стр. 88 из 195
УДК 338.48 DOI: 10.12737/5366
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КРУПНЫХ И МАЛЫХ ГОРОДАХ РОССИИ
Хаванова Наталья Владимировна, доктор экономических наук, доцент заведующая кафедрой управления персоналом и государственного и муниципального управления, [email protected]
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Шестакова Светлана Вячеславовна, кандидат экономических наук,
доцент, [email protected]
Муниципальное казенное учреждение «Финансово-расчетный центр», г. Мытищи Московской области
В работе рассмотрены современное состояние и перспективы развития сферы туризма в крупных и малых городах Российской Федерации. Показано, что эффективная реализация мероприятий по развитию их имиджевого потенциала значительно стимулирует социально-экономическое развитие территорий. Сформулированы
актуальные предпосылки развития туризма и проанализированы основные факторы, сдерживающие развитие внутреннего и въездного туризма в крупных и малых городах Российской Федерации. Особо отмечена необходимость консолидации усилий государства, городов, бизнеса и общества России для разработки мер, направленных на создание условий и формирование механизмов, обеспечивающих плановое развитие нарастающими темпами индустрии туризма в городах Российской Федерации.
Ключевые слова: туристический потенциал российских городов, внутренний туризм, международный туризм, индустрия туризма, инфраструктура туриндустрии, кадровое обеспечение индустрии туризма
Сегодня значительное внимание в рамках социально-экономического развития городов уделяется туризму как одной из важнейших отраслей экономики, обеспечивающих подъем в указанной сфере. «...Мировая практика показывает, что развитие данной отрасли позволяет не только улучшать инфраструктуру города, создавать новые рабочие места, поднимать имидж города, но также и вносит значительные поступления в региональный и городской бюджеты.» [2]. Развитие туризма особенно важно для малых городов, где эта отрасль может и во многих случаях должна стать существенным фактором регионального развития. При более эффективном использовании огромный туристический потенциал российских городов способен вывести индустрию в целом на качественно новый уровень развития.
стр. 89 из 195
В числе основных направлений развития внутреннего туризма по-прежнему остается совершенствование инфраструктуры, строительство туристических объектов международного уровня, реализация богатого курортно-рекреационного потенциала -уникальных природных ресурсов, объектов культурного и исторического наследия как национального, так и мирового масштаба с целью привлечения отечественных и иностранных туристов.
Дальнейшее развитие туристического потенциала городов российской глубинки ограничивается прежде всего состоянием коллективных средств размещения и других составляющих материальной базы туризма. Поскольку большая часть существующей сети туристических учреждений в значительной степени нуждается в реконструкции, включая санаторно-курортные учреждения, пансионаты, дома и базы отдыха, количество мест в них сократилось до минимума и явно не «дотягивает» до современного уровня комфорта.
В России многое делается по улучшению состояния материально-технической базы и инфраструктуры туриндустрии: формируются особые туристические зоны, развивается транспортная инфраструктура, проводится реконструкция существующих и строительство новых туристических объектов.
В формировании положительного имиджа России в целом и отдельных городов принимают участие федеральные, региональные и муниципальные органы власти, их структурные подразделения, а также различные неправительственные организации.
Ведутся работы по систематизации учета гостиниц и других средств размещения.
Регулярно реализуется система мер по совершенствованию информационноаналитического, научно-методического и кадрового обеспечения туриндустрии, в которой активное участие принимают торгово-промышленные палаты Российской Федерации.
Так, в части информационно-аналитического обеспечения можно отметить ввод в действие Федеральным агентством по туризму определяющего методику расчета доли туризма в ВРП в различных субъектах Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации, регулярные публикации статистических данных о развитии туриндустрии в средствах массовой информации и других источниках. Постоянно расширяется круг спортивных, культурных, политических и общественных мероприятий (в том числе и зарубежных выставок), используемых для продвижения туристических возможностей России. Регулярно организуются ознакомительные туры в города Российской Федерации.
На федеральном и муниципальном уровнях издается разнообразная полиграфическая и сувенирная продукция, а также выпускаются кино- и аудиовизуальные
стр. 90 из 195
средства, которые содержат информацию о туристических возможностях страны и российских городов, об их деловой и культурной жизни. Активно используются и возможности Интернет для создания туристических сайтов о достопримечательностях различного территориального масштаба.
Содержащие сведения о туристической России информационные и рекламные материалы регулярно размещаются в московских, региональных и зарубежных средствах массовой информации.
