Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональный культурно-образовательный проект / региональная культура / Свердловская область / информационно-просветительский проект / образовательный проект / издательский проект / regional cultural and educational project / regional culture / Sverdlovsk region / informational and educational project / educational project / publishing project

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна

Статья посвящена анализу феномена «региональный культурно-образовательный проект». Автор рассматривает региональный культурно-образовательный проект как системное целое, в котором объединены разнообразные активности, направленные на развитие региональной культурной идентичности и способствующие самоактуализации и творческому самовыражению его участников, и утверждает, что бо́льшую отдачу культурно-образовательные проекты приобретут, если будут опираться на понимание региональной культуры, осознавая закономерности ее развития и на этой основе определяя векторы реализации. Социокультурная значимость такого проекта состоит в развитии позитивной культурной идентичности детей и молодежи. В статье систематизированы подпроекты, реализованные в Свердловской области в рамках регионального патриотического культурно-образовательного проекта «Мы уральцы» (информационно-просветительские, образовательные, издательские), и определены перспективные векторы его дальнейшей реализации. Региональный культурно-просветительский проект «Мы уральцы» автор относит к проектам патриотической направленности, т. к. в его основе лежит освоение геокультурного пространства через знакомство и приобщение к истории региона и внимание к его сегодняшнему существованию как условие формирования ценностного отношения к месту жительства. Проект носит системный характер: он охватывает все уровни образования (от дошкольного образования до профессионального, включая дополнительное образование и досуговые практики); обеспечивает единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; вовлекает в образовательное пространство сферы культуры, науки и производства. Работа опирается на междисциплинарную методологию, позволяющую выявить взаимосвязь между различными элементами социокультурного контекста на основе аксиологического подхода. Опираясь на личный опыт научного руководства проектом, автор использует технологию кейс-метода, чтобы представить проект комплексно и системно. Автор предлагает рассматривать региональный культурно-просветительский патриотический проект «Мы уральцы!» как модельный, его идеи созвучны не только обозначенным в государственных документах задачам, стоящим перед образованием и обществом, но и целям регионального сообщества. В статье определяются перспективы его дальнейшей реализации. Чтобы повысить эффективность данной деятельности, необходимы не разрозненные усилия разных акторов регионального культурного поля, но их консолидация. Делается предположение, что впереди создание новых коллабораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CULTURAL AND EDUCATIONAL PROJECT: PROMISING IMPLEMENTATION PRACTICES

The article is dedicated to analyzing the phenomenon of the "regional cultural and educational project." The author considers the regional cultural and educational project as a systematic whole, combining various activities aimed at developing regional cultural identity and facilitating the self-actualization and creative self-expression of its participants. The author argues that cultural and educational projects will yield greater benefits if they are based on an understanding of regional culture, recognizing its developmental patterns, and using this foundation to determine the vectors of implementation. The socio-cultural significance of such a project lies in the development of a positive cultural identity among children and youth. The article systematizes subprojects implemented in the Sverdlovsk region as part of the regional patriotic cultural and educational project "We are Urals" (informational and educational, educational, publishing) and identifies promising vectors for its further implementation. The regional cultural and educational project "We are Urals" is classified by the author as a patriotic project, as it is based on the exploration of the geo-cultural space through familiarization with and involvement in the region's history, and attention to its current existence as a condition for forming a value-based attitude towards one's place of living. The project is systematic: it covers all levels of education (from preschool to professional education, including additional education and leisure practices); ensures the unity of classroom, extracurricular, and out-of-school activities; and involves the fields of culture, science, and industry in the educational space. The work is based on an interdisciplinary methodology that allows for identifying the interconnection between various elements of the socio-cultural context using an axiological approach. Relying on personal experience in scientific project management, the author employs the case study method to present the project comprehensively and systematically. The author proposes to view the regional cultural and educational patriotic project "We are Urals" as a model project, whose ideas resonate not only with the tasks outlined in state documents for education and society but also with the goals of the regional community. The article outlines the prospects for its further implementation. To enhance the effectiveness of this activity, consolidated efforts of various actors in the regional cultural field are necessary, rather than disparate efforts. It is suggested that new collaborations are on the horizon.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ»

ГРНТИ: 13.21.11 EDN: YEQVTA

УДК: 37.018.8(470.54) ВАК: 5.10.1

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ

И. Я. Мурзина

Институт образовательных стратегий (Екатеринбург, Россия)

АННОТАЦИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Региональный культурно-образовательный проект, региональная культура, Свердловская область, информационно-просветительский проект, образовательный проект, издательский проект

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Статья посвящена анализу феномена «региональный культурно-образовательный проект». Автор рассматривает региональный культурно-образовательный проект как системное целое, в котором объединены разнообразные активности, направленные на развитие региональной культурной идентичности и способствующие самоактуализации и творческому самовыражению его участников, и утверждает, что большую отдачу культурно-образовательные проекты приобретут, если будут опираться на понимание региональной культуры, осознавая закономерности ее развития и на этой основе определяя векторы реализации. Социокультурная

значимость такого проекта состоит в развитии позитивной культурной Мурзина И. Я. Региональный куль-идентичности детей и молодежи. турно-образовательный гфсююг пер-

В статье систематизированы подпроекты, реализованные в Свердлов- спективные практики реализации // ской области в рамках регионального патриотического культурно-образо- Управление культурой. 2°24. №2. вательного проекта «Мы - уральцы» (информационно-просветительские, С. 3-9 EDN YEQVTA образовательные, издательские), и определены перспективные векторы его дальнейшей реализации. Региональный культурно-просветительский проект «Мы - уральцы» автор относит к проектам патриотической направленности, т. к. в его основе лежит освоение геокультурного пространства через знакомство и приобщение к истории региона и внимание к его сегодняшнему существованию как условие формирования ценностного отношения к месту жительства.

Проект носит системный характер: он охватывает все уровни образования (от дошкольного образования - до профессионального, включая дополнительное образование и досуговые практики); обеспечивает единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; вовлекает в образовательное пространство сферы культуры, науки и производства.

Работа опирается на междисциплинарную методологию, позволяющую выявить взаимосвязь между различными элементами социокультурного контекста на основе аксиологического подхода. Опираясь на личный опыт научного руководства проектом, автор использует технологию кейс-метода, чтобы представить проект комплексно и системно.

Автор предлагает рассматривать региональный культурно-просветительский патриотический проект «Мы -уральцы!» как модельный, его идеи созвучны не только обозначенным в государственных документах задачам, стоящим перед образованием и обществом, но и целям регионального сообщества. В статье определяются перспективы его дальнейшей реализации. Чтобы повысить эффективность данной деятельности, необходимы не разрозненные усилия разных акторов регионального культурного поля, но их консолидация. Делается предположение, что впереди - создание новых коллабораций.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Мурзина Ирина Яковлевна - доктор культурологии, профессор; директор Института образовательных стратегий (620075 г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 77-6); Instos-ekb@yandex.ru. SPIN-код: 7512-9373, ORCID: 0000-0002-7635-0571, Scopus Author ID: 57207936919, ResearcherlD: E-4981-2018.

Статья поступила 20.06.2024; рецензия получена 06.07.2024; принята к публикации 10.07.2024.

© Автор(ы) / The Author(s) 2024. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

ГРНТИ: 13.21.11 EDN: YEQVTA

УДК: 37.018.8(470.54) ВАК: 5.10.1

REGIONAL CULTURAL AND EDUCATIONAL PROJECT: PROMISING IMPLEMENTATION PRACTICES

I. Ya. Murzina

Educational Strategies Institute (Ekaterinburg, Russia)

ABSTRACT

KEYWORDS

Regional cultural and educational project, regional culture, Sverdlovsk region, informational and educational project, educational project, publishing project

FOR CITATION

The article is dedicated to analyzing the phenomenon of the «regional cultural and educational project.» The author considers the regional cultural and educational project as a systematic whole, combining various activities aimed at developing regional cultural identity and facilitating the selfactualization and creative self-expression of its participants. The author argues that cultural and educational projects will yield greater benefits if they are based on an understanding of regional culture, recognizing its developmental patterns, and using this foundation to determine the vectors _ _

of implementation. The socio-cultural significance of such a project lies in the Murzina I. Ya. (2024). Regional

development of a positive cultural identity among children and youth. Cultural and Educational Project:

The article systematizes subprojects implemented in the Sverdlovsk Promising Implementati°n Practices.

region as part of the regional patriotic cultural and educational project «We Management °f Culture, 2, 3-9.

are Urals» (informational and educational, educational, publishing) and EDN YEQVTA

identifies promising vectors for its further implementation. The regional cultural and educational project «We are Urals» is classified by the author as a patriotic project, as it is based on the exploration of the geo-cultural space through familiarization with and involvement in the region's history, and attention to its current existence as a condition for forming a value-based attitude towards one's place of living.

