Научная статья на тему 'Европейская стратегия пространственного развития в условиях глобализации и ее применимость для развития российских регионов'

Европейская стратегия пространственного развития в условиях глобализации и ее применимость для развития российских регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY-NC-ND
917
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАТ (СONFERENCE EUROPEENNE DES MINISTRES RESPONSABLES DE L'AMENAGEMENT DU TERRITOIRE ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СТРАН-ЧЛЕНОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ) / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ESDP) / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ЕВРОРЕГИОН / ПОЛИЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / СТРУКТУРНО СЛАБЫЙ (ПРОБЛЕМНЫЙ) РЕГИОН / ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (ЕАТС) / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ИНДИКАТОР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вергун Нина Михайловна

В статье рассматривается пространственный аспект европейской интеграции. Дается характеристика современных подходов и принципов европейской региональной политики. Особое внимание уделено трансграничному сотрудничеству, новым инициативам и программам Евросоюза по развитию еврорегионов, методике выделения структурно слабых (проблемных) территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European strategy of spatial development under globalization and how to adapt it to Russian regions development

The article looks into the spatial dimension of European integration. In the focus are advanced approaches and principles of European regional policy. Special emphasis is laid on transborder cooperation, new EU initiatives and programs for euroregions development and to the methodology of detecting "structurally weak" (distressed) territories.

Текст научной работы на тему «Европейская стратегия пространственного развития в условиях глобализации и ее применимость для развития российских регионов»

Н.М. Вергун

ЕВРОПЕЙСКАЯ стратегия ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЕЕ ПРИМЕНИМОСТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

В статье рассматривается пространственный аспект европейской интеграции. Дается характеристика современных подходов и принципов европейской региональной политики. Особое внимание уделено трансграничному сотрудничеству, новым инициативам и программам Евросоюза по развитию еврорегионов, методике выделения структурно слабых (проблемных) территорий.

Ключевые слова: СЕМАТ (Conference Européenne des Ministres responsables de l'Amenagement du Territoire - Европейская конференция министров регионального планирования стран-членов Совета Европы); Европейская концепция пространственного развития (ESDP); трансграничное сотрудничество; устойчивое развитие территорий; еврорегион; полицентрическая модель пространственного развития; структурно слабый (проблемный) регион; Европейская ассоциация трансграничного сотрудничества (ЕАТС); региональный индикатор; инфраструктурный индикатор.

На протяжении 90-х годов прошлого века, которые в России прочно ассоциируются с периодом глубочайшего социально-экономического кризиса, Западная Европа целенаправленно и достаточно успешно продвигалась по пути интеграции: экономический и валютный союз, Шенгенское соглашение, общеевропейская валюта, расширение границ на Восток - вот важнейшие вехи западноевропейского интеграционного процесса. Объединенная Европа начиная с 1996 г., когда к Совету Европы присоединились Россия и некоторые другие страны Восточной Европы и постсоветского пространства, расширила свои географические рамки, и в страсбург-ских документах появился новый, с географической точки зрения не вполне корректный, термин «Европейский континент». Логическим этапом общеевропейского интеграционного процесса стало стремление проводить скоординированную пространственную по-

литику, ключевую роль в которой призвано сыграть выходящее за национальные рамки транснациональное и трансграничное сотрудничество между государствами-членами Совета Европы и особенно между регионами и муниципалитетами.

В сентябре 2000 г. на 12-й сессии Европейской конференции министров регионального планирования стран-членов Совета Европы (Conference Europeenne des Ministres responsables de l'Amenagement du Territoire - сокращенно СЕМАТ) в г. Ганновере (ФРГ) был принят исключительно важный документ - «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента» (принципы СЕМАТ), включающий программу из десяти пунктов «За укрепление согласия между регионами Европы» по реализации этих принципов.

