Научная статья на тему 'Региональный аспект развития малого бизнеса'

Региональный аспект развития малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / НАЧАЛО XXI В. / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / RUSSIA / EARLY 21ST CENTURY / SMALL BUSINESS / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатова Ирина Викторовна

Распределение средств федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса в регионах РФ привело к значительным региональным диспропорциям. Регионы, где этот показатель имеет положительную динамику, получают дополнительные финансовые вливания, а регионы-«аутсайдеры» не имеют возможности воспользоваться такими субсидиями. Следует усилить общественный контроль использования выделяемых средств и прозрачность экономической жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Regional Aspect of Small Business Development

The distribution of federal budget funds for the development of small and middle business in the RF regions caused significant regional disproportions. Regions with positive practices receive supplementary budgeting while outsiders are deprived of them. It is necessary to increase social control of the subsidies and lucidity of economic life.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект развития малого бизнеса»

И.В. Игнатова

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Игнатова Ирина Викторовна - кандидат социологических наук,

доцент Тюменского государственного университета.

Малый бизнес представляет собой фундамент социально-экономической стабильности страны, является одним из мощных факторов развития экономики. Не случайно в настоящее время расширение сферы малого бизнеса является приоритетной задачей государства, что неоднократно подчеркивалось Президентом РФ. В связи с этим, анализ развития малого бизнеса в стране и его региональный аспект, представляет собой актуальное направление исследований.

В статистическом учете зарегистрированных предприятий малого бизнеса происходят дополнения, связанные с изменением критериев отнесения предприятий к отдельным видам бизнеса. Так, в соответствии с Законом РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Согласно нормам Федерального закона, к субъектам малого бизнеса относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благо-

творительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ (8).

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

• для микропредприятий - 60 млн. руб.;

• для малых предприятий - 400 млн. руб. (7).

Данные о динамике количества предприятий среднего и малого бизнеса, представленные в табл. 1, приводятся с учетом вышеизложенных изменений.

Таблица 1

ДИНАМИКА ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА, МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИИ, тыс. ед.

Год Число зарегистрированных предприятий

средние малые микропредприятия индивидуальные

2004 - 953,1 - -

2005 - 979,3 - -

2006 - 1032,8 - -

2007 - 1137,4 - -

2008 14,2 1347,7 1065,0 -

2009 18,0 227,7 1374,8 3,99

Источник: (2, с. 3, 14; 13; 3, с. 3, 4, 13).

Из этих данных видно, что в 2005-2007 гг. (сравнимые по методологии показатели) отмечается ежегодное увеличение числа малых предприятий, причем прирост происходил нарастающими темпами. В целом за три года их стало больше на 19,3%. В последующем 2008 г. в связи с изменениями крите-

риев отнесения предприятий к средним и малым, количество малых предприятий выросло более чем на 18% по сравнению с 2007 г.

Таблица 2

КОЛИЧЕСТВО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 01.07.2010

Федеральные округа (ФО) Количество зарегистрированных малых предприятий на 01.07.2010 в расчете на 100 000 человек населения *

Единиц Прирост/сокращение за период с 01.07.2009 по 01.07.2010 Доля единиц малых предприятий по округам в показателе РФ

РФ, всего 154,7 -5,7 100

Центральный 184,0 -13,0 118,9

Северо-Западный 230,5 -1,0 148,9

Южный 129,9 -26,6 84,0

Северо-Кавказский 62,5 -3,1 40,4

Приволжский 157,6 1,5 101,8

Уральский 116,5 -12,7 75,3

Сибирский 128,0 -3,0 82,7

Дальневосточный 154,2 6,0 99,7

* Исходя из численности населения РФ на 01.01.2010. Источник: (6, с. 71).