The project is systematic: it covers all levels of education (from preschool to professional education, including additional education and leisure practices); ensures the unity of classroom, extracurricular, and out-of-school activities; and involves the fields of culture, science, and industry in the educational space.

The work is based on an interdisciplinary methodology that allows for identifying the interconnection between various elements of the socio-cultural context using an axiological approach. Relying on personal experience in scientific project management, the author employs the case study method to present the project comprehensively and systematically.

The author proposes to view the regional cultural and educational patriotic project «We are Urals» as a model project, whose ideas resonate not only with the tasks outlined in state documents for education and society but also with the goals of the regional community. The article outlines the prospects for its further implementation. To enhance the effectiveness of this activity, consolidated efforts of various actors in the regional cultural field are necessary, rather than disparate efforts. It is suggested that new collaborations are on the horizon.

AUTHORS' INFORMATION

Irina Ya. Murzina - Doctor of Cultural Studies, Professor; Educational Strategies Institute (77-6, Lunacharcky St., Ekaterinburg, 620075, Russian Federation), Instos-ekb@yandex.ru. SPIN-code: 7512-9373, ORCID: 0000-0002-7635-0571, Scopus Author ID: 57207936919, ResearcherID: E-4981-2018.

The article was submitted 06/20/2024; reviewed 07/06/2024; accepted for publication 07/10/2024.

© Автор(ы) / The Author(s) 2024. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

Введение

реди многочисленных социально-культурных практик сегодня особое место занимают культурно-образовательные проекты, вовлекающие детей и молодежь в деятельность по освоению пространства «малой родины». Региональный культурно-образовательный проект можно рассматривать как эффективное средство приобщения к ценностям и образцам региональной культуры, направленное на формирование и развитие позитивной локальной/ре-гиональной культурной идентичности.

В рамках национального проекта «Культура», в активностях, поддерживаемых Федеральным агентством по делам молодежи «Росмолодежь», Фондом Президентских грантов и Президентским фондом культурных инициатив, региональными и муниципальными органами власти, развитию территорий уделяется особое внимание, а разнообразие предлагаемых и поддерживаемых проектов свидетельствует о потребности в актуализации творческих сил в регионах страны: это и различные арт-практики, реализуемые в локальных пространствах (например, культурно-образовательный проект в сфере цифрового искусства «Арт-Концепт», представлен на конкурсе Фонда грантов Главы Республики Башкортостан), и форумы для специалистов сферы культуры (Региональный культурно-образовательный форум «Культура в новой реальности», представленный от ХМАО-Югры на конкурс Президентского фонда культурных инициатив), и проекты для школьников и студентов («Региональный культурно-образовательный форум «Мудрость веков», реализуемый при поддержке ФАДМ «Росмолодежь»).

Однако анализ представляемых на различные конкурсы проектов оставляет впечатление некоторой их стихийности и необязательности: значимые каждый сам по себе, каждый из этих проектов решает локальную задачу, важную для отдельной области или населенного пункта, но целостной картины не складывается.

Безусловно, характер современной культуры, обозначенный еще в середине ХХ в. А. Молем [1] как мозаичный, определяет и особенности предлагаемых в социокультурном пространстве проектов. Несмотря на «цветущую сложность» (признак, который К. Леонтьев [2] считал значимым для зрелой культуры), проекты, реализуемые сегодня в разных областях России, не связываются воедино, они «схватывают» фрагмент реальности, но в силу своей краткосрочности (от нескольких месяцев до нескольких лет) не успевают оказать существенного влияния на социокультурное развитие территорий и страны в целом. Лишь небольшому количеству проектов удается стать «знаковыми» для территорий, на которых они реализуются, и пиробре-сти всероссийскую известность.

Мы считаем, что большую отдачу культурно-образовательные проекты приобретут, если будут опираться на понимание региональной культуры, осознавая закономерности ее развития и на этой основе определяя векторы реализации. Под региональной культурой мы понимаем специфическую форму существования

социума и человека, имеющую выраженную пространственно-географическую очерченность, опирающуюся на собственную историческую традицию и систему ценностей, продуцирующую определенный тип личности [2, с. 6].

