Научная статья на тему 'Региональный аспект совершенствования транзитных операций'

Региональный аспект совершенствования транзитных операций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
251
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТАМОЖЕННЫЙ ТРАНЗИТ / ГРУЗОПОТОК / ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Баглаенко И.А.

В статье дается обоснование необходимости изучения проблемных вопросов таможенного транзита на региональном уровне. Показано, что внедрение качественно нового таможенного сервиса должно затрагивать, в первую очередь, процедуру таможенного транзита, в частности, предлагается использование технологий, способствующих интеграции удаленных от государственной границы регионов в систему внешней торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Баглаенко И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект совершенствования транзитных операций»

□ □ □ □ □ □ □ □

Экономические науки

Economics

УДК 339.565

И. А. Баглаенко Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Региональный аспект совершенствования транзитных операций

В статье дается обоснование необходимости изучения проблемных вопросов таможенного транзита на региональном уровне. Показано, что внедрение качественно нового таможенного сервиса должно затрагивать, в первую очередь, процедуру таможенного транзита, в частности, предлагается использование технологий, способствующих интеграции удаленных от государственной границы регионов в систему внешней торговли.

Ключевые слова: транзитный потенциал, таможенный транзит, грузопоток, особенности регионов.

Развитие транзитного потенциала страны является одним из стимулов развития ее внешней торговли, и, как следствие, увеличения поступлений в бюджет таможенных платежей, поэтому важной задачей при стимулировании внешней торговле становится вопрос развития систем таможенной логистики и процедуры таможенного транзита, адаптированных под экономические, географические и социальные особенности регионов.

Исследованием проблем региональной экономики, международных транспортных коридоров и таможенного транзита занимаются многие ученые российских и зарубежных вузов, в числе наиболее актуальных по тематике региональной экономики выделяются работы Т. В. Сарычевой и Е. И. Царегородцева [5]; по проблемам транспортной инфраструктуры - Н. В. Котляр [2], Г. А. Томчина [3], К. С. Чумлякова [6]; в области таможенной логистики - А. А. Арского [1], О. А. Фрейдман [4]. Однако, очевидная взаимосвязь и взаимозависимость региональной экономики, транспортной логистики и таможенного дела в форме процедуры таможенного транзита требуют дополнительного анализа всех составляющих для совершенствования организации и проведения данной таможенной процедуры.

Объемы внешней торговли и, соответственно, грузопотока, между двумя глобальными центрами

производства и потребления - Европой и Азией, ежегодно увеличиваются. Основной путь следования товаров - морской, проходящий через Суэцкий канал, и более затратный для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по времени прохождения и по стоимости перевозки [6]. С учетом особенностей экономико-географического положения Россия и Таможенный союз Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан могут предоставить мировым товаропроизводителям не только базовые пути по направлениям Север - Юг и Запад - Восток, но и самые короткие маршруты [3]. Поэтому возрастающая необходимость транзитных перевозок грузов по линии Азия - Европа для России и для Таможенного союза является одним из направлений развития экономики в целом, таможенной и околотаможенной инфраструктур, в частности. Мероприятия по созданию качественной транспортной инфраструктуры, логистических терминалов и удобного таможенного сервиса привлекут новых участников внешнеэкономической деятельности как резидентов Таможенного союза, так и из-за рубежа. При этом появятся и такие участники ВЭД, которых заинтересует ниша международных перевозок по наземному коридору Азия -Европа, так как территория Таможенного союза на данном участке следования грузов наиболее

44

Экономические науки

удобная, а по территории России проходят кратчайшие пути между Европой и Азией [4]. Конкурентным преимуществом наземного транспортного коридора по линии Азия - Европа станет не только единая территория Таможенного союза с единством таможенного законодательства, но и возможность мультимодальных перевозок - перевозок без смены тары любым видом транспорта и с возможностью выбора способа и режима доставки груза [3]. Данное региональное развитие транспортной и логистической инфраструктуры влечет за собой необходимость качественно нового таможенного

Согласно данным таблицы, географическое положение региона во внешней торговле играет существенную роль. Оренбургская область, являясь приграничным регионом, имеет значительно большую долю в обороте внешней торговли России, по сравнению с Республикой Марий Эл, которая находится в удалении от государственной границы. Также на примере России и субъектов, представленных в таблице, можно отметить резкий спад в объеме внешней торговли 2014 году. Это можно объяснить тем, что внешняя торговля как экономическое явление в большей степени связана с политической ситуацией, она влияет в дальнейшем и на торговлю на внутреннем рынке и на весь экономический механизм в целом. При достаточно

сервиса, связанного с совершенствованием технологий проведения процедуры таможенного транзита, которые обеспечат сокращение времени таможенного контроля и увеличением пропускной способности таможенных постов.

Необходимость учитывать расположение регионов приводят к неизбежности анализа экспортно-импортных операций на примере двух субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский Федеральный округ: Оренбургской области и Республики Марий Эл. Данные объемов внешней торговли представлены в таблице.

продолжительном спаде внешнеторгового оборота, который повлечет и снижение поступлений в государственный бюджет, Федеральная таможенная служба РФ может понести потери как кадрового состава, так и снижение финансирования. Поэтому оперативная задача отделов статистики внешней торговли таможенных управлений - отслеживание в течение 2015 года темпов роста торгового оборота и определение эффективности своей деятельности. Кроме того, общее снижение оборота внешней торговли связано и с неэффективным таможенным транзитом, нежеланием потенциальных участников ВЭД обращаться в таможенные органы и сложностью проведения удаленных таможенных операций на границе.

