Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА В ОЦЕНКЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА В ОЦЕНКЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
133
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ТЕЛЕЖУРНАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Махакова Лариса Сырендоржиевна

Статья представляет собой исследование ключевых профессиональных компетенций выпускников-тележурналистов на основе выявления потребностей работодателей телевизионных СМИ Республики Бурятия, а также профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников. Изучение данной проблемы обусловлено рядом причин. Во-первых, происходящие во всей медиаотрасли технологические, социальные, экономические и прочие трансформации требуют переосмысления формируемых отечественными вузами профессиональных компетенций выпускников-журналистов. Особое значение это имеет для телевизионной журналистики, поскольку телевидение все еще сохраняет за собой статус основного источника информации для большинства российских домохозяйств. Во-вторых, образовательные программы высших учебных заведений в нашей стране реализуют компетентностный подход, который одной из своих приоритетных задач предполагает выявление потребностей рынка труда. И, наконец, в-третьих, анализ различных источников информации показал недостаточную изученность вопроса о профессиональной подготовке выпускников в медиаотрасли, где объектом исследования выступают требования работодателей к профессиональным компетенциям тележурналистов. Пристальное внимание уделялось теоретико-эмпирическим исследованиям в данной области среди отечественных ученых. Методом эмпирического исследования послужил экспертный опрос. Экспертами выступили главные редакторы ведущих телевизионных СМИ Республики Бурятия. В основу методики исследования профессиональных компетенций тележурналиста легли утвержденные Министерством труда и социальных отношений РФ профессиональные стандарты ведущего телевизионной программы, корреспондента и редактора средств массовой информации. В результате исследования был составлен рейтинг профессиональных компетенций телевизионного журналиста в исследуемом регионе. Определены ключевые компетенции, а также компетенции-«аутсайдеры» на уровне редакторов телевизионных СМИ, телевизионного ведущего и корреспондентов СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A TV JOURNALIST AS EVALUATED BY EMPLOYERS: REGIONAL ASPECTS (A CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)

The article is a study of the key professional competencies of TV journalism graduates based on identifying the needs of employers of television media in the Republic of Buryatia, as well as professional standards that correspond to the professional activities of graduates. The study of this problem is caused by a number of reasons. Firstly, the technological, social, economic, and other transformations taking place in the entire media industry require rethinking of the professional competencies of graduate journalists formed by domestic universities. This is especially important for television journalism, since television still retains its status as the main source of information for the majority of Russian households. Secondly, the educational programs of higher educational institutions in our country implement a competency-based approach, and one of its priority tasks involves identifying the needs of the labor market. And fi nally, thirdly, the analysis of various sources of information showed insuffi cient study of the issue of professional training of graduates in the media industry, where the object of research is the requirements of employers to the professional competences of TV journalists. Close attention was paid to theoretical and empirical research in this area among local scientists. The method of empirical research was an expert survey. The experts were the editors-in-chief of the leading television media of the Republic of Buryatia. The methodology of the study of professional competencies of a television journalist was based on the professional standards of a television program host, correspondent and media editor approved by the Ministry of Labor and Social Relations of the Russian Federation. As a result of the study, a rating of professional competencies of a television journalist in the region under study was compiled. Key competencies were identifi ed, as well as the competencies of “outsiders” on the level of television media editors, television presenters and media correspondents.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА В ОЦЕНКЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)»

ЖУРНАЛИСТИКА

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 199-208

Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2022, vol. 22, iss. 2, pp. 199-208 https://bonjour.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1817-7115-2022-22-2-199-208

Научная статья УДК 070(574.54)

Профессиональные компетенции тележурналиста в оценке работодателей: региональные аспекты (на примере Республики Бурятия)

Л. С. Махакова

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40В, стр. 1

Махакова Лариса Сырендоржиевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры ме-диакоммуникаций, mahakova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3199-8702

