Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ ПОИСКА ЦИФРОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ ПОИСКА ЦИФРОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / DIGITALIZATION / REGIONAL ECONOMY / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / COMPETITION / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соболева Ирина Александровна, Сартаков Игорь Витальевич

Цель данной статьи состоит в определении ключевых ресурсных индикаторов некоторых регионов-лидеров цифрового развития по использованию ими инновационных территориальных систем, цифрового потенциала, их влияние на повышение производительности труда, государственно-частное партнерство, внедрение на территориях новейших достижений науки, конкурентоспособность территориальной продукции, уровень образования и здравоохранения регионов. В работе использованы системный и интегративный подходы, методы сравнительного и статистического анализа. Исследование не подтвердило первоначальную гипотезу авторов о сбалансированности цифрового развития различных отраслей передовых регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CONCEPT OF SEARCHING DIGITAL TRANSFORMATIONS

The purpose of this article is to identify key resource indicators of some of the leading digital development regions for their use of innovative territorial systems, digital potential, their impact on improving labor productivity, publicprivate partnerships, the introduction of the latest scientific achievements in the territories, the competitiveness of territorial products, the level of education and health care regions. The systemic and integrative approaches, methods of comparative and statistical analysis are used in the work. The study did not confirm the authors’ initial hypothesis about the balanced digital development of various industries in advanced regions.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ ПОИСКА ЦИФРОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»

КОНФЕРЕНЦИЯ В ЯГТУ О ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

33

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ ПОИСКА ЦИФРОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Соболева Ирина Александровна

кандидат экономических наук,

Московский технологический университет «Станкин»,

кафедра Экономики.

г. Москва, Российская Федерация.

E-mail: balashova_i_a@mail.ru

Сартаков Игорь Витальевич

кандидат педагогических наук,

заведующий кафедрой информационных, сервисных и общетехнических дисциплин Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Российская Федерация. E-mail: nsk@bk.ru

Аннотация: цель данной статьи состоит в определении ключевых ресурсных индикаторов некоторых регионов-лидеров цифрового развития по использованию ими инновационных территориальных систем, цифрового потенциала, их влияние на повышение производительности труда, государственно-частное партнерство, внедрение на территориях новейших достижений науки, конкурентоспособность территориальной продукции, уровень образования и здравоохранения регионов. В работе использованы системный и интегративный подходы, методы сравнительного и статистического анализа. Исследование не подтвердило первоначальную гипотезу авторов о сбалансированности цифрового развития различных отраслей передовых регионов.

Ключевые слова: цифровизация, региональная экономика, государственно-частное партнерство, конкуренция, экология.

JEL: D73; O31

REGIONAL CONCEPT OF SEARCHING DIGITAL TRANSFORMATIONS

Soboleva Irina Aleksandrovna Candidate of Economic Sciences

Associate Professor at the Department of Economics of the Moscow State University «STANKIN», Moscow, Russia Sartakov Igor Vitalyevich

The candidate of pedagogical sciences, the assistant professor, The Informational, service and fundamental technical

disciplines department.

Novosibirsk State Pedagogical University.

Novosibirsk, Russia.

Abstract: the purpose of this article is to identify key resource indicators of some of the leading digital development regions for their use of innovative territorial systems, digital potential, their impact on improving labor productivity, public-private partnerships, the introduction of the latest scientific achievements in the territories, the competitiveness of territorial products, the level of education and health care regions. The systemic and integrative approaches, methods of comparative and statistical analysis are used in the work. The study did not confirm the authors' initial hypothesis about the balanced digital development of various industries in advanced regions.

Keywords: digitalization, regional economy, public-private partnership, competition, ecology.

Процессы ускоренной переориентации российской экономики на инновационный путь развития и цифровые рельсы являются для РФ важнейшей стратегической задачей, которая позволит

преодолеть отставание в социально-экономическом развитии, устранить последствия экономического кризиса и западных санкций. Сегодня перед Россией стоят прорывные исторические задачи,- отметил в Послании к Федеральному Собранию В.В. Путин. Эти вызовы диктуют российским регионам необходимость повышения конкурентоспособности экономики, что невозможно без цифровизации. Поэтому возникла потребность выбора такой модернизационной стратегии управления территориями, которая наилучшим образом сможет учитывать инновационную специфику данной местности. Строя гипотезы о будущем переустройстве экономики, целесообразно выявить прорывные технологии, наиболее точно отражающие суть новой технологической волны и обладающие наибольшим потенциалом для реализации перемен в хозяйственной системе[1,с.44].Стратегия информационного общества должна способствовать повышению производительности труда, развитию человеческого потенциала, обеспечению безопасности граждан, как в регионах, так и в целом в стране.

В настоящее время процессы цифровизации стремительно развиваются в России на региональном уровне. Здесь лидером является Москва, больше половины населения которой являются активными пользователями городских электронных услуг. Столица осуществила огромный рывок в этой области и занимает высокие места в мировых рейтингах.

