О. Р. Хасбулатов
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ - ЧЛЕНАХ ЕВРОСОЮЗА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
В статье анализируются актуальные вопросы современной региональной политики, показаны основные ее течения. Анализ осуществлен на примере стран ЕС. Главные идеи и факты, приводимые в статье, могут быть полезными при разработке региональной политики в РФ.
Успехи в экономическом развитии Западной Европы во многом достигались благодаря активной роли государства. При этом усиление роли государства происходило на всех стадиях процесса воспроизводства (производства, распределения, обращения и потребления). Государственное регулирование в той или иной форме, даже в настоящее время, осуществляется как на микро-, так и на макроуровне. При этом главной задачей государственной политики является макроэкономическое регулирование на национальном уровне, а в Евросоюзе - и на международном наднациональном уровне.
Макроэкономическое регулирование в Европе во второй половине XX в. претерпело значительные изменения. В условиях углубления интеграционных процессов в Европе происходит унификация используемого инструментария государственного регулирования и механизмов политики хозяйственного порядка в рамках формирующегося европейского хозяйственного пространства. Это относится как к экономическому ядру (Германия, Франция, Великобритания и Италия), так и к другим группам государств (Бенилюкс). Четверка экономического ядра образует, по выражению В. Н. Шенаева, своеобразное гравитационное поле, постепенно вовлекающее в свою орбиту народнохозяйственные комплексы других европейских стран [3. С. 144].
В ХХ1 в. национальное регулирование все больше отступает на второй план. Приоритет получает наднациональный уровень, в первую очередь в сфере денежно-кредитной, налоговой и конкурентной политики. Когда в 1957 г. шесть стран Западной Европы (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) заключили Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), или Общего рынка, эти страны (за исключением крошечного Люксембурга) характеризовались сильнейшими структурными и региональными диспропорциями (и противоречиями). Ни одна страна не отличалась равномерностью промышленного развития и размещения производительных сил (факторов производства). Аграрный сектор преобладал на обширных территориях Франции, Италии, Западной Германии. Промышленные зоны базировались на их традиционности с преобладанием металлургии, угольной и горно-перерабатывающей промышленности. Слабыми были секторы обслуживания и современного машиностроения (они лишь начинали развиваться).
Одной из главных целей политики стран ЕЭС в начальный период развития было уменьшение неравенства условий жизни людей через устранение диспропорций в депрессивных регионах.
В 70-80-е гг. ХХ в. происходил процесс структурного выравнивания стран Общего рынка по сравнению с исходным уровнем развития (1953-1956). При этом возросло значение международного разделения труда, специализации, конкурентоспособности на общем западноевропейском пространстве. Конкуренция из межфирменного соперничества переросла в глобальную конкуренцию национальных экономик и их корпораций.
Следует отметить, что за 15 лет существования ЕЭС (до начала 1970-х гг., когда началось его расширение) оно добилось выдающихся успехов в решении не только структурных, но и региональных противоречий. На начальном этапе в этих целях использовались наднациональные механизмы таких крупных международных корпораций, как Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). В результате было обеспечено оптимальное размещение их предприятий на всей территории стран Сообщества, а также произведена их структурная реорганизация. Предприятия этих корпораций были нацелены на постоянный поиск и ведение НИОКР. Они, с одной стороны, послужили локомотивом для «вытягивания» других основных отраслей промышленности стран ЕЭС на новый уровень, а с другой - способствовали приобретению опыта наднационального регулирования хозяйственной деятельности в масштабе множества стран.
Кейнсианское регулирование, которое доминировало в тот период как методологическая база экономической политики, давало широкие возможности для активного участия государства как на национальном и международном, так и на уровнях провинций (земель, областей). Оно позволило обеспечить соединение общей макроэкономической и региональной политики в единую систему.
Задачи решения социального неравенства были подтверждены Маастрихтским договором, когда ЕЭС было преобразовано в Европейский союз. Отметим, что необходимость сглаживания региональных диспропорций рассматривается и ныне как одно из важнейших условий оптимизации экономического развития Евросоюза.
Межрегиональные диспропорции на территории ЕС в настоящее время все еще велики. Речь идет о численности населения и его плотности, ресурсно-производственном потенциале, развитости различных секторов хозяйства и инфраструктуры, показателях уровня безработицы и т. д. Расширение ЕС на восток сделало эти диспропорции еще более острыми, чреватыми серьезными последствиями.
В этом контексте одной из основных составляющих региональной политики в ЕС становится поиск механизмов и путей смягчения этих диспропорций.