Структура экспортно-импортных операций регионов

Год Вид операции По России По РМЭ По Оренбургской области

млн долларов млн долларов в % к российскому показателю млн долларов в % к российскому показателю

2010 Экспорт 397067,5 428,6 0,11 2991,08 0,75

Импорт 228911,7 66,6 0,03 1114,82 0,49

Оборот 625979,2 495,2 0,08 4105,9 0,66

2011 Экспорт 516040,1 350 0,07 2368,6 0,46

Импорт 305313,1 77,5 0,03 895,6 0,29

Оборот 821353,2 427,5 0,05 3264,2 0,4

2012 Экспорт 524727,5 619,6 0,12 2751,7 0,52

Импорт 312567,4 97,1 0,03 601,4 0,19

Оборот 837294,9 716,7 0,09 3353,1 0,4

2013 Экспорт 527 266,40 470,4 0,09 3509,8 0,67

Импорт 314 967,00 138,1 0,04 858,2 0,27

Оборот 842233,4 608,5 0,07 4368 0,52

2014 Экспорт 497698,8 191 0,04 2220,66 0,45

Импорт 287889,5 137,4 0,05 610,41 0,21

Оборот 785588,2 328,4 0,04 2831,07 0,36

И. А. Баглаенко

45

Анализ статистических данных подводит к выводу о необходимости внедрения таможенного сервиса, удобного не только для приграничных регионов, но и крайне отдаленных от государственной границы, связанного с внутренним таможенным транзитом. Одной из технологий, способствующих активному вовлечению регионов во внешнюю торговлю может быть технология услуги «таможенного экспедитора». В данном виде услуги предполагается, что таможенный инспектор сопровождает ввезенный на территорию Таможенного союза груз до границы в качестве экспедитора. Ключевое отличие таможенной услуги таможенного экспедитора от таможенного сопровождения состоит в том, что решение по таможенному сопровождению принимают таможенные органы, а по предоставлению услуги таможенного экспедитора решение принимает декларант. Данный вид услуги предполагает более высокую степень безопасности перевозки груза и скорость доставки, что особенно важно для начинающих участников ВЭД, а также повышает уровень эффективности деятельности таможни.

Эффективность деятельности таможенной службы показывает и ее составляющая в бюджете. Согласно Стратегии развития таможенной службы до 2020 года, таможенные органы Российской Федерации по-прежнему играют важную роль в пополнении доходной части федерального бюджета. Так, в 2011 году объем поступлений таможенных платежей составил более 52 процентов доходной части федерального бюджета. Анализ поступления таможенных платежей в федеральный бюджет за прошедшие годы свидетельствует о ежегодном перевыполнении таможенными органами установленного задания. Постоянное внедрение определенных новаторских проектов в деятельность таможенных органов продолжит намеченную тенденцию поступлений в государственный бюджет, повысит скорость прохождения таможенного контроля и увеличит обороты внешней торговли.

Ш

1. Арский А. А. Механизм управления взаимодействием таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности с использованием услуг транспортно-логистичес-ких компаний: монография. М.: Дашков и К, 2014. 125 с.

2. Котляр Н. В. Русский транзит: основные тенденции развития транспортно-коммуникационной системы современного мира // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 4. С. 70-76.

3. Томчин Г. А. Россия - страна транзита // Экономическая политика. 2008. № 3. С. 190-196.

4. Фрейдман О. А. Оценка потенциала транспортной системы как основа формирования транспортно-логистичес-кого кластера // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2014. № 3. С. 109-117.

5. Царегородцев Е. И., Сарычева Т. В. Формирование системы показателей, характеризующих экономическую активность населения // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 42 (135). С. 18-21.

6. Чумляков К. С. Транспортная инфраструктура России в системе международных хозяйственных связей // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 4. С. 47-49.

1. Arskij A. A. Mehanizm upravlenija vzaimodejstviem tamozhennyh organov s uchastnikami vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti s ispol'zovaniem uslug transportno-logisticheskih kompanij. Monografija. M.: Dashkov i K, 2014. 125 s.

2. Kotljar N. V. Russkij tranzit: osnovnye tendencii razvitija transportno-kommunikacionnoj sistemy sovremennogo mira // Gumanitarnye issledovanija v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2010. № 4. S. 70-76.

3. Tomchin G. A. Rossija - strana tranzita // Jekonomicheskaja politika. 2008. № 3. S. 190-196.

4. Frejdman O. A. Ocenka potenciala transportnoj sistemy kak osnova formirovanija transportno-logisticheskogo klastera // Vestnik AGTU. Ser.: Jekonomika. 2014. № 3. S. 109-117.

5. Caregorodcev E. I., Sarycheva T. V. Formirovanie sistemy pokazatelej, harakterizujushhih jekonomicheskuju aktivnost' naselenija // Regional'naja jekonomika: teorija i praktika. 2009. № 42 (135). S. 18-21.

6. Chumljakov K. S. Transportnaja infrastruktura Rossii v sisteme mezhdunarodnyh hozjajstvennyh svjazej // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Sociologija. Jekonomika. Politika. 2013. № 4. S. 47-49. | I H

I. A. Baglaenko Mari State University, Yoshkar-Ola

Regional aspect of perfecting customs transit operations

The article provides the ground for the essential study of issues of customs transit problems on the regional level. It is shown that, firstly, the introduction of in workmanlike manner new customs service should involve the procedure of customs transit. In particular, it is suggested to use technologies to integrate the regions which are remote from the border in foreign trade.

Keywords: transit potential, customs transit, cargo, regions' features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.