Одним из сдерживающих факторов эффективного развития индустрии туризма в Российской Федерации является ее кадровое обеспечение, и в особенности система подготовки и повышения квалификации специалистов туриндустрии в стране, уровень квалификации которых недостаточно высок. Преодолеть его негативное действие призвано издание специальной литературы российских и зарубежных авторов для сферы туризма, осуществляемое при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Федерального Агентства по туризму. Во многих вузах, региональных торговопромышленных палатах, учебных центрах также подготавливаются собственные научные и методические пособия для обучения специалистов индустрии туризма России, содержащие в том числе и практические наработки.
В настоящее время в подготовке и обучении по всем видами и направлениям российских специалистов туриндустрии задействованы более 300 высших и средних учебных заведений России.
Серьезные мероприятия проводятся Правительством Российской Федерации для повышения имиджа страны как на внутреннем, так и на зарубежных туристических рынках.
Однако все указанные мероприятия касаются в основном развития и популяризации туризма в наиболее крупных центрах России (Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Новосибирск, Нижний Новгород, Томск и немногие другие). Но, к сожалению, до сих пор даже на экспертном уровне не изжито представление о том, что имидж страны - это нечто касающееся исключительно государства, хотя в действительности это понятие складывается из имиджа ее больших и малых городов. И иностранцы, приезжая в Россию, знакомятся, прежде всего, с ее городами и регионами и именно на основе этих впечатлений составляют себе представление о России в целом.
Все названные мероприятия потребовали значительных финансовых вложений, средства на которые были заложены при составлении программ различного уровня. Так, финансовое обеспечение Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и
стр. 91 из 195
въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы» составляет 332 млрд. рублей из них:
- средств федерального бюджета - в размере 96 млрд. рублей (28,9 %);
- средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - в размере 25 млрд. рублей (7,5 %);
- средств внебюджетных источников - в размере 211 млрд. рублей (63,6 %).
Объем средств, необходимых на реализацию программных мероприятий,
определялся исходя из потребности в следующих мероприятиях:
- капитальное строительство и модернизация туристских объектов и объектов обеспечивающей инфраструктуры, с длительным сроком окупаемости;
- формирование льготной кредитной и налоговой политики по отношению к
инвесторам, занимающимся развитием объектов туристско-рекреационного
использования с длительным сроком окупаемости;
- обеспечение внедрения инновационных технологий в области внутреннего и въездного туризма и разработки механизмов повышения конкурентоспособности отечественного туристского продукта;
- продвижение отечественного туристского продукта на внутреннем и мировом рынках путем развертывания широкомасштабной рекламной имиджеформирующей кампании;
- реформирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
- повышение престижности туристических профессий и привлечение квалифицированных специалистов в отрасль.
Принимаемые в рамках названной программы на различных уровнях территориального развития меры по поддержке и развитию туризма привели к тому, что современная российская туриндустрия постепенно становится быстро развивающейся и стабильной отраслью экономики, являющейся одним из действенных механизмов стимуляции экономики крупных и малых городов Российской Федерации, т.к. развитие туризма влечет за собой подъем в таких ключевых отраслях экономики городов РФ, как строительство, пищевая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, лесная, медицинская и легкая промышленность, транспорт и др., выступая источником поступательного социально-экономического развития крупных и малых городов Российской Федерации. Результаты Первого международного форума-выставки
стр. 92 из 195
«Стратегии развития туризма в городах России», проходившем в октябре 2013 года, свидетельствуют, что во многих городах России существенным фактором регионального развития стал именно туризм.
