Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе»'

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2015. № 2. С. 57-60.

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ НАСИЛИЕ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

THE ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE WITH THE INTERNATIONAL PARTICIPATION "PSYCHOLOGICAL, PHYSICAL, INFORMATION VIOLENCE AND WAYS OF ITS OVERCOMING IN MODERN SOCIETY"

Проблема насилия в последнее время привлекает пристальное внимание специалистов разного профиля, в том числе и психологического. В силу своей актуальности проблема агрессии, насилия стала одним из научных направлений ученых нашего факультета. На протяжении ряда лет научный коллектив факультета разрабатывает проблемы психологической безопасности: изучаются причины, факторы, условия и последствия насилия в семье, образовательных учреждениях и киберпространстве, проводятся масштабные исследования, организуются совместные проекты преподавателей, студентов, представителей различных служб, социально-психологических центров, комиссий, отделов полиции, что создает благоприятные условия для межведомственного взаимодействия, в частности в сфере предупреждения жестокого обращения с несовершеннолетними.

Проекты по проблеме насилия «Социальные и личностные риски физического, психологического и информационного насилия в семье» (2014), «Личностные и поведенческие деформации в развитии ребенка в условиях психологического, физического и информационного насилия» (2015) (научный руководитель: профессор Л. И. Дементий) были

поддержаны Российским гуманитарным научным фондом в рамках конкурсов грантов «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном». В 2016 г. запланирован выпуск коллективной моногра-

фии ученых факультета «Насилие в образовательной среде и семье: причины, индикаторы, последствия».

1-2 октября 2015 г. на факультете психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе», вызвавшая неподдельный интерес многих российских и зарубежных ученых, психо-логов-практиков, преподавателей высших и средних учебных заведений, социальных педагогов, работников социальной сферы и специалистов по работе с молодежью, сотрудников силовых структур, представителей органов власти, аспирантов, магистрантов, студентов. Следует отметить, что конференция 2015 г. одновременно является продолжением серии научно-практических мероприятий, организуемых факультетом психологии с интервалом в три года, раскрывающих проблематику совладающего поведения личности в современном обществе: «Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России» (2009), «Ресурсы и антиресурсы личности в современных ко-пинг-исследованиях» (2012).

На этот раз конференция позволила объединить усилия специалистов из Минска, Киева, Костромы, Москвы, Перми, Ростова-на-

57

Научная жизнь

Дону, Рязани, Омска, Иркутска, обеспечив продуктивный и содержательный обмен научными мнениями в рамках работы заявленных направлений конференции. Предложенная для обсуждения проблематика была довольно обширна: насилие в современном обществе: причины, факторы, риски; насилие как трудная жизненная ситуация; копинг-поведение личности в ситуации насилия; личностные и социально-психологические ресурсы как основа копинга в ситуации насилия; информационное насилие и его последствия; семейное насилие, способы его профилактики и коррекции; насилие в образовательной среде школы и вуза; психическая травма и деформация личности как следствие насилия: виктимизация, склонность к суициду, девиантное поведение; агрессия и насилие в молодежной среде; предикторы благополучия личности перед угрозами современного общества; проблема насилия в исследованиях молодых ученых

В конечном итоге было определено шесть приоритетных «мишеней» для обсуждения, задавших структуру секций конференции:

• насилие в современном обществе: причины, факторы, риски;

• насилие как трудная жизненная ситуация: преодоление, ресурсы, психологическое сопровождение;

• информационное насилие и его последствия для личности и общества;

• проблема насилия в семейной и образовательной среде;

• предикторы благополучия личности перед угрозами современного общества;

• проблема насилия в исследованиях молодых ученых.

В рамках секции «Насилие в современном обществе: причины, факторы, риски» были представлены сообщения, посвященные обзору ряда острых социальных проблем: войны, терроризма, информационного насилия, физического насилия в детско-родительских отношениях, предикторов насильственных действий и противостояния им, профилактики этого явления в сфере образования и медицины. Остальные секции, так или иначе, касались этих ключевых вопросов, конкретизируя ответы на них через призму результатов исследовательской и практической деятельности.

