Научная статья на тему 'Формирование региональной политики на уровне Европейского Союза'

Формирование региональной политики на уровне Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1925
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СТРУКТУРНЫЙ ФОНД / ПРОБЛЕМНЫЙ РЕГИОН / МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРИНЦИП И ЦЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / МЕТОД РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Решиев С.С.

Исследуется характер формирования региональной политики на уровне Европейского Союза (ЕС). Определены и проанализированы этапы развития региональной политики, приоритетные цели структурных фондов ЕС, типы проблемных регионов, межгосударственные программы, основные политические принципы региональной политики. Особое внимание акцентируется на экономических методах стимулирования регионального развития, применяемых в странах ЕС, которые можно применять и в российской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной политики на уровне Европейского Союза»

40 (175) - 2010

ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НАУРОВНЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

С. С. РЕШИЕВ, кандидат экономических наук,доцент, начальникотдела экономического и бюджетного планированиядепартамента отраслевой политики Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики E-mail: budgetdepchech@mail.ru

Исследуется характер формирования региональной политики на уровне Европейского Союза (ЕС). Определены и проанализированы этапы развития региональной политики, приоритетные цели структурных фондов ЕС, типы проблемных регионов, межгосударственные программы, основные политические принципы региональной политики. Особое внимание акцентируется на экономических методах стимулирования регионального развития, применяемых в странах ЕС, которые можно применять и в российской практике.

Ключевые слова: Европейский Союз, структурный фонд, проблемный регион, межгосударственная программа, принцип и цель региональной политики, метод регионального развития.

Римский договор 1957г. о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) содержал две явные региональные компоненты, имевшие отношение к транспорту и сельскому хозяйству. Обе имели очевидные пространственные составляющие. Затем региональное измерение общеевропейской политики стало более явным, поскольку эта политика начала охватывать и социальные меры, что вызвало потребность в создании механизмов для пространственного перераспределения ресурсов.

Вообще укрепление экономического единства ЕЭС и обеспечение его гармоничного развития числились среди главных целей Римского договора, который, однако, не содержал никакого

обеспечения, касающегося активной региональной политики.

Потребовалось несколько лет, чтобы на уровне ЕЭС началось исследование региональных проблем и получил развитие целый диапазон мер по сокращению межнациональных и межрегиональных экономических различий. Для реализации сельскохозяйственной, структурной, социальной и региональной политик появилось собственное финансирование. Это дало свои результаты: в 1958—1968 гг. региональные различия в доходах надушу населения уменьшились во всех государствах — членах тогдашнего ЕЭС, сохранялись лишь в Италии.

В дополнение к общей политике на уровне ЕЭС отдельные страны-члены проявили высокую активность в развитии их собственной региональной политики.

Региональная экономическая политика на уровне ЕЭС формировалась постепенно: сначала национальные правительства проводили собственную региональную политику, но разработка некоторых составляющих общей политики становилась все более сложной (по сути, невозможной) без реализации ее элементов на региональном уровне.

Тем не менее в 1960—1970 гг. вопреки ожиданиям территориальные диспропорции внутри ЕЭС лишь усилились, что было связано как с неблагоприятной экономической конъюнктурой и обострением конкуренции, так и вступлением в

ЕЭС новых, относительно менее развитых стран. Это побудило начать разработку в конце 1960-х гг. полноценной долгосрочной концепции региональной политики ЕЭС.

После соответствующего решения ЕЭС от 15.04.1964 региональная политика стала составной частью его среднесрочной экономической политики. Первая среднесрочная программа (1966—1970), одобренная Европейским советом в 1967 г., содержала специальную главу, посвященную региональной политике.

Следующим шагом на пути развития региональной политики стала Третья среднесрочная программа экономической политики, принятая Европейским советом 08.02.1971. Среди прочего эта программа включала в себя два главных пункта:

• лучшую координацию национальной региональной политики и региональных потребностей для того, чтобы при проведении национальной политики страны — члены ЕЭС принимали во внимание позицию всего ЕЭС; это должно было отражаться в структуре ее направлений;

• ответственность всего ЕЭС за региональное развитие входящих в него стран.