В целом в стране сформирована цифровая инфраструктура, но её характеризует отсутствие стандартизации данных, слабое взаимодействие между региональными и федеральным системами. Тогда как сегодня регионам необходимо интенсивно обмениваться не только данными, но и лучшими своими достижениями, когда определятся регионы-лидеры, на которых следует равняться. В связи с этим целью исследования выступает определение ключевых ресурсных индикаторов некоторых регионов-лидеров, рассмотрение уровня использования ими цифрового потенциала территориальных инновационных систем. Авторы выдвигают гипотезу о сбалансированном развитии в передовом регионе всех направлений цифровизации.

Региональная экономика, проблема неравенства регионов издавна интересует ученых всего мира. Ещё В. Парето в конце XIX в. поднимал вопрос неравномерности распределения доходов между регионами в различных странах. Х. Годой считает, что развитие технологических инноваций во многом зависит от спроса рынка и материального и ресурсного обеспечения научно-исследовательских работ [2]. Х. де Грут, Дж. Пут, М. Смит исследуют, как активное использование инновационных ресурсов и цифровизации обеспечивает устойчивость формирования и развития региональной экономической системы [3]. Российских ученых тоже интересует данная проблема. Так, например, В.В. Кислицына с коллегами обоснованно отмечает, что функционирование региональной системы должно обеспечивать положительную динамику её экономического, социального и экологического потенциалов [4, с. 369]. Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что регион является не только распорядителем ресурсов для инновационного развития и цифровой экономики, но он обеспечивает их привлечение и рациональное использование, создает конкурентоспособную экономику. От того, насколько данная территория обеспечена экономическими ресурсами, как она их использует и насколько эффективно развито государственно-частное партнерство, зависят в конечном итоге её экономический рост или стагнация. Подобный подход выбран нами на том основании, что он дает возможность проанализировать состояние ресурсного обеспечения наиболее развитых и передовых регионов, сопоставить их цифровое, инновационное развитие.

Цифровая экономика названа Президентом России в ряду национальных интересов. Под информационной экономикой понимается этап развития глобальной экономической системы, в которой главными производительными факторами и ресурсами являются нематериальные активы; данные, информация и знания [5, с.43]. Информация, а конкретнее, энергия и информация, технологическая производственная информация, представлены как основной ресурс цифровой экономики [6.с.8]. Цифровая экономика - это и новая социо-культурно-экономическая реальность в современном мире, «умная» действительность. Она сопровождается переходом от роботизации производства

благ массового потребления к товаром с индивидуальными особенностями в принципе для каждого потребителя [7,с.194,195]. Иными словами, цифровая экономика — это хозяйственная деятельность, стержневым фактором которой являются данные в цифровой форме.

На основе цифровизации на местах разработаны долгосрочные стратегии социально-экономического развития. Например, в Новосибирской области в марте 2019 г. была утверждена новая стратегия социально-экономического развития до 2030 г., подобные стратегии начали функционировать в Республике Татарстан, Самарской области, в Красноярском крае и др. Эти региональные программы подготовлены не только органами власти на местах, но и учеными. Их анализ выражает стремление территориальных управленцев иметь в распоряжении научно обоснованные перспективы формирования цифровой экономики. В них большое внимание уделяется бизнесу и его взаимодействию с органами власти.

Подобная обстановка создана, например, в республике Татарстан, который с 2014 г. входит в тройку лидеров среди регионов РФ по созданию среды для ведения бизнеса [8, с.79]. Территорию данного региона выбирают не только российские предприниматели, но и зарубежные партнёры. Здесь установлены систематические экономические связи с Казахстаном, Беларусью, Туркменистаном, Узбекистаном. Не ослабляются и деловые контакты с некоторыми регионами из стран дальнего зарубежья. За последние годы число экономических контактов увеличилось до 150. В одном только 2017 г. его внешнеторговый оборот составил 16,9 млрд. долл., что превысило аналогичный показатель 2016 г. в 1,4 раза. При этом объем республиканского экспорта составил 13 млрд. долл., импорта- 3,9 млрд. долл. [8,с.83]

В Татарстане создана особая экономическая зона (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Алабуга», в которой инвесторам предоставляется развитая инфраструктура и налоговые льготы. На этой территории зарегистрировано 57 резидентов, 30 заводов уже осуществляют производственную деятельность. Освоено 121 млрд. руб. инвестиций, создано более 6,6 тыс. новых рабочих мест [9,с.13]. На территории ОЭЗ реализуются проекты резидентов в сфере машиностроения, композиционных материалов, пищевой промышленности, деревообработки, производства стекла.

Татарстан - промышленная территория, он занимает 7 место по объёму ВРП среди субъектов РФ [9,с.13]. С 2010 г. здесь разработана и реализуется программа бережливого производства и бережливого управления предприятиями, что способствует повышению эффективности производства. Промышленный сектор формирует более 40% ВРП республики. Ключевыми звеньями в инновационной инфраструктуре выступают технопарки, индустриальные парки и кластеры.

