Научная статья на тему 'Региональный аспект модели обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации'

Региональный аспект модели обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
430
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / PUBLIC SAFETY / CRIME / PUBLIC AUTHORITIES / EFFECTIVENESS OF PUBLIC SECURITY / PERM REGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Анастасия Сергеевна

На основе изучения нормативно-правовой базы и анализа статистических данных рассмотрен региональный аспект (на примере Пермского края) обеспечения общественной безопасности в рамках модели обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации. Методологической основой исследования является системный подход. В статье прослеживается положительная динамика показателей результативности органов внутренних дел в Пермском крае, выявлены проблемы их функционирования. Предложены подходы к решению выявленных проблем и совершенствованию модели обеспечения общественной безопасности на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECT OF THE PUBLIC SAFETY MODEL IN THE RUSSIAN FEDERATION

On the basis of studying of normative-legal base and of statistical data analysis considered the regional aspect (on the example of Perm region) public security in the framework of public security in the Russian Federation. Methodological basis of research is the system approach. The article revealed positive dynamics of indicators of internal Affairs bodies in the Perm region, also identified the problems of their functioning. In conclusion, the proposed approaches to solving identified problems and improving the model of public safety at the regional level.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект модели обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации»

Попова А. С. Региональный аспект модели обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации // Вестник Пермского социального института. 2017. № 1 (76). C. 45-52.

Popova A. S. Regional aspect of the public safety model in the Russian Federation. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 1 (76). Pp. 45-52. (In Russ.)

УДК 316.4

А. С. Попова

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

Пермь, Россия

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Попова Анастасия Сергеевна - студентка 4 курса историко-политологического факультета, кафедра государственного и муниципального управления.

E-mail: nency.popova466@mail.ru

Научный руководитель - ассистент кафедры государственного и муниципального управления Н. Ю. Зубарев.

На основе изучения нормативно-правовой базы и анализа статистических данных рассмотрен региональный аспект (на примере Пермского края) обеспечения общественной безопасности в рамках модели обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации. Методологической основой исследования является системный подход. В статье прослеживается положительная динамика показателей результативности органов внутренних дел в Пермском крае, выявлены проблемы их функционирования. Предложены подходы к решению выявленных проблем и совершенствованию модели обеспечения общественной безопасности на региональном уровне.

Ключевые слова: общественная безопасность, преступность, органы государственной власти, результативность обеспечения общественной безопасности, Пермский край.

A. S. Popova

Perm State University, Perm, Russia

REGIONAL ASPECT OF THE PUBLIC SAFETY MODEL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Popova Anastasia S. - 4th-year student of the History and Politology Faculty, the Department of State and Municipal Management.

Supervisor - Assistant of the Department of State and Municipal Management N. Yu. Zubarev.

On the basis of studying of normative-legal base and of statistical data analysis considered the regional aspect (on the example of Perm region) public security in the framework of public security in the Russian Federation. Methodological basis of research is the system approach. The article revealed positive dynamics of indicators of internal Affairs bodies in the Perm region, also identified the problems of their functioning. In conclusion, the proposed approaches to solving identified problems and improving the model of public safety at the regional level.

© Попова А. С., 2017

Key words: public safety, crime, public authorities, effectiveness of public security, Perm region.

В настоящее время главной задачей любого государства является защита прав и свобод граждан. Любое государство стремится к созданию безопасной среды для общества, тем самым создавая модель организации и обеспечения общественной безопасности. Например, пристальное внимание уделяется деятельности органов государственной власти, организующих процесс обеспечения общественной безопасности. Важно понимать, каково их устройство в разрезе государства и отдельных властных уровней (федерального, регионального), каковы их внутрисистемные механизмы и механизмы взаимодействия с обществом. Общество не стоит на месте, и с его развитием растет и преступность, которая, в свою очередь, также меняется. Появляются новые виды преступлений, меняется их специфика. Так, для того чтобы повысить результативность деятельности органов, обеспечивающих общественную безопасность, государству необходимо создать модель обеспечения общественной безопасности, проводить реформирование и мониторинг данной отрасли. Можно сказать, что проблема обеспечения общественной безопасности актуальна в современном обществе. Цель данной статьи - рассмотреть региональный аспект модели обеспечения общественной безопасности Российской Федерации на примере Пермского края. В исследовании сфокусируем внимание на региональном уровне обеспечения общественной безопасности.