Так в поле научных интересов участников секции «Насилие как трудная жизненная

58

ситуация: преодоление, ресурсы, психологическое сопровождение» попали вопросы динамики совладающего поведения личности, столкнувшейся с насилием, психологического сопровождения жертв, в том числе криминального преступления, анализа предикторов социально-психологического насилия в студенческой среде, стрессоустойчивости, волевого самоконтроля и копинга педагогов средних общеобразовательных учреждений, ресурсов адаптации личности к стрессогенным условиям существования.

Отдельное направление конференции было посвящено одной из актуальных проблем -информационному насилию, раскрывались его признаки, формы и следствия как для личности, так и для общества. Сообщения в этой секции были посвящены как обзору этой проблемной области через призму экспериментально-психологических исследований, так и обсуждению ее конкретных и весьма определенных проявлений через анализ печатных материалов экстремистских организаций, установление связи психосемантических оценок кинофильмов в зависимости от содержания в них сцен насилия и пола зрителей, оценку частоты распространенности и степени стрессо-генности кибербуллинга в подростковой среде, выявление особенности волевой саморегуляции и уровня интернет-аддикции юношей, увлеченных онлайн-играми.

Так или иначе, материал для обсуждения, представленный в других секциях, попадал в проблемное поле следующего направления конференции - «Проблема насилия в семейной и образовательной среде». Докладчики обсуждали вопросы гендерной и возрастной динамики использования жестокого обращения в семье к детям, особенностей детскородительских отношений в семьях подростков как фактора их участия в буллинге, а также в семьях лиц с алкогольной зависимостью как индикатора ее стиля жизни, представления людей о супружеском насилии в родительских и собственных семьях, личностных особенностях современных учеников как факторов восприятия и переживания насилия в школе и оценки степени безопасности образовательной среды в целом.

В свою очередь, участники секции «Предикторы благополучия личности перед угрозами современного общества», напротив, сконцентрировались на поиске ресурсов в разных сферах жизни как источников потен-

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием...

циального противодействия современным стрессорам, в том числе насильственного характера. В качестве таковых предлагались ресурсы организаций, образования, межличностных и супружеских отношений, физического и возрастного развития.

Усилия начинающих исследователей в рамках секции «Проблема насилия в исследованиях молодых ученых» преимущественно были сконцентрированы на теоретическом анализе проблемы, а именно таких ее проявлений, как семейное насилие, жестокое обращение с детьми, агрессивное и девиантное поведение подростков, насилие в молодежной среде, влияние насилия на мировоззрение личности. Эмпирический и практический интерес у студентов вызвала проблематика личностных и социально-психологических факторов отклоняющегося поведения в подростковом возрасте, а также формирование конструктивных стратегий копинг-поведения школьников как направление профилактики насилия.

Завершил работу конференции круглый стол с одноименным названием.

Круглый стол был открыт приветственным словом декана факультета психологии, доктора психологических наук, профессора Л. И. Дементий, после чего был представлен доклад, посвященный содержательному обзору основных направлений научных исследований факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского по проблеме насилия. Заданную линию продолжило выступление советника уполномоченного при Губернаторе Омской области по правам ребенка И. И. Дорожкиной, обозначившей важность и необходимость межведомственного взаимодействия в сфере предупреждения жестокого обращения с несовершеннолетними. Доклад на тему «Насилие: агрессивная среда - силовые стереотипы воспитания - фискальная профилактика» начальника сектора по обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав управления административной практики и муниципального контроля Администрации города Омска М. А. Пушкаревой усилил прикладной аспект проблематики, позволив выйти на конкретные формы предупреждения насилия. В свою очередь, методы непосредственного противодействия экстремизму, а также организации работы по контролю преступности в семейно-бытовой сфере были

предложены в рамках докладов следующих участников круглого стола - кандидата юридических наук, старшего преподавателя кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России П. В. Козловского и заместителя начальника отдела Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД РФ по Омской области, подполковника полиции Ю. М. Кулагиной.