Ядром автомобилестроительного кластера является ПАО «КАМАЗ», входящий в топ 20 мировых производителей. В 2017 г. им было реализовано 38,2 тыс. автомобилей. Всего за время работы предприятия с конвейера сошли более 2 млн. машин [9,с.21]. В настоящее время «КАМАЗ» в сотрудничестве с «Daimler» реализует крупнейший проект по строительству завода каркасов кабин для автомобилей нового поколения. Это предприятие стало и одним из первых отечественных производителей, освоивших на российском рынке уникальную модель пассажирского транспорта — электробус «КАМАЗ-6282». Сегодня его в больших количествах закупает Москва. Подобный электробус был создан и в Новосибирске совместно с Роснано, но он не выдержал конкуренции [10,с.46].

Успешному развитию бизнеса Татарстана способствует хорошая инфраструктура, в том числе дороги. В регионе проводится огромная работа по ремонту дорог с использованием самых современных технологий, с применением специального покрытия асфальтобетонной смеси, что повышает их долговечность. Для этого были приобретены современные асфальтосмесительные установки ведущих мировых производителей, налажен выпуск всех типов асфальтобетонных смесей с большой точностью соответствия стандартам, внедрена цифровая система автоматического управления строительной техникой. Высокая точность производства работ от сооружения земляного

полотна до укладки покрытия является залогом долговечности и качества создаваемых объектов дорожного строительства.

Цифровизация в Татарстане проникла практически во все отрасли экономики и жизни. Так, в сфере здравоохранения с 2013 г. работает государственная информационная система «Электронное здравоохранение», как и в Москве объединившая все медицинские учреждения в единую информационную среду. В системе ведется электронная медицинская карта пациента с описанием его обращений к врачу, оказанных услуг и поставленных диагнозов. Здесь сформирован и модуль Центральный архив медицинских описаний, в котором хранится более 2 млн. цифровых исследований [8, с.80]. По примеру Татарстана и Москвы подобные электронные архивы стали создаваться и в других регионах.

Например, в Ярославской области основан архив эндоскопических и маммографических исследований. В этом регионе имеется и положительный опыт развития телемедицины. К телемедицинскому порталу подключены 53 медицинские организации области. В одном только 2017 г. проведено около 1 000 заочных консультаций [11,с.63]. Существует и компьютерное рассмотрение рентгена, УЗИ и других исследований. Анализ электронного здравоохранения показывает, что оно оптимизировало работу врача при приёме пациента, повысило доступность и скорость медицинских услуг, в том числе и скорой помощи. Однако, средств регионов на эти цели не хватает, отрасль финансируется слабо, страдает также в большинстве регионов и управление медициной. К сожалению, генеральная задача - оснащение больниц и амбулаторий современной техникой отечественного производства - пока не решена [12,с. 259]. С 2016 г. лидерами по объёму бюджетных расходов на здравоохранение является Москва (196 млрд. руб.) и Московская область (54,8 млрд. руб.), что во многом обусловлено высоким уровнем социально-экономического развития столичного региона.

Цифровая экономика предполагает создание комфортной среды проживания населения и обучение в течение всей жизни. Образование становится стратегическим ресурсом, от состояния которого зависит положение всего общества в целом [13.с.169]. В сфере образования Татарстана функционирует государственная информационная система «Электронное образование», услугами которой пользуются учителя, ученики, родители, руководители школ.

На базе техникума Информационных технологий и связи Казани действует учебный центр для подготовки программ по обучению специалистов в области информационных технологий. Ведь в настоящее время происходит масштабная трансформация существующих профессий, многие из которых «вымирают», поэтому ключевыми становятся цифровые навыки и возможность быстрого приобретения новой специальности. Тогда как задача средних и высших учебных заведений готовить таких специалистов и развивать цифровые навыки населения.

Подготовку подобных кадров самых востребованных производств осуществляет, например, московский колледж предпринимательства № 11. На занятиях учащиеся здесь разрабатывают мобильные приложения и игры, создают не только виртуальную реальность, но и многие компоненты «умного» дома. Его студенты неоднократно являлись победителями соревнования WorldSkills. Этот колледж оснащен самым современным оборудованием, всевозможными роботами, которых студенты программируют и управляют ими. В учебном заведении созданы и специальные дополнительные группы по интернету вещей, как для школьников, так и для людей старшего поколения, сформирована группа 55+

В колледже обучают не только самым современным профессиям, но и стараются связать обучение с практикой. Эта традиция ведется ещё от дореволюционных предпринимателей Москвы, когда, например, М.Н. Бардыгин все время следил за тем, чтобы образование в учебном заведении (созданном им в Подмосковье), было тесно связано с практикой и жизнью [14,с.178]. В колледже предпринимательства имеется, например, симулятор кабины поезда. Сегодня более 50 московских колледжей, готовящих специалистов по перспективным направлениям, оснащены

высокотехнологичным оборудованием.