Этапы развития региональной политики ЕЭС/ ЕС приведены в табл. 1.

Этапы развития регион

Комитет по региональной политике при Совете Министров ЕЭС (решение о создании его было принято в 1972 г.) и Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), действующие в рамках бюджета ЕЭС, начали свою работу в 1975 г. Основной задачей ЕФРР стало предоставление субсидий при инвестициях в экономику отсталых районов, способствующих повышению занятости населения. Субсидии могли составлять до 20% инвестиций, но не более 50% помощи, оказываемой по данному проекту национальным правительством. Кроме того, за счет средств ЕФРР предусматривалось поощрение капиталовложений в развитие инфраструктуры.

Накануне истечения трехлетнего срока (своего рода испытательного) функционирования ЕФРР 03.06.1977 Комиссия европейских сообществ представила свои соображения и выводы.

В феврале 1979 г. Европейский совет принял окончательные рекомендации по принципам проведения региональной политики в рамках ЕЭС.

Резолюция Европейского совета от 06.02.1979, в частности, предполагала, что Комиссия европейских сообществ должна готовить периодически сообщения относительно результатов социально-экономических достижений в регионах стран ЕЭС и на их основании предлагать рекомендации и приоритетные направления работы.

Таблица 1

,ной политики ЕЭС/ЕС

Этап Региональные проблемы Пути решения региональных проблем Цели и задачи региональной политики Результат

1958 - 1963 гг. Межрегиональные экономические различия Совершенствование сельскохозяйственной политики, структурной политики, социальной политики, региональная политика Сокращение межрегиональных различий Региональные различия в доходах на душу населения уменьшились практически во всех государствах — членах ЕЭС

1966 - 1970 гг. Усиление территориальных диспропорций внутри ЕЭС Выполнение среднесрочной программы (1966—1970), долгосрочной концепции региональной политики ЕЭС Сокращение территориальных диспропорций внутри ЕЭС Неравномерное сокращение территориальных диспропорций внутри ЕЭС

1975 - 1988 гг. Финансирование мероприятий региональной политики Финансирование мероприятий региональной политики из нескольких структурных фондов, определение получающими странами направления расходования выделяемых средств, создание Комитета по региональной политике при Совете Министров ЕЭС и Европейском фонде регионального развития (ЕФРР) Сокращение межрегиональных различий, повышение занятости в отсталых районах, развитие инфраструктуры отсталых районов Значительное сокращение межрегиональных различий

С 1989 г. Осуществление самостоятельного регулирования территориального развития на уровне ЕЭС/ЕС Объединение в одном фонде всех выделяемых средств на территориальное развитие на уровне ЕЭС/ЕС Сокращение межрегиональных различий Прекращение нарастания территориальных диспропорций в развитии в рамках Европейского Союза

На реализацию региональной политики стали выделять средства наряду с ЕФРР из других структурных фондов ЕЭС. Так, в 1981—1989 гг. особой статьей финансирования стала поддержка французских и итальянских регионов, пострадавших от вступления в ЕЭС Испании и Португалии.

В 1980-егг. региональная политика ЕЭС в основном сводилась к грантам и в некоторой степени к трудовой субсидии. Ж. Делор, тогдашний председатель Комиссии европейских сообществ (КЕС), критически относился к последним мерам, поскольку они искусственно сокращали стоимость труда и капитала в регионе, а также вошли в противоречие с задачами повышения конкурентоспособности ЕЭС. Ж. Делор отстаивал меры, которые бы не искажали действия рыночных сил, в частности, предлагал помощь в развитии инфраструктуры и поддержку местного предпринимательства.

Постепенно регулирование территориального развития становилось все более важным направлением сотрудничества в рамках ЕЭС, к концу 1980-хгг. значение общеевропейского уровня регулирования стало сопоставимым с национальным. К этому же времени прекратилось нарастание территориальных диспропорций в развитии в рамках ЕЭС/ЕС.