Отрой актуальностью отличался доклад кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского К. Г. Горбунова на тему «Чем привлекает “Исламское государство” неофитов?», в рамках которого автор выделил основные причины популярности идеологии экстремистов у европейской молодежи, основные методы психологической войны и «обработки» сознания, ужасающие следствия подобных воздействий. Наши коллеги из Омского государственного медицинского университета Минздрава России - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Т. Г. Лобова и кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Н. Ю. Ражина - продолжили тематику воздействия на психику человека, обратившись к его визуальным формам. По мнению докладчиков, засилье визуальной информации в современном мире препятствует развитию мышления человека, в том числе критического, а также ведет к недооценке данных, получаемых аудиально. Вместе с тем при профессиональной подготовке специалистов в сфере «человек - человек» не только зрение, но и слух имеет особое значение. Так, например, в медицинской практике высокий уровень технической оснащенности как проявление визуализации все же не предоставляет все возможности корректировать назначения и регулировать направленные на выздоровление действия, поскольку врачам необходимо как уметь передавать информацию, так и слышать пациента. Непосредственно проблеме развития коммуникативных способностей врачей был посвящен доклад кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии ОмГМУ О. Л. Осадчук. В выступлении внимание слушателей привлекалось к оценке современных технологий обучения, среди которых наиболее перспективными признавались обеспечивающие осознание будущими спе-

59

Научная жизнь

циалистами необходимости постоянного контроля своего поведения и коммуникативных навыков в качестве своеобразной меры профилактики агрессии и насилия в медицинской среде.

Иной, скорее ресурсный, ракурс визуального влияния был представлен в докладе «Коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних, содержащихся под стражей, при помощи видеосимуляторов», представленном начальником психологической лаборатории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области, майором внутренней службы Д. В. Лейкомом. Специалистом предлагалась к обсуждению разработанная программа психологического сопровождения подростков, позволяющая одновременно решать несколько задач - мотивирование молодых людей на контроль собственного поведения в местах ограничения свободы, с одной стороны, и обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния - с другой. Изучение эмоционально-волевой сферы также стало объектом исследований Р. Р. Ашраповой -сотрудника психологической лаборатории ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области. Докладчик сообщил результаты исследований, в которых подчеркивалось, что важным признаком, указывающим на положительные изменения, является стремление осужденного к соблюдению правил и порядка в учреждении. Ресурсом в данном случае выступают особенности волевой саморегуляции осужденных, позволяющие как противостоять воздействию криминальной субкультуры, так и способствовать адаптации и к условиям отбывания наказания, и к жизни после освобождения.

Завершало работу круглого стола выступление кандидата психологических наук, до-

цента кафедры общей психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского А. В. Колодиной, посвященное обсуждению проблемы физического насилия в семье как фактора формирования агрессивности и акцентуаций характера подростков. Наибольший риск, по мнению докладчика, представляют авторитарные воспитательные воздействия, завышенные ожидания взрослых, отсутствие конструктивного диалога и эмоциональной поддержки в системе детско-родительских отношений. Также автор отмечала наличие связи характера детско-родительских отношений с возникновением и развитием у подростка вербальной виктимизации в отношении сверстников, проявлением различных форм буллинга в школе. Это, в свою очередь, указывает на необходимость дальнейшего глубокого изучения факторов, предопределяющих склонность подростков к агрессии и насилию за пределами семьи.

Таким образом, всестороннее обсуждение проблемы насилия психологами, педагогами, философами, юристами, представителями администрации и силовых структур в рамках работы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе» позволило не только усилить междисциплинарный статус проблемы, но и обеспечить ее всесторонний анализ, наметив разные, но при этом взаимосвязанные пути ее решения.

Главный редактор Л. И. Дементий, отв. редактор А. Ю. Маленова

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.