Научная статья на тему 'Региональный аспект потребления доступной роскоши в условиях санкций (на примере iPhone)'

Региональный аспект потребления доступной роскоши в условиях санкций (на примере iPhone) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доступная роскошь / демонстративное потребление / бренд / iPhone / спрос / потребительский кредит / affordable luxury / conspicuous consumption / brand / iPhone / demand / personal loan

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрижак Анна Юрьевна, Дмитриченко Лилия Ивановна, Дадашова Татьяна Александровна

Представлены результаты исследования демонстративного потребления доступной роскоши. Проведен корреляционно-регрессионный анализ влияния макроэкономических факторов (санкций, введенных западными странами в 2022 г.) на потребительский спрос на iPhone в регионах РФ. Выявлены корреляционные связи между: количеством запросов в поисковой системе «Яндекс» на покупку iPhone и социальноэкономическими показателями (среднедушевыми доходами, численностью безработных), а также объемом выданных потребительских кредитов. Сделан вывод о том, что демонстративное потребление представителями рабочего и низшего среднего класса предметов доступной роскоши приводит к росту закредитованности этого кластера российских потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional aspect of affordable luxury goods consumption under sanctions (the case of the iPhone)

The authors discuss the conspicuous consumption of affordable luxury goods. A correlation and regression analysis of the impact of macroeconomic factors (sanctions imposed by Western countries in 2022) on iPhone consumer demand among residents of Russian Federation regions was carried out. Correlation relationships were revealed between the number of requests in the Yandex search engine for the iPhone purchase and socio-economic indicators (average per capita income and the number of unemployed) and the number of issued personal loans. It has been concluded that conspicuous consumption of affordable luxury goods by representatives of working and lower-middle classes leads to increase in household debt load for this cluster of Russian consumers.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект потребления доступной роскоши в условиях санкций (на примере iPhone)»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 4 (40). С. 123—130. Economic and Social Research. 2023. No. 4 (40). P. 123—130. Научная статья

УДК 332.1

doi: 10.24151/2409-1073-2023-4-123-130 https://elibrary.ru/nhpgly

Региональный аспект потребления доступной роскоши в условиях санкций

(на примере iPhone)

А. Ю. Стрижак1, Л. И. Дмитриченко2, Т. А. Дадашова3

1—3 Донецкий государственный университет, г. Донецк, ДНР, Россия

1 strizhak.a86@mail.ru

2 Liliyadm1948@mail.ru

3 t.dadashova@donnu.ru

Аннотация. Представлены результаты исследования демонстративного потребления доступной роскоши. Проведен корреляционно-регрессионный анализ влияния макроэкономических факторов (санкций, введенных западными странами в 2022 г.) на потребительский спрос на iPhone в регионах РФ. Выявлены корреляционные связи между: количеством запросов в поисковой системе «Яндекс» на покупку iPhone и социально-экономическими показателями (среднедушевыми доходами, численностью безработных), а также объемом выданных потребительских кредитов. Сделан вывод о том, что демонстративное потребление представителями рабочего и низшего среднего класса предметов доступной роскоши приводит к росту закредитованности этого кластера российских потребителей.

Ключевые слова: доступная роскошь, демонстративное потребление, бренд, iPhone, спрос, потребительский кредит

Для цитирования: Стрижак А. Ю., Дмитриченко Л. И., Дадашова Т. А. Региональный аспект потребления доступной роскоши в условиях санкций (на примере iPhone) // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 4 (40). С. 123—130. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-4-123-130 EDN: NHPGLY.

Original article

Regional aspect of affordable luxury goods consumption under sanctions

(the case of the iPhone)

A. Yu. Strizhak1, L. I. Dmitrichenko2, T. A. Dadashova3

1—3 Donetsk State University, Donetsk, Donetsk People's Republic, Russia

1 strizhak.a86@mail.ru

2 Liliyadm1948@mail.ru

3 t.dadashova@donnu.ru

© Стрижак А. Ю., Дмитриченко Л. И., Дадашова Т. А.

