционно через google-форму, в базе рассылки были представлены все редакторы омских СМИ, чьи электронные адреса отражены в официальных источниках информации (на портале Правительства Омской области). В опросе приняли участие редакторы разных типологических сегментов СМИ: районных и городских газет, региональных порталов; коммерческих и государственных СМИ. Исследование показало, что медиаотрасли не хватает специалистов, умеющих составлять грамотные тексты. Востребованными на рынке труда остаются базовые знания – профессиональные компетенции так называемого классического характера, связанные с умением коммуницировать, формировать смыслы и оформлять их в грамотные тексты. Это позволяет сделать вывод о том, что классический подход к обучению журналистов, построенный на глубоком понимании текста, не теряет своей актуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL MEDIA: JOURNALISTS BEGINNERS TRAPED BETWEEN INNOVATION AND TRADITION

The paper deals with identifying the professional competencies of novice journalists in demand in the regional labor market. The growing influence of digital technologies in the field of media communications leads to the transformation of professional qualities and competencies of industry specialists. The close attention of media researchers to the technical and technological knowledge, skills and abilities of journalists, as shown by our study, does not correlate with the requirements of employers who need specialists who can communicate and create literate texts. This conclusion allows us to come to an analysis of current regional vacancies posted on the HeadHunter.ru service, as well as an analysis of the opinions of leaders in the media industry, obtained as a result of a survey. The survey was conducted remotely via a google form, the mailing list included all editors of Omsk media, whose e-mail addresses are reflected in official sources of information (on the portal of the Government of the Omsk Region). Editors of different typological media segments took part in the survey: district and city newspapers, regional portals; commercial and government media. The study showed that the media industry lacks specialists who can write competent texts. Basic knowledge remains in demand on the labor market – professional competencies of the so-called classical nature, associated with the ability to communicate, form meanings and arrange them in competent texts. This allows us to conclude that the classical approach to training journalists, based on a deep understanding of the text, does not lose its relevance.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕДИАРЫНОК: НАЧИНАЮЩИЕ ЖУРНАЛИСТЫ В ЛОВУШКЕ МЕЖДУ ИННОВАЦИЯМИ И ТРАДИЦИЯМИ»

Научная статья УДК 070

Б0110.24147/2413-6182.2024.11(1).104-120

ЮБЫ 2413-6182 еЯБИ 2658-4867

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕДИАРЫНОК: НАЧИНАЮЩИЕ ЖУРНАЛИСТЫ В ЛОВУШКЕ МЕЖДУ ИННОВАЦИЯМИ И ТРАДИЦИЯМИ

Е.С. Радионцева

Омский государственный технический университет (Омск, Россия)

Аннотация: Статья посвящена выявлению профессиональных компетенций начинающих журналистов, востребованных на региональном рынке труда. Усиление влияния цифровых технологий в сфере медиакоммуникаций обусловливает трансформацию профессиональных качеств и компетенций специалистов отрасли. Пристальное внимание медиаисследователей к техническим и технологическим знаниям, навыкам и умениям журналистов, как показало наше исследование, не коррелирует с требованиями работодателей, которые нуждаются в специалистах, умеющих коммуницировать и создавать грамотные тексты. К такому выводу нам позволяет прийти анализ актуальных региональных вакансий, размещенных на сервисе HeadHunter, а также анализ мнений лидеров медиаотрасли, полученный в результате опроса. Опрос проводился дистанционно через google-форму, в базе рассылки были представлены все редакторы омских СМИ, чьи электронные адреса отражены в официальных источниках информации (на портале Правительства Омской области). В опросе приняли участие редакторы разных типологических сегментов СМИ: районных и городских газет, региональных порталов; коммерческих и государственных СМИ. Исследование показало, что медиаотрасли не хватает специалистов, умеющих составлять грамотные тексты. Востребованными на рынке труда остаются базовые знания - профессиональные компетенции так называемого классического характера, связанные с умением коммуницировать, формировать смыслы и оформлять их в грамотные тексты. Это позволяет сделать вывод о том, что классический подход к обучению журналистов, построенный на глубоком понимании текста, не теряет своей актуальности.

Ключевые слова: профессиональные качества журналистов, компетенции журналистов, мнение лидеров, медиаотраль, квалификация начинающих журналистов, требования рынка труда к журналистам.

Для цитирования:

Радионцева Е.С. Региональный медиарынок: начинающие журналисты в ловушке между инновациями и традициями // Коммуникативные исследования. 2024. Т. 11. № 1. С. 104-120. DOI: 10.24147/2413-6182.2024.11(1).104-120.

© Е.С. Радионцева, 2024

Сведения об авторе:

Радионцева Екатерина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории, философии и социальных коммуникаций

Контактная информация:

Почтовый адрес: 644050, Россия, Омск, пр. Мира, 11

E-mail: rakaty@yandex.ru Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов Дата поступления статьи: 20.08.2023 Дата рецензирования: 25.08.2023 Дата принятия в печать: 27.12.2023

1. Введение

Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий привело к изменению деятельности сотрудников СМИ. Слияние онлайн-и офлайн-коммуникаций, конвергенция медиа, рождение новых форматов обусловили появление новых требований к представителям профессии.

Какими знаниями, умениями, навыками должен обладать современный журналист? Какие компетенции востребованы сегодня на рынке труда? На чем акцентировать внимание при обучении молодых представителей профессии, чтобы они могли успешно в ней реализоваться?

