Научная статья на тему 'Формирование профессиональных качеств у будущих журналистов в вузе'

Формирование профессиональных качеств у будущих журналистов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / СМИ / ЖУРНАЛИСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / MOSCOW UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES / MASS MEDIA / JOURNALISM / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородай Александр Дмитриевич

В статье отмечается актуальность Профессионального стандарта «Корреспондент средств массовой информации», утвержденного Министерством труда и социальной защиты РФ в 2014 г., раскрывается опыт подготовки журналистов в Московском гуманитарном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing professional skills in journalism majors at university

The article explains the relevance of the Professional standard for “Mass media correspondent” approved by the Ministry of labour and social protection of Russian Federation in 2014. Also described is the experience of providing education in journalism at Moscow University for the Humanities.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных качеств у будущих журналистов в вузе»

ЖУРНАЛИСТИКА

DOI: 10Л7805Л1^у.2016.1.5

формирование профессиональных качеств у Будущих журналистов в вузе

А. Д. Бородай (Московский гуманитарный университет)

Аннотация: В статье отмечается актуальность Профессионального стандарта «Корреспондент средств массовой информации», утвержденного Министерством образования и науки РФ в 2014 г., раскрывается опыт подготовки журналистов в Московском гуманитарном университете.

Ключевые слова: Московский гуманитарный университет; СМИ; журналистика; профессиональный стандарт

developing professional skills in journalism

majors at university

A. D. Boroday (Moscow University for the Humanities)

Abstract: The article explains the relevance of the Professional standard for "Mass media correspondent" approved by the Ministry of Education and Science of Russian Federation in 2014. Also described is the experience of providing education in journalism at Moscow University for the Humanities.

Keywords: Moscow University for the Humanities; mass media; journalism; professional standard

Политика государства в сфере высшего образования современной России во многом опирается на программную статью Президента В. В. Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» (Статья Путина ... , 2012: Электр. ресурс). В этой статье, наряду с другими важными вопросами, рассмотрены проблемы высшего образования. Акцент сделан на том, чтобы «вернуть престиж и высокое качество российского высшего образования». Подчеркнуто, что «программы обучения в их прикладной части должны формироваться при непосредственном участии объединений работодателей. Мы — вместе с другими развитыми странами — уже нашли оптимальную форму подготовки профессионалов, владеющих прикладными компетенциями. Это прикладной бакалавриат,

НАУЧНЫЕ труды Московского ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

2016 № 1

соединяющий базовое фундаментальное образование с получением востребованной на рынке конкретной квалификации» (там же).

Индустрия коммуникаций определила достаточно высокую планку в области теоретических и прикладных знаний, понимания тенденций развития инновационных процессов для выпускников вузов, которые получают высшее образование в бакалавриате и магистратуре. Эффективность реализации Федерального образовательного стандарта по направлению «Журналистика» во многом зависит от запроса профессионального сообщества. Этот запрос сформулирован в Профессиональном стандарте «Корреспондент средств массовой информации». Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 мая 2014 г. № 339н был утвержден профессиональный стандарт «Корреспондент средств массовой информации». По этому документу основной целью вида профессиональной деятельности является подготовка и создание информационного материала, освещающего события, явления, факты, предназначенного для распространения с помощью средств массовой информации. Здесь были

и ТГ и

определены трудовые действия. К ним относится самостоятельный поиск событий, явлений, фактов как основы материала, согласование темы будущего материала с редакцией (Утвержден профессиональный стандарт ... , 2015: Электр. ресурс).

В докладе ректора Московского гуманитарного университета, профессора И. М. Ильинского на собрании руководящего персонала, профессоров, преподавателей и научных сотрудников Московского гуманитарного университета в августе 2015 г. подчеркивалось, что «главным условием выживания вуза стало качество образовательной деятельности. Оно измеряется высоким уровнем подготовки выпускников, их востребованностью на рынке труда» (Ильинский, 2015: 6). Докладчик отмечал: «Нельзя не учитывать, что нынешний студент — это не чистый лист, на котором можно написать, что захочешь, как привыкли мы считать в прошлые времена. И это не глина, из которой можно лепить что кому вздумается. Это даже не факел, который надо зажечь. Студент — это не только объект, т. е. обучаемый; он — и субъект образовательного процесса, т. е. обучающийся. Перевести молодого человека из состояния обучаемого в положение обучающегося, т. е. человека, способного к самоопределению, самореализации, — наша сложная, но решаемая задача» (там же: 8).

Преподаватели нашего университета, которые начинают работать в группах направления подготовки «Журналистика» на факультете рекламы часто говорят о том, что студенты обладают «особенными» характеристиками. Чаще всего отмечают: любознательные, дружные, заинтересованные, ответственные. В том числе, приводят эмоциональную оценку, такую как «горящие глаза».