Аннотация. Статья представляет собой исследование ключевых профессиональных компетенций выпускников-тележурналистов на основе выявления потребностей работодателей телевизионных СМИ Республики Бурятия, а также профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников. Изучение данной проблемы обусловлено рядом причин. Во-первых, происходящие во всей медиаотрасли технологические, социальные, экономические и прочие трансформации требуют переосмысления формируемых отечественными вузами профессиональных компетенций выпускников-журналистов. Особое значение это имеет для телевизионной журналистики, поскольку телевидение все еще сохраняет за собой статус основного источника информации для большинства российских домохозяйств. Во-вторых, образовательные программы высших учебных заведений в нашей стране реализуют компетентностный подход, который одной из своих приоритетных задач предполагает выявление потребностей рынка труда. И, наконец, в-третьих, анализ различных источников информации показал недостаточную изученность вопроса о профессиональной подготовке выпускников в медиаотрасли, где объектом исследования выступают требования работодателей к профессиональным компетенциям тележурналистов. Пристальное внимание уделялось теоретико-эмпирическим исследованиям в данной области среди отечественных ученых. Методом эмпирического исследования послужил экспертный опрос. Экспертами выступили главные редакторы ведущих телевизионных СМИ Республики Бурятия. В основу методики исследования профессиональных компетенций тележурналиста легли утвержденные Министерством труда и социальных отношений РФ профессиональные стандарты ведущего телевизионной программы, корреспондента и редактора средств массовой информации. В результате исследования был составлен рейтинг профессиональных компетенций телевизионного журналиста в исследуемом регионе. Определены ключевые компетенции, а также компетенции-«аутсайдеры» на уровне редакторов телевизионных СМИ, телевизионного ведущего и корреспондентов СМИ.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, журналистское образование, потребности рынка труда, профессиональные стандарты, тележурналисты

Для цитирования: Махакова Л. С. Профессиональные компетенции тележурналиста в оценке работодателей: региональные аспекты (на примере Республики Бурятия) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 199-208. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2022-22-2-199-208

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ

Article

Professional competencies of a TV journalist as evaluated by employers: Regional aspects (A case study of the Republic of Buryatia)

L. S. Makhakova

East Siberian State University of Technology and Management, 40V, bld. 1 Klyuchevskaya St., Ulan-Ude 670013, Russia Larisa S. Makhakova, mahakova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3199-8702

Abstract. The article is a study of the key professional competencies of TV journalism graduates based on identifying the needs of employers of television media in the Republic of Buryatia, as well as professional standards that correspond to the professional activities of graduates. The study of this problem is caused by a number of reasons. Firstly, the technological, social, economic, and other transformations taking place in the entire media industry require rethinking of the professional competencies of graduate journalists formed by domestic universities. This is especially important for television journalism, since television still retains its status as the main source of information for the majority of Russian households. Secondly, the educational programs of higher educational institutions in our country implement a competency-based approach, and one of its priority tasks involves identifying the needs of the labor market. And finally, thirdly, the analysis of various sources of information showed insufficient study of the issue of professional training of graduates in the media industry, where the object of research is the requirements of employers to the professional competences of TV journalists. Close attention was paid to theoretical and empirical research in this area among local scientists. The method of empirical research was an expert survey. The experts were the editors-in-chief of the leading television media of the Republic of Buryatia. The methodology of the study of professional competencies of a television journalist was based on the professional standards of a television program host, correspondent and media editor approved by the Ministry of Labor and Social Relations of the Russian Federation. As a result of the study, a rating of professional competencies of a television journalist in the region under study was compiled. Key competencies were identified, as well as the competencies of "outsiders" on the level of television media editors, television presenters and media correspondents.

Keywords: professional competencies, journalism education, labor market needs, professional standards, TV journalists

For citation: Makhakova L. S. Professional competencies of a TV journalist as evaluated by employers: Regional aspects (A case study of the Republic

of Buryatia). Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2022, vol. 22, iss. 2, pp. 199-208 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1817-

7115-2022-22-2-199-208

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Эпоха цифровизации подвергает трансформации все структурные составляющие отечественной журналистики. Меняются способы потребления и передачи контента, зрительские предпочтения и т.д. Особое значение эти процессы имеют для телевизионной журналистики. Несмотря на жесткую конкуренцию с Интернетом, телевидение все еще сохраняет за собой позиции основного источника информации для большинства домохозяйств нашей страны [1, с. 19]. Стремительное развитие информационных технологий требует от современных тележурналистов наличия дополнительных профессиональных навыков. Как следствие, возникает необходимость переосмысления формируемых российскими вузами профессиональных компетенций выпускников-журналистов.

С начала 2000-х гг. российские образовательные программы высших учебных заведений реализуют компетентностный подход. Подход ориентирован на повышение качества профессионального образования путем улучшения взаимодействия с рынком труда, адаптации обучения к его потребностям. Вследствие этого одной из его ключевых задач является определение профессиональных компетенций выпускников на основе выявления потребностей рынка труда.

В сфере тележурналистики, как и всей журналистики в целом, решение выделенной

задачи сопряжено с определенными трудностями. Во-первых, работодатели зачастую сами не имеют четкого и ясного мнения о том, какими профессиональными компетенциями должны обладать специалисты в данной области. У них есть представления относительно soft skills, не связанных с отдельно взятыми профессиями, но необходимых в любой профессиональной деятельности. Тогда как относительно специальных компетенций - hard skills, знаний и умений, специфичных для конкретной профессии, они расходятся во мнениях, часто заимствуют компетенции из других специальностей [2, с. 46]. Во-вторых, работодатели исходят из своих текущих потребностей, не всегда прогнозируют и способны прогнозировать изменения рынка. Вузу же для подготовки медиаспециалиста необходимо время на разработку образовательной программы, поиск или подготовку преподавателей и четыре года на обучение бакалавра. Поэтому в определении профессиональных компетенций выпускника вуз должен ориентироваться не на текущие запросы работодателя, а «идти на опережение», анализируя тенденции и изменения на рынке труда [3, с. 134].