Эти вопросы составляют предмет нашего исследования. Объект -профессиональные компетенции и качества начинающих журналистов.

Напомним, что в классической парадигме все компетенции делятся на профессиональные и личностные. К профессиональным относятся:

• общепрофессиональные, основанные на знаниях, помогающих ориентироваться в современном мире, его правовых и этических нормах;

• узкоспециализированные, например познания в психологии или экономике, - этот блок компетенций можно соотнести с познаниями в определенной тематической сфере;

• инструментальные, к которым можно отнести знания родного или иностранных языков;

• технологические [Алексеенко 2014: 16].

На развитие профессиональных компетенций большое влияние оказывает глобальная тенденция, связанная с усилием влияния цифровых технологий.

О цифровых навыках современного молодого поколения пишут многие исследователи, отмечая их сформированность и многогранность [Бикеева 2022; Годик 2011; Прохоров 2022; Назаров 2016; Prensky 2001; Ишмуратова 2022; Солдатова, Рассказова 2016; Шпаченко, Окушова 2021;

Бровкина 2020; Захарова 2019; Куркина, Стародубцева 2018; Меерзон, Рябов 2019; Morris, Yeoman 2023; Opiniano et al. 2023; Broersma, Singer 2021; Vasilendiuc, Sutu 2021]. «Цифровая грамотность, или цифровая компетентность, как комплекс специфических знаний и умений становятся неотъемлемым элементом не только профессиональной, но и общекультурной компетентности любого человека» [Тулупов 2022: 7].

Специфика журналистского образования, в том числе сближение его с цифровыми технологиями, - предмет постоянного внимания исследователей. В последнее время в научных трудах осмысливаются как вопросы развития компетенций производственного характера [Шестеркина и др. 2021; Марфицына 2021; Fang, Tsvetkova 2023], так и ситуация, связанная с системой образования журналистов в целом [Тулупов 2022; Коха-ная, Головин 2022; Кадар 2021; Vasilendiuc, Sutu 2021; Theodosiadou et al. 2021; Hong et al. 2023; Gessesse 2020].

Особое внимание как в науке о журналистике, так и в среде практиков уделяется технологическим компетенциям медиаспециалистов. В качестве примера рассмотрим подход, представленный Марком Стенселом и Ким Перри. Они опросили 31 руководителя американских изданий, чтобы выявить, чего они ждут от будущих сотрудников и что должны уметь идеальные кандидаты на должность журналиста. Согласно исследованию, навыки, необходимые современному журналисту, можно разграничить по двум основаниям: основополагающие и преобразующие. Первые направлены на формирование умений, связанных с созданием контента для традиционных платформ. Вторые помогают адаптироваться к современным изменениям в аудиторных показателях, распространению материалов, практиках работы с информацией и презентациями [Stencel, Perry 2016].

Основополагающие журналистские умения не теряют значимости. Издания ищут специалистов, знающих, как создавать и управлять редакционными продуктами, которые привлекут аудиторию и установят с ней контакт. Самые ценные сотрудники объединяют в себе как основополагающие, так и преобразующие навыки.

В целом такой подход оправдан и целесообразен. Вместе с тем полагать, будто базовые технологические компетенции нуждаются во всестороннем развитии, было бы небольшим преувеличением, особенно в отношении поколения Z.

«В 2010-2012 гг. в российских городах появился дешевый широкополосный доступ в Интернет и дешевые смартфоны, что стало основанием для активного развития новых привычек массовой молодежной аудитории» [Балмаева, Шлегель 2019: 220].

«Молодежь свободно владеет современной техникой, считая, что этого достаточно для работы в медиа... Некоторые эксперты настойчиво утверждают, что "время знаний" прошло. Но ведь всегда интересен лишь тот журналист, который оригинально мыслит и умеет оформлять смыс-

лы в яркую вербальную или визуальную форму. Если же на первое место ставить технику, то вряд ли подготовишь глубокого и широко мыслящего корреспондента - без базовых системных знаний техническая оснащенность выпускника так и останется "вещью в себе"» [Тулупов 2022: 7].

Как верно отмечают исследователи, «сетевая свобода бесцензурного выражения своей точки зрения разрушила не только нормы грамотной речи, но и внутренний страх, крепко сидевший в российских поколениях доцифровой эпохи и опережавший высказывание личного мнения» [Балмаева, Шлегель 2019: 221].

В силу этого гипотезой нашего исследования будет следующее утверждение: молодые журналисты нуждаются в развитии общекультурных компетенций, прежде всего, связанных с языком и речью. Они испытывают в них более сильную необходимость, чем в расширении навыков в сфере информационных технологий.

Цель исследования - выявить, какие навыки начинающих журналистов востребованы работодателями и медиарынком в целом.

2. Методы

Для подтверждения / опровержения нашей гипотезы была собрана и систематизирована информация из научных источников относительно компетенций поколения Z. Далее мы обратимся к контент-анализу требований к журналистам, представленным в вакансиях на сервисе HeadHunter (hh.ru]. После попытаемся сопоставить выводы с мнениями лидеров региональной медиаотрасли, полученными на основе дистанционного опроса через google-форму. Вопросы были разосланы всем представителям региональных редакций Омской области, чьи е-таП'ы размещены на портале правительства Омской области в разделе «СМИ региона».