Под российской моделью обеспечения общественной безопасности подразумеваем устойчивую совокупность институтов и элементов, а также форм их взаимодействия (см. рис. 1). К модели применяют централизованную модель полицейской системы [10], поствестфальскую модель государственной политики в сфере безопасности и синтез подхода разоружения и конкурентного подхода [11].

Под социальным взаимодействием в модели подразумеваем выражение общественного мнения, мониторинг общественного мнения органами государственной власти (ОГВ) и независимыми организациями, которые изучают общественное мнение, отношения между ОГВ и этими организациями. Функциональное взаимодействие подразумевает связь между ОГВ и их уровнями, соотношение ОГВ и населения, взаимодействие организаций, изучающих общественное мнение. Основные элементы данной модели, которые взаимодействуют между собой, - это, с одной стороны, ОГВ, обеспечивающие общественную безопасность, с другой - все население Российской Федерации.

В качестве органов государственной власти, обеспечивающих общественную безопасность, на федеральном уровне (центральный аппарат управления) выступают Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (ФСНГ РФ). Данные силовые структуры подчинены Президенту Российской Федерации, а их территориальные органы - центральному аппарату1. На региональном уровне осуществляется непосредственное обеспечение общественной безопасности, что стоит в приоритете обеих структур и отражено в феде-

2 3

ральных законах № 3-ФЗ и № 226-ФЗ3. В указе Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 поставлена задача совместного взаимодействия органов внутренних дел (ОВД) и войск национальной гвардии (ВНГ) по обеспечению общественной безопасности4. Следует отметить, что в их взаимодействии полномочия не дублируются.

1 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 дек. 2016 г. № 699 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. 26 дек. Ст. 7614.

2 О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) // Рос. газета. 2011. 8 февр.

3 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Рос. газета. 2016. 6 июля.

4 Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 апр. 2016 г. № 157 (ред. от 30 сент. 2016 г.) // Рос. газета. 2016. 7 апр.

Рис. 1. Модель обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации

На региональном уровне1, в данном случае - в Пермском крае, МВД РФ осуществляет свою деятельность с помощью Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (ГУ МВД РФ по Пермскому краю), которое является региональным (территориальным) ОГВ, наделенным полномочиями в области обеспечения общественной безопасности, функции и полномочия которого дублируют функции и полномочия МВД РФ .

Основными задачами территориальных органов являются:

1) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности на территории Пермского края;

2) управление подчиненными органами и организациями;

3) осуществление социальной и правовой защиты сотрудников ОВД, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД РФ, работников территориального органа, подчиненных органов и организаций, а также членов их семей3.

В структуру ГУ МВД РФ по Пермскому краю входят две составляющие: подразделения ГУ МВД РФ (управления, главные управления, отделы, центры, отряды, тыл, штаб, оперативно-разыскная часть, инспекция) и территориальные отделы полиции (управления, отделы, межмуниципальные отделы). При ГУ МВД РФ по Пермскому краю и подчиненных ему органах внутренних дел действует общественный совет4 - совещательный орган,

1 Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 21 дек. 2016 г.) // Рос. газета. 2011. 2 марта.

Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации...

3 Вопросы организации полиции: указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 (ред. от 7 дек. 2016 г.) // Рос. газета. 2011. 2 марта.

2

4

О полиции.

образованный в целях обеспечения, согласования общественно значимых интересов граждан Пермского края, ОГВ и местного самоуправления, а также общественных объединений, правозащитных, религиозных организаций, профессиональных объединений предпринимателей. В Пермском крае действуют 32 аттестационные комиссии1 (на районном уровне - 23, в структурных подразделениях - восемь, в ГУ МВД России по Пермскому краю - одна), создан координационный совет по взаимодействию с частными охранными организациями и частными детективами [3].

ФСНГ РФ реализует свои полномочия по обеспечению общественной безопасности на региональном уровне2 за счет территориальных подразделений, которые перешли по указу Президента РФ из МВД России: вневедомственной охраны, лицензионно-разреши-тельной службы, специальных отрядов быстрого реагирования, отрядов мобильных особого назначения и авиационных подразделений. По обеспечению общественной безопасности на ВНГ возложено: совместное с ОВД участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции; участие в борьбе с экстремизмом. ФСНГ РФ является военной структурой, и в этом заключается ее главное отличие от МВД РФ, которое представляет правоохранительные органы.