Стоящую перед высшими учебными заведениями проблему профессиональных компетенций современные образовательные стандарты пытаются решить как за счет анализа требова-

ний к ним работодателей, так и на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников.

Но, несмотря на попытки стандартизации, проблема определения профкомпетенций выпускника-тележурналиста по-прежнему остается актуальной. Одной из причин является тот факт, что профессиональные стандарты в сфере журналистики разработаны и приняты в 2014 г., а медиаотрасль представляет собой наиболее динамично развивающийся сегмент российской экономики. Наряду с социально-экономическими и технологическими трансформациями параллельно происходят изменения в запросах и требованиях работодателей к выпускникам высших учебных заведений. Все это обусловливает необходимость пристального изучения векторов развития на рынке труда с целью определения компетенций, имеющих высокое значение для обучающихся, и в целом повышения качества образования в вузе.

Профессиональные компетенции журналистов: обзор эмпирических исследований

На сегодняшний день существует значительное количество трудов отечественных ученых, посвященных вопросам профессиональной подготовки выпускников на основе компетентностного подхода, а также формированию профкомпетенций в конкретных профессиях. Вместе с тем анализ научной литературы и иных источников информации позволил прийти к выводу о том, что среди аналитических обзоров о состоянии современного российского рынка труда в различных его сегментах практически нет исследований рынка труда в медиаотрасли, объектом которых являлись бы требования работодателей к профессиональным компетенциям тележурналистов. Преимущественно имеются отдельные исследования применительно к профессиональным компетенциям журналиста в целом.

Профессиональные компетенции журналиста подразумевают способности, позволяющие достаточно успешно решать профессиональные задачи. Эти способности, по мнению Т. Н. Владимировой, сформированы на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, имеющих немаловажное профессиональное значение. Впоследствии они позволят будущему специалисту удовлетворять свои профессиональные и творческие потребности, а также выполнять функциональные обязанности в формате «профессия - должность» [4, с. 12].

А. В. Хуторский выделяет следующие профессиональные компетенции журналиста: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-

познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личного самосовершенствования [5, с. 278]. Е. В. Осипова в числе основных профкомпетенций журналиста отмечает профессионализм, коммуникативность, креативность, инициативность, развитую интуицию, социальную адаптивность, ответственность и стрессоустойчивость [6].

Как можно заметить, вышеперечисленные классификации имеют универсальный характер и требуются для большого количества разнообразных профессий.

Результаты исследования востребованности профессии «журналист» на российском рынке труда, проведенные Союзом журналистов России в 2019 г. совместно с компанией НеаШиМег, также выявили в требованиях работодателей доминирование универсальных (общих) компетенций - умение работать в команде, дисциплинированность, организованность, пунктуальность. Среди требований к профессиональным знаниям и навыкам отмечаются запросы на знание законодательства о СМИ, способность составлять тексты разного типа, работа с источниками [7].

Е. Л. Вартанова наряду с общенаучными, инструментальными, системными и базовыми компетенциями описала практические компетенции, характерные непосредственно для журналистов по конкретным видам деятельности: организационно-управленческой; социально-организаторской; производственно-технологической; научно-исследовательской [8].

Европейская ассоциация журналистского образования (ЕЛА) выделила 10 главных журналистских компетенций. Каждая из них состоит из пяти квалификационных характеристик, которые журналист обязан знать, понимать и быть готовым продемонстрировать после завершения обучения в вузе. В число основных компетенций вошли: осмысление социальной значимости журналистики и протекающих в ней трансформаций; умение добывать необходимые факты, соблюдая внешние и внутренние интересы медиаканалов и СМИ; организационно-управленческие компетенции; навыки оперативного поиска информации с применением традиционных и современных инструментов/техник сбора материала и методов исследования и др. [9].

Для отечественной медиаиндустрии большое значение имеют такие журналистские компетенции, как умение отбирать проверенную информацию и ориентироваться в текущих событиях. Далее следуют навыки, которые, прежде всего, характеризуют журналиста как работника, нежели профессионала. Замыкают рейтинг те качества журналиста, которые действительно необходимы ему в его повседневном

профессиональном творчестве, - уметь объяснять, интерпретировать и совершенствовать материал [10, с. 20].

