Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЛИЧНОСТЬ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ: РЕСУРСЫ И ПРЕОДОЛЕНИЕ»'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЛИЧНОСТЬ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ: РЕСУРСЫ И ПРЕОДОЛЕНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маленова А. Ю.

Приведены результаты работы круглого стола, посвященного проблеме совладающего поведения личности и приуроченного к 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского. Дан обзор содержания докладов в рамках приоритетных направлений анализа проблемы совладания с трудными жизненными ситуациями в современном обществе. Раскрыт междисциплинарный характер, высокая научная и практическая значимость разработок в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маленова А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ROUND TABLE “PERSONALITY IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS: RESOURCES AND COPING”

The results of the work of a round table devoted to the problem of coping personality behavior and timed to coincide with the 200th anniversary of F. M. Dostoevsky’s birth. An overview of the content of the reports is given in the framework of the priority directions of the analysis of the problem of coping with difficult life situations in modern society. The interdisciplinary nature, high scientific and practical significance of developments in this area are revealed.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЛИЧНОСТЬ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ: РЕСУРСЫ И ПРЕОДОЛЕНИЕ»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 4. С. 78-84. УДК 159.9

DOI: 10.24147/2410-6364.2021.4.78-84

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЛИЧНОСТЬ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ: РЕСУРСЫ И ПРЕОДОЛЕНИЕ»

А. Ю. Маленова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Приведены результаты работы круглого стола, посвященного проблеме совладающего поведения личности и приуроченного к 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского. Дан обзор содержания докладов в рамках приоритетных направлений анализа проблемы совладания с трудными жизненными ситуациями в современном обществе. Раскрыт междисциплинарный характер, высокая научная и практическая значимость разработок в этой области.

Ключевые слова: научное мероприятие; психология; жизненные трудности; преодоление; ресурсы.

REGIONAL ROUND TABLE "PERSONALITY IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS: RESOURCES AND COPING"

A. Yu. Malenova

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

The results of the work of a round table devoted to the problem of coping personality behavior and timed to coincide with the 200th anniversary of F. M. Dostoevsky's birth. An overview of the content of the reports is given in the framework of the priority directions of the analysis of the problem of coping with difficult life situations in modern society. The interdisciplinary nature, high scientific and practical significance of developments in this area are revealed.

Keywords: scientific event; psychology; life difficulties; coping-behavior; resources.

11 ноября 2021 г. отмечалось 200-летие со дня рождения великого русского писателя, мыслителя, публициста, классика мировой литературы Федора Михайловича Достоевского, чье имя с 2004 г. носит Омский государственный университет. Судьба Ф. М. Достоевского тесно переплетена с судьбой Сибирского региона и Омска, в котором ссыльный писатель провел несколько лет своей жизни. Впечатления от пребывания в остроге позднее нашли отражение в его повести «Записки из Мертвого дома», в основу которой легли записи автора из «Сибирской тетради». Поскольку события в этот период жизни писателя, безусловно, относятся к числу труд-

© Маленова А. Ю., 2021

ных, требующих совладания, факультет психологии принял решение провести 11 ноября 2021 г. региональный круглый стол по соответствующей тематике - «Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление», приурочив его к юбилейной дате -200-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского.

Проблематика совладающей активности личности для нашего факультета является традиционной и одной из приоритетных. За весь период развития исследований в области психологии совладания и трудных жизненных ситуаций преподавателями подготовлено более 200 научных статей. За последние 5 лет