Какие компетенции будущего журналиста формирует образовательная программа? Это, прежде всего, получение задания и сбор информации по специализации, определяемой редакцией; изучение специфики и особенностей освещаемой темы; определение основной сюжетной линии будущего материала; составление графика работы для соблюдения сроков задания; подготовка предложений для разработки текущих и перспективных планов редакции.

Необходимые умения формируются в процессе различных прикладных мероприятий. Мотивационные технологии выходят за рамки учебного процесса, расширяют его границы. Здесь работает старая формула: «практика — критерий истины». Кафедра журналистики МосГУ активно развивает сотрудничество с профессиональными организациями. Вот несколько примеров. Московский молодежный многофункциональный центр (МММЦ) проводит комплекс мероприятий для студентов в сфере медиакоммуникаций. Центральный из них — это Форум молодежных СМИ «Медиа ЕЖ», организуемый Союзом студенческих СМИ при поддержке МММЦ.

Образовательная программа форума «Медиа ЕЖ» содержит прикладные мастер-классы по пяти профессиональным направлениям: печатные и интернет-СМИ, телевидение, фотожурналистика, дизайн и верстка, менеджмент в СМИ.

Спикерами форума стали опытные специалисты-практики, представляющие крупнейшие федеральные СМИ: ТАСС, телеканалы «Россия 1», Russia Today, LifeNews, радиостанции «Говорит Москва», «РСН», печатные издания «Комсомольская правда», «Русский репортер», «Вечерняя Москва», интернет-порталы Lenta.ru, «Сноб», The Village и ряд других, не менее знаковых.

Целью форума стала консолидация молодежных СМИ Москвы и ближайших регионов для повышения профессионального уровня журналистских кадров, обмена опытом и обсуждения повестки развития. Одна из ключевых задач форума — усиление сотрудничества молодых журналистов с ведущими федеральными СМИ через систему наставничества, программу стажировок и экскурсий, совместные проекты (Бородай, 2008).

Союз студенческих СМИ предлагает для сотрудничества несколько проектов для профессионального развития:

1.«Акулы пера» — многоступенчатая образовательная программа для журналистов молодежных СМИ, в том числе Школа молодежной журналистики «За нами слово!»;

2. «Журналистская кухня» — экскурсии в издательские дома и на телеканалы сцелью знакомства с практикой работы журналистских коллективов;

3. Молодежный пресс-клуб «Без цензуры» — встречи с выдающимися современниками, представляющими различные сферы жизни: политику, культуру, науку, спорт, религию;

4. «Легенды журналистики» — мастер-классы выдающихся российских журналистов;

5. «Московская команда блогеров» — формирование информационной повестки в сети;

6. «Редакторский клуб» — мастер-классы главных редакторов ведущих СМИ;

7. «Open Talk» — международная дискуссионная площадка для встреч представителей студенческих СМИ с иностранными журналистами и экспертами;

8. «Здоровье молодежи» — продвижение ценностей здорового образа жизни;

9. «Москва культурная» — городская афиша культурных событий для молодежи;

10. «Журналистский лагерь» — выездная образовательная программа в формате тренинга;

11. Информационная поддержка молодежной науки и предпринимательства;

12. Развитие социальной рекламы.

Необходимо отметить, что в прошлом учебном году наши студенты активно участвовали в программе «Акулы пера». Привезли в университет дипломы и хороший профессиональный заряд. Это очень мотивирует для профессиональной подготовки в аудиториях.

Основная образовательная программа направления подготовки «Журналистика» в МосГУ имеет одну важную особенность. С первого семестра студенты активно изучают профессиональные дисциплины, что не свойственно 1ругих направлений подготовки. Расписание, в определенном смысле, перегружено. Но объем размещается в 30 кредитов, что соответствует образовательному стандарту. За счет чего снимается противоречие количества дисциплин в рамках семестровой нагрузки? Объем некоторых дисциплин в семестре снижен. Есть традиционные требования в вузе: меньшее количество дисциплин при большем их объеме. Как добиться качественного изучения таких «усеченных» предметов? Оказывается, выход есть. Он кроется во второй половине общей нагрузки. Если самостоятельную работу не пускать на самотек, то она может дать тот самый эффект объема изучаемых тем. Здесь необходимо создать систему аттестации по материалам, которые студенты обязаны изучить самостоятельно. Это предусмотрено образовательным стандартом, только далеко не все этим пользуются. Принципиально важно правильно

построить первый семестр на первом курсе. Это время, когда студенты должны перестроиться со школьных методик на вузовские. Они должны «научиться учиться». Для журналистов важно не только научиться «добывать» знания, но и уметь донести эти знания до аудитории. Мой личный опыт преподавания в первом семестре говорит о том, что значительная часть студентов не умеет публично говорить, не умеет «держаться» перед публикой. Я всем давал задания подготовить сообщения на 4 минуты и произнести их на семинаре в группе. Чаще всего наблюдалось изобилие слов-паразитов, стойка «нога на ногу» или «нога за ногу». Не выделяются тональностью основные положения в сообщении и т. д.