Однако при этом нельзя не отметить наличие целой группы проблем, которые препятствуют эффективному развитию туризма в городах Российской Федерации:
- действующая в сфере туризма российская нормативно-правовая база не в полном объеме регулирует вопросы туриндустрии в стране и требует разработки дополнительных нормативных правовых актов;
- износ существующей материально-технической базы, и, прежде всего, средств размещения туриндустрии в крупных и малых городах России, состояние которого не вполне соответствует международным требованиям к такого рода объектам;
- неудовлетворительное состояние самих историко-культурных и природных достопримечательностей в крупных и малых городах России и инфраструктуры туриндустрии в целом;
- несоответствие существенно превышающей среднеевропейский уровень цены и недостаточного качества услуг, предоставляемых в сфере туриндустрии в городах РФ, снижающее конкурентоспособность туристского продукта, и, как следствие, сокращение поездок российских граждан внутри страны;
- несовершенство информационно-аналитической системы туриндустрии, включая систему государственного статистического учета данных о состоянии туризма в крупных и малых городах Российской Федерации и имеющиеся методики экономического анализа, не позволяющие в полной мере определить степень его влияния на городскую экономику и социально-экономическое развитие страны в целом;
- явный недостаток практических навыков и знаний, предоставляемых системой профильного российского образования, не соответствующих в полной мере как потребностям туристической индустрии городов Российской Федерации, так и международным стандартам подготовки специалистов и количественно, и качественно;
- отсутствие во многих российских городах маркетинговой концепции продвижения своего туристского продукта на международном и внутреннем рынках, и организаций, занимающихся этими вопросами;
- недостаточное освещение в российских и зарубежных СМИ туристических возможностей крупных и малых городов и тех положительных изменений, которые происходят в них в сфере туризма;
стр. 93 из 195
- недостаточное издание и распространение в российских городах качественной рекламы (полиграфической продукции, кино- и аудиовизуальных средств) для усиления туристического потенциала российских городов и страны в целом;
- недостаточное использование межтерриториальных связей на всех уровнях управления для реализации уже существующего потенциала туриндустрии и повышения туристической привлекательности крупных и малых городов России;
- слабая государственная поддержка туриндустрии крупных и малых городов
Российской Федерации (законодательная, организационная, информационная,
финансовая) в целом и предприятий малого и среднего бизнеса данной сферы в частности;
- отсутствие консолидации усилий и скоординированных действий между всеми уровнями территориального управления и бизнес-сообществом России в сфере туриндустрии;
- отсутствие практики поощрения инвесторов в российских городах.
Эти проблемы требуют значительного внимания и финансовых вложений на уровне Российской Федерации, однако нельзя всю массу ответственности за развитие российского туризма перекладывать только на плечи органов федерального уровня. Серьезные усилия требуются и со стороны как региональных, так и местных органов власти. И прежде всего это усилия по формированию у туристов как внутренних, так и внешних туристских потоков, положительного имиджа отдельных городов и регионов в коммуникационном пространстве.
Среди задач, связанных с развитием имиджевой стратегии российских городов в коммуникационном пространстве, можно обозначить следующие:
- разработка концепции позиционирования имиджа города в коммуникационном пространстве;
- повышение степени региональной идентичности граждан, сохранение исторической памяти, привлечение внимания к историческим датам, культурным и научным достижениям города;
- активизация культурных центров в городах, привлечение внимания к культурным ценностям, организация выставок, конференций, форумов с привлечением местных деятелей культуры и искусства;
- развитие системы местных коммуникаций, медиа-пространства, где важно продвигать перспективные идеи развития города в самых разных ракурсах;
стр. 94 из 195
- повышение привлекательности города (региона) для перспективных инвесторов, привлечение в город новых предприятий и повышение конкурентоспособности действующих;
- привлечение как федеральных, региональных властей, так и жителей к решению городских проблем.
К сожалению, в России пока ещё мало примеров, когда региональные власти всерьёз занимаются проблемой продвижения имиджа своих городов. Однако повысить инвестиционную привлекательность города, увеличить поступления в бюджет не менее чем на 20% можно именно за счет грамотно выстроенной имиджевой политики. При этом бюджетные и внебюджетные расходы на имиджевые проекты оптимизируются в ходе разработки стратегий и программ комплексного продвижения городов и включающих их регионов.
Помимо названных преимуществ, активная местная и региональная политика по развитию туристического и рекреационного потенциала способна привести к значительным позитивным сдвигам в использовании туристического потенциала городов и регионов России, что неизбежно приведет к положительной динамике их социальноэкономического развития. К таким изменениям можно отнести:
- становление городов России в качестве международных туристических центров;
- определение приоритетов дальнейшего развития индустрии туризма и путей повышения её эффективности в городах РФ;
- разработку и реализацию программ в сфере туризма в городах России;
- координацию действий государственных органов и деловых кругов России в туристической сфере;
- повышение эффективности индустрии туризма в российских городах, стимулирование различных отраслей экономики городов России и увеличение поступлений в городские бюджеты от туриндустрии;
- повышение туристического и конгрессного имиджа городов РФ;
- привлечение внимания потенциальных инвесторов в города России;
- совершенствование нормативно-правовой, материально-технической базы
туриндустрии городов РФ и ее инфраструктуры;
- создание развитой системы информационно-аналитического обеспечения индустрии туризма в городах России;
стр. 95 из 195
- совершенствование научного, кадрового обеспечения туристической индустрии в городах России;
- увеличение туристского потока в города России за счет внутреннего и въездного туризма;
- продвижение продукции и услуг бизнес-сообщества в сфере внутреннего и въездного российского туризма в стране и за рубежом;
- увеличение числа организаций, оказывающих услуги в сфере туристической индустрии в городах РФ, в т.ч. за счет предприятий малого и среднего бизнеса;
- увеличение количества конгрессных, культурных, спортивных и событийных мероприятий в городах России;
- количественный и качественный рост спроса на туристические услуги, а также на высококвалифицированный персонал, занятый в туристическом бизнесе российских городов;
- повышение уровня и качества жизни горожан в России.