выпущено 6 монографий: «Копинг-поведе-ние: социально-психологическое исследование» (Л. И. Дементий, К. И. Корнев, А. Ю. Маленова, И. В. Шагарова, 2015), «Насилие в образовательной среде, семье, обществе: причины, индикаторы, последствия» (К. Г. Горбунов, Л. И Дементий, А. В. Коло-дина, В. Е. Купченко, А. Ю. Маленова, 2017, призер Международного конкурса «Научная книга» - 2019, организованного Академией управления МВД России в номинации «Психология здоровья личности» в рамках направления «Педагогика и психология»), «Социально-психологические и личностные факторы риска девиантного поведения» (Л. И. Де-ментий, В. Е. Купченко, М. В. Криворучко, 2018), «Психология экзамена: ресурсный подход» (А. Ю. Маленова, 2019), «Сепарация взрослеющих детей: свобода для или от?» (А. Ю. Маленова, Ю. В. Потапова, 2020, победитель конкурса Российского фонда фундаментальных исследований на издание лучших научных трудов 2020 г., номинант Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Книга года по психологии» по итогам 2020 г., лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2020 г., проводимого Фондом развития отечественного образования среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений), «Одиночество подростков: феноменология, факторы, типология» (Л. И. Дементий, Е. М. Коротеева, 2021, призер конкурса монографий «Фундамент науки», организованного издательством «Директ-Медиа» совместно с Библиотекой естественных наук РАН). По проблематике жизненных трудностей, факторов и ресурсов их преодоления преподавателями и сотрудниками факультета психологии защищено 8 диссертаций: «Особенности и личностные детерминанты копинг-поведения в ситуациях оценивания (на примере ситуации экзамена)» (А. Ю. Маленова, 2007), «Личностные детерминанты и типы копинг-поведения в ситуации потери работы» (И. В. Шагарова, 2008), «Личностные детерминанты, стратегии ко-пинга и типы руководителей высшего и среднего звена в условиях профессиональных стрессовых ситуаций» (К. И. Корнев, 2008), «Стратегии и детерминанты личностного выбора (на примере выбора профессии)» (Е. А. Магазева, 2010), «Ситуационные, личностные детерминанты и типы одиночества

подростков» (Е. М. Коротееева, 2011), «Социально-психологические предикторы оценки и копинг-поведения студентов в ситуации сепарации от родителей» (Ю. В. Потапова, 2017), «Социальные представления о неуспешном человеке и психологические предикторы профессионального неуспеха» (О. П. Кролевец, 2018), «Ресурсы личности и их реализация в пространстве психологического образования» (А. А. Маленов, 2021).

В рамках этого направления исследовательские коллективы преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов факультета осуществляют инициативные исследовательские проекты, регулярно получая поддержку со стороны российских научных фондов: «Социальные и личностные риски физического, психологического и информационного насилия в семье» (Л. И. Дементий, 2014); «Личностные, когнитивные и поведенческие деформации в развитии ребенка в условиях психологического, физического и информационного насилия» (руководитель -проф. Л. И. Дементий, 2015); «Психолого-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Омского региона» (руководитель - доц. Н. В. Грушко,

2017); «Самоконтроль в структуре социально-психологических и личностных предикторов риска девиантного поведения подростков» (руководитель - проф. Л. И. Демен-тий, 2017); «Социально-психологические предикторы суицидального риска у подростка» (руководитель - доц. В. Е. Купченко,

2018); «Факторы и предикторы психологического благополучия студенческой молодежи Сибирского региона» (руководитель - лаборант методического кабинета Е. Е. Федотова, 2020); «Сепарация взрослеющих детей: свобода для или от?» (руководитель - доц. А. Ю. Маленова, 2020).

Начиная с 2009 г. факультетом организуются и проводятся всероссийские и международные научно-практические конференции, посвященные проблеме совладающей активности личности: «Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России» (2009, конференция приуроченная к 35-летию ОмГУ им. Ф. М. Достоевского), «Ресурсы и антиресурсы личности в современных копинг-исследованиях» (2012), «Психологическое, физическое, информаци-

онное насилие и пути его преодоления в современном обществе» (2015), «Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление» (2018, конференция приуроченная к 25-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского). Таким образом, в 2021 г. круглый стол на тему «Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление», посвященный 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского, стал юбилейным, пятым мероприятием в череде научных событий факультета, посвященных копинг-поведению.

Основная цель мероприятия - консолидация ресурсов специалистов в рамках проблемы совладающего поведения как одной из наиболее актуальных для современного общества. Перечень вопросов для обсуждения охватывал разные, но взаимосвязанные, аспекты проблемы: личность в затрудненных условиях существования: актуальные вызовы; нормативный и ненормативный кризис как трудная жизненная ситуация; роль личности в возникновении и преодолении трудных жизненных ситуаций; преодоление в контексте жизнедеятельности личности: социально-психологические копинг-ресурсы; семейно-средовые ресурсы совладающего поведения; личность в образовательном пространстве: вызовы, совладание, ресурсы, развитие; ресурсы жизнестойкости личности в пространстве социально-экономических, профессиональных и организационных стрессов; проблема психологического сопровождения личности в трудных жизненных ситуациях; технологии сохранения физического и психологического здоровья человека в современных условиях жизни.