Региональный культурно-образовательный проект мы рассматриваем как системное целое, в котором объединены разнообразные активности, направленные на развитие региональной культурной идентичности и способствующие самоактуализации и творческому самовыражению его участников.

Региональный культурно-образовательный проект также рассматривается нами как возможность для успешной социализации молодых людей. Естественное желание человека гордиться своей страной, осознание ценности, а, главное, необходимости твоей жизни не только тебе самому, но и обществу в целом, обращает к поиску оснований жизни. И здесь особое место занимает регион как место, где проходит жизнь человека (а современная жизнь при всей ее кажущейся мобильности достаточно сильно «привязывает» человека к месту). Изучение культуры родного края рассматривается как условие для формирования социально ответственной личности, осознающей ценности культуры и стремящейся в своей деятельности их развивать и приумножать.

Региональный культурно-образовательный проект способствует осознанию собственного «Я» через получение знаний о культуре, к которой человек принадлежит, и соотнесению себя с «другими» - теми, кто от-носится/не относится к данной культурной общности. В региональном культурно-образовательном проекте информационная составляющая («знания») и ценностно-ориентирующая на пути освоения культурного пространства находятся в динамическом единстве. Понимая, что выбор жизненной стратегии, собственного образа является внутренней потребностью личности и поэтому не может определяться извне, в рамках регионального культурно-образовательного проекта лишь обозначается путь, на котором, как нам кажется, возможно обрести себя как человека культуры (или человека с положительной культурной идентичностью). Важными элементами формирования позитивной культурной идентичности выступают эмоционально-положительный фон, на котором происходит получение информации о культуре; положительное восприятие своих близких и самого себя как носителей культуры; успешное усвоение ее ценностно-нормативной основы; готовность транслировать ее ценности, участвуя в продуктивных видах деятельности.

На наш взгляд, развитая региональная идентичность становится основой для устойчивого формирования общегражданской идентичности. О соотношении региональной и общероссийской идентичности сегодня существует множество исследований [см., например, работы Г. С. Денисовой и Л. В. Клименко, Л. М. Дробижевой, С. Г. Еремеева, А. Э. Мурзина, И. В. Нам и соавторов - О. А. Харусь, В. В. Шевцова, А. Ю. Полунова, В. Н. Поповой, В. В. Руденко и др. [4-11], в которых рассматривается многоуровневость идентич-

ностей, взаимоопределяемость региональной, этнической и общероссийской ее составляющих, а также раскрывается их роль в культурно-образовательных практиках.

Региональный контекст, как пространственно «близкий» для молодых людей, обеспечивает преодоление негативистского и пренебрежительного отношения к месту жизни («здесь нет ничего для меня интересного») через обращение к историко-культурному и актуальному материалу развития региона, создает условия для социально активного действия (примером могут стать молодежные инициативы в контексте комплексного развития территорий).

Опираясь на эти концептуальные основания, мы в 2018 г. создали региональный патриотический культурно-образовательный проект «Мы - уральцы», направленный на развитие культурной идентичности детей и молодежи. В рамках данного проекта были обозначены несколько направлений, определивших тематику локальных проектов.

Целью настоящей работы является систематизация реализованных в рамках регионального патриотического культурно-образовательного проекта «Мы -уральцы» подпроектов и определение перспективных векторов его дальнейшей реализации.

Материалы и методы

□ абота опирается на междисциплинарную методологию, позволяющую выявить взаимосвязь между различными элементами социокультурного контекста на основе аксиологического подхода. Использованы общенаучные методы (метод системного анализа, сравнительный метод). Эвристическое значение имеет кейс-метод, используемый при анализе конкретных проектов.

Результаты исследования

□ егиональный патриотический культурно-образовательный проект «Мы - уральцы» создан в содружестве Ассоциации кадетских образовательных организаций, классов и клубов Свердловской области с Институтом образовательных стратегий, поддержан Министерством образования и молодежной политики Свердловской области J.

Цель проекта «Мы - уральцы»: помочь молодым людям обрести надежный внутренний стержень и развить навыки целеполагания, чтобы найти свой собственный путь во все более неопределенном, непостоянном и усложняющемся мире. В основу проекта была положена идея о прямой зависимости между осознанием региона как ценности места и желанием самореализации человека в условиях локального пространства.