Принимая во внимание накопленный в городах России опыт в сфере туризма и большую заинтересованность городских администраций в развитии туриндустрии в городах России и продвижении их туристических возможностей на внутренние и внешний рынки, можно отметить, что назрела необходимость консолидации усилий государства, городов, бизнеса и общества России для разработки мер, направленных на создание условий и формирование механизмов, обеспечивающих плановое развитие нарастающими темпами индустрии туризма в городах Российской Федерации как одной из высокодоходных и перспективных отраслей экономики России.
Литература
1. Василенко И.А. Имиджевая политика России в региональном измерении. // Имидж России: город, регион, страна: материалы научной конференции кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова 1 ноября 2011 г. / под ред. И.А. Василенко. - М.: Издатель Воробьёв А.В., 2011.
2. Данилов А.А., Бондаренко М.В., Данилова В.А. Туристско-рекреационные системы и их роль в региональном социально-экономическом развитии. // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 11 (38). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/ electronic_journal/number38/contents (дата обращения: 23.01.2014).
стр. 96 из 195
3. Сборник материалов Первого международного форума-выставки «Стратегии развития туризма в городах Российской Федерации», октябрь 2013 года. [Электронный ресурс]: URL: http://forumevro2012.magcon.ru (дата обращения: 21.01.2014).
REGIONAL BRAND AS A DEVELOPMENT OPTION FOR MAJOR AND MINOR
URBAN SETTLEMENTS
Khavanova Natal’ia Vladimirovna, Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of HR Management and State and Municipal Administration,
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
Shestakova Svetlana Viacheslavovna, Candidate of Economics, Associate Professor,
Finance and Accounting Center, Municipal Public Institution, Mytishchi, Moscow Region
The article is devoted to an analysis of the current state and development prospects of tourism in major and minor urban settlements in the Russian Federation. According to the authors, an effective implementation of events aimed at their image potential promotion encourages the socio-economic development of the areas under consideration. The authors identify the immediate prerequisites for tourism development and provide an analysis of the key factors which constrain the development of domestic and in-bound tourism in Russian cities and towns. In the article, the authors pay special attention to the concerted action of the state, cities/towns, the business sector and society to arrange for the conditions and to design the mechanisms which will ensure the planned development of the tourist industry in Russian cities and towns at an ever increasing pace.
Key words: tourist potential of Russian urban areas, domestic tourism, international tourism, tourist/tourism industry, tourist industry infrastructure, Human Resourcing in the tourist industry
References
1. Vasilenko, I.A. Imidzhevaia politika Rossii v regional’nom izmerenii [Russia’s image policy: regional perspective]. Imidzh Rossii: gorod, region, strana: materialy nauchnoi konferentsii kafedry rossiiskoi politiki fakul’teta politologii MGU im. M.V.Lomonosova 1 noiabria 2011 [Russia’s image: city, region, country. Proceedings of the scientific conference organized by the department of political sciences of Lomonosov State University on November 1, 2011]. Moscow: Izdatel’Vorob’ev A.V.Publ., 2011.
2. Danilov, A.A., Bondarenko, M.V., and Danilova, V.A. Turistsko-rekreatsionnye sistemy i ikh rol’ v regional’nom sotsial’no-ekonomicheskom razvitii [Tourist and recreational systems and their role in regional social and economic development]. Servis a Rossii i za
стр. 97 из 195
rubehzom [Service in Russia and abroad].- 2012. - № 11 (38). URL:
http://old.rguts.ru/electronic journal/number38/contents (Accessed on January 23, 2014).
3. Sbornik materialov Pervogo mezhdunarodnogo foruma-vystavki “Strategii razvitiia turizma v gorodakh Rossiiskoi Federatsii” oktiabr’ 2013 g. [Proceedings of the First International Forum and Exhibition “Tourism development strategies for urban areas of the Russian federation”, October, 2013]: http://forumevro2012.magcon.ru (Accessed on January 21, 2014).