Работа круглого стола началась с приветственного слова декана факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, доктора психологических наук, профессора Л. И. Дементий: она отметила огромное значение для страны и региона достижений психологической науки и практики, направленных на сопровождение личности в трудных ситуациях, особенно в сложившихся обстоятельствах жизни и деятельности. Свой доклад Людмила Ивановна посвятила одной из острых проблем современного общества -вызовам, которые встали перед бизнес-организациями в период пандемии. К числу последних были отнесены изменения не только условий работы (удаленный формат,

ограничения), но и привычного образа жизни и повышение ее неопределенности в целом на фоне тревоги по поводу здоровья, в том числе близких. С целью повышения уровня благополучия сотрудников, прежде всего эмоционального, физического, а также социального и профессионального, в качестве ключевых мишеней для работы психолога в организации были предложены создание и поддержание благоприятной рабочей среды, внедрение культуры здоровья и партнерской корпоративной культуры, забота о ментальном (снижение монотонной, рутинной работы) и социальном (конструктивное, здоровое лидерство) самочувствии работников.

После обсуждения вопроса о психологической безопасности сотрудников организации, участники круглого стола обратились к еще одной ключевой сфере, максимально ощутившей изменение условий жизни в период пандемии СОУГО-19, - семейным отношениям. Дискуссию продолжила В. Е. Купченко, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, посвятившая свое выступление проблеме насилия в семье и его психологическим последствиям для личности в подростковом возрасте. Обобщив данные исследований за 20152018 гг., Виктория Евгеньевна поделилась неутешительными фактами: 58 % родителей склонны применять в отношении своих детей физическое и психологическое насилие. Наиболее распространенными формами последнего выступают: игнорирование мнения ребенка, контроль его социальных связей, наведение порядка среди личных вещей ребенка, общение на повышенных тонах, невыполнение обещаний, обман, критика, публичное оскорбление, завышенные требования, недостаток внимания. Что касается физического насилия, то к нему чаще (70 %) прибегают родители, имеющие признаки неблагополучия, полагая, что наказание -это наиболее оптимальный способ воспитания в современном нестабильном мире, а насилие - типичный и эффективный способ борьбы с непослушанием, плохой успеваемостью и демонстрацией излишней независимости ребенком. К числу наиболее распространенных последствий насилия для подростка докладчик отнес целый комплекс эмоциональных и поведенческих изменений - чувство обиды, гнева, жалости к себе,

раздражение, агрессивность и враждебность, суицидальные мысли и паттерны делин-квентного поведения. При этом личностный потрет подростка характеризуется низким волевым контролем и жизнестойкостью, неспособностью к осознанию последствий своих поступков, нежеланием и неготовностью к ответственным заданиям, нарушением границ психологического пространства личности. Результатом проделанной работы выступили авторская комплексная система диагностики насилия в семье и рекомендации по организации работы с семьей, с подростками и их родителями.

Эффект сообщения Виктории Евгеньевны был усилен следующим докладчиком -студенткой 3-го курса факультета психологии (направление подготовки «Организация работы с молодежью») ОмГУ им. Ф. М. Достоевского» А. А. Шпаковской. Ангелина Александровна представила результаты исследования на тему «Трудные жизненные ситуации и их преодоление у детей-сирот и детей из полных семей». Основные выводы, которые были сделаны автором, свидетельствуют о недостаточном развитии стратегий совладающего поведения у старшеклассников школы-интерната в целом, а также доминировании неадаптивных (отрицание, ментальное и поведенческое отстранение) и саморазрушающих (использование табака, лекарственных средств, алкоголя и наркотиков) реакций на стрессовые воздействия над конструктивными. Подростки не стремятся к планированию и активным действиям по преодолению источника стресса, поиску эмоциональной и социальной поддержки. Они готовы использовать юмор как защитную реакцию от неблагоприятных факторов среды, но не способны воспринимать ее как источник личностного роста и развития. Чаще дети-сироты, по сравнению с учащимися из условно благополучных семей, проявляют агрессию, жалость к себе, беспомощность, социальную замкнутость, самооправдание, не стремясь к самоодобрению, самоутверждению, самоконтролю, позитивной самомотивации. Эти особенности поведения и личности воспитанников интерната выступают сигналом о необходимости длительного и глубокого психологического сопровождения учащихся, направленного на усиление их жизнестойкости через формирование и закрепление адаптивных форм совладания.