Abstract. The authors discuss the conspicuous consumption of affordable luxury goods. A correlation and regression analysis of the impact of macroeconomic factors (sanctions imposed by Western countries in 2022) on iPhone consumer demand among residents of Russian Federation regions was carried out. Correlation relationships were revealed between the number of requests in the Yandex search engine for the iPhone purchase and socio-economic indicators (average per capita income and the number of unemployed) and the number of issued personal loans. It has been concluded that conspicuous consumption of affordable luxury goods by representatives of working and lower-middle classes leads to increase in household debt load for this cluster of Russian consumers.

Keywords: affordable luxury, conspicuous consumption, brand, iPhone, demand, personal loan

For citation: Strizhak A. Yu., Dmitrichenko L. I., Dadashova T. A. "Regional Aspect of Affordable Luxury Goods Consumption under Sanctions (the Case of the iPhone)". Economic and Social Research 4 (40) (2023): 123-130. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-4-123-130 EDN: NHPGLY.

Введение

Принцип редкости давно перестал быть базовым в системе мотивационных ориентиров потребителей роскоши. В конце ХХ в. массовое производство относительно недорогих товаров и услуг класса люкс, усиленное ростом покупательной способности потребителей среднего класса, привело к появлению нового социально-экономического феномена — доступная роскошь (affordable luxury). Доступная роскошь — не просто модный оксюморон, это тщательно спланированный маркетологами социально-экономический эффект от инклюзии дорогостоящих брендированных товаров

премиум-класса в масс-маркет сегмент; инклюзия осуществляется посредством их агрессивного продвижения на рынки. Феномен демонстративного потребления в последние годы анализируется в трудах зарубежных исследователей [6; 7; 8; 9; 10; 11], а также отечественных ученых: А. В. Верникова и А. А. Ку-рышевой [1], Ю. Г. Волкова и И. В. Печкурова [2], А. Н. Ильина [3], И. К. Манчевой [4], Т. М. Шишкиной [5] и др., однако пока относительно мало отечественных экономических исследований потребления товаров и услуг доступной роскоши.

Корреляционный анализ спроса на товары доступной роскоши

Самыми дорогими люксовыми брендами в мире, по оценкам ведущего консалтингового агентства Brand Finance, в 2023 г. стали: Porsche (стоимость бренда 36,8 млрд долл.), Louis Vuitton (26,3 млрд долл.), Chanel (19,4 млрд долл.), Gucci (17,8 млрд долл.), Hermès (14,2 млрд долл.), Dior (13,2 млрд долл.), Cartier (12,5 млрд долл.), Rolex (10,7 млрд долл.), Tiffani & Co (7,4 млрд долл.) и Ferrari (7,4 млрд долл.)1. Компании, являю-

щиеся собственниками этих брендов, трудно назвать производителями доступной роскоши, однако некоторые из них производят и успешно продвигают линейки косметики, парфюмерии, аксессуаров и ювелирных изделий по относительно демократичным ценам (платки Louis Vuitton, духи Chanel, декоративная косметика Dior, подвески Tiffani & Co и т. д.), расширяя тем самым возможности среднего класса прикоснуться к миру

1 Porsche leads the way as luxury sector recovers strongly // Brand Finance: [web]. 13.06.2023. URL: https://brandfinance.com/press-releases/porsche-leads-the-way-as-luxury-sector-recovers-strongly (accessed: 14.11.2023).

роскоши (luxury). Наиболее популярные товарные категории доступной роскоши во всем мире — одежда, обувь, электроника, косметика, парфюмерия, аксессуары, деликатесы и алкоголь.