3. Результаты

3.1. Требования рынка труда

Представляется интересным посмотреть, насколько позиция теоретиков коррелирует с требованиями рынка труда. Для этого мы проанализировали актуальные вакансии для журналистов на региональном (омском) рынке труда за декабрь 2022 г. Особое внимание было уделено анализу вакансий для начинающих журналистов (без опыта работы]. Эмпирическую базу составили открытые данные сайта HeadHunter.

Вакансии для журналиста можно было найти в двух разделах: «Маркетинг, реклама, PR» (рубрика «Копирайтер) и «Искусство, развлечение, массмедиа» (рубрики «Журналистика», «Издательская деятельность», «Корректор, ретушер», «Литературная редакторская деятельность», «Пресса»].

В первом разделе было представлено 11 вакансий. Во втором разделе в рубрике «Журналистика» - 6 вакансий, «Издательская деятельность» - 10 вакансий, «Корректор, ретушер» - 1 вакансия, «Литератур-

ная, редакторская деятельность» - 12 вакансий, «Пресса» - 3 вакансии. Общее количество - 43 вакансии.

По итогам анализа можно сделать несколько основных выводов:

• Журналисты востребованы не только в своей, специализированной сфере, но и в смежных отраслях: в PR, рекламе, маркетинге. Соответственно, вакансии размещают не только СМИ, но и узкоспециализован-ные компании реального сектора экономики (например, IT-компании]. Это предполагает наличие узкоспециализированных и технологических компетенций.

• Журналистам требуются специализированные тематические знания - часто журналисты востребованы в специализированных изданиях, например по медицине, что предполагает наличие узкоспециализированных компетенций.

• Основной массив вакансий нацелен на специалистов с опытом работы от 1 года до 3 лет. Лишь в двух вакансиях опыт не требовался.

• Почти все вакансии предполагают полную занятость.

В целом журналистам, востребованным на региональном рынке труда, необходимы следующие качества и компетенции:

- коммуникабельность;

- грамотная письменная и устная речь;

- эмоциональный интеллект;

- аналитический склад ума;

- умение анализировать большие объемы информации;

- толерантность;

- хороший внешний вид;

- энергичность;

- креативность.

Как видим, большая часть требований связана с профессиональными компетенциями.

3.2. Оценка профессиональных и личностных качеств журналиста: позиция лидеров отрасли Омской области

Для изучения вопроса, связанного с оценкой профессиональных и личностных качеств журналиста, был проведен опрос редакторов омских СМИ по поводу удовлетворенности их компетенциями начинающих журналистов. Исследование подготовлено на основе позиции лидеров отрасли в Омской области.

Методика опроса была основана на рассылке сообщений через электронную почту, представленную в официальном источнике на портале правительства Омской области в разделе «СМИ региона». Всем адресантам, представленным в открытом источнике, студентка заочного отделения направления «Журналистика» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского под руководством автора статьи отправила сообщение с просьбой помочь в исследовании и ответить на вопросы в Google-форме.

Ответы на вопросы поступили от следующих редакций:

1. Сетевое издание «Город 55».

2. Новое медиа «Трамплин».

3. Интернет-издание NGS55.

4. Информационное агентство «Омскрегион».

5. Интернет-редакция 12 канала (АО «Омские Медиа»].

6. Районная газета «Таврические новости» Таврического района.

7. Районная газета «Черлакские вести» Черлакского района.

8. Районная газета «Вперёд» Знаменского района.

9. Районная газета «Наша Искра» Называевского района.

10. Районная газета «Ваша Звезда» Павлоградского района.

11. Районная газета «Сибиряк» Калачинского района.

12. Районная газета «Омский пригород» Омского района.

13. Газета Ihre Zeitung («Ваша газета»] Азовского немецкого национального района.

Как видим, в опросе приняли участие редакторы разных типологических сегментов СМИ: районных и городских газет, региональных порталов; коммерческих и государственных СМИ.

Редакторы отвечали на разные вопросы - открытые и закрытые. Вопросы были составлены на основе исследования А.В. Вырковского [Вырковский 2016].

На вопрос: «Охарактеризуйте возрастной состав творческого коллектива редакции» - было получено 13 ответов (рис. 1]. Большая часть респондентов отметила, что в их редакции работают люди от 21 и от 40 лет. Процент журналистов, которым 55 лет и выше, в опрошенных редакциях совсем небольшой.

0 2 4 6 8

Рис. 1. Возрастной состав творческого коллектива редакции

Вопрос: «Охотно ли редакторы омских СМИ принимают на работу выпускников?» - был отрытым.

Главный редактор ИА «Омскрегион» сказал, что в его редакцию неохотно принимают выпускников, поскольку, как он считает, им не хвата-

ет умения писать, грамотного языка, профессиональных навыков в поиске и верификации информации.

Редактор газеты «Таврические новости» ответил, что в его редакции стабильный коллектив на протяжении многих лет. Однако в иной ситуации ответ был бы положительным, так как, по мнению редактора, молодые люди более мобильны, интересен их взгляд на жизнь.

В районную газету «Черлакские вести» выпускники даже не обращаются, хотя, по мнению редактора, они охотно рассмотрели бы кандидатов.

В редакции газеты «Вперёд» Знаменского района Омской области охотно принимают выпускников, так как в этом районе наблюдается нехватка молодых кадров.

В интернет-редакцию АО «Омские медиа» («12 канал»], по словам редактора, принимают выпускников, поскольку «это те люди, которые максимально заряжены на то, чтобы показать свои умения. Кроме того, молодые люди умеют быстрее и легче подстраиваться под современные реалии и изменения в медиасфере».