Как раз системному подходу к психологическому сопровождению несовершеннолетних, профилактике их неблагополучия и был посвящен следующий доклад Н. В. Ильченко - главного внештатного педагога-психолога Омской области, заместителя директора БУ ОО «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Наталья Владимировна предложила познакомиться с региональной моделью профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями в Омской области, опытом ее реализации и новыми формами работы в этом направлении. К числу последних можно отнести целый комплекс уже запущенных проектов и программ как для самих подростков (телефон психологической поддержки, культурно-образовательная среда «Своя территория», Региональное отделение Всероссийской ассоциации выпускников организаций для детей-сирот, социальный проект «Киноуроки в школах России», культурно-образовательный проект «Социальный театр»), так и их родителей (Школа для родителей, консультативные пункты для родителей, информационный портал для родителей «Семейный навигатор», телеграмм-канал «Омский родитель»). Активно пополняется региональная база данных о детях, состоящих на различного вида профилактическом учете, организована работа муниципальных психологических служб и служб экстренной психологической помощи, создан конструктор профилактических программ, развивается институт муниципальных внештатных психологов. Актуальными для консультаций вопросами по-прежнему выступают проблемы воспитания и предупреждения социального неблагополучия детей, практики бесконфликтного общения. Результаты работы не заставили себя ждать: в 2020 г. в рейтинге регионов по критериям детской безопасности в рамках программы «Качество детства» Омская область оказалась в первой тройке наиболее безопасных регионов. Однако, отметила Наталья Владимировна, это не повод снижать темпы - напротив, необходимо поддерживать и развивать созданную систему профилактики, объединяя усилия разных специалистов.

Тема следующего доклада позволила слушателям познакомиться со спецификой психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, ограничен-

ных возможностями здоровья (ОВЗ) в профессиональной образовательной организации. Педагог-психолог Центра инклюзивного профессионального образования БПОУ «Омский колледж профессиональных технологий» В. И. Епишина выделила актуальные направления деятельности специалиста в рамках реализации планов по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, обозначив наиболее типичные проблемы и способы их решения. Психологическими особенностями обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, требующими особого внимания, по мнению Веры Ивановны, выступают: низкая самооценка, повышенный уровень тревожности, сниженная эмоционально-волевая регуляция, сниженные коммуникативные способности, трудности в построении взаимоотношений со сверстниками, страх общества, одиночество, стресс и постстрессовые состояния, трудности в обучении, связанные с низкой концентрацией внимания и повышенной утомляемостью. Докладчик поделился опытом и достигнутыми результатами в рамках индивидуального психологического консультирования, психокоррекции имеющихся нарушений у обучающихся и профилактической работы с их родителями. К числу наиболее оптимальных и требующих развития форм взаимодействия с учащимися, имеющими особые потребности, ею были отнесены разработка и проведение тренингов в мини-группах с применением арт-терапевтических техник, проведение сеансов кинотерапии и работа в сенсорной комнате (цветотерапия, аутогенные тренировки, функциональная музыка, аудиовизуальные сеансы).