Регион, в котором происходит социализация молодого человека, можно рассматривать как микромо-

1 Подробнее с реализованными подпроектами можно ознакомиться на сайте «Наш адрес: Урал. Россия» в разделе «Региональные образовательные проекты»: https://ural-patrius.ru/regionalnyj-kulturno-prosvetitelskij-patrioticheskij-proekt/regionalnye-obrazovatelnye-proekty/.

дель страны (различия в геокультурном и социально-экономическом развитии российских регионов в данном случае не столь существенны, поскольку регионы России представляют собой единое пространство, объединенное не только общностью границ, но и ценностными установками, которые оказывают влияние на становление личности и идентичность россиянина).

Это проявляется в понимании «ценности истории» места - своеобразном символическом капитале, который создается на основе знаний о территории, ее вкладе в развитие страны, о знаменитых земляках; в «ценности безопасности» - отсутствии/минимизации социальных конфликтов, в т.ч. межнациональных, межконфессиональных, и ответственности государственной власти за территориальное развитие; в «ценности самореализации» - обеспечении самостоятельности в принятии решений, существующих условий для развития креативности как способности придумывать новое и реализовывать свои планы, обеспечении свободы и независимости в суждениях и действиях, а также в готовности и способности заботиться о других и о месте своей жизни (экологическое поведение).

Аксиологический аспект, определенный нами как «ценность региона», выступает основой для развития регионального культурно-образовательного пространства, освоение которого происходит в процессе обучения, воспитания, социализации.

Региональный культурно-просветительский проект «Мы - уральцы!» можно отнести к проектам патриотической направленности, т. к. в его основе лежит освоение геокультурного пространства через знакомство и приобщение к истории региона и внимание к его сегодняшнему существованию как условие формирования ценностного отношения к месту жизни.

Проект носит системный характер: он охватывает все уровни образования (от дошкольного образования - до профессионального, включая дополнительное образование и досуговые практики); обеспечивает единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; вовлекает в образовательное пространство сферы

Мы - уральцы!

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС «МЫ - УРАЛЬЦЫ!»

*

Эпитроныи обрамватапыиЯ ресурс -Мы - урагьь*» ■ является частно peiwramwro «улыурио - лрмеетатегмммо пе триоттчеетат® проекта •Мы - ура-тыря- вдресонймисго ижвгемитяч. ледагогйч и родителем

ИССЛЕДОВАТЕЛИ КРАЯ Исследователи Урал»

ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА Урапыяч - aau»ni*iai Отечества

МЫ-УРАЛЬЦЫ!

ДЕЯТЕЛИ НАУКИ Учете прославившее нет грай

НАШИ святыни: СРЕДНИЙ УРАЛ Каши святыни Средний Урал

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ вааотенше деятеля тупнуры Mum грая

ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА УРАЛА» Элаттротый гурс -История и тутвлура

Рис. 1. Скриншот страницы сайта «Электронный образовательный ресурс «Мы - уральцы!»

культуры, науки и производства.

Реализация проекта идет по трем взаимосвязанным направлениям: информационно-просветительскому, в задачи которого входит знакомство детей и молодежи с историей и современной жизнью региона как условие формирования социальной активности молодых людей; собственно образовательному, в задачи которого входит повышение квалификации педагогов и помощь родителям в деле патриотического воспитания; издательскому, обеспечивающему методическое сопровождение образовательной деятельности.

Рассмотрим некоторые из знаковых подпроектов регионального культурно-просветительского проекта «Мы - уральцы».

При определении направлений деятельности внутри проекта учитываются обе составляющие патриотического воспитания - и военно-патриотическая (уважение к воинским традициям, военному прошлому, значимости Урала в формировании военно-промышленного потенциала страны, ответственного отношения к вопросам защиты Отечества, например, проект «День неизвестного солдата: военно-патриотический проект для первичных организаций РД «Юнармия», кадетских классов и клубов в муниципалитетах Свердловской области», 2022; проекты казачьей направленности, посвященные истории Оренбургского казачества и воинским традициям сегодня - онлайн-лагерь «Казачья слава», 2021; «Молодежный фестиваль казачьей культуры «Косая сажень»», 2023) и гражданско-патриотическая (гражданская ответственность, правовое сознание, готовность осознанно участвовать в происходящих в регионе социально-политических, культурных и других событиях, например, проекты «Ритуалы образовательных организаций, посвященные Государственному флагу Российской Федерации - символу, объединяющему многонациональный народ России», 2022; «Ритуалы образовательных организаций, посвященные символам воинской и трудовой славы России», 2023), проводятся интеллектуальные и творческие конкурсы для школьников, проекты с участием школьных музеев и библиотек.