Редактор районной газеты «Наша Искра» Называевского района признаётся, что выпускники идут к ним неохотно, хотя их редакция приветствует начинающих журналистов.

Редактор районной газеты «Ваша звезда» Павлоградского района подготовил самый развернутый ответ: «Молодые журналисты, которые трудятся в районной редакции газеты "Ваша Звезда", приняты на работу после окончания высших учебных заведений (специальности "...связи с общественностью", "Журналистика", педагогический факультет]. Мы приветствуем молодые кадры, свежесть, новизну, смелость, креативность, любознательность, новые творческие идеи, коммуникативность, грамотность; умение работать с современными гаджетами, поскольку в настоящее время не только печатный вариант газеты читается, но и публикуются материалы в различных социальных сетях, на сайте, снимаются и монтируются новостные видеосюжеты, презентации и т. д.»

Главный редактор газеты «Сибиряк» Калачинского района считает, что новые люди - это новый взгляд на события, на факты и проблемы города, района.

По мнению редактора интернет-издания NGS55, в редакцию не всегда охотно берут выпускников, однако такие случаи всё же имеют место. По его словам, способного выпускника видно еще со второго курса. К последнему курсу студенты зачастую устают от профессии и не имеют большого желания в ней работать. Поэтому в большинстве случаев на потоке остаются единицы людей, которые по-настоящему хотят работать журналистами и имеют навыки и способности.

В районной газете «Омский пригород» Омского района «толковым» молодым ребятам будут рады.

Редактор интернет-издания «Город 55» неохотно принимает на работу выпускников. Если это все-таки происходит, то только на должность журналиста-рирайтера: у выпускников, которые изучали журналистику только в рамках университетских дисциплин, совершенно нет практических навыков работы, их приходится учить с нуля, а на это не всегда есть время и силы.

Редактор медиа «Трамплин» считает иначе: по его мнению, зачастую проще принять на работу выпускника вуза, чем брать человека с опытом, но из другой сферы. Он полагает, что проще обучить с нуля способного человека, чем переучивать другого, который занимался иной деятельностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что небольшой процент выпускников хочет работать в редакциях печатных СМИ (газет]. Большинство молодых специалистов предпочитает более современные, развивающиеся сетевые СМИ. Большая часть респондентов охотно принимает на работу выпускников, потому что нуждаются в молодых специалистах.

Вопрос: «Выпускники каких специальностей претендуют на работу в творческих подразделениях редакции?» - был сформулирован как открытый и предполагал разные варианты ответов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно исследованию, на работу в редакции чаще всего претендуют выпускники следующих специальностей и направлений подготовки:

- филология;

- медиакоммуникации;

- журналистика;

- печатное дело;

- маркетинг;

- реклама и связи с общественностью.

Редакторы отметили, что есть кандидаты, получившие педагогическое образование (учитель русского языка и литературы], историческое образование, также среди претендентов бывают выпускники технических специальностей.

Вопрос: «Выпускников каких специальностей редакторы предпочитают брать на работу в творческие подразделения редакции?» -

был сформулирован как открытый.

По результатам исследования оказалось, что большинство редакторов омских СМИ предпочитают принимать на работу выпускников по направлению подготовки «Журналистика». Для многих работодателей важно, чтобы студенты получили гуманитарное образование (с упором на русский язык и литературу]. Также могут принять на работу студентов, обучающихся по направлениям подготовки, связанным с профессией дизайнера или филолога.

В целом среди опрошенных небольшой процент тех, для кого на первом месте творческий потенциал, грамотность, заинтересованность в

работе, а не журналистское образование. Один из редакторов прокомментировал это так: «Это не имеет большого значения. Даже автомеханик, знающий русский язык, сможет работать, например, в рубрике "Автодело". Однако специалисты гуманитарных наук и особенно журналисты знают, чего ждать от профессии и чего они хотят». Здесь речь идет о понимании молодыми журналистами своей роли и своего предназначения в профессии, что тоже ценно.

«Какие профессиональные навыки и компетенции у начинающих журналистов наиболее востребованы?» Наиболее востребованными профессиональными навыками и компетенциями у начинающих журналистов, по мнению редакторов (рис. 2], стали коммуникабельность (этот вариант выбрали все редакторы], обучаемость и мотивация. Менее востребованными, но также значимыми оказались журналистские навыки работы, аналитические способности и мобильность. Оказалось, что опыт и презентационные способности не важны.

Аналитические способности I Опыг I

Журналистские навыки раоэт . I Мотивации I Образование I Обучаемость I Креативность I Мобильность I КЬманднасть I Презентационные способности I Ког.нлуникабепьность I Редакторскиенаеыки I 0

Рис. 2. Наиболее востребованные профессиональные навыки и компетенции у начинающих журналистов

Для редакторов омских СМИ важно, чтобы выпускник был коммуникабелен, готов к обучению и мотивирован к работе.

«Каких профессиональных навыков и компетенций не хватает молодым (начинающим) журналистам?» Согласно ответам (рис. 3], больше всего выпускникам не хватает журналистских навыков работы, владения языком / грамотности и аналитических способностей. На слабом уровне находятся эрудиция, любопытство, опыт и забота о читателе.

Таким образом, редакторам в начинающих специалистах не хватает журналистских навыков работы и грамотности.