Далее участники круглого стола перешли от обсуждения проблем образовательной среды к рассмотрению вопросов, касающихся среды правововой, а именно психологического сопровождения личности в исправительных организациях нашего города. Первый доклад капитана внутренней службы, начальника психологической лаборатории ФКЛПУ «Областная больница № 11» УФСИН России по Омской области Т. С. Балабкиной был посвящен особой категории осужденных - имеющим тяжелые соматические заболевания. По результатам многолетней практической работы с осужденными, больными туберкулезом, Татьяна Сергеевна отметила, что наиболее распро-

страненными стратегиями их поведения в преодолении трудных жизненных ситуаций являются конфронтация, дистанцирование, бегство, при ограниченности возможности в условиях отбывания наказания реализации стратегии «Поиск социальной поддержки». При этом наблюдается зависимость специфики их реакций от длительности заболевания. Впервые выявленные больные туберкулезом отличаются от пациентов-хроников проявлением сенситивного, эргопатического и тревожного типов отношения к болезни. При хронификации заболевания эргопатия и сенситивность резко снижаются. Докладчик отметил, что задачи психологического сопровождения осужденных, больных туберкулезом, также различаются в зависимости от стадии медикаментозного лечения в условиях стационара. Так, на начальном этапе лечения психологическое сопровождение направлено на преодоление фрустрирующе-го влияния болезни на привычное функционирование пациента, а также коррекцию личностных реакций на актуальную жизненную ситуацию, связанную с заболеванием. На последующих этапах психологическое сопровождение осужденных в большей степени направлено на ценностно-мотивацион-ную сферу (изменение иерархии ценностно-мотивационных установок личности, расширение смыслообразующей функции мотивов, формирование жизненной перспективы и смысла жизни). В качестве основного ограничения в работе специалистов психологического профиля с данным контингентом Татьяной Сергеевной была выделена трудность в проведении групповых психокоррек-ционных мероприятий в условиях работы с больными туберкулезом в связи с необходимостью изоляции осужденных в зависимости от формы заболевания, поэтому основной формой работы являются индивидуальные консультации и психокоррекционные мероприятия.

Следующий докладчик - А. К. Заика, капитан внутренней службы, начальник психологической лаборатории ФКУ «Исправительная колония № 6» УФСИН России по Омской области, дал обзор направлений оказания психологической помощи осужденным в преодолении широкого круга кризисных и стрессовых ситуаций. Александр Константинович отметил, что в настоящее время практика работы со спецконтингентом ука-

зывает на недостаточность именно психологического подхода по профилактике деви-антного поведения, приводящего к трудным жизненным ситуациям, а также формированию у осужденных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, антикризисной устойчивости. И именно психологическое консультирование выступает основным инструментом психолога в работе с осужденными. После проведения цикла индивидуальных консультаций с осужденными, в том числе состоящими на профилактическом учете как склонные к совершению суицида и членовредительства, наблюдаются значительные психологические улучшения: появляется способность к положительной самооценке, растет самоуважение, повышается эмоциональная уравновешенность и стрессоустой-чивость, усиливается их адаптационный потенциал. Начальник психологической лаборатории также отметил, что нельзя забывать о том, что у осужденных, находящихся в затрудненных обстоятельствах жизни, зачастую вовсе отсутствуют ресурсы для их преодоления либо привычные стратегии поведения не являются эффективными и требуют обнаружения новых внешних и внутренних возможностей.

О необходимости поиска личностью ресурсов в ситуации лишения свободы было заявлено и в докладе А. А. Захаркиной, студентки 4-го курса факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (направление «Психология»). В качестве таковых для осужденных женщин, по мнению Алины Александровны, могут выступать семейные и детско-родительские отношения, которые, несмотря на изменение их характера, имеют для матерей важное поддерживающее значение. В результате исследования на территории одной из колоний-поселений осужденных женщин, имеющих детей, докладчику удалось установить прямую связь копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки» с ценностью любви и позицией родителя, а стратегии «Принятие ответственности» с ценностью счастливой семейной жизни, родительскими установки и ожиданиями, родительской ответственностью. На основании этого было выдвинуто предположение о том, что супружество и родительство следует рассматривать в качестве копинг-ресурсов для женщин в ситуации лишения свободы, что позволяет разрабатывать и внедрять про-

граммы психологического сопровождения данной категории осужденных, создавая условия для более благоприятного течения их реабилитации после отбытия срока наказания и возвращения к самореализации как родителя.