Для осуществления цифровизации нужны талантливые специалисты, поэтому необходимо их постоянное выявление. В настоящее время все большее значение придается выявлению талантов в школе и работе с одаренными и творческими учащимися [15,с.320]. Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что в рамках цифровой связанности формируются новые формы взаимодействия человека и машины, улучшаются механизмы передачи цифровых установок физическому миру. Автоматизация не только вытесняет мускульную силу человека и ставит современные задачи, по которым должны находить решения вместе интеллектуальный человек и машина.

Большое внимание уделяют подготовке качественного человеческого капитала и в Кемеровской области. В 2019 г. в Кемерово было открыто кадетское училище, специализирующееся на 1Т технологиях. В регионе функционирует 2 детских технопарка, запущен и мобильный технопарк «на колесах» [16, с.6]. Кузбасс уделяет большое внимание и оказывает поддержку молодым педагогам, ежегодно здесь проводится более 20 областных конкурсов. Такие, как «Педагогические таланты Кузбасса», «ИТ-педагог Кузбасса XXI в.», «Лучший образовательный сайт» и др. Активно развивается институт наставничества, создана региональная база педагогов-наставников. В области в 2018 г. был проведен комплексный аудит эффективности системы образования Центром стратегии развития образования МГУ. Московские эксперты заключили, что в регионе действует эффективная система образования, уделяющая значительное внимание формированию цифрового обучения и занимающая одну из высших позиций в стране, которая может стать визитной карточкой Кузбасса. Говоря о Кемеровской области, нельзя не отметить, что, несмотря на достижения в системе образования, экономику регион диверсифицировать не сумел.

Цифровизации огромное внимание уделяют и в профессиональных образовательных учреждениях Самарской области. Здесь созданы Попечительские советы, в которых участвуют руководители предприятий, они входят и в состав государственных аттестационных комиссий, что не только способствует связи образования с практикой, но и позволяет лучше финансировать учебные заведения. В последнее время «... работодатели все чаще участвуют в оценке качества образования..., входят в состав Государственных аттестационных комиссий.» [17,с.73]. Пристальное внимание к образованию способствовало тому, что регион занял 4 место в движении «Молодые профессионалы». Шесть его колледжей входят в ТОП-100 лучших образовательных организаций движения «Молодые профессионалы» [18,с.50].

В области образования в Самарском регионе осуществляется тесное взаимодействие с КНР через реализацию молодежных обменов. Здесь раз в два года проводится российско-китайский молодежный форум Волга-Янцзы. На нем осуществляет совместные научные разработки в области предпринимательства, журналистики, культуры молодежь России и Китая. Все это ведет к повышению уровня взаимодействия экономик России и Китая, . сотрудничество стало точками экономического роста наших стран на новом технологическом уровне [19,с.13].

Задача цифровой экономики состоит и в помощи государству и регионам в сохранении и улучшении экологии. Экология в отличие от менталитета как константы является лишь потенциалом, которым нужно умело пользоваться, чтобы не получить экологическую проблему как глобальную [20,с.33]. Руководству регионов необходимо приучать бизнес и население соблюдать экологические стандарты, а предпринимателей стимулировать к созданию предприятий по переработке отходов. «Акцент на социальную ответственность бизнеса в области экологии может стать одним из наиболее сильных стимулов для масштабной инновационно- технологической модернизации российской экономики» [21,с.11].

Сегодня российское государство крайне заинтересовано в создании мусороперерабатывающих предприятий, которые уже начали функционировать во многих регионах страны, например, в Московской, Самарской областях. На территории Самарского региона предусматривается реализация

большого количества мероприятий по строительству объектов сортировки и переработки ТКО.

Созданию «разумной среды» в «умном городе» уделяется большое внимание и в Новосибирской области, где формируется новая система обращения с твердыми коммунальными отходами. Здесь вспомнили положительный концессионный опыт НЭПа, когда правительство было заинтересовано в быстрейшем и широком развертывании концессионного предприятия... и в том, чтобы предприятие было в полной исправности и на уровне современной техники [22,с.67]. В 2018 г. руководство Новосибирской области заключило концессионное соглашение с ООО «Экология - Новосибирск». Компания превратилась в регионального оператора по обращению с ТКО, оказывающего услуги, связанные со сбором и утилизацией отходов.

Борьба за экологическую чистоту в Новосибирске только начинается, население пока не привыкло к сортировке отходов, руководство региона стало проводить с ним большую просветительную работу, используя СМИ и Интернет. Часть предприятий начала внедрять современные безотходные технологии. Например, ОАО «Экран», выпускающей стеклотару, занялся модернизацией производства с внедрением новой технологии для снижения веса стеклотары. Благодаря этому вес пол-литровой бутылки уменьшился с 360 г до 285 [23,с.19].Данная технология способствовала сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу, привела к значительной экономии сырья и способствовала оптимизации расходов на транспортировку.