Какие навыки формируются у студентов по требованиям профессионального стандарта? Выпускник вуза должен определять, находить и разрабатывать актуальные интересные темы для целевой аудитории. Пользоваться современными средствами связи, информационно-коммуникационными технологиями для поиска информации. Использовать приемы эффективной коммуникации. Анализировать большой объем информации. Соблюдать сроки выполнения работы в соответствии с внутренним распорядком организации и технологическим процессом.

Известно, что двумя важнейшими условиями достижения высокого качества подготовки журналистов в вузе является квалификация педагогического состава и мотивированные студенты. При этом большое значение имеет основная образовательная программа, образовательные технологии, сочетание теоретических и практических дисциплин, атмосфера в студенческом коллективе. Из всего многообразия показателей, которые влияют на качество учебного процесса, можно выделить следующие. Важное значение имеет качество освоения учебного плана и основной образовательной программы. При этом необходимо развивать и совершенствовать технологии профессиональной мотивации студентов: общение с практиками из сферы журналистики; прохождение параллельной с учебным процессом познавательной практики; дополнительные образовательные программы; формирование портфолио выпускника, создание конкурентной среды, индивидуальная работа со студентами (опыт творческих вузов).

На каждом последующем курсе эти студенты становились другими. Семинары должны быть тренингом не только по содержанию, но и по презентации материала. Были и открытия, когда вчерашняя школьница подготовила не просто сообщение. Она его преподнесла через мультимедийную презентацию и этим удивила преподавателя и студентов группы.

Формирование профессиональных навыков предполагает получение знаний в этой области. Для журналистов особую актуальность приобретают достоверные источники информации. Важно знать технологии и мето-

ды поиска информации. Нужны специальные знания в информационной специализации СМИ. Студенты изучают приемы выстраивания сюжета, принципы и подходы к планированию журналистской работы.

Союз журналистов России при поддержке Департамента средств массовой информации г. Москвы ежегодно проводит Московский Международный телефестиваль «Профессия — журналист». В положении фестиваля отмечается, что главная цель его — популяризовать и повысить престиж профессии журналиста и поощрить авторов лучших произведений о журналистах. Этот фестиваль проходит в форме конкурсного смотра фильмов, телевизионных программ, репортажей и сюжетов о профессии журналиста. Он проходит в Центральном Доме журналиста. В этом году впервые было создано Молодежное студенческое жюри, состоящее из студентов факультетов журналистики вузов г. Москвы, которое будет присуждать призы фильмам конкурсной программы в отдельных номинациях. Места в жюри предлагались и нашим студентам. И это является очень важным фактором профессиональной мотивации.

В истории кафедры журналистики МосГУ в сентябре текущего учебного года произошло знаменательное событие. Впервые трем студенткам из группы журналистики были вручены именные стипендии университета. Стипендию «Надежда университета» им. Н. В. Трущенко получила Руслана Зюкина, стипендия «За успехи в учебе и творческий поиск» им. Е. М.Тяжельникова была вручена Наталье Пузенко, стипендией «За активную общественную работу поощрена Татьяна Василевская. По итогам учебного года деканат факультета рекламы направил благодарственные письма родителям студентов журналистов.

Мы далеко не исчерпали возможности нашего университета в стимулировании мотивации в учебной деятельности. Мне кажется, что важным стимулом и хорошим укреплением конкурентных возможностей будущих выпускников было бы освоение дополнительных программ в Институте дополнительного образования: режиссура телевидения и кино, верста печатных изданий, фотожурналистика, бренд-менеджмент, еуеП> маркетинг и других.

Показателем качества подготовки и эффективным инструментом трудоустройства выпускников является портфолио, подготовленное за период учебы. Портфолио — это досье профессиональных достижений выпускника вуза, которые оценивают работодатели в конкурентных условиях подбора кадров. Создание портфолио — творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, спортивной, творческой, социальной) за время обучения в вузе. Безусловно, главная составляющая портфолио выпускника направления подготовки «Журна-

листики» — это публикации. Важным является сотрудничество с различными изданиями в период учебы в вузе (Профессии в рекламе ... , 2015).

В сфере творческих профессий важным является индивидуальная работа со студентами. Эта задача всех преподавателей, но особенно кураторов учебных групп. Кураторы назначаются на первом курсе. Это еще одно свидетельство необходимости особого внимания первому курсу. Мои наблюдения в отношении студентов групп журналистов дают достаточно много «пищи» для анализа учебно-воспитательного процесса. В прошлом учебном году работа в группе журналистов дала возможность успешно окончить учебный год. Из 31 студента 25 сдали сессию на «отлично». Допускаю, что объективно эта цифра завышена. Но это может быть педагогический прием, который показывает возможности каждого студента. Студент может учиться на «отлично». В дальнейшем планка будет повышаться, но многие не захотят иметь другие оценки. Так и происходит уже в текущем учебном году.