Особое внимание уделяется формированию личностного отношения молодых людей к истории региона (проекты «Тыл - фронту», 2020; «История, культура и быт Оренбургского казачьего войска», 2020) и к своей будущей профессиональной деятельности («Окрыленные знанием», 2022). Для решения информационно-просветительских задач предлагаются конкурсные мероприятия, например, «Фестиваль видеоклипов-презентаций школьных исследований "Тайны уральских городов и посёлков"» (2022); методические задачи решаются в ходе информационных и образовательных мероприятий (семинаров, вебинаров, курсов повышения квалификации) для педагогов; издательские проекты выступают научно-методическим обеспечением регионального компонента в общем и дополнительном образовании. Пристальное внимание в рамках культурно-образовательного проекта «Мы -уральцы» уделяется развитию образовательной медиасреды: созданное «кольцо сайтов», различающихся

содержательно, при этом объединенных общностью цели - представлением школьникам, студентам, педагогам материалов, знакомящих со Средним Уралом как пространством культуры: электронный образовательный ресурс «Мы - уральцы», знакомящий с историей культуры региона, обобщивший ресурсы по истории культуры Урала для использования в образовательной и просветительской деятельности педагогов; сайт «Окрыленные знанием» (первое название «И тут появился изобретатель...»), посвященный творцам науки и техники на Урале и открывающий возможности для самостоятельного технического творчества детям; виртуальный музей «Казачья слава», на котором в обобщенном виде не только представлена история Оренбургского казачьего войска, но и созданы возможности виртуального путешествия по школьным музеям казачества, расположенным в образовательных организациях Свердловской области [см. подробнее в статье - 13].

Рис. 2. Проект «Тыл - фронту»

Особого разговора заслуживает издательская программа культурно-образовательного проекта, включающая обобщающие работы по культуре Урала («Культура Урала: теория, история, методика преподавания», 2018 - предложен теоретико-культурологический анализ региональной культуры, в ходе которого раскрываются логика, характер и особенности исторического развития культуры Урала, ее вписанность в общероссийский и мировой контекст), научно-популярные издания («Окрыленные знанием», 2022 - не только рассказывает о вкладе в развитие инженерно-техни-

ческой мысли России лучших представителей уральской науки и техники, но и дает читателям-школьникам почувствовать себя изобретателем, сделав несложные тематические модели; «Наши святыни: Средний Урал», 2023 - представляет информацию о религиозных святынях и местах памяти, сыгравших важную роль в формировании культуры и традиций Среднего Урала, расширяет поле исторического просвещения и способствует репрезентации уникального образа Свердловской области), научно-методические издания («Тыл - фронту», 2020 - содержит учебно-методические материалы, посвященные работе оборонно-промышленных предприятий и эвакуационным процессам в годы Великой Отечественной войны в Свердловской области; «Медиапрактики в патриотическом воспитании (приобщение к ценностям региональной истории и культуры», 2021 - обобщены медиапрактики в области патриотического воспитания детей и молодежи, актуализированные в период пандемии и связанные с формированием исторической памяти и уважением к историческому прошлому, сохранением и репрезентацией историко-культурного наследия Урала; «История Урала на каждый день», 2023; «Город, открытый тобой», 2024 - представляют различные формы работы с историческим материалом как составную часть просветительской работы педагогов, помогая учителям сделать изучение региональной истории более увлекательным и доступным для школьников).

Рис. 3. Скриншот страницы сайта научно-популярного издания «Окрыленные знанием»

Анализ издательского проекта показывает, что логика «от общего к частному» в представлении регионального материала достаточно продуктивна. Однако маленькие тиражи (несмотря на публикацию в сети Интернет всех изданий), сложности с доставкой в образовательные организации, не всегда успешное продвижение - выступают серьезными ограничителями для эффективного обеспечения региональной системы образования.