В Томской области начато строительство 7 мусоросортировочных, 3 мусоросжигательных комплексов, приступили к ликвидации 17 экологически опасных объектов. В Томской области, богатой лесами, началась реализация проекта «Сохранение лесов», для чего привлекаются не только специалисты в области лесного хозяйства, но и ученые. На восстановление лесов в 2019-2021 гг. будет потрачено почти 200 млн. руб. [24,с.6]. Начато обновление противопожарного оборудования, инвентаря, приобретается лесовосстановительная техника, в чем активно помогает региону бизнес, однако, значительная часть тайги региона ещё остается заваленной суховеем. Экологическая деятельность фирмы затрагивает не только отношение компании к окружающей среде, но и степень гармоничной интеграции фирмы в окружающее сообщество. Важнейшей задачей предпринимателей является. внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий; инвестиции в энергосберегающие экологически эффективные технологии, которые приводят к существенному уменьшению издержек компании, повышают её конкурентоспособность, укрепляют её авторитет [25,с.155].

Одной из главных задач бизнеса и руководства Самарской области как раз и является усиление конкурентоспособности экономики. За год внешнеторговый оборот региона вырос на 15%, причем объем экспорта увеличился на 18% [26, с.7]. По масштабу экономики Самарская область сегодня входит в десятку крупнейших регионов страны. Здесь производится 1,5 трлн. руб. ВРП, около 2% от ВРП всех субъектов РФ [26,с.8]. Однако, цифровизация таит и множество опасностей, в том числе и в области конкурентоспособности. При отсутствии шумпетерианской конкуренции поведение бизнесменов становится рентоориентированным, нацеленным на укрепление своего рыночного положения и извлечения выгод за счет укрепления уз с государственными органами. [27,с.32]. К сожалению, данный процесс характеризует в настоящее время многие бизнес-структуры страны, а цифровая экономика может привести к его усилению.

В Самарской области сложились 4 территории опережающего социально-экономического развития, одна из них «Тольятти», лидирующая по числу резидентов, включенных в федеральный реестр. В ТОСЭР «Тольятти» привлечено 45 инвесторов. За 2 года ими создано более 2,5 тыс. рабочих мест, инвестировано св. 1 млрд. руб., и уплачено 124 млн. руб. налогов [26,с.6]. На территориях опережающего социально-экономического развития создаются не только благоприятные условия для предпринимательства, но и для реализации ими проектов цифровой и инновационной экономики. Ведь в среде больших данных информационно-коммуникационные технологии превращаются в инструмент извлечения не только прибыли непосредственно из информационных процессов, но и

получения новой глобальной ренты-цифровой ренты [28,С.15]

Самарская область вошла в топ-4 регионов страны по уровню развития государственно-частного партнерства наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Московской областью. В сфере ГЧП с 2013 г. введен принцип проектного управления, когда реализовывается индивидуальное сопровождение проектов. Осуществляется также обучение инвесторов и представителей органов управления. С 2018 г. расширено применение механизмов ГЧП, например, запущены проекты в сфере судебно- медицинской экспертизы, сельского хозяйства. В 2018 г. в Самарской области инвестиции в основной капитал частных инвесторов выросли на 5,9%, были открыты 13 новых промышленных производств. В 2018 г. было введено 7 объектов стоимостью 4,8 млрд. руб., создано 1 050 рабочих мест. В настоящее время значительное количество занимают проекты медицинского направления, их реализация позволит создать 2 тыс. рабочих мест [26,с.11].

Самарская область по цифровизации, уровню развития телекоммуникационной инфраструктуры занимает одно из ведущих мест в России. С 2018 г. в регионе начал работу проектный офис цифрового развития, в состав которого вошли представители органов исполнительной и муниципальной власти, общественных организаций, бизнес-сообщества. Его задачами является вывод регионального предпринимательства на федеральный и международный уровень, реализация наиболее эффективных цифровых проектов, как для бизнеса, так и для населения региона, усиление связи предпринимательства с гражданским обществом. Ведь предпринимательство должно стать органической составляющей российской действительности [29,с.4]. Одна из целей проектного офиса заключается и в том, чтобы привлечь в область новых инвесторов по 5 основным наиболее конкурентоспособным направлениям. Например, при участии проектного офиса Самарский государственный медицинский университет с ИМЦ концерна «Вега» стали осуществлять производство нейротренажеров для реабилитации после инсульта с применением технологии виртуальной реальности [26, с.26].

Большое внимание на территории региона уделяется цифровой безопасности, так, второй год здесь действует Центр кибербезопасности, являющейся первым подобным проектом в России. Он выявил и обработал более 5 млн. инцидентов информационной безопасности, из которых 200 тыс. имели высокий уровень критичности [26, с.26]. Возможности платформ по сбору и обработке больших данных о пользователях увеличивают риски информационной асимметрии между мощными системами ЦП и ограниченными человеческими возможностями, нарушения конфиденциальности персональных данных, «хищнического» ценообразования, манипуляции рынками и потребителями. [30, с.27]. Виртуальная цифровая третья «научная» революция ведет уже к победе не просто цифры, математики, но «иллюзорной математической мнимости», всепобеждающей цифровой виртуальности [31, с.17]. В связи с эти российские предприниматели, управленцы и простые пользователи Интернета не должны забывать о цифровой безопасности и не экономить на этом, что наблюдается в настоящее время в большинстве регионов. Потери могут быть невосполнимы.