В условиях внешних экономических санкций, введенных западными странами в 2022 г., рыночное предложение дорогостоящих импортных товаров класса люкс в России заметно снизилось, поскольку многие бренды этого класса закрыли официальные представительства и прекратили свою деятельность на территории РФ. Однако, несмотря на сложную геополитическую и экономическую обстановку и снижение покупательской способности значительного числа потребителей, они не утратили интерес к всемирно известным брендам.

Задачи проведенного нами исследования заключались в выяснении того, какие бренды товаров, относящихся к категории доступной роскоши, пользуются наибольшей популярностью среди россиян, а также анализе влияния макроэкономических факторов на потребление доступной роскоши населением регионов РФ. Для выяснения того, каким именно брендам, товарам и услугам рассматриваемого сегмента отдают предпочтение россияне из разных регионов страны, мы применили следующий исследовательский инструментарий: контент-анализ текстового массива потребительских групп (название и философия которых связаны с роскошью и показным потреблением) в социальных сетях (Instagram, Facebook, «ВКонтакте» и Telegram), а также интернет-анкетирование пользователей этих соцсетей (посредством ПО Google Forms)2.

Согласно полученным результатам, наиболее популярны в России следующие бренды

доступной роскоши: Apple, Pandora, Nike, Chanel, L'Oréal, Yves Rocher, Victoria's Secret, Adidas, Swarovski, Puma, Sokolov, Ray-Ban, Tommy Hilfiger, Levi's, Dyson, Guess, Calvin Klein, Lacoste, Michael Kors и Reebok. Россияне чаще всего пользуются продуктами торговых марок Apple, Nike, L'Oréal, Yves Rocher, Victoria's Secret, Sokolov, Guess, Calvin Klein, Lacoste и Michael Kors. Как показали результаты данного этапа исследования, россияне отдают наибольшее предпочтение таким товарам, как одежда и электроника. С большим отрывом от других торговых марок в потребительских предпочтениях лидирует Apple. Компания Apple — самый известный в мире производитель смартфонов, ноутбуков, персональных компьютеров, планшетов, ПО и аксессуаров для электроники. Apple — самый дорогостоящий бренд в мировом рейтинге, его стоимость составляет 947 млрд долл.3, а iPhone 14 является самым продаваемым в мире смартфоном4. Цены на продукцию Apple значительно выше, чем на аналогичную продукцию других компаний. Именно Стив Джобс, основатель Apple, когда-то назвал продукцию компании «предметами доступной роскоши». У Apple есть стратегия брендинга, которая фокусируется на том, что приобретая продукцию компании, человек приобщается к особенному стилю жизни, разделяя ценности свободы и инноваций и испытывая специфические эмоции и чувства: страсть, надежды, мечты, уверенность в себе и своей способности властвовать с помощью технологий. Смартфонами, производимыми компанией Apple, уже пользуются или хотят обладать миллионы потребителей, поскольку iPhone наделен одновременно утилитарными, гедонистическими и символическими свойствами. Кроме

2 Обратная связь была получена от 156 респондентов, пригодными оказались 138 анкет (87 женщин и 51 мужчины).

3 Most valuable global brands 2023 // Kantar BrandZ: [web]. Cop. 2023. URL: https://www.kantar.com/campaigns/brandz/global (accessed: 14.11.2023).

4 Friedman A. The iPhone dominates list of top-selling OLED flagship phonew like the 1964 Beatles // Phone Arena: [web]. 17.04.2023. URL: https://www.phonearena.com/news/apple-dominates-oled-flagship-chart_id146950 (accessed: 14.11.2023).

того, смартфоны iPhone относятся к ген-дерно нейтральным товарам.

Множество ограничений, связанных с ввозом и реализацией импортных товаров в РФ, затронули и продукцию Apple. Стоимость iPhone 14 — смартфонов, ввозимых в Россию с использованием схем обхода санкционных ограничений, — в 2022 г. колебалась от 85 000 до 172 000 руб., реализация осуществлялась, как правило, на условиях полной предоплаты, при этом срок доставки товара составлял до трех месяцев5. Однако несмотря на высокую стоимость и кабальные для потребителей условия покупки, популярность смартфонов типа iPhone в России не только не снизилась, она возросла. В связи с этим нам представляется важным выяснить, в какой мере спрос на iPhone в отдельных регионах России зависит от макроэкономических тенденций.