Анализ динамики количества зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам РФ (табл. 2) показывает, что в первом полугодии 2010 г. по сравнению с первым полугодием 2009 г., количество малых предприятий в России сократилось на 5,7%, и составило 154,7 единиц на 100 000 человек населения. В разрезе федеральных округов, наибольший уровень достигнут в Северо-Западном ФО (230,5 единиц), наименьший - в СевероКавказском ФО (62,5 единицы). При этом максимальное падение отмечено в Южном ФО, максимальный рост - в Дальневосточном ФО. Однако стоит отметить, что в данной статистике не учитываются микропредприятия, темпы роста которых быстрее, чем малых предприятий. Так, темпы прироста микропредприятий в 2009 г. по России составили 29%, а малых предприятий -снизились на 83% (рассчитано по данным табл. 1).

На 1 января 2010 г. по сравнению с 1 января 2009 г. число малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 76 регионах, в том числе в Тюменской области. Об этом свидетельствуют данные табл. 3.

Таблица 3

ДИНАМИКА ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА, МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ1, ед.

Год Число зарегистрированных предприятий

средние малые микропредприятия

2005 - 14 466 -

2006 - 17 452 -

2007 - 18 509 -

2008 442 2820 18 446

2009 504 4040 32 017

По годам прирост происходил очень неравномерно, но в целом за три года составил 28%. В 2008 г. наблюдался резкий спад, что могло быть связано с изменением методологии, а в 2009 г. по сравнению с 2008 число малых предприятий стало больше, чем в предыдущем году на 43%. Замедление темпов роста малых предприятий, на наш взгляд, связано также с отсутствием государственных субсидий в данном секторе экономики Тюменской области, которые возобновились в 2008 и 2009 гг. Это повлекло за собой рост числа малых и микропредприятий в регионе.

В целом по России, по данным НИСИПП, в первом полугодии 2010 г. наблюдалось сокращение объемов инвестиций в основной капитал на 15,3%, что является показателем недоверия со стороны предпринимателей в благоприятные перспективы, нестабильности условий ведения бизнеса. Это можно видеть из распределения отдельных стран мира в рейтинге2 по уровню бизнес-климата. В 2009-2010 гг. первую десятку ведения бизнеса занимали страны Центральной Азии и промышленно развитые страны. Первое место на протяжении этих двух лет занимал Сингапур. По мнению экспертов, там созданы максимально комфортные условия для ведения бизнеса, привлечения иностранных инвестиций. РФ в данном рейтинге занимала 120-е место в 2010 г. и 118-е - в 2009 г. (10, p. 4).

Стоит отметить, что глобальный рейтинг Doing Business Всемирного банка считается наиболее авторитетным с точки зрения оценки делового климата для бизнеса. Он основывается на анализе издержек, возникающих при создании, функционировании и закрытии предприятий в разных странах мира, получении разрешений на строительство, при налогообложении и най-

1. На 01.11.2010 данные по числу зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на официальном сайте Росстата отсутствуют.

Источник: (составлено по данным Росстата, www.gks. ru).

2. В рейтинге принимали участие 183 страны.

ме рабочей силы, регистрации собственности. В странах мира ведутся определенные реформы в области делового климата. РФ, как отмечает Всемирный банк, осуществляет три реформы в деловой сфере - это снижение издержек в период начала и закрытия бизнеса, сокращение налогового бремени. Наибольшее число стран ведут реформы в таких сферах, как начало предпринимательской деятельности (61 страна, реализуя реформы, улучшила свои позиции, одна - ухудшила), международная торговля (38 стран улучшили, одна - ухудшила), регистрация собственности (34 - улучшили, семь - ухудшили свое положение), получение разрешения на строительство (31 страна улучшила, шесть стран ухудшили свое положение) (10, р. 6-7).

России нужны масштабные реформы как на федеральном, так и на региональном уровне с целью сокращения количества процедур, сроков и издержек на создание и ведение бизнеса.