Жители Самарской области становятся все более активными пользователями электронных госуслуг - 79,8% населения, это значительно больше, чем в целом по стране. Регион стал 4-м по посещаемости единого портала госуслуг в 2018 г. после Москвы, Московской обл. и Санкт-Петербурга. В области активно функционирует электронное правительство, которое представляет собой качественно новый уровень организации публичной власти, опирающейся на гражданское общество. Применение информационно- коммуникационных технологий дает возможность сформировать иные модели взаимодействия государства, бизнеса и граждан, направленные на повышение качества государственного управления.

Напортале государственных услуг России в настоящее время зарегистрировано 85 млн. пользователей [32]. Это примеры эффективной реализации демократии в стране, дающие возможность услышать мнение населения. Одним из примеров такой работы является проект «Активный гражданин» в Москве, который позволяет проводить общегородские голосования по широкому

спектру вопросов. Ведь сегодня гражданское общество все более явно предъявляет государству требование о равноправном использовании общедоступных информационных ресурсов и принятии решений с учетом мнения населения.

Цифровизация и инновационная экономика невозможны без науки и высшего образования. В связи с этим нельзя не сказать о прекрасной системе высшего образования в старинном сибирском городе Томске. Томский государственный и Томский политехнический университеты получили статус национальных исследовательских и участвуют в федеральном проекте «5-100». Сибирский государственный медицинский университет—первый и единственный в России опорный медицинский вуз. В настоящее время в высших учебных заведениях Томска учится молодежь из 78 регионов РФ и 79 стран мира [24, с.4]. В Томске начато строительство многофункционального студенческого кампуса, его создание даст возможность региону сформировать научно-образовательный центр мирового уровня.

Благодаря существованию широких связей с наукой промышленное производство Томской области активно осуществляют цифровизацию и переходит на инновационные рельсы. Необходимо усилить отечественные связи науки с производством [33, с.350]. Например, с ПАО «Газпромнефть» и нефтехимическим холдингом «СИБУР» томичи создали кроссиндустриальный центр совместных технологических разработок. Анализ свидетельствует о том, что здесь имеет место новый формат сотрудничества компании с университетами, научными центрами, предприятиями промышленного сектора экономики. Главными задачами центра является осуществление цифровой трансформации процессов разведки и добычи нефти.

Одним из лучших регионов в России по внедрению научных разработок в производство является Новосибирская область. Этот процесс ещё больше усилится после начала внедрения проекта Академгородок 2.0, который объединит научный потенциал и производственные мощности Академгородка, наукограда Кольцово, Бердска и Краснообска. Уже сегодня экосистема одного только Академпарка объединяет 300 инновационных компаний-резидентов с суммарным объемом выручки более 27 млрд. руб. [34, с.47]. Главная цель проекта— ускоренный переход к экономике знаний, создание масштабной рабочей модели такой экономики, приносящей значительную прибыль. Данный проект должен стать основой модели по созданию инновационной инфраструктуры для регионов с высокой концентрацией исследований, внедряемых в производство. В масштабах страны — это абсолютно новый опыт, который позволит сформировать опорные точки научно-технологического развития страны, а региону стать в дальнейшем во главе данного процесса. Осуществление этого проекта позволит создать и более благоприятные условия для ведения бизнеса, даст возможность реализовывать запуск инновационных высокотехнологичных проектов. Хотя и сейчас в этом регионе больше, чем в других областях страны доля населения, занятого в наукоемких отраслях производства, но конкурентоспособность инновационной продукции слабая, в регионе плохие дороги и низкий уровень жизни.

Цифровая экономика предоставляет широкие возможности для развития кластеров, в последние годы стали формироваться кластеры самых различных направлений. Так, в Ярославской области, являющейся высокотехнологичной по уровню промышленного производства, туристическая отрасль становится одной из опорных точек роста. Здесь созданы и активно развиваются туристско-рекреационные кластеры. Например, ТРК «Золотое Кольцо», «Ярославское взморье». Сумма инвестиций по пакету реализуемых проектов в сфере туризма составляет в области более 10 млрд. руб. [35, с.8]. Концепция региональной кластеризации состоит в привлечении на территорию инвестиций предпринимательских инновационных структур благодаря оптимизации и инновационной привлекательности территории. Одним из институтов, стимулирующих производство цифровых благ, выступает инновационный .кластер, который. можно трактовать как форму пространственного объединения предприятий и организаций, взаимодействующих с целью активизации цифрового

развития с использованием современных технологий [36, с.14].