Одновременно государства-члены Евросоюза разработали Европейскую концепцию пространственного развития (ESDP), одобренную европейскими министрами регионального планирования в мае 1999 г. на неформальном совещании Совета министров ЕС в Потсдаме. Цель европейских политиков заключалась в том, чтобы вовлечь в эту политическую дискуссию государства - не члены ЕС и достигнуть консенсуса по возможности всех государств Европы относительно целей и задач европейского пространственного развития.

В январе 2002 г. «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента» были утверждены Комитетом министров Совета Европы и приобрели статус политического документа. Вот эти принципы:

1) обеспечение территориального согласия посредством более сбалансированного социального и экономического развития регионов и повышения их конкурентоспособности;

2) поощрение развития, генерируемого городскими функциями, и совершенствование взаимоотношений города и деревни;

3) создание равных условий транспортной доступности;

4) развитие доступа к информации и знаниям;

5) сокращение ущерба, наносимого окружающей среде;

6) приумножение и защита природных ресурсов и природного наследия;

7) приумножение культурного наследия как фактор развития;

8) развитие безопасной добычи энергоресурсов;

9) поощрение высококачественного устойчивого туризма;

10) ограничение последствий природных катастроф.

Ключевым термином в формулировании общеевропейской

политики пространственного развития является принцип устойчивости. Не вдаваясь в подробности дискуссии по этому вопросу,

отметим, что российское научное сообщество пришло к единому мнению: устойчивое развитие предполагает установление сбалансированных, гармоничных отношений между человеком, природой и обществом или, другими словами, люди, живущие сегодня и удовлетворяющие свои материальные потребности, не должны подвергать риску жизнь будущих поколений. Именно осознание этого факта выдвинуло экологическое равновесие, наряду с экономической стабильностью и социальным благополучием, в качестве важнейшего фактора устойчивого пространственного развития.

Реализация принципов СЕМАТ призвана внести вклад в решение триединой задачи - обеспечение устойчивого и сбалансированного развития европейских регионов, укрепление демократических структур на региональном и муниципальном уровнях и повышение конкурентоспособности «Большой Европы» в условиях глобализации.

В основе этих принципов, как противовес национальному подходу, лежит видение Европы как «Европы регионов», или, выражаясь языком специалистов по пространственному планированию, «полицентрическая модель развития». При этом имеются в виду два уровня:

- на общеевропейском уровне полицентрическая модель достигается путем равномерного пространственного развития динамичных центров роста, полностью интегрированных в мировую экономику; такая модель рассматривается в качестве альтернативы современной пространственной сверхконцентрации европейской экономической активности на ограниченном пространстве пятиугольника крупнейших европейских городов Париж - Милан - Мюнхен - Гамбург - Лондон;

- на региональном уровне - на основе кооперации между городами (создание сети городов) и новых взаимоотношений между городом и сельским окружением вместо доминирующей роли метрополий по отношению к периферии.

Таким образом, современная стратегия европейского пространственного развития направлена на формирование полицентрической децентрализованной системы расселения с постепенной передачей функций от городов-метрополий сети динамичных региональных центров при одновременном ограничении процесса субурбанизации. Этому может способствовать региональный маркетинг, устойчивый туризм и поддержка малого бизнеса.

Конкретизируя принципы СЕМАТ для различных территориальных образований, ганноверский документ предлагает «Меры пространственного развития для различных типов европейских регионов»: природных и культурных ландшафтов, городских и

сельских территорий, горных, прибрежных и островных регионов; транспортных «еврокоридоров»; территорий под пойменными и заливными лугами; бывших промышленных и военных зон, приграничных регионов. «Заинтересованные стороны, - как зафиксировано в документе, - должны определить, какие из предлагаемых мер должны быть приняты и насколько они приоритетны для политики пространственного развития».

Тактически пространственная интеграция европейских регионов и общин представляется как процесс «малых шагов», в котором ключевая роль отводится трансграничному, транснациональному сотрудничеству государств-членов Совета Европы. Предпосылкой успешного «сотрудничества без границ» является опора на упомянутые единые принципы пространственного развития, которые в Европе именуют «пространственным аспектом демократии».