Для исследования влияния макроэкономических факторов на потребление iPhone населением из различных регионов России в условиях внешнего санкционного давле-

ния 2022 г. нами проведен корреляционно-регрессионный анализ.

Зависимая переменная (У) — данные о количестве запросов на покупку 1РЬопе, полученные с помощью электронного сервиса синтаксического анализа (парсинга) в поисковой системе «Яндекс» (далее — «Яндекс»). Нами анализировались данные по 20 регионам РФ, лидирующим по частоте этих запросов. В электронном сервисе синтаксического анализа (wordstat.yandex.ru), который дает возможность получить данные о запросах пользователей «Яндекса» в определенный период в определенном регионе, мы ввели ключевое словосочетание, релевантно отражающее потребительский интерес и спрос: «купить айфон», «купить 1РЬопе».

Влияющие переменные: уровень среднедушевых денежных доходов населения, руб./мес. (Хх); численность безработных в регионе, тыс. чел. (Х2); объем предоставленных физическим лицам кредитов, млн руб. (Х3). Первичные данные6 представлены в табл. 1.

Таблица 1

Первичные данные для проведения корреляционно-регрессионного анализа по выборке

регионов России (2022 г.)

Регион Среднемесячное количество запросов по регионам, тыс. ед. (Y) Средне -душевые денежные доходы населения, руб./мес. (Х1) Общая численность без -работных, тыс. чел. (Х) Объем кредитов, предоставленных физическим лицам-резидентам, млн руб. (Х3)

Волгоградская область 12 990 31 292 43,5 224 796

Воронежская область 17 572 39 304 41,3 224 485

Москва и Московская область 387 777 75 284 144,7 4 181 612

Санкт-Петербург и Ленинградская область 92 210 51 222 45,9 1 319 737

5 Горяинов Н. Сколько стоит iPhone 14 прямо сейчас по параллельному импорту и у перекуп[щик]ов [Электронный ресурс]. Сравнение // iPhones.Ru: [сайт]. URL: https://www.iphones.ru/iNotes/skolko-stoit-iphone-14-v-ros-sii-po-parallelnomu-importu-sravnili-ceny-09-23-2022 (дата обращения: 14.11.2023).

6 Оперативные данные Федеральной службы государственной статистики РФ (https://rosstat.gov.ru/) за 2022 г.

Таблица 1 (Продолжение)

Регион Среднемесячное количество запросов по регионам, тыс. ед. (Y) Средне -душевые денежные доходы населения, руб./мес. (Х1) Общая численность безработных, тыс. чел. (Х2) Объем кредитов, предоставленных физическим лицам-резидентам, млн руб. (Ж3)

Иркутская область 12 527 34 760 57,8 301 939

Кемеровская область 10 886 32 417 51,5 43 937

Краснодарский край 42 029 48 279 99,0 708 210

Красноярский край 17 243 41 509 38,3 387 109

Нижегородская область 33 625 43 214 70,5 317 427

Новосибирская область 25 443 39 843 65,4 393 648

Республика Башкортостан 21 289 35 251 65,1 469 846

Республика Татарстан 22 629 44 925 46,3 490 639

Ростовская область 29 694 40 008 75,9 430 846

Самарская область 36 774 37 052 44,9 332 047

Саратовская область 13 929 28 795 40,4 218 514

Свердловская область 37 579 46 187 72,1 579 802

Ставропольский край 13 016 27 620 59,8 242 838

Тульская область 10 970 34 193 28,2 156 548

Тюменская область 12 532 58 818 52,4 706 001

Челябинская область 22 898 33 068 55,7 376 022

Проведя первичный экономический анализ данных табл. 1, можно предположить, что спрос на смартфоны компании Apple прямо коррелирует с объемом потребительских кредитов и обратно коррелирует с уровнем занятости и объемом денежных доходов населения. Зависимость между показателями не строго детерминированная, а стохастическая.