Поскольку в рамках нашей работы особый интерес представляют требования региональных работодателей, в данный обзор мы включили результаты опроса, проведенного челябинскими коллегами Л. П. Шестеркиной и А. А. Бевз [11]. Для описания журналистского профессионализма ученые предлагали работодателям проран-жировать в порядке значимости составляющие данного понятия. Большинство респондентов (34,3%) в качестве ведущего выделили критерий «Функциональная грамотность» как часть интегрального процесса образования, охватывающего знакомство, общекультурный уровень и овладение обязательными профессиональными навыками.

Следующий аспект проведенного авторами опроса касался дисциплин, которые в той или иной степени должны присутствовать в профессиональной подготовке будущих журналистов. Респонденты преимущественно высказались в пользу необходимости получения знаний в области «универсальной» (82,9%) и маркетинговой (41,0%) журналистики. Большое значение имеют дисциплины «Журналистика данных» - 51% и «Журналистика как пропаганда» - 35,6% [11].

В нашей стране проблема профессиональных компетенций, стоящая перед вузами, была решена в образовательных стандартах ФГОС ВПО 3++, переход к которым был осуществлен в 2019 г. Новация образовательных стандартов заключается в том, что теперь профессиональные компетенции определяются двумя способами: на основании анализа требований к ним работодателей и на основании профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников [8, с. 45]. Иными словами, профессиональные стандарты определяют профессиональные компетенции и, соответственно, требования к уровню образования обучающегося, а образовательные программы, разработанные вузами на основе профессиональных стандартов, должны сформировать профессиональную компетентность не как совокупность компетенций, а как способность использовать полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности.

С целью определения востребованных работодателями Бурятии профессиональных компетенций телевизионного журналиста в основу нашего исследования были положены профессиональные стандарты, относящиеся к телевизионным средствам массовой информации: корреспондент СМИ [12], ведущий телевизионных программ [13], редактор СМИ [14].

Профессиональные компетенции тележурналистов в оценке работодателей Республики Бурятия: результаты экспертного опроса

Исследование требований работодателей к профессиональным компетенциям тележурналиста было проведено сотрудниками кафедры медиакоммуникаций Восточно- Сибирского государственного университета технологий и управления в 2021 г.

Цель исследования - определить ключевые профессиональные компетенции тележурналистов в представлениях работодателей Республики Бурятия. Метод исследования - экспертный опрос, который подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы. В качестве экспертов выступили главные редакторы ведущих телевизионных СМИ Республики Бурятия.

Критериями для отбора экспертного сообщества послужили:

- выполнение экспертом профессиональной журналистской деятельности в сфере телевизионных медиа;

- занимаемая экспертом должность главного редактора или заместителя главного редактора на региональном телеканале;

- уровень и профиль образования (отбирались эксперты с профильным журналистским либо филологическим образованием);

- стаж работы эксперта на телевидении не менее 5 лет.

На основе вышеперечисленных критериев в качестве экспертов выступили следующие главные редакторы/заместители главных редакторов телеканалов Республики Бурятия:

(A) Эрмиль Ирина Андреевна - шеф-редактор информационно-новостной программы «Восточный экспресс» на телеканале «Ариг Ус»;

(Б) Хлыстова Надежда Андреевна - главный редактор телеканала «Тивиком»;

(B) Тучков Сергей Михайлович - главный редактор телеканала «Альтернативное телевидение Бурятии» (АТВ);

(Г) Кошлюнов Илья Васильевич - зам. директора, начальник СИП ТВ «ГТРК Бурятия», а также шеф-редактор службы информационных телепрограмм;

(Д) Цыдыпова-Ламуева Эржэна Викторовна - главный редактор телеканала «Мир-Бурятия»;

(Е) Сандакдоржиева Соелма Хэшэктуевна -главный редактор телеканала «Селенга ТВ».

На основе анализа профессиональных стандартов нами был определен список профессиональных компетенций тележурналиста, положенный в основу методики исследования.

Респондентам было предложено оценить по 5-тибалльной шкале значимость профессиональных компетенций корреспондента, ведущего и редактора телевизионных СМИ исследуемого региона. На основе полученных ответов был составлен рейтинг профессиональных компетенций телевизионного журналиста.

В табл. 1 представлены результаты опроса экспертов о значимости профессиональных ком -петенций редактора телевизионных СМИ Республики Бурятия.