Важнейшими структурными институтами реализации региональной политики ЕС являются международные фонды и программы. Фонды ЕС были созданы для выполнения трех задач: 1) способствовать развитию отсталых регионов; 2) поддерживать экономические и социальные преобразования об-
ластей, испытывающих структурные затруднения; 3) поддерживать адаптацию и модернизацию стратегий и систем образования, обучения и занятости. Фонды финансируют любые инвестиции, стимулирующие рост. Хотя приоритеты программ в их широком понимании определяются совместно с Комиссией Европейского союза, выбор мер и практических проектов является исключительной компетенцией стран-членов и регионов. Специалисты считают, что структурные фонды ЕС могут стать примером для России, поскольку они направлены на рост, конкуренцию и структурные изменения, частично финансируются национальным правительством на основе определенных критериев соответствия, устанавливаемых центральным органом, а также в своей работе используют элементы децентрализации.
Структурный фонд ЕС имеет четыре источника финансирования:
- Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), основная задача которого состоит в том, чтобы продвигать экономическую и социальную слаженность с Европейским союзом на основе уменьшения дисбаланса среди регионов или социальных групп. Он финансирует производственные инвестиции, инфраструктуру и развитие малых предприятий в регионах;
- Европейский социальный фонд (ЕСФ) - главный финансовый инструмент, позволяющий Союзу реализовывать стратегические задачи политики занятости (образовательные системы, профессиональное обучение и оказание помощи в наборе персонала);
- Европейский фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства, который способствует структурной реформе сельскохозяйственного сектора и развитию сельских регионов;
- Финансовый инструмент ориентации рыболовства - это специальный фонд для структурного реформирования сектора рыбного хозяйства.
Вступление в ЕС новых восточноевропейских стран и расширение Евросоюза до 27 членов в громадной степени усложнило решение региональных проблем. Это требует разработки новых программ с использованием иных подходов, поскольку и задачи выдвинулись другого, более сложного порядка. Поэтому в настоящее время в институтах ЕС наблюдается процесс своеобразного обновления арсенала неокейнсианского регулирования в сочетании с монетарным подходом. В частности, структурная политика, осуществляющаяся в Польше по программам ЕС, делала акцент на активном государственном экономическом вмешательстве (например, реструктуризация силезских шахт, реформы в сельском хозяйстве и др.).
Важнейшим агрегированным показателем, позволяющим оценить степень социально-экономической дифференциации стран и регионов, является валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Степень дифференциации по данному показателю между странами Евросоюза ниже, чем между регионами. Кроме того, большой разброс уровней развития существует не только между регионами, принадлежащими разным странам, но и в рамках отдельных государств, как бедных, так и богатых.
Центральным вопросом при разработке региональной политики является определение проблемных регионов, которым необходимо оказывать помощь и куда следует направлять средства в рамках региональных программ
развития. При выборе таких районов страны - члены ЕС должны получить одобрение Директората по политике рыночных отношений в странах ЕС. Сегодня особое внимание уделяется следующим условиям:
— методология определения района должна быть ясной и объективной, что позволит комиссии Директората оценить ее качества;
— используемые показатели должны быть объективными, существенными и полученными из надежных статистических источников;
— политика должна осуществляться в отношении соответствующих целостных территориальных единиц.
Показатели, используемые в странах ЕС в качестве критериев выбора районов, которым оказывается поддержка, группируются в рамках шести крупных категорий: уровень безработицы, ВВП на душу населения, структура промышленности, перспективы экономического развития, демографические показатели и местоположение.
В таких странах, как Бельгия, Дания, Франция, Германия, Нидерланды и Соединенное Королевство Великобритании, существенное внимание при выборе регионов традиционно уделяется фактору безработицы. В менее развитых странах ЕС больший акцент делается на ВВП на душу населения (частично в силу того, что статистические показатели безработицы в этих странах могут оказаться недостаточно достоверными в связи с неполной занятостью и высоким уровнем миграции населения). Остальные критерии играют меньшую роль в системе определения регионов. При этом обращается внимание на то, что удаленность от рынков сбыта, состояние на рынке труда и климатические условия являются важными для Скандинавских стран.
Важную роль в определении районов оказания помощи и самой организации помощи региональному развитию играет Европейская Комиссия ООН. В частности, ЕК задолго до присоединения новых 12 стран - членов ЕС вела исследование этих стран, а также финансировала целый ряд интеграционных проектов, связанных с их вступлением в ЕС (научные разработки проблем по вопросам институтов и их реформирования, изучение отсталых регионов, особенно в Польше, Румынии и Болгарии, и др.).
Список литературы
1. Гоффе Н. Социальная составляющая экономического развития // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 5.
2. Кулькова В. Ю. Направления развития региональных теорий в контексте исследования различий социально-экономического развития территории // Региональная экономика. Теория и практика. 2006. № 11.
3. Шенаев В. Н. Экономические и социальные процессы в странах Европы // Европа: вчера, сегодня, завтра / Ответ. ред. и рук. авт. колл. акад. РАН В. П. Шмелев. М., 2002.