На первом этапе анализа для выявления факторов, в наибольшей степени влияющих на зависимую переменную, нами была рассчитана корреляционная матрица (табл. 2).

Анализ корреляционной матрицы подтвердил наличие: корреляции между числен-

ностью безработных и количеством запросов на покупку 1РИопе в регионе, тесной связи между объемом выданных населению кредитов и количеством этих запросов (в соответствии со шкалой Чеддока) и обратной корреляции между показателями среднедушевых доходов и количеством запросов. В связи с отмеченной мультиколлинеарностью между показателями Хх и Х3 мы приняли решение включить в итоговую модель только факторы Х2 и Х3.

Для проверки статистической однородности показателей был рассчитан коэффициент вариации; те показатели, для которых 33 %,

Таблица 2

Корреляционная матрица зависимости между количеством запросов о покупке ¡РИопе

и влияющими факторами

Y Х1 X2 X3

Y 1

0,776 1

X2 0,791 0,577 1

X3 0,986 0,842 0,789 1

признаны статистически однородными. Расчеты показали, что предельный уровень вариации превышен по всем показателям, следовательно, их значения не соответствуют критерию статистической однородности. Поэтому из совокупности нами исключены аномальные (слишком выбивающиеся из основного диапазона) значения: показатели городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей.

В результате проведенного анализа получена следующая регрессионная модель:

Y = 335,614Х2 + 0,012Х3 - 1606,83; Щх= 0,71 еотн= 14,89 % Fpac4= 7,72.

Таким образом, можно сделать вывод, что 71 % вариаций показателя количества

Выводы

Проведенное исследование показало, что несмотря на низкий уровень среднедушевых денежных доходов населения, с одной стороны, а также неоправданно завышенную цену и рискованные для потребителей условия покупки, с другой, смартфоны компании Apple продолжают пользоваться высоким спросом среди россиян. Парадоксальный результат исследования — то, что даже при росте безработицы в регионах России увеличивается количество запросов на покупку iPhone. Вместе с тем частота запросов на покупку смартфонов находится в очень тесной корреляции с объемом потребительского кре-

запросов на покупку 1РИопе по регионам объясняется вариацией влияющих факторов и 29 % — неучтенными факторами.

Анализ показал, что при росте численности безработных на 1 тыс. чел. количество поисковых запросов на покупку 1РИопе в «Яндексе» растет на 335 тыс. ед. при условии, что показатель объема кредитования не варьируется и зафиксирован на уровне своего среднего значения. При росте объема выданных населению потребительских кредитов на 1 млн руб. количество поисковых запросов на покупку 1РИопе растет на 12 ед. при условии, что показатель численности безработных также не варьируется и зафиксирован на уровне своего среднего значения.

дитования. Наличие этих двух корреляций указывает на то, что потребление предметов доступной роскоши небогатым российским населением носит демонстративный характер. На наш взгляд, потребительское поведение такого рода может быть объяснено своего рода психологическим комплексом, присущим значительному числу российских потребителей: пытаясь производить впечатление обеспеченных, люди с относительно невысокими доходами готовы отказаться от предметов первой необходимости (качественных продуктов питания, бытовой техники), чтобы приобрести в кредит предметы роскоши.

На фоне экономических кризисов и множества социальных проблем люди стараются демонстрировать потребление вещей класса люкс, тем самым имитируя высокий социальный статус, успех и материальное благополучие. Компании — производители доступной роскоши, а также банки и кредитные организации могут спекулировать на этом специфическом тщеславии небогатого потребительского сегмента и получать сверхприбыли. Исследование также показало, что, как это ни парадоксально, во времена экономических кризисов и неблагоприятных геополитических трансформаций феномен демонстративного потребления не нивелируется, а, напротив, проявляется более отчетливо.