Анализ полученных данных демонстрирует максимальное количество (12 из 27) необходимых, высоковостребованных редактору СМИ

Таблица 1

Рейтинг профессиональных компетенций редактора телевизионных СМИ Республики Бурятия

№ Профессиональные компетенции (А) (Б) (В) (Г) (Д) (Е) Ср. балл Рейтинг

1 Определять круг проблем, которые необходимо осветить в свежем выпуске передачи, расставлять смысловые акценты 5 5 5 5 5 5 5,0 1

2 Формулировать задания корреспондентам по самостоятельному выбору тем и поиску информации для публикаций, а также по подготовке материалов в соответствии с заранее разработанной темой 5 5 3 5 5 4.6 3

3 Давать рекомендации по составлению сценариев сюжетов, разрабатываемых тележурналистами, редактировать сценарии 5 5 5 5 5 5 3,0 1

4 Собирать и оценивать необходимую информации для подготовки материала 4 4 5 4 5 4 4.3 5

5 Анализировать содержание полученной информации, целесообразность и способы ее внедрения в проект 5 4 5 4 5 5 4.6 3

б Создавать материалы (писать статьи, сценарии, вести колонки) 3 5 5 5 4 5 4.5 4

7 Работать в телеэфире (в том числе ведение собственной программы) 4 3 5 5 4 4 4.1 6

8 Оценивать степень компетентности авторов, качества предоставленных материалов, их соответствия требованиям и формату данного СМИ, целесообразности их публикации 5 5 5 5 5 5 5,0 1

9 Проверять актуальность и достоверность информации, предоставленной авторами 5 5 5 5 5 5 5,0 1

10 Принимать решения о публикации, отклонении материалов или о возможности размещения в последующих выпусках СМИ, в том числе собственных 5 5 5 5 5 5 5,0 1

11 Знакомиться с материалами, анализировать структуру и содержание материалов, выявлять ошибки и недочеты, которые необходимо исправить 5 5 5 5 5 5 5,0 1

12 Выбиратъ метод редактирования материалов для наиболее полного раскрытия авторского замысла, принимать решения о добавлении в материал дополнительной информации (текста, иллюстраций) 5 4 5 5 5 5 4.8 2

13 Приводить материалы в соответствие с требованиями СМИ 5 4 5 5 5 5 4.8 2

14 Работать над контекстом, орфографией и стилем текста 5 5 5 5 5 5 5.0 1

15 Работать с фото-, видео-, аудиоинформацией 3 5 5 4 5 4 4.3 5

16 Анализировать проект, предлагаемый автором; выявлять слабые и сильные стороны, соответствие проекта информационной политике СМИ 5 5 5 5 5 5 5,0 1

17 Принимать решения о включении проекта или его отклонении после согласования с главным редактором 4 5 5 5 5 5 4.8 2

18 Изучать отечественный и зарубежный опыт реализации аналогичных (сходных) медиапроектов 4 4 5 4 5 4 4.3 6

19 Проводить совещания и координировать действия работников 5 5 5 5 5 5 5,0 1

Окончание табл. 1

№ Профессиональные компетенции (А) (Б) (В) (Г) (Д) (Е) Ср. балл Рейтинг

20 Планировать деятельность подразделения согласно установленным графикам работы организации на определенный период 5 5 5 5 5 5 5,0 1

21 Принимать оперативные решения при угрозе нарушения плана 5 5 5 5 5 5 5.0 1

22 Вносить предложения руководителю по реализации кадровой политики в подразделении 4 4 3 5 5 4 4.1 6

23 Уведомлять руководителя о необходимости применения дисциплинарных взысканий в отношении конкретных сотрудников, нарушающих устав организации и другие внутренние нормативные акты 4 5 5 5 5 5 4.8 2

24 Анализировать эффективность работы отдела. выявлять ошибки, развивать конструктивные идеи 5 5 5 5 5 5 5,0 1

25 Организовать обратную связь с аудиторией (прием редакционной почты, ответы на письма, звонки, комментарии на сайте СМИ и страницах в социальных сетях) 3 5 5 3 5 4 3.6 7

26 Использовать результаты обработки данных, полученных от аудитории, в целях развития проекта (СМИ) 4 4 5 4 4 4 4,1 5

27 Подготовка договоров с внештатными сотрудниками и авторами 2 2 1 5 5 3 3,0 8

компетенций. Такое количество высокооцененных компетенций, безусловно, связано с деятельностью редактора, его широким функционалом, включенностью во все производственные процессы в редакции СМИ, высокой степенью ответственности.