Изменения внешних и внутренних факторов в государстве затрагивают и сферу обеспечения общественной безопасности, поэтому законодательным органам необходимо в кратчайшие сроки реагировать на формирующиеся условия. Так, в октябре 2014 г. в Го -сударственную думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект закона «О муниципальной милиции в Российской Федерации». Предполагали не обратную реорганизацию полиции в милицию, а создание милиции на муниципальном уровне. Новация проекта - глава муниципальной милиции выбирается жителями конкретного города, села, деревни [5], что способствовало бы улучшению результативности работы ОВД, т. к. представитель местного населения в большей степени знает ситуацию на данной территории, и население оказывает такому лицу значительно больше доверия, чем тому, кто приехал со стороны. Итогом стал отказ от муниципальной милиции, причины которого разнообразны. Во-первых, значительные финансовые затраты на создание и обеспечение нового органа, которые не под силу муниципалитетам. Во-вторых, на районном уровне в модели есть должность участкового, который несет службу непосредственно с гражданами, однако, как правило, это один участковый на деревню, село, что не позволяет исполнять его обязанности в полном объеме. Кроме того, возникает конфликт интересов.

Население как элемент модели выступает потребителем услуг безопасности. ОГВ посредством обеспечения общественной безопасности получают обратную связь от граждан - мнение населения. При анализе общественного мнения можно выявить проблемы в деятельности и организации органов, обеспечивающих безопасность общества. В 2011 г. Президент РФ Дмитрий Медведев заговорил о том, что необходимо обратить внимание не на количественные показатели, а на качественные [2]. Причиной этому стала проблема недоверия населения органам внутренних дел.

Проанализировать деятельность ГУ МВД РФ по Пермскому краю можно по результатам его деятельности. Для анализа выбран период с 2010 по 2015 г. - так можно рассмотреть деятельность ГУ МВД РФ по Пермскому краю до реорганизации, во время и после нее. За это время должность начальника ГУ МВД РФ по Пермскому краю занимали несколько персон, что в свою очередь также влияет на деятельность регионального министерства.

1 О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 14 марта 2012 года № 170 (ред. от 29 июля 2016 г.) // Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://на.мвд.рф/upload/site128/document_file/Prikaz_MVD_Rossii_ot_14_03_ 2012_N_170_(red_ot_29_07_2016).pdf (дата обращения: 30.03.2017).

2 Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации...

Согласно данным таблицы 1 зарегистрированные преступления с 2010 г. имеют тенденцию спада, за исключением 2012 г. (+10 %); средний спад составляет 5,3 % за весь период. В 2015 г. наблюдается рост (+12 %), не превышающий показателей 2011 г. Количество таких преступлений, как убийство и покушение на убийство, в период с 2010 по 2015 г. в среднем снизилось на 10,6 %, самый пик спада наблюдается в 2010 г. (-20 %). В 2015 г. по сравнению с 2014 г. число преступлений такого характера увеличилось, но не превысило показатели с 2010 по 2013 г. Случаи умышленного причинения тяжкого вреда здоровью сократились на 9 %, самый большой спад - в 2014 г. (-16 %).

Таблица 1

Общая статистика по числу зарегистрированных преступлений [6]

Преступление 2010 г. Т1, % 2011 г. Т, % 2012 г. Т, % 2013 г. Т, % 2014 г. Т, % 2015 г. Т, %

Зарегистрировано преступле- 73 435 -17 58 394 -20 64 259 10 56 661 -12 51 919 -8 58 231 12

ний - всего

Из них:

убийство и покушение 451 -20 397 -12 365 -8 324 -11 264 -19 280 6

на убийство

умышленное

причинение тяжкого вреда 1 377 -8 1 346 -2 1 210 -10 1 099 -9 923 -16 853 -8

здоровью

изнасилование

и покушение на 171 -17 159 -7 166 4 166 0 121 -27 115 -5

изнасилование

разбой 726 -21 485 -33 435 -10 373 -14 239 -36 249 4

грабеж 6 781 -27 4 054 -40 3 680 -9 2 503 -32 1 787 -29 1 412 -21

кража 35 180 -13 26 160 -26 28 298 8 25 122 -11 21 754 -13 24 508 12

незаконный

оборот нарко- 3 348 -6 3 126 -7 4 416 41 4 261 -3 4 942 15 4 245 -15

тиков

хулиганство 110 -49 85 -23 115 35 82 -29 66 -20 48 -28

нарушение ПДД2 596 -5 606 2 702 15 734 5 612 -17 542 -12

нарушение ПДД, повлек- 212 -12 242 14 286 18 297 4 200 -33 206 3

шее смерть3

взяточничество 151 -64 298 97 230 -23 267 16 427 59 284 -34

Уровень преступлений, связанных с изнасилованием и покушением на изнасилование, также понизился (-11 %), однако в 2012 г. показатель вырос на 4 %, эта тенденция сохранялась и в 2013 г. В 2014 г. данный показатель снизился и в тот же момент достиг высшего спада (-27 %) за весь период.

Разбой, грабеж и кражи рассмотрим в совокупности, т. к. они отличаются лишь методом совершения преступления. Для всех трех преступлений уровень преступности снижается (-8 %, -26 %, -7 % соответственно). Стоит обратить внимание на кражи: в 2012 г.

1 Темпы роста (спада) преступлений по сравнению с предыдущим годом.

2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

3 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, двух или более лиц.

показатель вырос на 8 %, а спад является самым низким. Пик спада разбоев, грабежей, краж произошел в 2011 г. (-33 %, -40 %, -26 %). В данной группе наиболее часто совершаемые преступления - кражи. В 2015 г. число разбоев и краж увеличилось на 4 % и 12 % соответственно.

Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в среднем выросло на 4 %, хотя был замечен значительный рост в 2012 г. (+41 %) и 2014 г. (+15 %). В остальные года показатели снижались, но спад этот был незначительный (-7 %, -3 %), кроме 2015 г. (-15 %).

Что касается хулиганства, то процент снижения таких преступлений колеблется от 20 до 49 %, в итоге средний спад за период с 2010 по 2015 г. составил 19 %. В 2012 г. показатель возрос на 35 % по сравнению с 2011 г.

Число правонарушений в области дорожного движения росло с 2011 по 2013 г., и только к 2014 г. данный показатель снизился. Средний темп дорожно-транспортных происшествий, повлекших смерть человека, двух или более лиц, имеет положительную динамику (-1 %).

В преступлениях связанных со взяточничеством, нельзя увидеть явного роста или спада, но средний процент показателя увеличился на 7 % с 2010 по 2015 г.

В целом, по мнению бывшего начальника пермского ГУ МВД Юрия Валяева, причин повышения уровня преступности несколько. Во-первых, 2012 г. был первым после реформы полиции. В рамках этой реформы был сокращен штат сотрудников, однако сформировалась проблема недостаточности человеческого ресурса, повысилась нагрузка на сотрудников. Во-вторых, возможной причиной послужила амплитуда динамики преступности. По наблюдениям ученых, устойчивая тенденция может существовать не более четырех лет. В Пермском крае преступность снижалась с 2005 по 2011 г., поэтому в 2012 г. мы наблюдаем повышение уровня преступлений, а далее, в 2015 г., - рост, который может быть связан с экономическим кризисом 2014 г. [8].

Согласно данным таблицы 2 мужчины совершают преступлений на 21 % больше, чем женщины, т. к. по своей природе мужчины наиболее склонны к преступности. Виден также спад мужской преступности в среднем на 4,5 %, чего нельзя сказать про женскую преступность, рост которой фиксируется последние четыре года. В среднем с 2010 по 2015 г. число преступлений, совершенных женщинами, снизилось на 3 %. Стоит отметить, что женская преступность резко не изменяет свои показатели, а держится приблизительно на одном уровне.