Список литературы и источников

1. Верников А. В., Курышева А. А. Показное потребление в долг: на примере легковых автомобилей // Экономическая социология. 2021. Т. 22. № 5. С. 11 — 38. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2021-5-11-39 EDN: ^КШБ.

2. Волков Ю. Г., Печкуров И. В. Демонстративное потребление в ракурсе социокультурных процессов современности // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 4. С. 58—68. https://doi.Org/10.34823/SGZ.2022.3.518870 EDN: NPAKAG.

3. Ильин А. Н. Перманентное обновление вещей как способ демонстрации статуса в обществе потребления // Социологическая наука и социальная практика. 2016. Т. 4. № 3 (15). С. 38— 53. https://doi.Org/10.19181/snsp.2016.4.3.4577 EDN: WLZUSD.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Манчева И. К. Исследование мотивации потребления люксовых товаров на основе факторного анализа // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2022. Т. 20. № 2. С. 36—46. https://doi.org/10.24147/1812-3988.2022.20(2).36-46. EDN: FWVNFF.

5. Шишкина Т. М. Экономический анализ демонстративного расточительства: история и современность // Вопросы экономики. 2023. № 4. С. 119—134. https://doi.org/10.32609/0042-

8736-2023-4-119-134 EDN: CJJZMP.

6. Amatulli C., Guido G., Nataraajan R. Luxury purchasing among older consumers: Exploring inferences about cognitive age, status, and style motivations // Journal of Business Research. 2015. Vol. 68. Iss. 9. P. 1945-1952. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2015.01.004

7. Kapferer J.-N., Laurent G. Where do consumers think luxury begins? A study of perceived minimum price for 21 luxury goods in 7 countries // Journal of Business Research. 2016. Vol. 69. Iss. 1. P. 332-340. https://doi.org/10.1016/jjbusres.2015.08.005

8. Millan E., Mittal B. Consumer preference for status symbolism of clothing: The case of the Czech Republic // Psychology & Marketing. 2017. Vol. 34. Iss. 3. P. 309-322. https://doi.org/10.1002/mar.20990

9. Sharif K., Kassim N. M. Luxury consumption behavior of Muslim customers in a culturally distinct and an affluent market // Islamic Perspectives on Marketing and Consumer Behavior: Planning, Implementation, and Control / ed. B. Rishi. Hershey, PA: IGI Global, 2015. P. 193-213. https://doi.org/10.4018/978-1-4666-8139-2.ch009

10. Shukla P. Impact of interpersonal influences, brand origin and brand image on luxury purchase intentions: Measuring interfunctional interactions and a cross-national comparison // Journal of World Business. 2011. Vol. 46. Iss. 2. P. 242-252. https://doi.org/10.1016/j.jwb.2010.11.002

11. Wiedmann K.-P., Hennigs N., Siebels A. Value-based segmentation of luxury consumption behavior // Psychology & Marketing. 2009. Vol. 26. Iss. 7. P. 625-651. https://doi.org/10.1002/mar.20292

References

1. Vernikov A., Kurysheva A. "Precedence and Conspicuousness in Car Consumption". Eko-nomicheskaya sotsiologiya = Journal of Economic Sociology 22.5 (2021): 11-39. (In Russian). https://doi.org/10.17323/1726-3247-2021-5-11-39 EDN: WFNNXF.

2. Volkov Yu. G., Pechkurov I. V. "Demonstrative Consumption in Perspective of Socio-Cultural Processes of Modernity". Sotsial'no-gumani-tarnye znaniya = Social and Humanitarian Knowl-

edge 4 (2022): 58-68. (In Russian). https://doi.Org/10.34823/SGZ.2022.3.518870 EDN: NPAKAG.