В 1987—1993 гг. структурные фонды увеличились вдвое в реальном выражении. Отстающим был определен такой регион, чей валовой национальный продукт (ВНП) находится ниже 25 % среднего уровня по ЕЭС (с 1993 г. - ЕС).

Приоритетные цели структурных фондов ЕС в 1994—1999 гг. показаны нарисунке.

Такие регионы охватывают всю Ирландию,

Приоритетные цели структурных фондов ЕС в 1994-1999 гг.

Структурная корректировка регионов, отстающих в развитии

Экономическая конверсия отклоненных промышленных зон (областей)

Предотвращение исключения из трудового рынка молодых людей, начинающих трудовую жизнь

Корректировка сельского хозяйства и структуры рыбной ловли

Экономическая диверсификация слабых сельских районов

Цели структурных фондов ЕС в 1994—1999гг. (алгоритм разработан автором статьи)

Грецию и Португалию, 58 % территории Испании, 36% — Италии, 3% — Великобритании, Франции и «новых земель» Германии. В таких регионах проживает 21% всего населения ЕС. В 1983—1993 гг. отстающим регионам были направлены 60 % фондов. Общая помощь составила 1,2% от совокупного ВНП регионов в 1989 г. и увеличилась до 1,6 %в 1993 г. Эти трансферты ЕЭС в течение того же периода составляли от 3 до 5 % от ВНП Греции, Ирландии и Португалии, и приблизительно от 3 до 7 %отих совокупных инвестиций.

ЕЭС, преобразованный в ЕС, требует значительного укрепления солидарности между странами-членами и, как следствие, развития структурной политики. Подписание Маастрихтского договора в декабре 1991г. дало развитию европейской экономики новое измерение. Сам успех новой масштабной цели мог быть подорван сохранением чрезмерных экономических и социальных различий между государствами-членами. Кроме того, ст. 2 Маастрихтского договора провозглашает содействие экономическому и социальному единству одним из необходимых условий для успеха деятельности всего ЕС.

Поэтому протокол об экономическом и социальном единстве к Маастрихтскому договору устанавливает, что «финансовые взносы ЕС будут осуществляться в пользу государств — членов Союза» с величиной ВНП надушу населения меньшей, чем 90 % от средней величины по всему ЕС.

В соответствии с этими критериями четыре государства — члена ЕС: Испания, Португалия, Греция и Ирландия с общим населением почти 63 млн чел. (или почти пятая часть населения ЕС) получают помощь от Фонда единства.

В частности, ст. 130 устанавливает, что Фонд единства обеспечивает «финансовое содействие проектам в области окружающей среды и трансъевропейских сетей в области транспортной инфраструктуры» — т. е. проектам в областях, где любое сокращение общественных инвестиций из-за строгой бюджетной дисциплины было бы чрезвычайно разрушительно. Страны, получа-

Адаптация рабочих к индустриальным изменениям и к изменениям в производственных системах

Структурная корректировка регионов с чрезвычайно низкой плотностью населения

ющие помощь, должны дать согласие не сокращать их собственные инвестиции в транспортную инфраструктуру и защиту окружающей среды.

С 1989г. региональная политика ЕЭС/ЕС проводится на новых принципах. Все финансовые ресурсы объединены в одном структурном фонде, при этом к 1993 г. их величина выросла вдвое по сравнению с 1987 г.

Кардинально изменены и принципы финансирования — произошел отказ от всех ранее существовавших региональных программ, кроме межгосударственных, и осуществлен переход к «индикативному методу» предоставления ресурсов в зависимости от принадлежности района к той или иной группе «проблемных территорий». При этом цели региональной политики все больше сочетаются с задачами проведения общей экономической политики в рамках ЕС. Усилилась и координация национального регулирования территориального развития между странами — членами ЕС.