По результатам исследования, можно выделить три ключевых объективных фактора, влияющих на развитие малого и среднего бизнеса в России; условия спроса в регионе; специфика отраслевой структуры региона; региональный бизнес-климат, который представляет собой совокупность условий для развития бизнеса в регионе. Первые два фактора относятся к числу базовых, их изменение затруднительно. Однако, по данным исследования «Опоры России» (9), именно условия спроса и характер отраслевой структуры региона играют решающую роль в масштабах развития предпринимательства. Бизнес-климат не оказывает значительного влияния на уровень развития регионального предпринимательства. На основании сведений о рейтинге отдельных регионов России в соответствии с индексом условий для развития малого и среднего бизнеса, который анализировался по четырем показателям (недвижимость и уровень развития инфраструктуры, доступность финансовых ресурсов, наличие квалифицированных человеческих ресурсов на рынке труда, наличие административных барьеров), можно заключить, что из 40 регионов России, принимавших участие в данном исследовании, Тюменская область занимает 23-е место в обрабатывающем секторе экономике и 26-е - в сфере услуг. Челябинская область - 27-е и 19-е место, Свердловская область - 6-е и 3-е место, соответственно. Тюменская область в секторе обрабатывающей промышленности и услуг значительно уступает Свердловской области по таким показателям, как доступность финансовых ресурсов, квалифицированные человеческие ресурсы. В обрабатывающей промышленности в Тюменской области отмечаются высокие административные барьеры. По данным опроса «Опора России», проведенного в 2008 г., основными проблемами, с которыми сталкиваются бизнесмены Тюменской области, являются низкая доступность финансовых ресурсов - 38% из числа опрошенных бизнесменов региона, низкая доступность персонала требуемой квалификации - 35, несправедливая конкуренция на рынке конечного продукта -118

28, общий спад спроса на продукцию - 23, другие проблемы - 15, требования регулирующих органов - 12, коррупция и организованная преступность (рейдерство) - 10% (9).

Таким образом, Тюменская область по значению индекса условий развития малого и среднего бизнеса находится во второй двадцатке российских регионов, несмотря на то, что по количеству зарегистрированных малых и средних предприятий находится в числе преуспевающих. Данное противоречие, на наш взгляд, объясняется тем, что в областях, где уровень развития малого бизнеса достаточно высок, его потребности также увеличиваются, но изменения среды не столь динамичны, что приводит к дисбалансу между спросом предпринимателей и предложением внешней среды. Тем не менее данные НИСИПП (6) свидетельствуют, что в Тюменской области в 2009 г. по сравнению с 2008 г. отмечается положительная динамика по всем анализируемым показателям развития малого бизнеса: динамика числа зарегистрированных малых предприятий на 100 000 жителей региона; динамика среднесписочной численности занятых на малых предприятиях; динамика объема оборота малых предприятий; динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Анализ пограничных с Тюменской областью регионов свидетельствует о росте всех четырех показателей в Ханты-Мансийском автономном округе. В Курганской и Свердловской областях фиксируется рост числа малых предприятий и численности занятых в таких фирмах, в то же время отмечается падение оборота малых предприятий и инвестиций в основной капитал. В Ямало-Ненецком автономном округе прослеживается положительная динамика числа малых предприятий и их оборота, отрицательная - в численности занятых на малых предприятиях и инвестиций в основной капитал.

Из 49 субъектов РФ, участвовавших в рейтинге регионов по уровню развития малого и микробизнеса в 2009 г., Тюменская область заняла 17-е место с индексом 3,7 (6). Данный показатель свидетельствует о том, что ситуация в Тюменской области в сфере развития предпринимательства достаточна благополучна. Однако есть резерв для расширения эффекта от реализации мер государственного регулирования и поддержки предпринимательства.

В настоящее время в стране реализуется государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства, которая предусматривает финансовые субсидии для регионов. В табл. 4 представлены данные о динамике объемов субсидий из федерального бюджета в отдельные регионы РФ, направленные на развитие местного предпринимательства.

Таблица 4

ОБЪЕМ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, тыс. руб.

Субъект РФ 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Тюменская область - 70 000 - 61 000 81 380

Курганская область 2800 7000 - - 68 650

Свердловская область 9000 91 670 75 250 155 000 170 406

Ханты-Мансийский АО - 33 319 13 800 112 500 66 750

Ямало-Ненецкий АО - - - 13 621 89 000

Источник: (6).