«Какие для редакторов наиболее востребованные личные качества у начинающих журналистов?» По результатам опроса (рис. 4], наиболее востребованными оказались такие личные качества, как ответственность, активность, трудолюбие, интеллект. Редакторы изданий хотят видеть ответственных, активных, трудолюбивых молодых специалистов.

I (7.7 %)

6 {61.5%)

9(69.2%)

Ю (7Ё.Э %)

-4 (30.S %)

12(92.3 14)

5(46.2%)

В (61,5%)

5 (38,5 %)

1 (7.7 Щ

I 4(30 8%) &

Ю

15(100%}

1&

Любопытство Владение яэыког^грамотн... Журналистские навыки раб...

Профессионализм Обучаемость Аналитические способности Мотиоэцип Эрудиция Опыт

Редакторские навыки Скорость Забота о читателе Креативность

5(38.5%)

-в (61,5%)

(69.2 %)

2(15.4%)

-1 (7,7 %)

4 (30.8 %)

^^т 6(61.5%) 7 (53,8 %)

3 (23,1 %) 2(15,4%)

5(38.5%)

-5(38.5%)

3 (23.1 "№) 4

Рис. 3. Профессиональные навыки и компетенции, которых не хватает начинающим журналистам

Интеллект Ответствен кость дцекеаткость честность Такт Акти&нооть Любовь к работе Открытость Порядсчкость Стрессоустоич ивость Пунктуальность Трудолюбие Талант Самокритика На&лйаагегькость Терпеливость Хороший запах Чувства юмора

-В (57.1 %)

13 [92,91

5(35,7 %)

■ 3(21.4%) ■ 4(28,6%)

10(71,4%)

2 (14.3 %)

6(42,9 %)

6 (35,7 %) 5 (35,7 %)

6(42.9%)

а (64.3 %)

4 (26.6 %) Н 5(35,7%)

4 (26.6 %) -А (26.6 %>

0(0 %)

2(14.3%)

13 5 10 15

Рис. 4. Наиболее востребованные личные качества у начинающих журналистов

«Каких личных качеств не хватает начинающим журналистам?»

По результатам исследования (рис. 5], наиболее всего редакторам СМИ не хватает в выпускниках ответственности, наблюдательности, стрессо-устойчивости, самокритики, трудолюбия. Однако любопытства, любви к работе и обучаемости в большинстве случаев достаточно.

От£ег£.твенно£.тъ Любопытство Внимательность ГйрДОйТь Смелость Обучаемость Доброжелательность Сттчссоустойчивость Самокритика Яюбаньк рэЬсте-Н абпюдательнмть Трудалтбие

7(50 %■)

2 (14 3%)

5 (35.7 0

0(0%)

I 4 %)

1 (7,1 %)

0(0%)

0 (42.9 %) 8(42.$%)

1 (7,1 %|

7(50 <!Ц

£ (42.9

Рис. 5. Личные качества, которых не хватает начинающим журналистам

«Какие, по мнению редактора, основные факторы мотивации у начинающих журналистов?» Большинство редакторов считают (рис. 6], что основными факторами мотивации у молодых журналистов являются самореализация, потребность в высокой заработной плате, уважение со стороны коллег, возможность карьерного роста.

Самореализация

Авторитетность СМИ 1 <Л1 %)

Потребность в высокой «раб.

Самостоятельность а принят. .

Уважение со стороны коллег. .

Возможность карьерного роста

Важность выполняемой работы

Уважение со стороны близких ^—2 Л 4.3 %\

Потребность в корпоративно... 1 <7.1 %>

о 2 i б е ю

Рис. 6. Основные факторы мотивации у начинающих журналистов

Выпускников-журналистов мотивирует к работе реализация своего потенциала, уважение со стороны коллег и желание реализовать карьеру.

4. Заключение

Усиление влияния цифровых технологий в сфере медиакоммуни-каций обусловливает трансформацию профессиональных качеств и компетенций специалистов отрасли.

Как показывает исследование, востребованными на рынке труда остаются базовые знания - профессиональные компетенции так называемого классического характера, связанные с умением коммуницировать, формировать смыслы и оформлять их в грамотные тексты. Об этом свидетельствует анализ требований вакансий региональных журналистов, размещенных на сервисе HeadHunter. Подтверждением нашей гипотезы служит и анализ мнений лидеров региональной медиаотрасли, сформированный на основе опроса редакторов омских СМИ.

В настоящее время существуют медиа - сайты и блоги, - которые не просто рассказывают о работе в СМИ и журналистике, но и обучают медийной деятельности. Авторы этих ресурсов помогают быть в курсе новых тенденций в журналистике, способствуют повышению квалификации ме-диаспециалистов, рассказывают о новых технологиях и медийных процессах. Авторы этих сайтов - медиаэксперты, журналисты, PR-специалисты и редакторы.

Поисковые запросы: «Курсы для начинающих журналистов», «Он-лайн-обучение журналистов» и т. д. - в поисковых системах (браузерах] Google, «Яндекс», Opera, Safari показали, что в открытом доступе представлено множество разных курсов. Стоимость их варьируется и исчисляется десятками, а в отдельных случаях сотнями тысяч рублей, в зависимости от специфики формата обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно выделить перечень бесплатных онлайн-курсов по журналистике: вебинары «Нового репортера», курсы Высшей школы экономики на Coursera и «Открытом образовании», курсы международного центра журналистики Medianet.