При этом более половины из выбранных компетенций с отметкой 5 баллов (рейтинг 1) имеют непосредственное отношение к редакторской деятельности, а четыре компетенции - к организационно-управленческой (рисунок):

Редакторская деятельность

Организация работы редакции СМИ

- давать рекомендации по составлению сценариев сюжетов, разрабатываемых тележурналистами, редактировать сценарии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оценивать степень компетентности авторов, качества предоставленных материалов,

их соответствия требованиям и формату данного СМИ, целесообразности их публикации;

- проверять актуальность и достоверность информации, предоставленной авторами;

- знакомиться с материалами, анализировать структуру

и содержание материалов, выявлять ошибки и недочеты, которые необходимо исправить;

- принимать решения о публикации, отклонении материалов или о возможности их размещения в последующих выпусках СМИ, в том числе собственных;

- работать над контекстом, орфографией и стилем текста

- проводить совещания

и координировать действия работников;

- планировать деятельность подразделения согласно установленным графикам работы организации на определенный период;

- принимать оперативные решения при угрозе нарушения плана;

- анализировать эффективность работы отдела, выявлять ошибки, развивать

. конструктивные идеи

Компетенции редактора телевизионных СМИ Республики Бурятия с рейтингом 1

Обращает на себя внимание тот факт, что низкий рейтинг получили компетенции, связанные с маркетинговой деятельностью СМИ. К их числу относятся: организация обратной связи с аудиторией (7-я позиция в рейтинге) и применение полученных от аудитории обработанных данных для дальнейшего развития

проектной деятельности СМИ (5-я позиция).

В конце рейтинга оказались профессиональные компетенции, отмеченные в табл. 1 под порядковыми номерами: 7, 18, 22, 25, 27.

В табл. 2 представлены результаты опроса экспертов о значимости профессиональных компетенций ведущего телевизионных СМИ.

Таблица 2

Рейтинг профессиональных компетенций ведущего телевизионных СМИ Республики Бурятия

№ Профессиональные компетенции (А) (Б) (В) (Г) (Д) (Е) Ср. балл Рейтинг

1 Готовиться к ток-шоу, круглым столам или теледебатам, выпускам новостей 5 5 5 5 5 5 5.0 1

2 Исследовать темы программы и формулировать рекомендации для сценариста 4 4 5 5 5 4 4..5 3

3 Искать, подбирать будущих участников программы, выстраивать контакты с ними 3 5 4 3 4 4 3.8 6

4 Работать на выездной съемке 4 4 3 4 4 4 3.8 6

5 Проводить репетиции, записи программ 4 3 5 4 4 3 3.8 6

6 Редактировать информацию, поступающую от ньюсмейкеров и корреспондентов, в том числе обеспечивать правильность приводимых цитат, имен, цифр и других фактических данных 4 5 5 4 5 4 4.5 3

7 Выполнять функции корреспондента средства массовой информации, в том числе выезд в командировки по заданию редакции 3 4 5 5 4 5 4.3 4

8 Проводить программы-интервью в прямом зфире или под запись 5 4 5 5 5 5 4.8 2

9 Подавать информацию в соответствии с форматом канала и амплуа ведущего 5 4 5 5 5 5 4.8 2

10 Контролировать внешний вид согласно требованиям телеканала 5 5 5 5 5 5 5.0 1

11 Соблюдать редакторскую политику канала 5 5 5 5 5 5 5.0 1

12 Вести телепрограмму согласно сценарию 3 3 4 4 4 4 4.3 4

13 Информировать телезрителей о теме передачи 5 3 5 5 5 4 4.5 3

14 Контролировать хронометраж программы, предусмотренный эфирной сеткой 3 5 4 5 5 5 4.5 3

15 Придерживаться установленного графика для съемок программ в студии 5 4 5 5 5 5 4.8 2

16 Готовить материалы для эфира во взаимодействии с остальными членами сьемочной группы 4 4 5 5 4 4 4.3 4

17 Отрабатывать необходимые профессиональные приемы для повышения качества работы 5 5 5 4 4 5 4.8 2

18 Вносить необходимые коррективы в верстку программы и другую необходимую документацию, согласовывать с продюсером, редактором и коллегами программы/канала 5 5 5 5 5 5 5,0 1

19 Проверять достоверность полученной информации 4 5 5 5 5 5 4.8 2

20 Формировать материалы по заданию редакции с высказыванием собственного мнения по рассматриваемому вопросу 4 3 5 5 4 4 4.1 5

21 Предлагать оригинальные темы для выпусков телепрограмм 5 4 5 5 4 4 4.5 3

22 Информировать ответственного выпускающего обо всех значимых сообщениях информационных агентств и других СМИ 4 4 5 1 3 4 3.5 7

Как следует из данных табл. 2, для оценки был предложен набор из 22 компетенций. Наиболее востребованными для ведущего телевизионных программ Республики Бурятия являются профессиональные компетенции, направленные на подготовку к телепрограммам и телепередачам, включая внешний вид ведущего в соответствии с требованиями канала, соблюдение редакторской политики, а также согласование с коллегами внесенных коррективов в верстку программы или другие документы.

Также к числу значимых относятся профессиональные компетенции, связанные с верификацией полученной информации, проведением телепрограмм и телепередач в прямом эфире или под запись, поддержанием формата телеканала и

собственного амплуа в процессе подачи информации, соблюдением рабочего графика съемок, оттачиванием профессионального мастерства с целью повышения качества работы.