В последнее время в ЕС различают семь типов проблемных регионов (табл. 2), выделяемых в региональной политике ЕС.

Начиная с создания ЕЭС/ЕС, цели региональной политики объединения были сформулированы и нашли отражение в официальных документах:

• в первом сообщении Европейской комиссии по региональной экономической политике ЕЭС, 1965;

• в предложении Европейской комиссии Совету Европы, 1969;

• в рекомендациях для реализации региональной политики ЕЭС, заявленных в сообщении Thomson, 1973;

• вновыхрекомендациях,1977;

• в рекомендациях и приоритетах, основанных на первом и втором периодическом сообщениях. Цели, сформулированные в этих документах,

были всегда общие, например, определенные в

документе «Региональная политика Сообщества —

новыерекомендации» (1977):

• решать существующие региональные проблемы, которые обнаруживаются и в регионах, традиционно менее развитых, и в тех, которые вовлечены в процесс индустриального или сельскохозяйственного преобразования (reconversion);

• предотвращать новые региональные дисбалансы, являющиеся результатом изменения в мировых экономических структурах или следствием мер, применяемых ЕЭС в пределах его собственных границ.

Таблица 2

; регионов в ЕС

Hin проблемного региона Характеристика Общая черта регионов Ншичные регионы

1. Периферийный Преимущественно сельскохозяйственная направленность Слаборазвитость в широком смысле Южная Италия, Ирландия, большинство регионов Испании, Португалии и Греции. Австрия и северная часть Финляндии также могут быть отнесены к этой группе

2. Сельскохозяйственный Отличается от регионов первой группы тем, что он не периферийный Регионы данного типа не так удалены от крупных городских центров, как регионы первой группы Schleswig-Holstein в Германии и Север Нидерландов

3. Депрессивный Преимущественно угольная и текстильная направленность Глубокий спад экономической активности Юг Уэльса, Север Англии и Wallonie в Бельгии

4. Особыйтип Осложненные условия Эти регионы отличались абсолютно иной экономической системой Новые земли Германии (прежняя Восточная Германия)

5. Пограничный Недостаточная координация инфраструктуры (автомобильные, железные дороги, каналы и т.д.) Недостаточная координация инфраструктуры с обеих сторон границы Таких регионов множество в ГС

6. С очень низкой плотностью населения Плотность населения менее 8 чел. на 1 км2 Чрезвычайно низкая плотность населения Северные регионы Швеции и Финляндии

7. «Регион большого города» Сверхурбанизация мегаполисов Резкое обострение социальных, экономических и экологических проблем Мегаполисы Великобритании, Германии, Франции и других стран ГС

Термин «цели» не используется в первом периодическом сообщении (1981). Сообщение Европейской комиссии Совету Европы, основанное на первом периодическом сообщении, содержит заголовок «Рекомендации и приоритеты новой региональной политики».

Предложенные в сообщении Европейской комиссии семь рекомендаций и приоритетов приведены в табл. 3.

Второе периодическое сообщение открывается напоминанием целей региональной политики. Подчеркнуты три главные цели:

1) региональная политика ЕЭС должна способствовать достижению более высокой степени сближения между государствами ЕЭС, более сбалансированному экономическому развитию в пределах ЕЭС, сокращению региональных различий, особенно в уровнях безработицы и основных показателях производства;

2) Комиссия европейских сообществ рассматривает региональное развитие и структурные изменения в экономике менее развитых реги-

Рекомендации и приоритеты

онов наряду с преобразованием индустриально развитых регионов;

3) активизация использования местного потенциала роста менее развитых регионов. Мероприятия структурного фонда начиная с

1989 г. ориентированы на реализацию следующих

целей:

1) подъем слаборазвитых районов—регионов так называемой 2-й ступени, где ВВП надушу населения меньше 75 % от среднего по ЕЭС/ЕС, или отнесенных к таковым по неформальным критериям; на реализацию этой цели выделяется 2/3 средств структурного фонда;