Начинающим журналистам будут полезны и такие медиа, как блог сервиса Pressfeed, созданный для коммуникации между представителями прессы и ньюсмейкерами; Mediahubble - платформа для работников медиа и креативных индустрий, где собрана полезная информация, помогающая найти нужных людей, проекты и компании; Cossa.ru - информационный портал о маркетинге и коммуникациях в цифровой среде; Школа новых медиа - образовательная программа, созданная на базе Высшей школы экономики, цель которой - повышение квалификации специалистов в области digital media; Школа текста Александра Колесниченко и Maximilyahov.ru - блог Максима Ильяхова, автора сервиса «Главред», с советами о том, как писать короткие и понятные тексты.

Как видим, у журналистов есть ресурсы для повышения квалификации и расширения своих компетенций. Вместе с тем классический подход к трансляции знаний, основанный на глубоком постижении основ русского языка и процессов, происходящих в речи, не теряет своей актуальности. Академическое образование помогает учащимся легче адаптироваться к быстро меняющейся рабочей среде и позволяет им выглядеть компетентными, отмечают Наталия Василендюк и Родика Мелинда Суту в публикации «Выпускники факультета журналистики и взгляды работодателей на профессию и навыки» [Vasilendiuc, Sutu 2021]. И с этим нельзя не согласиться. Начинающие журналисты оказываются в ловушке между традициями и инновациями.

Список литературы

Алексеенко Д.И. Особенности профессиональной деятельности журналиста информационного агентства в работе с экономической информацией: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2014. 24 с. Балмаева С.Д., Шлегель Е.В. Культурные навыки российского «поколения Z» // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 219-224. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10474. Бикеева М.В. Оценка цифровой активности населения в контексте теории поколений // Статистика и экономика. 2022. Т. 19, № 5. С. 25-34. DOI: 10.21686/2500-3925-2022-5-25-34. Бровкина А.А. Специфика субъекта образовательного процесса в условиях цифро-визации общества // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. Т. 7-2 (46). С. 68-72. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10887. Вырковский А.В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массме-

диа: процессный подход. М.: МедиаМир, 2016. 283 с. Годик Ю.О. «Цифровое поколение» и новые медиа // Медиаскоп. 2011. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/838 (дата обращения: 30.07.2023).

Захарова В.А. Студенты поколения Z: реальность и будущее // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 4. C. 47-54. DOI: 10.17805/trudy.2019.4.5.

Ишмуратова Д.Ф. Цифровая грамотность молодежи: анализ отдельных элементов // Теория и практика общественного развития. 2022. № 1. С. 83-86. DOI: 10.24158/tipor.2022.1.12.

Кадар Е.С. Концептуальные подходы к журналистскому образованию в странах Европейского Союза в период с 2018 года на примере университетов Corvinus и BME // Universum: филология и искусствоведение. 2021. № 6 (84). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/11937 (дата обращения: 30.07.2023).

Коханая О.Е., Головин Ю.А. Культура потребления или культура традиционных ценностей в системе журналистского образования // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 2. С. 59-71. DOI: 10.17805/zpu.2022.2.4.

Куркина Н.Р., Стародубцева Л. В. Цифровые технологии как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2018. Т. 9, № 1. С. 14-17.

Марфицына А.Р. Фейк как явление современного информационного пространства в аспекте журналистского образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2021. Т. 21, № 2. С. 105-110.

Мерзон Е.А., Рябов О.Р. Неоднозначность проблем цифрового образования // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1, № 1. С. 39-43. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-1-39-43.

Назаров М. М. Цифровое поколение двухтысячных: особенности медиапотребле-ния // Информационное общество. 2016. Вып. 3. С. 27-36.

Прохоров П. Э. Статистическая оценка развития цифровых навыков занятого населения в Российской Федерации // Статистика и экономика. 2022. Т. 19, № 3. С. 25-38. DOI: 10.21686/2500-3925-2022-3-25-38.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. 2016. № 2 (22). С. 50-60. DOI: 10.11621/npj.2016.0205.

Тулупов В.В. Подготовка медиаспециалистов в вузах современной России: проблемы и перспективы // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2022. № 1. С. 4-9.

Шестеркина Л.П., Лободченко Л.К., Красавина А.В., Марфицына А.Р. Фактчекинг и верификация информации в контексте журналистского образования // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 1, № 1. С. 94-108. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).94-108.

Шпаченко И.А., Окушова Г.А. Управление приватностью как компетенция цифровой грамотности // Сахалинское образование XXI век. 2021. № 1. С. 26-32.

Broersma M., Singer J.B. Caught Between Innovation and Tradition: Young Journalists as Normative Change Agents in the Journalistic Field // Journalism Practice. 2021. Vol. 15, iss. 6. P. 821-838. DOI: 10.1080/17512786.2020.1824125.

Fang M., Tsvetkova M. Storytelling, Creativity and Writing as a Tool for Building Sophisticated Social Skills // Journal of Psycholinguistic Research. 2023. Vol. 52, iss. 5. P. 1397-1408. DOI: 10.1007/s10936-023-09949-0.

Gessesse K.B. Mismatch between Theory and Practice? Perceptions of Ethiopian Journalists towards Applying Journalism Education in Professional News Production // African Journalism Studies. 2020. Vol. 41, iss. 1. P. 49-64. DOI: 10.1080/23743670.2020.1735470.

Hong T.V., Le T.T., Giang T.T.N., Nguyet T.M.N. The Gap Between What They Say and What They Do: Journalists' Role Conception and Role Performance in Socialist-Communist Contex // Journalism Studies. 2023. Vol. 24, iss. 2. P. 288-307. DOI: 10.1080/1461670X.2022.2159858.