В конце рейтинга оказались компетенции, занявшие 6-ю и 7-ю позиции, а именно: поиск и подбор участников будущих программ, включая выстраивание с ними коммуникаций/контактов; информирование ответственного за выпуски телепрограмм и телепередач обо всех важных сообщениях других СМИ и информагентств; работа на внестудийных съемках; проведение репетиции и пробных записей программ.

В табл. 3 представлены результаты опроса экспертов о значимости профессиональных компетенций корреспондента телевизионных СМИ.

Таблица 3

Рейтинг профессиональных компетенций корреспондента телевизионных СМИ Республики Бурятия

№ Профессиональные компетенции (А) (Б) (В) (Г) (Д) (Е) Ср. балл Рейтинг

1 Самостоятельно осуществлять поиск событий, явлений, фактов как основы материала 5 5 5 5 5 5 5.0 1

2 Согласовывать темы будущего материала с редакцией 2 4 5 5 5 4 4.2 6

3 Получать задания и собирать информацию по специализации, определяемой редакцией 5 4 5 5 5 5 4.8 2

4 Изучать специфику и особенности освещаемой темы 5 4 5 5 5 4 4.6 3

5 Определять основную сюжетную линию будущего материала 4 3 3 5 5 3 3.8 8

6 Составлять график работы для соблюдения сроков задания 3 4 3 1 4 3 3,0 10

7 Высказывать предложения для разработки текущих и перспективных планов редакции 4 2 5 3 4 4 3,0 10

8 Формировать контакты, необходимые для создания материала (по заданию редакции или собственной инициативе) 5 3 5 5 4 4 4.3 5

9 Готовить вопросы для интервью 5 3 5 5 5 5 4.6 3

10 Проводить интервью, опросы 5 4 5 5 5 5 4.8 2

11 Выезжать на место для освещения событий на определенной редакцией территории 5 4 5 5 5 5 4.8 2

12 Вести фото-, видео-, аудиодокументирование освещаемого события 4 4 4 1 4 4 3.5 9

13 Освещать события в телепрограммах, транслируемых в прямом эфире 4 4 5 5 4 4 4.3 5

14 Организовывать работу съемочной группы 5 4 3 5 4 4 4.1 7

15 Осуществлять поиск и анализ дополнительных источников информации для проверки достоверности полученных данных 5 5 5 5 5 5.0 1

16 Обрабатывать материалы (обеспечивать правильность приводимых цитат, имен, цифр и других фактических данных) 5 5 5 4 5 5 4.8 2

17 Подготавливать обработанные материалы в формате публикации для соцсетей 3 5 5 1 5 4 3.8 8

18 Готовить материал определенного жанра и тематики (очерки, статьи, аудио/видеосюжеты) для телевидения 5 4 5 3 5 4 4.3 5

19 Разрабатывать предложения для монтажа видео-, аудиома-териалов при формировании видеоматериала 5 4 5 5 5 4.8 2

20 Представлять материал ответственному (выпускающему) редактору для эфира 4 4 5 5 5 4 4.5 4

Из данных табл. 3 видно, что для оценки был предложен набор из 20 компетенций корреспондента телевизионных СМИ. Только две из них получили максимальное количество баллов - это самостоятельный поиск информации как основы будущего материала и сбор и анализ дополнительных источников с целью верификации полученных данных.

В число не менее востребованных эксперты включают компетенции, связанные с поручениями редакции и поиском информации по определяемой ею специализации, обработкой материалов, внесением предложений по монтажу в процессе подготовки медиапродукта, навыками интервьюирования, а также выездом на место событий и их освещение.

Минимальные рейтинговые значения наблюдаются по следующим компетенциям: ведение фото-, видео-, аудиодокументирования освещаемого события (9-я позиция в рейтинге); определение основной сюжетной линии будущего материала (8-я позиция); подготовка обработанного материала в формате публикации для соцсетей (8-я позиция в рейтинге).

В самом конце рейтинга оказались компетенции, связанные с организацией работы редакции СМИ (10-я позиция), - составление графика работы для соблюдения сроков задания и высказывание предложений для разработки текущих и перспективных планов редакции.

Необходимо отметить, что в целом многие компетенции, связанные с организацией работы редакции СМИ, не набрали максимальных показателей, что обусловлено функциональной обязанностью руководящего состава редакции средства массовой информации.

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что взаимосвязь рынка труда и высшей школы сегодня обусловлена не только необходимостью подготовки вузом специалиста «по заказу работодателя под конкретное рабочее место». Вуз и сообщества работодателей становятся равноправными участниками процесса выработки единых стандартов профессионализма в той или иной отрасли. Подобное взаимодействие, как показывает анализ литературы и других источников, только начинает складываться: рынок труда по-прежнему остается лишь объектом исследования, мало откликаясь на призыв более активного участия не только в производстве специалистов, но и внятном формулировании квалифицированных требований, на основе которых вузы смогли бы сформировать профессиональные компетенции как результат обучения.