В 2015 г. на факультете рекламы Институтом фундаментальных и прикладных исследований МосГУ и Учебно-методическим управлением было проведено социологическое исследование «Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов». Студентам был задан вопрос: «Что, по Вашему мнению, способствует успешной учебе студентов?» Ответы были следующие: «Интерес к учебе» — 75,5%, «Высокое качество преподавания» — 59,8%, «Благоприятная атмосфера заинтересованности в успехах студентов» — 38,0%, «Встречи с профессионалами-практиками» — 43,5% (Луков, 2015: 13).

Профессиональный опыт получают будущие журналисты, участвуя в подготовке и выпуске студенческой газеты «Проба Пера», которая выходит четыре раза в год на кафедре журналистики МосГУ. Здесь проводятся журналистские планерки, распределяются обязанности по тематике и срокам подготовки материалов. Обсуждаются представленные материалы. Студенты ведут исследовательскую работу по теме: «Герои Великой Отечественной войны». Готовят публикации к специальному выпуску ко Дню Победы. В качестве корреспондентов их направляют на различные столичные мероприятия. Каждый вышедший номер газеты анализируется с участием преподавателей кафедры, опытных журналистов. Эта работа ведется под руководством опытного журналиста, обозревателя «Российской газеты», доцента кафедры журналистики А. А. Боброва.

Кафедрой журналистики ведется работа по созданию учебного телевидения. Согласован проект телевизионной студии. Определен план закупок аппаратуры. Эта работа носит не только учебный характер. Студия будет работать на университет, информируя студентов, преподавателей и сотрудников о жизни факультетов, кафедр, студенческих объединений.

Важной является задача по созданию творческой атмосферы в студенческом коллективе. Эту задачу необходимо решать использую комплекс учебно-воспитательных приемов. Здесь необходимо дать возможность каждому студенту реализовать себя в разных сферах: профессиональной, художественно-творческой, социальной и т. д. Центром сплочения для группы был выпуск учебной газеты «Проба Пера». Хороший настрой создавался учебными поездками в музеи и на выставки. Студенты принимали активное участие в самодеятельном художественном творчестве. Когда представители группы выступали на сцене, то другая часть объединялась в зале и «болела» за своих. Так было и на конкурсе «Краса университета», когда одной из победительниц стала Руслана Зюкина. Очень хорошо отработали студенты-журналисты с абитуриентами в общественной приемной комиссии в МосГУ в летнее время.

Работа журналиста носит ярко выраженный социальный характер. Социум получает информацию о жизни страны и мира через восприятие журналистами всех процессов политической, экономической и социальной жизни. Порой эти процессы сложны и многогранны. Для их освещения нужны не только профессиональные знания, но и жизненный опыт. Он формируется на протяжении всей жизни. Однако обретение опыта через призму будущей профессии у студентов — это особая ответственность. В работе со студентами важен интегрированный опыт вузовской жизни, создания условия для реализации творческого потенциала каждого студента. Важен и социальный аспект. Профессия журналиста во многом включает в себя лучшие человеческие качества, которые становятся профессиональными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бородай, А. Д. (2008) Восхождение к профессии. М. : Изд-во Моск. гу-манит. ун-та. 228 с.

Ильинский, И. М. (2015) О развитии Московского гуманитарного университета в условиях финансово-экономического кризиса и радикальной трасформации российской системы образования. М. : Издательство МосГУ.

Луков, В. А. (2015) Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов. По итогам социологического исследования. М. : МосГУ.

Профессии в рекламе и связях с общественностью (2015) / сост. Бородай А. Д. М. : МосГУ. 40 с.

Статья Путина — «КП»: Строительство справедливости. Социальная политика для России (2012) [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 13 февраля. URL: http://www.kp.ru/daily/25833/2807793/ (дата обращения: 10.01.2016).

Утвержден профессиональный стандарт «Корреспондент средств

массовой информации» (2015) [Электронный ресурс] // Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. 11 марта. URL: http://fgosvo. ru/news/3/686 (дата обращения: 10.01.2016).

Дата поступления: 12.01.2016 г.

Бородай Александр Дмитриевич — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций, декан факультета рекламы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-54-51. Эл. адрес: ad.bor@mail.ru

Boroday Aleksandr Dmitrievich, Doctor of History, Professor, Department ofTheoryofadvertisingandmasscommunications; Dean,FacultyofAdvertising, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-54-51. Email: ad.bor@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.