Отчасти издательская программа в рамках культурно-образовательного проекта «Мы - уральцы» наследует и развивает традиции, существовавшие в

Свердловской области в начале 2000-х гг., когда реализовывался национально-региональный компонент образования и, вероятно, на новом этапе необходимо переосмысление прежнего опыта и создание новой, основанной на государственно-частном партнерстве издательской программы под эгидой Министерства образования и молодежной политики Свердловской области и Министерства культуры Свердловской области, обеспечивающей современные потребности как системы образования, так и сферы культуры.

Выводы

ерспективность регионального культурно-образовательного проекта, направленного на развитие культурной идентичности молодых людей, не вызывает сомнений: практически каждый из подпроектов, о которых шла речь в этой статье, был поддержан субсидией некоммерческих организаций, реализующих проекты (программы, мероприятия) в сфере образования и молодежной политики Свердловской области. В рамках каждого подпроекта определялись количественные и качественные показатели, достижение которых должно свидетельствовать об успешности данной социально-культурной практики. Реализация подпроектов свидетельствует, что показатели эффективности не только были достигнуты, но и в некоторых случаях кратно увеличены (за период 2018-2023 гг. в проектах принимали участие члены Ассоциации кадетских образовательных организаций, классов и клубов Свердловской области - всего из 28 муниципалитетов; в разных подпроектах участвовало от 500 до 2000 школьников, более 500 педагогов, общий тираж книг

- более 6000 экз., в общем в проектах были задействованы более 150 000 чел.).

Представленный региональный культурно-просветительский патриотический проект «Мы - уральцы!» можно рассматривать как модельный, его идеи созвучны не только обозначенным в государственных документах задачам, стоящим перед образованием и обществом, но и целям регионального сообщества.

У автора статьи как научного руководителя данного регионального культурно-образовательного проекта есть уверенность, что потенциал проекта не исчерпан. Социокультурные трансформации, происходящие в России и мире, высокая скорость технологических изменений, переопределение ценностных ориентиров

- все это позволяет говорить о появлении новых идей и новых проектов. Однако есть и опасность: как бы ни были разнообразны предлагаемые проекты и сколь бы ни были креативны их авторы, необходимо помнить о конечной цели предлагаемых активностей - формировании и развитии культурной идентичности молодых людей. Чтобы повысить эффективность данной деятельности, необходимы не разрозненные усилия разных акторов регионального культурного поля, но их консолидация. В условиях конкуренции это сделать довольно сложно. Видимо, впереди - создание новых коллабораций.

Благодарности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор выражает слова благодарности Министерству образования и молодежной политики Свердловской области за поддержку регионального культурно-просветительского патриотического проекта «Мы - уральцы». Статья подготовлена в рамках реализации подпроекта «Культурно-образовательный проект

"Город, открытый тобой"», который Ассоциация кадетских образовательных организаций, классов, клубов Свердловской области реализует в 2024 г. при поддержке субсидии Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области (соглашение №899 от 17.04.2024 г.).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[1] Моль А. Социодинамика культуры / пер. с франц. М.: Прогресс, 1973. 405 с.

[2] Леонтьев К. Н. Византизм и славянство. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Konstantin_Leontev/vizantizm-i-slavjanstvo/ (дата обращения: 20.06.2024).

[3] Мурзина И. Я., Мурзин А. Э. Культура Урала: теория, история, методика преподавания: монография. Екатеринбург: ООО «Институт образовательных стратегий», 2018. 250 с.

[4] Денисова Г. С., Клименко Л. В. Многоуровневая идентичность населения Юга России: соотношение общероссийского, регионального и этнического компонентов // Российский академический журнал. 2011. Т. 18, № 4. С. 17-24. EDN OOJXFJ.

[5] Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 37-50. DOI 10.31857/S013216250009460-9. EDN IZTYSH.

[6] Еремеев С. Г. Концепт идентичности в социогуманитарных исследованиях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2019. № 2. С. 9-16. EDN HDUHCX.

[7] Михалкин Н. В. Формирование гражданской идентичности в современном цифровом обществе на основе традиционных ценностей народов России // Педагогика. 2023. Т. 87, № 7. С. 55-62. EDN SQAVCL.