Следует отметить, что принятые на конференциях СЕМАТ документы носят рекомендательный характер, и на их основе выстраивается архитектура правовых актов Евросоюза и отдельных европейских стран в области пространственного развития и региональной политики. Одна из основных провозглашенных целей европейской региональной политики - сформулировать меры пространственного развития, которые позволят обеспечить достаточно высокий и равноценный уровень жизни во всех регионах (как необходимое условие стабильности их демократических структур) и сократить существующий разрыв в социально-экономическом развитии между старыми и новыми членами Совета Европы. По существующим оценкам, ВВП в старых членах Совета Европы - более 20000 долл. на душу населения, т. е. примерно в 4 раза выше, чем в новых (присоединившихся после 1990 г.).

Как известно, существующий разрыв, или «уровень социального согласия», выражается через так называемый Индекс человеческого развития (рассчитывается для всех стран-членов ООН на основе трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования взрослого населения, доход - ВВП на душу населения) и может принимать значения от 0 до 1. По этому индексу в «большой Европе» выделяются четыре группы государств:

- ниже 0,73 - Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Турция;

- от 0,73 до 0,8 - Россия, Венгрия, Болгария, Румыния, частично - территория бывшей Югославии;

- от 0,8 до 0,87 - Польша, Чехия, Словакия, Греция, Кипр, Португалия;

- 0,87 и выше - остальные страны Западной Европы.

В Римских договорах 1957 г. о создании ЕЭС предусматривалось совместное регулирование территориального развития с целью сокращения разрыва между отдельными странами, однако соответствующей программы еще не было.

В 1960-1970 гг. в Западной Европе происходило усиление территориальных диспропорций (неблагоприятная экономическая конъюнктура, прием менее развитых членов), что привело к необходимости разработки в конце 1960-х годов долгосрочной Концепции региональной политики ЕС. Не имея возможности подробного ретроспективного анализа европейской региональной политики, отметим, что в ее развитии четко прослеживаются четыре этапа:

1) В 1975-1988 гг. мероприятия региональной политики финансировались из нескольких структурных фондов, а направления расходования выделяемых средств определялись странами-получателями. В 1975 г. начал работу Комитет по региональной политике при Совете министров ЕС и Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), действующий в рамках бюджета ЕС. Основная задача ЕФРР - предоставление субсидий в экономику отсталых регионов, преимущественно в целях повышения занятости (до 20% инвестиций, но не более 50% помощи по данному проекту со стороны национального правительства). Второе направление - поощрение капиталовложений в развитие инфраструктуры. В 19751979 гг. доля ЕФРР в финансировании таких проектов составляла 10-30%, а с 1979 г. - до 40%. На первом этапе финансировались четыре межгосударственные целевые программы:

СТАР - создание систем коммуникации в депрессивных регионах;

ВАЛОРЕН - освоение энергетического потенциала отсталых территорий;

РЕНАВАЛЬ - подъем районов с традиционным судостроением;

РЕЗИДЕР - реструктуризация регионов с развитой черной металлургией.

2) С 1989 г. стало осуществляться централизованное регулирование территориального развития на уровне ЕС, и все выделяемые из него средства были сосредоточены в едином фонде. Одновременно произошел отказ от всех ранее существовавших региональных программ и осуществлен переход к «индикативному методу» предоставления ресурсов в зависимости от принадлежности района к той или иной группе проблемных территорий.

В соответствии с этим была проведена гармонизация административного деления. Согласно классификации ЕС, каждое государство подразделяется на территории трех уровней:

NUTS I - 71 регион;

NUTS II - 183 региона;

NUTS III - 1044 региона (NUTS - Nomenclature of Territorial Units for Statistics).

При этом основными объектами региональной политики на уровне ЕС являются регионы второй ступени.