Наибольшее число преступлений совершено лицами в возрасте от 30 до 49 лет. Кроме того, в 2012-2013 гг. преступность в данной возрастной группе выросла на 3 %, а средний темп спада составил 4 %. Несовершеннолетние совершают преступления реже, чем лица других возрастных групп. Количество преступлений, которые совершили лица, не достигшие 18 лет, с 2010 по 2015 г. в среднем сократилось на 8 %, однако в 2013 и 2015 г. показатель возрос на 6 % по сравнению с 2012 и 2014 гг. В возрастной группе от 18 до 24 лет количество преступлений выше, но наблюдается тенденция спада (-9,5 %). Примерно на том же уровне держатся показатели преступности в группе от 25 до 29 лет. Средний темп спада здесь составляет 9 %, и лишь в 2012 и 2015 г. число преступлений выросло (3 % и 5 % соответственно). В 50 лет и старше преступления совершают чуть чаще, чем несовершеннолетние: в среднем темп спада преступности незначителен (-1 %), но в 2012 и 2013 гг. наблюдается рост числа преступлений (+4 % и +9 % соответственно).

Среди граждан Пермского края лица без постоянного источника дохода совершают преступления чаще, чем учащиеся и рабочие. Следует отметить, что в период с 2011 по 2015 г. наблюдается увеличение числа преступлений в среднем на 2,3 %, а пиковый рост

приходится на 2015 г. (+10 %). Число преступлений среди лиц, занятых процессом обучения, имеет средний темп спада на 2 %, однако в 2011 и 2015 гг., по сравнению с 2010 и 2014 гг., показатель преступлений повысился на 15 % и 8 % соответственно. Нужно обратить внимание на то, что число лиц без постоянного источника дохода в период с 2010 по 2015 г. заметно сократилось (-22 %). Таким образом, рассмотрев статистику преступлений по половому, возрастному составу лиц, совершивших преступления, и по виду их занятий, можно сказать, что во всех случаях наблюдается среднегодовой темп спада преступности, который колеблется от 1 % до 10 %, за исключением группы рабочих и служащих.

Таблица 2

Общая статистика по составу лиц, совершивших преступления (по полу, возрасту и виду занятий)

Лица 2010 г. Т, % 2011 г. Т, % 2012 г. Т, % 2013 г. Т, % 2014 г. Т, % 2015 г. Т, %

Всего 30 072 -11,0 26 971 -10,0 26 583 -1,0 26 134 -2,0 24 554 -6,0 25 990 5,0

Из них по полу:

мужчины 24 904 -11,0 22 532 -10,0 22 111 -2,0 21 401 -3,0 19 712 -8,0 21 106 7,0

женщины 5 168 -12,0 4 439 -14,0 4 472 1,0 4 733 6,0 4 842 2,0 4 884 0,8

Из них по возрасту:

несовершеннолетние 2 195 -18,0 2 100 -4,0 1 846 -12,0 1 964 6,0 1 739 -11,0 1 835 6,0

18-24 лет 7 520 -13,0 6 857 -9,0 6 285 -8,0 5 785 -8,0 4 937 -15,0 4 787 -4,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25-29 лет 6 162 -15,0 5 137 -17,0 5 273 3,0 4 895 -7,0 4 598 -7,0 4 832 5,0

30-49 лет 12 017 -8,0 10 907 -9,0 11 132 2,0 11 257 1,0 11 216 -1,0 12 117 8,0

50 лет и старше 2 174 -7,0 1 970 -9,0 2 045 4,0 2 233 9,0 2 064 -8,0 2 419 7,0

Из них по виду занятий:

рабочие и служащие 5 872 -3,0 5 872 0 5 916 0,7 6 291 6,0 6 309 0,2 6 972 10,0

учащиеся 1 748 -16,0 2 011 15,0 1 886 -6,0 1 887 0 1 633 -14,0 1 775 8,0

лица без

постоянного источни- 19 924 -10,0 17 450 -12,0 17 198 -1,0 16 191 -6,0 14 762 -9,0 15 570 5,0

ка дохода

Результативность деятельности ГУ МВД РФ по Пермскому краю позволяет проанализировать показатели края в рейтинге регионов РФ по уровню преступности. В 2010 г. регион занимал шестое место, в 2011 г. - тринадцатое, в 2012 г. - восьмое, 2013 г. - девятое, 2014 г. - двенадцатое, 2015 г. - десятое, 2016 г. - одиннадцатое [7]. Чем выше место, тем больше преступлений было совершено в регионе. Из этого делаем вывод: самый результативный год - 2011, провальным оказался 2010 г.