Таким образом, для реализации мероприятий поддержки малого бизнеса направляются значительные субсидии федерального бюджета. В 2010 г. на нужды программ поддержки предпринимательства из федерального бюджета было выделено 14 млрд. руб. для доли 242 тыс. новых предпринимателей, в 2011 г. планируется выделить 11,1 млрд. руб. для 120 тыс. человек. В связи с этим особый интерес представляет анализ зависимости уровня развития малого бизнеса от государственной помощи. Результаты исследования НИСИПП, В.Г. Басаревой (Басарева 2010, с. 9) свидетельствуют, что принцип распределения средств, выделяемых из федерального бюджета регионам на развитие малого и среднего бизнеса, привел к значительным региональным диспропорциям. Регионы, где этот показатель имеет положительную динамику, получают дополнительные финансовые вливания, а регионы-«аутсайдеры» не имеют возможности воспользоваться такими субсидиями.

Причины такого перераспределения лежат за рамками государственной поддержки, но в пределах государственного регулирования предпринимательства, в частности, в институциональной среде и связаны с критериями конкурса среди регионов на финансовую поддержку развития малого бизнеса. Отбор регионов, участвующих в конкурсе, осуществляется в соответствии с критериями, утвержденными Приказом Минэкономразвития от 10.01.2009 г. «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства». Анализ этих критериев показывает, что они выделяют регионы, которые продемонстрировали в 2008 г. высокую динамику развития малого бизнеса, осуществляют инновационную деятельность, экспортируют продукцию и услуги малых предприятий.

Как следствие, государственные дотации, во-первых, поощряют иждивенческие настроения россиян, во-вторых, что подтверждается данными опросов, рассмотренные выше, административные барьеры достаточно высоки, преодоление которых занимает практически все время предпринимателей, не оставляя сил на решение вопросов по развитию бизнеса, поиска новых ниш и т.д.

Мы солидарны с рекомендациями В.Г. Басаревой, что целесообразно направлять государственную поддержку в регионы, где складывается неблаго-120

приятная социально-экономическая ситуация, где растет уровень безработицы, а не стимулировать инновационный бизнес и экспорт. Следует также усилить общественный контроль использования средств, выделяемых на поддержку предпринимательства, внедрять меры, направленные на повышение прозрачности экономической жизни, усиление роли общественности.

Таким образом, реализуемая в настоящее время государственная политика не позволяет достичь долгосрочных целей в области поддержки малого бизнеса и устранения региональных диспропорций. Очевидна низкая результативность федеральных и региональных программ поддержки предпринимательства. В большинстве регионов положительный эффект от данных программ выражается в росте числа малых и микропредприятий. На наш взгляд, государственная поддержка предпринимательства должна осуществляться на начальном этапе предпринимательской деятельности через устранение институциональных и экономических барьеров. На этапе функционирования предприятия государственная поддержка уступает место мерам государственного регулирования, в частности, особое внимание должно быть уделено нивелированию негативного влияния институциональных факторов, повышению платежеспособного спроса и диверсификации производства. В целях формирования благоприятной предпринимательской среды государству необходимо выступать инициатором поступательного развития объективных и субъективных условий предпринимательства.

Литература

1. Басарева В.Г. Государственная поддержка малого бизнеса: Помощь или институциональная ловушка? / М.: ИЭОПП СО РАН, 2010.

2. Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию в 2008 году / М., 2009. - 114 с.

3. Малое предпринимательство в России. 2004. Стат. сб. / Росстат. - М., 2004.

4. Малое предпринимательство в России. 2005. Стат. сб. / Росстат. - М., 2005.

5. Малое предпринимательство в России. 2006. Стат. сб. / Росстат. - М., 2006; Малое предпринимательство в России. 2007. Стат. сб. / Росстат. - М., 2007.

6. Малый бизнес и государственная поддержка сектора. Информационно-аналитический доклад. М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2010. - 71 с.

7. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556. - Режим доступа: http://www.tumlib.ru - БД Консультант Плюс.

8. О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. - Режим доступа: http://www.tumlib.ru - БД Консультант Плюс.

9. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России. «Индекс ОПОРЫ». 2007-2008 / М.: «ОПОРА РОССИИ», 2010. - 72 с.

10. Doing Business, 2010. - 9 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.