Таким образом, проведенный анализ цифровизации регионов свидетельствует о значительной дифференциации различных показателей инновационного развития даже в самых передовых субъектах РФ. Причем подчас передовой регион по цифровизации и инновационному развитию, может быть одним из отстающих по уровню жизни населения и комфортности среды проживания. Например, Новосибирская область, где очень высокий инновационный потенциал, плодотворно осуществляются связи науки с производством, значительной является предпринимательская активность, но низка конкурентоспособность инновационной продукции, регион сильно отстает по транспортной доступности территории, комфортности проживания.

Во многих передовых инновационных регионах остро стоит тема жилищно-коммунального строительства, в особенности проблематика аварийного жилья и износившихся коммуникаций, характеризует регионы Сибири. Например, в Кемеровской области, где зимой средняя температура достигает -25 градусов, большинство коммуникаций требуют срочной замены, тогда как средства отсутствуют. В Кузбассе действует очень эффективная система образования, но экономику регион диверсифицировать не сумел.

В большинстве областей России прослеживается низкий уровень здравоохранения и объясняется это не только нехваткой средств, но и слабой организацией управления отраслью, нежеланием многих управленцев перестраиваться, внедрять цифровую диагностику.

В некоторых областях Центральной России, например Ярославской области, проблема заключается не только в инфраструктрурном потенциале, но и пассивности населения, недостаточном желании и возможностях старшего поколения пользоваться плодами цифровизации. Все это негативно влияет на результативность инновационной деятельности.

В Томской области, где одна из лучших систем высшего образования в стране, несмотря на большую работу по экологической ответственности, леса все ещё завалены суховеем, что приводит к пожарам. Из вышесказанного следует, что гипотеза о сбалансированности цифрового развития передовых регионов не нашла подтверждения. В то же время нельзя не отметить, что Москва показывает высокие значения почти по всем показателям, находясь вне конкуренции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рязанов В.Т. Новая технологическая революция: ожидания и варианты будущей модели экономики / В.Т. Рязанов // Экономическое возрождение России, 2019. - №4 (62). - С. 43-50.

2. Godoe H. Innovation regimes, R&D and radical innovations in telecommunications // Research Policy. 2000. - Volume 29. - Issue 9. December. - P. 1033-1046.

3. De Groot H., Poot J., Smit M. Agglomeration externalities, innovation and regional growth: theoretical perspectives and meta-analysis / Capello R. (Ed), Handbook of Regional Growth and Development Theories. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited, 2009. 529 p.

4. Кислицына В.В. Формирование комплексного подхода к оценке социально-экономического развития регионов / В.В. Кислицина // Экономика региона, 2017. - Т. 13. Вып. 2. - С. 369.

5. Осипов Ю.М. Информационно-цифровая экономика: концепт, параметры и механизмы реализации /Ю.М, Осипов, Т.Н. Юдина, И.З. Гелисханов // Вестник Московского государственного университета. Серия Экономика, 2019. - №3. - С.41-60.

6. Юдина Т.Н. Цифровой сегмент реальной экономики: цифровая экономика в контексте аналогичной/Научно-технические ведомости СПбГПУ Экономические науки, 2019. - Т.12. -№ 2. -С.7-18.

7. Юдина Т.Н. Цифровая экономика сквозь призму философии хозяйства в политэкономии /Т.Н. Юдина, И.М. Тушканов //Философия хозяйства, 2017. - №1. - С. 193-201

8. Минуллина Т.И. Республика Татарстан- территория возможностей и центр умных инвестиций

/Т.И. Минуллина // Аналитический вестник Совета Федерации, 2018. - №22. - С.79-83.(107 с.)

9. Минниханов Р.Н. О социально-экономическом развитии республики Татарстан / Р.Н. Минниханов // Аналитический вестник Совета Федерации, 2018. - №22. - С.4-21.(107 с.)

10. Юдина Т.Н., Балашов А.М. Потенциал формирования новых центров инновационной экономики и роль в них предпринимательства (на примере Новосибирской области) /Т.Н. Юдина, А.М. Балашов // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2019. - № 4(174). -С. 37-48.

11. Саитгареев Р.Р. Состояние и перспективы развития здравоохранения и фармации Ярославской области / Р.Р. Саитгареев // Аналитический вестник Совета Федерации, 2018. - № 13 (702). - 92 с.

12. Садовничий В.А. От традиций к инновациям: реформы здравоохранения в современном мире /В.А. Садовиничий, Н.С. Григорьева, Т. В. Чубарова.- М., Экономика, 2012. -286 с.

13. Балашов А.М. Социальная ответственность предпринимателей в образовании /А.М. Балашов // Проблемы современной экономики, 2011. - № 4(40). - С.168-172

14. Балашова И.А. Вклад М.Н. Бардыгина в российское образование./И.А. Балашова, А.М. Балашов // Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин. Егорьевск, 2018. -С.274-282.