[8] Мурзин А. Э. Региональная идентичность: сущность, характер,

опыт изучения. М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. 99 с. EDN UDIJXV.

[9] Нам И. В., Харусь О. А., Шевцов В. В. Практики конструирования сибирской идентичности (региональные и общероссийские интересы) // Интеграционный и дезинтеграционный потенциал идентичности в истории и современности: монография / под ред. О. А. Харусь. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2023. С. 112-176. EDN ISTZSG.

[10] Полунов А. Ю. Общероссийская гражданская идентичность: концептуальные основы и региональное воплощение // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 96. С. 124-133. DOI 10.24412/2070-1381-2023-96-124-133. EDN TLTDRU.

[11] Попова В. Н. Традиционные ценности, культурная идентичность и воспитательная работа в системе высшего образования // Управление культурой. 2023. № 3 (7). С. 12-17. EDN BQZJRH.

[12] Руденко В. В. Общероссийская гражданская идентичность как конституционно-правовая категория в России // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2022. Т. 8, № 1 (29). С. 173-188. DOI 10.21684/2411-7897-2022-8-1-173-188. EDN JOOVDB.

[13] Мурзин А. А., Мурзина И. Я. Электронные образовательные ресурсы по региональной культуре // Культура и искусство Урала: история, реалии, перспективы: материалы Межрегионального научно-практического семинара молодых ученых, Екатеринбург, 21-22 апреля 2023 года / науч. редактор Н. Б. Кириллова. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2023. С. 23-27. EDN DKOSPR.

REFERENCES

[1] Mol' A. (1973). Social dynamics of culture. Moscow: Progress.

[2] Leont'ev, K. N. (2024, June 20). Vizantizm and slavyanstvo. Retrieved from https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leontev/vizantizm-i-slavjanstvo/.

[3] Murzina, I. Ya. (2018). Culture of the Urals: theory, history, teaching methods / I. Ya. Murzina, A. E. Murzin; Missionary Institute. Yekaterinburg: LLC «Institute of Educational Strategies».

[4] Denisova, G. S. (2011). Multilevel identity of the population of the South of Russia: the ratio of the all-Russian, regional and ethnic components / G. S. Denisova, L. V. Klimenko // Russian Academic Journal, 18(4), 17-24. https://elibrary.ru/oojxfj.

[5] Drobizheva, L. M. (2020). Russian identity: the search for a definition and the dynamics of its spread. Sociological research, (8), 37-50. https://doi.org/10.31857/S013216250009460-9.

[6] Eremeev, S. G. (2019). The concept of identity in socio-humanitarian research. Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin, (2), 9-16. https://elibrary.ru/hduhcx.

[7] Mihalkin, N. V. (2023). The formation of civic identity in a modern digital society based on the traditional values of the peoples of Russia. Pedagogy, 87(7), 55-62. https://elibrary.ru/sqavcl.

[8] Murzin, A. E. (2015). Regional identity: essence, character, learning experience / A. E. Murzin. M. Berlin : Direkt-Media. https://elibrary. ru/udijxv.

[9] Nam, I. V. (2023). Siberian identity Construction practices (regional and all-Russian interests). The integration and disintegration potential of identity in history and modernity : Monografy / edited by O.A. Harus'. Tomsk : National Research Tomsk State University. 112-176. https://elibrary.ru/istzsg.

[10] Polunov, A. Yu. (2023). All-Russian Civic Identity: conceptual foundations and regional implementation. Public administration. Electronic bulletin, (96), 124-133. https://doi.org/10.24412/2070-1381-2023-96-124-133.

[11] Popova, V. N. (2023). Traditional values, cultural identity and educational work in the higher education system. Managing culture, (3), 12-17. https://elibrary.ru/bqzjrh.

[12] Rudenko, V. V. (2022). All-Russian Civil identity as a constitutional and legal category in Russia. Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal studies, 8(29), 173-188. https://doi. org/10.21684/2411-7897-2022-8-1-173-188.

[13] Murzin, A. A. (2023). Electronic educational resources on regional culture / A. A. Murzin, I. Ya. Murzina // Culture and art of the Urals: history, realities, prospects : Materials of the Interregional scientific and practical seminar of young scientists, Yekaterinburg, April 21-22, 2023 / Scientific editor N.B. Kirillova. - Yekaterinburg: Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, 2327. https://elibrary.ru/dkospr.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.