3. Il'in A. N. "Continual Renewal of Possessions as a Status Symbol in Consumer Society". Sociologicheskaja nauka i social'naia praktika 4.3 (15) (2016): 38-53. (In Russian). https://doi.org/10.19181/snsp.2016A3.4577 EDN: WLZUSD.

4. Mancheva I. K. "The Study of the Motivation of Luxury Goods Consumption Based on Factor Analysis". Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Herald of Omsk University. Series: Economics 20.2 (2022): 36—46. (In Russian). https://doi.org/10.24147/1812-3988.2022.20(2).36-46. EDN: FWVNFF.

5. Shishkina T. M. "Economic Analysis of Conspicuous Waste: Historical Overview and Modern Approaches". Voprosy Ekonomiki 4 (2023): 119— 134. (In Russian). https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-4-119-134 EDN: CJJZMP.

6. Amatulli Cesare, Guido Gianluigi, Nataraajan Rajan. "Luxury Purchasing Among Older Consumers: Exploring Inferences about Cognitive Age, Status, and Style Motivations". Journal of Business Research 68.9 (2015): 1945—1952. https://doi.org/10.1016/jjbusres.2015.01.004

7. Kapferer Jean-Noel, Laurent Gilles. "Where Do Consumers Think Luxury Begins? A Study of Perceived Minimum Price for 21 Luxury Goods in 7 Countries". Journal of Business Research 69.1 (2016): 332—340. https://doi.org/10.1016/jjbusres.2015.08.005

8. Millan Elena, Mittal Banwari. "Consumer Preference for Status Symbolism of Clothing: The Case of the Czech Republic". Psychology & Marketing 34.3 (2017): 309—322. https://doi.org/10.1002/mar.20990

9. Sharif Khurram, Kassim Norizan M. "Luxury Consumption Behavior of Muslim Customers in a Culturally Distinct and an Affluent Market". Islamic Perspectives on Marketing and Consumer Behavior: Planning, Implementation, and Control, ed. by Bikramjit Rishi. Hershey, PA: IGI Global, 2015. 193—213. https://doi.org/10.4018/978-1-4666-8139-2.ch009

10. Shukla Paurav. "Impact of Interpersonal Influences, Brand Origin and Brand Image on Luxury Purchase Intentions: Measuring Interfunctional In-

teractions and a Cross-National Comparison". Journal of World Business 46.2 (2011): 242—252. https://doi.org/10.1016/jjwb.2010.11.002 11. Wiedmann Klaus-Peter, Hennigs Nadine, Siebels Astrid. "Value-based Segmentation of Luxury Consumption Behavior". Psychology & Marketing 26.7 (2009): 625—651. https://doi.org/10.1002/mar.20292

Информация об авторах

Стрижак Анна Юрьевна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории, Донецкий государственный университет (Россия, 283015, ДНР, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 198а).

Дмитриченко Лилия Ивановна — доктор экономических наук, профессор, почетный профессор, заведующая кафедрой экономической теории, Донецкий государственный университет (Россия, 283015, ДНР, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 198а).

Дадашова Татьяна Александровна — старший преподаватель кафедры экономической статистики, Донецкий государственный университет (Россия, 283015, ДНР, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 198а).

Information about the authors

Anna Yu. Strizhak — Dr. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Professor at the Department of Economic Theory, Donetsk State University (Russia, 283015, Donetsk People's Republic, Donetsk, Chelyuskintsev str., 198a).

Liliya I. Dmitrichenko — Dr. Sci. (Econ ), Prof., Prof. Emeritus, Head of the Department of Economic Theory, Donetsk State University (Russia, 283015, Donetsk People's Republic, Donetsk, Chelyuskintsev str., 198a).

Tatyana A Dadashova — Senior Lecturer at the Department of Economic Statistics, Donetsk State University (Russia, 283015, Donetsk People's Republic, Donetsk, Chelyuskintsev str., 198a).

Статья поступила в редакцию 19.07.2023. The article was submitted 19.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.