Помимо того, что лишение свободы является само по себе трудной жизненной ситуацией, а также сопровождается другими нарушениями и кризисами и заключенные часто попадают в поле внимания специалистов, нельзя забывать и о самих работниках исправительных учреждений, условия профессиональной деятельности которых также обладают определенной спецификой. Этим специалистам было посвящено выступление следующего докладчика - старшего лейтенанта внутренней службы, старшего психолога психологической лаборатории ФКУ «Лечебно-исправительное учреждение № 2» УФСИН России по Омской области В. Ю. Куприяновой. Предметом для обсуждения Василина Юрьевна выбрала актуальную для нашего общества проблему «закре-дитованности» населения, раскрыв ее особенности на примере финансового поведения сотрудников УИС. Опыт работы пенитенциарных психологов с сотрудниками показал, что практически каждый второй сотрудник имеет кредитные обязательства (ипотека, кредитные карты, потребительские кредиты). При принятии финансовых решений, связанных с получением и выплатой кредитов, сотрудники подвержены финансовым рискам (риски снижения доходов, инфляционный риск, риски увеличения расходов и проч.). Вследствие этого при изменении финансового, семейного положения, потери трудоспособности супруга и т. д. возникают экономические стрессы. Докладчик выделил основные направления работы с этой проблемой: профилактическая, направленная на повышение информированности сотрудников в вопросах финансовой грамотности, развитие навыков финансового планирования, управления сбережениями, и коррекционная (индивидуальная и групповая, с применением различных психологических техник, методов и технологий), направленная на укрепление личностных качеств, препятствующих неадекватному (нерациональному) финансовому поведению.

Последний докладчик также обратил свое внимание на проблему профессионального

стресса, усилив ее симптоматикой эмоционального выгорания, но уже на примере педагогов. Судентка 4-го курса факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (направление «Психология») В. С. Деревянченко поделилась результатами исследования, целью которого стал поиск личностных ресурсов для преодоления трудных ситуаций в деятельности представителей коммуникативных профессий. В качестве основного ресурса для педагогов был предложен эмоциональный интеллект. Опираясь на полученные результаты, Валерия Сергеевна отметила, что усиление эмоциональной осведомленности, самомотивации, эмпатии, способности распознавать чужие эмоции и, что особенно важно, развитие навыков саморегуляции у педагогов не только способствуют росту их эмоциональной компетентности, но и выступают условием профессиональной гигиены и профилактики эмоционального неблагополучия. Обнаруженные исследователем взаимосвязи между компонентами эмоционального интеллекта, показателями выгорания и копинг-стратегиями подтвердили, что развитие эмоционального интеллекта педагогов может стать фактором преодоления профессионального стресса и повышения эффективности педагогической деятельности.

Информация о статье Дата поступления 11 ноября 2021 Дата принятия в печать 29 ноября 2021

Сведения об авторе

Маленова Арина Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: malyonova@ mail.ru.

Для цитирования

Маленова А. Ю. Региональный круглый стол «Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление» // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2021. -№ 4. - С. 78-84. - DOI: 10.24147/2410-6364. 2021.4.78-84.

Таким образом, в рамках работы круглого стола «Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление» вниманию слушателей были представлены доклады, отражающие приоритетные для страны и региона проблемы в образовательной, правовой, профессиональной, семейной среде. Это стало возможным благодаря междисциплинарному характеру проблемы совладаю-щего поведения, с одной стороны, и необходимостью совместных усилий по ее решению - с другой. Отдельно хочется отметить участие в работе круглого стола не только представителей разных организаций, но и преподавателей, выпускников и студентов факультета психологии, что свидетельствует о неослабевающем интересе к этой теме, поддержке и преемственности научных традиций.

В свою очередь, представленные к обсуждению результаты научной и практической деятельности позволили не только обозначить ряд проблемных областей, настоятельно требующих психологического вмешательства, но и дать конкретные рекомендации по усилению внешних и внутренних ресурсов личности, обеспечивающих эффективное преодоления жизненных трудностей. Надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества.

Article info

Received

November 11, 2021 Accepted

November 29, 2021 About the author

Malenova Arina Yuryevna - PhD in

Psychological Sciences, Associate Professor, Department of General and Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: malyonova@mail.ru.

For citations

Malenova A.Yu. Regional Round Table "Personality in Difficult Life Situations: Resources and Coping". Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2021, no. 4, pp.78-84. DOI: 10.24147/2410-6364.2021.4.7884. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.