На современном рынке труда в медиаотрасли прослеживается явная тенденция большего спроса на так называемые soft skills - быть надежным

работником, уметь работать в команде, а также в условиях нехватки времени, адаптироваться под возникшие незапланированные обстоятельства и т.п. Если говорить о hard skills, или измеряемых профессиональных навыках, работодатель в сфере медиа называет предпочтительными традиционные профессиональные компетенции журналиста: уметь самостоятельно искать информацию, работать с большими массивами данных, пользоваться проверенными сведениями и т.д.

Как показали результаты эмпирического исследования кафедры медиакоммуникаций, региональные особенности в оценке значимости профессиональных компетенций тележурналиста заключаются в следующем:

- на уровне редакторов телевизионных СМИ ключевыми признаются компетенции, необходимые в редакторской и организационно-управленческой деятельности. К сожалению, «недооцененными» остаются компетенции в маркетинговой деятельности, связанной с продвижением СМИ в определенных сегментах аудитории;

- на уровне телевизионного ведущего, помимо компетенций, связанных непосредственно с подготовкой к программе и соответствием требованиям к внешнему виду, основными являются компетенции, ориентированные на соблюдение редакторской политики телеканала и согласование действий ведущего с коллегами;

- на уровне корреспондентов СМИ самыми значимыми называются «поисковые» компетенции журналиста - осуществлять поиск событий, явлений, фактов как основы материала; поиск и анализ дополнительных источников информации для проверки достоверности полученных данных. При этом низкие значения получили компетенции, связанные с самостоятельной авторской деятельностью корреспондентов.

Список литературы

1. Телевидение в России в 2019 году. Состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад / под общ. ред. Е. Л. Вартановой, В. П. Коломийца. М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2020. 104 с.

2. Кузьмин А. В., Харамханова Е. В. Проблемы разработки основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» в соответствии с образовательными стандартами ФГОС 3++ // Формирование компетенций выпускников вуза : соответствие образовательным и профессиональным стандартам : сб. ст. Междунар. науч.-метод. конференции, посвященной памяти В. Н. Тришиной / отв. ред. В. Н. Батурин. Вып. 26. Улан-Удэ : Изд-во ВСГУТУ 2019. С. 44-51.

3. Кузьмин А. В., Харамханова Е. В. Региональные проекты как инструмент продвижения образовательной

программы (на примере Республики Бурятия) // Российская школа связей с общественностью. 2021. № 21. С. 130-146.

4. Владимирова Т. Н. Дидактическая концепция профессиональной подготовки журналистов в высшей школе России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2015. 40 с.

5. Хуторский А. В. Компетенции в образовании : опыт проектирования. М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.

6. Осипова Е. В. Разработка модели компетенций журналиста // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. URL: http://vsoa.esrae.ru/pdf/2014/12/805. pdf (дата обращения: 15.04.2021).

7. Анализ профессии «Журналист» на российском рынке труда. URL: https://ruj.ru/news/analiz-professii-zhurnalist-na-rossiiskom-rynke-truda-10337 (дата обращения: 22.11.2021).

8. Вартанова Е. Л. Компетенции журналиста : классика и инновации. URL: http://myshared.ru (дата обращения: 01.06.2021).

9. Дрок Н. Смена профессиональных компетенций в журналистском образовании // Медиаскоп. 2011. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/859 (дата обращения: 14.07.2021).

10. Дрок Н., Лукина М. М. Профессиональные компетенции начинающих журналистов : какими их видят в

будущем российские и европейские преподаватели // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2019. № 5. С. 3-24. https://doi.org/10.30547/ vestnik.journ.5.2019.324

11. Шестеркина Л. П., Бевз А. А. Новые границы профессиональной журналистики, или Чему учить студентов-журналистов // Медиаскоп. 2018. Вып. 1. URL: http://www.mediascope.ru/2422 (дата обращения: 20.09.2021).

12. Профессиональный стандарт «Корреспондент средств массовой информации». URL: https://profstandart. rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=58259 (дата обращения: 16.03.2021).

13. Профессиональный стандарт «Ведущий телевизионной программы». URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/ obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=59354 (дата обращения: 16.03.2021).

14. Профессиональный стандарт «Редактор средств массовой информации». URL: https://profstandart. rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/ natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ ID=56464 (дата обращения: 16.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 11.01.2022; одобрена после рецензирования 20.01.2022; принята к публикации 10.02.2022 The article was submitted 11.01.2022; approved after reviewing 20.01.2022; accepted for publication 10.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.