Morris K., Yeoman F. Teaching Future Journalists the News: The Role of Journalism Educators in the News Literacy Movement // Journalism Practice. 2023. Vol. 17, iss. 7. P. 1573-1590. DOI: 10.1080/17512786.2021.1992599.

Opiniano J., Estorque J.C., Gutierrez B.J., Urmenita J.M. The More Prepared, the Better: Analysing the Internship Performance of Filipino Journalism Students // Journalism Practice. 2023. Vol. 17, iss. 3. P. 624-646. DOI: 10.1080/17512786.2021.1929413.

Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants Part 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9, no. 5. P. 1-6. DOI: 10.1108/10748120110424816.

Stencel M., Perry K. Superpowers: The digital skills media leaders say newsrooms need going forward. 2016. 71 p. URL: http://towknight.org/research/superpowers/ (дата обращения: 30.07.2023).

Theodosiadou S., Spyridou P., Nikos P., Milioni D.L., Venetia P. Journalism education in the post-truth era: an exploration of the voices of journalism students in Greece and Cyprus // Media Practice and Education. 2021. Vol. 22, iss. 4. P. 277-291. DOI: 10.1080/25741136.2021.1919833.

Vasilendiuc N., Sutu R.M. Journalism Graduates Versus Media Employers' Views on Profession and Skills. Findings From a Nine-Year Longitudinal Study // Journalism Practice. 2021. Vol. 15, iss. 5. P. 704-721. DOI: 10.1080/17512786.2020.1753562.

References

Alekseenko, D.I. (2014), Osobennosti professional'noi deyatel'nosti zhurnalista infor-matsionnogo agentstva v rabote s ekonomicheskoi informatsiei [Features of the professional activity of a journalist of an information agency in working with economic information], Author's abstract, Chelyabinsk, 24 p. (in Russian).

Balmaeva, S.D., Shlegel, E.V., (2019), Cultural skills of the Russian "Generation Z". Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 4 (109), pp. 219-224. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10474. (in Russian).

Bikeeva, M.V. (2022), Assessment of Digital Activity of the Population in the Context of the Theory of Generations. Statistics and Economics, Vol. 19, no. 5, pp. 2534. DOI: 10.21686/2500-3925-2022-5-25-34. (in Russian).

Broersma, M., Singer, J.B. (2021), Caught Between Innovation and Tradition: Young Journalists as Normative Change Agents in the Journalistic Field. Journalism Practice, Vol. 15, iss. 6, pp. 821-838. DOI: 10.1080/17512786.2020.1824125.

Brovkina, A.A. (2020), Specificity of the subject of the educational process in the conditions of digitalization of society. International Journal of Humanities and Natural Sciences, Vol. 7-2 (46), pp. 68-72. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10887. (in Russian).

Fang, M., Tsvetkova, M. (2023), Storytelling, Creativity and Writing as a Tool for Building Sophisticated Social Skills. Journal of Psycholinguistic Research, Vol. 52, iss. 5, pp. 1397-1408. DOI: 10.1007/s10936-023-09949-0.

Gessesse, K.B. (2020), Mismatch between Theory and Practice? Perceptions of Ethiopian Journalists towards Applying Journalism Education in Professional News Production. African Journalism Studies, Vol. 41, iss. 1, pp. 49-64. DOI: 10.1080/23743670.2020.1735470.

Godik, U.O. (2011), «Tsifrovoe pokolenie» i novye media [The Digital Generation and new media]. Mediascope, no. 2, available at: http://www.mediascope.ru/en/node/838 (accessed date: July 30, 2023). (in Russian).

Hong, T.V., Le, T.T., Giang, T.T.N., Nguyet, T.M.N. (2023), The Gap Between What They Say and What They Do: Journalists' Role Conception and Role Performance in Socialist-Communist Contex. Journalism Studies, Vol. 24, iss. 2, pp. 288-307. DOI: 10.1080/1461670X.2022.2159858.

Ishmuratova, D.F. (2022), Youth digital literacy: analysis of selected elements. Theory and practice of social development, no. 1, pp. 83-86. DOI: 10.24158/tipor.2022.1.12. (in Russian).

Kadar, E. (2021), Conceptual approaches to journalism education in the countries of the European Union since 2018 on the example of Corvinus and BME universities. Universum: filologiya i iskusstvovedenie, no. 6 (84), available at: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/11937 (accessed date: July 30, 2023). (in Russian).

Kokhanaya O.E., Golovin, Yu.A. (2022), The Culture of Consumption or the Culture of Traditional Values in the System of Journalism Education. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 59-71. DOI: 10.17805/zpu.2022.2.4. (in Russian).

Kurkina, N.R., Starodubtseva, L.V. (2018), Digital technologies as the factor of increase of efficiency of educational process. Vestnik of Samara university. Economics and management, Vol. 9, no. 1, pp. 14-17. (in Russian).

Marfitcyna, A.R. (2021), Fake as a phenomenon of the modern information space in the aspect of journalistic education. Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities, Vol. 21, no. 2, pp. 105-110. (in Russian).

Merzon, E.A., Riabov, O.R. (2019), The ambiguity of digital education issues. Psychology in Education, Vol. 1, no. 1, pp. 39-43. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-139-43. (in Russian).

Morris, K., Yeoman, F. (2023), Teaching Future Journalists the News: The Role of Journalism Educators in the News Literacy Movement. Journalism Practice, Vol. 17, iss. 7, pp. 1573-1590. DOI: 10.1080/17512786.2021.1992599.