В 1990-1993 гг. появилось 10 новых межгосударственных программ:

РЕШАР - стимулирование угледобывающих районов;

ЭНВИРЕГ - вторичное использование пресной воды в средиземноморских районах;

ТЕЛЕМАТИК - внедрение новой системы телекоммуникаций в депрессивных районах;

ЛИДЕР - стимулирование отраслевой диверсификации сельских районов и др.

Реформа регулирования территориального развития Евросоюза привела к перераспределению средств в пользу наиболее отсталых стран и регионов. При этом в качестве основных критериев отбора регионов, которым необходимо оказывать поддержку, были приняты ВВП на душу населения и наличие длительной безработицы за последние три года.

3) В 2000 г. была предпринята реформа целей региональной политики, согласно которой число целей региональной политики ЕС сократилось с прежних семи до трех:

- развитие и структурная перестройка слаборазвитых регионов, где ВВП на душу населения меньше 75% от среднего по ЕС, а также содействие наиболее удаленным территориям (2/3 средств ЕФРР, 20% населения ЕС);

- экономические и социальные преобразования в структурно кризисных районах (до 18% населения ЕС);

- развитие человеческого потенциала в регионах, не подпадающих под действие первой цели.

Одновременно существенно сократилось число межгосударственных программ (инициатив) - с тринадцати до четырех:

ИНТЕРРЕГ - стимулирование приграничной, транснациональной и межрегиональной кооперации;

ЛИДЕР - содействие местному развитию через инициативы местных активистских групп;

ИКВЕЛ - развитие новых способов борьбы со всеми формами дискриминации и неравенства в отношении доступа на рынок труда;

УРБАН - стимулирование экономического и социального обновления кризисных городов и пригородов.

4) Новый этап в развитии региональной политики ЕС связан с разработкой и принятием новой Программы ЕС по развитию структурно слабых регионов на период 2007-2013 гг., предусмат-

ривающей новую архитектуру правовых актов и процедуру согласования принятия решений о предоставлении субсидий в Европар-ламенте и европейских фондах. На цели региональной политики направлена деятельность трех европейских фондов: ЕФРР, Европейского социального фонда (ЕСР) и так называемого Фонда единения. Создан самостоятельный новый «Сельский фонд развития», теперь уже вне Фонда единения. Определены правила подачи заявок и предоставления информации, а также финансового контроля и корректировок предоставляемых финансовых средств. Критерии получения субсидирования устанавливаются в соответствии с национальными правилами либо в рамках требований общеевропейских правовых актов и правовых актов фондов.

Сложности при реализации трансграничных, транснациональных и межрегиональных проектов и программ за последние годы, в первую очередь из-за различного правового регулирования и подходов в разных странах, привели к необходимости учреждения принципиально новой структуры - Европейского объединения трансграничного сотрудничества (ЕОТС), имеющего статус юридического лица и призванного обеспечить реализацию указанных проектов и программ на основе соглашений между странами-членами объединения либо регионами, однако на ЕОТС не может быть возложена финансовая ответственность за управление общими финансовыми средствами на цели регионального развития.

В соответствии с совместной инициативой ЕС «Совершенствование региональной структуры экономики» утверждены новые критерии выделения проблемных или структурно слабых регионов на период 2007-2013 гг. на основе единого синтетического показателя (табл. 1):

Таблица 1

Региональный индикатор Вес, %

Средний показатель уровня безработицы за период 2002-2005 гг. 50

Годовая заработная плата на одного занятого, зарегистрированного в системе социального страхования 40

Прогноз численности занятых в экономике/трудоспособного населения на период 2004-2011 гг. 5

Инфраструктурный индикатор 5

195

В свою очередь, инфраструктурный индикатор представляет собой также сложный показатель, который состоит из ряда частных показателей и вычисляется по следующей методике (табл. 2):