2) структурная перестройка в депрессивных районах—регионах так называемой 3-й ступени, где за последние 3 года доля безработных, появившихся вследствие сокращения занятости в промышленности, превышает среднюю величину по ЕЭС/ЕС. Доля промышленных рабочих за длительный период превышает среднюю величину по ЕЭС/ЕС, потеря рабочих мест за последние 3 года серьезно обостряет проблемы

Таблица 3

>вой региональной политики

Рекомендации и приоритеты Региональные проблемы Меры региональной политики

1. Высшим приоритетом региональной политики объявлено создание новых рабочих мест Долгосрочная безработица в отдельных странах ЕЭС Поощрение трудоемких работ, основанных на современной технологии, а также производства услуг

2. Повышение производительности в более слабых регионах ЕЭС Возрастающее расхождение в уровнях производительности Совершенствование методов управления, улучшение делового климата, повышение квалификации работников, инвестиции в инфраструктуру, передача технологий

3. Использование местного потенциала развития Максимальное освобождение и использование потенциала роста менее развитых регионов Принятие программ регионального развития, включающих такие формы и направления, которые бы подходили для решения социально-экономических проблем менее развитых регионов

4. Концентрация ресурсов в регионах с серьезными структурными проблемами Серьезная структурная отсталость региона, приход в упадок промышленности региона, слабые сельские районы, регионы с чрезвычайно низкой плотностью населения Выделение средств из структурных фондов ЕЭС/ЕС

5. Более тесная координация между фондами Сообщества и национальными финансовыми инструментами Улучшение взаимодействия между фондами Сообщества и национальными финансовыми инструментами государств — членов ЕЭС Интегрированные действия фондов Сообщества и национальных финансовых инструментов

6. Тесная взаимосвязь между региональной политикой и другими видами политики, проводимой в рамках Сообщества Слабая согласованность между региональной политикой и другими видами политики, проводимой в рамках Сообщества Тесная взаимоувязка региональной и других видов политики, проводимой в рамках Сообщества, при разработке и реализации основных видов политики Сообщества (ЫАв) и принятии сопутствующих мер

7. Координация региональной политики Сообщества и региональной политики государств, входящих в ЕЭС Несогласованность региональной политики Сообщества и региональной политики государств, входящих в ЕЭС Принятие региональных программ развития, представленных государствами — членами ЕЭС Комиссии европейских сообществ

безработицы. Степень регионов определяется после направления соответствующих предложений стран — членов ЕЭС/ЕС на утверждение Европейской комиссии;

3) уменьшение долгосрочной безработицы в отдельных странах;

4) создание условий для занятости молодежи в отдельных странах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) отраслевая переориентация аграрного производства в отдельных странах;

6) поддержка территорий с преобладающим сельским населением (регионов 3-й ступени), где доля занятых выше в среднем по ЕЭС/ЕС. В то же время низкий уровень доходов в сельской местности. Соответственно, низкий уровень ВВП на душу населения.

После вступления в ЕС Австрии, Швеции и Финляндии в 1995 г. к этим целям была добавлена еще одна — содействие развитию регионов с чрезвычайно низкой плотностью населения — менее 8 чел. на 1 км2, причем список территорий определен протоколом к договору о вступлении названных стран в ЕС.

Реформа регулирования территориального развития привела к перераспределению средств в пользу наименее отсталых стран, на слаборазвитые районы приходится основная часть выделяемых средств. По сравнению с первым этапом заметно повысилась доля субсидий ЕЭС/ЕС в общей сумме инвестиций в проект. В 1990—1993 гг. появились 10 новых межгосударственных программ (табл. 4).

Выбор в качестве критериев отборарегионов, которым необходимо оказывать поддержку, таких, как ВВП надушу населения и длительная безработица, связан с исследованием специальной комиссии ЕЭС, проводившей в 1981г. анализ влияния тех или иных факторов на остроту региональных проблем. Рассматривались такие показатели, как миграционный баланс; коэффициент прироста населения в трудоспособном возрасте; структура занятости; уровень безработицы; степень распространения неполной занятости в сельском хозяйстве; ВВП надушу населения; производительность труда; уровень инвестиционной активности; уровень периферийности; динамика ВВП надушу населения за 10 лет; увеличение населения в трудоспособном возрасте.