Nazarov, M.M. (2020), Digital Generation 2000: Specifics of Media Consumption. Information Society, iss. 3, pp. 27-36. (in Russian).

Opiniano, J., Estorque, J.C., Gutierrez, B.J., Urmenita, J.M. (2023), The More Prepared, the Better: Analysing the Internship Performance of Filipino Journalism Students. Journalism Practice, Vol. 17, iss. 3, pp. 624-646. DOI: 10.1080/17512786.2021.1929413.

Prensky, M. (2001), Digital Natives, Digital Immigrants Part 1. On the Horizon, Vol. 9, no. 5, pp. 1-6. DOI: 10.1108/10748120110424816.

Prokhorov, P.E. (2022), Statistical Assessment of The Development of Digital Skills of The Employed Population in The Russian Federation. Statistics and Economics, Vol. 19, no. 3, pp. 25-38. DOI: 10.21686/2500-3925-2022-3-25-38. (in Russian).

Shesterkina, L.P., Lobodenko, L.K., Krasavina, A.V., Marfitsyna, A.R. (2021), Fact-Checking and Information Verification in the Context of Journalism Education. Theoretical and Practical Issues of Journalism, Vol. 10, no. 1, pp. 94-108. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).94-108. (in Russian).

Shpachenko, I.A., Okushova G.A. (2021), Upravlenie privatnost'yu kak kompetentsiya tsifrovoi gramotnosti [Privacy management as a digital literacy competence]. Sakhalinskoe obrazovanie XXI vek, no. 1, pp. 26-32. (in Russian).

Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. (2016), Models of digital competence and online activity of Russian adolescents. National Psychological Journal, no. 2 (22), pp. 5060. DOI: 10.11621/npj.2016.0205. (in Russian).

Stencel, M., Perry, K. (2016), Superpowers: The digital skills media leaders say newsrooms need going forward, 71 p., available at: http://towknight.org/research/superpowers/ (accessed date: July 30, 2023).

Theodosiadou, S., Spyridou, P., Nikos, P., Milioni, D.L., Venetia, P. (2021), Journalism education in the post-truth era: an exploration of the voices of journalism students in Greece and Cyprus. Media Practice and Education, Vol. 22, iss. 4, pp. 277-291. DOI: 10.1080/25741136.2021.1919833.

Tulupov, V.V. (2022), Training of media specialists in universities of modern Russia: problems and prospects. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo univer-siteta, no. 1, pp. 4-9. (in Russian).

Vasilendiuc, N., Sutu, R.M. (2021), Journalism Graduates Versus Media Employers' Views on Profession and Skills. Findings From a Nine-Year Longitudinal Study. Journalism Practice, Vol. 15, iss. 5, pp. 704-721. DOI: 10.1080/17512786.2020.1753562.

Vyrkovskii, A.V. (2016), Redaktsionnyi menedzhment v pechatnykh i onlainovykh massmedia: protsessnyi podkhod [Editorial management in print and online media: a process approach], Moscow, MediaMir publ., 283 p. (in Russian).

Zakharova, V.A. (2019), Students of Generation Z: reality and future. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 4, pp. 47-54. DOI: 10.17805/trudy.2019.4.5. (in Russian).

Original article

REGIONAL MEDIA: JOURNALISTS BEGINNERS TRAPED BETWEEN INNOVATION AND TRADITION

E.S. Radiontseva

Omsk State Technical University (Omsk, Russia)

Abstract: The paper deals with identifying the professional competencies of novice journalists in demand in the regional labor market. The growing influence of digital technologies in the field of media communications leads to the transformation of professional qualities and competencies of industry specialists. The

close attention of media researchers to the technical and technological knowledge, skills and abilities of journalists, as shown by our study, does not correlate with the requirements of employers who need specialists who can communicate and create literate texts. This conclusion allows us to come to an analysis of current regional vacancies posted on the HeadHunter.ru service, as well as an analysis of the opinions of leaders in the media industry, obtained as a result of a survey. The survey was conducted remotely via a google form, the mailing list included all editors of Omsk media, whose e-mail addresses are reflected in official sources of information (on the portal of the Government of the Omsk Region). Editors of different typological media segments took part in the survey: district and city newspapers, regional portals; commercial and government media. The study showed that the media industry lacks specialists who can write competent texts. Basic knowledge remains in demand on the labor market - professional competencies of the so-called classical nature, associated with the ability to communicate, form meanings and arrange them in competent texts. This allows us to conclude that the classical approach to training journalists, based on a deep understanding of the text, does not lose its relevance.

Key words: professional qualities of journalists, competencies of journalists, opinion of leaders, media industry, qualifications of novice journalists, labor market requirements for journalists.

For citation:

Radiontseva, E.S. (2024), Regional media: journalists beginners traped between innovation and tradition. Communication Studies (Russia), Vol. 11, no. 1, pp. 104120. DOI: 10.24147/2413-6182.2024.11(1).104-120.

About the author:

Radiontseva, Ekaterina Sergeevna, PhD, Associate Professor at the Department of History, Philosophy and Social Communications

Corresponding author:

Postal address: 11, Mira pr., Omsk, 644050, Russia E-mail: rakaty@yandex.ru

Conflict of interest:

The author declares no conflict of interest

Received: August 20, 2023

Revised: August 25, 2023

Accepted: December 27, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.