Таблица 2

Инфраструктурный индикатор Вес, %

I. Инфраструктура, ориентированная на основной капитал 40

Доступность трех ближайших национальных или международных агломераций автомобильным или ж/д транспортом, 2004-2005 15

Доступность европейских городов-метрополий комбинированным (авто + авиа) транспортом, 2004-2005 10

Оснащение крупными объектами транспортной инфраструктуры, 2004-2005 10

Оснащение современными видами коммуникаций - DSL, кабельная, радио и пр. 5

II. Инфраструктура, ориентированная на человеческий капитал 40

Количество мест в профессиональных учебных заведениях, 2002-2004 6

Доля лиц с законченным профессиональным образованием от общей численности трудоспособного населения, 2004 10

Обеспечение научно-интенсивными услугами 4

для предпринимателей, 2004

Доля занятых в технических профессиях, от общей 10

численности занятых, 2004

Численность персонала учреждений по передаче знаний, 2005 10

III. Инфраструктура, ориентированная на бюджет/ 20

домашнее хозяйство

Региональный потенциал населения 2003 20

Германская и российская делегации в последние годы тесно сотрудничали в Совете Европы в Страсбурге при разработке общеевропейских принципов пространственного развития СЕМАТ. На конференции в Ганновере российская сторона выразила заинтересованность в реализации конкретных проектов развития террито-

рий в сотрудничестве с европейскими партнерами. Российская инициатива была поддержана, и в результате в 2002 г. появился международный проект, получивший название «Реализация "Основополагающих принципов устойчивого пространственного развития Европейского континента СЕМАТ" в российских пилотных регионах», преобразованный позднее в «Инновационные регионы СЕМАТ».

Тщательный отбор модельных регионов с самого начала рассматривался как решающий фактор успеха проекта. Критериями окончательного выбора в пользу Московской и Ленинградской областей были политическая воля региональных властей к претворению в жизнь принципов и подходов СЕМАТ, а также готовность к разработке региональных стратегий социально-экономического и пространственного развития на основе широкого общественного участия, социального партнерства между властью, бизнесом и территориальным сообществом. При этом проект не ограничивается столичными регионами России и открыт для других регионов и стран: к числу так называемых инновационных регионов СЕМАТ присоединилась Псковская область, где в рамках совместной инициативы ИНТЕРРЕГ был создан еврорегион «Псков - Ливония», куда вошли приграничные территории (муниципалитеты) Псковской области, Эстонии и Литвы. За последние годы в инновационную сеть вошла также Республика Армения и другие страны ближнего и дальнего зарубежья - Молдавия, Украина, Грузия, а также Болгария и Румыния.

Следует отметить, что с самого начала проекта его участники столкнулись с необходимостью договориться о содержании ключевых терминов, таких как «пространственное развитие», «территориальное планирование», «региональное планирование» и «региональная политика», «региональный маркетинг», «планирование застройки» и т. д. Например, регион в общеевропейском масштабе в соответствии с так называемой инициативой ЕС INTERREG III В -это крупное пространственное образование, объединяющее части территорий нескольких государств (Альпийское пространство, Балтийский регион, регионы Северного моря, Атлантика, Западное и Восточное Средиземноморье и др.). В Германии регион - часть (субуровень) федеральной земли, один из промежуточных уровней пространственного планирования. В России под регионом понимается прежде всего территория субъекта РФ.

Другая проблема - законодательные рамки. Принцип субсиди-арности, провозглашенный СЕМАТ, предполагает четкое законодательное разграничение компетенций и полномочий между различными уровнями власти и управления в сфере пространственного