Было установлено, что 3/4 региональных различий в ЕЭС определяют 3 фактора:

• слабое экономическое развитие, обусловленное периферийностью;

• несбалансированный рынок труда;

Таблица 4

Межгосударственные программы, которые появились в ЕЭС/ЕС в 1990-1993гг.

Программа Цели и задачи

«Решар» Стимулирование угледобывающих районов

«Энвирег» Вторичное использование пресной воды в средиземноморских регионах

«Интеррег» Перепрофилирование отраслевых структур приграничных территорий по мере создания единого внутреннего рынка в ЕЭС/ЕС после 1993 г.

«Реджис» Диверсификация экономики на удаленных островах, создание сетей электро- и газоснабжения в периферийных регионах, принадлежащих странам—членам ЕС

«Реген» Создание сетей электро- и газоснабжения в периферийных регионах

«Юро-форм» Поощрение сотрудничества между слабыми территориями в области профессионального образования

«Страйд» Вклад в развитие научно-технического потенциала слаборазвитых районов

«Призма» Обеспечение регионам возможностей подключения к создающемуся в рамках ЕС единому рынку государственных заказов

«Телема-тик» Внедрение принципиально новой системы телекоммуникаций в депрессивных районах

«Лидер» Стимулирование отраслевой диверсификации сельских районов

• низкий уровень трудовой активности, не обеспечивающий рациональное использование трудовых ресурсов региона.

В 2000 г. была проведена реформа целей региональной политики. Ради повышения прозрачности и эффективности число целей на 2000—2006 гг. было сокращено с7доЗ.

По новым правилам число инициатив (межгосударственных программ) ЕС было сокращено с 13 до 4. После сокращения действуют программы:

• «Интеррег» (стимулирование приграничной, транснациональной и межрегиональной кооперации);

• «Лидер» (содействие сельскому развитию через инициативы местных активистских групп);

• «Иквел» (развитие новых способов борьбы со всеми формами дискриминации и неравенства в отношении доступа на рынок труда);

• «Урбан» (стимулирование экономического и социального обновления попавших в кризис городов и пригородов).

Основными политическими принципами региональной политики в ЕС являются следующие: 1) наличие надежной законодательной базы, инвесторы и общественность были уверены в объ-

ективности выделения районов поддержки и мер стимулирования;

2) долгосрочный характер и направленность на решение структурных задач;

3) рыночная ориентация;

4) пространственная направленность, т. е. ограничение числа районов поддержки;

5) скоординированность действий органов власти разных уровней.

В странах ЕС при оценке и обосновании региональных приоритетов важное место отводится таким показателям, как душевые доходы и занятость, по критическим отклонениям которых от средне-национальных значений и принимаются целевые меры, включая реструктуризацию (конверсию) экономики регионов и др. В то же время главной целью практически во всех странах ЕС является стремление к созданию для жителей равных условий доступа к труду, образованию и услугам.

В Германии реализуется федеральный конституционный принцип экономического выравнивания потребностей регионов — земель с целью избежать перегрузки налогоплательщиков и обеспечить единый уровень жизни на всей территории страны. С самого начала в ФРГ был введен конституционный инструмент «выравнивания финансовых возможностей», т. е. богатые земли должны перечислять часть своего дохода в пользу более бедных. В число основных доноров входят 6 из 16 земель. Характерно, что и после «выравнивания» земли-реципиенты имеют уровень доходной базы ниже среднего уровня по стране.

Задачи региональной политики Франции определяются программным законом по обустройству территории, предусматривающим, что регионы разрабатывают долгосрочные схемы обустройства и развития территории, в реализации которых принимает участие и государство в рамках системы пятилетних плановых контрактов по схеме «государство — регионы».