15. Юрова Н.С. Работа с учащимися через проектную деятельность предметов «Музееведение» и «Информатика»/ Н.С. Юрова, А.М. Балашов, А.М. Благинина // Гео-Сибирь, 2010. - Т.6. - С.320-323.

16. Крупин А.В. Создание привлекательного инвестиционного климата - один из важнейших приоритетов Кузбасса/ А.В. Крупин //Аналитический вестник Совета Федерации, 2019. - № 10 (724).

- 79 с.

17. Балашов А.М. Социальное партнерство-основа эффективного взаимодействия профессиональных образовательных учреждений, бизнеса и государства в современных условиях / А.М. Балашов, Н.И. Фаттахова //Сибирский педагогический журнал, 2013. - №4. -С.70-74.

18.Акопьян В.А. Лучшее - детям. Приоритеты системы образования / В.А. Акопьян // Аналитический вестник Совета Федерации, 2019. - № 8(722). - 108 с.

19. Чжан Чи Производственное сотрудничество между Китаем и Россией: возможности и приоритеты (в контексте стратегического партнерства РФ и КНР, решений XIX съезда КПК)/ чи Чжан, Т.Н. Юдина // Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2018. - № 2 (44). - С. 13-22. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http://www.theoreticaleconomy.ru

20. Юдина Т.Н. Современная Куба в контексте геоэкономики, геополитики./ Т.Н. Юдина // Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2019. - № 8 (56). - С. 31-39. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http://www.theoreticaleconomy.ru

21.Балашов А.М. Проблемы взаимодействия бизнеса и государства / А.М. Балашов // Международный научно-исследовательский журнал, 2015. - № 7 (38). - Ч.3 С.10-11.

22. Балашов А.М. Возрождение и развитие предпринимательства в России в период НЭПа (государственно-частное партнерство с участием иностранного капитала). / А.М. Балашов // Старый Оскол, ТНТ, 2012. - 328 с.

23. Кичанов М. «Экран» ставка на инновации. / М. Кичанов //Эксперт Сибирь, 2018. - № 11-12.

- С. 18-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Жвачкин С.А. В сердце Сибири, в сердце каждого / С.А. Жвачкин //Аналитический вестник Совета Федерации, 2019. - № 21 (735). - 37с.

25. Балашов А.М. Социальная ответственность предпринимательства и бизнеса в инновационном преобразовании России / А.М. Балашов//. Ч.2. Новосибирск, НГПУ, 2013. - 159 с.

26. Азаров Д.И. Самарская область: цель социально-экономического развития - благо каждого человека / Д.И. Азаров // Аналитический вестник Совета Федерации, 2019. - № 8(722). - 108 с.

27.Тарануха Ю.В. Неошумпетерианское тестирование факторов «созидательной» конкуренции:

выводы для России /Ю.В. Тарануха// Вестник Московского университета. Серия Экономика, 2018. -№5. - С.21-40.

28. Юдина Т.Н. «Подглядывающий капитализм» как «цифровая экономика» и/ или «цифровое общество» /Т.Н. Юдина // Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2018. - № 4. -С. 13-17. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http://www.theoreticaleconomy.ru

29. Юдина Т.Н. Институциональные особенности российского предпринимательства и благотворительности: традиция и модернизация / Т.Н. Юдина, А.М. Балашов, И.А. Балашова// Старый Оскол, ТНТ, 2013. - 408 с.

30. Осипов Ю.М. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва / Ю.М. Осипов, Т.Н. Юдина, И.З. Гелисханов //Экономические стратегии, 2018. - №5(155). - С.22-29.

31.Юдина Т.Н. Деньги трех Римов. Золотой стандарт, Бреттон -Вудс и Ямайка как неоконченные истории, а цифровые финансы как их продолжение и тупик. Русский рубль как победитель (сущность реальных и виртуальных денег, золота) / Т.Н. Юдина// Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2018. - № 3 (45). - С. 15-28. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http://www.theoreticaleconomy.ru

32. Официальный сайт: госуслуги - информационные материалы. URL: https://www.gosuslugi.ru/ help/news/2018_12_28_Report_2018 (дата обращения: 20.05.2019).

33. Балашова И.А., Балашов А.М., Юдина Т.Н. Институциональные особенности предпринимательства и благотворительности в России IX- начало XXI в.в.М. /И.А. Балашова, А.М. Балашов, Т.Н. Юдина // ГОУ МГТУ «Станкин», 2007. - 416 с.

34. Никонов В.А. Академпарк - место для инноваций, поле для инвестиций/ В.А. Никонов// Аналитический вестник Совета Федерации, 2019. - № 27(741). - 63 с.

35. Миронов Д.Ю. Ярославская область: территория первых, территория развития / Д.Ю. Миронов // Аналитический вестник Совета Федерации, 2018. - №13 (702). - 92 с.

36.Юдина Т.Н. Формирование институциональной инфраструктуры «цифровой экономики» в Российской Федерации / Т.Н. Юдина, Е.В. Купчишина // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки, 2019. - Т. 12. - № 4. - С. 9-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.