развития территорий, прежде всего федеральным, субъектным (региональным) и муниципальным. В России пока еще не принят базовый федеральный закон об общих принципах пространственной организации и территориального планирования, регулирующий эти взаимоотношения, который бы закреплял такие понятия, как «регион», «пространственное развитие», «инструменты и механизмы государственной региональной политики» др. Российские регионы-субъекты Федерации разрабатывают свои стратегические документы (стратегии социально-экономического развития до 2020 г., схемы территориального планирования) «в автономном режиме», т. е. без учета приоритетов пространственного развития на федеральном уровне, которые должны быть зафиксированы в главном стратегическом документе страны - Генеральной схеме пространственного развития Российской Федерации. Градостроительный кодекс РФ, принятый в 2004 г., регламентирует в основном процедурные и градостроительные аспекты территориального планирования (разработка и согласование схем территориального планирования различного уровня), но не обеспечивает действенность механизма согласования федеральных, региональных и отраслевых концепций, приоритетов и целевых программ.

Известно, что все российские регионы поделены на так называемые реципиенты и доноры. Насколько обоснованно такое деление? Действительно ли регионы-получатели финансовой помощи не могут прожить за счет собственных ресурсов или это результат в лучшем случае некомпетентности и пассивности региональных и местных властей? Эти вопросы стали предметом дискуссии международных экспертов в рамках проекта СЕМАТ. По инициативе профессора Университета в Байрейте (ФРГ) Й. Майера, в рамках проекта СЕМАТ была предпринята попытка перенесения европейской методики выделения структурно слабых районов на российскую почву (на примере Московской области). Совместно с российскими специалистами были отобраны, проанализированы и отображены на картах около 30 показателей по динамике населения, структуре занятости, уровню безработицы, миграционным потокам, транспортной освоенности, уровню доходов и др. Применение факторного и кластерного анализа позволило получить на основе этих показателей синтетическую карту Московской области, где видны наиболее сильные и слабые районы. Реальность такой карты зависит прежде всего от актуальности, информативности и достоверности положенных в основу методики статистических данных. Разумеется, в задачу экспертов не входило принятие решений о перераспределении финансовых потоков, здесь важна сама постановка проблемы и попытка ее решения на основании объективных критериев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время в Министерстве регионального развития Российской Федерации ведется большая работа по новой типологии регионов, на основании которой должны определяться параметры государственной региональной политики, а также по методике и механизму разработки Комплексной программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Эта комплексная программа должна состоять из:

- стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации со сроками планирования на 15-25 лет;

- схемы территориального планирования со сроками планирования на 15-25 лет, которая является территориальной проекцией стратегии;

- пакета программ экономического и социального развития субъекта Российской Федерации с горизонтом планирования 3-5 лет.

Каждая стратегия развития субъекта РФ обязательно должна иметь:

- общую характеристику места и специализации данного субъекта как в системе Российской Федерации, так и в международном разделении труда на ближайшие 15-25 лет и количественные показатели, характеризующие это место и специализацию;

- анализ системных проблем и набор региональных (крупных) проектов или направлений, определяющих способы достижения этих показателей.

На последней 14-й конференции СЕМАТ, которая состоялась в октябре 2006 г. в Лиссабоне по девизом «Мосты через Европу», была принята Декларация «Сети устойчивого пространственного развития Европейского континента», призвавшая всех европейских партнеров расширять и укреплять взаимодействие европейских инновационных регионов СЕМАТ, которые могли бы эффективно сотрудничать по самым различным аспектам (транспорт, коммунальная инфраструктура, культурно-исторические маршруты и т. д.), обмениваться опытом, превращаясь в инновационные регионы в Европе.

Опыт европейской стратегии пространственного развития полезен для решения проблем российских регионов как в отношении выделения регионов-реципиентов и регионов-доноров (европейская методика выделения структурно слабых регионов), так и для налаживания их последующего хозяйственного взаимодействия.

Литература

Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические

аспекты государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2002. Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента: Пер. с англ. М.: Главархитектура, 2002. Россия и ЕС: время еврорегионов // Строительство. 2006. № 4. Der Infrastrukturindikator - ein Baustein zur Abgrenzung der neuen GRW-Foerdergebiete // INFORMATIONEN aus der Forschung des BBR. 3/2006. Juni. S. 8-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.