В целом приведенные отдельные примеры показывают, что в странах ЕС понимается важность законодательного обеспечения региональной политики, при этом определяются не только ее содержание, цели и задачи, но и механизмы реализации.

Очень важно отметить, что западноевропейская система регионального планирования не зависит принципиально от характера государственного устройства: федеративного или унитарного. На высшем уровне обычно не разрабатывается каких-либо генеральных комплексных планов, хотя ранее они существовали. Здесь прежде всего при-

нимаются законодательные, нормативные акты, регламентирующие работу этой системы в целом. Важно то, что именно в законах и нормативных актах о региональном развитии и формулируются собственно приоритеты. Иногда, правда, делаются отраслевые/секторальные генеральные схемы. В последнее время это касается прежде всего «транспортных коридоров», задачи создания которых задаются на общеевропейском уровне.

Региональные планы (схемы) в странах ЕС разрабатываются на уровне всех территориальных единиц с нарастающей степенью детализации вниз. Стандартный период обновления — 5 лет; максимум — 10.

Принципиально важно, что именно через систему регионального планирования реализуется наибольшая часть государственных средств (из бюджетов всех уровней), идущих на совершенствование обустройства территории и оказывающих реальное воздействие на региональное развитие. Важно и то, что эта система имеет открытый характер, решение многих задач регламентируется общеевропейскими нормами (с учетом этого и выделяются средства структурных фондов), четко сформулированной системой целей и критериев, с привлечением соответствующих средств.

Из сказанного можно сделать вывод, что региональная политика развивается и совершенствуется и на уровне государств — членов ЕС, и на наднациональном уровне в рамках ЕС в целом. Эта наднациональная практика оказывает существенное влияние на национальную региональную политику (особенно менее развитых стран), которая имеет тенденцию к унификации. Тем не менее сохраняются и национальные особенности, которые значительно разнообразят и обогащают общеевропейский опыт.

При всем многообразии экономических форм и методов стимулирования регионального развития, применяемых в странах ЕС, можно выделить несколько общих принципов, которые, очевидно, можно было бы использовать и в российской практике:

• строгое соответствие применяемых стимулов определенным задачам государственной стратегии/политики регионального развития;

• учет принципов и других видов государственной секторальной политики (например, антимонопольной, транспортной, энергетической, промышленной и др.);

• четкое официальное выделение проблемных регионов различного типа;

• обоснованный официальный выбор критериев отбора регионов, которым необходимо оказывать поддержку;

• четкое официальное формулирование целей региональной политики;

• сочетание целей региональной политики с задачами проведения общей экономической политики в стране;

• четкое официальное выделение приоритетов региональной политики;

• ответственность государства за сбалансированное развитие регионов страны;

• безусловная адресность применительно к конкретным хозяйственным субъектам;

• приоритетность малых и средних предприятий;

• паритетное участие государства, регионов и хозяйственных субъектов в реализации стимулируемых мероприятий;

• сочетание различных стимулов с целью достижения синергетического эффекта;

• поддержка региональных инициатив по разработке и координации собственной социально-экономической и иной политики с общегосударственной;

• контроль за использованием выделяемых средств в соответствии с заявленными целями, задачами и критериями.

Список литературы

1. Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: УРСС, 2002. С. 257-263.

2. Armstrong A.(Willis) // Tuck D. H., compl. The encyclopedia of science fiction and fantasy. Through 1968. Vol. 2. Chicago: Advent, 1978. P. 463.

3. Pour une politique régionale dans la Communauté, Brussels. ECC (1977), Report on the regional problems in the enlarged Community, op. cit. 1969. P. 12-14.

4. Regional economic performance within the European Union / Ed. by Button K., Pentecost E. Cheltenham; Northampton: Elgar, 1999. IX. P. 26-45.

5. Vanhove ^.Regional policy: a European approach. Aldershote etc.: ashgate, 1999. P. 415-441.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.