Таким образом, анализ деятельности ГУ МВД РФ по Пермскому краю позволяет выявить как положительную, так и отрицательную динамику работы министерства. С точки зрения эффективности работы ОВД с 2010 по 2014 г. наблюдаем снижение роста преступности по всем показателям, за исключением преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Обратную ситуацию наблюдаем в 2015 г.: возросло общее число преступлений, и лишь 50 % из них имели тенденцию спада. В 2016 г., по словам начальника ГУ МВД России по Пермскому краю, было зарегистрировано порядка 50 тыс. преступлений [4], что меньше показателей 2015 г. Следовательно, наблюдается положительная динамика. Что касается общественного мнения, то население относится к деятельности правоох-

ранительных органов скорее нейтрально, чем не доверяет им [9]. Граждане Пермского края считают, что ОВД обеспечивают общественную безопасность, т. е. выполняют одну из главных задач министерства. Но немалая доля опрошенных не оказывают доверия правоохранительным органам, а отмечают, что они не справляются с обязанностями [1]. Однако преимущественная часть населения региона удовлетворена деятельностью региональных ОВД.

Рассмотрев российскую модель обеспечения общественной безопасности на региональном уровне, мы пришли к выводу, что в этой сфере сложилась сбалансированная организованная система. Однако остается проблема обеспечения общественной безопасности на районном уровне, а именно - нехватка человеческого ресурса. Проблема нехватки кадров обусловлена систематическим сокращением в рядах ОВД в связи с уменьшением расходов на МВД России в целом. Ознакомившись со статистическими данными, можно говорить, что деятельность ГУ МВД РФ по Пермскому краю имеет положительную динамику, нацелена на то, чтобы добиться еще больших результатов. Однако следует учитывать внешние факторы, которые влияют на преступность, в данном случае это экономический кризис и политическая обстановка в стране. Кроме того, нельзя не учитывать такой объективно существующий фактор, как амплитуда динамики преступлений. Следует вплотную работать с населением путем его привлечения к деятельности полиции через образование народных дружин и других форм объединений граждан.

Библиографический список

1. Бурко В. А., Мальцев О. А. Оценка населением Пермского края работы полиции [Электронный ресурс] // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 4 (30). С. 20-32. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-naseleniem-permskogo-kraya-raboty-politsii (дата обращения: 27.03.2017).

2. Зуева О. В., Васильева Е. Н. Общественное мнение о деятельности полиции: практика исследования [Электронный ресурс] // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014. № 1. С. 52-58. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-mnenie-o-deyatelnosti-politsii-praktika-issledovaniya (дата обращения: 06.03.2017).

3. Координационные и совещательные органы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю // Главное управление МВД России по Пермскому краю: офиц. сайт. URL: https://59.mvd.ru/gumvd/Koordinacionnie_i_soveshhatelnie_organi (дата обращения: 27.03.2017).

4. Москвин А. Замечания есть // Деловой интерфейс. 2017. № 9 (226). С. 3.

5. Петров И. Шерифа зовут на выход [Электронный ресурс] // Российская газета - федеральный выпуск. 2014. № 6507 (235). URL: http://rg.ru/2014/10/14/milizia-site.html (дата обращения: 06.03.2017).

6. Правонарушения [Электронный ресурс] // Российский статистический ежегодник. 2016: стат. сб. / Росстат. М., 2016. С. 259-266. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 27.03.2017).

7. Рейтинг регионов // Информационно-аналитический портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации: [сайт]. URL: http://crimestat.ru/offenses_rate (дата обращения: 27.03.2017).

8. Суворова И. Преступность выросла на 10 процентов // Российская газета: [сайт]. 2013. 18 янв. URL: http://www.rg.ru/printable/2013/01/18/reg-pfo/perm-valyaev.html (дата обращения: 27.03.2017).

9. Титаренко А. П. Общественное доверие к полиции как фактор, способствующий индивидуальной профилактической работе с гражданами // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 167-170. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-doverie-k-politsii-kak-faktor-sposobstvuyuschiy-individualnoy-profilakticheskoy-rabote-s-grazhdanami (дата обращения: 27.03.2017).

10. Три модели охраны правопорядка // Экспресс-информация. Акад. МВД России. 1994. № 1.

11. Чмыхало А. Ю. Социальная безопасность Томск: Изд-во ТПУ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.